Диспозиция в налоговой норме это

Опубликовано: 03.05.2024

Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.

По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.

  • Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.
  • Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.

По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

  • Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
  • Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: — незаконное
    — безвозмездное
    — изъятие
    — чужого имущества
    — совершенное тайным способом.
  • Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
  • Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры.

По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

  • Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).
  • Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).
  • Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)».

Вопрос о фактической структуре нормы является дискуссионным. Одни ученые считают, что фактическая норма права состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывается мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией. Другие авторы полагают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение.

Санкцией уголовно-правовой нормы есть часть нормы, описывающая размер и вид наказания, применяющегося к виновнику, нарушившему правила общественных взаимоотношений, что установлены уголовным законодательством. Для упрощения высказывания юристы применяют следующую форму – «санкция статьи или части статьи уголовного законодательства».

Диспозицией уголовно-правовой нормы есть часть нормы, формирующая правила поведения при запрете или разрешении, базирующиеся на нарушении общественных взаимоотношений, что предусматриваются уголовным кодексом. Для упрощения передачи своих высказываний правоведы применяют следующую форму – «диспозиция статьи или части статьи в уголовном законодательстве».

Виды санкций


Санкции применимы исключительно к нормам, содержащимся в Особенной части Уголовного кодекса. Эти санкции бывают относительно определенными, альтернативными и безальтернативными. По сути практически все санкции относительно определенные.

Относительно определенные санкции определяет наказание с размером минимального и максимального порога. Для примера, 1 часть 105 статьи УК РФ за убийство устанавливает наказание лишением свободы на период от 6 до 15 лет (при этом свобода ограничена на 2 года или не ограничена). 1 часть 117 статьи за истязание устанавливает наказание в виде ограничения свободы до трех лет, принудительные работы до трех лет или лишение свободы на срок, не более трех лет. В последнем примере устанавливается только максимальный порог наказания, минимальный срок при этом определяется согласно Уголовному кодексу (53, 531 и 56 статьи) и составляет два месяца.

Разновидность относительно определенной санкции – это относительная санкция с элементом абсолютной определенности, устанавливающая наказание с конкретными предельными значениями, и содержит при этом определенные виды наказаний. Для примера, согласно 2 части 105 статьи УК наказаниями за убийство с отягощающими обстоятельствами могут быть лишение свободы от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного до двух лет или лишение свободы пожизненно, или смертная казнь. Эта санкция включает два вида наказания – пожизненное лишение свободы и смертную казнь.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Действующий сегодня Уголовный кодекс Российской Федерации отличается от бывшего Уголовного кодекса РСФСР, так как не содержит абсолютно определенные санкции.

Альтернативная санкция включает ряд наказаний. Для примера, 1 часть 158 статьи УК РФ за воровство назначает штраф, принудительные работы, ограничение свободы, арест или прочее, зависимо от характера и степени общественной опасности, а также от характеристики вора.

Альтернативная санкция бывает относительно определенной или относительной с элементом абсолютной определенности. Об альтернативной относительно определенной санкции, для примера, говорится в 1 части 116 статьи УК. Об альтернативной относительной санкции с элементом абсолютной определенности говорится в статье 317 УК.

Безальтернативные санкции устанавливают лишь один конкретный вид наказания, без каких-либо вариантов. Например, 2 часть 112 статьи Уголовного кодекса гласит о наказании за преднамеренное причинение вреда средней тяжести здоровью человека в виде только лишения свободы.
Безальтернативная санкция бывает только относительно определенной, но не бывает относительной с элементом абсолютной определенности.

Нормы Уголовного кодекса РСФСР содержали санкции, ссылающиеся на иные меры наказания, которые не касались уголовно-правовых норм, но в уголовном законодательстве РФ такие санкции исключены.

Виды диспозиции


Согласно уголовному законодательству Российской Федерации, диспозиция бывает простой, описательной, бланкетной, ссылочной и ссылочно-бланкетной.

Простая диспозиция извещает о базовом нормативном положении и описывает правила поведения без раскрытия его признаков, потому что согласно мнению законодателя, эти признаки и так понятны. Для примера, в 1 части 7 статьи Уголовного кодекса РФ вполне понятно описаны принципы гуманизма.

Описательная диспозиция излагает базовые нормативно-правовые положения или описывает правила поведения, рассматривая его основные признаки. Для примера, 1 часть 21 статьи общей части Уголовного кодекса гласит о признаках невменяемости лица, а 1 часть 163 статьи Особенной части Уголовного кодекса описывает уголовную ответственность за вымогательства. В первом примере разъясняется суть понятия невменяемости, а во втором примере диспозиция уголовно-правовой нормы описывает преступление вымогательства с указанием его признаков.

Бланкетная диспозиция применяется, когда необходимо сослаться не на нормы закона, а на подзаконные нормы права. Для примера, правильная идентификация содеянного по 264 статье Уголовного кодекса на основе нарушений Правил дорожного движения и использования транспорта применима при обращении к Правилам дорожного движения.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ссылочная диспозиция применяется, если есть необходимость правильной квалификации общественно-опасного деяния, например, преступления. В данном случае правоприменитель ссылается к другим нормам законодательства. Например, 5 часть 70 статья общей части УК ссылается на 4 часть 69 статьи для определения наказания по совокупности приговора, присоединяя дополнительные виды наказаний. 1 часть 117 статьи Особенной части УК ссылается на 11 и 112 статьи с целью правильной квалификации общественно-опасного деяния, а именно истязания.

Ссылочно-бланкетная диспозиция отправляет к прочим положениям закона и подзаконных актов. Для примера, нарушение норм охраны окружающей среды при проведении работ квалифицируется как преступление по статье 246 УК РФ, если доказать, что нарушены определенные правила законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Простая или описательная диспозиция может являться одновременно и ссылочной, и бланкетной, и ссылочно-бланкетной. Для примера, описательная диспозиция, раскрывающая сущность преступления (как в статье 284 УК РФ), может быть признана бланкетной, потому что для правильной квалификации общественно-опасного деяния, нужно сослаться на правила документооборота с документами, что содержат государственные тайны.

Нормы налогового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.

Традиционно считается, что налогово-правовая норма по своей структуре состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это фактические условия действия налогово-правовой нормы. В гипотезе налогово-правовой нормы государство отграничивает такие факты и события, которые, обеспечивая государственные интересы в налоговой сфере, должны быть выражены в соответствующих правовых формах. Устанавливая обстоятельства и сферу действия налогово-правовой нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым, посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным участникам налоговых отношений, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени и другим конкретным жизненным обстоятельствам.

Диспозиция - часть налогово-правовой нормы, содержащая правило должного поведения, которому должны следовать участники налоговых отношений. Диспозиция – это стержень нормы налогового права, квинтэссенция содержания правила поведения. В диспозиции получает свое выражение представительно-обязывающий характер нормы налогового права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать необходимой юридической предпосылкой налоговых правоотношений.

Санкция представляет собой структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения налогово-правовой нормы, определяющий меры юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.

Санкция всегда выражает реакцию государства в лице соответствующих органов на противоправное противоправное поведение граждан и организаций в налоговой сфере. Именно санкция придает налогово-правовым нормам общеобязательный характер, вносит дополнительные штрихи в характеристику налогового права в целом как государственного регулятора налоговых отношений.

Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования. Классификация норм налогового права, которая может быть проведена по самым различным основаниям, позволяет глубже понять правовые аспекты процессов налогообложения.

В зависимости от способа воздействия на участников налоговых отношений нормы налогового права подразделяются на регулятивные и охранительные.

В регулятивных содержаться предписания, предоставляющие участникам налоговых отношений определенные права и возлагающие на них определенные обязанности, а также предписания, в целом регулирующие отношения в сфере налогообложения. Большинство налогово-правовых норм являются регулятивными в силу предназначения налогового права в регулировании налоговых отношений посредством закрепления в налоговом законодательстве налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок по каждому налоговому платежу и т.д.

К охранительным относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, т.е. направленные на охрану публичного порядка в сфере налогообложения. Возможность включения в систему норм налогового права охранительных норм обусловлена научными выводами о существовании налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, что продолжает оставаться предметом острой дискуссии, в первую очередь, в российской налогово-правовой науки, во многом объясняющаяся включением российским законодателем (в отличие от белорусского) в Налоговый кодекс главы, посвященной налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение.

В свою очередь, регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.

Обязывающие содержат предписания к участникам налоговых правоотношений совершить определенные положительные действия, предусмотренные налоговым законодательством. Основная масса налогово-правовых норм являются обязывающими, которые довольно часто формируются в актах налогового законодательства либо в виде прямых обязательных предписаний. Например, ст. 22 НК предусматривает ряд обязанностей налогоплательщиков, среди которых: уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины); вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства и др.

Уполномочивающие предоставляют участникам налоговых правоотношений субъективное право действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Эти нормы, строго закрепляя права участников налоговых правоотношений, позволяют им проявлять определенную самостоятельность в установленных законодательством рамках. В уполномочивающих налогово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников налоговых отношений, т.е. в них содержаться дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы. Например, физическим лицам предоставляется право в течение календарного года производить уплату налога в виде авансовых платежей по совокупному годовому доходу. Следует отметить, что по мере становления и развития демократических основ налогообложения между государством и налогоплательщиками значение уполномочивающих норм будет возрастать, что позволит плательщикам налогов и сборов самостоятельно избирать пути исполнения налоговых обязательств.

Запрещающие содержат запрет на совершение определенных противоправных действий или регулируют пассивное поведение субъектов налоговых отношений. Например, п. 4 ст. 43 НК предусматривает, что предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается. Численность запрещающих норм незначительна, что объясняется преобладанием в регулировании налоговых отношений обязывающих норм, так как формирования денежных фондов государства возможно за счет активного поведения обязанных субъектов, т.е. за счет исполнения обязанности по уплате налога.




В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников налоговых правоотношений налогово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы налогового права, закрепляя систему налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь, применительно к каждому налоговому платежу устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговые льготы, другие элементы налога, а также определяют комплекс прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. Любая материальная норма будет являться регулятором общественных отношений только в случае подключения к такому регулированию соответствующих процедурно-процессуальных предписаний. Если материальные налогово-правовые нормы позволяют рассматривать особенности статики налоговых отношений, то процессуальные – анализировать их динамику в соответствии с потенциалом и закономерностями развития налогового права.

Процессуальные нормы налогового права по своему назначению регламентируют процедуру или порядок реализации прав и обязанностей, устанавливаемых материальными нормами налогового права. Например, к предмету регулирования процессуальных налогово-правовых норм НК относит властные отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

По территории действия различают налогово-правовые нормы, действующие на всей территории Республики Беларусь (республиканские налоги и сборы) и действующие на территории соответствующего административно-территориального образования (местные налоги и сборы).

Наука налогового права в настоящее время уделяет повышенное внимание таким налогово-правовым нормам, как нормы-дефиниции и нормы-принципы. Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий в налоговой сфере (например, налог, сбор). Дефинитивные нормы выполняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования налоговых отношений. Их отсутствие в системе налогового права лишило бы налоговое законодательство ясности, а процесс его применения стал бы крайне затруднительным или невозможным. Нормы-принципы являются разновидностью исходных норм права, которые занимают высшую ступень в законодательстве, имею наиболее общий характер (наиболее высокую степень абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования. Нормы-принципы обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Несмотря на декларативную направленность нормы-принципы задают ориентиры развития для всего комплекса налоговых правоотношений и лежат в основе деятельности субъектов налогового права. Несмотря на достаточно абстрактный характер они имеют важное значение в правоприменительной практике. При всей важности приведенной классификации следует отметить, что ни один из критериев не следует абсолютизировать. Одна и та же норма в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач при комплексном ее рассмотрении может быть одновременно отнесена к нескольким видам.

Нормы НП, как и нормы права в целом, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.

Традиционно считается, что налогово-правовая норма по своей структуре состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это фактические условия действия налогово-правовой нормы. В гипотезе налогово-правовой нормы гос-тво отграничивает такие факты и события, которые, обеспечивая гос.интересы в налогов. сфере, должны быть выражены в соответствующих правовых формах. Устанавливая обстоятельства и сферу действия налогово-правовой нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями.

Диспозиция - часть налогово-правовой нормы, содержащая правило должного поведения, которому должны следовать участники налогов.отношений. Диспозиция – это стержень нормы налогов. права, квинтэссенция содержания правила поведения. В диспозиции получает свое выражение представительно-обязывающий характер нормы налогов. права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать необходимой юрид. предпосылкой налогов.правоотношений.

Санкция представляет собой структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения налогово-правовой нормы, определяющий меры юрид. ответ-сти для нарушителя ее предписаний.

Нормы НП весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования. Классификация норм НП, кот. м.б. проведена по самым различным основаниям, позволяет глубже понять правов.аспекты процессов налогообложения.

В зависимости от способа воздействия на участников налогов.отношений нормы налогового права подразделяются на регулятивные и охранительные.

В регулятивных содержаться предписания, предоставляющие участникам налогов.отношений определенные права и возлагающие на них определенные обязанности, а также предписания, в целом регулирующие отношения в сфере налогообложения.

К охранительным относятся те, которые предусматривают применение мер гос. принуждения за налоговые правонарушения, т.е. направленные на охрану публичн. порядка в сфере налогообложения.

В свою очередь, регулятивные нормы НП в зависимости от их юридич.содержания классифицируются на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.

Обязывающие содержат предписания к участникам налогов. правоотношений совершить определенные положительные действия, предусмотренные налогов. закон-вом. Основная масса налогово-правовых норм являются обязывающими, которые довольно часто формируются в актах налогов. законодательства либо в виде прямых обязательных предписаний.

Уполномочивающие предоставляют участникам налогов.правоотношений субъективное право действовать в рамках требований этой нормы по своему усмотрению. Эти нормы, строго закрепляя права участников налогов. правоотношений, позволяют им проявлять определенную самостоятельность в установленных законодательством рамках.

Запрещающие содержат запрет на совершение определенных противоправных действий или регулируют пассивное поведение субъектов налогов. отношений. Например, п. 4 ст. 43 НК предусматривает, что предоставление индивидуал. налогов.льгот юридическим лицам и индивидуал. предпринимателям не допускается.

В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников налогов. правоотношений налогово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы НП, закрепляя систему налогов и сборов, взимаемых на территории, применительно к каждому налогов. платежу устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговые льготы, др.элементы налога, а также определяют комплекс прав и обязанностей субъектов налогов.правоотношений.

Процессуальные нормы НП по своему назначению регламентируют процедуру или порядок реализации прав и обязанностей, устанавливаемых материальными нормами НП.

19. Система и содержание налоговых правоотношений. Его элементы. Виды налоговых правоотношений.

Структуру налогов.правоотношений, как и структуру любых правоотношений, образуют следующие 3 элемента: объекты правоотношений; субъекты правоотношений; содержание правоотношений.

Объектом налогов. правоотношений выступает то, по поводу чего возникают правов.отношения, ради чего субъекты правов.отношений в сфере налогообложения вступают в правов. связь.

В качестве объекта налогов. правоотношений, как правило, указывается обязательный безвозмездный платеж (налог или сбор). При этом следует добавить, что к объектам налогов. правоотношений необходимо отнести и определенные материальные (средства производства, предметы потребления и др.) и нематериальные (продукты творчества, само поведение участников) блага.

Субъекты налогов.правоотношений – это его участники (стороны). К числу участников налогов. правоотношений относятся: а) организации и физ. лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; б) организации и физ. лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогов. агентами; в) налогов. органы (ФНС РФ – фед. орган исполнит. власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); г) таможенные органы (Федеральная таможенная служба РФ – фед. орган исполнит. власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, и подчиненные ему органы).

Юридич. содержание налогов. правоотношений образуют субъективные права и юрид.обязанности участников таких отношений. При этом материальное содержание налоговых правоотношений представляет собой поведение сторон (действие или бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.

Налогово-правовые нормы являются первичными элементами налоговых правоотношений и
представляют собой правила поведения участников налоговых правоотношений.
Структура нормы налогового права разделяется на три компонента:

  • гипотезу;
  • диспозицию;
  • санкцию.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть налоговые
правоотношения, и указывает на участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо уплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности доход.
Диспозиция – “сердцевина” нормы, содержит предписание о том, как должны поступать участники
налоговых правоотношений, т.е. определяет их права и обязанности. Например, уплата либо неуплата налога.
Санкция – это мера ответственности, применяемая к нарушителям налогово-правовых норм. К
санкциям относятся пени, штрафы и т.д.
Классификация налогово-правовых норм осуществляется по различным основаниям.
Общепринято нормы налогового права подразделять на два вида:

  1. регулятивные – налогово-правовые нормы, содержащие предписанное правило поведения;
  2. охранительные – налогово-правовые нормы, предусматривающие меры государственного
    принуждения к лицам, нарушившим законодательство о налогах и сборах.

В зависимости от характера содержащихся в норме права предписаний они подразделяются на:

  • обязывающие – содержат предписания и обязывают участников налоговых отношений совершить определенные действия;
  • управомочивающие – предоставляют участнику правоотношений некоторый выбор возможного способа поведения (как правило, этот выбор исчерпывается теми вариантами поведения, которые предлагает законодатель);
  • запретительные – предписывают участникам налоговых отношений воздерживаться от
    определенных действий.

Главная особенность налогово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает юридическим лицам и гражданам правила поведения по соблюдению законодательства о налогах и сборах.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ “каждое лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и
равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога”.
Акты законодательства о налогах и сборах, так же как и любые другие нормативные правовые
акты, действуют во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени установлено в ст. 5 НК РФ. Так, срок вступления в силу актов законодательства:

  • о налогах – определен не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального
    опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  • о сборах – определен не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального
    опубликования.

Действие нормативного акта в пространстве и по кругу лиц также определяется датой вступления нормативного правового акта в силу. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов
муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Нормы налогового права распространяются на все субъекты гражданского права, если в
соответствующем акте (норме права) не установлено иное.
По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений. Статьей 9 НК РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:

  • организации и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или плательщиками
    сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Все названные участники наделены налоговым законодательством определенными правами и
обязанностями и потому способны выступать реальными участниками (субъектами) правовых
отношений, регулируемых нормативными актами о налогах и сборах.
В ст. 9 НК РФ не названы в качестве субъектов налоговых отношений банки и иные кредитные
организации, представители налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления
налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели). Но данные лица также относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, так как НК РФ определен круг их прав и обязанностей, а также предусмотрены меры ответственности за нарушение ими налогового законодательства.
В настоящее время в НК РФ не содержится специальных норм, предусматривающих прекращение
действия актов налогового законодательства. Но исходя из анализа сложившейся практики, можно
сделать вывод о том, что налогово-правовые нормы утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо истечения срока действия закона.
Рассматривая действие норм налогового права в пространстве, необходимо отметить ст. 4
Конституции РФ, в которой говорится, что Россия имеет некоторые суверенные права в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а объем этих прав определяется международными соглашениями. Регулирование налоговых отношений в данной сфере осуществляется только в пределах, установленных актами международного права. Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований действуют соответственно на территории указанных субъектов и муниципальных образований.
Конституционный запрет придавать закону обратную силу не может быть обойден при помощи
каких-либо технических и иных уловок. Этот запрет не может быть нарушен ни при каких
обстоятельствах. Конституция РФ не допускает отказа от этого правила, в том числе в условиях
чрезвычайного положения, тем самым устанавливая, что закон не имеет обратной силы.
Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам,
устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации, а также на акты органов местного самоуправления.
Действие норм налогового законодательства Российской Федерации распространяется на всю территорию Российской Федерации. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации действуют на территории данного субъекта Федерации. Действие нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления, распространяется на территорию данного муниципального образования.
Исключение составляют случаи применения для налоговых правоотношений норм международных
договоров, оговоренные в ст. 7 НК РФ.
Нормы налогового законодательства регулируют властные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Нормативные акты о налогах и сборах распространяются:

  • во-первых, на все имущественные отношения в сфере взимания налогов и сборов, основанные на властном подчинении организаций и граждан требованиям публичной власти;
  • во-вторых, на отношения в сфере налогового администрирования, т.е. на властные отношения,
    складывающиеся в процессе налогового контроля и применения мер налоговой ответственности;
  • в-третьих, на властно-организационные отношения между самими органами государственной
    власти и местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов.

Таким образом, можно сделать вывод, что действие нормативных правовых актов в пространстве
позволяет говорить о территории, в границах которой распространяет свое действие принятый акт.

Читайте также: