Согласно концепции мультипликатора сбалансированного бюджета равное сокращение налогов и госрасходов

Опубликовано: 29.04.2024

Анализ стимулирующей фискальной политики в рамках модели ISLM доказывает, что рост государственных расходов (снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо, увеличивая совокупный доход (выпуск). Однако прирост дохода оказывается меньшим, чем тот, который должен иметь место согласно мультипликатору Кейнса. Это объясняется действием эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов приводит к росту процентной ставки, который обусловливает сокращение объема частных инвестиций и потребления. Масштабы эффекта вытеснения определяют относительную эффективность фискальной политики. Сдерживающая фискальная политика порождает обратный эффект: вызывает сокращение совокупных расходов и приводит к сдвигу кривой IS влево. Доход (выпуск) уменьшается, а ставка процента снижается.

Масштабы эффекта вытеснения определяют относительную эффективность фискальной политики. Рассмотрим эффект вытеснения, используя два графика (рис.3.).


Рис. 3. Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики (эффект вытеснения)

На рис. 3а кривая IS является крутой, a LM — пологой. В этом случае в результате стимулирующей фискальной политики доход увеличился на величину Y1 YE, которая превышает эффект вытеснения (У2Y1). Следовательно, фискальная политика относительно эффективна. На втором графике (рис. 36) кривая IS — пологая, a LM — крутая. Это привело к тому, что эффект вытеснения У2Y1 больше прироста дохода, равного Y1 – YE, т.е. стимулирующая фискальная политика не эффективна. Графики показывают, что масштабы эффекта вытеснения, а значит и относительная эффективность стимулирующей фискальной политики, зависят от наклона кривых IS и LM.

Как известно, наклон IS определяется чувствительностью инвестиций к изменениям процентной ставки и величиной предельной склонности к потреблению. Наклон же кривой LM зависит от чувствительности спроса на деньги к изменениям ставки процента и дохода.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: эффект вытеснения будет незначительным, а фискальная политика относительно эффективной в том случае, если инвестиции малочувствительны по отношению к ставке процента, значение мультипликатора невелико, а спрос на деньги чувствителен к изменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода.

8. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

По мнению многих экономистов, эффективность фискальной политики прежде всего в том, что она способна помочь экономике избежать значительных отклонений от положения равновесия. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая — для упреждения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Бюджетно - налоговая политика Республики Беларусь имеет следующие направления:

• обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;

• поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

• повышение уровня жизни посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

• государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики.

Доходы республиканского бюджета за январь - декабрь 2009 года сложились в сумме 46,8 трлн. рублей (102,5 процента уточненного годового плана).

За январь-декабрь 2009 года в республиканский бюджет поступило: налоговых доходов на сумму 26,5 трлн. рублей (101,6 процента), неналоговых доходов на сумму 4,5 трлн. рублей (113,2 процента), взносы на государственное социальное страхование на сумму 15,8 трлн. рублей (101,3 процента).

По состоянию на 1 января 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 58,7 млрд. рублей и по сравнению с началом года сохранилась на прежнем уровне.

Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составили 46,3 трлн. рублей (99,5 процента уточненного годового плана).

Из них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 20,3 трлн. рублей (98,3 процента), национальной экономики - 13,5 трлн. рублей (97,4 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 8,7 трлн. рублей (106,1 процента).

Профицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составил 492,5 млрд. рублей.

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные инструменты бюджетно-налоговой политики? И как они работают?

2. Исходя каких критериев фискальную политику подразделяют на стимулирующую и сдерживающую, дискреционную и автоматическую?

3. Назовите встроенные стабилизаторы и объясните механизм их действия.

4. Чему равен мультипликатор государственных закупок и почему он больше налогового мультипликатора?

5. Какие инструменты фискальной политики и каким образом может использовать правительство во время инфляции?

6. Какие существуют способы финансирования бюджетного дефицита?

7. Каким образом можно стабилизировать внешний долг?

8. Оцените бюджетно-налоговую политику, проводимую в Республике Беларусь.

Тесты

1. Различия в эффекте мультипликатора при увеличении государственных закупок и при снижении на ту же сумму налогов вызвано тем, что:

а) государственные расходы, повышая доходы от производственной деятельности, увеличивают тем самым расходы на потребление;

б) снижение налогов непосредственно влияет на величину потребительских доходов и расходов, а увеличение государственных расходов оказывает на них косвенное воздействие;

в) сокращение индивидуальных налогов не приведет к росту потребительских расходов на ту же сумму: частично возросшие доходы (как результат падения налогов) будут сберегаться;

г) все предыдущие ответы неверны.

2. Сокращение дефицита бюджета сопровождается:

а) снижением инвестиций;

б) снижением сбережений;

в) ростом импорта;

г) повышением трансфертов.

3. Что может предпринять правительство для повышения уровня реального национального дохода:

а) снизить налоги;

б) сократить государственные закупки товаров и услуг;

в) уменьшить трансфертные платежи;

г) снизить уровень бюджетного дефицита;

д) верны ответы а) и г)?

4. . Фискальная политика будет менее эффективной, если при прочих равных условиях:

а) возрастут государственные расходы;

б) уменьшится чувствительность спроса на деньги к доходу;

в) увеличится предельная склонность к потреблению;

г) увеличится чувствительность спроса на деньги к доходу.

5. Согласно концепции мультипликатора сбалансированного бюджета, равное сокращение налогов и государственных закупок:

а) не изменит уровень национального дохода и производства;

б) будет способствовать вытеснению частных инвестиций;

в) увеличит равновесный уровень национального дохода и производства;

г) вызовет движение ранее сбалансированного бюджета к дефицитному.

6. Экономика описывается следующими данными:

C = 20 + 0,8( Y – T + F); I = 60 (инвестиции); T = 40( налоги); F = 10( трансферты); G = 30 (государственные расходы).

Рассчитайте равновесный уровень дохода. Если правительство увеличивает расходы до 40 в целях стимулирования экономики, что произойдет с планируемыми расходами? Какова величина мультипликатора расходов?

Если правительство увеличивает налоги с 40 до 50, что произойдет с равновесным уровнем дохода? Какова величина мультипликатора налогов?

Литература

1. Макроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев и др. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.

2. Макроэкономика: учебное пособие /И.В.Новикова, А.П.Морова и др. – Мн.: Акад.упр.при Президенте РБ. 2006. – 343 с.

3. Макроэкономика: учебное пособие / под ред. В.А.Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 270с.

Рецессионный и инфляционный разрывы

Парадокс бережливости

Содержание фискальной политики

Виды фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая

Виды фискальной политики: дискреционная и автоматическая

Мультипликатор государственных расходов

Мультипликатор налогов

Мультипликатор сбалансированного бюджета

43. Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный уровень выпуска больше потенциального, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность ADвызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что предприятия не могут расширять производство адекватно растущему спросу (ресурсы исчерпаны). Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса. При этом сокращение равновесного совокупного дохода (разрыв ВВП) составит: ∆ВВП = - величина инфляционного разрыва × величина мультипликатора расходов, т.е.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный объем выпуска ниже потенциального, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т.е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов (хотя равновесие AD = AS достигнуто).

Недостаточность оказывает депрессивное воздействие на экономику. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос. При этом приращение совокупного равновесного дохода (разрыв ВВП) составит: ∆ВВП = величина рецессионного разрыва × величина мультипликатора расходов, т.е.

44 Парадокс бережливости – это, когда люди экономят и откладывают средства, а пользы от этого никакой. Еще это можно объяснить цитатой: « Если мы будем много думать о черном дне, то он обязательно наступит». Самые известные работы по этой теме принадлежат Джону Мейнарду Кейнсу и Фридриху фон Хайеку.

Экономить может и хорошо, но в определенной мере и в определенное время. К примеру,если все люди начнут экономить во времякризисной ситуации, то это приведет к снижению спроса и заработные платы станут меньше. И в результате сбережения останутся прежними, а доход уменьшится. В этом и заключается парадокс, который зачастую называют, как простая кейнсианская модель, — чем больше экономика экономит, тем беднее она будет. Следует, что если сбережения одного человека будут расти, то это плохо сказывается на всей экономики страны. И получается, что если все начнут экономить, то экономика разрушится. Как то, это все печально выходит. Но, это только в кейнсианской модели, которая зародилась в XX столетие 30х годов.

Ведь, существует и второй способ понять логику парадокса – классический способ. Этот способ полностью зависит от инвестиций. Он гласит: «Сберегательные инвестиции растут по определенной величине, и доходы тоже растут». На сегодняшний день эта теория более справедлива, это доказывает логическая цепочка: больше сбережений — больше источников инвестиций – рост инвестиций – увеличение дохода – резкий подъем экономики.

Такая тенденция представляет особую опасность при условиях полной занятости. В случае если занятость неполная, рост сбережений, как правило, желателен, поскольку он вызывает сокращение текущего потребительского спроса и создает препятствие для роста инфляции.

Но на практике у населения появляется больше стимулов к сбережениям, как раз, когда это наименее желательно, а точнее, когда экономика находится на спаде производства. В результате стремление к сбережениям становится причиной к ухудшению экономической конъюнктуры.

Парадокс заключается еще в том, что люди начинают экономить именно в кризисные ситуации, когда этого делать категорически нельзя. Но, это психология людей, когда начинается кризисная ситуация, им нужно защититься.

У представителей Австрийской школы по поводу «парадокса бережливости» совсем другая версия. Они считают, что если в настоящем отказаться от некоторых благ, то в будущем это принесет пользу экономическому развитию.

Таким образом, если экономика развита не полностью, то сбережения сыграют отрицательную роль и потребление снизится. А, если потребление снизится, то производителям будет сложнее продавать свою продукцию. Затем производство начнет сокращаться, рабочие места также последуют этому примеру, и в результате национальный доход упадет. Согласно этим выводам, такой метод в стиле капитализма, который пропагандирует идею о том, что чем больше сэкономишь, тем богаче будешь, не всегда действует. В этом случае получается «парадокс бережливости» уменьшает сбережения, и не увеличивает инвестиции.

Понятно, что две версии понятия «парадокса бережливости» абсолютно противоречат друг другу. Но, каждая из них по-своему права и эффективна в определенное время.

Вероятнее всего, что Кейнс перепутал понятия «сбережения» и «инвестиции». Так как вначале Кейнс утверждал, что эти два понятия идентичны, только проявляются в разных формах. Но потом, Кейнс отказался от своего утверждения и нашел массу различий между «сбережениями» и «инвестициями».

Ведь, теория Кейнса разработана во время Великой депрессии. Согласно этой теории, государство должно вмешиваться в сферу экономики. Кейнс и другие предлагали признать «фискальную политику» для того, чтобы стабилизовать экономику. Великая депрессия сопровождалась перепроизводством товара, и именно в тот момент важнее было создать новые рабочие места, а не выставить больше продукции на рынок. К примеру, строительство нового моста обеспечило бы работу многим жителям, и преувеличила бы их доход, а во вторых на рынке не появилось бы еще больше товаров, покупку которых не могут позволить себе большинство населения.

Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии, отметил, что введение в политику увеличения госрасходов принесет пользу экономическому положению страны. Он посчитал, что если отрасль домохозяйства уменьшит расходы, то экономики потребуются обычные потребители. И этим, безусловно, должно заниматься правительство.

С другой стороны, конгрессмен от штата Техас, Рон Пол считает, что сбережения играют только на пользу экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что «парадокс бережливости» понятие многофункциональное, и оно зависит от множества факторов. Также, «парадокс бережливости» может повлиять на экономику как положительно, так и отрицательно.

45.Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач.

Это политика государства в области государственных расходов и налогов.

Эту политику проводят законодательные органы власти, т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет.

Основные цели фискальной политики:

1.Сглаживание колебаний экономического цикла.

2. Стабилизация темпов экономического роста.

3.Достижение высокого уровня занятости.

4.Снижение темпов инфляции.

Основные инструменты:

1.Государственные расходы.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение государственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и чере. Главная задача фискальной политики – сбалансированность макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта. Обычно фискальная политика проводится в определении инструментов дискреционного и недискреционного характера (в виде «фискальной смеси») и дает максимальный эффект в краткосрочном периоде.

Фискальная политикабывает двух типов:

Дискреционная Это политика активная. Это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Проводится в долгосрочном периоде. Основные инструменты: 1. Государственная программа занятости (финансовые биржи труда, размещение государственных заказов на частных предприятиях). 2. Разработка различных социальных программ. 3. Программа общественных работ (производство общественных товаров – общественный транспорт, связь, благоустройство парков, скверов). Изменение налоговых ставок – основной инструмент. Политикавстроенных стабилизаторов пассивная политика. Она основана на том, что налоговые поступления и значительная часть государственных расходов автоматически вызывает изменение в относительном уровне налогов и бюджетных расходов. Основные инструменты: - подоходный налог; - пособия по безработице; - социальные выплаты; - индексация доходов.

46. Стимулирующая фискальная политикаприменяется при спаде (рис. 12.2, а), направлена на увеличение деловой активности и используется как средствоборьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

• увеличение государственных закупок;

Сдерживающая фискальная политикаиспользуется при буме ("перегре­ве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борь­бы с инфляцией (рис. 12.2, б).

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

• сокращение государственных закупок;

47. В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны — государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве". К автоматическим стабилизаторам относятся:

• подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

• косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

• пособия по безработице;

• пособия по бедности.

48.Мультипликатор государственных расходов (Government multiplier) (mg) – это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.


Величина мультипликатора государственных расходов зависит от предельной налоговой ставки t'. С учетом влияния налоговой ставки на мультипликационный эффект зависимость между изменением государственных расходов и объемом выпуска примет вид:


В открытой экономике на величину мультипликатора государственных расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.

49. Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.



Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:


В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

50.Мультипликатор сбалансированного бюджета (Balanced budget multiplier) – это показатель, отражающий изменение объема выпуска в результате изменения государственных расходов и налоговых поступлений, которые в свою очередь меняются на одну и ту же величину (ΔT = ΔG).

Увеличение расходов государства увеличит объем выпуска, а увеличение налогов снизит его. Но так как мультипликационный эффект от увеличения налогов слабее эффекта мультипликатора госрасходов, то действие мультипликатора сбалансированного бюджета приведет к росту объема выпуска (ΔV). Иначе говоря, эффект мультипликатора сбалансированного бюджета равен разности действия мультипликатора госрасходов и налогового мультипликатора:


Допустим, что ΔG = ΔT = 100 ед., b = 0,75, t' = 0,2.


Сочетание двух названных эффектов обеспечивает, по мнению ряда экономистов, сильный стимулирующий эффект от увеличения государственных расходов, а увеличение налогов становится мягкой ограничительной мерой для сдерживанияинфляции. Но данная модель не учитывает эффекта вытеснения (вытеснения государственными расходами частных).

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Недостаточный совокупный спрос способствует росту
естественного уровня безработицы
фрикционной безработицы
структурной безработицы
циклической безработицы
скрытой безработицы

2. Инфляция в течение года уменьшилась с 15 до 5 % в месяц. От этого, в первую очередь, выиграли
учителя, имеющие фиксированную зарплату
торговцы драгоценностями
владельцы облигаций сберегательного займа
кредиторы
дебиторы
все

3. Инновации привели к сокращению рабочих, занятых ручным трудом. Возникшая в этой связи безработица относится к
циклической
фрикционной
скрытой
застойной
структурной

4. Главной целью государственной экономической политики является
регулирование рыночных цен
поддержание экономики в состоянии полной занятости и стабильности цен
обеспечение сбалансированности государственного бюджета
погашение государственного долга
все предыдущие ответы верны

5. Укажите, какие из перечисленных ниже методов государственного регулирования экономики относятся к экономическим
госзаказ
индикативное планирование
дотации убыточным предприятиям
финансирование фундаментальных научных исследований
налоговые льготы мелким предпринимателям
регулирование учетной ставки процента ЦБ

6. Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если
госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на выплату процентов по внешнему долгу
рост госрасходов сопровождается увеличением предложения денег
государственные расходы финансируются за счет выпуске государственных займов
госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе
все предыдущие ответы верны

7. Политика государство в области расходов бюджета и налогообложение называется
социальной политикой
монетарной политикой
деловым циклом
фискальной политикой
политикой встроенных стабилизаторов

8. Государственный долг — это
задолженность правительства населению в результате выпуска государственных внутренних займов
сумма внешних займов
накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета государства
все предыдущие ответы верны

9. Кейнсианская теория мультипликатора сбалансированного бюджета предполагает, что равное увеличение налогов и государственных закупок на 10 млрд. руб.
не изменит уровень национального объема производства
уменьшит равновесный объем национального производства на 10 млрд. руб.
увеличит равновесный объем национального производства на 10 млрд. руб.
вызовет образование дефицита ранее сбалансированного бюджета
будет способствовать вытеснению частных инвестиций и росту процентной ставки

10. Спрос на деньги со стороны активов возникает в связи с тем, что деньги являются
средством платежа
средством обращения
средством сбережения стоимости и накопления богатства
по другим причинам

11. Общая денежная масса возрастает всякий раз, когда коммерческие банки
выплачивают клиентам проценты по вкладам
уменьшают свои резервы в центральном банке
увеличивают объемы ссуд, предоставляемых населению
выплачивают по текущим счетам наличные или безналичные деньги по вкладам

12. Укажите, величина какого из следующих элементов ВВП наиболее изменчива при изменении в уровне ставки процента
потребительские расходы
инвестиции
государственные расходы
экспорт
импорт

13. Кривая Лоренца показывает
уровень жизни в данной стране
средний доход на душу населения
уровень бедности и безработицы
степень неравенства в распределении доходов
все предыдущие ответы верны

14. Переход в основном от косвенного налогообложения, к прямому прогрессивному налогообложению, скорее всего, приведет к
сдвигу кривой Лоренца влево и вверх
сдвигу кривой Лоренца вправо и вниз
росту спроса на предметы роскоши
ухудшению положения беднейших слоев населения

Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и её инструменты. Мультипликатор госрасходов. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоления циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов С, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению МРС.

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

Налоговый мультипликатор показывает изменение объема выпуска при увеличении налоговых сборов:

Налоговый мультипликатор равен

Знак "минус" перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается.

Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.
Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Следует учитывать, что собранные налоги идут на увеличение государственных расходов, что ведет к мультипликативному росту выпуска:
В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице:

Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов G или снижения налогообложения T. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов, т.е. не зависящих от уровня дохода. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С + m рc (Y – Т).

Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД – Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов - увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения ( S ). Если мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ ( D Y = D С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов.

Подставив формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппировав, получим:

Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 – m рc) есть не что иное, как m рs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (- m рc / m рs). В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2 = - 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления: в функцию национального дохода Y= С + I + G, получим: Y = С + m рc (Y – Т) + I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов КТ, то и, следовательно D Y = КТ D Т

Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= - 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = - mрc /(1 – mрc) х (DТ) = - 0.8/(1 – 0.2) х 100 = - 4 х (-100) = 400)

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что [mрc / (1- mрc)] а рост налогов сокращает совокупный доход на 400$ (DY = DТ х [-mрс /(1 – mрс)] = 100 х (- 4) = 400). Т.е. в результате совокупный доход (выпуск) увеличился на $100.

Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину ( D G = D Т). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100 : 100 = 1).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: ,

а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: .

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

. Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.

Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в

себя различного вида социальные выплаты: пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсиди и.

Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: D Тr = D РД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна m рс /(1– m рс) или m рс / m р s . Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов:

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

Рефераты Курсовые Дипломные Контрольные Домашние задания помощь в учебе

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК РЕКЛАМНЫЙ БЛОК РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

Читайте также: