Наказание за неуплату налогов во франции

Опубликовано: 14.09.2024

Налоговое законодательство Франции утверждается каждый год Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета.

Во Франции налоговые ставки пересматриваются каждый год, учитывая изменения в бюджете и политике страны.


Налоговое законодательство Франции утверждается каждый год Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета. Ставки пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Сразу перечислим главные особенности налоговой системы Франции — это ее очевидная социальная направленность, преобладание косвенных налогов над прямыми налогами (косвенные налоги дают около 60% общего бюджета), особая роль подоходного налога в налоговой системе, учет территориальных аспектов страны, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, а также открытость для международных налоговых соглашений.

В валовом внутреннем продукте большой процент занимают налоговые поступления и взносы в фонды социального значения. Налогообложение — это главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90% его доходной части.

Налоговая служба включает три уровня: национальный, региональный и низовый.

На национальном уровне действуют:

— Управление национальных и международных проверок (контроль за крупными предприятиями, которые обеспечивают 40-50% совокупных налоговых поступлений).
— Управление проверок налогового положения (контроль за физическими лицами с выскими и «сложными» налогами: журналисты, артисты, спортсмены, руководители крупных предприятий).
— Национальное Управление налоговых расследований (сбор информации о налогоплательщиках).

Что означает «учет территориальных аспектов страны» в налоговой системе Франции? Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

На низовом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Уплата налогов происходит на основе декларации о доходах и контролем за ее правильным составлении.

Контроль осуществляется двумя свособами:

— по данным документов;
— по имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.

Налоги во Франции можно разделить на

— косвенные

— прямые

— гербовые.

К Федеральным налогам Франции относятся:
— НДС,
— Налог на прибыль,
— Подоходный налог с физических лиц,
— Налог на собственность,
— Таможенные пошлины,
— Акцизы,
— Пошлины на нефтепродукты,
— Налог на прибыль от ценных бумаг и др.
— Налоговая система строго делится на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Рассмотрим некоторые виды налогов.

НДС

Налог на добавленную стоимость дает 45% всех налоговых поступлений, это основной косвенный налог. Он взимается методом частичных платежей.

Есть четыре вида ставок НДС:

— 19,6% нормальная ставка на все виды товаров и услуг;

— 22% предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

— 7% сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

— 5,5% на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).

(нужно помнить, что ставки пересматриваются каждый год).

Некоторые виды деятельности освобождены от уплаты НДС. К ним относится медицина, образование, страхование и все, что попадает под определение «общественная и благотворительная деятельность».

Другие виды деятельности имеют право выбирать между НДС и подоходным налогом: это «сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности»; «финансы и банковское дело»; «литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство».

Подоходный налог составляет 20% налоговых доходов бюджета.

Налог высчитывается по единой прогрессивной шкале, но, учитывая гибкость французской налоговой системы, он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика.

Ставки налога – от 0 до 54% в зависимости от доходов.

Обратите внимание: налог взимается не с физических лиц, а с семьи. (Неженатый человек — это тоже семья из 1 человека).

Другие виды «семейных» налогов:
-Налог на жилье,
-земельный налог на здания и постройки,
-Налог на землю,
-Налог на профессию,
-Налог на уборку территории,
-Налог на использование коммуникаций,
-Налог на продажу зданий.

Налог на прибыль

Физические лица платят прогрессивный налог на прибыль: от 10% до 42% ( в среднем – 34%)

Налог на доходы полученные от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом.

Прибыль от операций с недвижимостью облагается налогом в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Максимальная ставка применяется, если срок менее двух лет. При увеличении срока ставка сокращается.


Прибыль от операций с ценными бумагами облагаются по ставке 16%.

Прибыль от операций с движимым имуществом. Налогом облагаются сделки на сумму свыше 20 тысяч евро. Ставки: 4,5%, 7%- для предметов искусства и 7,5% -для сделок с драгоценными металлами.

Юридические лица дополнительно уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда: налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5% — 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налоги на собственность

В эту группу прогрессивных налогов входят налог на имущество хозяйствующих субъектов (до 1,5% стоимости); налог на жилье; налог на земельный участок; налог на автотранспорт.

Социальный налог на заработную плату (для работодателей) также прогрессивен:

ставки 4,5%, 8,5% и 13,6%.

В случае укрытия существует жесткая система ответственности:

— при ошибке заполнения налог взимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75% в месяц или 9% в год;

— если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;
— при серьезном нарушении возможно тюремное заключение.

Для тех, кто живет в стране по любой визе, уклонение от налогов (но даже неуплата счетов за газ или электричество) послужит причиной окончательного отказа в визе.

Новые виды налогов во Франции.

Франция всегда отличалась гибкостью к изменяющимся реалиям времени, и готовностью отразить новые требования в законодательстве. Тоже касается налоговой системы. К новым видам налогов, например, оносится

Налог на богатых

Французы, чей ежегодный доход превышает 1 млн. евро, будут платить больше налогов, чем граждане с меньшим заработком. Самые крупные налоги будут платить самые богатые представители населения.

Увеличение налога для богатых является частью французского плана по сокращению бюджетного дефицита страны. Предполагается, что правительство Франции откажется от налоговых льгот вместо сокращения расходов, чтобы обеспечить плановую экономию в 5-10 млрд. евро.

Туристический налог

Вместе с другими странами ЕС, куда ежегодно приезжают миллионы туристов, Франция ввела государственный налог на проживание или отдых с предоставлением туристических услуг, то есть при размещении в отелях на территории Франции.

Сумма налога составляет от 0,20 € до 1,50 € с человека в день (в зависимости от уровня комфорта и условий проживания) и не включает в себя дополнительный налог, который устанавливается местными органами управления. Сбор налога осуществляется при размещении в отелях, гостиницах, пансионах и т.д. и суммируется к оплате за проживание.

Налог на Кока-Колу

Пока еще обсуждаемый налог на сахаросодержащие безалкогольные напитки. По расчетам Национальной ассоциации пищевой промышленности, ставка налога составит 4 цента на бутылку в 1.5 литра. Налоги на нездоровые продукты существуют в Дании и Венгрии. В США налог на колу и гамбургеры принят в ряде штатов, другие штаты уже задумываются о его введении.

Налоговые преступления во Франции

Законодательство Франции предполагает подразделение уголовных правонарушений на три вида: преступления (crimes), деликты (delits) и уголовные проступки (contraventions). В зависимости от этого предусматривается и соответствующее наказание. Преступления влекут за собой уголовные наказания (лишение гражданских прав, ссылку, срочное лишение свободы, срочное тюремное заключение и др.), деликты — исправительные наказания (арест на срок более двух месяцев и штраф на сумму свыше 10 000 евро).

Категория уголовного правонарушения влияет и на вопрос о привлечении к ответственности за правонарушения, совершенные вне территории Франции, о сроках давности привлечения к уголовной ответственности и давности применения наказания. Классификация уголовных правонарушений проявляется и в том, что ответственность за покушение на налоговое преступление наступает в обязательном порядке, за покушение на деликты — только в тех случаях, когда в правовой норме прямо говорится об этом. Уголовная ответственность за покушения на уголовный проступок не наступает. Ответственность за соучастие наступает при совершении лицом преступления или деликта, тогда как за соучастие в налоговых проступках уголовная ответственность наступает лишь в случаях прямого указания на это правовой нормы.

Во Франции основным законодательным актом, регулирующим вопросы ответственности за налоговые преступления, является Общий кодекс о налогах 1950 г. (в ред., утвержденной Декретом № 90- 798 от 10 сентября 1990 г.). В него вошли многие положения из Регистрационного кодекса, Финансового кодекса, Кодекса о налогах с оборота, Кодекса о прямых и косвенных налогах и Кодекса о гербовых сборах. В Общем кодексе о налогах можно выделить материальные и процессуальные нормы налогового деликтного права. Ответственность за налоговые правонарушения регулируется в книге «Взимание налогов» в главе 2 «Наказание» (ст. 1725—1840).

В свою очередь, эта глава разбита на пять частей, каждая из которых посвящена ответственности за правонарушения по конкретным видам налогов (ч. 2 «Ответственность за нарушения, связанные с прямыми налогами», ч. 3 «Налоги с оборота», ч. 4 «Косвенные налоги», ч. 5 «Регистрационные и гербовые сборы»). В Книге финансовых процедур, являющейся составной частью Общего кодекса о налогах, регламентируется комплекс вопросов, связанных с установлением самого налогового правонарушения, его расследованием.

К общим правонарушениям в сфере налогообложения законодатель относит действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных путем обмана (это действия, связанные с представлением неправильного бухгалтерского отчета; искажением части суммы, подлежащей налогообложению, при условии, если искажение превышает 1 тыс. евро или 1/10 доходов; незаконными денежными операциями). Если лицо будет признано виновным в совершении одного из этих действий, то оно подвергается наказанию в виде денежного штрафа от 5 тыс. до 250 тыс. евро и тюремного заключения на срок от одного до пяти лет или только одному из них.

Отягчающими обстоятельствами являются использование фальшивой накладной и совершение фиктивных сделок купли-продажи. В этом случае ответственность составляет штраф от 5 тыс. евро до 500 тыс. евро и тюремное заключение на срок от двух до пяти лет или только одно из них. За данный вид преступлений предусматриваются и дополнительные наказания (ст. 1741, 1743 Общего кодекса о налогах). Суд вправе лишить виновного полностью или частично на срок от пяти до десяти лет гражданских прав (избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, присяжным, носить оружие и т.д.), запретить заниматься коммерческой деятельностью (до трех лет), лишить водительских прав.

В случае рецидива срок может быть удвоен. К дополнительным наказаниям относятся также запрет участвовать в публичных торгах (ст. 1752, 1753) и лишение права на прибыль, которую виновный мог бы получить за совершенную до осуждения сделку (ст. 1756). К преступным деяниям относятся также отказ от платежей или ошибка, умышленно допущенная при платежах. Лица, виновные в налоговых неплатежах или просрочившие налоговые платежи более чем на месяц, наказываются штрафом от 3,6 тыс. евро до 60 тыс. евро и тюремным заключением на срок от одного до пяти лет. Совершение преступления юридическим лицом влечет за собой привлечение к ответственности ответственного лица, обладающего в соответствии с законодательством правом представлять данную организацию (ст. 1777 Общего кодекса о налогах).

Ответственность за представление в фискальные органы неточной бухгалтерской отчетности, составление ложных балансов несут лица, которые выполняли в соответствии с поручением данную работу. Если один из этих специалистов представит ложные данные, он наказывается независимо от финансовых санкций штрафом от 3,6 тыс. евро до 30 тыс. евро и тюремным заключением на срок от одного до пяти лет или только одним из них (ст. 1763—1772). Они одновременно являются и соучастниками своего клиента, если тот виновен в совершении правонарушения. предусмотренного ст. 1741 «Сокрытие бухгалтерских данных путем обмана, выраженного в представлении ложного бухгалтерского отчета, искажении части суммы, подлежащей налогообложению, незаконные денежные операции».

И тот и другой могут быть привлечены к солидарной выплате неуплаченных сумм (ст. 1172). В случае повторного правонарушения в течение пяти лет наказание ужесточается. В случае рецидива или неоднократного совершения финансовых нарушений осуждение влечет полное запрещение выполнять обязанности коммерческого агента, финансового советника и т.д. Согласно ст. 1774 возможно применение дополнительного наказания, лишения полностью или частично на срок до десяти лет гражданских прав, предусмотренных ст. 42 УК Франции. Если виновный в нарушении запретов продолжает заниматься запрещенной деятельностью лично либо используя третьих лиц, то к нему возможно применение штрафа от 3,6 тыс. до 120 тыс. евро и тюремного заключения на срок от шести месяцев до двух лет. В этом случае судебное постановление подлежит обязательному опубликованию в прессе (ст. 1776 Общего кодекса о налогах).

Французское законодательство относит к правонарушениям, связанным с прямыми налогами, следующие виды: сокрытие доходов, поступающих из-за границы (п. 2 ст. 1772); получение ценных купонов, принадлежащих третьим лицам, в целях уклонения их от налогообложения (п. 3. ст. 1772); ошибки при составлении документов в целях занижения налогооблагаемой базы (п. 4. ст. 1772); умышленное сокрытие доходов путем внесения неправильных записей в отчетность (п. 3. ст. 1772). Ответственность за данные нарушения предусмотрена п. 1. ст. 1772, ст. 1774 и составляет штраф от 3,6 тыс. евро до 30 тыс. евро и (или) тюремное заключение на срок от одного года до пяти лет.

К числу правонарушений, связанных с налогами с оборота, законодатель относит действия, направленные на продажу вещей и товаров за пределами магазинов. Эти правонарушения наказываются штрафом до 2 тыс. евро. Соучастники во всех перечисленных выше правонарушениях привлекаются к ответственности наряду с исполнителями и подвергаются одинаковому с ними наказанию.

Под понятия преступлений, связанных с косвенными налогами, подпадают действия, направленные на контрабандный ввоз в страну алкогольных напитков. Производство алкоголя, его транспортировка и продажа за пределами Франции без всякого на то разрешения наказываются тюремным заключением на срок от шести дней до шести месяцев, а транспортное средство конфискуется. Кроме того, виновному лицу может быть запрещено заниматься коммерческой и промышленной деятельностью.

Аналогичным образом наказываются правонарушения, связанные с производством табачных изделий, пороха, спичек и фосфора, неверным определением пробы золотых, серебряных и платиновых изделий, а также правонарушения, связанные с игорным бизнесом, с продажей мяса, несоответствующего сорту, незаконной продажей театральных билетов (ст. 1810.1 1810.7 Общего кодекса о налогах). Ложное утверждение в целях снижения стоимости передаваемого или принимаемого наследства, использование или продажа уже использованных гербовых марок являются преступлениями, связанными с регистрационными и гербовыми сборами.

Расследование налоговых правонарушений в соответствии с Книгой финансовых процедур отнесено к компетенции сотрудников налоговых служб. Для определения налогооблагаемой базы сотрудники вправе в сопровождении офицера судебной полиции и санкции председателя трибуната большого процесса посещать любые учреждения, проверять документы, обнаруживать предметы и товары, имеющие отношения к налоговым преступлениям, вскрывать сейфы, в которых могут находиться документы и ценные бумаги. Для получения разрешения о проведении проверки судье должны быть представлены убедительные доказательства необходимости проведения данных мероприятий, обоснована законность ее проведения.

В принимаемом постановлении должно быть указано:

  • мотивированное обоснование с указанием на фактические данные законности проведения проверки;
  • адрес проверяемой организации;
  • имя и должность уполномоченного агента налоговых органов, по требованию которого и принято постановление;
  • имя офицера судебной полиции, обязанного присутствовать на всех этапах проводимой проверки;
  • право на вскрытие и осмотр сейфов.

Вынесенное постановление может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вынесения (ст. 558 УПК Франции). Судья осуществляет контроль за проводимыми мероприятиями и вправе по собственной инициативе принять решение о временном или окончательном приостановлении проверки.

Все дела о налоговых преступлениях рассматриваются в исправительном суде. В соответствии с л. 235 Книга финансовых процедур руководитель налоговой службы выступает в суде в качестве истца. Только налоговая служба вправе обратиться в суд по делам о преступлениях, связанных с налогами и сборами. Если в ходе проверок будут обнаружены факты, свидетельствующие о крупном характере правонарушения, влекущем за собой возможность наказания в виде лишения свободы, то судья по представлению офицера судебной полиции вправе принять решение о аресте обвиняемого, (л. 239). Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке.

Налоговые нарушения во Франции

Налоговые нарушения во Франции

Тем, кто живет во Франции, также, как и жителям других стран, приходится платить налоги. Здесь они рассчитываются по индивидуальной схеме и напрямую зависят от общего дохода семьи.

Отличительной особенностью является, например, то, что граждане платят налог сами. Работодатель выдает им зарплату целиком, за исключением социальных отчислений. В конце года к ним приходит декларация по почте, которую они собственноручно заполняют, а затем и оплачивают.

Налоговые нарушения во Франции

В этом есть свои плюсы: французы точно знают, сколько именно они денег отдают и за что. В России, где подобные выплаты осуществляет работодатель, сотрудники в процессе никак не участвуют и зарплату получают уже с полным налоговым вычетом. Физически это проще, но психологически — люди совершенно не чувствуют себя ответственными и потому не ощущают себя вправе требовать у государства активной и качественной деятельности, направленной на благо всей страны.

Можно ли уклониться от уплаты налогов во Франции

Конечно, платить налоги не хочется никому. Однако не стоит пытаться уклониться от этой обязанности, во всяком случае, во Франции. Здесь вас ждут суровые меры наказания за данные нарушения, более строгие, нежели в России, где уже традиционно люди частично скрывают свои доходы и, соответственно, не доплачивают налоговым службам.

Налоговые нарушения во Франции

Так вот, во Франции так лучше не делать, хотя бы потому, что контроль со стороны налоговых органов здесь гораздо более жесткий, нежели в России, да и наказания намного строже. Главной законодательный акт, который регулирует налоговые вопросы и преступления в стране, составлен еще в 1950 году, он именуется «Общий кодекс о налогах» и пользуется большим уважением в обществе.

Штрафы и санкции

Штрафом карается не только серьезное нарушение, но даже минимальная просрочка платежа: к нему немедленно начисляется 10%! Те же 10% вы заплатите, если нечаянно допустите ошибку при заполнении декларации, например, забудете указать доход за уроки репетиторства, которые давали всего раз или два за год. При этом еще нужно будет доказать, что это не намеренная оплошность, что иногда сделать проблематично.

Если же вы ошибетесь не случайно, а специально немного занизите свой доход, то платить придется вдвое больше! Именно поэтому будьте бдительны, так как проверки во Франции очень строгие.

Налоговые нарушения во Франции

Особенно рисковых нарушителей, а именно — тех, кто намеренно уменьшат свои доходы в декларациях повторно, ждет не только двойная выплата, но и большой штраф, а еще и серьезный риск получить срок заключения, равный одному году, а и иногда и больше.

Но это небольшие сложности. Если вы решитесь на более серьезные нарушения, например, подделаете документы, которые подтверждают ваши доходы, убрав оттуда несколько нулей, то быть вам на скамье подсудимых. Намеренное сокрытие крупных доходов также приведет вас прямиком за решетку и, конечно, государство не забудет в дополнение покарать вас весомыми штрафами.

Если нарушителя повторно «накроют» за укрывательством крупных доходов, то ему и вовсе несдобровать: ждут хитреца 4 — 10 лет сурового тюремного заключения.

Кстати, бдительность налоговых органов не знает предела. Если они заподозрят вас в «нечистых» действиях, то произведут тщательную проверку за несколько лет. Любопытно, что карается не только сам факт мошенничества, но и покушение на него, то есть если службам как-то удастся доказать, что вы планировали скрыть свои доходы, да не получилось, то наказания вам также не избежать.

Ну а что будет, если вы подали декларацию вовремя, а оплатить ее не успели? Как уже было сказано, просрочка карается серьезным штрафом, а отказ от платежа все тем же тюремным заключением, сроком от года до пяти лет.

Другие виды наказания предусматривают лишение виновного гражданских прав, то есть помимо штрафа, у него могут отнять водительское удостоверение, запретить заниматься коммерческой деятельностью, лишить возможности избираться на высокие должности и т.д.

Налоговые нарушения во Франции

Если в органы была подана бухгалтерская отчетность, содержащая ложные сведения, то санкциям подвергнется не только налогоплательщик, но и бухгалтер. Наказанием может быть штраф в размере от 3 до 30 тысяч евро и лишение свободы сроком от года до пяти лет. Так что рисковать не стоит.

В общем, не нужно даже перечислять все возможные варианты правонарушений. Французский Общий кодекс о налогах предусматривает ответственность за любые противоправные действия, и даже самые мелкие проступки незамеченными не останутся и будут караться со всей строгостью.

Утешением служит то, что система налогообложения во Франции хорошо продумана и составлена «со скидками», особенно — для малоимущих граждан. Чтобы разобраться со всеми ее нюансами и, конечно же, вовремя и корректно заполнить все декларации и оплатить налоги, обратитесь в компанию Cofrance SARL. Опытные специалисты гарантированно помогут вам избежать невольной оплошности и правильно рассчитать все положенные вам вычеты, чтобы итоговая сумма выплат была минимальной.

Кроме того, практическое значение приведенной классификации уголовных правонарушений проявляется и в том, что ответственность за покушение на налоговое преступление наступает в обязательном порядке, за покушение на деликты - только в тех случаях, когда в правовой норме прямо говорится об этом, а за покушение на уголовный проступок уголовная

473 ответственность не предусмотрена вообще.

За представление бухгалтерского отчета с искажением части суммы, подлежащей налогообложению (при условии, что искажение превышает одну тысячу франков (сейчас размеры штрафов пересчитаны в евро) или 10 % доходов, французским Общим кодексом о налогах (ст. 1741) в качестве наказания предусмотрен штраф и/или тюремное заключение на срок от одного года до пяти лет. В случае повторного совершения правонарушения в течение пяти лет виновное лицо наказывается более крупным штрафом и тюремным заключением на срок от четырех до десяти лет.

Французский Общий кодекс о налогах предусматривает уголовную ответственность за различные действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных, совершенные путем обмана. К таким действиям относятся, например, незаконные денежные операции, либо искажение части суммы, подлежащей налогообложению, если искажение превышает 200 евро или 10 % доходов. За это установлено наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок от одного года до пяти лет.

Отметим, что во Франции наказывается как оконченное преступление, выразившееся в мошенническом искажении или сокрытии данных, существенных для налогообложения, так и покушение на него.

По канадскому законодательству криминальный характер нарушения налогового законодательства приобретают в случае, когда они сопряжены с обманом налогового ведомства посредством умышленного искажения сведений необходимых для налогообложения, то есть фактически речь идет о налоговом мошенничестве.

Непосредственно налоговое преступление может выражаться в преднамеренном преуменьшении налога или в безосновательных требованиях о возмещении налога или предоставлении налоговой скидки. Наряду с уклонением от уплаты налогов выделяется и такая форма поведения как избежание налогов, основывающееся на толковании норм.

Ответственность за противоправные действия налогоплательщиков предусматривается различными актами, в частности ст. 239 Кодифицированного акта о Подоходном налоге, ст. 327 Акта об акцизе, ст. 160 Акта о таможне. Например, ст. 239 Акта о подоходном налоге предусматривает наказание в виде штрафа в размере не меньше чем 50 %, и не больше чем 200 %, от суммы сокрытого налога, или в виде того же штрафа и лишения свободы на срок, не превышающий 2 года, за производство, участие или согласие на создание ложных или вводящих в заблуждение утверждений, заявлений или официальных отчетов о доходах. Также наказывается припрятывание бухгалтерских документов, внесение в них ложных поправок и опущений или умышленный отказ от исполнения соответствующих законодательных предписаний. В качестве квалифицирующего признака определено наличие сговора с любыми лицами об уклонении от уплаты налогов.

Наиболее опасные формы преступного поведения налогоплательщиков, приведшие к неуплате налогов на сумму более 5 тыс. канадских долларов, наказываются в соответствии с Уголовным кодексом Канады, либо как за представление поддельных документов (ст. 368), либо как за обман или подлог (ст. 380 УК). В этом случае наказание может составить уже до 10 лет лишения свободы.

Отдельного внимания заслуживают особенности привлечения к уголовной ответственности в Китайской народной республике. Так, в 2000 году в Китае была создана вооруженная налоговая полиция.

В 2001 году семеро китайских чиновников приговорены к смертной казни за мошенничество при предоставлении налоговых льгот. Среди осужденных есть один прокурор и два сотрудника налоговой инспекции. Государство недополучило из-за их деятельности налогов на 7 млн. долларов.

Савенков Ю. Хочешь получить налоги - вооружайся. // Известия. 15.02.2000.

475 Мошенники использовали самую популярную сейчас в Китае схему. Они давали некоторым компаниям экспортные сертификаты, дающие право на существенное снижение налогов. Документы, выданные коррупционерами, свидетельствовали, что их «клиенты» продают за рубеж различные товары, хотя многие из получавших льготы фирм не только ничего не экспортировали, но и не имели персонала.

Однако большая часть мошенников действует более осторожно, чем семеро попавшихся. «Экспортеры», например, фрахтуют суда и грузят на них контейнеры, пустые или с песком, имитируя отправку товаров. Как они при этом договариваются с таможней - одна из тайн китайского пути развития рыночной экономики, который в последнее время вызывает все больший интерес и российских экономистов.

Анализируя ответственность за налоговые преступления в зарубежных странах, мы также, как и многие авторы, условно придерживались двух

подходов - американского и европейского.

Однако отметим, что такое деление может быть принято весьма и весьма условно. С нашей точки зрения не стоит определять какие-либо подходы к определению строгости или мягкости санкций за совершение налоговых преступлений.

С нашей точки зрения, рассматривать санкции за совершение налоговых преступлений, группируя их по различным «подходам» нецелесообразно. Определяя степень уголовно-правового воздействия и санкции за совершение налоговых преступлений, законодатель каждой из стран исходит из конкретных экономических, политических, социальных, правовых, географических и иных

см. Мерзликин А. Налоги взимают по-разному. Но всегда и всюду. // Налоговая полиция, 1994, № 6, с.7, а также Козырин A.H. Налоговые преступления и проступки: опыт зарубежных стран. // Налоговый вестник. 1998. №8.

476 особенностей своей страны, которые обусловлены ее историей, типом государственного и общественного устройства, традициями, видом правовой системы, что в совокупности и определяет степень опасности налоговых преступлений и правонарушений для общества и государства. Ведь существуют страны, в которых вообще нет налогообложения. К ним, по некоторым данным, относятся Албания, Бахрейн, Катар, Бруней, Кувейт.345

В последние годы в развитых странах мира налоги, оставаясь инструментом экономической политики государства и важным источником национального дохода, все более влияют на международное сотрудничество, развитие мировой торговли и движение капиталов.

Представители многих налоговых органов и их специальных подразделений, ведущих расследование правонарушений в финансовой сфере, едины во мнении о необходимости обмена информацией о крупных незаконных доходах и сомнительных финансовых операциях.

В заключение необходимо отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для системы сбора налогов в западных странах, влияющих на борьбу с налоговой преступностью, которые могут быть учтены в нашей стране при становлении правоохранительной работы в сфере налогообложения. 1.

Хорошо развитая и финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов. 2.

Большое значение деловой и финансовой репутации бизнесмена. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговой полицией может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, отпугнуть деловых партнеров.

Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности. 4.

Глубоко проработанное и детализированное налоговое законодательство, отсутствие оснований для разных толкований и

Ботвинкин М.Ю. Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения. Дисс. на соиск. уч. степени канд. юр. наук. М. Юридический институт МВД РФ. 1996. С. 30.

477 интерпретаций. Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств. 5.

Разумная дифференциация санкций за налоговые правонарушения и преступления. Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах, например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав, заграничных паспортов являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений, которые могли бы помочь и у нас. 6.

Относительно стабильная экономическая ситуация.

Налоговые преступления рассматриваются в тесной связке с легализацией денежных средств полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики, рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства. 8.

Отлаженная система возмещения причиненного государству финансового вреда. Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.

9. Возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.

Также, хотелось бы отметить, что, сколько бы ни велось споров об адекватности санкций за налоговые преступления в российском законодательстве, пересмотру, систематизации и либерализации, в первую очередь, должны подвергнуться не они, а менталитет наших налогоплательщиков.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Законопроекты

Мария Селиванова
Алексей Савкин

Государство рьяно взялось за воспитание российских налогоплательщиков. Суровость наказания не всегда соответствует серьезности преступления, а иногда вызывает недоумение избирательным подходом к нарушителям. Несмотря на то что строгость санкций за налоговые преступления в России и других государствах вполне сопоставима, в нашей стране преследование за неуплату налогов имеет ряд особенностей. По словам экспертов, обвинения в неуплате часто сопровождаются обвинениями в хищении средств из бюджета и отмывании денег, что ужесточает наказание.

Зарубежный опыт

В последние несколько лет российские власти внесли ряд поправок в законодательство, ужесточающих наказание за налоговые правонарушения. К примеру, полтора года назад было отменено деятельное раскаяние, которое позволяло недобросовестным налогоплательщикам избежать уголовного преследования при условии уплаты налоговых долгов и сотрудничества со следствием.

Между тем российское законодательство, касающееся наказаний за налоговые правонарушения, по мнению экспертов, вполне соответствует законодательству других стран. За неуплату налогов в казну, например, 198-я и 199-я статьи Уголовного кодекса (УК) предусматривают лишение свободы на срок до семи лет при наличии отягчающих обстоятельств. К ним относится неуплата налогов в крупном (от 1000 МРОТ, то есть от 100 тыс. руб.) или особо крупном (от 5000 МРОТ) размере. Также отягчающими обстоятельствами признаны неоднократность нарушения и совершение правонарушения группой лиц по предварительному сговору.

«И это вполне оправдано,- говорит управляющий партнер юридической компании „Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов.- Государство тем самым показывает гражданам, что нарушение тех или иных запретов может очень плохо кончиться. Иначе мог бы возникнуть соблазн рассматривать налоговые нарушения как обычные бизнес-риски».

Россия - не единственная страна, в которой за экономические правонарушения можно оказаться за решеткой. В других странах также предусмотрена норма, которая позволяет привлечь к уголовной ответственности за экономические преступления (см. таблицу).

Значительно более суровое наказание - лишение свободы на срок до десяти лет - грозит недобросовестным налогоплательщикам в Канаде, Болгарии, Франции, на Украине и в Германии. Правда, в Канаде такой срок ожидает руководителей компании, если размер неуплаченных сумм будет признан судом крупным, а во Франции и на Украине этот срок придется отбывать всем нарушителям, совершившим налоговое преступление повторно. Законодательство Германии и Болгарии более избирательно: в тюрьму можно сесть, если в суде будет доказано, что для укрывания налогов использовались навыки профессионала-бухгалтера или эксперта по налогообложению.

Между тем жителям Китая все вышеназванные санкции могут показаться «детским лепетом». Китай - это единственная страна, где наказания за налоговые преступления особо жестокие: за «получение обманным путем государственного налога», например за незаконное требование возврата НДС в крупном размере, можно получить пожизненное заключение или даже расстаться с жизнью.

Российские особенности

В России, как и в других странах, наказание за неуплату налогов не зависит от размера компании: степень наказания зависит лишь от размера неуплаченных налогов. Между тем у нас есть некоторые особенности. Например, наша страна чуть ли не единственная, в которой по налоговым преступлениям не действует презумпция невиновности: предпринимателям приходится самим доказывать свою невиновность, в то время как по другим преступлениям доказательством вины заняты следственные органы .

Впрочем, партнер компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин отмечает, что эта практика начинает распространяться и в других странах. Например, в Германии есть случаи, когда налоговики пытаются квалифицировать продажу акций предприятия как продажу его имущества (при этом продавцу и покупателю выставляются более высокие налоговые требования) и предприниматели вынуждены доказывать налоговым органам в судах их неправоту. По словам Тутыхина, правомочность подобных маневров налоговиков не определена в законах. Но тем не менее фискалы и в Европе, и особенно в США все чаще позволяют себе такие действия. Это очевидное свидетельство того, что налоговое законодательство во всем мире постепенно ужесточается.

Анализируя строгость наказания за налоговые преступления, эксперты рекомендуют обращать внимание не столько на размер штрафов и сроков, сколько на неотвратимость санкций. Сейчас же неплательщики просто не верят в неизбежность взысканий. «В том числе и по этой причине ужесточать наказания не имеет смысла»,- в один голос говорят эксперты.

Но если государство все же обратило внимание на нарушения компании, то попытка защититься от него становится почти нереальной. « В России специфика налоговых дел заключается в том, что правоохранительные органы пытаются уйти от налогового состава правонарушения, обвиняя компанию в мошенничестве, подделке документов, хищении из бюджета, лжепредпринимательстве ,- объясняет Валерий Тутыхин.- Наказания по таким преступлениям значительно жестче». По его словам, очень часто, обвиняя компанию в «мошенничестве», правоохранительные органы стремятся подвести ее под статью об отмывании денег. Этот ход позволяет привлечь к сотрудничеству международные организации, опираться на помощь международных конвенций, получать информацию об иностранных счетах организации, имуществе в офшорах. «Статья об отмывании - магическая статья - не распространяется на налоговые и валютные правонарушения, а на мошенничество - распространяется,- пояснил Тутыхин.- Поэтому в России создают практику, при которой в обвинении имеется какой-то общеэкономический состав, чтобы к нему „довесить” отмывание».

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

«Все налогоплательщики являются потенциальными правонарушителями»

Эксперты «Бизнеса» высказали свою точку зрения о степени строгости наказания за нарушение налогового законодательства и предложили свой вариант поправок в НК

Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит»:

- Мне кажется, что штрафные санкции, которые исчисляются в процентах от суммы неуплаченного налога, вполне справедливы. А вот фиксированные штрафы должны взиматься дифференцированно. Ведь крупной фирме несложно заплатить 5 тыс. или 15 тыс. руб. А штраф в $500 может обернуться для маленькой торговой компании крупными неприятностями.

Но самой дискриминационной, на мой взгляд, можно считать статью 119 НК, которая устанавливает штраф за непредставление налоговой декларации в размере 5% от суммы налога, указанного в этой декларации. Дело в том, что сумма штрафа может достигать суммы налога, который надо было перечислить по декларации. Думаю, что это слишком жесткое наказание. Мне кажется, надо установить фиксированный штраф по этому нарушению.

Между тем уголовное наказание за налоговые нарушения мне кажется вполне справедливым. Ведь экономические преступления могут иметь очень печальные для всего общества последствия.

Сергей Шаповалов, генеральный директор компании «Налоговая помощь»:

- На мой взгляд, слишком жестким и запутанным можно считать пункт 2 статьи 119 НК. В этой статье надо менять систему наказаний. Как минимум надо ограничить максимальную сумму штрафа (скажем, 30%). Тем более что налоговые органы своим бездействием (статья 76 НК РФ позволяет им принуждать налогоплательщиков к сдаче деклараций) тоже отчасти виновны в несвоевременном представлении налогоплательщиком декларации.

Несправедливым мне кажется наказание, установленное в пункте 2 статьи 126 НК, за «непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля». Надо ввести дифференциацию наказаний в зависимости от тяжести нарушения. Кто-то не направил один документ в налоговую, а кто-то тысячу. Но штраф один и тот же - 5 тыс. руб. Для одного документа это слишком много, а для тех, кто не предоставил тысячу, такой штраф в самый раз. Отсутствие такой дифференциации тем более странно, что для похожего правонарушения из пункта 1 статьи 126 НК она предусмотрена.

Статью 122, в которой сказано, что «неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм», можно, по-моему, вообще отменить. Ведь за эти нарушения взимаются пени. Или, по крайней мере, снизить штрафной процент.

Сергей Алдохин, начальник отдела налогового консалтинга ООО «Компания Брокеркредитсервис»:

- Если вспомнить систему налоговых штрафов, существовавшую до принятия Налогового кодекса, то сейчас они, по сравнению с 90-ми годами, снижены в несколько раз. Например, ранее в случае обнаружения неучтенной прибыли в доход бюджета изымалась вся заниженная прибыль и 100% штрафа от заниженной прибыли. Сейчас же взимается сумма заниженного налога и штраф в 20% от суммы заниженного налога. К примеру, при занижении прибыли на 100 руб. раньше налоговики требовали заплатить 200 руб., сейчас - всего 128 руб. Поэтому говорить о том, что сейчас в НК чрезмерно высокие штрафные санкции, я бы не стал.

Если в целом оценивать соразмерность предусмотренных наказаний нарушениям, то в принципе они вполне соизмеримы. Кроме того, существуют и широко используются возможности по снижению этих санкций: возможность уменьшения наказания прописана в НК.

Сергей Беляков, зампред налогового комитета РСПП:

- Прежде всего необходимо отметить, что ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена не только в Налоговом кодексе, но и в Административном и Уголовном.

Однако санкции за налоговые правонарушения (не преступления) содержатся именно в НК . Размер штрафа зависит от тяжести допущенного нарушения. На мой взгляд, очень хорошо, что размер денежного взыскания зависит от вины налогоплательщика и за неосторожные нарушения предполагается более мягкое наказание.

Главное - повысить качество администрирования для выявления нарушений, а не создания условий, когда нарушителями формально являются все.

Практически не существует выездных проверок, которые бы не заканчивались выставлением требований о взыскании штрафных санкций. Таким образом, все налогоплательщики являются потенциальными правонарушителями, что само по себе абсурдно. Это свидетельствует о низком качестве налогового законодательства, неясности и неопределенности норм, содержащихся в нем.

Юрий Добронравов, управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры»:

- В целом я считаю, что наказания, установленные в Налоговом кодексе, достаточно жесткие. Безусловно, наказание за нарушение должно быть таким, чтобы налогоплательщику не хотелось нарушать закон. Поэтому за умышленные нарушения НК штрафные санкции в целом вполне справедливые.

Но, по моему мнению, ни в коем случае нельзя начислять штрафы и пени за нарушения, которые были допущены потому, что высшие судебные органы в своих решениях истолковали какую-нибудь норму НК так, что это приводит к ухудшению положения налогоплательщиков. Иногда фискалы выставляют штраф по прошлым налоговым периодам по сделкам, которые ранее и налогоплательщиком, и налоговыми органами считались законными.

А в идеале вообще нужно ввести в НК норму, согласно которой не только законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, но и аналогичные указания высших судебных органов не должны иметь обратной силы.

Читайте также: