Цель ревизии на предприятии выявление налоговых преступлений

Опубликовано: 16.05.2024

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Ревизия как форма финансово-хозяйственного контроля, ее виды и характеристика

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Цель ревизии или проверки − осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Ревизия (от лат. revisio — просмотр) — основная форма контроля.

Ревизия — форма документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления. Организация и методика контрольно-ревизионной работы недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия — это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий. В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе — отдельным и конкретным.

Если экономический контроль связан с общим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствования, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии.

В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов.

Ревизия является наиболее распространенной формой экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления состава преступления только ревизии.

Основные причины необходимости ревизий:

– низкое сознание отдельных работников относительно бережливости и сохранения общественной собственности;

– не всегда эффективный предыдущий и текущий контроль со стороны руководителей, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей деятельности;

– недостатки в отборе кадров материально ответственных лиц, некачественная инвентаризация, несовершенство системы материальной ответственности и т.п.

Поэтому во время ревизии вместе с проведением инвентаризации ценностей и расчетов следует организовать предоставление отпусков тем материально ответственным лицам, которые не пользовались ими больше года, с полной передачей ценностей и осуществить окончательный расчет с уволенными материально ответственными лицами, за которыми числились непереданные ценности, ликвидировать отсталость в разнесении учетных данных по отдельным бухгалтерским счетам и т.п.

Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные до-

кументы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчет-

ность субъектов предпринимательской деятельности (баланс,

отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных

средств, отчет о собственном капитале).

Ревизия также изучает субъект предпринимательской де-

ятельности в статике, ретроспективно, то есть после заверше-

ния хозяйственных процессов. Результаты ревизии основыва-

ются на документально достоверных доказательствах. Во время

ревизии конкретно устанавливают размер убытков, потерь,

недостатков, обосновывая это системой доказательств (первич-

ными документами, данными инвентаризаций, объяснитель-

ными записками ответственных лиц и т.п.).

Ревизия проводится в соответствии с законодательством

о предприятиях. При этом собственник (государство или кон-

солидированный собственник) ставит перед ревизией цель

установить, как назначенный им руководитель предприятия

выполняет его задания в предпринимательской деятельности.

Ревизия оказывает содействие повышению эффективности де-

ятельности, но не выполняет прогнозной функции.

Ревизии различаются по следующим признакам.

По признаку ревизующих органов:

 вневедомственные – осуществляют органы других мини-

стерств или ведомств: Министерство экономики, Государ-Организация и методика контрольно-ревизионной работы

ственный комитет статистики, Антимонопольный коми-

 внутриведомственные – назначаются распоряжением ру-

ководителя вышестоящей организации или учреждения.

По признаку полноты проверки:

 полная – охватывает проверкой все виды финансово-хо-

зяйственной деятельности предприятия;

 частичная — лишь отдельные виды деятельности или хо-

зяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные,

производственные и т.п.).

По организационному признаку:

 плановые – проводятся за определенный период време-

ни (одних, два или три года) и охватывают проверкой все

виды финансово-хозяйственной деятельности (полные

ревизии), предполагаются в планах проведения ревизий;

 внеплановые – проводятся в отдельных случаях и по раз-

ным причинам (в случае выявления недостатков, при на-

личии сигналов о недостатках в работе, нарушениях и

злоупотреблениях, с целью контроля за качеством реви-

По кругу вопросов, которые подлежат проверке:

 сквозные – проводят для проверки взаимосвязанных хоз-

расчетных организаций и предприятий;

 тематические — это ревизии преимущественно по от-

дельному вопросу (теме). Они охватывают максимальное

количество предприятий (проверка состояния бухгалтер-

ского учета и финансовой отчетности);

 комплексные – включают все виды контроля и охватыва-

ют производственную и хозяйственно-финансовую де-

ятельность предприятий, при этом осуществляются до-

кументальная ревизия, экономический анализ, проверку

оперативной работы и т.п. Такие ревизии проводит бри-

гада, которая состоит из ревизоров, бухгалтеров, эконо-

мистов, менеджеров и других специалистов;

 некомплексные – проводятся на небольших по объему ра-

боты предприятиях, а также во время частичных ревизий

с участием одного или двух ревизоров (например, реви-

зия в детском учреждении, школе).Контроль и ревизия

Перечисленные виды ревизий при умелой, рацио-

нальной их организации обеспечивают сохранение средств,

предупреждение фактов злоупотреблений, повышение эф-

фективности работы субъектов предпринимательской дея-

21 Отличия между аудитом и ревизией
При условиях рыночной экономики и разнообразия форм собственности встала необходимость усовершенствования функций управления процессом производства, которое вызвало потребность создания хозрасчетных органов финансового контроля, то есть аудиту. В мировой практике аудит приобрел широкое распространение. Аудит являет обязательной частью цивилизованного функционирования рыночной экономики любой страны.
Аудит – независимая проверка балансов и финансовой отчетности субъектов хозяйствования с целью получения заключений.
Аудиторы стали нужны как собственникам компаний, фирм, объединений, так и незаинтересованной стороне — суда, арбитража, которые отстаивают справедливость. Развития аудиту оказывало содействие также размежевания функций и интересов между предпринимателями (администрацией, управленцами, менеджерами), когда собственник для руководства своими предприятиями нанимал специальный аппарат управления. Для предупреждения недостатков, злоупотреблений, утаивания затрат и доходов, неправильного распределения прибылей, намеренного присвоения их нанимаемыми управляющими собственник должен был прибегать к проверке финансовой отчетности независимым аудитором.
В условиях рынка никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, отчетные данные которых не подтвержден аудиторским выводом. Аудиторские службы на договорных началах предоставляют также консультации, разрабатывают рекомендации относительно ведения и постановки учета, увеличения прибылей, повышение рентабельности, оздоровления финансового состояния. Привлеченные к аудиту высококвалифицированные внешние консультанты наиболее объективно и профессионально решают исследуемые вопросы.
Ревизия — это составная системы управленческого контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность осуществляемых хозяйственных операций. Основные задачи ревизии такие: осуществления контроля за соблюдением государственной дисциплины, использованием средства, сохранением материальных ценностей, правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности и предупреждения фактов бесхозяйственности, злоупотреблений и краж.
Общность аудита и ревизии состоит в том, что они исследуют один предмет - хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, пользуются одинаковыми методическими приемами и процедурами хозяйственно-финансового контроля. Они в одинаковой мере призванные выявлять отрицательные явления в деятельности юридических и физических лиц с целью ликвидации и предупреждения их в будущем, то есть активно реагируют на выявление причин и виновников бесхозяйственности и нарушений нормативно-правовых актов. Кроме того, они используют одинаковые источники информации — первичные документы, регистры бухгалтерского учета, балансы и отчеты, законы и инструктивно-нормативные акты по вопросам производственной деятельности предприятий и организаций, которые подлежат проверке.
Однако выводы аудитора являются взвешенным и обоснованным доказательством во время решения имущественных споров в арбитражном и народном судах между собственником и его контрагентами. Аудит дает возможность субъектам предпринимательской деятельности прогнозировать повышения эффективности и расширения сфер влияния предпринимательских структур, оказывает содействие развитию маркетинга и коммерческой деятельности как на внутреннему, так и на международному рынках, помогает избегнуть банкротства.
А ревизоры, как правило, осуществляют проверки с позиций следования законности хозяйственных операций, не вникая в определение перспектив деятельности. Результаты ревизии предоставляют трудовому коллективу для принятия мер по ликвидации выявленных недостатков.
Ревизия назначается распоряжением руководящей организации. Результаты ревизии оформляются актом ревизии.
Для проведения аудита между владельцем – заказчиком и аудиторской фирмой (аудитором - предпринимателем) – исполнителем заключается договор. Результаты аудита оформляются аудиторским отчетом или аудиторским заключением [4].

22 Органы государственного финансового контроля.

25 Подготовка ревизии: программа ревизии, план, предварительная подготовка ревизии.

Планирование ревизии

Два основных этапа – разработка программы и плана ревизии.

Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит:

o вопросы, подлежащие проверке;

o средства и условия, необходимые для проведения ревизии;

o сроки и место исполнения;

o состав участников ревизии;

o формы документального оформления ревизии.

Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.

План ревизии. На основе программы составляется план ревизии, который привязан контроль специфике конкретной организации, структуре ее управления, географическому расположению имущества, графику работы. Поэтому план составляется на месте ревизии.

План ревизии должен обладать определенными характеристиками. Действенность, конкретность, реальность, гибкость и мобильность.

3. 2. Предварительная подготовка ревизии

В процессе такой подготовки сначала решаются методические вопросы, затем организационные, после чего происходит ознакомление с объектом ревизии.

26 Методы документального контроля.

Отдельное контрольно-ревизионное действие принято называть методом. К таким методам могут быть отнесены сверка, сличение. Документальный контроль основан на нескольких методах.

Экономический анализ работы организации.

Анализ ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Восстановление количественно-суммового учета.

Проверка правильности корреспонденции счетов.

Проверка регистров бухгалтерского учета.

Исследование неофициальных материалов.

Исследование и проверка объяснительных записок, полученных в процессе ревизии.

Правильность совершения хозяйственных операций не всегда можно проверить методами документального контроля. Часто возникает необходимость провести проверку наличия денежных средств, материальных ценностей и основных фондов в натуре. С этой целью вместе с методами документального контроля в ходе ревизий применяются методы фактического контроля.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Документальная ревизия и ее значение в борьбе с экономическими преступлениями

Фактическим основаниям для производства документальной ревизии относятся:

Документальная ревизия в процессе расследования уголовных дел (стр

Следователь в целях собирания доказательств может потребовать проведения внеплановой ревизии по находящемуся в его производстве делу. Свое требование о производстве ревизии следователь выражает в форме постановления, которое он направляет соответствующему должностному лицу, правомочному назначить ревизию.

«Законодательно закрепить право ревизора изымать необходимые подлинные документы, назначать все виды экспертиз, знакомить с документами и заключениями экспертиз заинтересованных лиц и совместно со следователем получать показания только в форме официального протокола допроса, а не объяснений (как это практиковалось до сих пор), которые по существу не имеют никакой доказательственной силы и приводят к повторным вызовам в следственные органы лиц, уже давших объяснения ревизору, зачастую далеко не квалифицированные по содержанию.

Документальная ревизия как форма последующего финансового контроля

  • а) контрольно-ревизионные отделы (территориальные управления) Росфиннадзора [1] ;
  • б) контрольно-ревизионное управление (отдел) налоговой службы;
  • в) органы внутриведомственного финансового контроля (ревизионные комиссии);
  • г) управление (отдел) документальных проверок и ревизий органов внутренних дел, а также специалисты, ревизоры подразделений ОВД по экономическим преступлениям.

При сплошной ревизии проверяется каждый документ, касающийся проверяемой хозяйственной операции. При выборочной – проверяются отдельные документы. Па практике наиболее часто проводят именно выборочные ревизии. Комбинированный способ предусматривает проверку отдельных групп документов сплошным методом, а в некоторых случаях – выборочным.

Ревизия (от лат. revisio – пересмотр) – одна из форм применения специальных бухгалтерских знаний, которая не только позволяет эффективно осуществлять финансовый контроль в различных сферах экономической деятельности, но и является важным средством предупреждения и выявления экономических преступлений. Акт вневедомственной ревизии подписывает только ревизор, а руководитель и главный бухгалтер предприятия лишь знакомятся с актом и подтверждают данный факт своими подписями. Плановые ревизии проводятся по заранее утвержденному руководителем вышестоящей организации плану (графику) для проверки подконтрольных структур в течение определенного срока (один раз в год или раз в два года). Например, акционерное общество обязано (ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах») проводить ревизию своей финансово-хозяйственной деятельности не реже одного раза в год, а ревизии подразделений, состоящих на республиканском бюджете, – не реже одного раза в два года.

Назначение ревизии по требованию правоохранительных органов

Объем ревизии (документальной проверки) зависит от задания, данного ревизору, однако круг вопросов может быть расширен руководителем хозяйствующего субъекта

Рассмотрев поступившее постановление, соответствующий руководитель на проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдает подписанное им специальное удостоверение. Управление по борьбе с экономическими преступлениями ивановской области? При подготовке решений о проведении ревизии (проверки) ревизоры принимают участие в предварительном изучении изъятых документов в проверяемой организации.

Эксперт-бухгалтер нс является должностным лицом, он самостоятельное процессуальное лицоФактическими основаниями для назначения следователем документальной ревизии могут быть: При наличии правовых и фактических оснований для проведения ревизии до возбуждения уголовного дела составляется постановление руководителя органа внутренних дел или его заместителя. В нем в краткой форме излагаются обстоятельства проверочного материала, наймеСравнение ревизии, аудиторской проверки и судебно-бухгалтерской

Значение финансового контроля в борьбе с экономическими преступлениями

В начале двухтысячных годов вопросы борьбы с экономической преступностью снова встал очень остро. В сферу финансового контроля были вовлечены правоохранительные органы (органы внутренних дел, например, были наделены полномочиями осуществлять проверки финансовой, хозяйственной, торговой, предпринимательской деятельности и даже соблюдение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах).

Белинский В. В., Чирков Д. К. К вопросу об актуальности создания в Российской Федерации финансовой полиции в условиях гуманизации уголовно-правовой политики за преступления экономической направленности // Следователь. 2012. №6.

С. 2-5.

На наш взгляд, в настоящее время наступило новое время переосмысления роли государственных (в том числе правоохранительных) органов в осуществлении финансового контроля.

Управлению по борьбе с экономическими преступлениями — 80 лет


Возникла острая необходимость пересмотреть всю систему федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных вести борьбу с преступлениями экономической направленности.2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст.

6249. Экономические преступления наносят большой ущерб государству, что обусловило необходимость формирования государственных органов, наделенных полномочиями контроля в финансово-экономической сфере. Осуществление финансового контроля позволяет предотвращать, выявлять и пресекать экономические преступления. На наш взгляд, эффективнее данную деятельность могут осуществлять правоохранительные органы, а именно специализированные подразделения органов внутренних дел. 1) процессуальными, когда проводятся по требованию дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа при проверке сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Проверка — это собирание и анализ сведений, необходимых для оценки финансово-хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта по требованию дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа. В процессе проведения документальной проверки изучаются только документы, а в ходе ревизии наряду с документами, как правило, проверяется и фактическое наличие товарно- материальных ценностей в той или иной организации. Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями спб? Актуальность темы исследования. Борьба с правонарушениями в сфере экономики является одной из важных проблем, нуждающихся в специальном исследовании. На нынешнем этапе актуальность ее с каждым днем значительно возрастает, поэтому возникает острая необходимость использования новых подходов в деятельности судебно-экспертных служб, определения приоритетных направлений их развития.2.2.

Документальная ревизия в правоохранительной деятельности

  • необходим надлежащий субъект получения доказательств,
  • требуется надлежащий источник доказательств,
  • должна быть надлежащая процедура получения доказательств,
  • недопустимы доказательства, содержащие сведения неизвестного происхождения,
  • недопустимы предубеждение, заинтересованность,
  • сомнения в доказанности факта должны означать его недоказанность.

При назначении первичной документальной ревизии следователь должен располагать:

С другой стороны, материалы плановой ревизии, в свою очередь, могут служить поводом к возбуждению уголовного дела о преступлении. В этом случае материалы, передаваемые в правоохранительные органы, должны содержать: Акт документальной ревизии оценивается следователем (судом) исходя из следующих критериев.

  • Проведение допросов, осмотров и других следственных действий.
  • Изучение внутренних инструкций и правил в системе того ведомства, в котором находится организация, подлежащая проверке.
  • Обеспечение сохранности бухгалтерских документов (визирование, изъятие, опечатывание мест хранения).
  • Обеспечение объективности ревизора (преодоление предубежденности, пресечение возможного давления на него со стороны проверяемых лиц).
  • Обеспечение координации ревизионных и следственных действий.

Термин «ревизия определяется как обследование чьей-нибудь деятельности для установления правильности и законности действий, а «проверка — удостоверение в правильности чего- нибудь, обследование с целью надзора, контроля. Под ревизором понимается должностное лицо, производящее ревизию. По существу ревизия представляет собой один из видов проверки, обладающий самостоятельным характером. В зависимости от методов (способов), проверки могут подразделяться на следующие основные виды: а) проверки по форме (формальные); б) проверки по содержанию (аналитические); в) проверки возможности проведения хозяйственной операции, существования каких-либо фактов (логические); г) инвентаризации; д) контрольные обмеры и др. При рассмотрении вопросов данной темы необходимо обратить внимание на следующие основные положения: ЗАДАНИЕ: Пользуясь методом сопоставления данных, установить полноту сдачи торговой выручки в банк, оформить это соответствующей таблицей в учебных тетрадях.

Определить сумму недостачи торговой выручки в магазине. При решении задачи необходимо иметь в виду, что расхода денег из выручки магазина в сентябре 2016 г. не производилось. С учетом изложенного, автор констатирует, что с тактико-криминалистических позиций следователь (дознаватель и др.) должен: На этом этапе расследования при допросе свидетелей в первую очередь выясняют приметы подозреваемых и транспортных средств.

По этим показаниям составляются синтетические портреты подозреваемых, фиксируются имена, с которыми они обращались друг к’другу, особенности голоса и речи и др.

Вопрос: документ, экономический, закон, право

наличие обоснованных возражений по существу выводов ревизии со стороны заинтересованных лиц;

Существенное значение имеет указание в постановлении следователя сро­ка, в течение которого необходимо закончить ревизию и представить ее матери­алы. При этом надо исходить из обстоятельств дела и объема предстоящей ревизионной проверки. Здесь также может быть полезна консультация специа­листа.

В необходимых случаях следует требовать выделения такого количества ревизоров, которое обеспечило бы окончание ревизии в требуемый срок.

Следует помнить, что следователь может требовать производства не только первичной ревизии, но также повторной и дополнительной. Фактическими основаниями для проведения первичной ревизии могут быть: 5. Какой период деятельности предприятия необходимо охватить проверкой. При назначении первичной документальной ревизии следователь должен располагать: принять в случае необходимости меры, направленные на пресечение хищений, злоупотреблений; утрату бухгалтерских документов; избрать меру пресечения лицам, совершившим преступления;Важным моментом при разрешении вопроса о производстве ревизии является определение срока выполнения установленного задания.

От времени, затраченного на выполнение этого задания, зависит срок расследования по уголовному делу. При этом нужно иметь ввиду, что предельный срок производства ревизии предусматривается в один месяц. 1 принять в случае необходимости меры, направленные на пресечение хищений, злоупотреблений; утрату бухгалтерских документов; избрать меру пресечения лицам, совершившим преступления;Важным моментом при разрешении вопроса о производстве ревизии является определение срока выполнения установленного задания. От времени, затраченного на выполнение этого задания, зависит срок расследования по уголовному делу.

При этом нужно иметь ввиду, что предельный срок производства ревизии предусматривается в один месяц. 1

Методы экономического анализа, документальной ревизии

Созерцание, сбор необходимых фактов, служат базой для абстрактного обобщения на уровне более высоких порядков. Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, содержащихся в отчетных и иных документах, соответствие действительности которых вытекает из прошедших логическую обработку первичных бухгалтерских и иных документов, выявляет конкретные негативные отклонения в финансово-хозяйственной деятельности кредитных учреждений, на основе которых делается вывод о наличии криминальных явлений в данных учреждениях.

Различие есть также в методах документальной ревизии и экономического анализа.

Методы экономического анализа и документальной ревизии представляют собой совокупность аналитических приемов изучения финансово-хозяйственной деятельности и соответствия этой деятельности определенным нормам права, направленным в конечном итоге на выявление специфических отклонений, указывающих на признаки преступлений. Различие задач порождается неоднозначностью источников исходной информации. Главным источником исходных данных для ревизии служат бухгалтерские документы, в которых отражаются конкретные финансовые операции.

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.

Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации.

В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.

В соответствии с Конституцией РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Это означает, что налогоплательщик обязан самостоятельно правильно определить сумму налогового платежа и полностью и своевременно перечислить этот платеж в соответствующий бюджет. Если какие-либо налогоплательщики будут уклоняться от уплаты законно установленных налогов, это приведет к тому, что относительная налоговая нагрузка на добросовестных налогоплательщиков увеличится. Если налоги будут уплачиваться с опозданием – то могут возникнуть трудности со своевременным финансированием социальных статей бюджета. Налогоплательщики должны предоставлять налоговым органам необходимую информацию о своем местонахождении, банковских счетах, результатах деятельности, иначе налоговые органы не смогут осуществлять контроль.

Таким образом, цель налоговой проверки – выявление и предотвращение фактов нарушения налогоплательщиками требований налогового законодательства, а также принятие соответствую­щих мер в случае выявления нарушений.

Для достижения указанной цели в ходе налоговой проверки необходимо решить ряд задач:

– установление правильности расчета налогоплательщиком налоговой базы;

– установление правильности используемых налогоплательщиком налоговых ставок;

– установление обоснованности применения налоговых льгот;

– установление правильности расчета суммы налога;

– установление своевременности уплаты налога в соответствующий бюджет;

– установление правильности составления налоговых деклараций налогоплательщиком и своевременности их представления в налоговые органы;

– принятие мер к взысканию задолженности по уплате налогов, а также налоговых санкций с недобросовестных налогоплательщиков.

Проведение налоговых проверок всегда в определенной степени является «вторжением» в хозяйственную деятельность проверяемых организаций. В ходе реализации налоговыми органами своих контрольных полномочий возникает непосредственное взаимодействие или столкновение интересов представителя государства, которым является должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, – с одной стороны, и должностных лиц организации – налогоплательщика (или индивидуального предпринимателя) – с другой стороны. Поэтому для установления сбалан­сированности интересов обеих сторон в налоговом контрольном правоотношении необходимо определить правовой статус сторон при проведении налоговых проверок, а также последователь­ность их действий, что и было установлено в Налоговом кодексе РФ.

Участники налоговых проверок – это лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ наделены полномочиями либо имеют права и обязанности при совершении действий в ходе осуществления налоговой проверки.

По функциональному критерию участников налоговой проверки можно подразделить на следующие группы:

– субъекты, осуществляющие налоговую проверку, – уполномоченные (налоговые) органы;

– субъекты, деятельность которых проверяется в ходе налоговой проверки: налогоплатель­щики, налоговые агенты, плательщики сборов, банки;

– субъекты, которые могут быть привлечены к участию в налоговой проверке: эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, понятые.

В качестве объекта налоговой проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых льгот и т.д. В качестве предмета налоговой проверки выступают документальные, вещественные и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях (договоры, бухгалтерские документы, отчеты, сметы, платежные документы, декларации и т.д.).

Наиболее значимыми предметами налоговой проверки являются документы бухгалтерского учета и налоговые декларации, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными актами.

Документы бухгалтерского учета – это носители информации в письменном виде, имеющие установленные реквизиты, фиксирующие наличие материальных ценностей и совершаемые хозяйственные операции с имуществом и денежными средствами. Требования к оформлению бухгалтерской документации и регистрам бухгалтерского учета устанавливаются положениями по бухгалтерскому учету, Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и рядом других нормативных актов.

При проведении налоговых проверок можно выделить следующие этапы:

1) подготовка к проведению налоговой проверки, включающая изучение дела налогоплатель­щика, т.е. документов, имеющихся у налоговых органов (деклараций, балансов, отчетов, расчетов по налогам и т.д.);

2) проведение налоговой проверки;

3) оформление результатов налоговой проверки.

Читайте также: