Когда появился земельный налог

Опубликовано: 14.05.2024

5.3 Земельный налог

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

• отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или зем ­ лям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселе ­ ниях и используемых для сельскохозяйственного производства;

• занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земель ­ ный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;

• приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

Прочие земельные участки

Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцирован ­ ные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей

Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей)

Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности

Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами

Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как со ­ ответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.

Представительный орган муниципального образования (законода ­ тельные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных ка ­ тегорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансо ­ вые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законода ­ тельным (представительным) органом городов федерального значе ­ ния Москвы и Санкт-Петербурга). При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на осно ­ вании уведомлений налоговых органов.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями и индивидуальными предпринимателями.

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода пред ­ ставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позд ­ нее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пе ­ риодом.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.

Земельный налог является одной из древнейших форм налогообложения и в том или ином виде известен практически всем государствам.

В настоящее время существуют две концептуально разные системы поземельного налогообложения. В таких странах как Канада, США и некоторых других действует принцип единого налога на недвижимость, которым облагаются здания, сооружения и земельные участки, на которых такие объекты расположены. Для России же характерна система раздельного налогообложения земельного участка и объектов на нем посредством земельного налога и налогов на имущество физических лиц и организаций, что обусловлено историческими предпосылками[1].

История земельного налога

В Древней Руси земля выступала основным объектом налогообложения и источником пополнения государственной казны. Первоначально отдельные домохозяйства с определенным количеством печей (отсюда и «налога на дым»), сельскохозяйственными инструментами и способностью обрабатывать то или иное количество земли (плуг) облагались данью.

Важно! Именно данный налог был главным источником дохода казны. Далее мы увидим, какой процент от дохода консолидированного бюджета РФ земельный налог составляет сейчас.

В XVI-XVII веках действовало посошное обложение. Посошная подать распространялась на отдельное хозяйство с земельным участком, условной единицей измерения которого была соха. Размер сохи зависел от качества земли, ее владельца и также мог отличаться в разы в зависимости от региона. В середине XVI века была произведена опись земель и платежеспособности населения, по итогам которой единицей налогообложения стала большая соха с нормированным размером[2]. Сама соха дробилась на чети (четверти), определенное пространство земли равное половине десятины (примерно 0,5 га)[3].

В 1649 году посошное обложение было заменено подворным, при котором подворной податью облагались огорожденные крестьянские и посадские дворы. Однако, русский мужик довольно быстро нашел выход из положения, применив первый механизм оптимизации налогообложения –родственники и просто соседи объединяли свои дворы единым забором. Один забор – один двор – один подворный земельный налог.

Российская Империя. При Петре I вместо подворной подати в 1724 году была введена подушная подать, существовавшая на протяжении 150-ти лет как личный прямой налог для мужчин определенных сословий независимо от возраста, величины дохода и имущества. Для определения круга налогоплательщиков была проведена перепись населения. В этот период поземельный налог потерял свою сущностную характеристику – связь с землей[4]. При Павле I в 1797 году размер подати все же стал дифференцироваться в зависимости от количественных и качественных характеристик земли, а также доходов ее владельцев[5], но всё еще сохранял «подушную» природу.

Конец XIX века ознаменовался масштабными государственными реформами, в том числе налоговыми. Так, подушная подать поэтапно отменялась (80-90ые гг. XIX века), формировалась система отдельного налогообложения городских и сельских земель.

В 1863 году в городах был введен всесословный государственный налог на городское недвижимое имущество, которым облагались городские земли и возведенные на них здания и строения, а с 1875 года начал действовать государственный поземельный налог, который выделился из государственного земского сбора и распространялся на земли за пределами городских поселений[6].

Первоначально ставки (оклады) налогов устанавливались по раскладочной системе, то есть Министерство финансов определяло необходимую для государственного бюджета сумму налога и «раскладывала» ее по губерниям. Губерния же сама определяла какую часть распределенного на неё налога с какой части губернии с учетом ценности земель взимать. Однако такая система не отражала постоянно изменяющуюся ценность земель, поэтому в начале XX века Министерство финансов перестало определять сумму налога и осуществлять раскладку по губерниями, ставки налогов стали определяться в процентах от их стоимости[7].

Советское время. Декрет о земле 1917 года отменил частную собственность на землю, а Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» 1919 года установило государственную и коллективную формы собственности. Поземельный налог был отменен, однако его роль вплоть до 1981 года выполняли такие платежи как сельскохозяйственный налог и земельная рента.

В 1923 году вместо прежних налогов был введен единый сельскохозяйственный налог, который взимался частично натурой и денежными средствами и рассчитывался в зависимости от количества едоков, скота и урожайности. С 1953 года сельскохозяйственный налог стал рассчитываться как самостоятельный налог по ставкам с одной сотой гектара площади земельного участка. В поселениях, согласно Указу Президиума ВС СССР от 10.04.1942 № 24 «О местных налогах и сборах», взималась земельная рента по ставкам за квадратный метр в зависимости от класса поселения (I класс — 18 коп., VI класс — 4 коп.).

Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1981 «О местных налогах и сборах» земельная рента была преобразована в земельный налог с более низкими ставками (I класс – 1,8 копеек, VI класс – 0,4 копейки). Впоследствии земельный налог регулировался Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». Размер налога устанавливался в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Настоящее время. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом 29.11.2004 № 141-ФЗ земельный налог на федеральном уровне устанавливается главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а на местном уровне - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 22.11.2005 № 8/11 «О земельном налоге на территории города Челябинска», Решение муниципалитета города Ярославля от 07.11. 2005 № 146 «О земельном налоге»). В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулирование земельного налога осуществляется на региональном уровне нормативными правовыми актами указанных субъектов Российской Федерации.

Соответственно, земельный налог является прямым местным имущественным налогом, то есть обязательным безвозмездным платежом, который уплачивается в местный бюджет физическими и юридическими лицами, имеющими земельные участки на соответствующей территории.

Регулирование налога сегодня.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает такие обязательные элементы налога как:

- предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления;

- налоговые льготы и порядок исчисления налога.

Законодательные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в свою очередь, определяют:

- конкретные налоговые ставки;

- особенности определения налоговой базы

- дополнительные налоговые льготы.

Собираемость земельного налога в России.

Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации с земельного налога по статистическим данным Федеральной налоговой службы составляют 182 млрд рублей за 2019 год и 40 млрд рублей за первый квартал 2020 года. При этом, большая часть из них приходится на долю организаций (139 млрд рублей и 37 млрд рублей соответственно)[8].

Помните, в начале статьи мы писали, что в Древней Руси земельный налог был основным источником дохода казны? Сегодня земельный налог составляет менее 2% от доходной части консолидированных бюджетов РФ…

В завершении. Согласно принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, земельные участки и здания в гражданском обороте рассматриваются как единый объект, однако в настоящее время они облагаются тремя отдельными налогами: земельным налогом, налогом на имущество физических лиц и налогом на имущество организаций. Несмотря на то, что в первоначальной редакции НК РФ 1998 года был единый налог на недвижимость и предпринимались попытки его реализации как эксперимент в Новгороде и Твери, законодатель отказался от этой концепции, а земельный налог продолжает существовать как самостоятельный налог[9].

По мнению многих цивилистов мы постепенно тоже переходим к пониманию недвижимости, как земельного участка и всего, что на нем расположено и неразрывно связано. Принцип единства судьбы уже потихоньку проникает в гражданское законодательство. Правда, очень медленно. Но когда это произойдёт, надеемся, что и земельный налог останется единственным налогом на недвижимость.

Переход России к рыночной экономике, развернувшаяся земельная реформа, основным вопросом которой стала собственность на землю, аграрная реформа и изменение форм хозяйствования, одновременно нерешенность (до настоящего времени) многих проблем, в том числе на законодательном уровне, обусловили необходимость рассмотрения истории развития законодательства о земельных платежах.

Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство.

В развитии налогообложения в России ученые различают три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин. Прежде всего, в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам. Ею облагались даже первые русские князья.

В Киевской Руси единицами обложения считались "дым" (количество печей в каждом хозяйстве), орудие для пахоты и количество пашни. Установление дани в Киевской Руси, а затем и других налогов не было мирным процессом, бесконфликтно протекавшим в условиях разложения родового строя и возникновения классов и государства

Относительно существа налоговых отношений П.П.Гензель отмечал: "В древнем мире не было финансового права, т.е. тогда не знали податного распорядка в современном смысле. Тогда знали финансовое насилие, практиковавшееся по отношению к покоренным народам".

В XII- ХIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк - разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е. срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом. Иногда оброком называли плату государству за предоставленное частному лицу право пользоваться казенной землей, различными угодьями.[9]

С.П.Кавелин отмечает два способа появления единоличного землевладения в России. Первый путь, по его мнению, был характерен для славянских племен, селившихся плотными организованными группами в укрепленных городках. Очень часто между такими поселениями оставались обширные пространства свободных степей, лугов и лесов. И на эти свободные земли, отделяясь от поселений, отдельными семьями, селились хуторяне, звероловы, находящие выгоды от такого ведения хозяйства. Постепенно они становились собственниками обрабатываемых земель. Второй путь, предлагаемый СП. Кавелиным, представляется более реальным, по которому, расселившись группами, славяне делили занятую землю на участки пользования. С течением времени, участки земли, находившиеся во временном пользовании отдельных семей или лиц, постепенно переходят в постоянное их владение. К XII в. институт частной земельной собственности уже сформирован и земля становится предметом купли-продажи, дарения и завещания.

Со второй половины XIV века налоги преимущественно взимались с "сохи", ставшей главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог. Земельный налог устанавливался по качеству и количеству земли, а также социального положения налогоплательщика.

С образованием Московского государства земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития с одновременным их усложнением. Для определения окладов податей и их раскладки в Московском государстве использовалось огромное разнообразие единиц обложения, по мнению ученых объяснявшееся только отсутствием полной унификации налоговых норм .

Замена в 1679 г. посошного обложения подворным расширила число налогоплательщиков податей подворного обложения за счет населения, ранее не платившего налоги. Подворное обложение между отдельными посадами и общинами, более простое по сравнению с посошным, позволило определить более четкие критерии распределения обязанностей по уплате податей, существенно снизить произвол и взяточничество при учете налогоплательщиков и распределении налогового бремени.

Крупнейшим сводом законов российского государства, регулировавшим земельные и податные отношения стало Соборное Уложение 1649 г. (до него основными юридическими актами в России являлись царские судебники 1497 и 1550 г., представлявшие собой свод постановлений преимущественно процедурного характера).

В Соборном Уложении содержатся правовые нормы, регулирующие сбор и уплату разного рода податей. В данный период самой распространенной формой платы за пользование землей являлся оброк. В частности ст. 23 касается прав владельцев угодий, расположенных не на частных, а на государственных землях.

Важной вехой в развитии земельного налога стали реформы Петра I. В основе его политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов. Реформа закрепляет право дворян самим ведать раскладкой и сбором налогов со своих крепостных, что стало модификацией старинного оброчного принципа. Подушная система, введенная Петром I, несмотря на ее существенные недостатки, отвечала в целом социально-экономическим условиям феодальной России, позволила ликвидировать дефицит средств в бюджете огромной страны. Налоги стали мощным орудием государственной политики.

Отмена крепостного права, начало земельной реформы, попытки правительства решить крестьянский и земельный вопросы дали новый виток развитию земельного и податного законодательства. Манифест и Положение 19 февраля 1861 года (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него.

Был издан ряд Указов императора о прямых податях и поземельных сборах, многочисленные разъяснения Министерством финансов, государственных имуществ и внутренних дел о порядке взимания сборов. В период с 1865 по 1879 г. было принято более 300 различных документов о государственных и земских повинностях.

Несмотря на то, что документы принимались в столице и централизованно спускались земствам, они имели возможность регулировать оклады податей и распределять их в соответствии с утвержденными правительством размерами для губерний и областей. В ходе проводившихся реформ происходит становление и четкое выделение земельного налога. Возрастает роль земельного налога, увеличиваются поступления - в государственный бюджет доходов от земельных налогов и платежей, связанных с землей.

Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 году. В проекте о замене подушной подати подворным налогом и поземельной податью, составленной особой комиссией, обосновывались положительные моменты таких действий, отмечалось, что земля, представляя ". собою капитал известной ценности, может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности".[15]

Наибольшая фискальная нагрузка на земельный налог падает в последнюю четверть XIX века. Объяснялось это несколькими причинами:

-заметным ростом числа крестьян собственников земли, а также арендаторов;

- уравнением в статусе удельных, государственных и помещичьих крестьян и объединение их в сословие крестьян с единой юрисдикцией. Соответственно, расширение числа налогоплательщиков;

- раскладочным характером налога, увеличением оклада.

Становление и дальнейшее развитие налоговой системы России в XIX веке способствовало также развитию теории налогов. Необходимость взимания государством налогов С.И.Иловайский расценивает как следствие необходимости существования государства. По его утверждению, среди прямых налогов одно из первых мест, как по историческому, так и по современному значению принадлежит поземельному налогу. С.И.Иловайский определяет земельный налог как ". налог, имеющий своим объектом землю, а податным источником - приносимый ею доход".

После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги революционного правительства РСФСР были направлены против отмены ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом "О социализации земли" (1918 г.) и декретом от 30 октября 1918 г. о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог . Отменив земельный налог, советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект - земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности.

В 1953 году состоялась коренная реформа сельскохозяйственного налога, в которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.

С 1972 г. сельхозналогом стали облагаться только выделенные в законном порядке участки. Что же касается других, самовольно используемых участков, то в соответствии с "Положением о государственном контроле за использованием земель", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 года, они должны были изыматься, а виновные лица привлекаться к ответственности.

Указ Президиума ВС СССР о сельскохозяйственном налоге от 1 января 1984 г. внес изменения в сельскохозяйственный налог. Сельхозналог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка. При этом в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования, оврагами и балками, а также земли, выделяемые рабочим и служащим предприятий и организаций под коллективные и индивидуальные сады и огороды.

Земельный налог — местный прямой налог, введенный с 1 июля 1981г., взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц, в том числе колхозы, пенсионеры и т.д.

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, в 1991 году учреждается Государственная налоговая служба - независимый от Минфина России орган федеральной государственной власти. Реформирование российского налогового права было связано с объективными факторами, одним из которых является переход России на рыночные отношения.

С момента принятия этого Закона в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым уплачиваемые суммы налога зачислялись по уровням бюджетной системы. Федеральным законом от 9 августа 1994 г. №22-ФЗ были введены новые базовые ставки земельного налога, которые индексировались ежегодно, начиная с 1995 г., Постановлениями Правительства РФ и Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что на протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.[19]

Земельный налог относится к местным налогам и регулируется главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований.

В Красноярске земельный налог введен Решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 № 5-32.

Налогоплательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, владеющие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения:

- на праве собственности,

- на праве постоянного (бессрочного) пользования,

- на праве пожизненного наследуемого дарения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Перечень земельных участков, которые не являются объектами налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 НК РФ. Это – земельные участки, ограниченные в обороте или изъятые из оборота, а также земли лесного фонда.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Отчетными периодами являются 1-й квартал, 2-й квартал, 3-й квартал.

Местные органы власти в своих нормативных правовых актах могут не устанавливать отчетный период.

В Красноярске отчетные периоды установлены.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка и равна кадастровой стоимости этого участка, сформированной на начало налогового периода (на 1 января календарного года).

Если земельный участок образован в течение налогового периода, то его кадастровая стоимость определяется на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.

Если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию пропорционально «муниципальной» доле земельного участка. Для исчисления налоговой базы надо кадастровую стоимость всего участка умножить на соответствующую долю муниципального образования.

Если двое и более лиц владеют земельным участком на праве общей собственности, то налоговая база исчисляется каждым налогоплательщиком отдельно. Особенности определения налоговой базы для таких случаев установлены статьей 392 НК РФ.

Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно. При этом на предпринимателей это правило распространяется только в отношении земель, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Налоговая база может быть уменьшена на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей налогоплательщиками, перечисленными в пункте 5 ст. 391 НК РФ.

Налоговые ставки устанавливаются местными органами власти. Предельные размеры этих ставок, выше которых «местные» ставки быть не могут, установлены пунктом 1 ст. 394 НК РФ.

Органы власти на местах вправе устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель, а также разрешенного использования земельного участка.

В Красноярске ставка земельного налога:

1) составляет 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства;

- занятых гаражами и автостоянками;

2) составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Организации и физические лица, которым предоставлены льготы по земельному налогу, перечислены в статье 395 НК РФ. Этот перечень действует на всей территории РФ.

Местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 387 НК РФ).

В Красноярске освобождаются от налогообложения:

- органы государственной власти Красноярского края и городского самоуправления в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности;

- учреждения здравоохранения, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города и Фонда обязательного медицинского страхования;

- учреждения образования, спорта, культуры и социальной защиты, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города.

Расчет авансовых платежей и налога

Земельный налог (ЗН) по каждому земельному участку за налоговый период исчисляют как произведение налоговой базы (НБ) на ставку налога (СН), установленную в конкретном муниципальном образовании, где находится земельный участок (или его часть), с учетом поправочного коэффициента (К):

ЗН = НБ х СН х К

Поправочный коэффициент (К) определяется как отношение числа полных месяцев ( N ), в течение которых налогоплательщик владел земельным участком в течение календарного года, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12 месяцев):

Если возникновение (прекращение) прав налогоплательщика на земельный участок произошло до 15-го числа месяца, то за полный принимается месяц возникновения прав. После 15-го числа – месяц прекращения указанных прав.

Сумма авансового платежа за i -тый квартал (А i ) рассчитывается как четвертая часть произведения налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (СН) с учетом поправочного коэффициента (К i ) на фактический срок владения участком:

А i = ¼ х НБ х СН х К i

Квартальный поправочный коэффициент рассчитывают как отношение полных месяцев ( N кв ), в течение которых налогоплательщик владел участком в отчетном периоде (квартале), к числу месяцев отчетного периода (3 месяца):

Сумма налога (ЗНуп), подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), определяется за минусом начисленных в течение года авансов:

Особенности исчисления налога и авансов по земельным участкам, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства) предусмотрены пунктами 15 и 16 ст. 396 НК РФ. Если налогоплательщик приобрел (получил) земельный участок под жилищную застройку, то первые три года он рассчитывает налог с повышающим коэффициентом 2. Если построенный и введенный в эксплуатацию объект будет зарегистрирован до истечения 3-летнего срока, то сумма налога в размере однократной ставки подлежит зачету или возврату. Если строительство будет продолжаться после истечения 3-летнего периода, то налог рассчитывается с повышающим коэффициентом 4 вплоть до даты государственной регистрации объекта недвижимости.

Платежи и отчетность

Сроки уплаты налога, авансовых платежей и представления отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями по земельному налогу представлены в таблице.

Земельный налог относится к местным налогам (п. 1 ст. 15 НК РФ). На основании ст. 17 НК РФ в главе 31 "Земельный налог" НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения земельным налогом, а именно:

Организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом обложения земельным налогом, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения*(1)

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен земельный налог*(2)

Кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения*(3)

Устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать предельных размеров, установленных НК РФ*(5)

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы*(6)

Порядок и сроки уплаты налога

Устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения)*(7)

*(1) Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования (в том числе безвозмездного срочного пользования) или переданных им по договору аренды. Имеются особенности в налогообложении земельных участков, входящих в имущество, составляющее ПИФ.

*(2) Определены земельные участки, не признаваемые объектом налогообложения.

*(3) С 1 января 2015 года согласно п. 8 ст. 391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли , установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

*(4) Предусмотрены также отчетные периоды (кварталы). Орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения) при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

*(5) Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения.

*(6) Для организаций и индивидуальных предпринимателей установлен также порядок исчисления авансовых платежей.

*(7) Срок уплаты налога для организаций не может быть установлен ранее срока представления налоговой декларации. С 2015 года срок уплаты устанавливается таким образом только для организаций, для физических лиц он является фиксированным.

Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ, и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ (п. 1 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения) определяют:

- налоговые ставки в пределах, установленных ст. 394 НК РФ;

- порядок и сроки уплаты налога;

- налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Читайте также: