Совершенствование налогового планирования и прогнозирования

Опубликовано: 11.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение и разработка научной концепции по совершенствованию методов планирования налоговых доходов.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи, которые отражают общую логику и содержание выполненной работы:
- изучение понятия и классификации налоговых доходов федерального бюджета РФ;
- определение целей, задач и методов планирования налоговых доходов бюджета РФ;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы планирования налоговых доходов…………. 5
1.1 Понятие и классификация налоговых доходов
федерального бюджета РФ……………………………………………….5
1.2 Цель, задачи и методы планирования налоговых
доходов бюджета …………………………………………………………16
2. Состояние и совершенствование методической базы
планирования налоговых доходов бюджета РФ………………………22
2.1 Анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ
за 2008-2010 гг…………………………………………………………..22
2.2 Совершенствования методов и приемов планирования
налоговых доходов бюджета РФ……………………………………….25
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Совершенствование налоговых доходов РФ.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

по курсу: «Бюджетное планирование и прогнозирование»

на тему: «Совершенствование планирования налоговых доходов федерального бюджета федерального бюджета РФ»

Выполнила студентка 5 курса очной формы обучения

080105 (2) «Финансы и кредит»

Матвеева Любовь Германовна

1. Теоретические основы планирования налоговых доходов…………. 5

1.1 Понятие и классификация налоговых доходов

федерального бюджета РФ……………………………………………….5

1.2 Цель, задачи и методы планирования налоговых

2. Состояние и совершенствование методической базы

планирования налоговых доходов бюджета РФ…… …………………22

2.1 Анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ

2.2 Совершенствования методов и приемов планирования

налоговых доходов бюджета РФ……………………………… ……….25

Проблема формирования бюджета и преодоления дефицита бюджета всегда выступала одной из центральных проблем теории и практики по планированию бюджета. Для российской экономики она также сегодня представляет высокую актуальность.

Так, в настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности, сельского хозяйства и многое другое. А значит, за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Именно поэтому данная тема является актуальной.Цель работы – изучение и разработка научной концепции по совершенствованию методов планирования налоговых доходов.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи, которые отражают общую логику и содержание выполненной работы:

- изучение понятия и классификации налоговых доходов федерального бюджета РФ;

- определение целей, задач и методов планирования налоговых доходов бюджета РФ;

- анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ за 2008-2010 гг.;

- разработка научных подходов в достижении совершенствования методов и приемов планирования налоговых доходов бюджета РФ.

Объект исследования - методология планирования в системе денежных отношений, связанных с поступлением налогов и сборов в бюджет.

Предмет исследования - совокупность теоретических и практических проблем, обусловленных процессом планирования отношений по формированию бюджета.

Теоретической основой исследования явились труды российских и зарубежных экономистов, финансистов.

Методологической базой данной работы были системный, и сравнительный анализ, которые содержатся в работах отечественных и зарубежных экономистов по вопросам эффективности методов бюджетного планирования в рыночной экономике, совершенствования механизма бюджетного планирования доходов бюджета.

1. Теоретические основы планирования налоговых доходов

1.1 Понятие и классификация налоговых доходов федерального бюджета РФ

Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.

В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности, сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2010 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[2, ст. 8]

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Налоги выполняют две главные функции - фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

Надо также сказать об особенности исчисления и взимания налогов федералного бюджет.

НДС является косвенным налогом, а его бремя ложится не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки за три месяца, предшествующих освобождению, не превысила определённой величины (на 2010 год — 2 млн руб.). Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую систему налогообложения , не являются плательщиками налога.

Также налогом на добавленную стоимость облагается:

- безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций ;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации ( импорт ).

Акциз—устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления ( табак , вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей , несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем . При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акцизы определяет глава 22 (статьи 179-206) НК РФ .

Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Порядок исчисления акциза (согласно Ст.194 - 198 НК РФ):

- сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы;

- сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;

- сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров;

- сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сроки и порядок уплаты акциза (Ст.204-205 НК РФ):


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.03.2020 2020-03-14

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, М. А. К сущности налогового планирования и прогнозирования / М. А. Фирсова, А. В. Суркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68096/ (дата обращения: 21.05.2021).

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «налоговое планирование и налоговое прогнозирование». Автором предложено свое понимание сущности государственного налогового планирования и прогнозирования, представлена система.

Ключевые слова: планирование, прогнозирование.

В настоящее время для налоговой сферы актуальным является вопрос эффективного проведения планирования и прогнозирования для наиболее точного составления прогноза налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Налоговое планирование и прогнозирование нацелены на достижение ориентиров налоговой и экономической стратегии государства, но единого понятия.

В век инновационной экономики важно грамотно подходить к формированию бюджета, поэтому необходимо конкретизировать понятие, и понимать все нюансы, связанные с прогнозированием и планированием государственных финансов. Для начала рассмотрим понятие и сущность налогового прогнозирования. В рамках исследования тематики были рассмотрены трактовки разных авторов, которые понимают государственное налоговое прогнозирование с разных точек зрения:

Подходы копределению «Налогового прогнозирования»

Автор

Основные подходы

прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему является ключевым инструментом реализации налоговой политики страны.

деятельность, предоставляющую возможность определения таких данных как объём налоговых поступлений на определённый период времени, количество налогоплательщиков, их состав, контингент

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

на уровне государства основной задачей налогового прогнозирования является экономическое обоснование качественных и количественных параметров бюджетных заданий и стратегических программ социально-экономического развития страны.

под прогнозированием понимается взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений

Проанализировав разные понятия, стало понятно, что большинство из них сходятся к мнению о том, что налоговое прогнозирование позволяет реализовать налоговую политику, посредством использования целого набора показателей. Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового прогнозирования:


Рис 1. Система налогового прогнозирования

Налоговое прогнозирование — это деятельность государственных налоговых органов по определению возможного объема налоговых поступлений с учетом различных факторов, с целью эффективного формирования бюджета.

Теперь стоит перейти к рассмотрению налогового планирования и его сущности. Аналогично стоит рассмотреть основные подходы к определению данного понятия.

Подходы копределению «Налогового планирования»

Автор

Основные подходы

планирование, как фундаментальная основа для разработки стратегических векторов бюджетной политики, является инструментом обеспечения структурной модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

практика подтверждает, что налоговое планирование представляет собой не одноразовое событие, а непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой целей и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий

разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого результата

Тетерина Н. А., Белогорская А. Н.

комплексный и многофакторный процесс разработки экономически обоснованного размера налоговых доходов (поступлений налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в течение текущего финансового года от налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствующих налоговых органах

Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового планирования:


Рис 2. Система налогового планирования

Необходимо заметить, то налоговое планирование предназначено как для обоснования количественных показателей бюджетных заданий, так и для того, чтобы определить в перспективе социально-экономическую направленность развития в рамках принятой концепции.

Исходя из двух представленных схем, по нашему мнению, планирование представляет собой комплекс мер по мобилизации поступлений в бюджет, а прогнозирование это комплекс показателей, которые определяют налоговый потенциал в целом.

Это достаточно близкие по значению понятия. Но планирование можно трактовать как определение целевых установок достижения определенных показателей. А прогнозирование — картина будущего, предполагающая составление прогноза на определенный промежуток времени. Но если прогнозирование предполагает формирование вероятностного прогноза налоговых поступлений, то планирование оценивает их фактическое перечисление в бюджет и обозначает определенные объемы поступлений в планируемом периоде. Из этого следует то, что прогноз должен опережать план. Так как цель процесса налогового прогнозирования — создать основу или предпосылки для проведения планирования налоговых поступлений.

По нашему мнению, уточнить понятие «налогового планирования» следует следующим образом: это деятельность государственных налоговых органов по эффективной реализации налоговой политики и социально-экономического развития страны, с целью эффективной мобилизации налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, при помощи применения соответствующих инструментов.

  1. Ильичева Е. В., Подгорный И. Е., Пашкова Е. Э., Ходько М. В. К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет / Е. В. Ильичева, И. Е. Подгорный, Е. Э. Пашкова, М. В. Ходько // Журнал «Интернет-журнал Науковедение». — 2015. — Т.7.– № 4 (29). — С. 1–11.
  2. Орлова В. А., Мелентьева О. В. Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента / В. А. Орлова, О. В. Мелентьева // Журнал «Наука и финансы». — 2016. — № 1. — С. 18–22.
  3. Павлюченко Т. Н., Калюгина И. В. Учет налогов и оптимизация налоговой нагрузки / Т. Н. Павлюченко, И. В. Калюгина // Журнал «Концепт». — 2018. — № 5. — С. 1–7.
  4. Сорокина П. Г. Прогнозирование и динамика налоговой базы по налогу на имущество организаций / П. Г. Сорокина // Журнал «Baikal Research Journal». 2017. — Т. 8. — № 2. — С. 16.
  5. Ташматова Р. Г. К Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета / Р Г. Ташматова // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». — 2018. –№ 1. — С. 79–82.
  6. Тетерина Н. А., Белогорская А. Н. Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования / Н. А. Тетерина, А. Н. Белогорская // Журнал «ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ». — 2015. –№ 3 (21). — С. 77–85.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование налогового планирования в РФ

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Совершенствование налогового планирования в РФ"»

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»

ПЦК (кафедра) товароведения и предпринимательства

Дисциплина «Прогнозирование и планирование в налогообложении»

на тему: «Совершенствование налогового планирования в РФ»

Выполнил студент Каверзина Ю.Ю.

Руководитель работы Соловьева Ю.В.

Совершенствование налогового планирования в РФ

Налоговое планирование занимает важное место в хозяйственной деятельности каждого налогоплательщика. Ведь каждый субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью, обязан платить законно установленные налоги и сборы. Соответственно, каждый из данных субъектов заинтересован в правомерном снижении налоговой нагрузки и рано или поздно приходит к идее постановки налогового планирования в организации.

Налоговым Кодексом Российской Федерации понятие «налоговое планирование» не закреплено. Однозначного подхода к определению данного термина нет и в экономической литературе. Проанализировав мнения различных ученых, можно сформулировать общее определение. Под налоговым планированием в рамках организации следует понимать составную часть планирования организации, целью которой является снижение налоговых обязательств организации, с помощью законодательно разрешенных способов и методов.

В сентябре 2012 года редакцией газеты «Практическое налоговое планирование» был проведен опрос среди организаций на тему налогового планирования. В результате подведения итогов выяснилось, что многие компании готовы рисковать ради любой налоговой экономии.

Самым популярным способом налогового планирования среди российских хозяйствующих субъектов, по данным опроса, является пассивный метод – закрепление тех или иных способов ведения бухгалтерского и налогового учета в учетной политике организации. Более рискованные активные методы используются компаниями реже, однако, и таковыми методами организации не пренебрегают. В частности, российские хозяйствующие субъекты пользуются неясностями и неточностями законодательства, невзирая на высокую степень вероятности возникновения налогового спора. Кроме того популярным является дробление бизнеса, а так же альтернативное оформление договоров. Российские налогоплательщики новым и «неопробованным» схемам налогового планирования чаще предпочитают проверенные, по которым спора с налоговым органом однозначно не возникнет.

В связи с вышеизложенными фактами целесообразно сформулировать основные проблемы налогового планирования в Российской Федерации.

Во – первых, одной из самой главных проблем являются неточности законодательства о налогах и сборах, а так же его частая изменчивость. Одни организации пытаются заработать на данной проблеме, используя неточности и пробелы в законодательстве в качестве одного из способов налогового планирования, другие могут быть привлечены к ответственности совершение налогового правонарушения при неправильном толковании тех или иных норм налогового права.

Во – вторых, неоднозначность судебной практики по схожим налоговым спорам. Применяя те или иные способы налогового планирования, организация не может достоверно полагать, вызовет ли подобный способ вопросы со стороны налоговых органов и будет ли при этом правосудие на его стороне.

В – третьих, достаточно низкий уровень налоговой культуры в стране и желание налогоплательщиков при любом удобном случае не отдавать часть своего честно заработанного капитала государству.

Проанализировав выявленные проблемы мы приходим к выводу о необходимости закрепления категории «налоговое планирование» на законодательном уровне, а именно в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Видится возможным внесение в часть вторую НК РФ главу 25 «Налог на прибыль организаций» статьи «Налоговое планирование». В данной статье необходимо дать исчерпывающее определение налогового планирования, а так же закрепить инструменты налогового планирования, которыми могут пользоваться налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Наиболее определенной, по нашему мнению будет являться следующая трактовка налогового планирования: «Под налоговым планированием понимается составная часть планирования организации (индивидуального предпринимателя), целью которого является законное снижение налоговых обязательств организации, с помощью элементов, закрепленных Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Среди элементов налогового планирования, которые могли бы быть закреплены НК РФ можно выделить следующие:

Налоговые льготы, под которыми понимается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Переход на специальные налоговые режимы. При соответствии налогоплательщика критериям, предоставляющим налогоплательщику применять тот или иной специальный налоговый режим, он имеет право перейти с уплаты налога на прибыль организаций (и иных налогов, предусмотренных общей системой налогообложения) на применение соответствующего специального налогового режима.

Способы и методы бухгалтерского и налогового учета, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Налогоплательщик имеет право выбирать и закреплять в учетной политике для целей налогообложения (бухгалтерского учета) способы и методы ведения деятельности, предусмотренные нормативными правовыми актами в области бухгалтерского учета и налогообложения. Примером может являться выбор способа начисления амортизации, списания сырья и материалов, товаров, принятие решения о создании резервов и т.п.

Закрепление НК РФ института налогового планирования позволит значительно сократить количество налоговых споров, т.к. перечень всех возможных элементов налогового планирования, которые сможет использовать в своей деятельности налогоплательщик будет исчерпывающим и применение иных способов налогового планирования будет считаться неправомерным.

Введение подобных изменений в часть вторую НК РФ не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, не потребуется дополнительных затрат федерального бюджета, связанных с принятием либо действием соответствующих положений.

Таким образом, совершенствование налогового планирования в Российской Федерации видится возможным провести в первую очередь на уровне государства, законодательно закрепив институт налогового планирования. Подобное новшество поспособствует снижению налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами, а соответственно и сокращению расходов государства, в случае трактовки всех неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.03.2020 2020-03-14

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, М. А. К сущности налогового планирования и прогнозирования / М. А. Фирсова, А. В. Суркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68096/ (дата обращения: 21.05.2021).

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «налоговое планирование и налоговое прогнозирование». Автором предложено свое понимание сущности государственного налогового планирования и прогнозирования, представлена система.

Ключевые слова: планирование, прогнозирование.

В настоящее время для налоговой сферы актуальным является вопрос эффективного проведения планирования и прогнозирования для наиболее точного составления прогноза налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Налоговое планирование и прогнозирование нацелены на достижение ориентиров налоговой и экономической стратегии государства, но единого понятия.

В век инновационной экономики важно грамотно подходить к формированию бюджета, поэтому необходимо конкретизировать понятие, и понимать все нюансы, связанные с прогнозированием и планированием государственных финансов. Для начала рассмотрим понятие и сущность налогового прогнозирования. В рамках исследования тематики были рассмотрены трактовки разных авторов, которые понимают государственное налоговое прогнозирование с разных точек зрения:

Подходы копределению «Налогового прогнозирования»

Автор

Основные подходы

прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему является ключевым инструментом реализации налоговой политики страны.

деятельность, предоставляющую возможность определения таких данных как объём налоговых поступлений на определённый период времени, количество налогоплательщиков, их состав, контингент

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

на уровне государства основной задачей налогового прогнозирования является экономическое обоснование качественных и количественных параметров бюджетных заданий и стратегических программ социально-экономического развития страны.

под прогнозированием понимается взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений

Проанализировав разные понятия, стало понятно, что большинство из них сходятся к мнению о том, что налоговое прогнозирование позволяет реализовать налоговую политику, посредством использования целого набора показателей. Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового прогнозирования:


Рис 1. Система налогового прогнозирования

Налоговое прогнозирование — это деятельность государственных налоговых органов по определению возможного объема налоговых поступлений с учетом различных факторов, с целью эффективного формирования бюджета.

Теперь стоит перейти к рассмотрению налогового планирования и его сущности. Аналогично стоит рассмотреть основные подходы к определению данного понятия.

Подходы копределению «Налогового планирования»

Автор

Основные подходы

планирование, как фундаментальная основа для разработки стратегических векторов бюджетной политики, является инструментом обеспечения структурной модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

практика подтверждает, что налоговое планирование представляет собой не одноразовое событие, а непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой целей и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий

разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого результата

Тетерина Н. А., Белогорская А. Н.

комплексный и многофакторный процесс разработки экономически обоснованного размера налоговых доходов (поступлений налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в течение текущего финансового года от налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствующих налоговых органах

Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового планирования:


Рис 2. Система налогового планирования

Необходимо заметить, то налоговое планирование предназначено как для обоснования количественных показателей бюджетных заданий, так и для того, чтобы определить в перспективе социально-экономическую направленность развития в рамках принятой концепции.

Исходя из двух представленных схем, по нашему мнению, планирование представляет собой комплекс мер по мобилизации поступлений в бюджет, а прогнозирование это комплекс показателей, которые определяют налоговый потенциал в целом.

Это достаточно близкие по значению понятия. Но планирование можно трактовать как определение целевых установок достижения определенных показателей. А прогнозирование — картина будущего, предполагающая составление прогноза на определенный промежуток времени. Но если прогнозирование предполагает формирование вероятностного прогноза налоговых поступлений, то планирование оценивает их фактическое перечисление в бюджет и обозначает определенные объемы поступлений в планируемом периоде. Из этого следует то, что прогноз должен опережать план. Так как цель процесса налогового прогнозирования — создать основу или предпосылки для проведения планирования налоговых поступлений.

По нашему мнению, уточнить понятие «налогового планирования» следует следующим образом: это деятельность государственных налоговых органов по эффективной реализации налоговой политики и социально-экономического развития страны, с целью эффективной мобилизации налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, при помощи применения соответствующих инструментов.

  1. Ильичева Е. В., Подгорный И. Е., Пашкова Е. Э., Ходько М. В. К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет / Е. В. Ильичева, И. Е. Подгорный, Е. Э. Пашкова, М. В. Ходько // Журнал «Интернет-журнал Науковедение». — 2015. — Т.7.– № 4 (29). — С. 1–11.
  2. Орлова В. А., Мелентьева О. В. Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента / В. А. Орлова, О. В. Мелентьева // Журнал «Наука и финансы». — 2016. — № 1. — С. 18–22.
  3. Павлюченко Т. Н., Калюгина И. В. Учет налогов и оптимизация налоговой нагрузки / Т. Н. Павлюченко, И. В. Калюгина // Журнал «Концепт». — 2018. — № 5. — С. 1–7.
  4. Сорокина П. Г. Прогнозирование и динамика налоговой базы по налогу на имущество организаций / П. Г. Сорокина // Журнал «Baikal Research Journal». 2017. — Т. 8. — № 2. — С. 16.
  5. Ташматова Р. Г. К Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета / Р Г. Ташматова // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». — 2018. –№ 1. — С. 79–82.
  6. Тетерина Н. А., Белогорская А. Н. Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования / Н. А. Тетерина, А. Н. Белогорская // Журнал «ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ». — 2015. –№ 3 (21). — С. 77–85.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение и разработка научной концепции по совершенствованию методов планирования налоговых доходов.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи, которые отражают общую логику и содержание выполненной работы:
- изучение понятия и классификации налоговых доходов федерального бюджета РФ;
- определение целей, задач и методов планирования налоговых доходов бюджета РФ;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы планирования налоговых доходов…………. 5
1.1 Понятие и классификация налоговых доходов
федерального бюджета РФ……………………………………………….5
1.2 Цель, задачи и методы планирования налоговых
доходов бюджета …………………………………………………………16
2. Состояние и совершенствование методической базы
планирования налоговых доходов бюджета РФ………………………22
2.1 Анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ
за 2008-2010 гг…………………………………………………………..22
2.2 Совершенствования методов и приемов планирования
налоговых доходов бюджета РФ……………………………………….25
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Совершенствование налоговых доходов РФ.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

по курсу: «Бюджетное планирование и прогнозирование»

на тему: «Совершенствование планирования налоговых доходов федерального бюджета федерального бюджета РФ»

Выполнила студентка 5 курса очной формы обучения

080105 (2) «Финансы и кредит»

Матвеева Любовь Германовна

1. Теоретические основы планирования налоговых доходов…………. 5

1.1 Понятие и классификация налоговых доходов

федерального бюджета РФ……………………………………………….5

1.2 Цель, задачи и методы планирования налоговых

2. Состояние и совершенствование методической базы

планирования налоговых доходов бюджета РФ…… …………………22

2.1 Анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ

2.2 Совершенствования методов и приемов планирования

налоговых доходов бюджета РФ……………………………… ……….25

Проблема формирования бюджета и преодоления дефицита бюджета всегда выступала одной из центральных проблем теории и практики по планированию бюджета. Для российской экономики она также сегодня представляет высокую актуальность.

Так, в настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности, сельского хозяйства и многое другое. А значит, за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Именно поэтому данная тема является актуальной.Цель работы – изучение и разработка научной концепции по совершенствованию методов планирования налоговых доходов.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи, которые отражают общую логику и содержание выполненной работы:

- изучение понятия и классификации налоговых доходов федерального бюджета РФ;

- определение целей, задач и методов планирования налоговых доходов бюджета РФ;

- анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ за 2008-2010 гг.;

- разработка научных подходов в достижении совершенствования методов и приемов планирования налоговых доходов бюджета РФ.

Объект исследования - методология планирования в системе денежных отношений, связанных с поступлением налогов и сборов в бюджет.

Предмет исследования - совокупность теоретических и практических проблем, обусловленных процессом планирования отношений по формированию бюджета.

Теоретической основой исследования явились труды российских и зарубежных экономистов, финансистов.

Методологической базой данной работы были системный, и сравнительный анализ, которые содержатся в работах отечественных и зарубежных экономистов по вопросам эффективности методов бюджетного планирования в рыночной экономике, совершенствования механизма бюджетного планирования доходов бюджета.

1. Теоретические основы планирования налоговых доходов

1.1 Понятие и классификация налоговых доходов федерального бюджета РФ

Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.

В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности, сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2010 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[2, ст. 8]

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Налоги выполняют две главные функции - фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

Надо также сказать об особенности исчисления и взимания налогов федералного бюджет.

НДС является косвенным налогом, а его бремя ложится не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки за три месяца, предшествующих освобождению, не превысила определённой величины (на 2010 год — 2 млн руб.). Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую систему налогообложения , не являются плательщиками налога.

Также налогом на добавленную стоимость облагается:

- безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций ;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации ( импорт ).

Акциз—устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления ( табак , вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей , несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем . При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акцизы определяет глава 22 (статьи 179-206) НК РФ .

Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Порядок исчисления акциза (согласно Ст.194 - 198 НК РФ):

- сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы;

- сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;

- сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров;

- сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сроки и порядок уплаты акциза (Ст.204-205 НК РФ):

Читайте также: