Решение о проведении в организации налогового мониторинга принимается добровольно
Опубликовано: 15.04.2024
Контроль в форме налогового мониторинга начал работать с 01.01.2015. При такой форме контроля инспекторы получают доступ к данным бухгалтерского и налогового учета компаний, которые заключили с ФНС специальное соглашение. Переход к налоговому мониторингу позволяет организациям избежать налоговых проверок, а также сэкономить значительные средства на уплате налоговых штрафов и пеней.
Рассказываем, что собой представляет эта форма налогового администрирования, кто может подключиться к налоговому мониторингу и как это сделать.
Что такое налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг является разновидностью налогового контроля, проводимого с согласия и по заявлению самого налогоплательщика (ст. 105.26 НК РФ).
Отличительной чертой данного вида контроля является то, что он проводится путем предоставления налоговым органам онлайн-доступа к учетной системе налогоплательщика, включая бухгалтерскую и налоговую отчетность организации. Налоговики сами контролируют учет и отчетность плательщика и выявляют ошибки.
Налоговые проверки (выездные и камеральные) в рамках мониторинга не проводятся. Проверки заменяются на оперативное взаимодействие с самим налогоплательщиком. Причем вместо сплошных проверок налоговики выявляют в ходе мониторинга операции с высокими рисками. В частности, контролируют вычеты по НДС, обоснованность расходов.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Налоговый мониторинг - разновидность налогового контроля, проводимого с согласия и по заявлению самого налогоплательщика. Налоговым органам предоставляется онлайн-доступ к учетной системе налогоплательщика, включая бухгалтерскую и налоговую отчетность организации. Налоговики сами контролируют учет и отчетность и выявляют ошибки.
2. Налоговые проверки (выездные и камеральные) в рамках мониторинга не проводятся.
3. Подключиться к налоговому мониторингу могут только крупнейшие налогоплательщики с миллиардными доходами.
4. Не исключено, что в ближайшем времени требования к претендентам на подключение к налоговому мониторингу смягчат.
Все это происходит оперативно в режиме реального времени, без выездов к налогоплательщику и без применения к нему традиционных мер воздействия, практикуемых налоговиками.
При этом переход на налоговый мониторинг способствует значительному снижению финансовых издержек бизнеса и экономии на налоговых санкциях. Так, по данным ФНС, организации, которые перешли на налоговый мониторинг, на 30% сократили затраты на сопровождение налоговых проверок. А общая экономия по пеням при этом составила 31,2 млн руб.
Кто может участвовать в налоговом мониторинге
Закон ограничивает число плательщиков, которые могут подключиться к налоговому мониторингу. Таким правом наделяются только крупнейшие налогоплательщики с миллиардными доходами.
Организация вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга только при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предыдущий год, составляет не менее 300 млн руб.;
- суммарный объем полученных доходов составляет не менее 3 млрд руб.;
- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 млрд руб.
Здесь учитываются данные за год, предшествующий году подачи заявления о проведении мониторинга. Всего в России этим критериям отвечают чуть более 1 800 компаний.
Если организация не соответствует хотя бы одному из указанных выше критериев, в проведении мониторинга ей откажут.
За последние годы количество участников налогового мониторинга выросло с 7 до 44 компаний.
При этом не исключено, что в ближайшем времени требования к претендентам на подключение к налоговому мониторингу смягчат.
Заявление о проведении мониторинга
Налоговый мониторинг проводится налоговым органом исключительно в заявительном порядке с добровольного согласия плательщика (ст. 105.26 НК РФ). Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего году, в котором будет проводиться налоговый мониторинг. Если организация уже подключена к мониторингу и хочет его продлить, заявление нужно подать не позднее 1 сентября текущего года (ст. 105.27 НК РФ).
К заявлению необходимо приложить комплект следующих документов:
- регламент информационного взаимодействия. В этом документе указывается порядок учета доходов и расходов, порядок предоставления налоговикам документов и сведений, а также данные о налоговых регистрах организации;
- сведения об организациях и физлицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации (при доле участия более 25%);
- учетную политику организации;
- документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
Документы представляются на рассмотрение налогового органа. Если у налоговиков возникнут какие-либо вопросы по документам, представленным организацией, они сообщат об этом не позднее 1 месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга.
В свою очередь, организация должна будет в 10-дневный срок представить в инспекцию необходимые пояснения (дополнительные документы и информацию). В противном случае в проведении мониторинга будет отказано.
При этом до принятия решения о проведении мониторинга организация вправе отозвать свое заявление. В случае отзыва заявления оно не будет считаться поданным.
Решение по заявлению принимается до 1 ноября текущего года. Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в его проведении) направляется организации в течение 5 дней со дня его принятия. При этом сам мониторинг начнется с 1 января следующего года.
Регламент информационного взаимодействия
Регламент информационного взаимодействия налогоплательщиков с налоговым органом в рамках мониторинга утвержден приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.
В Регламенте должны быть прописаны:
- Порядок доступа налогового органа к данным налогоплательщика.
- Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.
- Информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Порядок доступа налогового органа к данным налогоплательщика
В Регламенте должен быть указан способ информационного взаимодействия организации с налоговым органом (предоставление доступа к информационным системам (ресурсам) и (или) передача документов (информации) по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота).
Это может быть прямой доступ на просмотр информационной базы либо доступ к «Витрине данных». Технических требований к «Витрине данных» в настоящее время не предусмотрено.
На практике «Витрина данных» – это информационная система, позволяющая хранить данные и раскрывать их налоговому органу с целью проведения налогового мониторинга.
В Регламенте необходимо перечислить, какое программное обеспечение используется, порядок подключения. Налогоплательщику необходимо создать рабочее место налогового органа, которое может представлять собой персональный компьютер, расположенный на территории налогоплательщика, либо виртуальную машину, расположенную в информационном пространстве общества.
Штатные средства системы «1С:Предприятие 8» уже сейчас позволяют организовать доступ налогового инспектора к информационной системе с ограничением прав. Ряд компаний уже реализовали налоговый мониторинг с использованием возможностей «1С:Предприятия». Например, компания ООО «Комацу СНГ», входящая в крупный японский машиностроительный холдинг Komatsu, присоединилась с 01.01.2019 к режиму налогового мониторинга в России. С помощью корпоративной информационной системы на базе «1С:Предприятия» организован удаленный доступ специалистов налоговой службы к данным бухгалтерского и налогового учета.
В рамках налогового мониторинга налоговые органы должны получить доступ к отчетности налогоплательщика, при этом отчетность по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество должна расшифровываться по всем показателям до первичного документа. В настоящее время штатные средства «1С:Бухгалтерии 8» поддерживают полную расшифровку декларации по НДС и налогу на имущество. Декларация по налогу на прибыль полностью расшифровывается в части расходов, в части доходов полную расшифровку планируется реализовать до конца 2019 года.
Фирма «1С» в 2019 году планирует автоматизировать информационное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика в программных продуктах «1С:Управление холдингом 8», «1С:Управление холдингом. ERP» и новом специализированном решении «1С:Налоговый мониторинг». В июне 2019 года фирма «1С» планирует выпустить бета-версию «1C:Налоговый мониторинг». Подробнее читайте в информационном письме фирмы «1С» от 09.04.2019 № 25730.
Описание функциональных возможностей информационной системы
В соответствии с приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ дополнительно необходимо описать порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.
Подробное описание функциональных возможностей «1C:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) и инструкция по использованию описаны в выпускаемых издательством «1С-Паблишинг» книгах:
- «1С:Бухгалтерия 8. Конфигурация "Бухгалтерия предприятия", ред. 3.0. Руководство по ведению учета»;
- «Бухгалтерский и налоговый учет в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0)»;
- «1С:Предприятие 8.3. Руководство пользователя».
Полагаем, что потенциальным участникам налогового мониторинга полезно будет приложить книги к представляемым в налоговый орган документам.
Система внутреннего контроля
В отдельной статье Регламента приводится описание системы внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
В «1С:Бухгалтерии 8» предусмотрены различные инструментальные средства, позволяющие проверить правильность ведения учета и выявить допущенные ошибки. В состав таких средств, в частности, входят: Экспресс-проверка ведения учета, отчет Анализ состояния бухгалтерского учета, отчет Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль. Подробнее о проверке ведения учета и возможностях отчетов читайте в статье «Проверка ведения учета: возможности "1С:Бухгалтерии 8"».
Эти инструменты позволят отчасти выполнить необходимые контрольные мероприятия.
В планируемом к выпуску решении «1С:Налоговый мониторинг» будет реализована подсистема внутреннего налогового контроля, которая обеспечит:
- ведение паспортов налоговых рисков,
- планирование контрольных процедур,
- регистрацию результатов контрольных процедур,
- регистрацию инцидентов,
- регистрацию мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля,
- процессы согласования произвольных объектов системы.
Предоставление пояснений и документов
По большей части налоговый мониторинг проводится без участия самого плательщика. Но при выявлении в отчетности каких-либо неточностей или ошибок налоговики вправе запросить у проверяемой организации необходимые дополнительные пояснения. Вместе с тем, как отмечает руководитель ФНС России М.В. Мишустин, количество истребованных документов значительно сокращается. По состоянию на февраль 2019 года налоговая служба зафиксировала сокращение требований на 77%.
Представить пояснения организация должна в течение 5 дней, а внести исправления в свои документы – в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
В рамках информационного взаимодействия может быть предусмотрено прикрепление скан-копий первичных документов в информационную систему.
Мотивированное мнение налоговиков
Мотивированное мнение налогового органа представляет собой позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ). Форма документа утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.
Мотивированное мнение выносится как по инициативе налоговиков, так и по запросу самой организации. Мотивированное мнение позволяет организациям:
- заранее оценить планируемые сделки с точки зрения налоговых последствий;
- сориентироваться в спорных ситуациях, когда налогоплательщику непонятен порядок исчисления налогов;
- избежать доначисления налогов в результате неправильного применения налогового законодательства.
Мотивированное мнение по запросу организации направляется в течение месяца со дня получения инспекцией соответствующего запроса (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).
Также мотивированное мнение направляется плательщику во всех случаях, когда инспекция установит, что организация неправильно исчисляет и уплачивает налоги. В таких ситуациях мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления (п. 3 ст. 105.30 НК РФ). Мнение подлежит обязательному исполнению.
Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа. При этом исполнение мнения освобождает от налоговой ответственности в тех случаях, когда мнение окажется ошибочным.
Отмена налоговых проверок
По общему правилу в период проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе проводить выездную налоговую проверку. Но мониторинг не всегда освобождает от выездной проверки.
При определенных обстоятельствах налоговой проверки будет не избежать (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
Например, в ходе мониторинга выездная налоговая проверка проводится в следующих случаях:
- проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг (пп. 1 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
- невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (пп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
- представление уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой была уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
Кроме того, выездную проверку проведут и при досрочном прекращении налогового мониторинга (пп. 2 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
Прекращение налогового мониторинга
Длительность налогового мониторинга составляет 1 год и 9 месяцев, глубина мониторинга – 1 год (п.п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть мониторинг, в ходе которого налоговики проверяют 2019 год, будет длиться с 01.01.2019 до 01.10.2020.
Но в некоторых случаях возможно и досрочное прекращение налогового мониторинга (ст. 105.28 НК РФ).
Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:
- неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия;
- представления организацией в ходе мониторинга недостоверной информации;
- неоднократного (два раза и более) непредставления инспекции документов, информации или пояснений.
Налоговики обязаны уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который он проводится.
Что такое налоговый мониторинг
С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.
Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.
В каких случаях проводят налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям . И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.
Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.
Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.
Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг .
За какой период проводят налоговый мониторинг
Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.
При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.
Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.
Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
Как подать заявление о налоговом мониторинге
Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
К заявлению о проведении мониторинга приложите:
- регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
- информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
- учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.
Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.
Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.
- либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
- либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:
- если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
- если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
- если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.
Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.
Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг
Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:
- нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
- в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
- дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.
О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.
Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.
Как инспекция проводит налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:
- деклараций (расчетов) по налогам;
- документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
- других документов, содержащихся в базе данных инспекции.
Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.
Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.
Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:
Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.
Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.
Как оформляют результаты налогового мониторинга
В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.
Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
Инициатива инспекции
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.
Инициатива организации
Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.
В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.
Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.
Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.
Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.
Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.
Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.
После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).
Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру
Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.
Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).
О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.
Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.
Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.
Плюсы налогового мониторинга
Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:
1) камеральные проверки, которые проводятся:
- если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
- если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.
Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.
2) выездные проверки, которые проводятся:
- вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.
Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.
- COVID-19
- О нас
- Наша история
- Наши принципы
- Наша команда
- Наша судебная практика
- Наши клиенты
- Наши реквизиты
- Cотрудничество с нами
- Карьера
- Услуги
- Бизнесу
- Гражданам
- team One
- team Two +
- Sabmenu One
- Sabmenu Two
- Sabmenu Three +
- Sabmenu One
- Sabmenu Two
- Sabmenu Three
- Sabmenu Four
- Sabmenu Five
- Sabmenu Four
- Sabmenu Five
- Team Three
- Статьи и публикации
- Написать нам
- Контакты
- Россия
- Москва
- Санкт-Петербург
- Казань
- Европа
- Париж
- Лондон
- Берлин
- Никосия
- Остальные
- Нью-Йорк
- Россия
Ввиду изменений налогового законодательства с 1 января 2015 г. Налоговым Кодексом предусмотрено проведение новой формы налогового контроля – налогового мониторинга. Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию, являющуюся налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).
Проведение налогового мониторинга осуществляется на основе доступа налогового органа к финансовым и налоговым данным организации на постоянной основе, в чем заключается одна из основных особенностей налогового мониторинга как формы налогового контроля, к тому же по своей природе имеет длящийся характер. В то же время налоговые органы согласно п. 5.1 ст. 89 НК РФ за некоторыми исключениями не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг.
Хотя данная практика является нововведением для российской налоговой системы, на Западе она уже давно успешно применяется. Как показывает опыт западных стран, удается не только избежать дополнительных санкций со стороны государственных налоговых органов, но и пополнять бюджет казны солидными вливаниями.
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля применяется по заявлению налогоплательщика-организации на основании решения налогового органа. Однако применить налоговый мониторинг может не каждый налогоплательщик.
В соответствии с ч. 3 ст. 105.26 НК РФ с заявлением о проведении налогового мониторинга могут обратиться организации, отвечающие следующим признакам:
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Периодом налогового мониторинга является год, следующий за годом, в котором было подано заявление о проведении налогового мониторинга, а его проведение начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.
Заявление о проведении налогового мониторинга согласно п. 1 ст. 105.27 НК РФ представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Вместе с тем организации, отнесенные по ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют такое заявление по месту их учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
К заявлению о проведении налогового мониторинга в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ законодательства прилагаются следующие документы:
1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.
По результату рассмотрения поданного организацией заявления о проведении налогового мониторинга руководитель налогового органа до 1 ноября выносит решение о проведении налогового мониторинга или об отказе в его проведении.
При определенных обстоятельствах возможно прекращение проведения налогового мониторинга досрочно. Так, в соответствии с п. 1 ст. 105.28 НК РФ налоговый мониторинг прекращается досрочно при неисполнении организацией регламента информационного взаимодействия, ставшим препятствием для проведения налогового мониторинга, выявлении налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга, а также в случае систематического (два раза и более) непредставления налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105.29 настоящего Кодекса.
Какие преимущества дает налоговый мониторинг? Для налогоплательщика проведение налогового мониторинга способствует снижению рисков штрафных санкций со стороны государства вследствие нарушения налогового законодательства и связанных с этим убытков за счет урегулирования спорных вопросов и выполнения предписаний налогового органа. В частности, в случае выявления налоговым органом при проведении налогового мониторинга противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней (абз. 1 п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 настоящего Кодекса (абз. 2 п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов и может быть также запрошено организацией у налогового органа. При несогласии с таким мотивированным мнением в течение месяца со дня его получения организация представляет в налоговый орган разногласия, при получении которой налоговый орган направляет их вместе со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС РФ. По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС РФ в соответствии с п. 3 ст. 105.31 РФ уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.
Кроме того, на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга не начисляются пени. Эти обстоятельства также исключают вину лица в совершении налогового правонарушения. Однако они неприменимы при условии, что мотивированное мнение налогового органа основано на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком.
В вопросе применения налогового мониторинга очень важно не только участие налоговых органов с целью поиска возможных ошибок, но и грамотного налогового адвоката (юриста), способного заметить ошибку и со стороны налогового специалиста. Наша компания готова оказать содействие в вопросе налогового мониторинга с целью пресечения злоупотребления со стороны налогового органа, а также недопущения незаконного увеличения сумм налоговых отчислений.
- Сущность понятия «налоговый мониторинг»
- Особенности проводимого налоговой службой мониторинга
- Обязательные условия для осуществления налогового мониторинга
- НМ – последовательность проведения проверки
- Сущность выполнения взаимосогласительной процедуры
- Основные плюсы и минусы налогового мониторинга
- Основания для отказа в мониторинге
- Когда налоговый мониторинг может прерваться
- Топ-5 популярных вопросов
Одна из форм контроля органов ФНС, начавшая действовать в стране с 2015 г. – налоговый мониторинг. Как он осуществляется, доступен ли всем предприятиям и насколько им выгоден – идет речь ниже. В статье расскажем, где применяется налоговый мониторинг, изучим его особенности.
Сущность понятия «налоговый мониторинг»
Налоговым мониторингом (НМ) обозначают одну из разновидностей контроля, позволяющую проверить заранее, насколько правильно, своевременно и полно проведена уплата в казну средств, обязательных к перечислению. Компания по доброй воле в порядке реального промежутка времени открывает налоговикам неограниченный доступ к данным своего учета (бухгалтерского и финансового).
Взамен у нее появляется возможность обратиться к специалистам местной НС за мотивированным мнением (ММ) относительно правильности начисления налогов по совершаемым сделкам. Подобное сотрудничество очень актуально, особенно если у специалистов предприятия появились определенные сомнения по уплате сборов касательно заключаемых с контрагентами соглашений.
НМ выгоден предприятию, которое работает открыто и не пытается укрыться от уплаты средств в казну государства. С помощью НМ:
- заметно ускоряется решение спорных вопросов о действии налогового законодательства и употреблении его в конкретной ситуации;
- компания избегает будущих возможных доначислений по налогам, уплаты пени и штрафов;
- обременение контролем со стороны налоговой существенно ослабевает.
Важно! Когда в определенный временной отрезок в компании проводился НМ, то налоговики не осуществляют дополнительные проверки за тот же период.
Особенности проводимого налоговой службой мониторинга
НМ – явление относительно недавнее в отечественном бизнесе. Оно имеет определенные особенности:
Если в компании действует НМ, то она вправе:
- потребовать у налоговиков обоснованное мнение относительно сделки;
- обратиться в ФНС, если по поводу мотивированного мнения появились серьезные разногласия, а уладить их с помощью взаимосогласительной процедуры не получается.
Обязательные условия для осуществления налогового мониторинга
НМ является процедурой добровольной. Но воспользоваться ее преимуществами могут не все организации. Когда предприятие проявляет интерес к подобной форме сотрудничества с налоговой, ему следует убедиться в соответствии бизнесовых показателей требуемым критериям. Условий всего три, и зафиксированы они в НК РФ (ст. 105.26, п. 3).
Чтобы компании не отказали в НМ, такие экономические показатели должны быть не ниже минимальных размеров:
Пример 1. ООО «Вектор» платит НДС и налог на прибыль. Организация сотрудничает со странами, входящими в Таможенный союз. Она решила подать заявку касательно НМ на 2021 г. В 2017 г. «Вектор» уплатил в бюджет 510 млн. руб. В этой сумме 200 млн. руб. – «таможенный» НДС, который не следует учитывать. Тогда принимаемая во внимание сумма налогов составляет 310 млн. руб. (510-200), что соответствует первому критерию. Если и доходы, и стоимость активов превышают 3 млрд. руб., ООО «Вектору» не откажут в НМ.
Важно! Когда хотя бы один из критериев не соблюден, компании претендовать на осуществление НМ бессмысленно.
НМ – последовательность проведения проверки
Реализацию НМ можно описать таким образом:
– регламента касательно информсотрудничества. Он формируется не произвольно, а по установленному образцу;
– информации об учреждениях и физлицах, чья доля участия в компании составляет более чем 25%;
– учетной политики с целью обложения налогами;
Чтобы осуществлять НМ, у специалиста налоговой отпадает необходимость приходить в компанию с проверкой. Он проводит работу на основании данных:
- предоставленных компанией;
- с иных, доступных ему источников.
Способы передачи документов:
В случае обнаружения расхождений, компании потребуется предъявить объяснение. Не избежать и исправлений в уже составленных отчетах. В случае неудовлетворительного итога НМ налоговик напишет ММ.
Важно! Компания, за которой НМ уже закреплен, вправе самостоятельно запросить у налоговой ММ при возникновении в ее работе сомнительной ситуации.
Сущность выполнения взаимосогласительной процедуры
Взаимосогласительная процедура начинает работать тогда, когда при проведении НМ возникают спорные вопросы. Специалистами ФНС проводится изучение доводов компании и налоговой по ним. После детального их рассмотрения они решают, чью сторону следует выбрать. Когда специалисты ФНС посчитают правильными и убедительными (подтвержденными документами) доводы предприятия, они вносят поправки в ММ местной налоговой. При перевешивании аргументов коллег – их решение принимается без корректировки.
Процедура осуществляется руководителем ФНС РФ или его замом. Сроки исполнения – 1 месяц от дня оповещения о расхождениях. Работа ведется вместе с налоговой, отвечающей за НМ, и компанией. Итогом взаимосогласительной процедуры является уведомление, отправленное в адрес предприятия. В нем сообщается, что ММ (или/или):
- изменено;
- оставлено как было.
Получив уведомление, руководство компании в течение 1 месяца сообщает о своем согласии (несогласии) с позицией ФНС, являющейся официальной. Описанный выше порядок описан в НК – ст. 105.31.
Основные плюсы и минусы налогового мониторинга
В процессе становления НМ возможны недочеты и ошибки. Уже сейчас можно отметить положительные и отрицательные моменты мониторинга:
Основания для отказа в мониторинге
Заявление от компании об осуществлении НМ рассматривается до 01 ноября. К этому времени руководитель налоговой инспекции принимает одно из возможных заключений:
- Проводить мониторинг.
- Отказать в его реализации.
Негативный вывод формируется не спонтанно. Он нуждается в мотивации. В частности, причинами отказа в НМ выступают:
- пакет документов предъявлен компанией не в полном объеме;
- нарушение условий, прописанных в НК (ст. 105.26);
- расхождения регламента информвзаимодействия с установленной формой и требованиями, к нему предъявляемыми;
- несоответствие внутренней системы контроля компании действующим нормам.
Важно! Принятое решение касательно НМ отправляется в компанию не позже чем на шестой день после его утверждения.
Когда налоговый мониторинг может прерваться
В некоторых ситуациях налоговая прекращает НМ, не дожидаясь, пока год придет к концу. Основания для этого таковы:
- предприятие не соблюдает регламентированных условий касательно информвзаимодействия, что делает дальнейший НМ невозможным;
- компания допускает предоставление неточных данных;
- руководство организации отказывается предъявить работникам инспекции нужные документы и делает подобное не единожды (более двух раз).
Обсудив сложившееся положение, специалисты налоговой считают правильным прекратить НМ, о чем сообщают в письменном виде.
Топ-5 популярных вопросов
Вопрос №1. Что подразумевается под понятием «мотивированное мнение».
Это мнение, отражающее воззрение специалистов-налоговиков относительно налогов, сборов, страховых взносов по конкретному соглашению: правильности их расчета, полноты, отсутствия задержек перечисления средств в казну. Оно отправляется компании после того, как НМ проведен. ММ может составляться по инициативе и фирмы, и налоговиков.
Вопрос №2. Компания подала заявку на НМ. Через некоторое время ее руководители посчитали, что им выгоднее работать без НМ. Смогут ли они отменить заявку? Что необходимо предпринять?
О решении отказаться от проведения НМ следует оповестить налоговую письменно – отозвать ранее поданное заявление. Но если решение о НМ уже принято, то отказаться можно лишь через год.
Вопрос №3. Какой период и срок охватывает НМ?
Периодом НМ выступает календарный год. Временной отрезок проведения – январь-сентябрь включительно. Окончание – 1 октября.
Вопрос №4. При прекращении НМ по вине организации налоговая уведомляет последнюю в письменном виде. Каковы сроки подачи такого сообщения?
Уведомить компанию о прекращении НМ следует не позже, чем через 10 дней после допущенного нарушения. Крайний срок – 1 сентября того года, который наступает за периодом НМ.
Вопрос №5. Какое основное отличие НМ от выездных проверок?
НМ проводится добровольно по инициативе компании. Он реализуется в режиме реального времени и предусматривает рассмотрение документов уже сейчас, а не через год или два.
Одно из главных преимуществ НМ состоит в том, что он способен избавить организации от налоговых проверок – и выездных, и камеральных. Но применять его вправе не все компании. НМ возможен только для крупных предприятий с миллиардным оборотом и стоимостью активов.
1. Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
Организация, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
1.1. В ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга, в отношении которого налоговым органом может быть принято решение в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.
2. С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:
1) регламент информационного взаимодействия;
2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;
4) внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
3. Организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом решения о проведении налогового мониторинга или решения об отказе в проведении налогового мониторинга может отозвать его на основании письменного заявления.
В случае отзыва заявления о проведении налогового мониторинга такое заявление не считается поданным.
3.1. Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана информация, предусмотренная пунктом 6 статьи 105.26 настоящего Кодекса, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия.
4. По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией в соответствии с пунктами 2 и 3.1 настоящей статьи, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений:
1) решение о проведении налогового мониторинга;
2) решение об отказе в проведении налогового мониторинга.
5. Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга является:
1) непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
2) несоблюдение организацией условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105.26 настоящего Кодекса;
3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия;
4) несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля.
6. Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.
7. В течение двух периодов, следующих за периодом проведения налогового мониторинга на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, налоговый мониторинг проводится на основании решения налогового органа, принятого в отношении каждого из указанных периодов. Такое решение принимается налоговым органом в случае, если организация до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения налогового мониторинга, не обратилась с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга.
Решение о проведении налогового мониторинга за следующий период направляется организации до начала указанного периода.
Читайте также: