Сообщение на тему налоги

Опубликовано: 12.05.2024

Налоги и их виды

Федеральное агентство лесного хозяйства

ГОУ СПО «Уфимский лесхоз - техникум»

ДОКЛАД ПО ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

на тему: Налоги и их виды

Выполнила: Гадельшина Л. Г.

2. Роль налогов в обществе……………………………………………………. ….. 7

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т. е. обязательных платежей государству.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т. д.
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения уровня жизни населения.

1. НАЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ В ОБЩЕСТВЕ

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета.

С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т. е. экономической функции.

1) объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т. е. доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Примером может служить налог на прибыль.

3) y источника

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т. е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица.

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Как видно А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

- определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

- простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

- неотягощенность, т. е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщики.

1. Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической оснащенности. К сожалению система исчисления налога ориентирована в основном на фискальный эффект.

2. Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог.
Система подоходного обложения распространятся также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.

3. Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая -через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества.

4. Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов.
Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

5. Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однако эффективность её использования до 1991 года не бала объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных её потребителей - субъектов хозяйственной деятельности. Утрата хозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищные и административные застройки в городах - все это было логическим следствием бесплатности земли. Начиная с 1992 года за владение, распоряжение и пользование землей в городской и сельской местности уплачивается земельный налог ( за аренду земли - арендная плата).
устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормативы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

6. Переход на рыночные условия хозяйствования, более полная реализация принципа самоокупаемости произведенных затрат выдвигают задачу введения платы за воду, потребляемую сельскохозяйственными предприятиями.
Бесплатная подача воды является основной причиной серьезных недостатков в использовании водных ресурсов. Для организации более разумного водопотребления целесообразно ввести плату за воду, отпускаемую сельхозпредприятиям из водохозяйственных систем.

7. Лесной доход имеет цель частично покрыть расходы государства на воспроизводство древесины и стимулировать рациональное использование лесных массивов. Основное место в составе лесного дохода занимает по- пенная плата, взимаемая с лесозаготовителей за вырубаемую ими древесину.
Размер попенной платы дифференцируется в зависимости от территориального нахождения лесосеки, вида и качества древесины, расстояния её вывоза до подъездных путей.

8. В механизме взимания платежей за природные ресурсы предусмотрены соответствующие санкции за нарушение производственной (технологической ) дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс сточных неочищенных вод, за нарушение правил лесопользования и так далее.

9. Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

10. Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства де- нежные средства граждан. Налогом с наследства облагается имущество, переходящее к гражданам в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают в порядке наследования и дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата, ювелирные изделия и так далее.

превышало его оценку на день открытия наследства.

12. Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется цены в документе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже страховой оценки; при отсутствии указанной оценки - со стоимости имущества, определенной по свободной цене.

13. Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

14. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются также различные акцизы. Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.

Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две - фискальная и экономическая.

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Основные налоги России.

    Налоговая система России включает в себя налоги трех уровней:

    В состав федеральных налогов входят налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины, госпошлина, гербовый сбор и некоторые другие.

    К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной налог и др.

    Местные налоги включают налог на имущество физических лиц, земельный налог и ряд других налогов, вводимых местными властями с учетом своих нужд.

    Взносы в пенсионный и другие социальные фонды имеют общефедеральный характер и собираются от имени соответствующих внебюджетных фондов. Всего в России насчитывается до 300 налогов и сборов различного рода.

    По абсолютным размерам налоговых сборов первое место занимает налог на добавленную стоимость, за ним следует налог на прибыль предприятий. Вместе с тем в первом чтении (июнь 1997 г.) принят Налоговый кодекс РФ, согласно которому резко сокращается число налогов и ограничиваются налоготворческие права местных органов власти.

    Налог на прибыль предприятий и организаций.

    Налог на прибыль предприятий и организаций принят законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. и действует с учетом изменений и дополнений, принятых в последующие годы. Налог на прибыль имеет две налоговые ставки: по первой ставке налог в размере 13% взимается в пользу федерального бюджета, вторая ставка налога определяется на уровне субъектов РФ (республик) и представляет собой налог, поступающий в их бюджеты. Субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать ставку этого налога (но не правила его исчисления и взимания) в пределах до 22% (для посреднической деятельности, банков, страховых компаний, бирж и т.д. до 30%). Таким образом максимальная суммарная ставка этого налога может составлять 35% (для банков -- 43%).

    Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству России и занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также филиалы и другие подразделения этих предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Налогом на прибыль могут облагаться и бюджетные организации -- в части осуществляемой ими предпринимательской деятельности. Кроме того, субъекты РФ вправе облагать налогом на прибыль расположенные на их территории территориально обособленные структурные подразделения предприятий, имеющих головную контору и место регистрации в других регионах, даже если эти подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного счета.

    В этом случае определение доли прибыли, относящейся к этому подразделению, осуществляется расчетным методом -- по доле этого подразделения в общем фонде оплаты труда и в общей стоимости основных производственных фондов предприятия. Соответственно эта доля прибыли подлежит вычету из облагаемой базы при исчислении налога с головного предприятия и, поскольку речь идет о применении только налогов, взимаемых субъектами РФ, каждый из них применяет свою налоговую ставку для обложения относящейся к нему доли прибыли предприятия.

    Предприятия-резиденты подлежат обложению налогом по всем своим доходам, в том числе и полученным за пределами России. Подоходный налог, уплаченный за рубежом, засчитывается при уплате налога на прибыль, но сумма такого зачета не может превышать размера налоговых обязательств, рассчитанных по российскому законодательству для соответствующей суммы дохода.

    Налогооблагаемой базой в отношении налога на прибыль законом определяется валовая прибыль предприятия: разность между валовым доходом (выручкой) предприятия от продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ, выручкой от продажи основных фондов и земельных участков, принадлежащих предприятию, а также доходами от внереализованных операций и продажи иного имущества, и расходами, связанными с этими операциями и с этой деятельностью. Валовой доход (выручка) предприятия при этом рассчитывается без учета НДС и акцизов, а также уплаченных экспортных пошлин. Для расчета чистого дохода от продажи имущества предприятия за основу берется первоначальная цена или остаточная стоимость имущества, увеличенная на индекс инфляции, исчисленный в порядке, установленном Правительством РФ.

    Расчет налога на прибыль производится поквартально, нарастающим итогом: за 3, б, 9 и 12 месяцев. Авансовые платежи налога вносятся ежемесячно или дважды в месяц из расчета 1/3 или 1/6 от квартального расчета. Годовой отчет (декларация) по налогу предоставляется не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, и доплата налога (если требуется) производится и десятидневный срок после сдачи отчета.

    Отчетный год совпадает с календарным годом. Аудиторское заключение обязательно для акционерных предприятий, для предприятий с участием иностранного капитала и для банков и страховых организаций (независимо от их юридической формы).

    В налогооблагаемую базу предприятий не включаются дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также доходы от долевого участия в капитале других предприятий. Эти виды доходов подлежат обложению «у источника», ставка налога для них составляет 15%. Также не включаются в сумму налогового дохода предприятий для целей исчисления налога на прибыль доходы от проведения концертных мероприятий (для них предусмотрен специальный налог по ставке 50%) и доходы от казино и игровых автоматов (которые облагаются налогом по ставке 70%).

    Подоходный налог с физических лиц.

    Доходы граждан (физических лиц) облагаются налогами в соответствии с законом «О подоходном налоге с физических лиц».

    Физические лица -- резиденты РФ (имеющие постоянное место жительства в РФ) подлежат обложению налогом по всем своим доходам, полученным как в России, так и за ее пределами. Нерезиденты облагаются налогом только по доходам из источников, находящихся в РФ. Резидентство физического лица рассчитывается для каждого отчетного налогового периода, который совпадает с календарным годом. Лицо, проведшее на территории РФ 183 или более дней в данном календарном году, считается резидентом РФ для целей налогообложения в этом году. Все прочие лица считаются нерезидентами РФ.

    В налогооблагаемую базу включаются как доходы, полученные в денежной форме, так и любые выгоды и компенсации, получаемые в натуральном виде. Последние подлежат зачету в состав доходов лица по текущим рыночным ценам.Доходы, получаемые от работы по найму, подлежат включению в налогооблагаемую базу в полном размере: доходы получаемые от предпринимательской деятельности, рассчитываются по методу чистой прибыли -- в основном по нормам и в порядке, предусмотренном при исчислении налога на прибыль.

    Целый ряд различного рода пособий, компенсаций и выплат не учитывается в составе облагаемого дохода граждан и не подлежит обложению подоходным налогом. Среди них:

    пенсии и различные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, выплаты командировочных, проценты по вкладам в банках и т.д. Не облагаются подоходным налогом зарплата и оклады военнослужащих, войск МВД и налоговой полиции. В пределах установленных лимитов также освобождаются от налогообложения стоимости призов, полученных на конкурсах, подарков, выдаваемых предприятиями, и суммы материальной помощи, оказываемой за счет предприятий.

    Расчет налога производится на основе годового дохода. С доходов, выплачиваемых в виде заработной платы, и с некоторых других доходов налог удерживается при выплате дохода. Для граждан, получающих только заработную плату в одном месте, такая уплата налога является окончательной, остальные обязаны представлять налоговую декларацию. Срок представления декларации -- до 1 апреля года, следующего за отчетным.

    Нерезиденты, не осуществляющие предпринимательской деятельности в России, но получающие доходы из источников в России, не представляют налоговые декларации, и налог с них удерживается у источника по единой ставке, равной 20%.

    Налог на добавленную стоимость.

    Налогом на добавленную стоимость облагаются продажи товаров и оказание услуг (выполнение работ) на территории РФ, а также импорт товаров и услуг в РФ. Экспорт товаров и услуг от НДС освобождается.

    Плательщиками НДС считаются любые предприятия и организации, осуществляющие продажи товаров, оказание услуг или выполнение работ в рамках своей предпринимательской деятельности. Предприятиями для целей обложения НДС признаются любые лица, как юридические, так и физические, которые выполняют вышеуказанную деятельность от своего имени и в свою пользу.

    Стандартная ставка НДС составляет 20%. Основные пищевые товары и товары для детей облагаются по пониженной ставке, равной 10%. Освобождены от НДС следующие виды деятельности: оказание банковских услуг, страхование, медицинские услуги, образование, услуги в сфере культуры, пассажирские перевозки, продажа почтовых марок и конвертов и др.

    Подлежащий внесению в казну НДС рассчитывается как разность между НДС, полученным от покупателей товаров (услуг, работ) по выставленным на них счетам-фактурам (в которых НДС должен указываться отдельной суммой), и НДС, уплаченным поставщикам за приобретенные ресурсы, используемые в производстве (товары, материалы, услуги или работы).

    Налог на имущество предусмотрен как для предприятий, так и для физических лиц.

    Налог на имущество предприятий взимается с балансовой стоимости имущества предприятий. Расчет налога ведется на основе среднегодовой стоимости имущества. Ставка налога устанавливается властями соответствующей республики (области), но не свыше 0,5% налогооблагаемой базы. От уплаты налога освобождены бюджетные организации, сельскохозяйственные и рыбодобывающие предприятия, религиозные объединения и имущество, используемое для международного образования и культуры.

    Налогом на имущество физических лиц облагаются находящиеся в их собственности жилые дома и другие помещения и сооружения, а также водные и воздушные моторные суда и транспортные средства.От уплаты налога освобождены пенсионеры и участники войн.

    Налог на землю взимается с собственников земельных участков. Ставки налога устанавливаются на уровне республик и областей и различаются в зависимости от качества земли и условий хозяйствования.

    Акцизы вводятся федеральным законом как средство обложения продаж так называемых подакцизных товаров -- вино-водочных изделий, пива, табака, шоколада, икры осетровых и лососевых рыб, автомобилей, ювелирных изделий, мехов и т.д. Акцизы также установлены для определенных видов минерального сырья. Ставки акцизов различаются в зависимости от вида товара, наиболее высокие -- для алкогольных напитков и ювелирных изделий.

    Ряд налогов взимается в целях формирования внебюджетных фондов.

    Предприятия выплачивают взносы в пенсионный и другие фонды социального страхования и социального обеспечения. Эти взносы устанавливаются в форме начислений на фонд заработной платы и составляют от 28% (взносы в пенсионный фонд) до 1,5% (по страхованию от безработицы). Общая сумма таких начислений составляет около 40% фонда заработной платы. Из зарплаты работников также удерживается еще 1% -- как взнос в пенсионный фонд.

    Предприятия облагаются также налогом на содержание социальной сферы. Ставки налога устанавливаются на уровне местных органов власти, в московском регионе ставка этого налога составляет 1,5% оборота (выручки) предприятия.

    Таможенные пошлины. Экспорт товаров, как правило, таможенными пошлинами не облагается. Импортные пошлины составляют от 5 до 100% фактурной стоимости ввозимого товара. Наиболее высокими пошлинами облагается ввоз легковых автомобилей, алкогольных напитков, пива, табачных изделий. Для товаров из развивающихся стран применяются пониженные ставки таможенных пошлин, для товаров с неподтвержденной страной происхождения ставки таможенных пошлин удваиваются.

    В случае нарушения налогового законодательства предусмотрены разнообразные виды санкций -- от штрафов, составляющих до 100% суммы укрытого от налогообложения дохода, до тюремного заключения в особо серьезных случаях.

    • Виды налогов и сборов — основания для их классификации
    • Какие бывают, краткая характеристика
      • По уровню законодательной власти
      • По виду налогоплательщика
      • По способу налогообложения
      • По предмету налогообложения
      • По цели использования
      • По налоговому периоду
      • По методу исчисления
      • По налоговой ставке
      • По источнику поступления
    • Действующая классификация налогов с примерами

    Виды налогов и сборов — основания для их классификации

    Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (НК РФ ч.1, Статья 8).

    Понятие налогов отличается от сборов и пошлин, взимание которых носит не безвозмездный характер.

    Классификация налогов РФ — это распределение платежей, действующих на территории государства, по ряду признаков.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    В РФ действует множество различных сборов. Чтобы уполномоченные органы могли осуществлять налогообложение, были определены элементы налога.

    Элементы налогообложения — это принципы, правила, категории и термины, которые закреплены в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения.

    Некоторые элементы являются основаниями для классификации. В целом к ним, согласно НК РФ ч.1, Статья 17, относятся:

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

    Какие бывают, краткая характеристика

    По уровню законодательной власти

    Основная классификация налогов в РФ — классификация по органам власти, которые имеют полномочия осуществлять налогообложение. Платежи группируются по уровню бюджета, в который они отчисляются (по территориальному признаку).

    1. Федеральный. Они формируют основную доходную статью федерального бюджета. Потом бюджет распределяется между регионами и муниципалитетами. Нормы по этим платежам устанавливает Правительство РФ, их уплата обязательна на всей территории государства. Список таких налогов:

    • НДС;
    • акцизы;
    • на доходы физических лиц;
    • на прибыль организаций;
    • на добычу полезных ископаемых;
    • водный;
    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    • государственная пошлина;
    • на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

    2. Региональный. Нормы по платежам устанавливают на региональном уровне власти субъекта: области, края, автономного округа, города федерального значения. Платежи поступают напрямую в бюджет субъекта. Список:

    • на имущество организаций;
    • на игорный бизнес;
    • транспортный.

    3. Местный. Нормы налогообложения устанавливают муниципальные органы, платежи зачисляются в муниципальную казну. Список:

    • земельный;
    • на имущество физических лиц;
    • торговый сбор.

    Региональные и муниципальные органы не имеют права самостоятельно устанавливать новые платежи. При уточнении норм налогообложения они следуют рекомендациям вышестоящих органов.

    По виду налогоплательщика

    Действующую систему можно классифицировать по видам и категориям налогоплательщиков.

    1. Для физических лиц. В эту группу входят граждане государства и индивидуальные предприниматели — особая категория налогоплательщиков, которая платит налоги для физических лиц и осуществляет предпринимательскую деятельность. Примеры:
      • НДФЛ;
      • на имущество физических лиц.
    2. Для юридических лиц. Это налоговые обязательства экономических субъектов. Обязательны как для российских компаний, так и для иностранных, ведущих деятельность на территории РФ. Примеры:
      • на прибыль;
      • на имущество организаций.
    3. Смешанные. Плательщиками являются все группы: граждане, индивидуальные предприниматели и организации. Пример:
      • НДС.

    По способу налогообложения

    В зависимости от метода взимания, налоги подразделяются на прямые и косвенные.

    Прямые — платежи, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество. Их размер пропорционален объекту обложения.

    Применяется процентная или фиксированная ставка. К таким относятся НДФЛ и налог на прибыль организаций.

    Косвенные — те платежи, которые не определяются напрямую к налоговой базе. Их часто называют налогами на потребление.

    Их размер включен в стоимость товаров и услуг. Например, НДС уже включен в стоимость товара. Его размер можно увидеть в товарном чеке.

    По предмету налогообложения

    Обязательные платежи также группируются по предмету обложения.

    1. Имущественные. Их платят собственники имущества: земельного участка, квартиры, жилого дома, транспортного средства и т. д. Налоговая ставка определяется в соответствии со стоимостью объекта.
    2. Доходные. Объектом является доход налогоплательщика. Уплачивается как процент от дохода физического или юридического лица за отчетный период.
    3. Рентные. Уплачиваются за эксплуатацию природных объектов и добычу полезных ископаемых.
    4. Потребления. Это категория обременения при потреблении товаров и услуг. Сюда входят все косвенные обязательства.
    5. Особые. Этот тип уплачивают экономические агенты, реализующие особые виды деятельности. Например, налог на игорный бизнес.

    По цели использования

    Основные виды налогов можно условно разделить по назначению платежа на целевые и общие.

    Общие — средства, которые зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

    После поступления они формируют основную часть бюджета. Органы власти распределяют их по статьям и используют в экономике, вне зависимости от источника поступления.

    Целевые (специальные) — платежи, которые направляются в специальные фонды, чтобы расходовать их на определенные цели.

    К целевым относятся транспортный и земельный налоги.

    По налоговому периоду

    Налоговый период — это временной период, по окончании которого рассчитывается налоговая база, исчисляется сумма обязательств к уплате и представляется декларация по налогу.

    Каждому налогу соответствует свой налоговый период. Он может составлять:

    • календарный месяц (НДФЛ, страховые взносы);
    • квартал (НДС);
    • календарный год (на прибыль, на имущество);
    • иной период времени.

    По методу исчисления

    Методы исчисления налога делятся на две основные группы: прямой способ и расчетный. Эту категоризацию можно уточнить.

    1. Пропорциональные. Устанавливаются пропорционально объекту обложения. К примеру, НДФЛ (от 9% до 35% от дохода, в зависимости от резидентства РФ) и НДС (20% от стоимости реализуемого товара или услуги).
    2. Твердые. Не зависят от стоимости объекта обложения. Например, транспортный налог зависит от мощности автомобиля.
    3. Ступенчатые. Ставка изменяется при изменении объема фискальной базы. К этому типу относятся страховые взносы.
    4. Фиксированные. Их размер не меняется при изменении объекта налогообложения. Например, ЕНВД (единый налог на вмененный доход).

    По налоговой ставке

    В зависимости от установленных ставок налогообложения, платежи бывают аккордными и подоходными.

    Аккордные налоги не зависят от уровня дохода налогоплательщика.

    Подоходные налоги составляют определенный процент от дохода экономического агента. Механизм их действия позволяет выделить среди них несколько типов.

    1. Прогрессивные. Средняя налоговая ставка повышается с ростом уровня дохода. Иными словами, богатые платят больше.
    2. Регрессивные. Средняя налоговая ставка уменьшается с ростом уровня дохода. К ним относят косвенные платежи. Поскольку цена на товары для людей с разным доходом одинакова, НДС ощущается тяжелее для людей с низким уровнем дохода.
    3. Пропорциональные. Ставка не зависит от величины дохода. Примером таких налогов служат налог на прибыль организаций и подоходный налог.

    По источнику поступления

    Эта классификация основана на отражении налогов в бухгалтерском учете.

    1. С выручки: УСН доходы.
    2. С заработной платы: НДФЛ, страховые взносы.
    3. Относимые на финансовые результаты: на имущество организаций.
    4. Относимые на себестоимость готовой продукции: транспортный, страховые взносы, НДФЛ.
    5. Исчисления с валовой прибыли: на прибыль организаций.

    Действующая классификация налогов с примерами

    Итак, классификация налогов по различным признакам широка. Структура классификации представлена на схеме ниже.

    Налоги составляют основную часть бюджета государства. Сегодня деньги с налогов поступают в казну государства, благодаря чему правительство может инвестировать эти деньги в развитие инфраструктуры, армии, полиции, образования, здравоохранения и т. д.

    Налог имеет множество определений:

    • как обязательное предоставление денежных средств, взимаемых государством, органом местного самоуправления с населения (а собранные налоги используются для реализации общественных задач);
    • как обязательные платежи, поступающие в государственный бюджет от юридических и физических лиц в определённых размерах;
    • как экономическая категория, характеризующая финансовые отношения хозяйствующих субъектов, физических лиц, осуществляемые через государство и для государственного бюджета.

    Экономическая сущность налогов заключается в том, что налоги представляют собой часть финансовых отношений в формировании доходов хозяйствующих субъектов населения. Они зависят от определённых размеров доходов хозяйствующих субъектов и населения и отражают финансовые отношения накопления.

    История развития налоговой системы

    В древности налогами и сборами были обременены только некоторые группы населения. Налоговая система в древнем Египте заключалась в том, что землевладельцы делились частью своего урожая, ремесленники – частью своих изделий на нужды армии и администрации (остальное продавали), а купцы расплачивались деньгами.

    В древнем Риме благодаря военным походам и получению дани с побеждённых были введены денежные пособия. В результате войн и богатой добычи к 167 г. до н. э. налог с римских граждан был снят.

    В раннем средневековье, в условиях натуральной экономики и действующих монархических законодательств, большая часть налогов представляла собой дань, оброк. Денежные налоги существовали только на территориях с функционирующей товарно-денежной экономикой.

    В высоком и позднем средневековье налоги имели небольшое значение, поскольку доходы правители извлекали в основном от земных владений и военных побед. Под влиянием быстрого роста крупной земельной собственности и расширения товарно-денежной системы дань поддалась дезинтеграции. Угас принцип пропорционального разделения доходов между отдельными звеньями монархии.

    В XV веке налоговая система наиболее активно развивалась во Франции и Англии. Подоходный налог был введён в Великобритании уже в XVIII веке, а в Пруссии только в 1891 г.

    В XIX веке бремя налогов значительно выросло, а налоги стали инструментом финансовой политики.

    Виды налогов

    Налоги делятся на:

    • прямые – взимаемые на доход или имущество налогоплательщика (например, подоходный налог, земельный, наследство);
    • косвенные – налагаемые на предмет потребления (например, НДС, акцизы) – их в конечном счёте платит потребитель.

    К основным примерам налогов можно отнести:

    • подоходный;
    • на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • подоходный налог от юридических лиц;
    • обязательные взносы на социальное страхование;
    • налогообложение недвижимости;
    • сельскохозяйственный (земельный);
    • лесной;
    • на наследство и дарение;
    • налоги, взимаемые с товаров и услуг;
    • на добавленную стоимость (НДС);
    • акциз – налог, взимаемый в основном от производства некоторых товаров, включённый в цену товара;
    • таможенные пошлины – налоги от перевозки товаров из-за границы, которые в конечном счёте платит потребитель (они осуществляются в виде разрешения на ввоз или вывоз товаров);
    • с транспортных средств и др.

    Также налоги делятся по территориальному признаку:

    • региональные;
    • местные;
    • федеральные.

    По размеру налоговой ставки:

    • пропорциональные, ставка которых всегда одинаковая и не изменяется от повышения или понижения самого облагаемого дохода (например, вне зависимости от размера зарплаты, все платят 13 % подоходного налога);
    • прогрессивные, ставка которых прямо пропорциональна размеру полученного дохода (например, при повышении доходов повышается и налог);
    • регрессивные, ставка которых обратно пропорциональна размеру дохода (при повышении дохода процентная ставка налога снижается, и наоборот).

    По типу целевого применения:

    • маркированные, направленные на целевые нужды (например, на пенсионный фонд, или на ремонт дорог);
    • немаркированные, которые расходуются по решению правительства.

    Принципы налогов:

    • безвозмездный характер налогов, то есть налогоплательщики не получают ничего взамен;
    • неукоснительность оплаты налогов;
    • индивидуальный подход к каждому субъекту хозяйствования;
    • ориентированность на государственный бюджет.

    Функции налогов

    Во всех цивилизованных странах вся совокупность налогов классифицируется по разным принципам. Налоги возникают вместе со строительством государства и являются основой существования и развития государства. Изменение структуры общества, процветание государства всегда складывается на основе преобразования и обновления налоговой системы. Каждому государству необходимы определённые финансовые источники для проведения своей внутренней и внешней политики. Государство использует налоги как мощный экономический механизм в процессе развития и стабилизации экономики. Для полного понимания сущности налогов, необходимо понимать их экономическое значение. А экономическое значение налогов напрямую зависит от вида деятельности.

    Социально-экономическое значение и содержание налогов полностью раскрываются в рассматриваемых ими функциях. Налоги выполняют функции, которые, с одной стороны, имеют объективный характер, а с другой стороны, меняются, по мере того, как происходят социально-экономические преобразования.

    К основным функциям налогов относятся:

    • фискальная;
    • распределительная;
    • стимулирующая;
    • информационная.

    Налоги служат, в первую очередь, реализации фискальной функции, которая сводится к тому, что налог играет очень важную роль как основной вид доходов бюджета. Его размеры превышают доходы от других источников, таких как сборы, пошлины или кредиты. Фискальная функция является одной из старейших функций налогообложения, основной функцией, присущей всем государствам. И в современную эпоху налоги обеспечивают покрытие основных государственных расходов. С её помощью формируется бюджетный фонд. Это повышает общественную значимость налогов. Налоги обеспечивают рост экономики, способствует социально-культурным мероприятиям, пополняя государственный бюджет.

    Тесно связана с фискальной функцией и распределительная функция. Она заключается в формировании дохода и имущества, находящихся в распоряжении налогоплательщиков в целях снижения социального неравенства. Благодаря налогам происходит перераспределение доходов и национального богатства между налогоплательщиками и государством, органами местного самоуправления, профсоюзами, общественными организациями. Диапазон перераспределения налогов зависит от структуры экономики и налоговой системы: степени прогрессивности, размера налогов на прирост капитала и имущества. Налоги обеспечивают реализацию социальных, военно-оборонных и других мероприятий.

    Стимулирующая функция означает использование налоговых инструментов в целях оказания влияния на условия деятельности индивидов и на ускорение темпов их развития. Эта функция реализуется через дифференциацию налоговой нагрузки, так что налог может повлиять угрожающе на принятие решения по вопросу ведения бизнеса. Практическим выражением реализации этой функции в положительном смысле является система исключений и налоговых льгот.

    Информационная функция заключается в том, что реализация налоговых поступлений в целом или конкретного налога в частности предоставляет информацию о правовых или экономических нарушениях хода экономических процессов. Значительное снижение поступлений от хозяйствующих субъектов может свидетельствовать, например, о трудностях со сбытом продукции или с погашением дебиторской задолженности от некоторых контрагентов.

    Главная цель налогового регулирования – содействие развитию производства. Виды налогов и методы налогообложения являются механизмами налогового регулирования. Эти механизмы налогового регулирования не только регулируют развитие производства. Они осуществляют также работу по денежной и ценовой политике, стимулированию иностранных инвесторов, развитию малого и среднего предпринимательства. Механизмы налогового регулирования должны быть тесно связаны с другими экономическими механизмами для эффективной деятельности.

    Налоговые льготы

    Особое место в налоговых ставках и налоговом регулировании занимают налоговые льготы. Научно обоснованные, чрезмерно высокие ставки снижают интересы предпринимателей, приводят к снижению производства и снижению доходов государственного бюджета. Есть и обратная сторона таких налоговых льгот. Из истории развитых стран по налоговым ставкам можно заметить следующее:

    • если размер налога превышает 50 процентов дохода налогоплательщика, то это приводит к прекращению производства;
    • если размер налога охватывает от 45 до 50 процентов дохода налогоплательщика, то это просто приведёт к обычному воспроизводству;
    • если размер налога составляет от 35 до 40 процентов от дохода налогоплательщика, то это приведёт к увеличению производства.

    Налоговая система и налоговая политика

    Налоговая политика – это налоговый механизм, использующийся для получения налоговых поступлений (её ещё называют фискальной государственной политикой). Государственная политика налогообложения – это система мер в налоговой сфере. Она проводится в соответствии с экономической политикой, разработанной в зависимости от социально-экономических целей и задач общества на конкретном этапе. В период становления рыночной экономики основное направление налоговой политики или главная цель налоговой политики – это создание налоговой системы и реализация налогового механизма, позволяющего эффективно функционировать.

    Налоговый кодекс – это классифицированный законодательный акт, состоящий из кодексов, определяющий систему государственных налогов и сборов.

    Налоговая система – это сложная модель, состоящая из нескольких компонентов по своему составу. Состав компонентов налоговой системы следующий:

    • финансовые отношения и определяющие их налоги;
    • налоговый механизм, т. е. методы и пути налогообложения;
    • инструкции и методические документы;
    • органы управления налогообложением (налоговые органы).

    К налоговому механизму относятся методы и пути налогообложения, инструкции и методические документы, организация налогообложения, основные принципы налогообложения и др. Большое влияние на хорошую и эффективную деятельность налоговой системы оказывает механизм налогообложения. Механизм налогообложения состоит из определённых налоговых элементов.

    Элементы налогообложения

    Элементами налогообложения являются:

    • субъект;
    • объект;
    • источник налога;
    • ставка налога;
    • налоговая единица измерения;
    • налог;
    • налоговые льготы;
    • сроки и порядок уплаты налогов;
    • права и обязанности налогоплательщика и налоговых органов;
    • контроль за уплатой налогов;
    • меры налогового взыскания.

    Налоговый субъект (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое по закону возложена обязанность по уплате налогов.

    Объект налога – доход, имущество, вид труда, обслуживание, операции с деньгами, передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость, оборот и т. д.

    Источник налога – налогооблагаемый доход.

    Ставка налога – размер налога, взимаемый с единицы измерения.

    Ставки классифицируются как постоянные или процентные.

    Постоянные ставки устанавливаются постоянной суммой на единицу измерения независимо от размера дохода от налогового объекта.

    Процентные ставки делятся на три вида:

    • прогрессирующие или прогрессивные;
    • регрессивные;
    • и пропорциональные.

    Прогрессивные налоговые ставки постоянно нарастают в соответствии с ростом налогооблагаемого дохода. Регрессивные ставки, наоборот, уменьшаются в соответствии со снижением налогооблагаемого дохода. Пропорциональные ставки устанавливаются постоянно в одних процентах независимо от размера объекта налогообложения.

    Сумма налога – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком из определённого налогового объекта.

    Налоговые льготы – это постепенное или полное освобождение налогоплательщика от уплаты налогов в соответствии с законом. К налоговым льготам относятся освобождаемый от налога необлагаемый минимум, вычеты, снижение ставки налога, продление срока уплаты налога.

    Налоговая служба

    Основными задачами налоговой службы являются:

    • обеспечение исполнения налогового законодательства, изучение его эффективности;
    • участие в разработке проектов законов, договоров с другими государствами по вопросам налогообложения;
    • разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей, своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях в налоговом законодательстве и нормативных актах.

    Налогоплательщики со своей стороны должны выполнять следующие функции:

    • своевременно регистрироваться в налоговой инспекции и получить регистрационный номер;
    • ведение учётной документации в соответствии с актами государственного налогового комитета, хранение данной учётной документации в течение пяти лет;
    • представление налоговой декларации в установленные сроки;
    • налогоплательщик, осуществляющий оплату за выполненные работы или оказанные услуги, обязан представить информацию о суммах, выплаченных исполнителю по требованию налоговой службы;
    • строго соблюдать налоговое законодательство, порядок уплаты налогов, сроки уплаты налогов.

    Отличия налогов и сборов

    Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, а сборы оплачивают взамен на предопределённую государственную услугу. Сборы – это пошлины за услуги, которые оплачиваются единовременно и добровольно. Примерами сборов могут быть государственная пошлина за автомобильный техосмотр, пошлина за перевозку товаров на таможне и др. Кроме того:

    • налог привязывается к определённой базовой единице и вычисляется в её процентном отношении, а сбор имеет конкретную зафиксированную стоимость за услугу;
    • налог является общеобязательным для всех хозяйствующих субъектов, а уклонение от уплаты влечёт за собой уголовную или административную ответственность; сбор оплачивается только при необходимости и один раз;
    • налог является безвозмездным, а при сборе плательщик получает взамен какую-либо услугу или информацию;
    • налог оплачивается с определённой периодичностью, а сбор единоразово.

    Права и обязанности налогоплательщиков

    Права налогоплательщика:

    • получать сведения о налогах, пошлинах, сборах и сроках их оплаты;
    • пользоваться налоговыми льготами при наличии законных оснований;
    • защищать свои интересы при спорных налоговых правовых вопросах;
    • находиться на объекте выездной проверки налоговой службы;
    • требовать от налоговой службы соблюдения налоговой тайны и др.

    Обязанности налогоплательщика:

    • платить законно установленные налоги;
    • посылать декларацию о доходах в налоговые органы;
    • предоставлять проверяющим из налоговой службы свою бухгалтерскую отчётность в ситуациях, предусмотренных законом.

    Читайте также: