Спиртосодержащая продукция гсм налог

Опубликовано: 14.05.2024

Порядок перевозок этилового спирта регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - 171-ФЗ).

I. Кто может перевозить этиловый спирт?

а) Организация, имеющая в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортные средства, оснащенные специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения (абзац четвертый п. 3 ст. 9 171-ФЗ) и оборудование для учета объема перевозок такой продукции, соответствующие требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (за исключением случаев перевозок, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 171-ФЗ) (п. 12 ст. 8 171-ФЗ), и представившая уведомление (абзац первый п. 3 ст. 9 171-ФЗ).

б) Организация-перевозчик, соответствующая вышеизложенным требованиям, имеющая лицензию (лицензии) на перевозки соответственно этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее – лицензия) и заключившая договор перевозки с покупателем (абзац второй п. 3 ст. 9 171-ФЗ).

Отсюда вроде бы неожиданный, но вполне справедливый с учетом нижеизложенного, вывод о том, что спирт перевозит не всегда перевозчик и не всегда для этого нужна лицензия.

II. Кто такой «перевозчик»?

Перевозчик – это организация, которая имеет лицензии на перевозки соответственно этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (абзац второй п. 3 ст. 9 171-ФЗ).

III. Когда нужен перевозчик?

Если заменить многословное определение перевозчика в абзаце втором п. 3 ст. 9 171-ФЗ на слово «перевозчик», то получаем: «Перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются перевозчиком на основании договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем указанной продукции».

Отсюда следует, что перевозки продукции для третьего лица – покупателя – может осуществлять только перевозчик. При этом применяются остальные правила абзацев второго и третьего п. 3 ст. 9 171-ФЗ.

IV. Может ли поставщик, соответствующий требованиям к организации-перевозчику, имеющий лицензию и заключивший договор перевозки с покупателем, осуществлять перевозки спирта?

Ограничения на осуществление перевозок самим поставщиком, который в этом случае будет также и перевозчиком, в законе отсутствуют, и никакого противоречия в этом случае не возникает. Право собственности на спирт переходит к покупателю в момент его «передачи перевозчику», а именно в момент, когда поставщик начинает выступать в качестве перевозчика, т.е. заканчивает погрузку спирта, «принимает груз по накладной» (абзац третий п. 3 ст. 9 171-ФЗ) и начинает его транспортировку. Росалкогольрегулирование придерживается такого же мнения (разъяснение прилагается).

V. Может ли производитель спирта, соответствующий требованиям к организации-перевозчику, перевозить его сам себе для собственных нужд?

Разберем ситуацию поподробнее.

Перевозка спирта в случае, регулируемом абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, требует одновременного наличия «обязательных условий»:

1) лицензированного перевозчика;

2) договора перевозки;

5) договора поставки;

6) перехода права собственности на перевозимую продукцию.

Перевозки этилового спирта между обособленными подразделениями организации не запрещены

171-ФЗ не запрещено производство этилового спирта и алкогольной продукции разными обособленными подразделениями организации:

1) пункт 9 статьи 8 «не допускается производство алкогольной продукции обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта»;

2) пункт 2.3 статьи 11 «не допускается производство этилового спирта обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции».

Обратите внимание на слова «использующее», «осуществляющее» - они относятся к «обособленному подразделению», а не к «организации». Это подтверждается и историей принятия поправок к 171-ФЗ. В первом чтении проект Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ запрещал одновременное производство этилового спирта и алкогольной продукции в рамках одного юридического лица, затем «юридическое лицо» заменили на «обособленное подразделение». Первичные документы составляются на каждый КПП отдельно, учет в ЕГАИС и декларирование ведутся по обособленным подразделениям, акциз платится в момент передачи спирта (пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ), т.е. эта замена не нарушала цели вводимого запрета и не создавала неоправданных (и может быть, неконституционных) ограничений для производителей.

171-ФЗ не запрещено внутреннее перемещение этилового спирта между обособленными подразделениями организации.

Так называемая «закупка для собственных нужд» упоминается в Приказе Росалкогольрегулирования от 06.03.2012 N 42 "Об утверждении Порядка представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений".

Отсутствует переход права собственности

Налоговый кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 182 признает объектом налогообложения акцизами следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров,

8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров,

22) передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

Тем самым, Налоговый кодекс Российской Федерации:

1) разрешает передачу одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

2) однозначно разделяет понятия «реализация» и «передача структурному подразделению».

То есть, передача этилового спирта между структурными подразделениями организации не является реализацией.

Согласно пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией признается передача права собственности.

Таким образом, в ходе передачи этилового спирта между структурными подразделениями организации не происходит перехода права собственности.

Вывод: в ходе разрешенной законом процедуры не выполняется пункт 6 «обязательных условий».

Отсутствует договор поставки

Обособленные подразделения организации не являются юридическими лицами и не вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности от своего имени (пункт 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Раз обособленные подразделения организации не вправе приобретать имущественные права, то они:

1) не могут и заключать договоры между собой;

2) перехода права собственности на передаваемый между ними спирт от одного подразделения к другому происходить не может.

Собственником спирта остается юридическое лицо - организация, в состав которой входят эти обособленные подразделения, между которыми перемещается спирт.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю) (пункт 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи (пункт 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку при внутреннем перемещении спирта не происходит перехода права собственности на него, то данная передача этилового спирта не является поставкой или куплей-продажей.

Таким образом, в ходе указанного внутреннего перемещения не может заключаться договор поставки этилового спирта.

Вывод: в ходе разрешенной законом процедуры не выполняется пункт 5 «обязательных условий».

Отсутствуют поставщик-продавец и покупатель

Поскольку в ходе указанного внутреннего перемещения не может заключаться договор поставки этилового спирта, то и отсутствуют стороны этого договора, указанные в пункте 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, – поставщик (продавец) и покупатель.

Вывод: в ходе разрешенной законом процедуры не выполняются пункты 3 и 4 «обязательных условий».

Отсутствует договор перевозки

Если перевозка этилового спирта автомобильным транспортом в ходе указанного внутреннего перемещения осуществляется также одним из обособленных подразделений этой же организации, то исходя из тех же самых соображений, отсутствуют и отношения по перевозке в смысле главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации), соответственно, не может заключаться договор перевозки этилового спирта, и отсутствуют стороны этого договора – перевозчик и покупатель.

Вывод: в ходе разрешенной законом процедуры не выполняется пункт 2 «обязательных условий».

Отсутствует покупатель и в случае перевозки спирта третьим лицом

Если предположить, что при перевозке этилового спирта обязательны только договор перевозки и третье лицо – лицензированный перевозчик, то возникает следующая ситуация:

1) обособленные подразделения организации не могут заключать договор между собой – отсутствуют поставщик-продавец и покупатель;

2) отсутствует сторона договора перевозки – покупатель.

Без наличия одной из сторон договора перевозки не может существовать и сам договор.

Если предположить, что обособленное подразделение – получатель спирта является покупателем (что невозможно в силу всех вышеизложенных предыдущих доводов), то договор с перевозчиком все равно заключается только от имени организации – юридического лица, которая не может быть одновременно и поставщиком и покупателем.

Если предположить, что существует только покупатель, то куда делся поставщик, и откуда появился спирт?

Поэтому договор перевозки, заключенный сторонним перевозчиком с организацией, в такой ситуации не будет договором, заключенным с покупателем, как того требует пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.

Вывод: в ходе разрешенной законом процедуры пункты 3-6 «обязательных условий» не выполняются в любом случае – независимо от наличия или отсутствия третьего лица – стороннего лицензированного перевозчика.

Перевозка спирта между обособленными подразделениями организации автомобильным транспортом этой же организации не требует лицензии

В соответствии с действующим законодательством и сложившейся правоприменительной практикой лицензированию подлежит не всякая деятельность, указанная в законе как требующая наличия лицензии, а только целенаправленная, самостоятельная деятельность специализированных организаций, получающих от этой деятельности прибыль.

Основным видом деятельности организации является производство, закупка, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В ходе осуществления данной деятельности осуществляется передача этилового спирта от спиртового производства в алкогольное производство организации.

Указанная передача является неотъемлемой частью технологического цикла по производству алкогольной продукции и не носит характера целенаправленной и самостоятельной деятельности по перевозкам этилового спирта, направленной на получение прибыли.

Передаваемый между структурными подразделениями этиловый спирт в этом случае не является готовой продукцией, в силу положений государственных стандартов, рецептур и технологических инструкций представляя собой сырье для дальнейшего производства алкогольной продукции.

Предпринимательскую деятельность по перевозкам этилового спирта в этом случае организация не осуществляет, соответственно прибыли от такой деятельности не получает.

Таким образом, организации не требуется специального разрешения на осуществление деятельности по перевозкам этилового спирта между своими обособленными подразделениями.

Вывод: в ходе разрешенной законом процедуры не выполняется пункт 1 «обязательных условий».

Выводы

Исходя из того, что при описанном выше внутреннем перемещении этилового спирта отсутствуют все обязательные условия для применения абзацев второго и третьего пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ: отсутствуют отношения между юридическими лицами, отсутствуют договор поставки, договор перевозки, поставщик-продавец, покупатель и лицензированный перевозчик, то следует сделать вывод о том, что отсутствует и ситуация, регулируемая их положениями, и они не применяются.

Т.о. абзацы второй и третий пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ регулируют лишь случаи перевозки спирта третьим лицом – лицензированным перевозчиком между разными юридическими лицами – поставщиком-продавцом и покупателем.

Положения абзацев второго и третьего пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не применяются к перевозке спирта между обособленными подразделениями организации, независимо от того, выполняется перевозка самой организацией или сторонним перевозчиком.

Это косвенно признает и Росалкогольрегулирование, разъясняя, что лицензия и договор перевозки обязательны при наличии отношений по купле-продаже спирта (разъяснение прилагается).

VI. EXW или FCA в договоре поставки спирта?

Скорее, любой из них. Лишь бы условие абзаца третьего п. 3 ст. 9 171-ФЗ о моменте перехода права собственности выполнялось.

VII. Распространяется ли действие 171-ФЗ на отношения по перевозкам алкогольной продукции?

Не индивидуальными предпринимателями точно.

Цитата:
«2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…»
Ключевые слова: «распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица».

Наличие административной ответственности предпринимателя, осуществляющего оборот алкогольной продукции, за нарушение установленных законом требований, например, к маркировке продукции (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ), только подтверждало бы возможность ее перевозки предпринимателем (якобы запрещенной, по мнению Росалкогольрегулирования), если бы перевозка алкогольной продукции относилась к обороту (смайл).

лицензия на перевозку алкоголя

Что такое лицензия на перевозку алкоголя и когда она требуется

Лицензия на перевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции – это разрешительный документ, который необходимо получить для осуществления следующих видов деятельности:

  • Перевозка этилового спирта, в т. ч. денатурат;
  • Перевозка нефасованной спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием спирта более 25 %;
  • Перевозка нефасованной спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием спирта более 25 %.

Каким законодательством регулируется лицензирование перевозок алкогольной продукции

Деятельность, связанная с перевозкой алкоголя, а также процедура получения лицензии на ее осуществление регулируются:

  • Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» №171 – ФЗ от 22.11.1995 г.;
  • «Положением о лицензировании перевозок этилового спирта ( в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 г. №648;
  • Приказом Росалкогольрегулирования от 07.09.2012 г. №258 «Требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции»;
  • Приказом Росалкогольрегулирования от 07.09.2012 г. №256 «Требования к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции».

Кто выдает лицензию на перевозку алкоголя и спиртосодержащей продукции

лицензия на алкоголь

В Российской Федерации организацией, уполномоченной на выдачу алкогольных лицензий, является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка – Росалкогольрегулирование. Эта государственная служба также осуществляет контрольно-надзорную деятельность в сфере производства и оборота алкоголя и этилового спирта, регулярно проводя контрольные и проверочные мероприятия, направленные на пресечение нарушений.

Ответственность за перевозку алкогольной продукции без лицензии

Учитывая положения Федеральных норм и правил в сфере обращения алкоголя и этилового спирта, без лицензии на перевозку алкогольной продукции автомобильным транспортом, осуществление этого вида деятельности является административным правонарушением и влечет за собой юридические последствия.

Срок получения лицензии на перевозку алкоголя

Оформление лицензии на перевозку алкоголя автомобильным транспортом занимает до 30 дней, а также, этот срок может быть продлен Федеральной службой Росалкогольрегулярования на 30 дней. Для оформления лицензии в короткие сроки необходимо правильно подготовить все документы и представить факты соответствия автотранспорта техническим нормам.

Какие документы нужны для получения лицензии на перевозку алкоголя

  • Заявление о предоставлении лицензии на: Перевозку этилового спирта; Перевозку пищевой спиртосодержащей продукции; Перевозку непищевой спиртосодержащей продукции;
  • Платежное поручение об оплате государственной пошлины, согласно п. 94 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, размер которой составляет 500.000 рублей;
  • Уставные и учредительные документы заявителя;
  • Справка о балансовом учете предприятия по форме «Основные средства»;
  • Договор, подтверждающий факт законного владения и пользования транспортными средствами, предназначенными для перевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции (договор лизинга, купли-продажи, мены/дарения, судебное решение и т. д.);
  • Договор, акт, либо квитанция об оплате оборудования для учета объема перевозки алкогольной продукции;
  • Сертификаты соответствия установленного на транспортные средства оборудования учета;
  • Документы, подтверждающие факт установки приборов учета на транспортные средства.

Как быстро получить лицензию на перевозку алкогольной и спиртосодержащей продукции

Учитывая строгое отношение сотрудников Росалкогольрегулироварния к документам, предоставляемых в целях получения лицензии на обращение с алкогольной продукцией, самостоятельное получения разрешительных документов обязательно затянется на все 60 дней, а то и вовсе результатом будет отказ в предоставлении лицензии. Все потому, что в Федеральной службе есть свои внутренние требования о которых «не узнаешь, пока не попробуешь». Именно поэтому оформление лицензии на перевозку алкоголя рекомендуется поручить специалистам.

С уважением к Вам и вашему бизнесу,

юридическая компания "Деловой подход"

  • ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ПРИЕМА ОБРАЩЕНИЙ
  • ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
  • ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • РЕЕСТРЫ
  • СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ
  • БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
  • ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
  • СТОПКОРОНАВИРУС.РФ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Информационное сообщение об учете и декларировании объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий с 01.01.2018

В связи с изменениями в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), вступающими с 01.01.2018, сообщаем следующее:

1. Организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) обязаны:

- осуществлять учет и декларирование объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

- оснастить основное технологическое оборудование АСИиУ - измеряется объем безводного спирта в фармацевтической субстанции и объем фармацевтической субстанции (абз. 18 п.2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ);

- установить ЕГАИС и фиксировать информацию об объеме производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (абз.19 п.2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ).

2. Лица, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) обязаны:

- осуществлять учет и декларирование объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

- оснастить емкости для приемки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) АСИиУ (организации и индивидуальные предприниматели, использующие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанола) и ЭС для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий) - измеряется объем безводного спирта в фармацевтической субстанции или ЭС и объем в фармацевтической субстанции или ЭС (абз.20 п.2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ);

- установить ЕГАИС и фиксировать информацию об объеме закупки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и ЭС (организации и ИП, использующие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанола) и ЭС для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий), (абз.21 п.2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ).

Исключение! Указанное в абзаце восьмом пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ требование не распространяется (ЕГАИС не устанавливается) на учет объема:

- оборота закупленных спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий (пп.7 п.2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ);

- закупки и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве, изготовлении спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства, изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, на учет объема производства, изготовления и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий указанными организациями и индивидуальными предпринимателями. На указанных лиц также не распространяются требования абзацев двадцатого (емкости для приемки такой продукции АСИиУ не оснащаются) и двадцать второго пункта 2 настоящей статьи (ЕГАИС не устанавливается на учет объема производства и оборота спиртосодержащей продукции) (пп.12 п.2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ).

3. Лица, осуществляющие производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, обязаны:

- осуществлять учет и декларирование объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий;

- установить ЕГАИС и фиксировать информацию об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (абз.23 п.2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ);

- фиксировать информацию об объеме производства и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий, полученную с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота спиртосодержащей продукции, в ЕГАИС (абз.23 п.2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ).

Установленный объем 200 декалитров в год относится к объему готовой продукции, а не содержащейся в ней фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и в отношении совокупного оборота всех наименований спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, находящихся в производстве и (или) обороте у одного лица.

Исключение! Указанное в абзаце восьмом пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ требование не распространяется (ЕГАИС не устанавливается) на учет объема:

- оборота закупленных спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий (пп.7 п.2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ);

- закупки и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве, изготовлении спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства, изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, на учет объема производства, изготовления и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий указанными организациями и индивидуальными предпринимателями. На указанных лиц также не распространяются требования абзацев двадцатого (емкости для приемки такой продукции АСИиУ не оснащаются) и двадцать второго пункта 2 настоящей статьи (ЕГАИС не устанавливается на учет объема производства и оборота спиртосодержащей продукции) (пп.12 п.2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

С 1 января вступает в силу требование пункта 9 статьи 45 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в части того, что производители фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) обязаны осуществлять реализацию (передачу в установленном законодательством Российской Федерации порядке) фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола):

- производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств в емкостях объемом не более 1 литра и (или) не менее 1000 литров;

- организациям оптовой торговли лекарственными средствами; аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; медицинским организациям и ветеринарным организациям; организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных в таре объемом не более 1 литра.

Также следует отметить, что действие Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона № 278-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.2018) не распространяется на:

обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих лекарственных препаратов (абзац третий пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ);

обращение спиртосодержащих медицинских изделий, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих медицинских изделий (абзац одиннадцатый пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ).

Правительство Российской Федерации в установленном им порядке исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости и (или) функционального назначения спиртосодержащих медицинских изделий и лекарственных препаратов устанавливает перечни этой продукции, на деятельность по производству, изготовлению и (или) обороту которой не распространяется действие Федерального закона № 171-ФЗ (абзацы второй и третий пункта 4 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ).

Росалкогольрегулированием разработан и направлен в Минфин России проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка учета и декларирования объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также об объеме производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

от 7 сентября 2012 года N 256

____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года N 841
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 5 и пунктом 12 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4553; 1999, N 2, ст.245; 2001, N 53, ст.5022; 2002, N 30, ст.3026, 3033; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 30, ст.3113; 2006, N 31, ст.3433, N 43, ст.4412; 2007, N 1, ст.11, N 17, ст.1931, N 31, ст.3994, N 49, ст.6063; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.21, N 52, ст.6450; 2010, N 15, ст.1737, N 31, ст.4196; 2011, N 1, ст.42, N 27, ст.3880, N 30, ст.4566, ст.4601; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4322) и пунктом 5.2.13_5 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 154 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1119; 2010, N 21, ст.2618, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251, N 42, ст.5403; 2011, N 6, ст.888, N 14, ст.1935; 2012, N 7, ст.852; N 34, ст.4735),

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Е.Е.Махновского.

в Министерстве юстиции

25 октября 2012 года,

регистрационный N 25721

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по регулированию алкогольного рынка
от 7 сентября 2012 года N 256

Требования к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, в части автомобильного транспорта

I. Общие положения

1.1. Настоящие Требования определяют требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по автомобильным дорогам общего пользования (далее - автомобильный транспорт), а также к оборудованию для учета объема перевозки автомобильным транспортом этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - продукция).

II. Требования к автомобильному транспорту

2.1. Автомобильный транспорт должен быть оснащен оборудованием для учета объема перевозок продукции.

2.2. Автомобильный транспорт помимо оборудования для учета объема перевозок продукции должен быть оснащен специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее - технические средства).

Емкости автомобильного транспорта должны быть неразрывно соединены с шасси данного транспортного средства.

2.3. Автомобильный транспорт в части его назначения, конструкции, внешнего и внутреннего оборудования, внешнего вида должен соответствовать Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 38, ст.4475; 2010, N 38, ст.4828; 2011, N 42, ст.5922).

2.4. Требования, определенные пунктом 2.1 и абзацем вторым пункта 2.2 настоящих Требований, не распространяются на перевозки по территории Российской Федерации импортной продукции автомобильным транспортом в танк-контейнерах, после прохождения процедуры таможенного оформления при условии сохранения всех таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, наложенных для таможенных целей, до момента слива продукции в конечной точке маршрута ее перевозки.

III. Требования к оборудованию для учета объема перевозок автомобильным транспортом

3.1. Оборудование для учета объема перевозки продукции автомобильным транспортом должно состоять из:

а) одного или нескольких средств измерения, осуществляющих измерение объема заливаемой в емкость автомобильного транспорта и сливаемой из емкости автомобильного транспорта продукции (далее - средства измерения), позволяющих считывать измеряемые ими показатели бортовым контроллером;

в) одного или нескольких уровнемеров, установленных в каждой из емкости автомобильного транспорта, позволяющих считывать измеряемые ими показатели бортовым контроллером.

3.2. Оборудование, указанное в подпунктах "а", "в" пункта 3.1 настоящих Требований, должно обеспечивать измерение объема в декалитрах заливаемой в емкость автомобильного транспорта и сливаемой из емкости автомобильного транспорта продукции с относительной погрешностью не более 0,5 процента.

3.3. Оборудование, указанное в подпункте "а" пункта 3.1 настоящих Требований, должно обеспечивать раздельно для заливаемой в емкость автомобильного транспорта и сливаемой из емкости автомобильного транспорта продукции:

а) учет результатов измерения объема продукции нарастающим итогом с момента оснащения им автомобильного транспорта;

б) предотвращение искажения и подделки результатов измерений и учета;

в) сохранность измеренных показателей при изменении или прекращении подачи энергии от внешних источников не менее чем в течение 5 лет;

г) прекращение подачи продукции в случае остановки работы оборудования.

3.4. Оборудование, указанное в подпунктах "а", "в" пункта 3.1, должно быть поверено в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст.3021; 2011, N 30, ст.4590; N 49, ст.7025; 2012, N 31, ст.4322).

3.5. Оборудование для учета объема перевозок продукции должно быть опломбировано (опечатано) должностным лицом территориального органа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка до начала осуществления деятельности по перевозке продукции автомобильным транспортом, на котором установлено данное оборудование.


Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

Акцизы — это косвенный налог, который включается в стоимость подакцизных товаров (топливо, алкоголь, табак и проч.). Для каждого вида подакцизных товаров установлена своя ставка. Акцизы платят производители, переработчики и импортеры подакцизных товаров. Настоящая статья посвящена главе 22 НК РФ «Акцизы». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты акцизов, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

  1. Кто платит акцизы
  2. Какие товары являются подакцизными
  3. Когда начисляются акцизы
  4. Когда не начисляются акцизы
  5. Ставки акцизов
  6. Как рассчитать акцизы
  7. Как учесть входные акцизы
  8. Когда перечислять акцизы в бюджет
  9. Как отчитываться по акцизам
  10. Акцизы при экспорте

Кто платит акцизы

Юридические лица, индивидуальные предприниматели (ИП), импортеры и экспортеры, которые совершают операции, облагаемые акцизами. На практике в роли плательщиков акцизов выступают производители, переработчики и импортеры подакцизной продукции. Перекупщики не платят акцизы.

Обратите внимание: организации и ИП, совершающие облагаемые акцизами операции, не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения и уплату единого сельхозналога.

Бесплатно заполнить платежку в сервисе, где действующие КБК и другие реквизиты подставляются автоматически

Какие товары являются подакцизными

Этиловый спирт и продукция, которая содержит более 9% такого спирта. Исключение составляют лекарства, а также ветеринарные препараты в емкостях не более 100 мл. Еще одно исключение — парфюмерно-косметические средства с долей этилового спирта до 80% включительно (при наличии пульверизатора — до 90% включительно), разлитые во флаконы до 100 мл., а также парфюмерно-косметическая продукция с долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл. включительно.

Кроме того, под акцизы подпадает алкогольная продукция, пиво, табачные изделия (в том числе предназначенные для потребления путем нагревания), легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксил, авиационный керосин, природный газ, а также электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Когда начисляются акцизы

При импорте подакцизных товаров, а также при реализации и передаче подакцизных товаров, произведенных на территории РФ.

Реализация подакцизных товаров — это переход права собственности на возмездной или безвозмездной основе, в том числе использование подакцизной продукции при натуральной оплате. При этом акцизы начисляются только в случае, когда право собственности переходит непосредственно от производителя подакцизных товаров (например, от изготовителя к оптовику). При дальнейшей перепродаже (например, при отгрузке от оптовика в розничную сеть) акцизы начислять не нужно.

Также акцизы необходимо платить при реализации конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, включая подакцизные товары, полученные по решению суда.

Передача подакцизных товаров — это операции, при которых не происходит переход права собственности. При этом акцизы начисляются только в случае, если подакцизные товары передает непосредственно их производитель. Если же продукция передается лицом, купившим ее в готовом виде, акцизы начислять не надо.

Так, акцизами облагается передача произведенной продукции для переработки на давальческой основе и отгрузка подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья. Кроме того, акцизы начисляются при передаче произведенных товаров для собственных нужд, в уставный капитал или учредителю при выбытии последнего.

Под акцизы в общем случае попадает перемещение продукции внутри компании для дальнейшего производства неподакцизных товаров, и плюс к этому — внутренняя передача этилового и коньячного спирта для производства алкоголя или иной подакцизной продукции. Облагается акцизами и внутреннее перемещение созданных подакцизных товаров подразделению, занимающемуся их розничной реализацией.

Наконец, акцизы начисляются в случае получения денатурированного этилового спирта и прямогонного бензина организациями, имеющими соответствующие свидетельства.

Когда не начисляются акцизы

При перемещении подакцизных товаров внутри компании-производителя, если целью перемещения является изготовление других подакцизных товаров. Здесь есть исключение: от акцизов не освобождается передача спирта для изготовления алкоголя и другой спиртосодержащей подакцизной продукции.

Помимо этого акцизы не начисляют экспортеры, которые предоставили в налоговую инспекцию определенные документы.

Чтобы получить освобождение по любому из вышеупомянутых оснований, необходимо вести раздельный учет операций, подпадающих и не подпадающих под акцизы.

Ставки акцизов

Существует три вида ставок акцизов: специфические, адвалорные и комбинированные.

Специфические (твердые) представляют собой фиксированную сумму за единицу измерения. Именно специфические ставки утверждены для всех подакцизных товаров кроме сигарет и папирос. Например, для игристых (шампанских) вин в 2021 году действует ставка в размере 41 руб. за один литр.

Адвалорные ставки установлены в виде процента от стоимости товара. В настоящее время такой вид ставок не применяется.

Комбинированные (смешанные) ставки имеют две составляющие: специфическую и адволарную. Смешанные ставки утверждены для сигарет и папирос. В частности, по папиросам в 2021 году акциз рассчитывается по ставке 2 359 руб. за одну тысячу штук плюс 16% расчетной стоимости* (но не менее 3 205 руб. за одну тысячу штук).

Значения акцизных ставок ежегодно пересматриваются. Сейчас установлены ставки на 2021, 2022 и 2023 годы.

Как рассчитать акцизы

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку акциза. База рассчитывается отдельно по каждому виду подакцизных товаров и зависит от установленной для него ставки. В случае твердой ставки база — это объем продукции в натуральном выражении (например, 1 000 литров шампанских вин). Для комбинированных ставок база — это объем в натуральном выражении плюс расчетная стоимость (например, 100 000 папирос плюс их стоимость, равная 690 000 руб.). Если налогоплательщик не ведет раздельный учет операций, подпадающих под разные ставки, то он должен определить единую базу и применить к ней наибольшую из ставок.

База рассчитывается по итогам налогового периода, который равен одному календарному месяцу. Может так случиться, что база, определенная производителями, переработчиками и импортерами алкогольной и спиртосодержащей продукции, меньше объема, отраженного ими в системе ЕГАИС. В такой ситуации акцизы нужно расчитывать исходя из данных этой системы.

Налогоплательщик предъявляет сумму акциза покупателю (за исключением операций с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом), а при изготовлении подакцизных товаров из давальческого сырья — собственнику такого сырья. Иными словами, покупатель или давалец должен оплатить не только стоимость продукции и сумму НДС, но и акцизы. Их величина в общем случае выделяется отдельной строкой в первичных и расчетных документах, а также в счетах-фактурах. Если плательщик акцизов совершает операции, освобожденные от данного налога, на «первичке» и счетах-фактурах надо сделать надпись «без акциза». При розничной продаже акцизы включаются в цену изделия, но на ярлыках, в ценниках и чеках не выделяются.

Организации, начислившие и предъявившие покупателю акцизы, могут отнести их на расходы, а предприниматели — включить в состав профессиональных вычетов.

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Как учесть входные акцизы

Если покупатель не будет использовать приобретенные подакцизные товары для производства другой подакцизной продукции, то акцизы, перечисленные поставщику или заплаченные на таможне, необходимо включить в стоимость товара.

Если покупатель направит приобретенную подакцизную продукцию для производства другой подакцизной продукции и включит в состав расходов (профессиональных вычетов), то входные акцизы следует принять к вычету**. Это же правило действует для давальцев и изготовителей. Вычет возможен не всегда, а лишь в ситуации, когда ставка акциза по товарам, направленным на производство, и ставка по произведенной продукции, определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Вычет означает, что при уплате налога организация или ИП может уменьшить сумму начисленных акцизов на величину входных акцизов.

Здесь действует важное правило: принимать акцизы к вычету можно только после их фактической уплаты. Право на вычет следует подтвердить первичными документами по сделке, входящими счетами-фактурами (при импорте — грузовыми таможенными декларациями) и бумагами, подтверждающими перечисление акциза продавцу.

Если по итогам месяца сумма вычета превысила величину начисленных акцизов, разницу можно зачесть в счет будущих платежей или вернуть из бюджета.

Когда перечислять акцизы в бюджет

Для операций по реализации и передаче подакцизных товаров последняя дата уплаты акцизов — 25-е число следующего месяца. Для операций с прямогонным бензином и денатурированным спиртом — 25-е число третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Российские производители алкоголя должны перечислять авансовые платежи по акцизам не позднее 15-го числа текущего налогового периода. Впоследствии авансовый платеж можно принять к вычету. Освобождение от авансовых платежей предусмотрено для тех, кто представит в налоговую инспекцию банковскую гарантию, по которой банк обязуется в случае неуплаты перечислить акцизы вместо налогоплательщика.

Узнать или проверить ОКПО, ИНН и другие коды контрагентов

Как отчитываться по акцизам

По окончании каждого месяца налогоплательщики обязаны представить в налоговую инспекцию, где зарегистрирована головная организация и каждое из подразделений, налоговую декларацию по акцизам. Срок сдачи декларации — 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для организаций, имеющих свидетельства на операции с денатурированным спиртом и прямогонным бензином утвержден особый порядок — они должны сдавать декларации не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за налоговым периодом.

Налогоплательщики, обязанные делать авансовые платежи, должны не позднее 18-го числа текущего месяца сдавать в налоговую инспекцию копию платежки на перечисление авансовых платежей, копию банковской выписки о списании денег со счета и извещение с указанием детальной информации о совершенных облагаемых акцизами операциях.

Акцизы при экспорте

Экспортеры обязаны подтвердить свое право на освобождение от акцизов. Для этого они должны предъявить в налоговую инспекцию перечень документов, относящихся к внешнеторговой сделке (контракт, грузовую таможенную декларацию, выписку банка о получении экспортной выручки и пр.). Сдать бумаги нужно не позднее 180 календарных дней с даты реализации подакцизной продукции. Если 180 дней истекли, а пакет документов не собран, налогоплательщик обязан начислить и заплатить акцизы.

Кроме этого, экспортер обязан предъявить в налоговую инспекцию поручительство банка. Данный документ дает гарантию того, что в случае, если налогоплательщик в течение 180 дней не соберет все положенные документы по сделке, банк перечислит за него акцизы и пени. При отсутствии поручительства экспортер обязан самостоятельно заплатить акцизы, но после своевременного предоставления пакета бумаг акцизы можно возместить из бюджета.

* Расчетная стоимость зависит от максимальной розничной цены, которая представляет собой стоимость пачки сигарет и папирос, превышать которую не разрешено ни магазинам, ни предприятиям общепита. Эту цену должен установить производитель, он же обязан указать ее на упаковке и сообщить о ней в налоговую инспекцию.

** Исключением являются операции с прямогонным бензином и денатурированным спиртом, для которых действует особый порядок принятия вычетов.

Выбрать комплексное решение для работы в системе обязательной маркировки

Читайте также: