Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения

Опубликовано: 16.05.2024

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Статья 121 . Исключена

Статья 127 . Исключена

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 117 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей.

2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 122 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Определением Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О установлено, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 настоящей статьи, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного Конституционным Судом РФ

2. Утратил силу с 1 января 2004 г.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

СТ 129.3 НК РФ.

1. Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения
в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий,
не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не
являющимися взаимозависимыми,
влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее
30 000 рублей.

2. Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей
статьей, при условии представления им федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, документации,
обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии
с порядком, установленным статьей 105.15 настоящего Кодекса, или в соответствии с порядком,
установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

Комментарий к Ст. 129.3 Налогового кодекса

В ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Данная статья была включена в Налоговый кодекс сравнительно недавно - Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ . Согласно ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ данные изменения вступили в силу с 1 января 2012 года.
--------------------------------
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4575.

Согласно п. 1 ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Лица признаются взаимозависимыми в случаях, если:

а) одна организация непосредственно и косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

б) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

в) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд также вправе признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров, работ и услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. В письме Минфина России от 13 ноября 2012 года N 03-01-18/9-168 указано, что сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон является лицом, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 года N 108н , признаются контролируемыми вне зависимости от величины суммы доходов, полученных по таким сделкам.
--------------------------------
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 50.

Если одна из сторон сделки, которая осуществляется между взаимозависимыми лицами, является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства и действующим через постоянное представительство, в этом случае конечные получатели доходов находятся на территории разных государств. Данные сделки между взаимозависимыми лицами не подпадают под действие п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации, и на них распространяются лишь положения п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 16 ноября 2012 г. N 03-01-18/9-172.

В соответствии с письмом Минфина России от 17 января 2013 г. N 03-01-18/1-4 в случае если сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, возникает ситуация, при которой местом регистрации или местом налогового резидентства конечных получателей доходов являются разные государства. Данные сделки между лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, включенного в список, утвержденный Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 года N 108н, но действующим через постоянное представительство, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами. На них также распространяются нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Сделки между взаимозависимыми лицами, где одна из сторон является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, включенного в список, утвержденный Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н, но действующим через постоянное представительство, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. рублей. Если сделки совершены между взаимозависимыми лицами, то такие сделки признаются контролируемыми вне зависимости от величины суммы доходов. Чтобы определить суммы доходов за календарный год с целью признания сделок контролируемыми, следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. По каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом, факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается отдельно.

При определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Такими сделками могут быть сделки, в которых участвуют два и более лица, а также сделки, признанные таковыми на основе решения суда. В соответствии с п. 10 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральной налоговой службы), суд вправе принять решение о признании сделки контролируемой, в случае если существуют достаточные основания полагать, что данная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

В соответствии с письмом Минфина России от 28 декабря 2012 года N 03-01-18/10-200 сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. При расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам. В случае если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, для целей определения суммы доходов за календарный год может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, с применением метода начисления.

Положения ст. 105.14 и 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации применяются до 1 января 2014 года с учетом особенностей, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ положения ст. 105.15 и 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает в 2012 году 100 млн. рублей, в 2013 году - 80 млн. рублей.

Согласно письму Минфина России от 26 декабря 2012 года N 03-01-18/10-196, исходя из совокупности положений Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 227-ФЗ в период 2012 - 2013 годов в ситуациях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), менее 100 млн. рублей в 2012 году и 80 млн. рублей в 2013 году, сделка будет являться контролируемой, но в отношении ее не будут применяться положения в части необходимости представления уведомлений, подготовки документации налогоплательщиками и проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Согласно письму Минфина России от 25 января 2013 года N 03-01-18/1-15 в ситуациях, когда определение отнесения сделки к контролируемой осуществляется в рамках договоров комиссии (агентских договоров или иных аналогичных договоров), необходимо руководствоваться положениями подп. 9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации.

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?


Неполная уплата налога как налоговое правонарушение. Состав правонарушения и ответственность, предусмотренная НК РФ. Возможность применения ответственности при наличии у налогоплательщика переплаты по соответствующему виду налога.

Пунктом 1 ст.3 НК РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязаны уплачивать установленные налоги и сборы. Обязанность платежей по установленным налогам и сборам в РФ законодательно закреплена п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ. Одним из видов налогового правонарушения является неполная уплата налога.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

В статье 122 НК РФ устанавливается ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора). Вина налогоплательщика является обязательным элементом состава данного налогового правонарушения.

В соответствии с Постановлением ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51 и ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738, факт неуплаты налога в установленный срок сам по себе не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика. Сумма штрафа за неуплату, не полную уплату налога, предусмотренная ст.122 НК РФ, установлена в размере 20 процентов от неуплаченной суммы. В случае умышленного деяния, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ сумма штрафных санкций увеличена до 40% от неуплаченной суммы налогов и сборов.

Минфин в письме от 28 июня 2016г. № 03-02-08/37483 дал разъяснения по применению ст. 122 НК РФ в отношении налогоплательщиков – физических лиц и указал, что неисполнение налогоплательщиком - физическим лицом обязанности по уплате указанного налога в установленный срок является основанием для применения мер принудительного исполнения такой обязанности и взыскания пеней.

Данная позиция основана на указаниях Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" арбитражным судам разъяснено, что при применении указанных положений статьи 122 Кодекса следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, образует состав правонарушения, установленного названной статьей. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Ответственность за неуплату, не полную уплату налога, предусмотренная ст. 129.3

влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей. Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при условии представления им федеральному органу исполнительной власти,

документации, предусмотренной ст. 101.15 НК РФ, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам.

Ответственность за неуплату, не полную уплату налога, предусмотренная ст. 129.5 влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей.

При применении ст. 122 НКРФ необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В связи с этим состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НКРФ, отсутствует при одновременном соблюдении следующих условий: 1) в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога; 2) сумма переплаты перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд); 3) указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу. Отсутствие состава правонарушения в данном случае объясняется тем, что занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных п. 4 ст. 81 НК РФ. Конституционный Суд РФ в п. 2 Определения от 24.10.2013 N 1616-О указал, в частности, что переплата налога, которая образовалась в период, предшествующий периоду возникновения задолженности по этому налогу, может исключить наступление неблагоприятных последствий ненадлежащего исполнения налогоплательщиком своих обязанностей, только если она сохранилась в бюджете на момент выявления инспекцией задолженности за конкретный налоговый период и принятия ею решения по данному обстоятельству. Из п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 следует, что ответственность, предусмотренная ст. 122 НК РФ, не применяется, если занижение налогоплательщиком суммы налога не привело к возникновению у него задолженности.

В соответствии с выше изложенным, можно сделать вывод, что составом правонарушения является вина налогоплательщика, доказанное налоговым органом, в связи с неуплатой, не полной уплатой налогов и сборов.

В случае выявления недоимки по налогам (сборам), ответственность за совершенное правонарушение по ст. 122 НК РФ возникает в случае отсутствия у налогоплательщика переплаты по соответствующему налогу (сбору) по сроку возникновения недоимки и дату выявления соответствующей суммы долга перед бюджетом.

— налоговая санкция, предусмотренная статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Комментарий

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) - это налоговая санкция, предусмотренная статьей 122 НК РФ:

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.

Ответственность, в связи с неуплатой или неполной уплатой сумм налога (сбора) налогоплательщиком является одной из наиболее часто применяемых санкций.

Санкции по статье 122 НК РФ применяются в случае, если налогоплательщик в налоговой декларации занизил налоговую базу. Если налоговая база была отражена в налоговой декларации правильно, но налог не был уплачен, то ответственность по статье 122 НК РФ не применяется. В этом случае применяются пени.

Пример

Налогоплательщик неотразил в налоговой декларации по НДС выручку от реализации по договору на сумму 1 млн. рублей, в связи с утерей счета-фактуры. Это привело к занижению суммы НДС в размере 200 000 рублей.

Такое правонарушение наказывается штрафом по ст. 122 НК РФ, в размере 20% от суммы неуплаченного налога — 40 000 рублей. За задержку уплаты налога также уплачиваются пени.

Пример

Налогоплательщик правильно отразил налоговую базу по НДС в налоговой декларации, но денег на уплату налогов у организации не хватило и она не уплатила НДС в размере 200 000 рублей.

В этом случае оснований для штрафа нет. За задержку уплаты налога налогоплательщик должен уплатить пени.

Статья 122 НК РФ применяется за неуплату налога. По некоторым налогам законодательством предусматривается уплата авансовых платежей (например, по налогу на прибыль). За неуплату авансовых платежей по налогу ответственность по ст. 122 НК РФ не применяется (Постановление арбитражного суда Поволжского округа от 26.04.2016 № Ф06-7280/2016).

Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ утвердило Методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов). Документ указывает то, как налоговики должны доказывать умысел совершенных налогоплательщиком правонарушений и применять повышенную ответственность за неуплату налога (40% вместо 20% по п. 3 ст. 122 НК РФ). Так, документ указывает:

"Примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40% от неуплаченных сумм, предусмотренную пунктом 3 статьи 122 Кодекса, является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Эти обстоятельства не позволяют усомниться в отсутствии элементов случайности происходящего. Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном "дроблении" бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо. Таким образом, первыми признаками умышленности являются имитационные. Поскольку при использовании подставного лица налогоплательщик несет некоторые расходы, его целью одновременно является стремление эти "непроизводительные" расходы сократить, в результате полноценной имитации не происходит, а налоговые и следственные органы должны эти признаки выявить и документально закрепить.

Использование подставных лиц (фирмы-однодневки) происходит, как правило, умышленно, и задача налоговых и следственных органов это выявить и доказать. Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги. Эта схема приведена на официальном сайте ФНС России в качестве одного из способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском и находится по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/. В таких случаях налоговому органу необходимо установить принадлежность фирмы-однодневки (поставщику или покупателю) и доказать это."

"Умысел может быть доказан совокупностью обстоятельств совершения налогового правонарушения в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости. Для того чтобы обосновать умышленность совершенного деяния, в акте налоговой проверки требуется в обязательном порядке сформулировать цели и мотивы, которые преследовались конкретным лицом при совершении противоправных действий.

Субъективная сторона устанавливается главным образом косвенными доказательствами, приобретающими в доказывании обстоятельств решающее значение. Как правило, трудность установления субъективной стороны обусловлена отсутствием и (или) ненадежностью прямых доказательств. К прямым доказательствам относятся показания свидетелей, наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы "черной бухгалтерии"), видео- и аудиозаписи, результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.

Доказывание умысла, таким образом, состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств, как прямо, так и косвенно указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)."

Рубрики:

Советуем прочитать

Налоговые санкции - мера ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговая декларация - заявление налогоплательщика (в письменной или электронной форме) об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога

Читайте также: