Сообщение о несоответствии требованиям применения есхн

Опубликовано: 15.05.2024

image_pdf
image_print

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — система налогообложения для организаций и предпринимателей сферы сельского хозяйства. Ей посвящена глава 26.1 Налогового кодекса. Система введена для облегчения налоговой нагрузки и является добровольным выбором субъектов сельского хозяйства.

Кто может применять

Налоговая система разработана для сельскохозяйственных производителей. Таковыми могут считаться:

  1. Организации и предприниматели, удовлетворяющие условиям:
    • они производят, осуществляют переработку (первичную и последующую) и реализацию сельскохозяйственной продукции (если организация самостоятельно не производит продукцию сельского хозяйства, а лишь занимается ее переработкой и реализацией, то на ЕСХН она перейти не может);
    • в году, который предшествует переходу на ЕСХН, доля доходов от реализации такой продукции в общем доходе должна составлять не менее 70%.
  2. Организации и предприниматели, оказывающие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства (по ОКВЭД). Доля дохода от оказания этих услуг должна составлять не менее 70% в общем объеме дохода. К вспомогательным сельскохозяйственным услугам относится:
    • в части растениеводства — подготовка полей, посев, возделывание, выращивание, опрыскивание, обрезка, уборка урожая и так далее;
    • в области животноводства — выпас, обследование, перегонка, содержание сельскохозяйственных животных и уход за ними.
  3. Сельскохозяйственные кооперативы Это перерабатывающие, торговые, снабженческие, садовнические, огороднические, животноводческие потребительские кооперативы с долей доходов от этих видов деятельности не менее 70%.
  4. Субъекты рыбного хозяйства:
    • градо- и поселкообразующие рыбохозяйственные организации;
    • производственные кооперативы рыбохозяйственной сферы;
    • рыбохозяйственные предприятия и ИП (к этой категории сельхозпроизводителей предъявляются особые требования).

Субъекты хозяйственной деятельности не могут применять ЕСХН, если они:

  • производят подакцизную продукцию;
  • осуществляют деятельность по организации азартных игр;
  • являются казенными, бюджетными или автономными учреждениями.

Перечень продукции, которая в целях применения ЕСХН относится к сельскохозяйственной, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года № 458.

Что заменяет

В следующей таблице мы перечислили, какие налоги заменяются ЕСХН для организаций и предпринимателей.

Таблица 1. Какие налоги заменяет ЕСХН

Налог

Комментарий

Для организаций

Для предпринимателей

Будучи освобождены от указанных в таблице налогов, субъекты на ЕСХН продолжают исполнять роль налоговых агентов. В частности, они уплачивают НДФЛ за своих сотрудников.

Как перейти

Основным критерием возможности перехода на ЕСХН служит отнесение субъекта к сельскохозяйственным товаропроизводителям с долей дохода от этой деятельности не менее 70% в общем объеме дохода. Никаких других условий, в том числе по объему выручки или численности работников, не установлено.

Для перехода на ЕСХН в налоговый орган по месту нахождения или по месту жительства подается уведомление. Сделать это нужно до 31 декабря года, предшествующего началу применения режима. Вновь зарегистрированные субъекты могут подать уведомление о переходе на ЕСХН в течение 30 дней с даты постановки на учет. Если в установленные законом сроки уведомление не подано, применять ЕСХН субъект не может.

Если же субъект подал уведомление и стал плательщиком ЕСХН, к нему применяются следующие правила:

  1. Отказаться от режима, то есть перейти на другую налоговую систему, он не сможет до окончания года. Чтобы сменить режим, нужно будет подать в ИФНС уведомление не позднее 15 января.
  2. Если по окончании года субъект перестает соответствовать условиям, позволяющим ему применять ЕСХН, то право на эту систему он теряет с начала года, в котором это произошло.
  3. Утративший право на ЕСХН налогоплательщик должен самостоятельно сообщить в ИФНС о том, что переходит на иной налоговый режим. Это нужно сделать в течение 15 дней по истечении налогового периода.
  4. Вернуться к применению ЕСХН можно будет не раньше, чем через год после того, как право на него было утеряно.

Как исчислить налог

Объектом обложения ЕСХН является разница между доходами и расходами. Что именно включается в доходы и расходы, определено в статье 346.5 НК РФ. Доходы учитываются кассовым методом, то есть признаются на день поступления. Расходы — после их фактической оплаты. Доходы и расходы суммируются с начала года нарастающим итогом.

Если в предыдущих налоговых периодах субъект получил убыток, он может на его сумму уменьшить налоговую базу. Убыток можно переносить на будущие периоды в течение 10 лет.

Когда налоговая база исчислена, к ней применяется налоговая ставка 6%.

Уплата налога

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, отчетным — полугодие. По итогам полугодия налогоплательщики должны рассчитать сумму авансового платежа. Уплачивается аванс в течение 25 дней после окончания отчетного периода, то есть до 25 июля. По окончании года рассчитывается итоговая сумма ЕСХН. Уплатить ее нужно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Декларация по ЕСХН

Один раз в год плательщики подают декларацию по ЕСХН в ИФНС по месту регистрации организации или месту жительства ИП. Срок подачи — до 31 марта года, следующего за отчетным. При прекращении деятельности в качестве сельхозпроизводителя декларация подается субъектом не позже 25 числа следующего месяца.

Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@ (в ред. приказа ФНС от 01.02.2016 № ММВ-7-3/51@). Отчет состоит из титульного листа и 4-х разделов:

  1. Раздел 1. Указывается сумма аванса по ЕСХН, а также сумма налога к доплате либо к уменьшению, рассчитанная по итогам года.
  2. Раздел 2. Приводится расчет налога.
  3. Раздел 2.1. Приводится сумма убытка за предыдущие периоды.
  4. Раздел 3. Отчет о целевом использовании имущества, полученного в рамках благотворительной деятельности, целевого финансирования либо целевых поступлений. Если налогоплательщик в отчетном году не получал такого имущества, в том числе денежных средств, то этот раздел не заполняет.

Титульный лист по ЕСХН

Титульный лист

Общие правила заполнения

При заполнении декларации по ЕСХН следует придерживаться таких правил:

  1. Все листы начиная с титульного, должны быть пронумерованы.
  2. На каждом листе должны быть указаны ИНН и КПП.
  3. В каждом поле указывается один показатель. Если его нет, ставится прочерк.
  4. При ручном заполнении позволено использовать синие, черные и фиолетовые чернила. Следует использовать только заглавные буквы.
  5. При заполнении на компьютере применяется шрифт Courier New 16 — 18 пунктов.
  6. Все суммы указываются в рублях, копейки отбрасываются (до 50 к.) либо округляются до полного рубля (более 50 к.).
  7. Исправления ошибок в декларации не допускается.
  8. При распечатывании каждая страница должна располагаться на отдельном листе.
  9. Степлером документы лучше не скреплять.

Особенности декларации по ЕСХН

В следующей таблице собраны правила и особенности заполнения отчета.

Таблица 2. Особенности заполнения разделов декларации по ЕСХН

Строка / Графа

Что указывать

Титульный лист

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 2.1

Раздел 3

Санкции

Если не подать декларацию по ЕСХН в срок, может быть наложен штраф по статье 119 НК РФ в размере 5%-30% от неуплаченной суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки. Минимальная сумма штрафа — 1 тыс. рублей.

За неуплату налога грозит наказание по статье 122 НК РФ. Это штраф в размере 20%-40% от суммы неуплаченного налога.

Образец заполнения декларации ЕСХН

Титульный лист по ЕСХН
Титульный лист
Раздел 1 и 2 декларации ЕСХН
Раздел 1 и 2
Раздел 2.1 декларации по ЕСХН
Раздел 2.1
раздел 3 декларации по ЕСХН
Раздел 3

Ещё материалы по теме

Новая форма 6-НДФЛ 1 квартал

Новая форма отчётности 6-НДФЛ за 1 квартал

Форма-4 ФСС I квартал 2021

Как заполнить форму 4-ФСС за I квартал 2021 года

Заполнение СЗВ-СТАЖ

Особенности заполнения формы СЗВ-СТАЖ

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

  • ФНС
    • 2-НДФЛ
    • Справка о доходах
    • 6-НДФЛ
    • Декларация по УСН (доходы-расходы)
    • Декларация по УСН (доходы)
    • Сведения о среднесписочной
    • Декларация по НДС
    • Декларация по ЕНВД
    • Декларация по ЕСХН
    • Единая (упрощенная) декларация
    • Налог на прибыль
    • Налог на имущество
    • Расчет по страховым взносам
  • Бухгалтерская отчетность
    • Форма 1. Баланс
    • Форма 2. Отчет о прибылях и убытках
  • ПФР
    • СЗВ-СТАЖ
    • СЗВ-КОРР
    • СЗВ-ИСХ
    • ОДВ-1
    • СЗВ-М
    • СЗВ-ТД
  • ФСС
    • 4-ФСС

Последнее

Контроль за налоговой нагрузкой

Расчёта коэффициента налоговой нагрузки. Как и зачем контролировать налоговую нагрузку с точки зрения банков и ФНС?

Налоги для IT 2021

Изменения в Налоговом кодексе для IT-бизнеса: недостатки, преимущества, требования

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон N 265-ФЗ о налоговой поддержке для бизнеса в сфере информационных технологий.

Росстат продлил сроки сдачи отчетности

Продлили сроки сдачи отчётности в Росстат

Росстат продлил срок сдачи отчётности в мае 2021 года по тридцать одной форме статнаблюдения в связи с нерабочими межпраздничными днями.

Уведомления и сообщения по ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога регулируется главой 26.1 Налогового Кодекса РФ.

Утвержденные правила распространяются также и на крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).

Применение ЕСХН существенно снижает налоговые обязательства плательщиков.

Налогоплательщики, которые используют ЕСХН, освобождаются от уплаты следующих налогов:

  • Организации
  • Индивидуальные предприниматели
  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на имущество организаций
  • Налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией)
  • Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов от предпринимательской деятельности)
  • Налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности)
  • Налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией)

Производители сельскохозяйственной продукции при принятии решения о переходе на ЕСХН должны принимать во внимания множества факторов. Преимущества и недостатки применения ЕСХН приведены в таблице.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, производящие сельскохозяйственную продукцию и перешедшие на уплату ЕСХН.

В целях налогообложения единым сельскохозяйственным налогом сельскохозяйственными товаропроизводителями и сельскохозяйственной продукцией признаются:

  • Сельскохозяйственные товаропроизводители
  • Сельскохозяйственная продукция

Сельскохозяйственными товаропроизводителями являются:

  • организации и ИП, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, у которых доля доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе составляет не менее 70%;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы, у которых доля доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе составляет не менее 70%;
  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации (в том числе и сельскохозяйственные производственные кооперативы) с общим доходом от реализации не менее 70% и с численностью работающих (с учетом совместно проживающих с ними членов семей) составляет не менее половины численности населения населенного пункта;
  • рыбохозяйственные организации и ИП, если:
  • средняя численность работников за налоговый период не превышает 300 человек;
  • в общем доходе доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов или произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • осуществляется рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

К сельскохозяйственной продукции относятся:

  • продукция растениеводства
  • сельского и лесного хозяйства
  • продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов),
  • уловы водных биологических ресурсов,
  • рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов
  • уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов,
  • рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

95. Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают заявление в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату ЕСХН.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 % и (или) если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным НК, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) несоответствие указанным требованиям.

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату ЕСХН.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В соответствии с законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Минфином РФ разработаны и утверждены 22 декабря 1995 г. Указания по ведению бухгалтерского учета и

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» для малых предприятий установлены

1. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН, «упрощенка»), – проще говоря «упрощенцы» – должны соблюдать следующие условия.1. Доход налогоплательщика по итогам отчетного или

19.6. ЕСЛИ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УСН НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА НАРУШЕНЫ

19.6. ЕСЛИ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УСН НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА НАРУШЕНЫ Индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение УСН на основе патента, если:– по итогам налогового периода доходы предпринимателя превысили размер доходов, установленный п. 4 ст. 346.13 НК РФ;– к

Коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Виды, правовое положение, порядок образования и прекращения. Банковские операции

Коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Виды, правовое положение, порядок образования и прекращения. Банковские операции В настоящее время коммерческие банки вместе с другими кредитными учреждениями занимают второй уровень кредитной системы России.Закон РФ

Условия применения упрощенной системы налогообложения

Условия применения упрощенной системы налогообложения Переход на упрощенную систему налогообложения (УСН) или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, на основании уведомления, поданного

100. Порядок и условия начала и прекращения применения УСН

100. Порядок и условия начала и прекращения применения УСН Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года,

3.3.1. Условия и порядок применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

3.3.1. Условия и порядок применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным налоговым

2.4.1. Условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)

2.4.1. Условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога могут быть индивидуальные предприниматели, являющиеся

1.3. Требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения

1.3. Требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения Статьей 4 Закона № 54-ФЗ установлено, что требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством

3.1. Порядок начала применения упрощенной системы налогообложения

3.1. Порядок начала применения упрощенной системы налогообложения Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого

3.2. Особенности начала применения УСН для новых организаций

3.2. Особенности начала применения УСН для новых организаций Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в

1.4. Процедуры банкротства и условия их применения

1.4. Процедуры банкротства и условия их применения Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, предусмотрена система мер, применяемых к должнику, с целью восстановления платежеспособности и удовлетворения требований

1.2. Совокупность налоговых режимов и условия их применения, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации

1.2. Совокупность налоговых режимов и условия их применения, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации При определении налоговой нагрузки предприятия должен быть установлен состав налогового поля, то есть те обязательные платежи, уплачиваемые

10.3. Порядок прекращения внешнего управления

10.3. Порядок прекращения внешнего управления По результатам проведения внешнего управления внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет. Собрание кредиторов созывается не позднее чем за месяц до даты истечения установленного срока

IV. Порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о реализации туристского продукта

IV. Порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о реализации туристского продукта 11. В соответствии со ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации до заключения договора о реализации туристского продукта исполнитель и потребитель вправе в

Что такое единый сельскохозяйственный налог?

Индивидуальные предприниматели (ИП) (в том числе

“>крестьянские (фермерские) хозяйства)*, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, могут использовать единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — налоговый режим, который был разработан и введен специально для сельхозпроизводителей.

В чем выгода применения ЕСХН

Если говорить о налоговой нагрузке, то до 2021 года ЕСХН выигрывала по отношению и к ОСНО, и к УСН. Давайте сравним налоговую базу и налоговую ставку систем, объектом налогообложения которых являются полученные доходы (напоминаем, что для ЕНВД не учитывают ни доходы, ни расходы):

Элемент системы налогообложения

УСН Доходы минус расходы

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами

Денежное выражение доходов

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

20% (в общем случае)

От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе)

Как видим, хотя налоговая ставка на ЕСХН и на УСН Доходы одинакова, но налоговая база на УСН Доходы больше, так как не учитывает произведенные расходы, а значит, будет больше и налог к уплате.

Сопоставить ЕСХН по налоговой нагрузке можно было только с УСН Доходы минус расходы (при условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко не во всех регионах). Однако с 2021 года плательщики сельхозналога, так же, как и те, кто работает на ОСНО, стали платить НДС. От уплаты этого налога можно освободиться, если доход сельхозпроизводителя в 2021 году не превысил 90 млн рублей.

Чем отличается ЕСХН от общего режима налогообложения?

Те предприятия, которые платят налоги согласно общему режиму налогообложения, должны уплачивать:

  • НДС
  • единый социальный налог;
  • налог на имущество (для имущества, которое используется для производства, а также хранения сельхозпродукции предусмотрена льгота);
  • транспортный налог (для грузовых автомобилей и сельхозтехники предусмотрена льгота);
  • налог на прибыль (налоговая ставка на прибыль от реализации сельхозпродукции является льготной);
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • земельный налог;
  • налог за пользование водными объектами и загрязнение окружающей среды.

Что же касается единого сельхозналога, то те, кто перешел на эту систему налогообложения, освобождаются от уплаты:

  • индивидуальные предприниматели – от НДФЛ, НДС (кроме импорта) и налога на имущество;
  • предприятия и организации – от НДС (кроме импорта), налога на имущество и налога на прибыль.

Кто вправе перейти на уплату ЕСХН

ФНС в Письме от 11.03.2021 № АБ-4-19/4243@ предлагает плательщикам ЕНВД выбрать оптимальный налоговый режим для применения с 2021 года взамен вмененки:

  • Для ИП возможен выбор из 4 вариантов: УСН, ЕСХН, ПСН и НПД. Некоторые режимы даже разрешается совмещать.
  • Вариантов для организаций меньше: лишь УСН и ЕСХН.

Режим ЕСХН вправе применять сельскохозяйственные товаропроизводители, т. е. предприятия и ИП, у которых 70% от суммарной выручки составляют доходы:

  • от реализации сельхозпродукции собственного производства;
  • от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Чтобы не нарушить это ограничение, плательщикам ЕСХН приходится отказываться от продажи дорогостоящих объектов основных средств.

П. 2.1 ст. 346.26 НК РФ указывает на виды деятельности, общие для ЕНВД и ЕСХН:

Оказание услуг общественного питания

В отношении данных видов деятельности НК РФ требует выбрать одну из двух систем налогообложения.

Как могло получиться так, что сельскохозяйственный производитель оказался на вмененке вместо ЕСХН? Возможные причины:

  • ЕНВД обходился дешевле, чем ЕСХН;
  • с 1 января 2021 года плательщиков ЕСХН обязали платить НДС, и своевременный переход на ЕНВД освободил от такой обязанности;
  • сельскохозяйственный товаропроизводитель не был уверен в том, что выручка от произведенной им продукции составит не менее 70% доходов.

Кстати, на ЕСХН вправе перейти плательщики, средняя численность работников которых не превышает 300 человек, в отличие от вмененки — не более 100 человек. Поэтому после перехода на ЕСХН можно увеличить штат сотрудников.

Ограничения для ЕСХН

Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:

  1. Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
  2. Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
  3. Если среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.
  4. По размеру получаемых доходов ограничений не предусмотрено, при условии, что соблюдается требование о доле доходов не менее 70%.

Элементы системы налогообложения ЕСХН

ЕСХН можно назвать простой для понимания системой налогообложения. Что нужно знать об этой системе?

  1. Налоговым периодом, то есть периодом времени, по окончании которого считают сумму налога к уплате, является календарный год.
  2. Отчетным периодом, по итогам которого нужно рассчитать и оплатить авансовый платеж по налогу, является полугодие. Декларацию по итогам отчетного периода не сдают, но до 25 июля надо заплатить авансовый платеж, исходя из полученных в первом полугодии доходов.
  3. Объектом налогообложения для ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговой базой является денежное выражение таких доходов. Правила признания доходов и расходов для расчета сельхозналога очень схожи с теми, что действуют при расчете налоговой базы при расчете УСН Доходы минус расходы.
  4. Налоговая ставка равна 6%, и не имеет региональных особенностей, а местные власти не могут ограничить действие ЕСХН на своей территории.

Книга доходов и расходов при ЕСХН

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, а также п. 8 ст. 346.5 предприниматели на ЕСХН должны представлять в ФНС по требованию ведомства книгу учета доходов и расходов. Обычно она запрашивается при камеральной налоговой проверке. Книгу необходимо вести по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н.

Как перейти на ЕСХН?

Применять ЕСХН или уплачивать налоги по какой-то другой системе налогообложения — добровольный выбор индивидуального предпринимателя.

Перейти на ЕСХН можно одновременно с регистрацией ИП. Уведомление о переходе в этом случае надо подать в инспекцию ФНС по месту жительства вместе с пакетом документов на регистрацию либо в течение последующих 30 календарных дней.

Если индивидуальный предприниматель уже применяет какую-то другую систему налогообложения, то перейти на ЕСХН он может только с начала следующего календарного года. Уведомление о переходе необходимо подать в инспекцию ФНС не позднее 31 декабря.

И наоборот: налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

Когда надо заявить о применении ЕСХН

Единый сельхозналог рассчитывается по итогам налогового периода – календарного года. По этой причине заявить о переходе на ЕСХН при использовании иных методик налогообложения можно до начала нового отчетного периода.

Предельными сроками подачи заявления в налоговый орган являются:

  • для действующих ООО/ИП – 31 декабря;
  • для новых субъектов хозяйственной деятельности – на протяжении 30 дней с момента регистрации.

Помните: нарушение сроков уведомления о переходе на ЕСХН является основанием для непризнания налогоплательщика субъектом спецрежима и начисления всех налогов по прежней схеме налогообложения.

Как составить уведомление о применении ЕСХН

Заявление-уведомление об использовании единого сельхозналога составляется налогоплательщиком по форме № 26.1-1 самостоятельно.

Для отметок налогового органа предусмотрен отдельный блок, в котором инспектор указывает дату поступления документа и регистрационный номер.

В головной части уведомления заявитель указывает обязательные сведения:

  • наименование субъекта;
  • ИНН и КПП налогоплательщика, уведомляющего о переходе на ЕСХН;
  • номер (код) налоговой инспекции по месту нахождения/регистрации заявителя;
  • признак налогоплательщика.

Составление уведомления не доставляет проблем заявителю, однако следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • признак заявителя выбирается в зависимости от времени подачи уведомления;
  • если уведомление передается в контролирующий орган вместе с основным пакетом документов на регистрацию, то следует указать цифру «1»;
  • при передаче заявления в течение месяца (30 дней) после регистрации – цифра «2»;
  • при переходе с другого налогового режима – цифра «3».

Вновь созданные ИП и организации, указывающие в качестве признака заявителя «1» или «2», подписывают уведомление, заверяют печатью и передают в налоговую инспекцию.

Для плательщиков, ранее применяющих другую схему налогообложения и планирующих перейти на ЕСХН с 1 января следующего календарного года, необходимо представление сведений о доле валовой выручки, относящейся к реализации сельскохозяйственной продукции. В этом же поле указывается период, за который рассчитанная доля составляет не менее 70%.

Уведомление о применении ЕСХН может быть передано непосредственно в фискальный орган (руководителем организации, предпринимателем или доверенным лицом), отправлено по почте или по телекоммуникационным каналам связи.

Имейте в виду: если заявление №26.1-1 передается уполномоченным лицом, то необходимо наличие доверенности, заверенной в нотариальной конторе.

Как рассчитывается ЕСХН

В отличие от УСН, исчисление ЕСХН не предполагает вариантов выбора объекта налогообложения:

  • налоговой базой признается разница между доходами и расходами;
  • ставка налога — 6% (может быть снижена на региональном уровне).

Аналогично УСН с объектом «доходы минус расходы» плательщик ЕСХН может учесть в составе расходов убыток, полученный по итогам предыдущих 10 лет. Снова наблюдается зависимость от реальных доходов, в отличие от ЕНВД.

Начало работы по ЕСХН

ИП и фирмы, работающие по общей или упрощенной системе налогообложения, переходят на ЕСХН, начиная с 1 января года, следующего за годом подачи уведомления. Те же, кто получил статус ИП или юридического лица и сразу заявил о намерении применять ЕСХН, используют этот режим с начала производственной деятельности.

Когда теряется право на применение ЕСХН

Утрата статуса сельхозпроизводителя и, соответственно, права на применение льготного аграрного спецрежима, возможна в следующих случаях:

  • уменьшение обязательного 70%-ного барьера доли реализованной с/х продукции в валовом доходе;
  • нарушение требований к сельхозпроизводителям, имеющим право применять спецрежим;
  • прекращение деятельности, дающей право на применение ЕСХН;
  • переход на другую форму налогообложения.

Поскольку налоговым периодом для сельхозналога признается календарный год, все решения относительно утраты права на использование ЕСХН принимаются после 31 декабря. При отказе от дальнейшего применения специального режима (вне зависимости от обстоятельств) субъект хозяйственной деятельности обязан оповестить об этом фискальную службу следующим образом:

  • при нарушении критериев плательщика ЕСХН – путем подачи заявления об утрате права на спецналог по форме № 26.1-2;
  • при желании использовать общую или упрощенную системы налогообложения – по форме № 26.1-3;
  • при прерывании деятельности, относящейся к сельскому хозяйству – по форме № 26.1-7.

Сведения по приведенным формам должны быть переданы в налоговый орган на протяжении ограниченного периода – с 1 по 15 января нового календарного года.

Как заполнить и подать налоговую декларацию по ЕСХН?

Декларацию по единому сельскохозяйственному налогу индивидуальному предпринимателю нужно подать в инспекцию ФНС по месту жительства не позднее 31 марта следующего за истекшим налоговым периодом года.

Установленную форму декларации можно заполнить от руки или на компьютере и затем:

Налоговый период и налоговые декларации

Уплата налога производится по полугодиям, при этом налоговым периодом признается календарный год. Уплата авансовой части происходит до 25 июля, а полное погашение итоговой суммы налога до 31 марта следующего года. Соответственно, декларация по ЕСХН за истекший налоговый период согласно существующим требованиям должна быть предоставлена индивидуальным предпринимателем или предприятием до 31 марта следующего года.

Если же деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя была прекращена, то декларация подается до 25 числа месяца, следующего за тем месяцем, когда произошло прекращение деятельности.

От каких налогов освобождает ЕСХН

ЕСХН освобождает (п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

  • организацию — от уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций;
  • ИП — от уплаты НДФЛ и налога на имущество физических лиц.

Перерасчет налогов при утрате права на спецрежим

После завершения отчетного года налогоплательщик, который нарушил требования, предъявляемые к сельхозпроизводителям, обязан произвести перерасчет налоговых платежей.

Вместо уплачиваемого в течение года ЕСХН, организации или ИП придется рассчитать и заплатить в бюджет основные виды налогов:

  • налог на имущество (при наличии основных средств);
  • НДС;
  • налог на доходы (НДФЛ);
  • налог на прибыль.

Все декларации по доначисленным налогам должны быть поданы в срок до 31 января, в этот же период необходимо погасить все бюджетные обязательства.

Одновременно с формированием и представлением в ФНС деклараций по общей системе налогообложения, бывший сельхозпроизводитель обязан составить уточненный расчет по ЕСХН (авансовым платежам) за 1 полугодие. Уплаченные суммы будут признаны переплатой по сельхозналогу.

Вернуться к применению ЕСХН можно по прошествии одного года после утраты права на его применение (либо добровольного отказа).

Плюсы и минусы ЕСХН

На сегодняшний день по-прежнему остается открытым вопрос выгодности ЕСХН. С одной стороны замена налога на прибыль, который для организаций с каждым годом существенно растет (для тех, кто не перешел на ЕСХН, он до 2006 года составлял 0 %, в 2007/08 – 6 %, 2009/11 – уже 12 %, 2012/14 – целых 18 %, а с 2015 года будет составлять 24 %), может действительно сэкономить средства. А с другой – реальная выгода зависит от финансовой политики, которая проводится в конкретном регионе в аграрной сфере. Например, при отсутствии налоговой льготы на имущество переход на ЕСХН очень выгоден, поскольку в этом случае организация или индивидуальный предприниматель будут платить меньше.

В целом же из положительных моментов можно отметить:

  • упрощение бухгалтерского учета предприятия;
  • сокращение общего количества налогов;
  • возможность добровольного выбора системы налогообложения и свободного перехода на новую систему.

Но, конечно, есть и минус, который касается в основном крупных предприятий, имеющих высокий уровень производства: они теряют сумму возмещаемого бюджетом НДС.

Какая ответственность предусмотрена за налоговые нарушения?

НарушениеНаказание
Задержка подачи декларации на срок более 10 рабочих днейШтраф в размере от 5% до 30% суммы неуплаченного налога за каждый полный либо неполный месяц просрочки, но не менее 1000 рублей
Задержка платежаПени за каждый день просрочки. Размер пени рассчитывается как процент, который равен 1/300 ставки рефинансирования, от перечисленной в неполном объеме либо частично суммы взноса, либо налога
Неуплата налогаШтраф в размере от 20% до 40% от суммы неуплаченного налога

Кроме того, если по итогам года окажется, что на доходы от реализации выращенной сельхозпродукции или оказанных сельскохозяйственных услуг пришлось менее 70% от общей суммы дохода, вам придется уплачивать налоги на общих основаниях.

С какими проблемами может столкнуться плательщик ЕСХН?

Поскольку на этом режиме налоговая база рассчитывается с учетом произведенных расходов, то возникает та же проблема их признания в целях налогообложения, что и у плательщиков УСН Доходы минус расходы, то есть – документальное подтверждение и экономическое обоснование расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов для ЕСХН, а также конкретный перечень расходов приведен в статье 346.5 НК РФ.

Но, в отличие от упрощенца, у плательщика ЕСХН нет обязанности уплаты минимального налога (1% от полученных доходов), если по итогам года деятельность оказалась убыточной. Более того, полученный убыток можно переносить на будущие налоговые периоды в течение 10 лет.

Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами

Организации могут совмещать ЕСХН с ЕНВД, а индивидуальные предприниматели – и с ЕНВД, и с ПСН, но при этом надо будет вести раздельный учет доходов и расходов. При совмещении режимов, общий доход для определения доли от реализации сельхозпродукции не менее 70% будет считаться по всем режимам. Кроме того, нельзя будет применять ЕНВД для реализации сельскохозяйственной продукции через собственные магазины и точки общепита. Не совмещают ЕСХН с режимами УСН и ОСНО.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЕСХН – щадящий специальный режим, и если сельхозпроизводитель (или рыболовецкая организация) смогут соответствовать всем указанным требованиям, то налоговая нагрузка для них будет минимальной.

Рассмотрим проблемы, с которыми приходится сталкиваться налогоплательщикам, применяющим специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Вычет НДС при переходе на ЕСХН. На практике часто товар приобретается и используется налогоплательщиком до перехода на ЕСХН, а оплачивается позже. В данной ситуации встает вопрос о возможности применения вычета НДС.

В ст. 166 НК РФ установлено, что общая сумма НДС исчисляется только его плательщиком.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.

Таким образом, правом на налоговые вычеты и возмещение из бюджета НДС могут пользоваться только плательщики этого налога.

В силу п.п. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанности по его исчислению и уплате, относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Согласно письму Минфина России от 19.12.05 г. N 03-04-15/116 (доведено до сведения письмом ФНС России от 25.01.06 г. N ММ-6-03/62@) в случае, когда лица, перешедшие на УСН либо систему обложения в виде ЕНВД, исчисляют суммы НДС по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) до перехода на специальные налоговые режимы, данные лица вправе принимать к вычету суммы налога по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, но оплаченным после перехода на специальные налоговые режимы.

Несмотря на то, что в данном письме говорится лишь о ЕНВД и УСН, представляется возможным распространить данную точку зрения и на ЕСХН, являющийся специальным налоговым режимом.

Однако арбитражные суды занимают противоположную позицию. В соответствии с постановлениями ФАС Уральского округа от 1.02.06 г. N Ф09-34/06-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.08 г. N Ф08-5017/2008, ФАС Северо-Западного округа от 30.06.06 г. N А66-911/2005, если уплата НДС произведена налогоплательщиком после перехода на специальный налоговый режим, то он не имеет права на вычет суммы этого налога.

Если плательщик ЕСХН выставил счет-фактуру. В судебной практике возникают спорные ситуации, когда плательщики ЕСХН указывают в счетах-фактурах суммы НДС. По мнению налоговых органов, обязанность по уплате НДС в таком случае возникает, однако налогоплательщики утверждают, что подобные ошибки не могут являться основанием для уплаты НДС.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

На основании п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны только плательщики НДС. Поэтому организация, перешедшая на уплату ЕСХН, при осуществлении операций, облагаемых этим единым налогом, счета-фактуры оформлять не должна.

В случае выставления организацией, перешедшей на уплату ЕСХН, покупателю товара (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС, вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).

В соответствии с письмами Минфина России от 12.07.05 г. N 03-04-11/152 и от 31.03.04 г. N 04-03-11/51 организация, перешедшая на уплату ЕСХН и выставившая своим покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС при осуществлении операций, облагаемых единым налогом, всю сумму налога, указанную в этих счетах-фактурах, обязана уплатить в бюджет.

При этом отмечается, что согласно п.п. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении операций, облагаемых ЕСХН, учитываются в составе расходов при определении объекта обложения единым налогом. Судебная практика поддерживает данную позицию.

Применение ЕСХН при отсутствии доходов. На правоприменительном уровне встречаются споры по вопросу о возможности применения ЕСХН плательщиком, у которого в налоговом периоде отсутствовал доход от реализации сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ на уплату ЕСХН вправе перейти следующие сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в п.п. 2-4 настоящего пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

В письме Минфина России от 15.12.08 г. N 03-11-04/1/28 указано, что налогоплательщик может быть признан утратившим право на применение ЕСХН при отсутствии доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции за налоговый период, а не за отчетный период.

Однако судебная практика по данному вопросу придерживается противоположной позиции.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 1.10.08 г. N А33-166/08-Ф02-4895/08 сделан вывод, что основанием для возврата к общему режиму налогообложения является нарушение 70% ограничения, а отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не может служить таким основанием, так как НК РФ не содержит данных положений.

Вычеты по НДС при переходе с ЕСХН на общую систему налогообложения. Спорным является также вопрос о правомерности применения налоговых вычетов по НДС при переходе с ЕСХН на общий режим налогообложения при пересчете налоговых обязательств.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце 1 настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

При этом налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.

Арбитражные суды в данном случае приходят к единому мнению, что, поскольку налогоплательщик не исчислял и не уплачивал ЕСХН, т.е. не применял специальный режим налогообложения с самого начала календарного года, а все правоотношения регулируются исходя из общего режима налогообложения, так как право налогоплательщика на применение специального режима налогообложения им утрачено в силу закона, применение вычета по НДС правомерно (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.06 г. N Ф08-6071/2006-2511А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 г. N Ф04-2600/2008(6445-А03-41).

Применение ЕСХН в порядке правопреемства. В судебной практике встречаются споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиками, являющимися правопреемниками реорганизованных юридических лиц без подачи соответствующего заявления в налоговый орган, если до реорганизации юридическое лицо уже применяло данный специальный режим.

Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 8.08.01 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” установлено, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь, с этого момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Согласно письму Минфина России от 4.07.08 г. N 03-11-04/1/11, поскольку при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренный ст. 346.3 НК РФ.

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в 5-дневный срок со дня постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация считается перешедшей на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

В судебной практике по данному вопросу нет единообразия.

Часть судов поддерживает изложенные выводы и указывает на необходимость подачи заявления преобразованным юридическим лицом в налоговый орган в целях применения ЕСХН (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.09.07 г. N Ф08-6407/2007-2382А, Определение ВАС РФ от 16.01.08 г. N 15066/07).

Другая часть судов считает, что у преобразованного юридического лица, являющегося правопреемником, нет необходимости в подаче подобного заявления и оно автоматически применяет данный режим (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.06 г. N А41-К2-1965/06).

Так, арбитражный суд Свердловской области в решении от 15.05.07 г. N А60-7084/07-С5 отметил, что заявление о переходе на уплату ЕСХН носит уведомительный, добровольный характер, и глава 26.1 НК РФ не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком указанной системы налогообложения.

Следовательно, то обстоятельство, что налогоплательщик подал заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в разумный срок после подачи заявления о постановке на налоговый учет, не может служить основанием для отказа в изменении режима налогообложения, поскольку НК РФ не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение применения плательщиком ЕСХН.

ФАС Уральского округа от 22.07.08 г. N Ф09-5114/08-С3 пришел к выводу, что юридическое лицо, образованное путем реорганизации, вправе применять УСН без подачи налоговому органу заявления о переходе на специальный налоговый режим, если его правопредшественник до реорганизации применял УСН, так как обязанность реорганизованного лица на подачу такого заявления налоговым законодательством не предусмотрена.

Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение УСН.

Таким образом, налогоплательщики, являющиеся правопреемниками реорганизованных юридических лиц, не вправе применять ЕСХН без подачи соответствующего заявления в налоговый орган, даже если до реорганизации юридическое лицо уже применяло данный специальный режим.

Включаются ли бюджетные субсидии в доходы. В судебной практике возникают споры по вопросу о правомерности невключения доходов от бюджетных субсидий в состав доходов при исчислении ЕСХН.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Таким образом, невключение доходов от бюджетных субсидий в состав доходов при исчислении ЕСХН правомерно. Данный вывод находит отражение в письме Минфина России от 24.04.08 г. N 03-11-04/1/8 и арбитражнойпрактике (Определение ВАС РФ от 30.12.08 г. N ВАС-13735/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.02.08 г. N Ф04-772/2008(197-А27-23), Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.08 г. N 17АП-1416/2008-АК, решение арбитражного судаСвердловской области от 14.01.08 г. N А60-28698/2007-С5, постановление ФАС Уральского округа от 25.06.08 г. N Ф09-4546/08-С3).

В письме Минсельхоза России от 23.10.07 г. N 16-4/638 со ссылкой на позицию Минфина России также указано, что полученные сельскохозяйственными кооперативами в рамках целевых программ бюджетные средства в виде субсидий (субвенций) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии использования указанных средств получателями по целевому назначению.

Читайте также: