Налогообложение малого бизнеса курсовая

Опубликовано: 19.09.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности специальных налоговых режимов и перспективы их дальнейшего функционирования;
- рассмотрение общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения упрощенной системы налогообложения;
- рассмотрение проблем малого бизнеса и путей их решения.

Содержание

Введение3
1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса 4
1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов 4
1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов6
2. Налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства11
2.1 Особенности налогообложения при применении общеустановленного режима налогообложения малого бизнеса11
2.2 Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 15
3. Пути решения проблем развития малого бизнеса 21
3.1 Изменение законодательной базы в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства 21
3.2 Применение зарубежного опыта в России25
Заключение29
Список использованной литературы 30
Приложения31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса 4

1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов 4

1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов6

2. Налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства11

2.1 Особенности налогообложения при применении общеустановленного режима налогообложения малого бизнеса11

2.2 Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 15

3. Пути решения проблем развития малого бизнеса 21

3.1 Изменение законодательной базы в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства 21

3.2 Применение зарубежного опыта в России25

Список использованной литературы 30

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства. Сегодня малое предпринимательство развито крайне плохо в России. Малый бизнес это всего 12% ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше. Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.

Стабильность системы налогообложения позволяет предпринимателю увереннее чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству. Актуальность темы работы обусловлена тем, что проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:

- рассмотрение сущности специальных налоговых режимов и перспективы их дальнейшего функционирования;

- рассмотрение общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;

- исследование применения упрощенной системы налогообложения;

- рассмотрение проблем малого бизнеса и путей их решения.

Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных экономистов по вопросам применения специальных налоговых режимов, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты

1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса

1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов

Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, а региональные - только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Однако для поддержки малого бизнеса необходимо установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Установление специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении, учитывая направления их деятельности и объемов 1 .

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст.18 НК РФ). В установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики это, как правило, бывает продиктовано стимулированием и улучшением регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Специальные налоговые режимы создавались для целей учета особенностей экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. Для противодействия уклонения от уплаты налогов, оптимизации механизма налогообложения посредством некоторого упрощения учета, вследствие чего отмечается уменьшение количества налоговой отчетности. В ряде случаев упрощенная система налогообложения позволяет налогоплательщикам не только платить меньше налогов в количественном аспекте, но и платить налог по более низким ставкам, что является способом поддержки субъектов малого предпринимательства. В определенной мере применение отдельных специальных налоговых режимов позволило снять конфликтность между налоговыми органами и налогоплательщиками, избавило последних от постоянного ожидания контролирующих органов, а для налоговых органов предоставило способ осуществлять в упрощенной форме контроль за налогоплательщиками 2 .

Одной из важных задач, стоящих перед экономикой России, является укрепление и развитие среднего и малого бизнеса, а также стимулирование данных процессов. На реализацию поставленной задачи было направлено введение в налоговую систему Российской Федерации специальных налоговых режимов, предусматривающих особый порядок их налогообложения. Целью выработки и реализации концепции единого налога, взимаемого по специальным налоговым режимам, было создание наиболее благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов - организаций и индивидуальных предпринимателей.

Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции:

- с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости (объективные финансовые отношения) в налоговой форме;

- с другой стороны, — это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым процессом в строго определенных сферах деятельности (субъективная сущность).

Поскольку объективную сущность специального налогового режима составляют налоговые отношения, следует определиться в таком вопросе, как функции налогов. Наиболее общепризнанными в научной среде считаются две функции налогов: фискальная и регулирующая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют регулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная система налогов, определяющих особенности, индивидуальность и общность специальных налоговых режимов.

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых требований лежат известные общие принципы налогообложения — справедливости, эффективности, нейтральности и простоты.

Названные основополагающие требования достаточно четко реализуются в специальных налоговых режимах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налоговые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, направленных на создание условий для минимизации налогов, зачастую, в нарушение принципов налогообложения. Специальный налоговый режим может предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего — достижение более значимого экономического и фискального эффекта 3 .

Налоговое регулирование в форме специального налогового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.

Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.

Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности.

Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика.

1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов

В Налоговый кодекс Российской Федерации готовятся серьезные поправки, касающиеся ЕНВД и упрощенной системы налогообложения. На сайте Министерства финансов России был размещен проект закона о внесении изменений в НК РФ, которые касались введения главы, посвященной упрощенной системе налогообложения на основе патента и отмене ЕНВД.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – ГД РФ) принят в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», предусматривающий ряд положений, направленных на совершенствование упрощенной системы налогообложения, в том числе выделение в отдельный специальный налоговый режим патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также поэтапную отмену системы налогообложения в виде ЕНВД.

В настоящее время в Правительстве РФ рассматривается вопрос об увеличении предельного размера доходов, позволяющего налогоплательщикам применять упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с планом работы ГД РФ предполагается, что названный законопроект будет принят на осенней сессии ГД РФ.

Проектом названного федерального закона предусмотрено выделение патентной системы налогообложения в отдельную главу 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ.

При этом законопроектом предусматривается сохранить право введения патентной системы налогообложения за законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которыми будет определяться:

1. перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится патентная система налогообложения в пределах перечня видов предпринимательской деятельности, указанных в главе 26 НК РФ;

2. размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, минимальный размер которого не может быть менее 100 000 руб., а максимальный размер не может превышать 500 000 руб. Размер указанного дохода предлагается индексировать на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, законопроектом сокращен с 69 видов предпринимательской деятельности, предусмотренных статьей 346.25.1 НК РФ, до 47 за счет их укрупнения. Одновременно вводятся новые виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в том числе розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 кв. м по каждому объекту организации торговли (п. 45), розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (п. 46) и услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (п. 47).

Развитие малого предпринимательства в России на данный момент является одним из самых важных направлений решений экономических и социальных проблем на всех государственных уровнях. Малый бизнес в последние годы приобретает огромные темпы распространения, решает проблему занятости населения, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг. Он продвигает экономику страны и, с каждым годом, все больше укрепляет свои позиции. Доля малого бизнеса в России составляет 20 % ВВП России.

В последнее время на законодательном уровне рассматриваются вопросы о принятии новых законов, постановлений, указов, которые будут направлены на поддержку малого бизнеса. Чтобы немного улучшить положение предпринимателей, вводят специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, упрощают формы сдачи деклараций. Это немного улучшает состояние среды для малого предпринимательства, но многие компании всё равно стараются уйти «в тень», причина таких действий – непосильные для данного сегмента рынка налоги.

Большинство развитых стран оказывают разного рода поддержку и поощрение для деятельности малого предпринимательства. В России, в целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования, был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он является основополагающим документом, который регулирует отношения развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов, инфраструктуры их поддержки, их формы и виды [4].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.02.201 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», микропредприятием в России признается предприятие, средняя численность работников которого не превышает 15 человек, а доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей [5].

Согласно данным предоставленным федеральной службой государственной статистики на 2013 год в Российской Федерации насчитывалось 1 млн 700 тыс. микропредприятий, на которых было занято 4,6 млн сотрудников. На основании же обновленных статистических данных, по состоянию на май 2014 года число микропредприятий увеличилось и теперь составляет 1 млн 800 тыс. предприятий, и в них работает 4,7 млн работников. То есть можно сделать вывод, что привлекательность предпринимательства в России постепенно возрастает и соответственно увеличивается число людей, занятых в микробизнесе. Представим данные основных показателей деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы в табл. 1.

В Российской Федерации существуют два вида налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: общий и специальный налоговые режимы.

Общий налоговый режим предусматривает уплату федеральных, региональных и местных налогов, а также уплату взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования.

Малое предпринимательство в основном используют специальные налоговые режимы. В зависимости от разных показателей предприятия, можно выбрать один либо несколько специальных налоговых режимов:

● система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

● упрощенная система налогообложения (УСН);

● единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

● патентная система налогообложения (ПСН) [3].

Чаще всего предприниматели выбирают УСН либо ЕНВД. Переход на другую систему налогообложения является добровольным, но существуют определенные для этого сроки. Данные о поступлениях от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 г. всего по РФ представим в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что наибольший удельный вес поступлений имеет упрощенная система налогообложения – больше половины всех налоговых поступлений от использования специальных налоговых режимов приходится именно на неё. Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики [2].

Основные показатели деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое налоговый режим

Бизнес платит налоги по определенным правилам и формулам. Попросту говоря, налоговый режим (или система налогообложения) - и есть тот набор формул, по которым придется рассчитывать и перечислять в бюджет налоги. В России несколько таких систем, они отличаются по количеству налогов и их размеру, по числу отчетов, которые придется сдавать. В каждой системе есть свои допуски и критерии: если бизнес подходит под эти допуски — имеет право применять систему, если “не влезает” - то нет.

  • ОСНО — общая система налогообложения — базовая система, на которой “по умолчанию” оказываются все новые компании и ИП, если они не выберут другой режим и не напишут об этом уведомление в налоговую. Поэтому ОСНО называют основной системой, или “классикой”, а остальные налоговые режимы — специальными, или спецрежимами.
  • УСН — упрощенная система налогообложения, упрощенка.
  • ПСН — патентная система налогообложения, патент.
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог — для фермеров и крестьянских хозяйств.
  • НПД — налог на профессиональный доход — для самозанятых.

Что влияет на выбор налогового режима

Какие же параметры показывают, сможете вы применять конкретную систему налогообложения или нет? Перечисляем.

  • Объем годовой выручки. Скажем, для УСН это 200 000 млн. рублей, для ПСН — 60 млн. рублей, для НПД — 2,4 млн. рублей, а для ОСНО ограничений нет.
  • Число сотрудников. На упрощенке можно работать со штатом до 130 человек, на патенте — до 15 человек, на НПД вовсе нельзя нанимать персонал, а на ОСНО ограничений снова нет.
  • Организационно-правовая форма - ИП, ООО и пр. Например, ИП могут работать на ПСН и НПД, а ООО — нет.
  • Виды деятельности. На ОСНО можно работать при любом виде деятельности, а вот у каждого спецежима есть список видов, для которых его можно применять. Это прописано в Налоговом кодексе и региональных законах, мы расскажем об этом подробнее, когда будем говорить о каждом спецрежиме.

Есть и другие допуски для спецрежимов: стоимость основных средств, наличие филиалов и пр. Об этом мы тоже расскажем позже.

Как выбрать налоговый режим

Шаг 1. “Отфильтруйте” все возможные режимы по организационно-правовой форме. Например, у вас ООО: подойдут ОСНО и УСН. Если у вас ИП, подойдет любой из режимов.

Шаг 2. Смотрим на годовую выручку. Если по бизнес плану вы должны заработать 45 млн рублей, то НПД уже не подойдет, а вот патент, упрощенка и ОСНО — да.

Шаг 3. Считаем работников в штате. Например, у вас 60 сотрудников: патент и НПД отпадают, остается упрощенка и ОСНО.

Шаг 4. Отсекаем налоговые режимы по видам деятельности: проверяем допуски для вашего вида. Скажем, страховщики не работают на УСН.

Шаг 5. Проверяем остальные критерии: например, компания с филиалами или участием другой компании в уставном капитале более 25% не может применять УСН.

Шаг 6. Если к этому шагу у вас еще есть выбор, рассчитайте налоговую нагрузку. Для этого посмотрите, какие налоги платят на каждом подходящем налоговом режиме, и рассчитайте суммы по вашим плановым или текущим доходам. Потом сравните их и выберите самый выгодный налоговый режим.

Выбор системы налогообложения можно сделать автоматически — с помощью бесплатного калькулятора от Контур.Бухгалтерии. Калькулятор поможет отсечь неподходящие режимы, подскажет, как заполнить поля для расчета, и покажет налоговую нагрузку по каждой системе. Вам останется только выбрать выгодный режим.

УСН: налоги и отчеты, кому подходит

Упрощенка — один из самых понятных и выгодных спецрежимов для малого бизнеса, правила работы и перехода на УСН есть в гл. 26.2 НК РФ. На упрощенке платят один налог (правда, если у компании есть транспорт и земля, то транспортный и земельный налог платятся отдельно). Каждый квартал перечисляют так называемые “авансы по налогу”, а по итогам года рассчитывают и платят остаток налога. А вот налоговая декларация одна — ее сдают раз в год: организации до 31 марта, ИП — до 30 апреля.

Плюс системы еще и в том, что власти вашего региона могут снизить налоговую ставку по УСН для некоторых видов бизнеса, тогда экономия будет еще заметнее.

На УСН не надо работать с НДС. Поэтому другим компаниям, которые платят НДС, не выгодно покупать у компаний или ИП на УСН товары и услуги. Так что “осношники” стараются не работать с “упрощенцами”.

Допуски и ограничения при работе на УСН:

  • годовой доход — не более 200 млн. рублей;
  • число сотрудников — не более 130;
  • стоимость основных средств — не более 150 млн. рублей;
  • в уставном капитале компании должно быть не более 25% вклада другой организации;
  • у компании не должно быть филиалов;
  • на упрощенке нельзя работать производителям подакцизных товаров, добывать полезные ископаемые, работать с ценными бумагами, давать кредиты: в ст. 346.12 НК РФ перечислены все, кому нельзя работать на УСН.

Правила расчета налога на упрощенке зависят от объекта налогообложения. Это та сумма, с которой платится налог. На УСН есть два варианта:

  • доходы;
  • доходы минус расходы.

УСН “Доходы”

Налоговая ставка — от 1 до 6% в зависимости от региона и вида деятельности. Обычно этот вариант выгоден, если ваши расходы сложно подтвердить или расходы составляют менее 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 8%.

Из суммы налога можно вычесть уплаченные страховые взносы: это взносы ИП “за себя” и взносы за сотрудников. Здесь мы подробнее рассказываем об уменьшении налога на сумму взносов.

Вести учет и сдавать отчетность на УСН “Доходы” можно самостоятельно, чтобы экономить на бухгалтере. Лучше это делать не в таблицах Excel, а в специальной программе или сервисе. Скажем, сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налог, заполнит книгу учета доходов и расходов и налоговую декларацию, предупредит о сроках платежей и отчетности. Для сотрудников — рассчитает и оформит зарплаты, взносы, НДФЛ, отчеты.

УСН “Доходы минус расходы”

Налоговая ставка — от 5 до 15% в зависимости от региона и вида деятельности. Будет выгоден, если ваши расходы легко подтвердить документами, и они составляют более 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 20%.

Уплаченные страховые взносов за ИП и сотрудников можно включить в расходы. Но не все расходы уменьшают налоговую базу, с которой платят налог. Для признания расхода есть требования:

  • расход обоснован и совершен с целью получение дохода;
  • расход упомянут в списке из ст. 346.16 НК РФ;
  • вы получили от поставщика то, за что платите деньги, и полностью расплатились;
  • есть документы, которые подтверждают расход;
  • если расходы связаны с товарами для перепродажи, то списать их можно только после продажи этих товаров.

Чтобы не запутаться с учетом расходов на УСН, лучше вести учет в специальном сервисе или привлечь бухгалтера. Скажем, веб-сервис Контур.Бухгалтерия учитывает расходы по всем правилам, рассчитывает платежи, заполняет КУДиР и декларацию, формирует платежки, напоминает о датах платежей и отчетов. В сервисе есть зарплатный блок для работы с сотрудниками. А с помощью управленческих отчетов руководитель сможет контролировать финансы.

ОСНО: учет, отчетность, сложность

Малый бизнес редко выбирает ОСНО: только если видит выгоду в работе с плательщиками НДС — многие поставщики и покупатели охотнее сотрудничают с теми, кто тоже платит налог на добавленную стоимость. Этот налог платят на ОСНО, а еще — налог на прибыль и налог на имущество организаций, если в собственности есть недвижимость. Если есть транспорт и земля — налоги по ним платятся отдельно. Отчетность по каждому из налогов сдают ежеквартально.

На ОСНО придется вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет — довольно сложный и кропотливый. Это вряд ли возможно без специальных бухгалтерских знаний, даже если вы работаете в специализированном сервисе. Так что на ОСНО компании и ИП чаще всего работают с бухгалтером.

Но все же бухгалтерские сервисы упрощают работу и избавляют от ошибок. Например, в Контур.Бухгалтерии есть специальный инструмент “Расчет НДС”, который помогает сокращать налог к уплате, подсказывает, каких документов в системе не хватает и какие ошибки в учете допущены.

Патент: критерии, совмещение

Патент похож на отмененный с 2021 года режим ЕНВД. Здесь размер налога зависит не от фактических доходов, а от потенциально возможных. Такой доход устанавливают региональные власти, рассчитать стоимость патента можно на официальном сайте налоговой.

Работать на ПСН легко: нужно вовремя вносить платежи за патент и вести книгу учета доходов. Если у вас есть транспорт и земля — платить налоги по ним, а если есть сотрудники — уплачивать НДФЛ, взносы и сдавать отчеты по персоналу. С 2021 года стало можно уменьшать сумму патента на страховые взносы за себя и сотрудников по аналогии с отмененным ЕНВД.

Вот допуски к работе на патенте:

  • работать на ПСН могут только ИП;
  • ваш вид деятельности должен подходить под ПСН, в каждом регионе свой список (скажем, общепит, детские центры развития, фотоуслуги), уточняйте эти сведения в своей налоговой;
  • в штате предпринимателя не более 15 сотрудников;
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей;
  • ИП не работает с подакцизными товарами и товарами, подлежащими обязательной маркировке.

НПД: кому подходит

Налог на профессиональный доход — режим для самозанятых. Если вы временно или постоянно работаете сами на себя и продаете товары или услуги собственного производства, а ваши доходы — не более 2,4 млн рублей в год, то можно рассматривать этот режим. Его могут применять физлица и индивидуальные предприниматели. Один из плюсов этого режима — на нем не нужно платить страховые взносы “за себя”.

Совмещение налоговых режимов

Иногда в бизнесе выгодно выделить два направления, и по каждому из них применять свой налоговый режим. С 2021 года совмещать разные режимы могут только предприниматели. Есть два варианта:

ОСНО и упрощенку совмещать нельзя, оба эти режима — базовые и распространяются на всю деятельность. А НПД нельзя совмещать ни с чем.

Резюмируем: внимательно изучите, подходит ли вам каждый из налоговых режимов по допускам и критериям, сравните налоговую нагрузку с помощью нашего бесплатного калькулятора и работайте на самом выгодном для вашего бизнеса режиме. А веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вести учет, начислять зарплату и отчитываться на любой системе налогообложения или при их совмещении. Первые две недели все новички работают бесплатно.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование налогообложения предприятий малого бизнеса в Российской Федерации и путей его совершенствования.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать требования, предъявляемые к специальным режимам налогообложения и уточнить принципы построения этих систем;
- уточнить взаимосвязь понятия малого предпринимательства и критериев его определения для целей налогообложения;
- проанализировать состояние налогообложения малого предпринимательства в России, выявить основные тенденции, наметившиеся в связи с применением специальных налоговых режимов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к определению малого бизнеса…….….6
Малый бизнес, понятие, сущность и его роль в рыночной экономике…. 6
1.2 Количество зарегистрированных малых предприятий в Российской Федерации…………………………………………………………………………9
Режимы налогообложения для малого бизнеса……………………………14
1.4 Ограничения для применения специальных режимов налогообложения………………………………………………………………. 32
Заключение……………………………………………. ……………………. 34
Список использованной литературы………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая р.(исправленная).docx

Глава 1. Теоретические подходы к определению малого бизнеса…….….6

    1. Малый бизнес, понятие, сущность и его роль в рыночной экономике…. 6

1.2 Количество зарегистрированных малых предприятий в Российской Федерации……………………………………………………… …………………9

    1. Режимы налогообложения для малого бизнеса……………………………14

1.4 Ограничения для применения специальных режимов налогообложения……………………………………… ………………………. 32

Список использованной литературы………………………………………..35

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его – одна из основных проблем экономики.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды.

Среднее время жизни малых предприятий примерно 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.

Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача невыполнима никаким комитетом. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.

Местные власти не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

Очень часто малые предприятия создаются на базе старых государственных предприятий.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

Выбранная тема является актуальной, так как проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.

В качестве источников информации при подготовке работы была использована учебная, научная и специальная литература по теме работы, а также научные разработки ведущих экономистов.

Целью курсовой работы является исследование налогообложения предприятий малого бизнеса в Российской Федерации и путей его совершенствования.

Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

- проанализировать требования, предъявляемые к специальным режимам налогообложения и уточнить принципы построения этих систем;

- уточнить взаимосвязь понятия малого предпринимательства и критериев его определения для целей налогообложения;

- проанализировать состояние налогообложения малого предпринимательства в России, выявить основные тенденции, наметившиеся в связи с применением специальных налоговых режимов;

- проанализировать упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, выявить их положительные и отрицательные стороны.

Объектом исследования является малый бизнес.

Предметом является теория и практика налогообложения малого бизнеса, а также современный опыт функционирования специальных налоговых режимов в России.

В ходе работы использованы нормативно – правовые акты, теоретические основы налогообложения бизнеса, методы налогообложения в виде специальных налоговых режим.

При написании работы использованы статистические данные и данные с официальных сайтов.

Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, содержащий 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические подходы к определению малого бизнеса

1.1 Малый бизнес, понятие, сущность и его роль в рыночной экономике

Предпринимательство и бизнес – это самостоятельная, инициативная деятельность отдельных граждан, осуществляемая ими на свой страх и риск под имущественную ответственность и направленная главным образом на получение экономической выгоды в форме прибыли.

Малый бизнес в России медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики, становясь органической ее частью.[1]

Рост малого бизнеса в непростых условиях общего экономического развития России свидетельствует о его внутреннем потенциале.

Что же называют малым бизнесом? Однозначного определения нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно по этим критериям и различают малый, средний и крупный бизнес. В разных странах эти критерии отличаются, но чаще всего используется следующее деление предприятий:

• крупное – предприятие, имеющее более 500 работников;

• среднее – от 100 до 500 человек;

• малое – до 100 человек.

В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 3), приведены в таблице 1.[14]

В соответствии с законом, под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Численность работников малых предприятий

Предельный уровень численности работников, чел.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности специальных налоговых режимов и перспективы их дальнейшего функционирования;
- рассмотрение общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения упрощенной системы налогообложения;
- рассмотрение проблем малого бизнеса и путей их решения.

Содержание

Введение3
1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса 4
1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов 4
1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов6
2. Налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства11
2.1 Особенности налогообложения при применении общеустановленного режима налогообложения малого бизнеса11
2.2 Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 15
3. Пути решения проблем развития малого бизнеса 21
3.1 Изменение законодательной базы в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства 21
3.2 Применение зарубежного опыта в России25
Заключение29
Список использованной литературы 30
Приложения31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса 4

1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов 4

1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов6

2. Налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства11

2.1 Особенности налогообложения при применении общеустановленного режима налогообложения малого бизнеса11

2.2 Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 15

3. Пути решения проблем развития малого бизнеса 21

3.1 Изменение законодательной базы в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства 21

3.2 Применение зарубежного опыта в России25

Список использованной литературы 30

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства. Сегодня малое предпринимательство развито крайне плохо в России. Малый бизнес это всего 12% ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше. Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.

Стабильность системы налогообложения позволяет предпринимателю увереннее чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству. Актуальность темы работы обусловлена тем, что проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:

- рассмотрение сущности специальных налоговых режимов и перспективы их дальнейшего функционирования;

- рассмотрение общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;

- исследование применения упрощенной системы налогообложения;

- рассмотрение проблем малого бизнеса и путей их решения.

Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных экономистов по вопросам применения специальных налоговых режимов, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты

1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса

1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов

Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, а региональные - только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Однако для поддержки малого бизнеса необходимо установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Установление специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении, учитывая направления их деятельности и объемов 1 .

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст.18 НК РФ). В установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики это, как правило, бывает продиктовано стимулированием и улучшением регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Специальные налоговые режимы создавались для целей учета особенностей экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. Для противодействия уклонения от уплаты налогов, оптимизации механизма налогообложения посредством некоторого упрощения учета, вследствие чего отмечается уменьшение количества налоговой отчетности. В ряде случаев упрощенная система налогообложения позволяет налогоплательщикам не только платить меньше налогов в количественном аспекте, но и платить налог по более низким ставкам, что является способом поддержки субъектов малого предпринимательства. В определенной мере применение отдельных специальных налоговых режимов позволило снять конфликтность между налоговыми органами и налогоплательщиками, избавило последних от постоянного ожидания контролирующих органов, а для налоговых органов предоставило способ осуществлять в упрощенной форме контроль за налогоплательщиками 2 .

Одной из важных задач, стоящих перед экономикой России, является укрепление и развитие среднего и малого бизнеса, а также стимулирование данных процессов. На реализацию поставленной задачи было направлено введение в налоговую систему Российской Федерации специальных налоговых режимов, предусматривающих особый порядок их налогообложения. Целью выработки и реализации концепции единого налога, взимаемого по специальным налоговым режимам, было создание наиболее благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов - организаций и индивидуальных предпринимателей.

Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции:

- с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости (объективные финансовые отношения) в налоговой форме;

- с другой стороны, — это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым процессом в строго определенных сферах деятельности (субъективная сущность).

Поскольку объективную сущность специального налогового режима составляют налоговые отношения, следует определиться в таком вопросе, как функции налогов. Наиболее общепризнанными в научной среде считаются две функции налогов: фискальная и регулирующая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют регулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная система налогов, определяющих особенности, индивидуальность и общность специальных налоговых режимов.

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых требований лежат известные общие принципы налогообложения — справедливости, эффективности, нейтральности и простоты.

Названные основополагающие требования достаточно четко реализуются в специальных налоговых режимах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налоговые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, направленных на создание условий для минимизации налогов, зачастую, в нарушение принципов налогообложения. Специальный налоговый режим может предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего — достижение более значимого экономического и фискального эффекта 3 .

Налоговое регулирование в форме специального налогового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.

Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.

Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности.

Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика.

1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов

В Налоговый кодекс Российской Федерации готовятся серьезные поправки, касающиеся ЕНВД и упрощенной системы налогообложения. На сайте Министерства финансов России был размещен проект закона о внесении изменений в НК РФ, которые касались введения главы, посвященной упрощенной системе налогообложения на основе патента и отмене ЕНВД.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – ГД РФ) принят в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», предусматривающий ряд положений, направленных на совершенствование упрощенной системы налогообложения, в том числе выделение в отдельный специальный налоговый режим патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также поэтапную отмену системы налогообложения в виде ЕНВД.

В настоящее время в Правительстве РФ рассматривается вопрос об увеличении предельного размера доходов, позволяющего налогоплательщикам применять упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с планом работы ГД РФ предполагается, что названный законопроект будет принят на осенней сессии ГД РФ.

Проектом названного федерального закона предусмотрено выделение патентной системы налогообложения в отдельную главу 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ.

При этом законопроектом предусматривается сохранить право введения патентной системы налогообложения за законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которыми будет определяться:

1. перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится патентная система налогообложения в пределах перечня видов предпринимательской деятельности, указанных в главе 26 НК РФ;

2. размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, минимальный размер которого не может быть менее 100 000 руб., а максимальный размер не может превышать 500 000 руб. Размер указанного дохода предлагается индексировать на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, законопроектом сокращен с 69 видов предпринимательской деятельности, предусмотренных статьей 346.25.1 НК РФ, до 47 за счет их укрупнения. Одновременно вводятся новые виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в том числе розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 кв. м по каждому объекту организации торговли (п. 45), розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (п. 46) и услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (п. 47).

Читайте также: