Современная экономическая наука 20 21 век рассматривает содержание налогов как

Опубликовано: 29.04.2024

История экономических учений – это научное направление, занимающееся изучением становления, развития и изменения мировоззрений на хозяйственные процессы в обществе.

Исследование экономической науки с исторического ракурса позволяет более глубоко проследить процессы в обществе. Экономика охватывает не только товарно-денежные отношения, но и определяет основные принципы функционирования индивидов. Каждый субъект экономики ежедневно вступает в большое число экономических связей, что влияет на его поведение, мысли и желания. Развитие экономики происходило вследствие политических, социальных преобразований в обществе. Серьезные военные или природно-климатические потрясения вносили свои коррективы в экономическую мысль общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Развитие современной экономической мысли в России с 1990 по 2020 год 490 руб.
  • Реферат Развитие современной экономической мысли в России с 1990 по 2020 год 250 руб.
  • Контрольная работа Развитие современной экономической мысли в России с 1990 по 2020 год 230 руб.

Двигателем развития экономической теории становятся проблемы, которые встают перед человечеством на разных этапах его развития. История экономических учений сегодня рассматривает следующие этапы:

  1. Экономическая мысль Древнего Востока.
  2. Экономическая мысль Античности.
  3. Экономическая мысль Средневековья.
  4. Меркантилизм.
  5. Физиократия.
  6. Классическая политэкономия.
  7. Марксизм.
  8. Неоклассическая экономика.
  9. Кейнсианство.
  10. Монетаризм.
  11. Институционализм.

Последние тридцать лет экономическая мысль представляет собой совокупность основных направлений, широко применяемых для решения текущих хозяйственных проблем. Самым сильным течением остается неоклассическое, так же велико влияние нового институционализма. Кейнсианство адаптируется под текущие требования среды. Некоторые экономические школы конкурировали между собой, отрицая открытия друг друга. Но чаще, они существовали параллельно и дополняли знания.

Первым экономистом, обратившим внимание на историческое развитие хозяйственных систем, стал физиократ Пьер Дюпон. Далее его исследования были продолжены Адамом Смитом. На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков появляются первые отдельные работы, занимающиеся вопросом изучения и анализа экономической мысли в разные периоды существования человечества.

Развитие современной экономической мысли в России в девяностые годы

Сегодня основным направлением мировой экономической науки является «Мейнстрим». Он рассматривает микро- и макроэкономические системы. Это направление активно изучается и развивается в передовых странах мира. В СССР преподавался марксистский взгляд на хозяйственные процессы. Но переход от командной системы к рыночной потребовал использования нового подхода к построению экономики. Если ранее все процессы определялись централизовано, то теперь большая часть системы регулировалась рыночным механизмом. Изучение марксистского подхода в университетах стало нецелесообразным.

Экономикс рассматривает классическую модель хозяйствования, где главная задача заключается в обеспечении потребностей общества товарами и услугами при условии ограниченности ресурсов. Поведение потребителей неоднозначно и непредсказуемо. Экономика подвержена влиянию случайных факторов, что осложняет ее планирование и управление. Так же предполагается, что полезность блага определяет покупатель в зависимости от своих предпочтений, поэтому она может бесконечно много изменяться.

Внедрение новых знаний происходило на базе старых представлений о нецелесообразности использования частной собственности, отрицания предпринимательства как такого. Переходная экономика потребовала разрушения старых институтов и возведение новых. Проблема заключалась в том, что в некоторых сферах они тормозили работу друг друга. Традиционная марксистская мысль предполагала, что у рыночной экономики нет будущего, так как капитализм ведет к перепроизводству, а значит, к рыночному дисбалансу, дестабилизации, росту монополий.

Развитие современной экономической мысли в России с 2000 по 2020 год

Сегодня большое внимание уделяется исследованию индивида в экономической системе. Это происходит как в сфере производства, где изучается влияние человеческого потенциала на результативность работы предприятия, так и при исследовании потребителей. Крупные международные организации используют схожий подход. Исследования проводятся выбранными экспертами и профессионалами, которые собираются под определенные задачи.

Россия находится в полосе длительного кризиса, поэтому для ее экономики важно решение таких проблем, как:

  1. Обеспечение экономического роста.
  2. Запуск региональной инновационной системы.
  3. Преодоление негативных макроэкономических тенденций.

Сложности возникли в 2014 году, когда в России разразился финансовый кризис, вызванный резким падением цен на нефть. Бюджет был сверстан из расчета 93 доллара за баррель, а цена упала почти в три раза. Причиной тому стала сверхдобыча, которая превышала текущую потребность в энергоресурсе. Поэтому экономическая наука стала занимать важное место не только в преодолении кризисов, но и в установлении основных направлений экономической политики. К сожалению, обоснованные экономические расчеты не всегда применяются для решения текущих хозяйственных проблем. Например, на ближайшие несколько лет с 2021 по 2023 год предполагается ужесточение бюджетной политики, сокращение государственных расходов. Ожидается сокращение совокупного дохода, что повлияет на состояние экономики в ближайшие несколько лет. Финансовая политика так же будет компенсировать негативный эффект от изменений налогового бремени. Снижение ставок так же не даст существенного эффекта.

Таким образом, можно заключить, что экономика России руководствуется системой экономических взглядов «Мейнстрим». То есть, для решения текущих задач используется сразу несколько направлений экономической теории. Выход на нормальное функционирование национальной экономики является одним из приоритетных направлений государственной политики в последние годы.

Рассматривать этот предмет можно с двух позиций – как хозяйство и как науку.

В качестве науки экономика исследует производственный процесс, перераспределение и использование обществом услуг и товаров, иными словами – производственно-хозяйственные взаимоотношения. Ресурсы общества ограничены.И именно экономика изучает, каким способом люди с их неуклонно увеличивающимися потребностями удовлетворяют их в сложившихся условиях.

Объект науки экономики – экономическая действительность: многообразная, изменчивая, противоречивая. Она наглядно демонстрирует классовое деление общества. В ней бывает нелегко разграничить чистые и дополнительные издержки обращения, поскольку они плотно взаимосвязаны.

Предметы изучения – это:

  • экономическое поведение производителя;
  • факторы и закономерности экономического роста.

Науку экономику можно разделить на два крупных пласта:

  • теоретический пласт;
  • прикладной пласт.

Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество выбирает способ использования ограниченных ресурсов.

Прикладная экономика изучает, как можно применить законы и предложения, предложенные экономической теорией, для работы конкретных компонентов экономических систем.

Помимо этого, экономика – целый комплекс узкоспециализированных дисциплин. Среди них:

  • макро- и микроэкономика;
  • бухучет;
  • маркетинг;
  • менеджмент;
  • международная торговля и ряд других.

Получить диплом бакалавра по направлению «Экономика» можно в Институте международных экономически связей (ИМЭС).

Краткая история и значение термина

В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.

Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.

В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.

Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.

Ключевые вопросы экономики

Экономика задается тремя главными вопросами.

  1. Что производить?

Науку интересует, какие товары и услуги актуальны на текущий период времени в конкретной экономической системе.

  1. Каким образом производить?

Каковы технологии и оптимальная комбинация ресурсов для реализации выбранных товаров и услуг.

  1. Для кого производить?

Кто станет потребителем выбранных услуг и товаров. Кто будет их оплачивать. Как определить валовый доход общества от производства этих товаров и оказания услуг.

Главные проблемы экономики

Ключевая экономическая проблема – в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить неограниченные человеческие потребности.

Понятие потребности подразумевает необходимость чего-либо для полноценной жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества.

Потребности не постоянны: они периодически появляются и изменяются. На них влияют:

  • внутренние личностные мотивы;
  • внешние воздействия.

Когда потребности удовлетворены, появляется мотив для ведения экономической деятельности.

Термин «благо» в экономике

Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.

Блага принято подразделять на три масштабные категории.

  1. Экономические

Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.

Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.

Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.

Задачи экономики

Перед экономикой стоят две важные задачи.

  1. Найти наиболее эффективные пути ведения хозяйства.
  2. Выявить наилучшие механизмы использования ресурсов при неограниченных человеческих потребностях в условиях их ограниченности.

Функции экономики

Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.

  • Познавательная: изучает причины и факторы всевозможных экономических явлений, позволяя аналитикам выявлять закономерности развития технического прогресса.
  • Методологическая: эта опция предлагает методы решения задач и достижения поставленных целей. Экономические явления оцениваются, чтобы выявить их пользу или вред. Эта функция помогает осознать путь дальнейшего развития экономики.
  • Фактическая, иначе – прагматическая, рекомендательная. Функция помогает принимать значимые решения в разных аспектах деятельности и регулировать актуальную экономическую ситуацию.
  • Прогностическая: эта опция позволяет выявить перспективы социально-экономического развития посредством аналитики полученных сведений о текущих экономических процессах.

Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:

  • образовательная: формирует мышление и культуру;
  • теоретическая: устанавливает нормы;
  • критическая: оценивает систему с точки зрения ее сильных и слабых сторон, изучает суждения по поводу актуальной экономической обстановки;
  • идейная: прорабатывает систему человеческого мировоззрения.

Ответы на копр по экономической теории [01.07.08]

Тема: Ответы на копр по экономической теории

Тип: КОПРы | Размер: 52.67K | Скачано: 354 | Добавлен 01.07.08 в 08:04 | Рейтинг: +28 | Еще КОПРы

Тема 1: «Предмет и метод экономической теории»

  1. Экономика как особая сфера жизнедеятельности людей является объектом:

а) системы естественных наук;

б) системы общественных наук;

в) системы экономических наук.

Правильный ответ: в. (П)

  1. В систему экономических наук входят:

б) конкретно-экономические науки;

в) функциональные экономические науки;

Правильный ответ: б,в, (П)

3. Наиболее полным и конкретным определением предмета экономической теории является:

а) экономическая теория изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;

б) экономическая теория изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства;

в) экономическая теория изучает отношения производства, распределения, обмена и потребления в их взаимосвязи и взаимозависимости в условиях ограниченных ресурсов;

г) экономическая теория излучает деньги, банковскую систему, капитал.

Правильный ответ: в. (П)

4. Микроэкономика как раздел экономической теории изучает:

а) экономическое поведение отдельных субъектов в рыночной экономике

б) отношения между различными собственниками

в) организацию работы на предприятии

Правильный ответ: а. (П)

5. Макроэкономика как раздел экономической теории изучает:

а) роль государства в экономике

б) глобальные тенденции экономического развития человечества

в) национальное хозяйство как единое целое

г) процессы, происходящие в домашнем хозяйстве

Правильный ответ: в. (П)

6. Основное значение экономической теории сегодня в том, что она:

а) помогает предпринимателям избежать риска

б) дает ученым возможность реализовать свои способности

в) показывает пути наилучшей организации общественного хозяйства для удовлетворения потребностей людей

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения

Правильный ответ: в.

7 .Позитивная экономическая теория изучает:

б) « что должно быть»?

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения

Правильный ответ: а. (П)

  1. Нормативная экономическая теория изучает:

б) «что должно быть»?

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

Правильный ответ: б. (П)

  1. Методологическая функция экономической теории состоит в том, что:

а) она является одной из мировоззренческих дисциплин;

б) она является образовательной дисциплиной;

в) она определяет сущность экономических явлений и возможные инструменты исследования их

Правильный ответ: в. (П)

  1. Экономическая теория:

а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;

б) содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами;

в) не является наукой;

г) не может предсказывать будущего, но может объяснить взаимосвязи определенных явлений в развитии экономики.

Правильный ответ: г. (П)

11. Установите последовательность возникновения основных экономических школ:

Правильный ответ: д, г, е, а, в, б.

12. Понятие метода науки включает в себя:

а) способы оптимального применения всех познавательных средств

б) набор фактических данных

в) мировоззрение ученых

Правильный ответ: а)

13. Методология экономической теории это учение:

а) о динамике развития экономики;

б) о научных методах и принципах познания общества;

в) о принципах и методах экономического познания.

Правильный ответ: в. (С)

14. Какие методами исследования экономических процессов возникли в ХХ веке:

д) восхождение от абстрактного к конкретному.

Правильный ответ: б, в.(П)

15. Если исследуется экономика, как целостная система, то этот анализ:

Правильный ответ: б.(П)

16. Экономическая школа, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала:

Правильный ответ: а,.(С)

17. Шокотерапия Е.Гайдара опиралась на теорию:

б) общественного выбора

г) рациональных ожиданий

Правильный ответ: д.(С)

18. Экономические блага характеризуются:

а) неограниченное количество;

б) создано в процессе труда;

Правильный ответ: б, в (С)

19. Ограниченность ресурсов - это:

а) нехватка материалов для работы предприятия;

б) характеристика только доиндустриальных систем;

в) невозможность полного удовлетворения растущих потребностей человечества;

Правильный ответ: в. (С)

20.Неэкономическим благом является:

а) подводная лодка;

б) досуг и развлечения;

в) энергия ветра;

Правильный ответ: в. (П)

21. Экономическая система определяет:

а) что, где, для кого производить;

б) что, где, как производить;

в) когда, почему и кто будет производить;

Правильный ответ: б. (С)

22. Экономическая теория - это наука о том:

а) как улучшить личное благосостояние;

б) о регулировании государством спроса и предложения;

в) о сущности происходящих экономических процессов и законах их развития;

г) о средствах удовлетворения человеческих потребностей;

Правильный ответ: в, (С)

23. Научное предвидение связано:

а) с предположением;

б) с прогнозированием

в) с обоснованием выдвинутых гипотез;

г) с превращением выдвинутых гипотез в теорию.

Правильный ответ: б. (С)

24. Одним из основных направлений развития современной экономической теории является:

а) школа институционализма;

в) кейнсианская школа;

г) школа меркантилизма;

д) классическая английская школа

Правильный ответ: а.(П)

25. Фундаментальной проблемой современной экономической теории является :

а) спрос и предложение;

б) эффективность и справедливость;

в) предпринимательство и прибыль;

г) ограниченность ресурсов и выбор

д) производство и потребление.

Правильный ответ: г.(П)

26.Ограниченность ресурсов - это проблема, которая:

а) существует только в бедных странах

б) связана с определенными типами экономических систем

в) зависит от политической ориентации в стране

в) никогда не возникает в богатых странах

г) существует во всех странах.

Правильный ответ: г.(С)

27. Изученне экономики как целостной системы - это:

а) макроэкономический анализ;

б) гипотетический анализ;

в) описательный анализ;

г) микроэкономический анализ.

Правильный ответ: а.(С)

28. Микроэкономика - это раздел экономической теории, изучающий:

а) как обществу достигнуть полной занятости;

б) как ведут себя потребители, фирмы и собственники ресурсов на рынке;

в) проблемы ускорения экономического роста;

г) вопросы экономической безопасности.

Правильный ответ: б.

29. Макроэкономика определяет:

а) распределение ограниченных ресурсов между различными сферами их использования;

б) совокупность факторов, явлений и процессов, функционирующих на межгосударственном уровне;

в) совокупность экономических факторов и процессов, функционирующих в рамках отдельной страны;

Правильный ответ: в. (С)

30. Экономическая система Швеции - это:

а) командно-административная экономика

б) рыночная экономика

в) смешанная экономика

г) традиционная экономика

д) переходная экономика

Правильный ответ: в.

Тема 2. «Общие основы экономического развития».

1. Наиболее точный список факторов производства, рассматриваемых экономической теорией:

  1. земля, труд, капитал, предпринимательство
  2. земля труд, средства производства, предпринимательская способность

3. ресурсы, технология, предпринимательство

Правильный ответ: 1. (П)

2. Выбор путей использования ограниченных ресурсов рационален в том случае, если он:

1. обеспечивает минимизацию времени исполнения проекта

2. приводит к экономии всех факторов производства

3. минимизирует издержки и максимизирует полезный эффект

4. создает возможности извлечения монопольной прибыли

Правильный ответ: 3. (П)

3. Решение проблемы «Что производить?» отражает:

  1. наличие возможностей реализации природных ресурсов
  2. совокупность благ, удовлетворяющих потребностиминимального прожиточного уровня
  3. реализацию решения местных органов власти
  4. совокупность товаров, способных удовлетворить текущие и будущие потребности

Правильный ответ: 4. .(С)

4. Альтернативными издержками называются:

  1. издержки реализации всех возможных проектов в краткосрочном периоде времени
  2. издержки реализации желаемых проектов в долгосрочном периоде времени
  3. издержки на освоение пилотных проектов в среднесрочный период
  4. издержки реализации наилучшей из нереализованных возможностей

Правильный ответ: 5. .(С)

  1. Масштаб цен - это:

а) одна из функций денег

б) соотношение цен товаров

в) количество золота, принятое за 1 денежную единицу

г) покупательная способность денег

Правильный ответ: в.

6. Какие ресурсы, задействованные в процессе производства, становятся факторами производства:

Основа существования человеческого общества — производство. Деятельность каждого индивида в процессе общественного производства должна вестись по определенным правилам, так как в противном случае она становится невозможной — деятельность одного индивида начинает противоречить деятельности другого, а зачастую и интересам общества.

Производство представляет собой по меньшей мере двухуровневую систему. Один уровень — деятельность индивида, отдельной фирмы, рынков различных товаров и услуг (рынок сахара, рынок металлов, рынок туристических услуг и т.п.). Этот уровень принято называть микроэкономикой. Другой уровень — функционирование национального народного хозяйства в целом. Этот уровень называется макроэкономикой.

Экономическая деятельность участников производства на этих Уровнях — различающаяся в деталях — в основном подчинена общим законам, прежде всего обеспечению максимизации прибыли. Получение прибыли — критерий эффективности ведения хозяйства и, в конечном счете, смысл всей деятельности в условиях рыночной экономики.

1. Что изучает экономическая наука, или что составляет предмет экономической науки:

а) показатели развития отраслей национального хозяйства;

б) экономическую статистику;

в) бухгалтерский и иные виды учета экономической деятельности;

г) методы и формы делового общения;

д) экономику предпринимательства;

е) принципы построения хозяйственного механизма рыночной системы;

ж) общие законы развития экономической цивилизации;

з) моделирование экономической деятельности;

и) изменение экономических потребностей индивидов и общества?

а) математические методы:

в) метод абстрагирования;

г) метод дедукции;

д) метод индукции;

е) формальная логика;

ж) восхождение от абстрактного к конкретному;

з) единство исторического и логического;

и) экономико-математическое моделирование;

к) теория систем.

3. Возможно ли дать точное количественное определение:

а) росту потребностей;

б) динамике структуры потребностей;

в) объему созданного продукта;

г) свободе предпринимательства;

4. Что включает понятие «микроэкономика», а что понятие «макроэкономика»:

б) занятость трудоспособного населения;

в) законы денежного обращения;

г) курс доллара в обменных пунктах;

д) принципы налогообложения;

е) уровень цен на московских розничных рынках;

ж) государственный бюджет на 1999 г.;

з) экономическую программу правительства на определенный период?

5. Что следует понимать под способностью делового человека мыслить экономически:

а) знание экономических законов;

б) умение давать количественную оценку секторов своей деятельности;

в) понимание сущности и социально-экономических последствий государственных законов и нормативных актов;

г) способность абстрагироваться от второстепенных факторов;

д) способность находить нетривиальные решения;

е) не менять без очевидной необходимости принятые решения?

6. Экономические исследования учитывают влияние следующих факторов:

а) неопределенность обстоятельств хозяйственной деятельности;

б) строгая детерминированность деятельности конкурентов;

в) вмешательство государства в экономику;

г) наличие «теневой» экономики;

д) природные катаклизмы;

е) ошибки в экономической деятельности государственных органов.

7. Экономико-математическое моделирование:

а) полностью учитывает возможности фирмы или национального хозяйства в целом;

б) позволяет сравнивать экономическое развитие в различные временные интервалы и точки времени;

в) абсолютно точно определяет параметры системы в различные моменты времени;

г) дает возможность управлять национальным хозяйством;

д) устанавливает цели экономического развития;

е) является инструментарием определенной экономической теории.

8. Экономикс и марксистская политическая экономия — это Дисциплины:

а) нс имеющие различий;

б) существенно различающиеся по исходным положениям и выводам,

в) являющиеся синтезом двух направлений.

1. Советская экономика — грандиозный экономический эксперимент.

2. Российской экономике не свойственны монополии.

3. Благосостояние народа можно обеспечить за счет импорта потребительских товаров в значительных объемах.

4. В странах со слабой экономикой отсутствует рынок.

5. Положения теоретической экономики должны находить практическое подтверждение в каждый данный момент и в каждом конкретном случае.

6. Экономика не является точной наукой и поэтому ее нельзя использовать при руководстве национальным хозяйством.

7. Современная экономическая наука допускает применение различных теорий для различных ситуаций.

8. Доказательство связи между появлением пятен на Солнце и развитием экономики является грубой теоретической ошибкой.

9. Во многих случаях Так называемый здравый смысл противоречит важнейшим положениям экономической теории.

10. Что выгодно для РАО «Газопром», то выгодно для народов России.

11. Экономическая теория верна тогда, когда она подтверждается практикой.

12. Конкретная экономическая ситуация не может быть объяснена с позиций различных экономических теорий и школ.

13. Экономическая наука пользуется только количественными методами исследования экономических процессов и явлений.

14. В силу многогранности экономической действительности количественное измерение ес составляющих невозможно.

15. Ограниченность ресурсов человечества носит абсолютный характер вследствие ограниченности Земного шара.

16. Использование экономико-математических методов приводит к отрыву экономической теории от хозяйственной деятельности человека.

Задачи и упражнения

Требуется определить: величину ВВП (валового внутреннего продукта) в декабре 1996 г. относительно января 1996 г. (в процентах); рост ВВП за 1996 г. (в процентах); прирост ВВП за 1996 г. (в процентах).

2. Производство промышленной продукции в США в начале XX в. характеризуется следующими показателями (1957—1959 гг. равен 100, индекс Совета управляющих федеральной резервной системы 1 ).

индекс индекс
1928 г. 34,6 1931 г. 26,5
1929 г. 38,4 1932 г. 20,7
1930 г 32,0 1933 г 24,4

Требуется подсчитать: насколько упало американское промышленное производство за годы «Великой депрессии» (в процентах); уровень производства в 1933 г. сравнительно с 1929 г. (в процентах).

3. Обычно, когда хотят подчеркнуть мысль, что в жизни не бывает ничего бесплатного, произносят фразу: «бесплатным бывает только сыр в мышеловке». Правомерно ли это утверждение? Приведите доказательство своего ответа в произвольных цифрах (в рублях).

'Л Я Берри и др Промышленность СЦ1А в 1929—1963 гг M : Экономика 1965 CC 20, 21

В конце XIX - начале XX века происходит отказ от теории классической школы, который характеризует переход от анали­тического типа науки к систематическому, от вопроса «В чем сущ­ность данного явления?» к вопросу «Как экономические явления взаимодействуют?» В это время формируются основные направ­ления экономической мысли XX века.

Среди них можно выделить следующие главные направле­ния современной экономической мысли:

институционально-социологическое. Неоклассическое направление возникло в конце XIX века как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое ос­мысление и сформировалось как теория маржинализма. Предста­вителями этой теории явились экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921 гг.), Фридрих фон Визер (1851-1926 гг.), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914 гг.), а также английский эконо­мист Уильям Стенли Джевонс (1835-1882 гг.).

Маржинализм (в переводе с французского означает «предель­ный») - это теория, представляющая экономику как систему вза­имосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая эконо­мические процессы и явления исходя из новой идеи - использова­ния предельных (max или min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений.

Главные категории в этом направлении: предельная полез­ность, предельная производительность, предельные издержки и др.

Маржинализм опирается на количественный анализ и ис­пользует экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективные оценки.

Одним из широко известных теоретиков математической школы являлся Леон Вальрас (1834-1910 гг.), швейцарский эко­номист, разработавший модель общего экономического равно­весия. Последняя имеет в основе анализ спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений.

На Западе современная экономическая теория, известная под названием «экономике», имеете своей основе маржинальную эко­номическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс «Экономикс» впервые начал читаться в Кэмбриджс-ком университете А.Маршаллом в 1902 году, он сменил курс по­литической экономии классической школы Дж.С.Милля.

В 1890 году вышла книга Альфреда Маршалла (1842-1924 гг.) «Принципы экономике», которая у нас переведена как «Принци­пы политической экономии», и здесь нет ошибки, так как А.Мар­шалл под термином «экономике» подразумевал политическую экономию.

Появление термина «экономике» объясняется следующими причинами: во-первых, рационализмом американцев, их склон­ностью к сокращениям; во-вторых, имелись и более глубокие кор­ни. Экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадца­тилетняя депрессия показали несостоятельность государственно­го вмешательства в экономику. А.Маршалл, который отстаивал идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отра­жение в новом термине (в нем исчезла первая часть прежнего на­звания науки).

Неоклассическое направление господствовало в мировой экономической мысли до 30-х годов XX века. Кризис и великая депрессия показали несостоятельность свободной конкуренции решить все социально-экономические проблемы общества, в свя­зи с чем появляется новое экономическое учение - кейнсианство. В 70-80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производ­ства, неоклассическое направление снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономичес­кой литературе это направление получило название «новый клас­сический экономике».

Сегодня неоклассическое направление экономической тео­рии представлено теориями монетаризма и либерализма.

, Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой к контролю государства над де­нежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах; достижению сбалансированности госу­дарственного бюджета и установлению высокого кредитного бан­ковского процента.

Главой новой монетаристской школы признан американс­кий ученый-экономист Милтон Фридмен (1912 г.) - лауреат Но­белевской премии по экономике за 1976 год. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р.Рейгана в США. На обложке книги М.Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Ее нужно про­читать всем, кто заинтересован в будущем Америки». По мнению М.Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объяс­няются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

Неолиберализм - течение, согласно которому необходимо со­кращать (свести к минимуму) вмешательство государства в эконо­мику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Поэтому важно предоставление максимально возможной свобо­ды предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.

Главными теоретиками концепции экономического либера­лизма XX века являются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 г.) и его ученик Фрид­рих фон Хайек (1899-1984 гг.).

Кейнсианское направление, основателем которого является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.), служит теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыноч­ной экономики путем увеличения или сокращения спроса посред­ством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения то­варов, подавлять экономические кризисы.

Дж.Кейнс - выходец из научной среды, его отец был анг­лийским ученым-экономистом. В течение нескольких десятиле­тий он вносил ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины XX века. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А.Смита и К.Маркса.

В его главном произведении «Общая теория занятости, про­цента и денег» (1936 г.) изложены теория и программа государ­ственного регулирования экономики.

Он сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода), взаимообусловленность со­вокупных показателей - национального дохода, инвестиций, по­требления, сбережений и др. Главными ключевыми проблемами Кейнс считал емкость рынка, принцип эффективного спроса, со­ставной частью которого выступает концепция мультипликато­ра, общую теорию занятости, предельную эффективность капи­тала и нормы процента.

Неокейнсианцы исходят из необходимости более полного учета факторов нестационарности, динамики экономических про­цессов. К их числу относится английский экономист Джоан Ро­бинсон (1902-1983 гг.).

Представителями институционально-социологического на­правления являются Торстейн Веблен, Джон Р.Коммонс, Уэсли К.Митчелл, Джон К. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова «institutum» - установление, устройство, учреждение. Все ее сто­ронники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влияни­ем экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические.

Понятие «институт» трактуется очень широко: и как госу­дарство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монопо­лия, налоги, и как устойчивый образ, мышления, и юридические нормы. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: засилье монополий, недостатки свобод­ной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, от­дельные пороки «общества потребления» (как бездуховность и т.д.).

Данное направление экономической теории в начале XX века появилось в качестве реакции на распространение маржинализ-ма, ограничивающего свои исследования «чистой» экономикой. Теоретической базой для этого нового интернационального на­правления экономической науки послужила историческая школа в Германии, наиболее крупными представителями которой были Вернер Зомбарт и Макс Вебер. Главная их идея, взятая на воору­жение институционально-социологическим направлением - это постоянное изменение экономики, единого рыночного простран­ства, единого государства, переход от одной экономической мо­дели к другой. Причем считалось, что развитие идет по восходя­щей линии к высшей морально-этической цели.

В институционально-социологическом направлении исклю­чительное место занимает проблема преобразования, трансфор­мации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противо­речий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриально­му или «неоиндустриальному» (то есть информационному) об­ществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Джон К.Гелбрейт, П.Сорокин-Питирим - США, Раймон Арон - Франция, Ян Тин-берген - Нидерланды).

Данное направление выступает в различных модификаци­ях: социально-психологический (Т.Веблен) и социально-правовой (Д.Коммос) институционализм, провозгласивший основой эко­номического развития юридические отношения, конъюнктурове-дение (У.Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

Неоинституционалюм характеризуется отходом от абсолю­тизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникла экономическая теория прав собственности (Рональд Коуз, США), теория общественного вы­бора (Джеймс Бьюкенен, США) и другие. На основе этих взгля­дов меняется и экономическая политика развитых стран, резуль­таты которой позволяют говорить о «социализации капитализ­ма». Главная идея современного институционализма - в утверж­дении не просто возрастающей роли человека как основного эко­номического ресурса постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постиндустриаль­ной системы на всестороннее развитие личности, а XXI век про­возглашается столетием человека.

Читайте также: