Создание благоприятных условий для сбора налогов

Опубликовано: 19.09.2024


Инновационной деятельности — благоприятные налоговые условия

Министерством финансов Российской Федерации разработан проект федерального закона о внесении изменений в налоговое законодательство в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности.

Согласно пояснительной записке, проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности» (далее — законопроект) разработан в соответствии с положениями послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.

Законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели предлагается набор мер в области совершенствования обложения налогом на прибыль организаций и налогом на имущество организаций.
Законопроектом уточняется порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее — НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В частности, предусматривается, что расходы на НИОКР равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) не предусмотрен перечень расходов, относимых к расходам на НИОКР. Этот вопрос представляется особенно актуальным в связи с предоставлением возможности с 1 января 2009 г. применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Предоставление налоговой субсидии по таким расходам без четкого определения перечня их статей в законодательстве о налогах и сборах может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части общепроизводственных и общехозяйственных расходов (косвенных расходов) к расходам на НИОКР, что в свою очередь приведет к созданию неверных стимулов и дискредитации самой льготы. Неопределенность состава расходов на НИОКР для целей налогообложения создает не только риски неправомерного сокращения налоговых обязательств, но и риски для добросовестных налогоплательщиков, связанные с такой неопределенностью. В связи с этим законопроектом определяется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций.

В целях создания механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, учитываемых в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, предусматривается, что налогоплательщики, использующие указанный механизм, должны будут представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии требованиями, установленными национальным стандартом. Такие требования в настоящее время предусмотрены Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.32-2001.

Учитывая, что проверка соответствия выполненных НИОКР перечню, установленному Правительством Российской Федерации, требует специальных познаний в области науки и техники, налоговым органом может быть назначена экспертиза представленного налогоплательщиком отчета в порядке, предусмотренном статьей 95 НК РФ. С целью обеспечения возможности проведения указанной экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки соответствующее изменение вносится в пункт 3 статьи 95 НК РФ.

В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР. При этом предусматривается, что налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных им программ самостоятельно принимает решение о создании резерва, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счет такого резерва.

Законопроектом предлагается освободить от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 лет.

Порядок отнесения ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики будет установлен Правительством Российской Федерации. В настоящее время к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики могут быть отнесены ценные бумаги, допущенные к торгам в биржевом секторе «Рынок инноваций и инвестиций» Закрытого акционерного общества «Международная межбанковская валютная биржа».
Данные меры направлены на стимулирование долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности частных инвестиций в развитие инновационной деятельности.
В целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования с 1 января 2011 года предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или – в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Административно-правовой департамент, 2 сентября 2010 г.

Налоги – один из способов пополнения бюджета страны. Это не единственное их назначение. Государство, грамотно применяя механизм сбора и регулируя процентную ставку, стимулирует приоритетные отрасли экономики и сдерживает развитие нежелательных.

Налоги и способы их сбора

Взыскание налогов с граждан и организаций структурировано и зависит от источника дохода, метода его получения, статуса налогоплательщика и региона применения. По закону каждый гражданин РФ в соответствии с получаемым доходом участвует в формировании бюджета государства.

Структура налогообложения

Налог взимается в том случае, когда выявлены все его составляющие.

В структуру налога входят:

• Субъект — лицо, подвергшееся взысканию налога (юридическое или физическое).
• Объект – предмет, принадлежащий плательщику (имущество, полученная прибыль, стоимость произведенных товаров или оказанных услуг, автомобиль и т. д.), чье наличие предполагает уплату налога.
• Налогооблагаемая база (стоимость всех объектов налогоплательщика).
• Льготы, предоставляемые государством, или освобождения от уплаты.
• Отчетный период – время, в течение которого определяется возникшая налоговая задолженность.
• Ставка – размер налоговых начислений. Бывают твердыми или выраженными в процентах. Твердая ставка – фиксированная сумма, предназначенная для взимания с одного объекта налогообложения. Величина процентных ставок в денежном выражении зависит от стоимости налогооблагаемой базы. Используются: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные процентные ставки.
• Порядок начисления. Определяет лицо, производящее расчеты налоговых сборов.
• Характерные особенности выполнения платежа – порядок уплаты.

Процесс сбора налогов осуществляется с учетом всех, изложенных выше элементов.

Классификация методов взимания налогов

Налоги бывают федеральные, региональные и местные. Федеральные действуют на всей территории России, региональные – в каждом из субъектов РФ, а местные — в дополнение к двум перечисленным, устанавливаются органами самоуправления.

• Административный или по уведомлению. Исчисление налога производят фискальные органы, а в адрес налогоплательщика отправляется уведомление. Опираясь на документ, гражданин погашает образовавшуюся перед государством задолженность.

• У источника. Обязанность уплаты возлагается на налогового агента. Истинный налогоплательщик получает на руки доход за вычетом суммы налога. В эту категорию попадает заработная плата, из которой работодателем вычитается размер НДФЛ для уплаты в налоговые органы.

• Подача декларации. Учет полученного совокупного дохода в текущий отчетный период и определение размера налоговых отчислений производится непосредственно плательщиком. Налоговым кодексом РФ определены предельные сроки подачи декларации уплаты сборов.

• Кадастровый. Используется на основании информации, полученной из реестра (кадастра) налогооблагаемых объектов. Распространяется на имущество, принадлежащее налогоплательщику. Все объекты в кадастре разделены по характерным признакам на группы, в соответствии с которыми рассчитывается налоговая ставка. Определение величины сбора не зависит от приносимого имуществом дохода.

Налоговый кодекс РФ также предусматривает взимание налога в результате эксплуатации имущества и по факту совершения расходов, но эти методы не нашли широкого применения.

Основные способы сбора налогов в РФ:

• косвенный – перекладывает налоговую нагрузку на плечи конечного потребителя товара или услуги, так как ставка уже включена в их стоимость;

• прямой – взимается с доходов, получаемых юридическими или физическими лицами, а также с имущества, находящегося в собственности.

Система определения налога

• Кумулятивный (накопительный). Дает возможность государству планировать поступление собираемых с населения денег. Базируется на исчислении налога в начале отчетного периода. Налоговый сбор начисляется нарастающим итогом. Таким же образом учитываются предоставляемые плательщику льготы. Размер текущих выплат сокращается на величину уплаченных ранее или произведенных ошибочно.

• Некумулятивный. Частичное взимание. Используется реже названного выше. Нарастающий итог не применяется. Характеризуется сложностью для непосредственных плательщиков, связанной с расчетом доходов в конце отчетного периода, и непредсказуемостью для планирования бюджетных поступлений.

В мире очень распространен глобальный метод сбора налоговых отчислений. Когда происходит взимание денежных средств с общего дохода, независимо от источника его получения.

На раннем этапе развития системы налогообложения использовалась шедулярная модель. Главной ее особенность заключалась в дроблении совокупного дохода на части (шедулы). Объекты классифицировались в зависимости от источника, приносящего доходы. В дальнейшем такой метод сбора налогов утратил значение, уступив место глобальному или объединившись с ним по смешанному типу, когда на отдельные части дохода предоставляются налоговые вычеты.

Налоговая политика государства определяется поставленными перед руководством страны целями. Выполнение социальных программ, укрепление обороноспособности страны, развитие инновационных технологий требуют мощного финансового подкрепления.

Потребности государственного бюджета определяют выбор способов исчисления и методов взимания налогов. При этом важно учитывать состояние экономики страны, ее территориальное устройство и нюансы сложившейся системы сбора налогов.

Граждане, обремененные необходимостью уплаты налогов, выбирают те способы взимания, которые в их распоряжение предоставило налоговое законодательство. Федеральная налоговая служба — главный орган, осуществляющий контроль и регулирование налоговой системы России.


Инновационной деятельности — благоприятные налоговые условия

Министерством финансов Российской Федерации разработан проект федерального закона о внесении изменений в налоговое законодательство в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности.

Согласно пояснительной записке, проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности» (далее — законопроект) разработан в соответствии с положениями послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.

Законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели предлагается набор мер в области совершенствования обложения налогом на прибыль организаций и налогом на имущество организаций.
Законопроектом уточняется порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее — НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В частности, предусматривается, что расходы на НИОКР равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) не предусмотрен перечень расходов, относимых к расходам на НИОКР. Этот вопрос представляется особенно актуальным в связи с предоставлением возможности с 1 января 2009 г. применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Предоставление налоговой субсидии по таким расходам без четкого определения перечня их статей в законодательстве о налогах и сборах может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части общепроизводственных и общехозяйственных расходов (косвенных расходов) к расходам на НИОКР, что в свою очередь приведет к созданию неверных стимулов и дискредитации самой льготы. Неопределенность состава расходов на НИОКР для целей налогообложения создает не только риски неправомерного сокращения налоговых обязательств, но и риски для добросовестных налогоплательщиков, связанные с такой неопределенностью. В связи с этим законопроектом определяется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций.

В целях создания механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, учитываемых в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, предусматривается, что налогоплательщики, использующие указанный механизм, должны будут представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии требованиями, установленными национальным стандартом. Такие требования в настоящее время предусмотрены Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.32-2001.

Учитывая, что проверка соответствия выполненных НИОКР перечню, установленному Правительством Российской Федерации, требует специальных познаний в области науки и техники, налоговым органом может быть назначена экспертиза представленного налогоплательщиком отчета в порядке, предусмотренном статьей 95 НК РФ. С целью обеспечения возможности проведения указанной экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки соответствующее изменение вносится в пункт 3 статьи 95 НК РФ.

В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР. При этом предусматривается, что налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных им программ самостоятельно принимает решение о создании резерва, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счет такого резерва.

Законопроектом предлагается освободить от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 лет.

Порядок отнесения ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики будет установлен Правительством Российской Федерации. В настоящее время к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики могут быть отнесены ценные бумаги, допущенные к торгам в биржевом секторе «Рынок инноваций и инвестиций» Закрытого акционерного общества «Международная межбанковская валютная биржа».
Данные меры направлены на стимулирование долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности частных инвестиций в развитие инновационной деятельности.
В целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования с 1 января 2011 года предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или – в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Административно-правовой департамент, 2 сентября 2010 г.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса - территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?

В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:

«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.



Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.

Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб.

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.

Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.



    Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.



    Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.

    Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России

    Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

    применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;

    нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;

    пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;

    пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;

    пониженная ставка по налогу на имущество организаций;

    освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;

    режим свободной таможенной зоны;

    пониженные ставки на страховые взносы;

    передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

    ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.

    Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:

    Читайте также: