Соглашение об избежании двойного налогообложения с кипром

Опубликовано: 17.05.2024


В своем обращении 25 марта Президент РФ указал на необходимость пересмотра действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, чтобы прекратить практику безналогового вывода средств на заграничные счета. Чуть позже Минфину России было поручено провести переговоры с компетентными органами соответствующих государств, первым из которых стала Республика Кипр.

1 апреля кипрским властям было передано письмо Минфина России от 31.03.2020, в котором кипрской стороне предлагается внести изменения в российско-кипрское Соглашение согласно приложенному проекту Протокола.

Российская Федерация предлагает изменить соглашение в части налогообложения доходов в виде дивидендов и процентов, которые выплачиваются из одного государства резиденту (и фактическому получателю доходов) другого государства таким образом, чтобы государство – источник выплаты могло облагать эти доходы по ставке, не превышающей 15 процентов.

Иначе говоря, дивиденды, которые выплачиваются из России кипрскому резиденту, обладающему фактическим правом на доход, вместо действующих ставок 5% (для инвесторов) и 10% будут облагаться по ставке 15 процентов. Также по ставке 15% будут облагаться проценты, которые сейчас от российского налога освобождены.

Кипрской стороне предложено представить свои соображения по этому поводу не позднее 15 июня. Очевидно намерение российских властей завершить все переговоры уже в этом году, чтобы изменения в Соглашение вступили в силу с 1 января следующего года. Одновременно в письме Минфина указано на то, что при несогласии кипрской стороны с предложенными изменениями Россия оставляет за собой право в одностороннем порядке расторгнуть Соглашение. Последствия расторжения Соглашения очевидны и, естественно, не ограничатся вопросами налогообложения процентов и дивидендов, а будут иметь еще более серьезные негативные последствия. В том числе это коснется и российских резидентов, которые получают доход от использования активов/капитала на территории Кипра,

Сейчас бизнес (как российский, так и иностранный) ссылается на то, что компании – получатели дивидендов и (или) процентов реально работают на Кипре, имеют собственные источники средств, распоряжаются полученными доходами, то есть являются их фактическими получателями и имеют право на льготы по Соглашению. Действующее законодательство позволяет налоговым органам это оспаривать, для чего в последние годы в него введено множество новых норм. Но, как видим, российская сторона решила пойти более кардинальным путем.

Похоже, предложения призваны мотивировать лиц - фактических получателей дивидендов и процентов из иных юрисдикций, которые используют кипрские компании как промежуточное звено, раскрыться и признать свой истинный налоговый статус. Это позволит им применить так называемый «сквозной подход» - тем более, что он уже предусмотрен российским налоговым законодательством. И в случае, если эти лица (фактические получатели дохода) – российские налоговые резиденты или резиденты «благоприятных» налоговых юрисдикций (с которыми у России есть СИДН), то ставка налога вполне может оказаться выгоднее, чем 15% по предложенным поправкам в российско-кипрское Соглашение.

Но поправки, если они будут приняты, поставят и множество других важных вопросов. Прежде всего, как они соотносятся с другими нормами, которые также направлены на борьбу с искажением налоговой базы и безналоговый вывод средств (например, о КИК и налоговом резидентстве), как изменения будут согласовываться с принципом стабильности налогообложения инвестиций, о котором так много говорится в последнее время, не будет ли Соглашение с Кипром лишь первым шагом масштабного пересмотра существующих международных договоренностей (ведь не только кипрские компании российские власти подозревают в неправомерном использовании льгот по соглашениям) и т.д. и т.п.

И конечно, в практическом плане возникает вопрос об использовании кипрских компаний в структуре холдинга, даже если они осуществляют на Кипре реальную инвестиционно-финансовую деятельность и являются фактическим получателем дохода (по крайней мере, с точки зрения ОЭСР и законодательства Кипра). Ведь для них Соглашение, по существу, действовать перестанет.

Вы писали несколько статей про налоги с иностранных дивидендов, налоги для нерезидентов и прочее. Я внимательно прочитал налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и другие документы, и у меня возник такой вопрос: может ли человек — налоговый нерезидент России применять налоговое соглашение с другой страной, в которой он тоже не считается налоговым резидентом?

Вот конкретный пример.

Петя уехал учиться в США по визе F-1 . Для студентов с этой визой в налоговом законодательстве США предусмотрено исключение, по которому они не будут считаться налоговыми резидентами США первые 5 лет. Для этого надо подать форму 8843. Будем считать, что Петя не забывает подавать ее вовремя.

Петя — финансово грамотный студент, так что у него есть акции американских компаний, с которых он получает дивиденды. По идее, он должен платить налог 30% в США, но он ссылается на статью 10 соглашения между РФ и США об избежании двойного налогообложения и платит только 10%. Пока Петя жил в России, он доплачивал государству 3%, но поскольку теперь он находится в США уже свыше 183 дней, то в РФ он больше не налоговый резидент, так что в России с этих дивидендов он теперь не платит вообще ничего.

Среди моих знакомых есть два лагеря: большой и маленький.

Маленький лагерь считает так: в статье 4 соглашения есть определение резидента с точки зрения соглашения. Там написано, что резидентом России считается человек, который по какой-то причине должен платить в ней налоги. Но если он должен платить налоги только с дохода, полученного в России, то тогда он не резидент.

Петя — налоговый нерезидент в России согласно налоговому кодексу, так что он должен платить налоги в РФ только с российских доходов, а значит, он подпадает под исключение и не будет резидентом России по определению из соглашения. Резидентом США он не является по той же причине, так что соглашение вообще никаким образом к нему не применяется. Соответственно, в США он должен платить большие налоги только с доходов из США, а в России — тоже большие налоги, но только с доходов из РФ.

Большой лагерь думает так: в статье 4 соглашения написано, что налоговым резидентом России признается человек, который должен платить в РФ налоги по какой-то причине, но только если неверно, что единственная причина налогов — это доход из России.

Петя — гражданин России. И вообще у него тут семья, центр жизненных интересов и место постоянного проживания — собственная квартира, а в США он арендует. Так что у него много причин платить налоги в России. А налоговый кодекс тут вообще ни при чем, потому что соглашение имеет над ним приоритет. Поэтому он резидент России по определению из соглашения, а значит, все делает правильно и с чистой совестью указывает в форме W-8BEN свой российский адрес, российский ИНН и ссылается на статью 10 соглашения. А если бы он так не делал, то ему пришлось бы платить большие налоги или там, или там, но не одновременно: как-то это несправедливо.

На последнее возражение маленький лагерь отвечает, что эти соглашения созданы, чтобы избегать двойного, а не большого налогообложения.

Я почему-то не нашел обсуждения этого, как мне кажется, довольно тонкого момента нигде в интернете. Помогите, пожалуйста, — рассудите спорщиков!

Спасибо за интересный вопрос! Если коротко, то маленький лагерь прав. Соглашение об избежании двойного налогообложения к Пете не применяется, поскольку в его случае угрозы двойного налогообложения нет. Разберемся подробнее.


Какие цели преследуют государства, избегая двойного налогообложения

Каждое государство самостоятельно создает свою налоговую систему. Несогласованность систем разных стран может приводить к тому, что с полученного дохода один и тот же налог приходится заплатить дважды. Это препятствует росту инвестиционных потоков между государствами, международной торговле и передаче технологий. В условиях глобализации двойное налогообложение признается злом, с которым принято бороться.

Введение к типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложенияPDF, 2,9 МБ

Когда одно государство заключает соглашение об избежании двойного налогообложения с другим государством, оно в первую очередь руководствуется не интересами отдельных граждан, а пользой для экономики.

Россия заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами, в том числе с США. Для удобства я буду называть договор между РФ и США соглашением, как и вы в своем вопросе.

Сразу оговорюсь, что при толковании международного договора учитывается не только обычное значение терминов в их контексте, но и цели договора.

В августе пришло время повнимательнее ознакомиться с тем, что Владимир Путин озвучивал в начале года. Мы уже писали о том, что граждане заплатят налоги на доход со своих вкладов. Следующая история связана с дивидендами: Россия начинает денонсировать соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром. Объясним, что это значит.

Как сделать так, чтобы деньги, которые заработаны в России, остались в России? Можно перекрыть легальные и давно работающие каналы вывода средств за границу. Возьмём Кипр, родину греческой богини любви Афродиты. Резидентам позволяется платить налоги на заработанное в России там по более низкой ставке, а также выводить на остров доходы и дивиденды. Россия денонсирует старое соглашение: любить Родину всё-таки в приоритете.

Что такое денонсация?

За не самым знакомым простому обывателю термином денонсации стоит отказ государства от ранее заключённого международного соглашения. Сейчас между Россией и Кипром действует налоговое Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, и с целью поощрения экономического сотрудничества между двумя странами. Оно было подписано в 1998 году. Соглашение подробно описывает ситуации с налогами для предпринимателей-резидентов России, Кипра или обоих стран одновременно, а также касается темы дивидендов. Так, выплата дивидендов на Кипр по старому соглашению могло обойтись по ставке налога в 5 или 10%, а на проценты по займам и вовсе обнулить ставку налога. При этом в России ставка составляла 13−15%: в итоге на Кипр вывели почти 2 триллиона рублей в 2019 году и почти 1,5 триллиона в 2018 году.

Однако Владимир Путин в начале 2020 года заявил, что соглашения с другими странами надо пересмотреть, чтобы российские капиталы не уходили за границу. В июне и июле ведомства двух стран обсуждали пересмотр соглашения так, чтобы, по словам замминистра финансов Алексея Сазанова:

Чтобы уже с 1 января следующего года большинство выплат процентов и дивидендов из России на Кипр стали бы облагаться налогом у источника по ставке 15%

15 процентов, к слову, взимается в России с физических лиц-нерезидентов.

Переговоры не увенчались успехом: Минфин объявил, что денонсирует договор об избежании двойного налогообложения. Помимо Кипра, к слову, российская сторона вела переговоры с Люксембургом и Мальтой, через которые тоже проходят значительные потоки денег из России.

Для выполнения поручения президента РФ о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых с территории Российской Федерации в Республику Кипр по ставке 15%, Минфин России 3 августа с. г. начинает процедуру денонсации соглашения

Зачем это России?

Для России польза очевидна. Есть сразу несколько аспектов. Один относится к структурам, которые были реструктурированы через Кипр как холдинг: по старому соглашению работать так было выгодно для бизнеса, однако сейчас ситуация изменится, а власти ждут, что бизнес будет возвращаться обратно в РФ.

Когда бизнес будет искать новые варианты, он обратится к специально созданным в нашей стране САР, специальным административным районам. Минфин обещает:

Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов с тем, чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода соответственно структур холдинговых в Россию обратно

Для Кипра ситуация стала шоковой.

Мы не знаем ничего о планах разорвать соглашение. Мы находимся в ожидании. С моей точки зрения, нет причин для прекращения соглашения. У нас был обмен электронными посланиями, мы оптимистично настроены

Хоть кипрский Минфин и заявил, что выход России из соглашения стал неожиданностью, эксперты считают, что вскоре страны снова заключат налоговое соглашение, пусть и на других условиях. Как отметил Александр Токарев из КПМГ:

Переговоры с Кипром проходили на протяжении длительного времени, нельзя исключать того, что новые условия будут указаны в новом соглашении. Вероятно, вносить большое число правок в прежний документ стороны сочли нецелесообразным

В случае отмены соглашения налогообложение будет регулироваться произвольно различными налоговыми органами — и это не будет способствовать уверенности инвесторов

Мнение экспертов

Директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Александр Токарев не назвал решение о денонсации неожиданным и напомнил, что впервые тему поднял президент, сразу отметив, что РФ выйдет из соглашения о двойном налогообложении, если другая страна не примет условий:

С другой стороны, с учетом количества раундов переговоров между минфинами ожидался какой-то прогресс, то есть сохранение СИДН при существенном ограничении перечня лиц, которые все же получат право на льготы. В этой связи такой финал может стать сюрпризом для бизнес-сообщества

Токарев ждёт, что САР будут более популярными после кипрских событий, но стоит подождать действий правительства. Правда, от ситуации в целом Токарев не ждёт большого потока налогов в бюджет страны:

И в первую очередь это касается расширения перечня лиц, которые смогут воспользоваться пятипроцентной ставкой налога на доходы у источника выплаты в РФ по дивидендам в пользу нерезидентов. Пока, к сожалению, данной нормой могут воспользоваться только лишь публичные международные холдинговые компании, количество которых весьма ограничено


Гражданин, который проживает в России более 183 дней на протяжении года, обязан платить налоги на все доходы, независимо от того, в какой стране мира он их получает. Часто с двойным налогом сталкиваются владельцы недвижимого имущества за рубежом, которое они сдают в аренду или продают.

Налоговый кодекс РФ

Двойное налогообложение России со многими странами урегулировано двухсторонними договорами, что значительно облегчает жизнь налогоплательщикам.

Что значит двойное налогообложение

Под двойным налогообложением подразумевается обязательная уплата налогов на прибыль в разных государствах. Касается это обычно тех, кто является гражданином одной страны, а получает доход в другой.

Для оптимизации процесса, сокращения и без того немалых расходов на оплату сборов правительство РФ подписывает договора с другими государствами. Это помогает избежать двойной уплаты налогов.

Причины возникновения вопросов о двойном налогообложении

Самые распространенные причины двойных сборов:

  1. Гражданство и источник прибыли в разных государствах. Человек живет в одной стране, а прибыль получает в другой. В этом случае на доходы налогоплательщика претендуют оба государства. Это касается владельцев недвижимости, тех, кто ведет бизнес за рубежом, приезжает на заработки и т. п. В таких ситуациях одна из двух стран должна освободить человека от уплаты налогов. Если этого не происходит, в силу вступает двойное налогообложение.
  2. Человек имеет резидентство сразу в нескольких странах. Резидент — это тот гражданин, кто живет в родном государстве или продолжительный период — в другом. Например, иностранцы, проживающие на территории РФ более 183 дней, приобретают статус резидента. Если между двумя государствами не заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то резидент будет выплачивать налоговый сбор и на родине, и в стране, где получает прибыль. Вследствие этого доход может значительно сократиться или исчезнуть совсем.

резидент

Резидент — это тот гражданин, кто живет в родном государстве или продолжительный период — в другом.

Что такое договор об устранении двойного налогообложения

Согласно межгосударственным соглашениям устанавливаются нормы оплаты налогов с прибыли частных и юридических лиц, чьи доходные активы находятся за пределами страны их гражданства. Договор об устранении двойных налогов регулирует такие ситуации в 2021 году:

  1. Прописаны типы налогов и перечислены лица, на которые это соглашение распространяется.
  2. Установлен порядок распределения налоговых сборов от всех доходов между странами.
  3. Указаны срок действия и условия прекращения соглашения.

Благодаря таким международным договоренностям определенные виды финансовых сделок освобождаются от налогообложения в одной из двух стран. Либо налоги выплачиваются, но на льготных условиях. Это помогает налогоплательщикам в несколько раз сокращать расходы, оптимизировать проведение сделок и развивать отношения с зарубежными странами.

Как работают соглашения об избежании двойного налогообложения в России узнайте из видео, представленном ниже.

Россия заключила 83 договора об избежании двойного налогообложения с другими государствами.

Список стран, с которыми у России заключены договора об избежании двойного налогообложения в 2021 году

В этом списке в 2021 году:

  • Все страны — члены ЕС, кроме Эстонии.
  • Австралия, Австрия, Азербайджан, Армения, Аргентина, Албания, Алжир, Беларусь, Бельгия, Бразилия, Ботсвана, Венесуэла, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Гонконг, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Исландия, Ирландия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Кипр, Катар, КНДР, Китай, Куба, Корея, Кувейт, Латвия, Ливан, Литва, Люксембург, Македония, Мали, Малайзия, Мексика, Марокко, Монголия, Молдова, Намибия, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Польша, Португалия, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Сирия, Сингапур, США, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Таиланд, Турция, Украина, Узбекистан, Франция, Финляндия, Филиппины, Хорватия, Черногория, Чили, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, ЮАР, Япония.

У каждого подписанного соглашения есть свое уникальное содержание, но на сегодняшний день отмечается постепенная унификация текстов договоров.

В 2020-2021 году были подписаны и ратифицированы новые соглашения с Кипром, Мальтой, Люксембургом. В результате которых процентные ставки в этих странах повысились на дивиденды и проценты.

Полная таблица стран по алфавиту и даты подписания договора с ними есть на сайте consultant.ru

Российские резиденты, получающие прибыль с активов в государствах, с которыми вопрос о двойном налогообложении не урегулирован, обязаны платить один и тот же налог обеим странам.

Важно! Приоритет имеет международный договор. Если в нем налоговая ставка составляет 5 %, а в отечественном НК — 10, то налогоплательщик имеет право делать выплаты по международной ставке. Но при этом нужно соблюдать строго все сопутствующие условия данного соглашения.

Что нужно для получения льгот на налоги в межгосударственных сделках

Применение льготного налогообложения, согласно условиям межгосударственного договора, возможно только при соблюдении некоторых условий.

  1. Необходимо подтвердить наличие иностранного партнера у российского налогоплательщика, который выплачивает ему прибыль. А также следует подтвердить нахождение партнера за рубежом.
  2. Зарубежный партнер должен документально подтвердить, что он получает прибыль и находится на территории государства, с которым у России подписано соглашение об отмене двойных налоговых платежей.
  3. Одно из частых требований к документам — наличие апостиля. Бумаги следует перевести на русский язык и представить до выплаты прибыли. Если они будут предъявлены позже, налог придется оплатить согласно условиям внутреннего НК. Позже сбор можно вернуть, а иностранному партнеру доплатить прибыль.

налог

Размер налога в разных странах

Чтобы обойти двойное налогообложение, зарубежному партнеру необходимо представить:

  • Подтверждение постоянного пребывания резидента в стране. Перевод документа на русский язык обязателен.
  • Подтверждение права иностранного партнера получать доход.

Налогообложение на прибыль от сдачи недвижимости в аренду

Если резидент РФ имеет прибыль от сдачи объекта в аренду, который находится, например, в Германии, то весь оплаченный там налог вычитается из суммы сбора в РФ. Подоходный налог для резидентов России — 13 %. Если размер выплаченного налога в ФРГ меньше того, что рассчитали в РФ, то необходимо доплатить разницу.

Если человек сдает в аренду объект за границей и получает с этого доход, он обязан этот факт задекларировать в РФ. Представляется декларация в виде 3-НДФЛ. Дополнительно потребуется один из документов:

  • Подтверждение размера прибыли и оплаченного налога. В нем указываются тип и размер дохода, год его получения, сумма начисленного сбора и дата его оплаты.
  • Нотариально заверенная налоговая декларация на русском языке, которую подали в другой стране. Дополнительно потребуется ксерокопия платежки, свидетельствующей об оплате сбора.

Еще больше информации о налогах узнайте из видео, представленном ниже.

Оплаченный за границей налог засчитывается при представлении декларации. Сообщить о прибыли в налоговую службу и получить зачет налога разрешено на протяжении трех лет с момента получения дохода.

  1. Гражданин РФ имеет в Германии недвижимость и получает прибыль со сдачи ее в аренду. Налоговая ставка от аренды в Германии составляет 23,4 %, в России — 13 %. Оплачивая сбор в ФРГ, где была получена прибыль, резиденту не придется что-то платить в России, так как подоходный налог в стране ниже.
  2. Вычеты, предоставленные резиденту за рубежом, не учитываются при начислении налогового сбора в России. Например, у россиянина есть коттедж во Франции, от сдачи в аренду которого его годовой доход составляет 18 000 €. По местному закону собственник может потребовать половину налогооблагаемой суммы в счет содержания своей недвижимости. Следовательно, налогом будут облагаться не 18 тысяч, а — девять. Налоговая ставка нерезидентов составляет 20 %, а значит, 1800 € нужно будет отдать в счет налога.

Система вычетов не работает на территории РФ. Таким образом, резиденту следовало бы платить налоговый сбор с 18 000 €, а это 2340 € в год (13 %). Но благодаря подписанному договору об устранении двойных налогов между странами налогоплательщик доплатит всего лишь 540 €.

Диаграмма распределения налогов в Италии

График распределения налогов (%)

Внимание! Если налоговый сбор выплачивается в РФ по упрощенной системе, то зачет его в другой стране невозможен.

Налог на прибыль с продажи недвижимости

Российский закон не разграничивает правила на продажу недвижимости внутри страны и за ее пределами. Не платить налог в России и не представлять декларацию можно только в случаях, если:

  1. Объект был приобретен ранее 1 января 2016 года и до продажи он находился в собственности более трех лет.
  2. Недвижимость приобретена после 1 января 2016 года и до момента продажи в собственности — пять и более лет. В случаях наследства, дарения, пожизненного содержания с иждивением срок собственности составляет три года и более.

Налог не платят, если недвижимость не использовалась в качестве источника получения прибыли.

Если собственник объекта не подходит под вышеперечисленные требования, он обязан представить налоговую декларацию в виде 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года после продажи объекта. А до 15 июля оплатить налоговый сбор.

Больше информации об уплате налога при продажи квартиры Вы узнаете из видео, представленном ниже.

Налоги на прибыль от аренды и продажи могут засчитываться в РФ, согласно договору об устранении двойных налогов. Ставка для резидентов — 13 %.

Пример. Резидент России приобрел апартаменты в Испании за 400 тысяч евро, а в 2018 году продал — за 450 тысяч. Заработанные 50 000 € будут облагаться налогом (24 % в Испании, или 12 000 €). Период между приобретением и продажей объекта — более трех лет, значит, достаточно оплатить налог только в Испании.

Соглашение России и Германии

Правительства России и Германии более 20 лет назад подписали договор об устранении двойных налогов. Это наладило деловые взаимоотношения и снизило риск потери большей части доходов к минимуму.

Если налоговые сборы оплачиваются в ФРГ, то в России сокращается размер сбора. Происходит это следующим образом:

  1. Человек имеет доходы на территории Германии и там же платит налог.
  2. Соответствующие органы представляют эту информацию в Россию.
  3. Подоходный налог для резидентов в РФ — 13 %.
  4. Прибыль налогоплательщика умножается на 13 %, это и есть сумма сбора в России.
  5. Из суммы налога в Германии вычитается налоговый сбор в России, и получается разница, которую и должен оплатить налогоплательщик. Если разницы нет или налог в РФ меньше, чем в Германии, тогда платить российским налоговым службам ничего не нужно. Если больше, чем в ФРГ, то вносится разница.

Германия налоговая система

Структура немецкой налоговой системы

Двойное налогообложение России и США

Договор об устранении двойного налогообложения между Россией и Америкой был заключен в 1992 году. Это было крайне необходимо, так как экономические взаимоотношения стремительно развивались. В России появилась масса американских организаций, как и российских в США.

Выплаты налогов одновременно в двух странах стали не только неудобными, но и отрицательно сказывались на финансовом состоянии компаний и физических лиц. Поэтому лучшим решением сохранить и развивать деловое сотрудничество двух стран стал подписанный договор об избежании двойных сборов.

Американская система налогообложения работает по следующему принципу: и резидент, и гражданин одинаково должны оплачивать налоги в IRS на доходы в любой точке мира.

Налоговые службы США активно контролируют деятельность иностранных организаций на своей территории. Любая махинация, уклонение от уплаты налогов может наказываться не только лишением лицензии и запретом на работу, но и огромными штрафами, уголовным преследованием.

Не платить налоговые сборы дважды вполне можно без нарушения закона:

Как избежать двойного налогообложения узнайте из видео, представленном ниже.

На сегодняшний день практически все экономически развитые страны уже подписали договор об избежании двойных налогов. Это позволяет развивать внешние торгово-экономические связи, снизить уровень мошенничества, тем самым приумножая свою прибыль.

Prostopravo рассказывает о договоре, соглашении об избежании двойного налогообложения с Кипром

Краткое содержание и ссылки по теме

Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения

Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы подписана еще в 2012 году, ратифицирована Украиной в 2013-ом.

Налогами, на которые распространяется действие Конвенции, являются:

  1. a) в Украине
  2. i) налог на прибыль предприятий; и
  3. ii) налог на доходы физических лиц;
  4. b) на Кипре:
  5. i) подоходный налог;
  6. ii) корпоративный налог на прибыль;

iii) специальный взнос на оборону Республики; и

  1. iv) налог на доходы от отчуждения имущества;

Конвенция применяется также к любым идентичным или значительным образом подобным налогам, взимаемым одной из сторон после даты подписания соглашения в дополнение к существующим налогам или вместо них.

Доходы от недвижимого имущества

Доходы, получаемые резидентом Государства от недвижимого имущества (в том числе доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое он имеет по законодательству Договаривающегося Государства, в котором находится это имущество. Этот термин в любом случае включает имущество, дополняющее недвижимое имущество, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйствах, права, к которым применяются положения законодательства о земельной собственности, узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксированные платежи как компенсации за разработку или право на разработку месторождений полезных ископаемых, минеральных источников и других природных ресурсов. Морские, речные и воздушные суда не рассматриваются как недвижимое имущество.

Эти положения применяются также к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества, а также к доходам от недвижимого имущества предприятия.

Прибыль от предпринимательской деятельности

Прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как указано выше, прибыль предприятия может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая касается этого постоянного представительства.

Если предприятие Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному представительству приписывается прибыль, которую оно могло бы получить, если бы было отдельным и самостоятельным предприятием, осуществляющим такую ​​же или аналогичную деятельность в таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, в том числе управленческих и общих административных расходов, как в Государстве, где находится постоянное представительство, так и в любом другом месте.

Налогообложение дивидендов

Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо - фактический владелец дивидендов является резидентом другого Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать:

  1. a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактический владелец обладает не менее чем 20 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, или инвестировал в приобретение акций или других прав компании в эквиваленте не менее 100 000 евро;
  2. b) 15 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Термин "дивиденды" означает доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налогообложению, как доход от акций в соответствии с законодательством Государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль.

Эти положения не применяются, если лицо - фактический владелец дивидендов, будучи резидентом Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, через расположенное в нем постоянное представительство, и холдинг, в отношении которого выплачиваются дивиденды, действительно связан с таким постоянным представительством. В таком случае применяются положения о налогообложении прибыли предприятия.

Если компания, которая является резидентом Государства, получает прибыль или доход из другого Государства, это другое Государство не может взимать любых налогов на дивиденды, выплачиваемые компанией, за исключением, когда такие дивиденды выплачиваются резиденту этого другого государства или если холдинг, в отношении которого выплачиваются дивиденды, действительно связан с постоянным представительством, расположенным в этом другом государстве, или взимать с нераспределенной прибыли налоги на нераспределенную прибыль, даже если выплачиваемые дивиденды или нераспределенная прибыль состоят полностью или частично из прибыли или дохода, образующегося в этом другом Государстве.

Налогообложение процентов

Проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве, если такой резидент является лицом - фактическим владельцем таких процентов.

Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо - фактический владелец процентов является резидентом другого Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 2 процентов от общей суммы процентов. Способ применения этих ограничений устанавливается компетентными органами Договаривающихся Государств по взаимной договоренности.

Термин "проценты" означает доход от долговых требований любого вида, независимо от ипотечного обеспечения и независимо от владения правом на участие в прибылях должника, и в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, в том числе премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам.

Считается, что проценты возникают в Государстве, если плательщиком является само Государство, административно-территориальная единица, местный орган власти или резидент этого Государства. Однако, если лицо, выплачивающее проценты, независимо от того, является оно резидентом Договаривающегося Государства или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное представительство, в связи с которыми возникла задолженность, по которой выплачиваются проценты, и расходы по уплате этих процентов несет постоянное представительство, то считается, что такие проценты возникают в Государстве, в котором находится постоянное представительство.

Налогообложение роялти

Роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Термин "роялти" означает платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за пользование или за предоставление права пользования любым авторским правом на произведения литературы, искусства или науки (в том числе кинофильмы и фильмы или пленки, используемые для телевидения или радиовещания), компьютерные программы, любым патентом, торговой маркой, дизайном или моделью, планом, секретной формулой или процессом, или за пользование или предоставление права на пользование промышленным, коммерческим или научным оборудованием, или за информацию (ноу-хау) относительно промышленного, коммерческого или научного опыта.

Однако такие роялти могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо - фактический владелец роялти является резидентом другого Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 10 процентов от общей суммы всех платежей.

В случае уплаты роялти в отношении любых авторских прав на научные произведения, любого патента, торговой марки, секретной формулы, процесса или информации относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 5 процентов от общей суммы роялти. Способ применения этих ограничений устанавливается компетентными органами Договаривающихся Государств по взаимной договоренности.

Считается, что роялти возникают в Государстве, если плательщиком является само Государство, административно-территориальная единица, местный орган власти или резидент этого Государства. Однако, если лицо, выплачивающее роялти, независимо от того, является оно резидентом Договаривающегося Государства или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное представительство, в связи с которыми возникло обязательство выплачивать роялти, и расходы по уплате этих роялти несет постоянное представительство, то считается, что такие роялти возникают в Государстве, в котором расположено постоянное представительство.

Доходы от отчуждения имущества

Доходы, получаемые резидентом Государства от отчуждения недвижимого имущества и находящегося в другом государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Доходы от отчуждения движимого имущества, составляющего часть имущества постоянного представительства, которое предприятие Договаривающегося Государства имеет в другом Государстве, включая такие доходы от отчуждения такого постоянного представительства (отдельно или в совокупности с целым предприятием), могут облагаться налогом в этом другом Государстве .

Доходы от отчуждения морских или воздушных судов, эксплуатируемых в международных перевозках Государства, или движимого имущества, что касается эксплуатации таких морских или воздушных судов, облагаются налогом только в этом Государстве.

Доходы от отчуждения любого имущества, иного, чем то, о котором говорится в предыдущих пунктах, облагаются налогом только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.

Доходы от работы по найму

Заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, то вознаграждение, полученное в связи с этим, может облагаться налогом в этом другом Государстве.

Вознаграждение, получаемое резидентом Государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом государстве, облагается налогом только в этом Государстве, если:

  1. a) получатель находится в другом государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в любом календарном году; и
  2. b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом другого государства; и
  3. c) расходы по уплате вознаграждения не несет постоянное представительство, которое наниматель имеет в другом Государстве.

Вознаграждение, получаемое в связи с работой по найму, осуществляемой на борту морского или воздушного судна, эксплуатируемого в международных перевозках, или на борту речного судна, облагается налогом только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является предприятие, эксплуатирующее морское, речное или воздушное судно.

Новый Протокол к Конвенции

Еще в 2016 году между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр был подписан Протокол о внесении изменений в Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы. Однако по сей день (по состоянию на 2019 год) документ не ратифицирован Верховной Радой Украины, а следовательно не вступил в силу.

Остановимся на основных изменениях, внесенных в Конвенцию.

Дивиденды

Согласно статье 1 Протокола, дивиденды могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо - фактический владелец дивидендов является резидентом другого Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать:

а) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактическим владельцем дивидендов является компания (которая не является обществом), обладающая непосредственно по крайней мере 20 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды и инвестировавшая в приобретение акций или других прав компании в эквиваленте не менее 100 000 евро;

  1. b) 10 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

На сегодняшний день, по условиям действующей Конвенции, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать:

  1. a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактический владелец обладает не менее чем 20 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, или инвестировал в приобретение акций или других прав компании в эквиваленте не менее 100 000 евро;
  2. b) 15 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Проценты

Согласно ст.2 Протокола, проценты могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо - фактический владелец процентов является резидентом другого Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 5 процентов от общей суммы процентов. Способ применения этих ограничений устанавливается компетентными органами Договаривающихся Государств по взаимному согласию.

Согласно действующей Конвенции такой налог не может превышать 2% от общей суммы процентов.

Доходы от отчуждения имущества

Согласно ст.3 доходы, получаемые резидентом Государства от отчуждения акций, которые получают более 50 процентов их стоимости или большей части стоимости прямо или косвенно от недвижимого имущества, расположенного в другом государстве, могут облагаться налогом в другом государстве. Этот пункт применяется только для доходов, полученных от недвижимого имущества.

В то же время, этот пункт 4 не применяется к доходам, полученным от отчуждения акций:

и) которые котируются на признанной фондовой бирже;

  1. ii) в случае реорганизации корпорации;

iii) когда недвижимое имущество, с которого акции получили свою оценку (стоимость) является недвижимым имуществом, которое является объектом хозяйственной деятельности;

  1. iv) открытого акционерного общества; и
  2. v) подобные проценты в фондах недвижимости.

Также этот пункт не применяется к доходам, полученным от отчуждения акций, когда лицо, которое отчуждает имущество является:

и) зарегистрированным на признанной фондовой бирже;

  1. ii) открытым акционерным общество;

ііі) пенсионным фондом, фондом страхования или подобным субъектом хозяйствования.

Доходы от отчуждения любого иного имущества облагаются налогом только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, что отчуждает имущество, при условии, что эти доходы подлежат налогообложению в этом Государстве.

Условиями действующей Конвенции не предусмотрена возможность налогообложения в другом договаривающемся государстве доходов от отчуждения акций, обеспеченных недвижимым имуществом.

Читайте также: