Чистые налоги на производство составляют 10 от ввп

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Библиографическая ссылка на статью:
Баклановская Д.И. Валовый внутренний продукт РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76370 (дата обращения: 23.04.2021).

Принято считать, что валовый внутренний продукт страны определяется как с позиций источников его формирования, так и с позиций направления его использования.

Валовый внутренний продукт характеризуется как добавленная стоимость, произведенная во всех отраслях экономики резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Это дает возможность определить добавленную стоимость (включая торгово-транспортные наценки и налоги на продукты).

Показатель ВВП утверждается в России Федеральными законами о федеральном бюджете. Для корректности расчета производится прогноз показателя ВВП и инфляции, причем рассматриваемый показатель определяется как в номинальном, так и в реальном выражении (в текущих ценах и в ценах базисного периода, выбранного Росстатом). На графике представлены объем произведенного ВВП России за 1995-2015 гг. в текущих и базисных ценах 2008 и 2011 гг.). Как видим, динамика показателей


отражает похожую тенденцию до 2011 г.: рост до кризисного 2008 г., кризисный период 2008-2010 гг. (что особенно хорошо видно на графике базисных цен), скачок в 2011 г. ВВП в базисных ценах практически колеблется возле одного уровня (59-63 млрд руб), в то время как ВВП в номинальном выражении показывает рост. По нашим предположениям, такой рост носит скорее инфляционный характер.

ВВП по источникам формирования доходов (распределительный метод) рассчитывается следующим образом:

ВВП = ОТ + ВПр + ЧН, где

ОТ – оплата труда наемных работников;

ВПр – валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы;

ЧН – чистые налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий)

Таким образом, этот метод представляет ВВП как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов. Также в расчет этого показателя включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли.

Валовая прибыль экономики – часть добавленной стоимости, остающейся у производителей после вычета расходов по оплате труда и налогов. Ниже приводится таблица, иллюстрирующая алгоритм расчета ВВП по источникам формирования[1].

В табл. 1 приведена структура ВВП РФ по источникам формирования доходов.

Табл. 1. Структура ВВП России по видам первичных доходов (в процентах к ВВП) на 01.02.2015 г.

Из таблицы видно, что в структуре в послекризисный период растет доля статьи, связанная с оплатой труда наемных работников (с 50% до 52%; для сравнения: в экономике США выплаты наемным работникам составляют примерно 70% национального дохода[2]), величина налогов на производство и импорт с 2011 г. снижается (с 19% до 15%), а доля валовой прибыли и доходов не имеет выраженной тенденции и колеблется в пределах 30-32%. Под смешанными доходами в статистике национальных счетов понимается валовая прибыль некорпоративных частных организаций.

Формирование ВВП по использованию располагаемого дохода, т.е. по расходам, выглядит следующим образом:

РК – расходы на конечное потребление; ВН – валовое накопление; ЧЭ – чистый экспорт.

Вместе с тем, расходы на конечное потребление складываются из:

  • Расходов на конечное потребление домохозяйств, органов госуправления, некоммерческих организаций, обслуживающих домохозяйства;
  • Валового накопления (основного капитала и изменения запасов материальных оборотных средств);
  • Чистого экспорта (разницей между экспортом и импортом товаров и услуг)

Структура этих статей представлена ниже в табл. 2

Таблица 2. Структура валового внутреннего продукта России по использованию располагаемого дохода в 2007-2014 гг. (в текущих ценах, % к ВВП) на 01.02.2015 г.

100

100

100

100

100

100

100

100

Данные свидетельствуют, что соотношение расходов на конечное потребление и валовое накопление составляет ориентировочно 70:23, что является нормальной пропорцией для общественного воспроизводства. При этом расходы на потребление домохозяйств (семей) резко выросли в кризисный период (2008 г. – 75%) и после непродолжительного снижения (2010-2011 гг.: 67%-70%) снова растут и могут достигнуть своей «кризисной» величины. Возможно, эти расходы поддерживали позитивный тренд российской экономики в период 2010-2014 гг.

Валовое накопление представлено валовым накоплением основного капитала (около 21%), а также запасами оборотных средств (их изменение в послекризисный период: максимальное значение в 2011 г. – 4% с устойчивым снижением до условного 0% в 2014 г.). в целом это свидетельствует о падении темпов экономического роста

Для мира в целом инвестиционный коэфф-т достигает 20-22%. Это вложения в оборудование, недвижимость, сооружения, т.е. крупные инвестиции, без которых невозможно развитие экономики. В пиковые периоды роста экономики они могут достигать 45% (Китай), 30-35%(Япония).

Смещение пропорций в сторону потребления или накопления может свидетельствовать о приоритетах экономического развития. Инвестиции определенно приводят к «откладыванию» потребления «на потом» в надежде получить более высокий уровень жизни «в перспективе».

Теоретически валовые национальные сбережения должны трансформироваться в инвестиции в основной капитал, однако для нашей экономики характерен низкий уровень такой трансформации.

Следует также учесть, что сам показатель (ВВП) является недостаточно полным измерителем состояния экономики страны. Он может не учитывать или недостаточно учитывать следующие важные корректировки:

  • Долю теневой экономики, связанной с производством не запрещенных законом товаров и услуг, связанное с незаконным перераспределением доходов и активов. Сюда относится занижение размеров оплаты труда работодателями с целью уклонения от уплаты налогов, налоговые схемы по оптимизации прибыли, искусственное завышение цен на государственные поставки и подряды (на строительные подряды, по разным данным – от 20% до 50%), на сложное технологическое оборудование – даже до 200%; искажение цен на ввозимые товары (для снижения пошлин), на оказанные услуги (для снижения НДС), на вывозимые товары (снижение налога на прибыль) и др.;
  • Долю теневой экономики, связанной с незаконной деятельностью по производству товаров и услуг, продажа и распространение которых /владение которыми запрещено законом (наркотики, контрабанда итд.);
  • Долю неформальной экономики – «неофициальный бизнес», связанный с производством рыночной продукции некорпоративными представителями сектора домохозяйств или оказанием частным образом предоставляемых услуг, а также нелегальное потребление других ресурсов и др.;
  • Некоторые авторы[3] относят сюда также заведомо невозвратные выданные государством кредиты (как в денежной форме, так и в натуральной – например, поставка экспортного оружия)

Исследователи отмечают[4], что в рамках СНС теоретически нет необходимости разграничить незаконное и скрытое производство, т.к. оба должны быть включены в границы производства. По оценкам, размеры теневой экономики существуют везде и варьируются в пределах от 10 до 40% (в зависимости от уровня развития страны и, соответственно, развития статистической базы учета). В странах капиталистической полупериферии, к которым принято относить Россию (обозначая ее экономику как «переходную к рыночной»), Росстатом такое значение оценивается близко к 20-25%. По расчетам ряда экспертов, эта величина близка к 40-45%. Следует отметить, что доля теневого сектора зависит от состояния подъема/рецессии в экономике: на подъеме некоторая часть мелкого и среднего бизнеса может «выйти из тени», в ситуации спада, необходимости жесткой экономии – уйти в теневой оборот.

Объем ненаблюдаемой деятельности требует соответствующих корректировок величины ВВП, что вносит изменения во все этапы его расчета: от основного выпуска до промежуточного потребления и полученной в результате добавленной стоимости и др.

Указанные особенности, естественно, могут искажать не только объем показателя, его динамику, но и сложившиеся структурные соотношения входящих в него отраслей. Таким образом, ВВП как результирующий показатель состояния экономики (фазы цикла) требует дополнения и уточнения не только при оценке неучтенных экономических операций, но и в виде натуральных показателей (объема грузоперевозок, произведенной эл. Энергии, объемов жилищного строительства и проч.).

[1] Национальные счета России в 2007-2011 гг.: стат сборник/Росстат. М., 2015. 302 с.

[2] Р. Ямароне. Основные экономические индикаторы. Учебное пособие М.: 2014 г., с. 47

[3] Мовчан А. «Ошибка измерения. Почему состояние экономики России так трудно оценить». Режим доступа: http://worldcrisis.ru/crisis/2482311 . Дата обращения – 25.10.2016 г.

[4] Д.В. Лызлов « Преимущества и недостатки ВВП как показателя социально-экономического развития страны». Российский внешнеэкономический вестник, № 2 (февраль) 2009 г.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Глава 4.
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

§ 11. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД)*

При анализе уровня экономического развития ведущими являются показатели ВВП и ВНП на душу населения. Они положены в основу международных классификаций, разделяющих страны на развитые и развивающиеся. К числу развитых относят страны с душевым производством ВВП от 20 тыс. долл. в год и выше. В некоторых развивающихся странах (например, Брунее) показатель ВВП на душу населения находится на уровне, даже превышающем ВВП в развитых странах. Однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.

Национальный доход (НД) измеряет общий доход, получаемый отечественными собственниками факторов производства. Национальный доход, в свою очередь, может быть разделён по принципу принадлежности к различным факторам производства на трудовые, рентные и предпринимательские доходы, а также на прибыли корпораций и чистый процент.

Национальный доход (НД) – это сумма всех доходов, полученных гражданами страны в форме заработной платы, прибыли, процента и ренты за использование природных ресурсов в течение одного года.

Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП. Объективные и полные данные о выпусках товаров и услуг, объёмах затрат, уровнях семейных доходов и т.д. могут быть получены не просто с помощью чисел, а на базе наиболее распространённых в экономической науке показателей, каковыми являются цены в денежных единицах (рублях, долларах, фунтах стерлингов, иенах, юанях и т.д.). Ранее мы отметили, что цены устанавливают, сколько денежных единиц необходимо уплатить за единицу товара или единицу услуги. При этом количество товара – физическая мера товара, а величина стоимости товара в денежных единицах – произведение цены на количество товара (в единицах измерения). Мы также выяснили, что любая национальная экономика состоит из множества рынков. Поэтому для анализа экономики в целом все операции на отдельных рынках сводятся воедино и вводятся общеэкономические показатели: цены, качества, количества и стоимости в устойчивых денежных единицах. Для суммирования цены используется показатель средней цены на разных рынках, а для суммирования объёмов произведённых товаров и их стоимостей – показатель общего объёма производимых товаров в физическом и стоимостном выражении. В результате выводится средний уровень цен, или средневзвешенная цена различных товаров и услуг в экономике в определённый временной период. Уровень цен обычно измеряется при помощи индекса цен.

Индекс цен – это умноженное на 100 отношение стоимости определённого набора товаров или услуг (потребительской корзины) в денежных единицах в данном периоде к стоимости того же самого набора в определённом базовом периоде. Индекс цен потребительских товаров (благ), или индекс потребительских цен (ИПЦ), – это наиболее широко используемый индекс цен в сравнительных и сопоставительных исследованиях. В ряде развитых стран этот показатель (CPI – Consumer Price Index) рассчитывается ежемесячно и публикуется правительством. Он определяется на базе цены «рыночной корзины» товаров и услуг, которая представляет собой покупки средней городской семьи. Если при вычислении ИПЦ (CPI) принять 2000 год за базовый, то его значение в 2010 г., к примеру, можно рассчитать следующим образом:


Показатель ИПЦ позволяет осуществлять сравнительный анализ не только в данной стране, но и в мировой экономике в целом, что очень важно при исследовании условий жизни граждан в различных странах.

Темпы роста ВВП. Изменение экономических переменных во времени неизбежно, поскольку принципиально невозможна ситуация, при которой факторы производства «замораживаются» на более или менее длительный период, как и цены на товары и услуги. Человек по природе деятелен, изобретателен, непрерывно изменяет производственные и бытовые условия, создаёт новые товары и технологии, формирует новые потребности. Соответственно изменяются не только цены, но и темпы экономического роста. Поэтому темп роста ВВП можно рассчитать следующим образом:


ВВП и инфляция. Инфляция – это устойчивый рост общего уровня цен, приводящий, в свою очередь, к скрытой девальвации (обесцениванию) денег, сокращению реальной заработной платы, усилению несбалансированности денежной системы, что отражается на производстве товаров и услуг и в конечном счёте – на кошельке покупателя.

Темпы инфляции. В современной экономике показатель темпа роста инфляции, как и предыдущие показатели, относится к наиболее часто используемым. Темп инфляции – это темп прироста среднего уровня цен, выражающийся в его увеличении или уменьшении в процентах за период (обычно за год). Он рассчитывается по формуле расчёта процентных изменений:


Темпы инфляции могут быть рассчитаны за любой период, поскольку данные, используемые для таких расчётов, во многих странах публикуются ежемесячно. В таблице 4 приведены данные о динамике ВВП России за последние 10 лет.

Таблица 4

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000–2010)

Год Номинальный ВВП, млрд руб. Реальный ВВП, % к предыдущему периоду
20007305,6110,0
20018943,6105,1
200210817,5104,7
200313285,2107,3
200416966,4107,2
200521598,0106,4
200626903,5107,7
200733111,4108.1
200841668,0105,6
2009387797,292,2
2010+411657,194,6

Источник. Официальные данные Госкомстата РФ; 2010+ – предварительные данные.

Система национальных счетов (СНС) – следующий этап расчётов основных экономических показателей стран на базе сопоставительного анализа. Стандартная система национальных счетов ООН представляет собой унифицированную схему расчёта показателей производства, распределения и использования ВВП для отдельных стран. В основу национальных счетов положена идея кругооборота доходов и расходов. Сама же национальная экономика условно рассматривается в двух измерениях: население – домашние хозяйства и фирмы, между которыми происходит непрерывный обмен (рис. 3).


Рис. 3. Схема кругооборота доходов и расходов (двухсекторная модель экономики) в национальной экономике

Потребители продают производителям факторы производства: рабочий – свой труд, владелец земли – сдаёт землю в аренду, владелец капитала – ссуду. Полученные потребителями доходы затем возвращаются в бизнес. Получив факторы производства, бизнес производит конечные товары и услуги, которые затем снова покупаются потребителями. При этом следует иметь в виду, что это простая модель включает исключительно частный сектор. Стоимость услуг владельцев факторов производства равна затратам бизнеса на производство конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость конечных товаров и услуг должна быть равна заработной плате, ренте, прибыли и проценту. Это простая модель кругооборота (или воспроизводства).

Расширенная модель кругооборота представлена четырьмя секторами экономики. К потоку частных доходов и расходов добавляются потоки государственных средств и средств, полученных от внешнеторговых операций. В результате, как уже было сказано, мы получаем и показатели ВВП, и соответствующие ему другие важные макроэкономические показатели, достаточно точно отражающие состояние национальной экономики.

Следуя положению стандартной модели СНС, в бюджетной практике государств экономику обычно разделяют на четыре сектора: реальный, бюджетный, денежный и внешний.

Реальный сектор экономики включает частные хозяйствующие предприятия и организации, в том числе домашние хозяйства. Он практически обеспечивает производство товаров и услуг, предложение и реализацию на внутреннем и мировом рынках, формирует спрос на товары и услуги в целях как личного, так и производственного потребления.

Бюджетный сектор экономики обычно называют государственным (иногда фискальным) из-за того, что его часто рассматривают в узком смысле и он отождествляется с государственным бюджетом. Данный сектор выполняет важнейшую функцию по перенаправлению доходов через расходные статьи бюджета. Расходы государственного бюджета во всех государствах мира являются факторами спроса, поэтому в растущей экономике рост государственных доходов, в том числе через налоги, влечёт и рост расходов. Это стимулирует новый экономический рост, расширение потока товаров и услуг на внутренний и мировой рынки.

Денежный сектор иногда называют финансовым или банковским, поскольку речь идёт о денежных потоках, аккумулируемых в центральном банке страны и коммерческих банках или проходящих через эти банки. Практически во всех странах мира центральные банки находятся в государственной собственности и играют фундаментальную роль не только в денежной, валютной и бюджетной политике, но и в осуществлении государственной экономической политики.

Внешний сектор экономики непосредственно осуществляет многочисленные операции с зарубежными странами, предусмотренные по каждому из перечисленных выше секторов, и соответственно находит отражение в платёжном балансе. Через этот сектор, который с внешнеэкономических позиций отражается в платёжном балансе, в наибольшей степени происходит соединение национальной экономики с мировой экономикой и мировым рынком.

Если доходы секторов превышают расходы, формируется положительный баланс, если доходы секторов меньше расходов, – баланс отрицательный.

Платёжный баланс – это систематизированная запись всех экономических сделок, совершаемых резидентами данной страны с нерезидентами в течение данного периода. Резидентом страны признаётся любой человек, имеющий основное местожительство в данной стране независимо от его гражданства и паспортного статуса, а также национальные компании, действующие в стране.

В СНС находит отражение состояние рыночного равновесия (или неравновесия). В ситуации, когда расходы всех секторов экономики превышают поступившие в них доходы и нарушается необходимое равновесие, для поддержания нужного равновесия часто необходимы поступления средств из-за границы (приток капитала). Правительства добиваются баланса, влияя на объёмы предложения товаров и услуг, с одной стороны, и спроса – с другой. Они хотели бы всегда иметь положительный баланс во внешней торговле, т.е. чтобы экспорт товаров превышал их импорт. Поэтому очень важно добиться соответствия спроса и предложения.

Лекции по экономической статистике. Основные макроэкономические показатели Системы Национальных Счетов и методы их расчета.

Система Национальных Счетов – это система обобщающих показателей, развития экономики на различных стадиях процесса производства. Счета, которые оценивают состояние макроэкономического показателя, относятся не к каждой экономической единице (операции), а к обобщающим числовым характеристикам соответствующих групп экономических операций.

Национальные счета – система взаимосвязывающих таблиц, имеющих вид балансовых построений.

По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам, т.е. имеют Т-образную форму.

Балансирующая статья счета, обеспечивающая баланс (равенство) его правой и левой частей, рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием.

Правая сторона каждого счета – «Ресурсы», левая – «Использование».

Все счета связаны между собой и балансируются конкретными показателями (статьями).

Наименование счёта

Балансирующая статья

Внутренний Валовой Продукт

2) Счёт образования доходов

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

3) Распределение первичных доходов

Внутренний Национальный Доход

4) Счёт вторичного распределения доходов

Валовой располагаемый доход

5) Счёт использования располагаемых доходов

Существует всего 7 текущих счетов, из них основных – 5.

Рассмотрим, например, счет производства ( № 1).

Использование

Ресурсы

2. Промежуточное потребление

3. ВДС или ВВП (3 = 1 – 2)

1. Валовой выпуск

Всего

Счета производства можно составить:

- для отдельных секоров экономики(секторальные счета),

- для экономики в целом (консолидированный счет).

Поэтому: для сектора – ВДС, для экономики – ВВП.

Границы производства в Системе Национальных Счетов определяются, как деятельность единиц резидентов национальной экономики по производству товаров и услуг.

Резиденты – институциональные единицы (предприятия, учреждения, домашние хозяйства), имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны в течение длительного периода.

Измеряемые на макроуровне экономические процессы характеризуются следующими показателями:

Основные макроэкономические показатели

1) Валовой выпуск товаров и услуг (ВВ) – с уммарная стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц резидентов экономики в отчетный период. Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах, т.е. без учета налогов на продукты (но включая субсидии на продукты. ( Валовой – т.к. не исключает расходы на ПОК,т.е. повторный счет)

2) Промежуточное потребление (ПП) – это стоимость товаров и услуг, которые трансформируется или полностью потребляются в отчетном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (ПОК) (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.

Отдельной позицией в состав промежуточного потребления включается потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества – ФП (имеются в виду банковские услуги).

3) Налоги на производство и импорт (НПИ ) – включают в себя налоги на продукты (НП) и другие налоги на производство (Др.НП).

Налоги на продукты напрямую зависят от стоимости произведенных товаров и оказанных услуг (НДС, акцизы).

Другие налоги на производство связаны с использованием факторов производства (земли, труда, капитала), а также платежи за лицензии и патенты.

4) Чистые налоги на производство (продукты?) и импорт (ЧНПИ)

Субсидии на продукты – текущие не компенсируемые выплаты из государственного бюджета предприятиям при условии производства определенных товаров или услуг.

5) Валовая Добавленная Стоимость (ВДС ) – в новь созданная стоимость в процессе производства товаров и услуг. Она определяется по отраслям экономики, как разница между стоимостью выпуска товаров и услуг и стоимостью промежуточного потребления.

В Системе Национальных Счетов показатель Валовой Добавленной Стоимости оценивается, как в (текущих) рыночных ценах (т.е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая наценки и налоги), которые фактически используются в операциях и включают транспортно-торговые наценки, налоги на производство и импорт, и не включают субсидии на производство и импорт, так в основных ценах, т.е. в ценах без налогов на продукты, но включающих субсидии на продукты.

6) Чистая Добавленная Стоимость (ЧДС)

7) Внутренний Валовой Продукт (ВВП)

Валовой Внутренний Продукт характеризует стоимость произведённых на экономической территории данной страны, в том числе и совместными предприятиями, товаров и услуг за тот или иной период, которые предназначены для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

8) ВНД = ВВП + сальдо первичных доходов , полученных резидентами данной страны из сектора «остального мира»

Внутренний Валовой Продукт может быть рассчитан тремя методами.

1) Производственный .

В этом случае Внутренний Валовой Продукт получается, как разница между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением или, как сумма валовых добавленных стоимостей по отраслям в основных ценах.

Примечание: при расчете ВДС нужно вычесть холдинговую прибыль, представляющую собой часть стоимости продукции, которая образовалась вследствие изменения цен на неё в период нахождения продукции на складе (в запасах), т.е. цена продукции учитывается на момент производства, а не на момент реализации товара.

2) Метод конечного использования или метод использования доходов.

В этом случае Внутренний Валовой Продукт рассчитывается, как сумма Расходов на Конечное Потребление (РКП) всех секторов экономики, Валовое Накопление (ВН), разницы между Экспортом и Импортом (Э – И) (чистый экспорт), плюс Статистическое Расхождение между произведенным и использованным ВВП.

Конечное потребление ( РКП) складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, удовлетворяющих потребности домашних хозяйств и общества в целом, а также расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Валовое накопление ( ВН) складывается из валовых накоплений основных фондов, изменений стоимости и объема материальных запасов и оборотных средств и чистого приобретения ценностей.

Статистические Расхождение ( СР) – специфический показатель, который используется в Системе Национальных Счетов для оценки качества расчётов. В международной практике допустимый уровень до 5 %.

РКП = потребительские расходы (ПР) + госзакупки (ГЗ)

ВВП = ПР + ГЗ + ВН + (Э - И) - «тождество национальных счетов» или «макроэкономическое тождество».

3) Распределительный или по источникам доходов.

Этот метод не является самостоятельным, т.к. не все показатели рассчитываются методом прямого расчета, а часть из них исчисляется балансовым методом.

Стадии образования доходов в Системе Национальных Счетов характеризуется показателями:

4. Оплата Труда наемных работников (ОТ) определяется, как сумма вознаграждений, выплаченных в денежной и натуральной форме плюс оплата скрытой формой (то что не входит в зарплату, но за что предприятие несёт расходы, например – бесплатный обед);

5. Валовая Прибыль Экономики (ВПЭ) и Валовые Смешанные Доходы (ВСД) представляют собой ту часть добавления стоимости, которая остается у производителя после выплат по оплате труда, налогов на производство и импорт с учетом субсидий.

3. Номинальные и реальные показатели Системы Национальных Счетов. Индекс–дефлятор Валового Внутреннего Продукта.

Инфляция и дефляция усложняют расчет Валового Внутреннего Продукта, так как он представляет собой денежный временной и количественный показатель.

Показатель Валового Внутреннего Продукта, который отражает текущие цены, называют номинальный показатель (не скорректированный с учетом уровня цен).

Показатель Валового Внутреннего Продукта с учетом изменения цен (скорректированный на инфляцию и дефляцию) называется реальный.

Для корректировки Валового Внутреннего Продукта используется индекс цен, который называется дефлятором Валового Внутреннего Продукта.

Индекс-дефлятор Валового Внутреннего Продукта представляет собой отношение Валового Внутреннего Продукта исчисленного в текущих ценах к объему Валового Внутреннего Продукта, исчисленного в сопоставимых ценах предыдущего периода.

В отличие от индекса цен на товары и услуги индекс–дефлятор Внутреннего Валового Продукта, в том числе характеризует и изменение оплаты труда, и изменение прибыли, потребление основного капитала в результате изменения цен, а также номинальной массы чистых налогов.

С помощью показателя реального Валового Внутреннего Продукта измеряется стоимость производства в данной стране в разные года, при предположении о неизменном уровне цен, начиная с базисного периода и заканчивая текущим периодом.

Состояние экономики считается положительным, если темп роста ВВП > 4 %/год.

На практике часто рассчитывают:

- ВВП на душу населения;

- ВВП в пересчете по паритету покупательной способности (по ППС).

Сложности подсчета показателя ВВП связаны с рядом обстоятельств.

Некоторые товары и услуги, созданные в данном году, не поступают на рынок, а следовательно, не имеют рыночной цены.

Многие товары и услуги производятся и потребляются в до

машних хозяйствах, не попадая на рынок, и часто не учитываются в показателе ВВП. Так, еда, приготовленная дома и в рестораlie, может быть совершенно одинаковой, но лишь стоимость последней учитывается в ВВП.

Во всех странах существует проблема учета теневой экономики. В России она представляется чрезвычайно актуальной, поскольку в ходе проведения экономических реформ масштабы теневой части экономики значительно увеличиваются. Это связано с расширением частного сектора в результате приватизации государственных предприятий, возникновением новых частных предприятий, а также недостаточным государственным контролем за деятельностью частного сектора. Расширение теневой экономики и невозможность учета ее масштабов приводит к занижению данных о производстве ВВП по сравнению с данными о его использовании, так как нелегально созданные продукты и доходы расходуются на потребление и накопление легально.

Проблемы расчета ВВП в переходной экономике часто бывают связаны с несовершенством организации учета деятельности быстро растущего числа мелких производителей, особенно при переходе от сплошного статистического наблюдения к выборочному.

Существуют также серьезные проблемы, связанные с учетом потерь от загрязнения окружающей среды.

Показатели ВВП или национального дохода в расчете на душу населения часто используются для межстрановых сравнений - например, при оценке уровня жизни, благосостояния нации.

Две страны могут иметь одинаковый показатель ВВП на душу населения, но разный уровень цен, а значит, на 1 долл. дохода в этих странах можно будет купить разное количество благ.

Одинаковые показатели ВВП на душу населения могут дополняться различными показателями: уровня образования населения, продолжительности жизни, калорийности питания и т.д., которые следует учитывать в оценке благосостояния нации. Часто различия между странами по этим показателям связаны со степенью дифференциации доходов населения. Например, страна с относительно низкой дифференциацией доходов может иметь более высокие по сравнению с другими странами показатели Уровня образования, продолжительности жизни и т.д., несмотря

на то, что по уровню ВВП на душу населения она будет на диться на более низкой позиции по сравнению с ними.

Валовой внутренний продукт (ВВП) Чистый внутренний продукт (ЧВП) Валовой национальный доход (ВНД) Чистый национальный доход (ЧНД) Национальный доход (НД) Личный доход

Располагаемый личный доход Потребление (С) Инвестиции (Г) Чистые инвестиции Валовые инвестиции Амортизация

Государственные закупки товаров и услуг (G)

Чистый экспорт (Хп)

Расчет ВВП по доходам

Расчет ВВП по расходам

Расчет ВВП по добавленной стоимости

Чистые факторные доходы из-за рубежа

Совокупные сбережения (S)

Частные сбережения (Sp)

Государственные сбережения (Sg)

Сбережения внешнего (остального) мира (Sr)

Основное макроэкономическое тождество

Тождество сбережений и инвестиций

Индекс потребительских цен

Индекс Фишера Вопросы для обсуждения

Назовите причины, по которым показатель ВВП не всегда точно характеризует благосостояние нации.

Какие из перечисленных ниже сделок будут включены в ВВП, а какие нет? Объясните, почему.

а) Семья продает свою старую квартиру за 200 тыс.

б) Фирма приобретает 10 компьютеров, уже бывших в употреблении, у другой фирмы.

в) Семья покупает акции компании "А" на сумму 10 тыс. руб.

г) Фирма выпускает продукцию на сумму 10 млн долл., половину продает через фирменный магазин, а другую половину хранит на складе.

д) Издательство продает книги, хранившиеся на складе с прошлого года, на сумму 500 тыс. руб.

Если часть домохозяек в стране решит устроиться на работу, а для выполнения домашних дел будет нанимать прислугу, отразится ли это на величине ВВП?

Введение импортных пошлин повысило цены ввозимых товаров. Как это отразится на стоимости жизни, если для оценки ее изменения использовать:

а) индекс потребительских цен;

Задачи и решения

1. Имеются следующие данные по экономике США за 1929 год (в млрд долл.):

Трансфертные платежи 4,0

Валовые внутренние инвестиции 16,2

Косвенные налоги на бизнес 7,0

Личные подоходные налоги 2,6

Чистый экспорт 1,1

Нераспределенная прибыль корпораций 2,8

Личные потребительские расходы 77,2

Налоги на прибыль корпораций 1,4

Взносы на социальное страхование 0,2 Государственные закупки товаров и услуг 8,5

а) Рассчитайте показатели ВВП и личного располагаемог дохода.

б) Какова величина частных сбережений?

в) На какую величину вырос запас капитала в экономии (Задача решается в соответствии со старой трактовкой СН и при условии, что ВВП=ВНП.)

а) Исходя из данных, приведенных в условиях задачи, моя но рассчитать ВВП по расходам (для расчета другими сш собами не хватает информации):

Складываем показатели потребительских расходов (77,2 валовых инвестиций (16,2), государственных расходов (8,5) чистого экспорта (1,1). Получаем ВВП=103. Чтобы рассчита^ величину личного располагаемого дохода, мы должны найї вначале чистый национальный продукт (ЧНП), национальнь доход (НД) и личный доход (ЛД).

ЧНП = ВНП амортизация;

ЧНП = 103 - 7,9 = 95,1;

НД = ЧНП косвенные налоги на бизнес;

НД = 95,1 7,0 = 88,1;

ЛД = НД взносы на социальное страхование

нераспределенная прибыль корпораций - налоги на прибыль корпораций + + трансфертные платежи;

ЛД = 88,1 0,2 - 2,8 - 1,4 + 4,0 = 87,7.

Располагаемый личный доход равен личному доходу за в четом подоходных налогов:

РЛД = 87,7 - 2,6 = 85,1.

б) Частные сбережения могут быть получены вычитанием ли ных потребительских расходов из располагаемого личн го дохода:

Sp = 85,1 - 77,2 =7,9.

в) Запас капитала в экономике увеличивается за счет потока чистых инвестиций, которые в 1929 г. составили 8,3 (валовые инвестиции-амортизация). С учетом новой трактовки национального дохода в современной СНС, включающего косвенные налоги как доход государства, несколько изменяется порядок расчета личного дохода. С учетом того, что, но условию задачи, ВВП=ВНП, ВНП в новой редакции СНС соответствует ВНД, находим ЧНД путем уменьшения ВНД на величину амортизации:

ЧНД = ВНД - амортизация; ЧНД = 103- 7,9 =95,1.

Затем находим личный доход, вычитая из ЧНД косвенные налоги и три уже известных компонента, прибавляя при этом трансферты:

ЛД = 95,1 - 7,0 - 0,2 - 2,8 - 1,4 + 4,0 = 87,7.

2. Экономика описана следующими показателями:

потребительские расходы (0=2300;

государственные расходы (С)=800;

государственные трансферты (77?)= 100;

выплаты процентов по государственному долгу (/V)=100;

-налоги (7)=800. Предполагается, что ВВП = ВНД.

а) частные сбережения;

б) государственные сбережения;

в) стоимость государственных облигаций и дополнительного количества денег, выпущенных для покрытия дефицита госбюджета, если известно, что дефицит на 80% финансируется выпуском облигаций.

Частные сбережения рассчитываются по формуле

Sp = ( У + TR + N- Т) С;

У = С + I + G\ У = 2300 + 700 + 800 = 3800; Sp = (3800 + 100 +100 800) - 2300 = 900.

б) Государственные сбережения равны:

TR - N - G; Sg = 800 - 100 - 100 - 800 = -200.

в) Отрицательное значение государственных сбережений означ ет наличие дефицита госбюджета:

Дефицит финансируется выпуском облигаций на 80%, т.е.

АВ = 0,8 • BD; АВ = 0,8 ¦ 200 = 760.

Оставшаяся часть дефицита финансируется выпуском допо нительного количества денег:

AM = 200- 160 = 40.

Рассчитайте индекс Ласпейреса, индекс Пааше и индекс Ф шера (1982 г. - базисный период). Годы 1982 1982 1992 1992 цена количество цена количество книги 10 10 15 8 джинсы 27 6 24 7 телевизоры 655 3 425 5

Индекс Ласпейреса это индекс цен с весами базисного период т.е. в качестве весов мы берем количество благ, произведенных 1982 г. І У х

Общий вид индекса: PL - 15 • 10 + 24 • 6 + 425 • 3 1569

В данном случае: ^ = ч ^0,70.

J L 10-10+ 27-6 + 655-3 2227 Общий вид индекса Пааше (индекса цен с весами текущего пери ода):

л 15-8 + 24-7+ 425-5 2413 л,0 В данном случае: Рп = = ^ 0,68.

р 10-8 + 27-7 + 655-5 3544

Оба индекса показывают снижение стоимости жизни, но в разной степени. Индекс Фишера усредняет результат:

1. Имеются следующие данные за 2 года: Номинальный ВВП Дефлятор ВВП 1929 96 млрд долл. 100% 1933 48 млрд долл. 75%

Каким был реальный ВВП в 1933 г., если в качестве базисного периода рассматривать 1929 год?

а) 72 млрд долл.; в) 64 млрд долл.;

б) 36 млрд долл.; г) 48 млрд долл.

Предположим, что в 1-м году (базисном) номинальный ВВП составил 500. Через 6 лет дефлятор ВВП увеличился в 2 раза, а реальный ВВП возрос на 40%. В этом случае номинальный ВВП ^ерез 6 лет составил:

Если фирмы начнут все свои прибыли выплачивать акционерам в форме дивидендов, то в национальных счетах возрастет Показатель:

б) чистых инвестиций;

г) личного дохода.

В экономике, где в данном году было потреблено больше, чеі произведено, величина снижения инвестиций в запасы должн быть прибавлена при подсчете ВВП данного года:

Инвестиции равны 220, бюджетный излишек равен 10, экспор составил 175, а импорт 185.

Закрытая экономика описывается следующими показателями

потребительские расходы (0=1200; валовые инвестиции (/)=500; государственные расходы (G)=300; государственные трансферты (TR)-200; проценты по государственному долгу (yV)=100; налоги (Г)=400; чистый экспорт (Хп) = -100.

а) частные сбережения;

б) государственные сбережения;

в) сбережения внешнего мира?

Все, перечисленное ниже, относится к категории "запаса", кроме

а) накопленного богатства потребителей;

б) дефицита государственного бюджета;

в) количества безработных;

г) объема капитала в экономике.

Компания по производству шин продает фирме, производящеі автомобили, 4 шины стоимостью 400 долл. Другая компания про дает автомобильной фирме плейер за 500 долл. Установив все этс на новой машине, автомобильная фирма продает ее за 20 000 долл Какая сумма будет включена при подсчете в состав ВВП:

Глава 2. Измерение результатов экономической

деятельности. Индексы цен 45

г) 20 ООО минус прибыль автомобильной фирмы.

Предположим, что производятся и потребляются 2 продукта: апельсины и яблоки. Апельсины стоили в 1982 г. 1 долл., а в 1990 г. - 0,5 долл. за штуку. Яблоки в 1982 г. стоили 0,5 долл., а в 1990 г. - 1 долл. В 1982 г. было произведено 10 яблок и 5 апельсинов, а в 1990 г. - 5 яблок и 10 апельсинов. Рассчитайте дефлятор ВВП для 1990 г., принимая за базисный 1982 год.

Потребительская корзина средней городской семьи в США стоила в 1982 г. 14 000 долл., а такая же корзина в 1990 г. стоила уже 21 000 долл. (в текущих ценах). Потребительская корзина товаров и услуг, приобретаемых в 1990 г., стоила 20 000 долл. (в ценах 1990 г.), тогда как такая же корзина в ценах 1982 г. стоила 15 000 долл. Рассчитайте индекс потребительских цен для 1990 г., принимая за базисный 1982 год.

Рекомендуемая учебная литература

Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 2, 3.

Макконнелл К, Ерю С. Экономикс. Гл. 9.

Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 24.

Долан Э. Макроэкономика. Гл. 2, 3.

Долан Э., Кемпбелл К, Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 1.

Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа: Учебное пособие / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М., 1996.

Читайте также: