Сборщик налогов в риме древнем

Опубликовано: 16.05.2024

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?

Налоговая история - i_001.jpg

История Федеральной налоговой службы – это история становления и развития новой России. 1990-е годы – период масштабных реформ, либерализации экономики, принятия законов. Это время, когда страна остро нуждалась в создании современной налоговой системы.

За 30 лет своего существования ФНС превратилась в передовое ведомство, лидера по внедрению цифровых технологий и электронных сервисов, стала одной из самых удобных, прозрачных и открытых для людей и компаний.

Издание, которое вы держите в руках, – юбилейное. В нем – рассказ об основных этапах пути органов налогового контроля нашей страны. И о том, насколько важную роль налоги играют в жизни государства и общества, как формировалась налоговая культура, совершенствовалось отечественное законодательство.

Уверен, что книга вызовет интерес не только у профессионалов, но и у широкой читательской аудитории. Прежде всего, поможет повысить финансовую грамотность, даст возможность лучше ориентироваться в налогообложении, будет способствовать воспитанию правосознания, формированию положительного отношения людей к государственной налоговой политике.

Поздравляю всех вас с 30-летием Федеральной налоговой службы.

Михаил Мишустин,

Председатель Правительства Российской Федерации

Дорогие друзья!

Налоговая история - i_002.jpg

История создания налогообложения насчитывает более пяти тысяч лет. В этой книге описаны не только основные этапы развития, но и те инструменты, которые прошли проверку временем и сейчас успешно используются. Древний Египет оставил нам земельный кадастр, в Древнем Риме предложили взимать налоги деньгами, в средневековых торговых республиках сформировалась система налогов на капитал, а в Новое время возникла классическая модель налогообложения доходов.

ФНС России существует всего 30 лет, и по сравнению с описанным в книге периодом это не столь значительный возраст. Но даже за это время налоговая система Российской Федерации и вместе с ней Федеральная налоговая служба прошли путь масштабных перемен. Из фискального ведомства в 90-х годах прошлого века, когда решать задачи наполнения бюджета приходилось в экономически неспокойное для страны время, сегодня ФНС России превратилась в прогрессивную структуру, применяющую самые современные технологии.

Налоговая служба менялась шаг за шагом. Появилось новое законодательство, внедрялись передовые технологии и сервисы, основная задача которых – упростить процесс уплаты налогов для каждого гражданина.

Уверен, что благодаря этой книге российская система налогообложения и задачи Федеральной налоговой службы станут более понятны.

Желаю вам провести приятное время за её прочтением, а авторам – продолжить развивать этот замечательный исторический проект.

Даниил Егоров,

руководитель Федеральной налоговой службы

Эта книга – об истории налогообложения. Её цель заключается в том, чтобы показать, что налоги – не искусственно придуманная конструкция, а естественно возникшая необходимость для существования общества и государства.

Ни одно из государств не обошлось без налогов; в определённом смысле история цивилизации – это история налогов. И она интересна тем, что помогает понять и объяснить многие события, если посмотреть на них с учётом фактов, связанных с налогообложением.

Именно поэтому в книге рассказывается о том, как зарождалось налогообложение в странах Древнего мира, как оно развивалось в Средние века и как формировались налоговые системы в дальнейшем. В отдельной главе рассказывается история налогообложения государства Российского – с древних времен и до сегодняшних дней.

Изучая историю налогов, вы увидите, что многие понятия и инструменты, которые используются сейчас, были придуманы давно. Эта проверка временем является убедительным аргументом в защиту существования налогов.

Многие гениальные умы человечества размышляли над вопросами налогообложения и пришли к выводам, что налоги – это одна из главных опор государства и общества.

Налоговые поступления в бюджет обеспечивают выполнение государством его функций, которые включают охрану прав и свобод человека, развитие образования, науки, здравоохранения, создание условий для роста экономики и решения многих других важных для общества задач. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько ответственно граждане государства выполняют свои обязанности налогоплательщиков.

Современное развитие информационных технологий позволяет государству обеспечивать эффективное налоговое администрирование, а гражданам и компаниям – комфортно уплачивать налоги. Федеральная налоговая служба, являясь лидером внедрения цифровых технологий и сервисов, задаёт вектор прозрачного взаимодействия в рамках налоговых отношений. ИТ-компании как драйверы цифровой трансформации государства и бизнеса, хорошо осознают свою ответственность за экономическую эффективность современной России. Издание этой книги поддержало технологическое подразделение лидера отечественной интернет-индустрии – «Mail.ru Цифровые технологии»: оно выступило связующим звеном между технологиями, государством и бизнесом. Эта поддержка говорит не только о внимательном отношении к нашему просветительскому проекту, но и о высокой социальной ответственности компании перед обществом и страной.

Авторы старались изложить материалы понятно, в увлекательной и доступной форме, чтобы вы научились позитивно воспринимать систему налогообложения и ее значимость для вас лично. Книга хорошо иллюстрирована и содержит много примеров и разъяснений.

Изучайте! Желаем успехов!

«Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб наконец потопить его».

Налоги в Древнем мире

Самые древние сохранившиеся документы о налогах датируются примерно V веком до н. э. Однако налоги появились гораздо раньше. Их история начинается со времён зарождения первобытного общества.

Необходимость организации жизни человеческой общины стала причиной формирования особых управленческих полномочий для некоторых её членов. Поскольку они не участвовали в материальном производстве, но выполняли определенные обязанности, остальные члены общины выделяли на их содержание часть своей собственности – охотничьей добычи, продуктов земледелия и ремесленничества. Этот обмен можно считать прообразом налогообложения, благодаря которому община могла существовать и развиваться как единое целое.

Тот факт, что в том или ином виде налоги существуют с древних времён, оказывая значительное влияние на развитие человеческой цивилизации, вызывает интерес к истории их возникновения и развития.

Существуют различные теории возникновения налогов. В одних появление налогов связывают с жертвой, которую люди добровольно приносили символу процветания, единства и благополучия. В качестве символа могли выступать вождь, царь или божество. В этой традиции были сформированы не только налоги древних цивилизаций, но и современные выплаты верующих в пользу религиозных организаций или церкви.

Пошлины и подати существовали во все времена практически во всех странах. И человек, который отвечал за сбор этих податей и пошли и назывался сборщиком податей. Однако в древнем Риме сборщик податей назывался немного по-другому – мытарь. Эти люди пользовались большим влиянием и доверием первых лиц государства. Именно по этой причине мытарем мог стать не каждый желающий.

Все налоги в те времена скапливались в одном здании. Здесь всё тщательно считалось, отмечалось и пересчитывалось и только после этого поступало в казну государства.

А вот помощник мытарей очень часто совершали хищения, вымогательства и грабежи и всегда считались грешниками и ворами. Этим людям запрещено было посещать храмы или синагоги и участвовать в молитвах на площадях или присутствовать на богослужениях.

Именно по этой причине слово мытарь стало одноимённым слову грешник, язычник, вор. И мытарем в Риме хотел стать далеко не каждый. И даже если этот человек всё равно хорошо выполнял своё дело, позорное клеймо вора и чуть ли не разбойника на всю жизнь откладывалось на его челе.

Можно сказать, что сборщик податей – это современный налоговый работник, который тем или иным способом пытается собрать налоги с людей, которые живут в том или ином государстве.

В России ситуация была несколько иной. Здесь подать была введена только при Петре Великом. Всё дело в том, что у России в те времена не было денег на содержание разросшегося флота и большой армии. Пётр Великий испробовал очень много способов получения денег, но именно подать стала тем получением средств, которое работало лучше всего.

До того, как появиться подати в России существовало такое понятие, как тягло. Но тягло – это не только обязанность платить налоги, но и выполнять государственные повинности. Это необходимо было делать самым обычным крестьянам.

Сначала в год каждый человек должен был платить по 80 копеек подати. Затем эта цифра снизилась до 74 копеек, а потом стала равной 70 копейкам. Связано это было с тем, что с каждым годом число жителей России увеличивалось в несколько раз. Узнать же число жителей на той или иной территории было очень просто – стоило только провести перепись населения. А вот раскольники платили подать в двойном размере.

В 1794 году инфляция и высокие расходы государства увеличили подать до рубля, а в 1867 году подать равнялась 2 рублям 61 копейке. В XVIII веке подать составляла 50% всех доходов государства. На эти деньги содержалась армия. На эти деньги жила правящая семья. На эти деньги велась торговля с соседними государствами.

Однако в скором времени подать как налог пришлось упразднить. А на смену ему пришёл подоходный налог, который был введён в начале прошлого столетия.

А знаете ли вы о том, что в мире есть страны, в которых нет подоходного налога? Это:

Здесь никогда не было никаких налогов и сборщиков податей, да и вводить здесь налоги на что-либо никто не собирается.

Человек от Бога проповедует среди народа. Но вот что это? Его видят сидящим среди мытарей и блудниц! Люди, которые до этого слушали его, возмущаются: «Вот человек, пьяница, друг мытарей и блудниц!» Ситуация, взятая из Библии, описывает проповедь Иисуса Христа, Сына Бога. Но почему в то время считалось таким предосудительным общаться с мытарями? Да и кто такие мытари?

Кто такой мытарь

Если сказать коротко, мытарь — это старое слово, которое описывает человека, служба которого заключается в том, чтобы собирать налоги с простого народа. Неудивительно, что в то время к этим людям так относились в обществе! Да и во все времена люди, которые обдирали бедных, были не в почете в народе. Что же тогда побудило Иисуса, Сына Бога, сидеть среди таких людей, которых совсем не уважали? Какую роль эти люди занимали в те времена и в течение истории? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Чем занимались мытари в Риме

В Римской империи сбором налогов, накладываемых на земельные участки, занимались римские военачальники. Данная система была хорошо урегулирована. Однако обладать властью на экспорт или импорт товаров, перевозимых через страну купцами, мог, в принципе, каждый, кто обладал соответствующим влиянием. Достаточно было получить необходимое разрешение. Но стоить эта привилегия могла немалое количество финансовых средств. Когда такие «мытари», или сборщики, занимались своей работой, то могли получать прибыль от налоговых поступлений, которые намного превышали сумму их обычной ставки. Правда, вся эта деятельность проводилась совсем не так легко, как может показаться. Субподрядчики или начальники постоянно контролировали правомерность сбора налогов в некоторых частях своей территории.

Закхей и Матфей - сборщики податей времен Христа

Читая мы находим информацию о мытаре по имени Закхей. Из Евангелия от Луки, девятнадцатой главы, первого и второго стихов, мы узнаем, что он был, скорее всего, начальником, поставленным над другими мытарями или сборщиками налогов. Мытарь Матфей — следующий, о ком мы узнаем из Слова Бога — Библии. Иисус, Сын Создателя, назначил его апостолом или «посланником» (как исходит из дословного перевода этого слова). По-видимому, Матфей не только занимался тем, что собирал налоги в Капернауме, но и имел в этом городе свою налоговую контору.


Почему мытарей не уважали

К таким людям, как Закхей и Матфей, в те времена относились с глубоким презрением и неуважением. Они завышали налоги, взимавшиеся с простого народа, этих людей не очень-то почитали их же соотечественники. Также в Священном Писании мы находим информацию о том, что некоторые евреи считали отвратительным даже есть вместе с такими людьми. К ним относились как к грешникам и ставили в один ряд с общественными проститутками. Свое презрение к этим людям евреи выражали и потому, что те поддерживали Римскую империю, которая состояла, как считалось, из «нечистых» язычников. Если бы такой человек лежал на улице без сознания, то ему вряд ли бы кто-либо оказал помощь.

Сборщики налогов и Христос

Однако читая Евангелие, повествующее о жизни Господа Иисуса, мы замечаем, насколько разительно отличались взгляды, которым учил он, от общепринятых в то время. Мы нигде не читаем, что Матфей или Закхей продолжали обманывать людей после того, как стали христианами. Напротив, как мы узнаем из Библии, Матфей оставил свою контору ради того, чтобы следовать за своим Господом. Не удивительно, что Христос так ценил этого человека! Он сам неоднократно говорил: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные», - показывая тем самым, что мытарь — это не такой уж безнадежный человек, как считало большинство в те времена. Более того, то, с какими чувствами Матфей написал свое повествование о жизни Христа, восхищает многих ценителей мировой литературы. «Читая его Евангелие, — говорят они — чувствуешь, с какой теплотой он говорит о своем Господе». Видно, что весть Сына Бога находила отзывы в сердцах даже тех, кто в глазах других находил только лишь презрение.


Что означает слово «мытарь»

Чтобы лучше понять значение слова мытарь, нужно исследовать происхождение самого этого понятия. Оказывается, что в давние времена слова «мыт» и «мыто» подразумевали точки, где проводилась проверка транспортных средств на суше и на воде. Всевозможные пошлины, которые налагались на них, возлагали на народ неподъемное бремя. Мытники в древней Руси — это нередко были «воры в законе» — бандиты, которых не любили. В словаре Ожегова этому слову дается простое определение. Согласно ему, мытарь — это сборщик податей в Иудее. А словарь Даля дополняет В нем содержится некоторая добавочная информация. Согласно этому словарю, мытарь — это сборщик мыта в Руси. От этого слова происходят два других - "мытарить" и "мытарство". Согласно словарю Ожегова и Шведовой, первое понятие передает мысль о том, чтобы кого-то придавать мытарствам или страданиям, а второе указывает на муку или страдание. Очевидно, что слово "мытарь" стало синонимом жестокого человека, садиста, который придает других страданиям. Уже по этому можно судить о той репутации, которую имели эти люди. Ранее различные древние профессии подвергались осуждению, но в особенности эта.


Очевидно, близкое по значению к слову "мытарь" - такое понятие, как "мытить" или "мытарствовать", что означает передавать в наем или брать (словарь Даля). Это слово, кроме всего прочего, может означать чей-то недуг, болезнь или страдания. Помимо всего этого, данное слово может указывать на того, кто живет за чужой счет или тунеядствует.

"Мытарство" на Руси

В те времена вся пошлина или налог, который собирали мытари, шел на обеспечение князей, владеющих тем или иным уделом. Они обладали правом разрешать или не позволять мыт на своей территории. К примеру, когда два князя договаривались о совместном сотрудничестве, тогда и первый и второй были обязаны из вежливости позволить купцам без лишних препятствий провозить свои товары по территории другого. В то время это называли "без рубежа" (т. е. без границ) или "без зацепок" (т. е. без препятствий).


Если же были те, кто хотел всячески избежать уплаты обязательного налога, тогда такие люди могли быть оштрафованы за нарушение устного закона. Такой штраф назывался "промытом". Отсюда же происходит слово "промытаривать", которое созвучно современному "промотать", что, очевидно, указывало на штрафные санкции, из-за которых человек мог лишиться последнего имущества.

Виды налогов

В те времена различали несколько видов такого "мыта". Под мытарство подпадали, как мы уже узнали, как наземные торговые маршруты, так и водные. Поэтому различали несколько видов мыта: "проплавной мыт", "мыт прибрежный", "мостовщина" и "мыт наземный". Такой пошлинный налог мог быть уплачен в денежном эквиваленте либо же товарами. Мостовщина же подразумевала уплату налога при проезде через мосты.

Кроме всех вышеперечисленных видов, налог взимался за провоз товара, его простой и при его продаже. Неудивительно, что для простых людей, да и для зажиточных, это было равносильно обдирательству.


Татаро-монголы и пошлины

Татаро-монголы увеличили и без того неподъемное бремя народа. Со времени ордынского завоевания они ввели новый вид мыта, который назывался "тамгой". Если кто-то хотел участвовать в торговле на рыночных площадях или ярмарках, которые были так популярны в то время, также должен был заплатить этот вид налога. Согласно словарю Ожегова, тамга - это пошлина, которая взималась таможенной службой за приложенные клейма. Размер этого налога зависел не от того, какое количество поставлялось в том или ином месте, а от того, сколько стоил определенный товар. Подобным образом даже монастыри могли утверждать на своей территории торги и брать с товара, который был привезен, тамгу. Вот такие были древние профессии.

Современные "мытари"


Стоит отметить, что сборщик податей — профессия, которая всегда преследовалась простым народом, и даже в наше время люди, которые лишают последнего простых людей, ненавистны для других. Сегодня также можно встретить очень много нечестности в правительственных кругах, ведающих налогами. Так, таможенная служба, которая занимается проверкой багажа и проверяет сертификацию товаров, перевозимых за границу, также нередко поступает нечестно. Можно услышать огромное количество жалоб на медленное обслуживание и оттягивание с целью выудить хоть что-то из людей. Таким образом, таможенная служба сегодня — то же самое, что сборщики податей в древние времена.

Прыжок в историю

Как мы узнали из этой статьи, мытники в древней Руси — это были те люди, которых очень не любили. Также мы узнали, как к таким людям относился Христос — Сын Божий. Кроме того, у нас была возможность провести параллель с нашим временем, с различными налоговыми конторами и таможенными службами.

Доход государства состоит из многих видов платежей, и основная его часть приходится на налоги, которые подлежат обязательной уплате. Налоговый кодекс даёт определение, кто является сборщиком налогов. Это могут быть государственные и иные уполномоченные организации, органы самоуправления. Непосредственно сборщик налогов - должностное лицо, которое уполномочено на сбор платежей и перечисление их в бюджет.

Что такое налог

Существование любого государства, независимо от его устройства, напрямую зависит от налогов и сборов, которые пополняют бюджет и позволяют производить расходы на содержание органов власти, армии и т. п. Что такое налог? Прежде всего, это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платёж, так как он не един для всех, а зависит от полученного дохода. Без получения налогов существование государства и его финансовая деятельность невозможны.

Налогообложению подлежат как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). Другими словами, каждый гражданин страны или организация, получившие прибыль от своей деятельности, обязаны заплатить определённый процент государству. Налогообложению подвергается и имущество, например, недвижимость, автотранспорт и так далее. Размер налогов определён законодательством.


Сбор налогов

Для исполнения учёта и сбора необходимых платежей во все времена существовали сборщики налогов. В современном государстве это целая система, которая производит учёт, проверку и непосредственно сбор денежных средств. Современный сборщик налогов - налоговая инспекция. Большинству граждан она хорошо известна. А вот кто осуществлял сбор налогов в различные времена, и как назывались такие люди, знают немногие.

Система сбора налогов развивалась вместе с государством и прошла различные этапы. Считается, что первый налог - жертвоприношение. Это можно найти в Пятикнижии Моисея, где говорится, что десятина из семени на земле и плодов дерева принадлежит Господу. В дальнейшем развитии эта десятина приобрела светское значение и взималась в пользу правителей, князей. Кроме того, церковь собирала свою десятину.

Первоначально сборщик налогов - это князь с его дружиной, который самостоятельно взимал дань с подданных. В дальнейшем сбор стали поручать специальным лицам - сборщикам налогов.

Древний Рим

В древнем Риме определение размера дани проводилось чиновниками-цензорами, которым все граждане Рима приносили заявления о состоянии имущества, составе семьи. Это были первые налоговые декларации. А сам процесс сбора проводился откупщиками, деятельность которых государство не в состоянии было контролировать. Императором Августом Октавианом стали создаваться специальные финансовые организации, которые проводили учёт и проверку уплаты.

Хочется заметить, что в Римской империи сбором налогов с земельных участков занимались военачальники. Но взимать дань с ввоза и вывоза товаров мог любой. Для этого необходимо было оформить специальное разрешение, которое стоило довольно дорого. Сборщик налогов такого плана назвался мытарем. Онпо своей сути был тем же, что и современной таможенник.


Древняя Иудея

Древняя Иудея была государством-вассалом Римской империи. Управлял ею римский наместник, и на территории действовали римские законы. Налогами, как и в Риме, занимались специальные конторы. Между прочим, сборщик налогов в Иудее был самым презренным человеком. Он входил в определённое сословие в обществе, к которому иудеи относились с глубоким презрением, так как они были нечестны, зачастую превышали ставку налога, состояли на службе прокуратора и собирали дань в пользу Рима. Занимался этим, как и в Риме, мытарь.

Это слово было ругательным. Зазорным считалось с ними общаться, вместе есть, пить. Хорошо известно, что ученики Христа Матвей и Закхей были мытарями, но искренне раскаялись и перестали заниматься этой деятельностью. Впоследствии Матвей был провозглашён апостолом - посланником.


Сбор налогов в древней Руси

Система налогообложения Рима перешла и в Византию, откуда слово «мытарь» пришло на Русь после крещения. Значение у него осталось прежним, мытарь - это таможенник. Сбор дани (основного налога) проходил в ноябре месяце. Сборщик налогов - князь со своей дружиной, который объезжал всех поданных и собирал «полюдье». Определённого размера данная повинность не имела, кроме этого во время объезда князь проводил суды.

Именно после сбора "полюдья" был убит князь Игорь. А его жена - княгиня Ольга -жестоко отомстила жителям города Искоростень. Осадила его своими войсками, а после покорения сожгла. Жителей же обложила тяжёлой данью. Это событие заставило её пересмотреть методы сбора.

Был назначен определённый размер и места сбора дани - становища и погосты, определена форма доставки дани населением (повоз) в специальные места. Подушный налог имел название «тягло», а впоследствии получил название «подать». Были созданы сборщики податей - приказы. Ею обкладывались и такие виды деятельности как стрелецкие, ямские и прочие. Например, стрелецкую подать платили в Стрелецкий приказ.

Что такое подать

В России времён Петра I сборщик податей - специальная канцелярия, причём для каждой подати образовывалась своя. Подать - это сбор, который взимался с определённых государством единиц, подлежащих обложению: двор, соха, обжа и др. В конце правления Петра была определена подушная подать, которой облагались все люди мужского пола, кроме дворян, находившихся на службе, а также духовенства.

Постепенно круг освобождённых от податей расширился. Исключение из списка податных составили не служившие дворяне и купечество. «Податное сословие» составляли только ремесленники и крестьяне.

История Древнего Рима играет значительную роль во всемирно-историческом развитии. Именно Рим дает нам образец рабовладельческого способа производства, и на древнеримском материале историки, экономисты, философы анализируют сущность этой формации в ее законченном виде, сравнивая ее с более поздними формациями.

Продолжительность и сложность римской истории нуждается в особом внимании к ее периодизации. Общепринято деление истории этого государства на две большие эпохи: республика (VI — І в. до н. э.) и империя (І — V в. н. э.).

В период республики в социально-экономической жизни Рима произошли глубокие изменения. Патриархальная система рабства в этот период трансформировалась в так называемое классическое рабство, то есть рабовладельческий строй достиг наибольшей зрелости и завершенности.

При классическом рабстве производство было направлено на создание добавочной стоимости, на развитие товарно-денежных отношений и на фактическое установление рыночных отношений.

При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства к более крупному, централизованному хозяйству с применением сложной кооперации труда.


Рабы были основными производителями, и дальнейшее развитие производства требовало пополнения массы рабов, большое количество которых давали войны.

Для населения, не имевшего прав римского гражданства, очень долго сохраняло силу долговое рабство, отмененное для римских граждан еще в 326 г. до н. э. Пользуясь невмешательством римской администрации, сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты (до 48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить эти долги, их превращали в рабов.

Источником пополнения рабов было и пиратство, достигшее в римскую эпоху неслыханного размаха. На малозаселенных землях восточного Средиземноморья, на о. Кипр пираты создавали целые государства собственным флотом.

Еще одним источником рабства было естественное воспроизводство рабов. Сын рабыни оставался рабом, и каждому владельцу было выгодно, чтобы у его рабыни рождалось больше детей, которые были бы послушными и покорными, что особенно ценилось.

Рынки рабов были почти в каждом городе, кроме них существовали крупные работорговые центры. Так, на о. Делос, куда свозили рабов со всего восточного Средиземноморья, за день переходило из рук в руки до 10 тыс. рабов. Цены на них колебались от 4 до 500 динариев. Высококвалифицированные рабы ценились в несколько раз дороже простых. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший в своей «Естественной истории» приводит случай продажи раба-грамматика Дафниса за 700 тыс. сестерциев (1 сестерций был равен 1/4 динария).

Рабский труд применялся в домашнем хозяйстве, в строительстве горнодобывающих промыслов, на различных частных предприятиях. Существовало огромное количество рабов-ремесленников. Но больше всего рабский труд использовался в сельском хозяйстве, что связано с аграрным характером страны и образованием крупных сельскохозяйственных владений.

Оборотной стороной процесса концентрации земли было обезземеливание мелких собственников. Разоренные крестьяне частично превращались в сельскохозяйственных наемных работников или шли в города, прежде всего в Рим.

Среди населения Рима и других городов заметную часть составлял так называемый люмпен-пролетариат. Это были неимущие, номинально имевшие права римского гражданства. Они принимали участие в выборах магистратов, в народном собрании, но не имели никакой собственности и, как правило, не работали, а жили за счет подачек богатых людей, поддерживая их кандидатов во время голосования и предоставляя им различные услуги. В І в. до н. э. содержание этой категории населения взяло на себя государство. По закону Кассия (73 г. до н. э.) каждому люмпен-пролетарию выделялось около 1,5 кг хлеба в день. В 50 — 40-е годы до н. э. таких нахлебников только в Риме было 300 тыс. Все они были занесены в особые списки и получали бесплатно пайки с государственных складов. Эта деклассированная, паразитиру-ющая, продажная масса людей, цель жизни которой воплощалась в знаменитом лозунге поздней республики «Хлеба и зрелищ!», была серьезной политической силой. Позднее эта городская чернь сыграла фатальную роль в вырождении демократии и гибели республики.

Другим, не менее значительным, изменением в социальной структуре римского общества было формирование всадничества.

Термин «всадники» имеет длинную историю. Сначала 18 всаднических центурий составляли римскую конницу. Их набирали из богатейших людей первого имущественного класса. Постепенно всадничество начинает превращаться из рода войск в новое сословие. Всадники перестают служить в кавалерии, а лишь поставляют высших офицеров для армии. В это же время был установлен всаднический ценз, вдесятеро превышавший ценз первого класса (400 тыс. сестерциев).

По закону Клавдия 218 г. до н. э. сенаторы должны заниматься только аграрным хозяйством, а к сфере влияния всадников перешли торговля и финансовая система.

Рост денежного капитала в Риме не соответствовал общему уровню экономического развития Италии и в значительной мере был искусственным. Его источником служили контрибуции, военные трофеи и систематическое выжимание последних денежных средств из провинций путем откупной системы.

Что представляла собой откупная система? Когда Рим из города-государства превратился в центр мирового государства, его государственный аппарат (до установления империи) продолжал оставаться старым аппаратом города-государства с народным собранием, сенатом и выборными магистратами. В нем почти не существовало специальных органов, которые ведали бы управлением Италии и провинций, в частности финансовых органов. Поэтому для сбора налогов простейшим решением было отдать их на откуп публиканам. В Риме сдавался на откуп не только сбор налогов в провинциях, но и целый ряд других статей государственного хозяйства.

На основе откупной системы выросли своеобразные предприятия, которые отдаленно напоминали акционерные компании. Чтобы получить право на откуп, нужно было заранее внести правительству крупную сумму. Иногда это было не по силам отдельным богачам, и потому они объединялись и образовывали компанию. Каждый участник компании вносил в дело обусловленную часть капитала и получал соответствующее количество долей. Этими «акциями» спекулировали, их продавали и покупали, играли ими на повышение и понижение. Откупщики в провинциях выступали как ростовщики.

При сборе налогов откупщики не только компенсировали внесенную ранее сумму, но и имели огромные излишки. Наместники провинций, получая крупные взятки, смотрели сквозь пальцы на злоупотребления откупщиков, выделяли им в помощь войска, подавляя недовольство провинциальных жителей. Откупная система сбора налогов привела к быстрому разрушению и истощению провинций.

Целые области становились безлюдными, потому что их жителей продавали в рабство, о чем уже говорилось выше. Многие государства настолько задолжали крупным ростовщикам, что иногда вынуждены были передавать себя в собственность Риму. Таким образом, римский денежный капитал имел ярко выраженный спекулятивный характер.

Гражданские войны в Риме, длившиеся целое столетие, знаменовали собой кризис и гибель рабовладельческой Римской республики. На смену ей пришла империя.

История Древнего Рима играет значительную роль во всемирно-историческом развитии. Именно Рим дает нам образец рабовладельческого способа производства, и на древнеримском материале историки, экономисты, философы анализируют сущность этой формации в ее законченном виде, сравнивая ее с более поздними формациями.

Продолжительность и сложность римской истории нуждается в особом внимании к ее периодизации. Общепринято деление истории этого государства на две большие эпохи: республика (VI — І в. до н. э.) и империя (І — V в. н. э.).

В период республики в социально-экономической жизни Рима произошли глубокие изменения. Патриархальная система рабства в этот период трансформировалась в так называемое классическое рабство, то есть рабовладельческий строй достиг наибольшей зрелости и завершенности.

При классическом рабстве производство было направлено на создание добавочной стоимости, на развитие товарно-денежных отношений и на фактическое установление рыночных отношений.

При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства к более крупному, централизованному хозяйству с применением сложной кооперации труда.

Рабы были основными производителями, и дальнейшее развитие производства требовало пополнения массы рабов, большое количество которых давали войны.

Для населения, не имевшего прав римского гражданства, очень долго сохраняло силу долговое рабство, отмененное для римских граждан еще в 326 г. до н. э. Пользуясь невмешательством римской администрации, сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты (до 48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить эти долги, их превращали в рабов.

Источником пополнения рабов было и пиратство, достигшее в римскую эпоху неслыханного размаха. На малозаселенных землях восточного Средиземноморья, на о. Кипр пираты создавали целые государства собственным флотом.

Еще одним источником рабства было естественное воспроизводство рабов. Сын рабыни оставался рабом, и каждому владельцу было выгодно, чтобы у его рабыни рождалось больше детей, которые были бы послушными и покорными, что особенно ценилось.

Рынки рабов были почти в каждом городе, кроме них существовали крупные работорговые центры. Так, на о. Делос, куда свозили рабов со всего восточного Средиземноморья, за день переходило из рук в руки до 10 тыс. рабов. Цены на них колебались от 4 до 500 динариев. Высококвалифицированные рабы ценились в несколько раз дороже простых. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший в своей «Естественной истории» приводит случай продажи раба-грамматика Дафниса за 700 тыс. сестерциев (1 сестерций был равен 1/4 динария).

Рабский труд применялся в домашнем хозяйстве, в строительстве горнодобывающих промыслов, на различных частных предприятиях. Существовало огромное количество рабов-ремесленников. Но больше всего рабский труд использовался в сельском хозяйстве, что связано с аграрным характером страны и образованием крупных сельскохозяйственных владений.

Оборотной стороной процесса концентрации земли было обезземеливание мелких собственников. Разоренные крестьяне частично превращались в сельскохозяйственных наемных работников или шли в города, прежде всего в Рим.

Среди населения Рима и других городов заметную часть составлял так называемый люмпен-пролетариат. Это были неимущие, номинально имевшие права римского гражданства. Они принимали участие в выборах магистратов, в народном собрании, но не имели никакой собственности и, как правило, не работали, а жили за счет подачек богатых людей, поддерживая их кандидатов во время голосования и предоставляя им различные услуги. В І в. до н. э. содержание этой категории населения взяло на себя государство. По закону Кассия (73 г. до н. э.) каждому люмпен-пролетарию выделялось около 1,5 кг хлеба в день. В 50 — 40-е годы до н. э. таких нахлебников только в Риме было 300 тыс. Все они были занесены в особые списки и получали бесплатно пайки с государственных складов. Эта деклассированная, паразитиру-ющая, продажная масса людей, цель жизни которой воплощалась в знаменитом лозунге поздней республики «Хлеба и зрелищ!», была серьезной политической силой. Позднее эта городская чернь сыграла фатальную роль в вырождении демократии и гибели республики.

Другим, не менее значительным, изменением в социальной структуре римского общества было формирование всадничества.

Термин «всадники» имеет длинную историю. Сначала 18 всаднических центурий составляли римскую конницу. Их набирали из богатейших людей первого имущественного класса. Постепенно всадничество начинает превращаться из рода войск в новое сословие. Всадники перестают служить в кавалерии, а лишь поставляют высших офицеров для армии. В это же время был установлен всаднический ценз, вдесятеро превышавший ценз первого класса (400 тыс. сестерциев).

По закону Клавдия 218 г. до н. э. сенаторы должны заниматься только аграрным хозяйством, а к сфере влияния всадников перешли торговля и финансовая система.

Рост денежного капитала в Риме не соответствовал общему уровню экономического развития Италии и в значительной мере был искусственным. Его источником служили контрибуции, военные трофеи и систематическое выжимание последних денежных средств из провинций путем откупной системы.

Что представляла собой откупная система? Когда Рим из города-государства превратился в центр мирового государства, его государственный аппарат (до установления империи) продолжал оставаться старым аппаратом города-государства с народным собранием, сенатом и выборными магистратами. В нем почти не существовало специальных органов, которые ведали бы управлением Италии и провинций, в частности финансовых органов. Поэтому для сбора налогов простейшим решением было отдать их на откуп публиканам. В Риме сдавался на откуп не только сбор налогов в провинциях, но и целый ряд других статей государственного хозяйства.

На основе откупной системы выросли своеобразные предприятия, которые отдаленно напоминали акционерные компании. Чтобы получить право на откуп, нужно было заранее внести правительству крупную сумму. Иногда это было не по силам отдельным богачам, и потому они объединялись и образовывали компанию. Каждый участник компании вносил в дело обусловленную часть капитала и получал соответствующее количество долей. Этими «акциями» спекулировали, их продавали и покупали, играли ими на повышение и понижение. Откупщики в провинциях выступали как ростовщики.

При сборе налогов откупщики не только компенсировали внесенную ранее сумму, но и имели огромные излишки. Наместники провинций, получая крупные взятки, смотрели сквозь пальцы на злоупотребления откупщиков, выделяли им в помощь войска, подавляя недовольство провинциальных жителей. Откупная система сбора налогов привела к быстрому разрушению и истощению провинций.

Целые области становились безлюдными, потому что их жителей продавали в рабство, о чем уже говорилось выше. Многие государства настолько задолжали крупным ростовщикам, что иногда вынуждены были передавать себя в собственность Риму. Таким образом, римский денежный капитал имел ярко выраженный спекулятивный характер.

Гражданские войны в Риме, длившиеся целое столетие, знаменовали собой кризис и гибель рабовладельческой Римской республики. На смену ей пришла империя.

Империя принесла относительный гражданский мир и значительное ослабление внешней агрессии. Она несколько смягчила старую республиканскую практику: провинции получили хозяйственную самостоятельность, императорская система сбора налогов была легче республиканских откупов. Однако налоговый гнет оставался ощутимым, а сборщиков налогов не жаловали. Возьмем, например, провинцию Египет — основную житницу Рима. Из документов нам известно 50 натуральных и свыше 450 денежных налогов. Кроме обычных для провинций повинностей по ремонту дорог, перевозкам, содержанию чиновников, которые путешествовали по провинции, в Египте уже с І в. вводится повинность по принудительной аренде непригодных участков земли. За обработку этих участков, как и за внесение налогов, отвечала вся сельская община. Благодаря этому община дольше сохранялась в Египте. Если налоги не были уплачены, то виновники, их родственники и односельчане подвергались всяческим истязаниям.

Многие императоры, особенно из дома Антониев, поощряли городское строительство и заботились о культурной жизни провинций. Среди положительных моментов следует также отметить значительное уменьшение пиратства, дальнейшее развитие сети удобных дорог (некоторыми из них пользуются и по сей день), введение единой имперской монеты.

Если взглянуть на Римскую империю в период ее наибольшего могущества, то можно особенно выделить правление (принципат) Августа.

После войны с Антонием и Клеопатрой, завершившейся завоеванием Египта (30 г. до н. э.), Октавиан стал единственным правителем Рима и всех его владений.

Отпраздновав свой триумф, Октавиан получил от сената звание императора и почетное имя Август, которое раньше использовалось лишь как обращение к божеству. Сенат объявил Октавиана-Августа своим принцепсом, и он был поставлен первым в списке сенаторов. Позднее Август получил звание великого понтифика, то есть верховного жреца Рима, а также пожизненного проконсула, а следовательно, командующего всеми римскими вооруженными силами.

Август получил право на создание особой казны (фиска), которая включала как его личные средства, так и имущество, принадлежавшее ему как главе государства. Императорская казна пополнялась за счет доходов из императорских имений, налогов из императорских провинций, конфискаций осужденных лиц, военной добычи. Он также имел в распоряжении средства государственной казны — эрария, формально подотчетной сенату, где чеканились монеты, и таким образом фактически распоряжался всеми финансами Римского государства.

Внутренняя политика Августа имела ярко выраженный классовый характер. Он провел через сенат постановление, запрещавшее отпускать рабов на волю раньше чем через 20 лет после их покупки. Кроме того, владелец, отпускавший раба на волю, должен был уплатить 5% его стоимости в виде налога. Было ограничено и количество рабов, которых владелец мог отпустить на волю.

Август сделал опорой своей власти римское сословие всадников. Он установил для них имущественный ценз в 400 тыс. сестерциев. Из всадников Август набирал значительное количество военачальников и провинциальных прокураторов. Всадники, как и раньше, собирали налоги с провинций.

Большую роль в жизни общества сыграли созданные многочисленные провинциальные колонии ветеранов. Они получали землю, которая распределялась между ветеранами легионов. По специальному эдикту Августа ветераны, их дети и родители освобождались от всех налогов. Позднее такое право получили некоторые врачи, риторы, учителя и императорские арендаторы.

Август стремился поддерживать свое господство не только применением силы. Его окружение, в частности близкий друг Гай Цильний Меценат, материально поддерживало римских поэтов и других деятелей искусства и заступались за них. В кружке Мецената были известные римские поэты Гораций Флакк, Вергилий Марон, Овидий Назон. Став великим понтификом, Август не только реставрировал много храмов, но и восстановил некоторые давние праздники, среди которых «секулярные» (столетние) игры. В Риме был установлен культ божественного Юлия в честь названного отца Августа Юлия Цезаря.

В тесной связи с религиозной политикой принимались меры по укреплению морали и семьи. Сначала Август повел кампанию против безбрачия. По закону о браке мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет должны были состоять в браке. Нарушавшие эту статью закона лишались права свободно передавать свое имущество по завещанию. Незамужние женщины, кроме того, подлежали налогу в размере 1% их имущества. Эти ограничения отменялись с момента вступления в брак, а рождение каждого нового ребенка давало родителям новые льготы.

Читайте также: