Согласно правилу рамсея при оптимальном налогообложении физический объем производства или продаж

Опубликовано: 08.05.2024

Проблема оптимизации налогообложения связана с процессом проектирования налоговых систем. При этом, проектируя изменения в налоговой системе, необходимо исходить из принципа, какой из приемлемых и практически осуществимых вариантов будет наиболее экономически нейтральным, т.е. будет порождать минимально воз­можное избыточное налоговое бремя. В этих условиях очень важно учитывать, что минимизация налогового бремени, в свою очередь, имеет целый ряд ограничений, к числу которых можно отнести следу­ющие: 1) величина общего объема налоговых поступлений, которые необходимы институтам общественного сектора для исполнения воз­ложенных на него обязательств; 2) возможности налоговой системы, т.е. те налоги, которые можно реально собрать в сложившейся соци­ально экономической ситуации (с учетом размера административных издержек); 3) принятое в данном обществе понятие о социальной справедливости в отношении распределения доходов.

Итак, отметим еще раз, что исполнение условия об оптимизации налогообложения предполагает решение задачи о минимизации избыточного налогового бремени, которое, как известно, зависит от эластичности спроса и предложения. Поэтому можно сделать вывод о том, что при одинаковом налогообложении избыточное налоговое бремя будет связано с товаром, эластичность спроса на который выше.

Как видно на рис. 12.4 а, сокращение объема продаж значитель­но больше, чем на рис. 12.4 б (Q0 A — Q A 1 > Q0 B — Q1 B ), эта разница и предопределяет разницу в заштрихованных треугольниках, которые и отражают реальный размер избыточного налогового бремени на единицу товара. С учетом всего вышесказанного мож­но отметить, что в данном случае налог размещен не оптимально, поскольку отношение предельной величины избыточного нало­гового бремени к предельной величине налоговых поступлений для обоих товаров в данном случае не одинаково. Решение задачи минимизации избыточного налогового бремени (при сущест­вующей потребности в налоговых поступлениях) предполагает уменьшение налогообложения товара А и увеличение налогооб­ложения товара В.


В свою очередь, если обратиться к случаю пропорционального налогообложения, то можно сформулировать следующее правило, связанное с оптимизацией налогообложения, а именно: оптималь­ные ставки налога обратно пропорциональны величинам компен­сированной эластичности спроса.

Вместе с тем важно отметить, что введение различных ставок налогов для различных товаров в зависимости от уровня эластич­ности спроса на данные товары будет способствовать исполнению принципа гибкости и социальной справедливости в налогообложе­нии (низкая эластичность спроса характерна для товаров «первой необходимости», высокая доля расходов семейного бюджета на покупку которых приходится как раз на низкодоходные группы населения). Но тогда исполнение принципов гибкости и социаль­ной справедливости при налогообложении товаров и услуг войдет в противоречие с принципами простоты и экономической ней­тральности, вокруг которых в основном и должны реализоваться идеи об оптимальном налогообложении.

На основании всего изложенного выше можно сделать вывод и сформулировать ряд правил об оптимальности налогообложения. В частности, правило Рамсея,которое звучит следующим образом: «При оптимальном налогообложении физический объем производ­ства (продаж) каждого из товаров сокращается в одинаковой про­порции». Можно также сформулировать правило Корлетта—Хейга,в основе которого лежит идея о том, что в результате искажающего действия налогов происходит замена труда досугом, а последний, будучи фактором благосостояния, непосредственно не поддается налогообложению. Поэтому последствия искажающего действия налогообложения будут уменьшены при прочих равных условиях, товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодо­полняемые с досугом. Кроме того, можно сформулировать и прин­цип «второго лучшего», который звучит следующим образом: при отсутствии одного или нескольких условий достижения оптимума по Парето наилучшее из возможных решений связано с нарушени­ем других условий, даже если они выполнимы. Принцип «второго лучшего» очень важен и характерен для принятия практических решений в рамках экономики общественного сектора, поскольку большинство экономических решений государству, как одному из экономических субъектов, но наделенному исключительным пра­вом принуждения (в том числе в сфере налогообложения), приходит­ся принимать в условиях отсутствия конкурентного равновесия.

| следующая страница ==>
Избыточное бремя налогообложения доходов и капитала | Концептуальные основы реформирования налоговой системы в РФ

Дата добавления: 2015-06-30 ; просмотров: 1140 ; Нарушение авторских прав

Файл: Экономика и управление в общественном секторе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлена: 11.07.2019

Скачиваний: 0


Тест (Экономика и управление в общественном секторе)

Согласно правилу Рамсея при оптимальном налогообложении физический объем

производства или продаж каждого из товаров:

сокращается в одинаковой пропорции

Сфера действия программы общественных расходов – это: …

круг лиц, на которых распространяются выгоды

Бюджетный федерализм — это система …

«Разрыв бедности» — это …

абсолютная величина национального дохода, необходимого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного

Формы осуществления общественных расходов

денежные выплаты по программам социальной помощи и страхования

закупка товаров или услуг

Трансферт имеет: …

денежную и не денежные формы

Перераспределительные процессы: …

не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг, экономических возможностей

Натуральные доходы – это :…

продукция, произведенная домохозяйствами для собственного потребления

Избыточное налоговое бремя — это:…

чистые потери от налогообложения, имеющие денежное измерение

Под общественными расходами понимают использование ресурсов общественного сектора с целью удовлетворения: …

потребностей в общественных благах

Утверждение: «При наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям» является: …

теоремой о децентрализации . гипотезой Тибу

Взаимозависимые предпочтения имеют место, когда уровень полезности, достигаемый индивидом зависит: …

не только от набора материальных благ и услуг потребляемых им лично, но и от характера потребления других членов общества

Утверждение: «Если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решение в отношении поставки локального общественного блага, либо эффективнее централизованного, либо не уступает ему с точки зрения эффективности» является: …

Категориальный грант, направляется в территориальный бюджет для использования …

на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого

Эффект замещения возникает когда индивид: …

замещает потребление одного товара, который

Финансовые инструменты вертикального регулирования:

закрепленные налоги, поступающие в несколько видов

собственные налоги, полностью поступающие в один

Эффект дохода означает, что после уплаты налога в распоряжении индивида остается:

меньший доход, и он вынужден сократить свое потребление

Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут

расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, он

Бюджетный федерализм обеспечивает доступность потребления общественных благ населением с помощью …

разграничения расходных полномочий по уровням власти

Финансовые инструменты горизонтального регулирования:

субвенции (целевая помощь)

субсидии (долевая помощь)

Реципиентами называют тех, кто получает: …

денежные средства непосредственно из общественного сектора

какие-либо блага непосредственно из общественного сектора

Согласно «Теории проспектов» Д. Канемана и А. Тверски люди придают:

большее значение потерям, чем приобретениям

Утилитаристская функция общественного благосостояния предполагает, что: …

общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества

Роулсианская функция общественного благосостояния предполагает, что:

заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества

Налоговая система признается вертикально равной, если люди, находящиеся в :…

относительно одинаковых обстоятельствах, обладающие одной и той же платежеспособностью, облагаются налогом одинаково

Налоговая система признается горизонтально равной, если люди находящиеся в: …

лучшем экономическом положении, облагаются более высокими налогами, дифференцированными в зависимости от их положения

Распределение Лоренца — кривая, которая показывает :…

накопленную долю дохода, полученного группой населения, представленной как процент от всего населения

Смешанная экономическая система состоит из

частного и общественного секторов

В зависимости от характера деятельности государственные расходы можно подразделить на

внутренние и внешние

Государственный сектор экономики включает в себя

все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики

Какой из подходов к распределению доходов подразумевает распределение факторов производства на основе законов спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов?

К финансам некоммерческого сектора относят

К видам государственных расходов относят

зарплату сотрудником бюрократического аппарата

Завышение цен самым крупным производителем в отрасли как сбой рыночной экономики – это

последствия развития монополий, ограничения

Погоня за рентой - это:

вложение средств с целью приобретения особых привилегий и получения ренты

К муниципальным финансам относят

Сферы и отрасли экономики, где существует государственное производство, отличаются

все выше перечисленное

К недостаткам рыночного распределения ресурсов относится

отсутствие гарантии каждому человеку на приемлемый

Проблему потребления общественного блага без соответствующей платы за него называют

К недостаткам бюрократии относят

все выше перечисленное

К сбоям (изъянам) рыночной экономики не относится


Форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления – это

Трансферт – это

дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим уровням бюджетной

По территориальному признаку доходы делятся на

федеральные, региональные, местные

Какие меры применяются для повышения степени информированности принципала?

Введение законов о гласности

К направлениям государственного регулирования в рамках проблемы асимметричной информации не относится

все выше перечисленное

Экономическая деятельность государства включает в себя

все выше перечисленное

Экономическая нестабильность и неравномерность развития рынков как сбой рыночной экономики – это

К отраслям с высокой степенью государственного производства относятся

все выше перечисленное

К государственным финансам относят

Неисключаемости и несоперничества в потреблении свойственны благам

Парето-эффективность – это

такое состояние, при котором невозможно улучшить чье-то благосостояние, не ухудшая благосостояния других

Проблема оптимизации налогообложения связана с процессом проектирования налоговых систем. При этом, проектируя изменения в налоговой системе, необходимо исходить из принципа, какой из приемлемых и практически осуществимых вариантов будет наиболее экономически нейтральным, т.е. будет порождать минимально воз­можное избыточное налоговое бремя. В этих условиях очень важно учитывать, что минимизация налогового бремени, в свою очередь, имеет целый ряд ограничений, к числу которых можно отнести следу­ющие: 1) величина общего объема налоговых поступлений, которые необходимы институтам общественного сектора для исполнения воз­ложенных на него обязательств; 2) возможности налоговой системы, т.е. те налоги, которые можно реально собрать в сложившейся соци­ально экономической ситуации (с учетом размера административных издержек); 3) принятое в данном обществе понятие о социальной справедливости в отношении распределения доходов.

Итак, отметим еще раз, что исполнение условия об оптимизации налогообложения предполагает решение задачи о минимизации избыточного налогового бремени, которое, как известно, зависит от эластичности спроса и предложения. Поэтому можно сделать вывод о том, что при одинаковом налогообложении избыточное налоговое бремя будет связано с товаром, эластичность спроса на который выше.

Как видно на рис. 12.4 а, сокращение объема продаж значитель­но больше, чем на рис. 12.4 б (Q0 A Q A 1 > Q0 B Q1 B ), эта разница и предопределяет разницу в заштрихованных треугольниках, которые и отражают реальный размер избыточного налогового бремени на единицу товара. С учетом всего вышесказанного мож­но отметить, что в данном случае налог размещен не оптимально, поскольку отношение предельной величины избыточного нало­гового бремени к предельной величине налоговых поступлений для обоих товаров в данном случае не одинаково. Решение задачи минимизации избыточного налогового бремени (при сущест­вующей потребности в налоговых поступлениях) предполагает уменьшение налогообложения товара А и увеличение налогооб­ложения товара В.


В свою очередь, если обратиться к случаю пропорционального налогообложения, то можно сформулировать следующее правило, связанное с оптимизацией налогообложения, а именно: оптималь­ные ставки налога обратно пропорциональны величинам компен­сированной эластичности спроса.

Вместе с тем важно отметить, что введение различных ставок налогов для различных товаров в зависимости от уровня эластич­ности спроса на данные товары будет способствовать исполнению принципа гибкости и социальной справедливости в налогообложе­нии (низкая эластичность спроса характерна для товаров «первой необходимости», высокая доля расходов семейного бюджета на покупку которых приходится как раз на низкодоходные группы населения). Но тогда исполнение принципов гибкости и социаль­ной справедливости при налогообложении товаров и услуг войдет в противоречие с принципами простоты и экономической ней­тральности, вокруг которых в основном и должны реализоваться идеи об оптимальном налогообложении.

На основании всего изложенного выше можно сделать вывод и сформулировать ряд правил об оптимальности налогообложения. В частности, правило Рамсея, которое звучит следующим образом: «При оптимальном налогообложении физический объем производ­ства (продаж) каждого из товаров сокращается в одинаковой про­порции». Можно также сформулировать правило Корлетта—Хейга, в основе которого лежит идея о том, что в результате искажающего действия налогов происходит замена труда досугом, а последний, будучи фактором благосостояния, непосредственно не поддается налогообложению. Поэтому последствия искажающего действия налогообложения будут уменьшены при прочих равных условиях, товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодо­полняемые с досугом. Кроме того, можно сформулировать и прин­цип «второго лучшего», который звучит следующим образом: при отсутствии одного или нескольких условий достижения оптимума по Парето наилучшее из возможных решений связано с нарушени­ем других условий, даже если они выполнимы. Принцип «второго лучшего» очень важен и характерен для принятия практических решений в рамках экономики общественного сектора, поскольку большинство экономических решений государству, как одному из экономических субъектов, но наделенному исключительным пра­вом принуждения (в том числе в сфере налогообложения), приходит­ся принимать в условиях отсутствия конкурентного равновесия.

c) дифференцированными в зависимости от их положения

d) плохом экономическом положении, не облагаются определенными налогами

11. Бюджетный федерализм обеспечивает доступность потребления общественных благ населением с помощью …

a) разграничения расходных полномочий по уровням власти

b) разграничения общества по доходам

c) географического разграничения территории

12. Сфера действия налога … с кругом его непосредственных плательщиков.

a) всегда совпадает

c) не всегда совпадает

13. Утилитаристская функция общественного благосостояния предполагает, что …

a) общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества

b) заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества

c) общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства

14. Бюджетный федерализм — это система …

a) Отношений

15. Роулсианская функция общественного благосостояния предполагает, что …

a) общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества

b) заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества

c) общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства.

16. Финансовые инструменты вертикального регулирования

a) собственные налоги, полностью поступающие в один уровень бюджета

b) закрепленные налоги, поступающие в несколько видов бюджета

d) финансовая помощь безвозмездная и безвозвратная

e) нецелевая помощь, предоставляемая для общего бюджетного выравнивания

17. Утверждение: «При наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям» является …

a) теоремой о централизации

b) гипотезой Тибу

c) теоремой о децентрализации

18. Эффект дохода означает, что после уплаты налога в распоряжении индивида остается …

a) меньший доход, и он замещает потребление одного товара другим

b) меньший доход, и он вынужден сократить свое потребление

c) больший доход, и он вынужден увеличить свое потребление

19. Согласно правилу Рамсея при оптимальном налогообложении физический объем производства или продаж каждого из товаров …

a) сокращается в одинаковой пропорции

b) сокращается в разных пропорциях

20. «Разрыв бедности» — это …

a) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

b) абсолютная величина национального дохода, необходимого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного минимума

c) доля национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода

21. Налоговая система признается вертикально равной, если люди, находящиеся в …

a) плохом экономическом положении, не облагаются определенными налогами

b) относительно одинаковых обстоятельствах, обладающие одной и той же платежеспособностью, облагаются налогом одинаково

c) лучшем экономическом положении, облагаются более высокими налогами, дифференцированными в зависимости от их положения

22. Согласно «Теории проспектов» Д. Канемана и А. Тверски люди придают … даже если их величины одинаковы.

a) меньшее значение потерям, чем приобретениям

b) большее значение потерям, чем приобретениям

c) большее значение приобретениям, чем потерям

23. Перераспределительные процессы …

a) сводятся к непосредственной передаче денег

b) сводятся к непосредственной передаче товаров и услуг

c) не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг, экономических возможностей

24. Категориальный грант, направляется в территориальный бюджет для использования …

a) на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня

b) на любые цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня

c) только на государственные цели, которые устанавливаются органами более высокого уровня

25. Утверждение: «Если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решение в отношении поставки локального общественного блага, либо эффективнее централизованного, либо не уступает ему с точки зрения эффективности» является …

a) теоремой о централизации

b) гипотезой Тибу

c) теоремой о децентрализации

26. Натуральные доходы – это …

a) продукция, произведенная домохозяйствами для собственного потребления

b) номинальные доходы после вычета из них налогов и обязательных платежей

c) зарплата, прибыль, доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости

27. Неиспользование субвенций на цели, для которых они предназначены … необходимость их возврата.

b) влечет

28. Сфера действия программы общественных расходов – это …

a) круг лиц, на которых распространяются выгоды (приращения полезности)

b) частные блага потребляемые населением

c) общественные блага потребляемые населением

29. Реципиентами называют тех, кто получает …

a) какие-либо блага непосредственно из общественного сектора

b) денежные средства непосредственно из общественного сектора

c) какие-либо блага непосредственно из рыночного сектора экономики

d) какие-либо денежные средства непосредственно из рыночного сектора экономики

30. Формы осуществления общественных расходов

a) финансирование расходов коммерческих и не коммерческих организаций

b) закупка товаров или услуг

c) представление субсидий предприятиям с целью их самостоятельного развития

d) денежные выплаты по программам социальной помощи и страхования

Проблема оптимизации налогообложения связана с процессом проектирования налоговых систем. При этом, проектируя изменения в налоговой системе, необходимо исходить из принципа, какой из приемлемых и практически осуществимых вариантов будет наиболее экономически нейтральным, т.е. будет порождать минимально воз­можное избыточное налоговое бремя. В этих условиях очень важно учитывать, что минимизация налогового бремени, в свою очередь, имеет целый ряд ограничений, к числу которых можно отнести следу­ющие: 1) величина общего объема налоговых поступлений, которые необходимы институтам общественного сектора для исполнения воз­ложенных на него обязательств; 2) возможности налоговой системы, т.е. те налоги, которые можно реально собрать в сложившейся соци­ально экономической ситуации (с учетом размера административных издержек); 3) принятое в данном обществе понятие о социальной справедливости в отношении распределения доходов.

Итак, отметим еще раз, что исполнение условия об оптимизации налогообложения предполагает решение задачи о минимизации избыточного налогового бремени, которое, как известно, зависит от эластичности спроса и предложения. Поэтому можно сделать вывод о том, что при одинаковом налогообложении избыточное налоговое бремя будет связано с товаром, эластичность спроса на который выше.

Как видно на рис. 12.4 а, сокращение объема продаж значитель­но больше, чем на рис. 12.4 б (Q0 A Q A 1 > Q0 B Q1 B ), эта разница и предопределяет разницу в заштрихованных треугольниках, которые и отражают реальный размер избыточного налогового бремени на единицу товара. С учетом всего вышесказанного мож­но отметить, что в данном случае налог размещен не оптимально, поскольку отношение предельной величины избыточного нало­гового бремени к предельной величине налоговых поступлений для обоих товаров в данном случае не одинаково. Решение задачи минимизации избыточного налогового бремени (при сущест­вующей потребности в налоговых поступлениях) предполагает уменьшение налогообложения товара А и увеличение налогооб­ложения товара В.


В свою очередь, если обратиться к случаю пропорционального налогообложения, то можно сформулировать следующее правило, связанное с оптимизацией налогообложения, а именно: оптималь­ные ставки налога обратно пропорциональны величинам компен­сированной эластичности спроса.

Вместе с тем важно отметить, что введение различных ставок налогов для различных товаров в зависимости от уровня эластич­ности спроса на данные товары будет способствовать исполнению принципа гибкости и социальной справедливости в налогообложе­нии (низкая эластичность спроса характерна для товаров «первой необходимости», высокая доля расходов семейного бюджета на покупку которых приходится как раз на низкодоходные группы населения). Но тогда исполнение принципов гибкости и социаль­ной справедливости при налогообложении товаров и услуг войдет в противоречие с принципами простоты и экономической ней­тральности, вокруг которых в основном и должны реализоваться идеи об оптимальном налогообложении.

На основании всего изложенного выше можно сделать вывод и сформулировать ряд правил об оптимальности налогообложения. В частности, правило Рамсея, которое звучит следующим образом: «При оптимальном налогообложении физический объем производ­ства (продаж) каждого из товаров сокращается в одинаковой про­порции». Можно также сформулировать правило Корлетта—Хейга, в основе которого лежит идея о том, что в результате искажающего действия налогов происходит замена труда досугом, а последний, будучи фактором благосостояния, непосредственно не поддается налогообложению. Поэтому последствия искажающего действия налогообложения будут уменьшены при прочих равных условиях, товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодо­полняемые с досугом. Кроме того, можно сформулировать и прин­цип «второго лучшего», который звучит следующим образом: при отсутствии одного или нескольких условий достижения оптимума по Парето наилучшее из возможных решений связано с нарушени­ем других условий, даже если они выполнимы. Принцип «второго лучшего» очень важен и характерен для принятия практических решений в рамках экономики общественного сектора, поскольку большинство экономических решений государству, как одному из экономических субъектов, но наделенному исключительным пра­вом принуждения (в том числе в сфере налогообложения), приходит­ся принимать в условиях отсутствия конкурентного равновесия.

Читайте также: