Согласие на раскрытие налоговой тайны коды 1100 и 1400

Опубликовано: 15.05.2024

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Компания может столкнуться с налоговой тайной при работе с поставщиками или участии в тендерах. Например, крупный партнер попросит сделать налоговую тайну общедоступной. Звучит так себе, но на деле не страшно.

Роман Виноградов

Что такое налоговая тайна

Начнем с примера: бывшая жена ИП Петрова хочет узнать, сколько он зарабатывает и в каком банке держит деньги. Она обращается в налоговую с запросом:

Прошу предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ИП Петрова; о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств в рублях и иностранной валюте.

Если сотрудник налоговой расскажет о доходах и счетах предпринимателя, он рискует получить штраф до 1 млн рублей. Потому что эти сведения — налоговая тайна.

В законе нет списка сведений, которые относятся к налоговой тайне. Зато есть определение от обратного: налоговая тайна — это любые сведения, которые налоговая получает от бизнеса, кроме тех, что перечислены в статье 102. К примеру, в списке:

  • общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
  • ИНН;
  • информация о долгах и задержках по налогам;
  • налоговый режим компании, например упрощенка;
  • среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
  • налоги, доходы и расходы за прошлый год.

Всё, что не входит в список исключений, могут знать налоговая, сам налогоплательщик и по запросу в налоговую или компанию — полиция с судом. Задача налоговой — следить, чтобы её сотрудники не разглашали эти сведения.

Кажется, что налоговая тайна — это что-то из внутреннего мира налоговиков, но есть два случая, когда тайна может понадобится предпринимателю:

  • проверка контрагентов;
  • признание налоговой тайны общедоступной для участия в тендере или сотрудничества с крупной компанией.

Налоговая тайна и проверка контрагентов

У судов и налоговой есть термин «должная осмотрительность» — это проверка партнеров и поставщиков перед работой. Проверка нужна, чтобы на этапе выбора партнеров выявить подозрительных и не работать с ними. К примеру, подозрительной будет строительная фирма с одним сотрудником и нулевыми декларациями за последние пару лет.

Подробнее о должной осмотрительности

До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.

Открытые сведения накладывают на предпринимателя обязанность проверять по ним контрагентов. Раз сведения о сотрудниках есть, не получится сказать в суде: «Я не знал, что у этой фирмы нет строителей и она не сможет мне построить завод по нашему контракту».

Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:

В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:

  • 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
  • 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
  • 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.

Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.

Налоговая тайна и общедоступные сведения

В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.


Как провести тендер

Чтобы открыть сведения, заполняют «Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными». Его относит в налоговую директор компании, ИП или человек по доверенности.


В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.

Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.

Наказание за раскрытие налоговой тайны

За разглашение налоговой тайны есть наказания:

  • за сбор сведений, похищение документов или подкуп сотрудников налоговой — штраф до 500 000 рублей, исправительные работы до года или лишение свободы до двух лет;
  • разглашение или использование сведений — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до трех лет.

Сложно узнать, что сотрудник налоговой копирует на флешку декларации компании, а потом их продает конкурентам. Но такое может произойти, если владелец компании случайно увидит свою декларацию в интернете. Тогда надо обратиться в полицию или прокуратуру, они проведут расследование и всех накажут.


С августа по декабрь прошлого года ФНС России сделала общедоступной информацию о предприятиях, которая некогда считалась налоговой тайной. К этому шагу служба шла целых два года с момента принятия закона, снявшего режим налоговой тайны с части сведений в 2016 году. Эксперты заговорили о «небывалой прозрачности бизнеса», но не успели предприя­тия почувствовать эффект на себе (сервис «Прозрачный бизнес» пока работает в тестовом режиме), как участники рынка АПК пошли ещё дальше: в январе этого года объявили о создании нового ресурса, публикующего информацию о разрывах НДС. Добровольное согласие фермеров на раскрытие информации в этом ресурсе теперь становится одним из главных условий покупки у них зерна.

Долгий путь из тени

Публикация сведений на сайте ФНС России несколько раз откладывалась из-за масштабности работы и по просьбе бизнесменов. Компании настаи­вали на тщательной перепроверке данных, проведении сверок из-за опасений, что малейшая неточность может сказаться на их репутации.
Как сообщила «Крестьянину» Наталья Ромашова, замначальника отдела работы с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС по Ростовской области, в настоящее время все сведения о компаниях доступны на официальном сайте ФНС России в разделе «Открытые данные». Для их публикации службе не требуется никаких дополнительных согласий со стороны предпринимателей.

Информация публиковалась поэтапно в августе, октябре и декабре. Перестали быть секретом такие сведения:

- среднесписочная численность работников организаций;

- специальные налоговые режимы;

- доходы и расходы организаций;

- суммы уплаченных налогов, сборов и взносов;

- о субъектах малого и среднего предпринимательства из Единого реестра МСП;

- о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

- о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение

«Снятие налоговой тайны и обнародование данной информации даёт возможность участникам рынка оценить свои риски и проявить должную осмотрительность при выборе бизнес-партнёров и заключении договоров», – сказано в пресс-релизе Управления ФНС по Ростовской области.

Однако наша попытка поработать с этой информацией не увенчалась успехом: массив данных требует участия специалиста-дешифровщика. В настоящее время такую работу проводят различные ресурсы, например klerk.ru.

Для упрощения работы с информацией ФНС создала сервис «Прозрачный бизнес» с более удобным интерфейсом и возможностью проверки контрагента по названию, ИНН и прочим параметрам. Но он пока работает в тестовом режиме и не выдаёт полных сведений по запросу.

Добровольно, но принудительно

Курс на информационную открытость Федеральной налоговой службе проложила «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти», принятая правительством в 2014 году. Пойти на такие меры чиновники решились из-за «нарастающих сложностей социальных процессов и новых экономических вызовов». Концепция предусматривает использование «современных механизмов общественного контроля».

Вероятно, именно такие механизмы были реализованы при подписании Хартии об обороте зерна в 2017 году. Документ был призван навести порядок на рынке АПК. Известно, что он разрабатывался и активно продвигался с подачи налоговиков, но через общественную организацию. Аналогичным образом действуют и сейчас.

В ноябре прошлого года при содействии ФНС и Общественной палаты была создана Ассоциация добросовестных участников рынка АПК. Среди учредителей ассоциации такие крупные компании, как «Астон», «ТД РИФ», «Гленкор Агрикалчер МЗК» и другие.

Цель – пресечь незаконные действия на рынке оборота сельскохозяйственной продукции. Для этого создан сервис, который публикует сведения о налоговых «разрывах» (то есть компаниях, которые не уплатили НДС). Но чтобы его наполнить, ассоциации необходимо получить доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

А для этого налогоплательщик должен добровольно подать согласие на признание части сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. Чтобы форсировать этот процесс, ассоциация рекомендовала своим членам включить условие предоставления согласия в договор с контрагентами.

Фермеры подтвердили, что такое требование уже предъявляют крупные компании при покупке сельхозпродукции.

Как сообщает ассоциа­ция, согласие на раскрытие данных подали около 3,5 тысячи компаний.

Доступ к ресурсу для компаний будет платным, 10 тысяч рублей в год. В тестовом режиме можно сделать три бесплатных запроса.

Плюсов больше, чем минусов

Какие возможности и риски несут нововведения для сельхозпроизводителей? Комментируют эксперты.

– Сервис ФНС «Прозрачный бизнес» – это первый бесплатный общероссийский ресурс, который упростит компаниям работу с информацией, – считает Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы «JBI Эксперт». – Нельзя сказать, что вся эта информация – о налоговой и бухгалтерской отчётности, платежах в бюджет, исполнительном производстве – прежде была недоступна. Частично её получали, но через другие, платные сервисы. А теперь появился единый, официальный источник. Предпринимателям не придётся собирать дополнительную информацию о партнёрах, направляя запросы в налоговую. Проверить, имеет ли компания признаки фирмы-однодневки, станет значительно проще.

Ольга Проскурина рассказала, что новой тенденцией применения статьи 54.1 Налогового кодекса РФ стало то, что ФНС снимает у закупающей компании НДС к вычету и налог на прибыль в том случае, если при продаже товара в цепочке посредников кто-то из них не платит НДС (такими неплательщиками, как правило, являются фирмы-однодневки, созданные специально для отмывания денег).

При этом не имеет значения, заключила ли добросовестная компания договор с фирмой-однодневкой напрямую или же такую ошибку совершил кто-то из её посредников.

Чтобы обезопасить себя от таких рисков, крупные покупатели пытаются переложить ответственность на контрагентов, и в том числе первичных производителей. Они включают в договор пункт, что если ФНС не примет у них НДС к вычету, разрыв обязан погасить поставщик, и так по всей цепочке вплоть до производителя продукции.

– Доказывать свою непричастность сельхозпроизводителям придётся уже в суде, также как и то, были ли они достаточно осмотрительны при заключении сделки, – объяснила Ольга Проскурина.

Учитывая существование такой проблемы, специалист считает сервис, публикую­щий информацию о налоговых разрывах, очень полезным: «Пока не знакома с работой конкретно этого ресурса (Ассоциации добросовестных участников рынка АПК. – Прим. авт.), но если он будет показывать, насколько качественно поставщик платит НДС, какие у него поставщики и так далее – всю цепочку, то это обезопасит и защитит интересы как производителей, так и покупателей сельхозпродукции».

– Бизнес – барометр коррупции. Было время, когда он зашкаливал, а сейчас начинает выходить на нормальные показатели. В сельском хозяйстве, надо признать, было много беспорядка во всех проявлениях и на разных уровнях как со стороны участников рынка, так и со стороны контролирующих органов. Теперь же всё упорядочивается, – считает Михаил Марышев, руководитель комитета по АПК РОО «Опора России». – Кому нечего скрывать, кто является добросовестным участником рынка, платит налоги, не стоит опасаться раскрытия информации. Напротив, если вы хотите участвовать в торгах, находить себе новых клиентов, развивать бизнес, нужно стремиться к большей открытости, популяризации компании, присутствию в информационном пространстве. Это ваше конкурентное преимущество: крупные компании быстрее заключат с вами договор, ведь им не придётся тратить время на проверку вашей благонадёжности и анализ рисков. Скорость заключения сделки может сулить множество выгод: более высокую цену, оперативность закрытия сделки, быстрее можно получить финансовый расчёт, чтобы оплатить свои расходы и пр. Вот почему такие сервисы крайне необходимы: они позволяют ускорить бизнес-процессы, оптимизировать кадры, сокращая расходы на службы безопасности, сотрудников юридического сопровождения.

По мнению Михаила Марышева, публикация сведений не повышает риск рейдерских захватов предприятий, о чём беспокоятся участники рынка.

– Если кто-то задаётся конкретной целью, то использует совсем другие источники, как правило, внутри самого предприятия. Например, споры между партнёрами или сотрудниками, которые порождают коммерческие, а не налоговые разногласия, – считает эксперт. – Моё мнение: в период глобальной цифровизации любые дополнительные ресурсы дают больше возможностей, чем угроз. Уверен, скоро процессы упростятся настолько, что путём одного нажатия «мягкой кнопки» на смартфоне можно будет решить массу задач и алгоритмов.

Главное – проявлять предпринимательскую сноровку, развивать бизнес, двигаться вперёд.

Сведения о налогоплательщике (с 01.01.2017 – о плательщике страховых взносов) с момента постановки его на учет в налоговой инспекции являются налоговой тайной. Налоговые инспекции и их должностные лица обязаны обеспечивать и сохранять налоговую тайну организации, индивидуального предпринимателя или физического лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя (подп. 13 п. 1 ст. 21, подп. 8 п. 1 ст. 32, п. 9 ст. 84 НК РФ).

Согласие на общедоступность

При определенных условиях сведения о налогоплательщике или плательщике взносов, полученные налоговой инспекцией, могут быть выведены из-под налоговой тайны и стать общедоступными. К таким сведениям относится, в частности, информация:

об организации – о ее обособленных подразделениях, лицензиях (разрешениях) на право пользования недрами;

из бухгалтерской (финансовой) отчетности;

о счетах в банках и лицевых счетах, движениях денежных средств по счетам в банках;

полученная по результатам налогового контроля;

об объектах налогообложения; о сумме налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, исчисленных организации или предпринимателю; о сумме налога, подлежащей возмещению из бюджета;

из налоговых деклараций (расчетов);

из форм 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, 4-НДФЛ и 6-НДФЛ и т.д.

Один из вариантов, когда тайные сведения становятся общедоступными - наличие письменного согласия на это от налогоплательщика или плательщика страховых взносов (подп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ). Комментируемым приказом утверждена форма такого согласия, а также порядок его заполнения и представления в налоговую инспекцию.

Как подать согласие

или в письменной форме - лично либо через своего представителя;

или в электронной форме - по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

или через личный кабинет налогоплательщика.

При направлении согласия в письменной форме датой его представления считается дата отметки о получении согласия, проставленная должностным лицом налоговой инспекции. А при подаче согласия в электронной форме – это дата, указанная в электронном подтверждении даты отправки.

Налоговая инспекция может не принять согласие налогоплательщика или плательщика взносов в случаях, перечисленных в пункте 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.


Приказ Федеральной налоговой службы
№ММВ-7-17/615@ от 15.11.2016

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ, ФОРМАТА СОГЛАСИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ) НА ПРИЗНАНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВУЮ ТАЙНУ, ОБЩЕДОСТУПНЫМИ, ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177) приказываю:

форму согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

формат представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в электронной форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

порядок представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в налоговые органы согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 01.04.2017.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего и контролирующего деятельность Управления стандартов и международного сотрудничества.

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Читайте также: