Налоги в рф 2007

Опубликовано: 15.05.2024

Прошло немало времени с момента написания этих строк. Но и в настоящее время многие могут позавидовать Евгению Онегину, который имел достаточно хорошее экономическое образование для того, чтобы объяснить, «как государство богатеет».

Государственный бюджет называют главным звеном финансовой системы и важнейшим инструментом социально-экономического макрорегулирования. Через современные бюджеты государств в развитых странах перераспределяются от четверти до половины валового продукта нации. Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Доходы федерального бюджета по итогам прошлого года сложились в размере 6278,9 млрд. руб., что составляет 23,5 процентов от ВВП (валового внутреннего продукта). Это на 0,02 процентных пункта ниже уровня 2005 года, что всё же позволяет говорить о постепенном сокращении доли средств, распределяемых через государственные институты.

Наибольшую долю в фактическом объеме доходов, как и в предыдущие годы, составили налоговые поступления (13,4 процентов ВВП), объем которых достиг 3595,7 млрд. руб. Среди них лидировал налог на добавленную стоимость (НДС), размер которого равнялся 1510,9 млрд. руб., или 42 процента от общего объема налоговых доходов. Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами составили 1094,3 млрд. руб., или 31,1 процента от общей суммы фискальных сборов. Налог на прибыль организаций составил 502,3 млрд. руб., или 14,2 процента.

Неналоговые доходы пополнили федеральный бюджет на 2648,3 млрд. руб. Расходы федерального бюджета (с учетом средств единого социального налога - ЕСН, передаваемых Пенсионному фонду РФ) были значительно меньше - 4431,1 млрд. руб., или 16 процентов от ВВП. Объем непроцентных расходов в 2006 году вышел на уровень 15,3 процентов от ВВП и составил 4112 млрд. руб. Процентные расходы за прошлый год составили 172,8 млрд. руб., что обусловлено благоприятной конъюнктурой внутреннего финансового рынка и более высоким курсом рубля по отношению к доллару.

Консолидированный бюджет России по итогам минувшего года сложился по доходам в размере 10625,8 млрд. руб. или 39,7 процента к ВВП, а по расходам - в размере 8375,2 млрд. руб., или 31,3 процента к ВВП.

Его профицит составил 1994,1 млрд. руб.; наибольшую лепту в него внес федеральный бюджет - 1612,6 млрд. руб.

Стабилизационный фонд вырос до 2346,9 млрд. руб., что составляет 8,7 процента к объему ВВП прошлого года.

Федеральный бюджет 2007 года ориентирован прежде всего на повышение уровня и качества жизни населения, на высокие темпы экономического роста. Вполне понятно, что решение этих стратегических задач немыслимо без финансовой стабильности, то есть поддержания низкой инфляции и стабильности национальной валюты, а также без дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, устранения излишних административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности, обеспечения экономической свободы и условия равной конкуренции для представителей всех форм собственности.

С учетом прогноза на следующий год рост ВВП составит 28,9 процента за последние четыре года, в том числе в 2007 году - 6 процентов, а в среднем за четырехлетие ежегодный экономический рост составит 6,5 процента.

Еще в 2003 году объем инвестиций в основные фонды был всего 2186 млрд. руб., а уже в 2007 году он планируется в размере 4320 млрд. руб., то есть увеличится в два раза. По словам министра финансов РФ А.Л.Кудрина, сегодня наша задача заключается в том, чтобы вся экономика, все отрасли могли перенастраиваться в рамках действующего современного рыночного механизма на работу по самым высоким стандартам. Увеличением только бюджетных расходов на эти цели экономику не поднять. Локомотивом развития российской экономики должны стать частные инвестиции. В 2000 году из страны «убежало» 25 млрд. долл. В 2005 году впервые сальдо притока капитала в Россию составило около 1 млрд. долл., а за 1 полугодие 2006 года оно возросло до 11,4 млрд. долл., что свидетельствует о повышении доверия иностранных инвесторов к российской экономике.

Число федеральных целевых программ, реализуемых в 2007 году, сократилось с 51 до 46, зато их финансирование увеличилось с 405,1 млрд. руб. до 509,5 млрд. руб. При этом чуть-чуть - на 0,1% - вырос удельный вес затрат на реализацию программ в общих расходах федерального бюджета, и теперь он составляет 9,3%.

По 18 целевым программам финансирование даже не началось, хотя в бюджете 2007 года на них средства предусмотрены.

Экономика России, преодолев последствия кризиса 1998 года, в настоящее время достигла определенной стабильности и в последние годы демонстрирует неплохие показатели. Так, темпы экономического роста (роста ВВП) в 2004 г. составили 7,2%, в 2005 г. - 6,4%, в 2006 г. - 6,7%. Инфляция снизилась с 10,9 % в 2005 г. до 9,0 % в 2006 г. В этом году экономический рост ожидается на уровне 6,4 %, а инфляция - на уровне 8,1%, что подтверждает благоприятные тенденции последних лет в экономике.

Активы банковского сектора в 2006 г. увеличились на 44,1% (в относительном выражении с 45,1 до 52,8% ВВП), капитал - на 36,3% (с 5,7 до 6,4% ВВП). В I квартале 2007 г. активы увеличились на 11,1%, а капитал на 19,3%. Важным фактором впечатляющего роста капитала банковского сектора стали успешные IPO российских банков. Высокие мировые цены на нефть, металлы и другие природные ресурсы продолжают обеспечивать России благоприятные условия для экономического развития.

Тем не менее, Россия остро нуждается в инвестициях, жизненно необходимых для структурных реформ в экономике, так как только в этом случае экономический рост будет носить устойчивый характер. Следует учитывать, что степень изношенности основных фондов в промышленности, на транспорте, а также в отраслях, обеспечивающих социальную инфраструктуру, достигает 70-80%.

Возможности банковского сектора в удовлетворении потребностей российской экономики в инвестициях в настоящее время, к сожалению, невелики. И хотя удельный вес банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал предприятий в последние годы увеличивался, его уровень вряд ли можно назвать высоким (в 2005 г. -8,3%). Нельзя забывать о том, что инвестиционные возможности коммерческих банков существенно ограничены наметившейся тенденцией отставания капитализации банковского сектора от роста объема его операций, что ведет к снижению достаточности капитала банков.

Вместе с тем нельзя не отметить и ряд положительных тенденций в инвестиционной сфере. Прежде всего, экономика России становится все более привлекательной для иностранных инвестиций, о чем свидетельствует их рост в последние годы. В 2004 г. они увеличились на 36,4%, в том числе прямые инвестиции - на 38,9%, в 2005 г. - на 32,4 и 38,8% соответственно. В 2006 г. сумма иностранных инвестиций составила 55,1 млрд. долл., что на 2,7% больше, чем в 2005 г. При этом прямые иностранные инвестиции в 2006 г. выросли на 4,6%, в том числе кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий, - на 80%, портфельные инвестиции увеличились в 7 раз, в том числе вложения в акции и паи - в 8,8 раза. На конец 2006 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составлял 142,9 млрд. долл., что на 27,8% больше, чем в 2005 г. В I квартале 2007 г. в экономику России поступило 24,6 млрд. долл. Иностранных инвестиций, что в 2,8 раза больше, чем за аналогичный период 2006 года.

Среди факторов, обеспечивающих основу для благоприятного инвестиционного климата в нашей стране, можно отметить стратегический курс на развитие рыночных отношений, построение открытой экономики и вступление России в ВТО, достижения в области макроэкономики, последовательную либерализацию валютного регулирования, динамичное развитие банковского сектора, начавшееся формирование правовой и институциональной базы инвестиционной деятельности.

Изменения к лучшему также связаны и с долговой политикой. В 2004 году государственный долг составлял 4190 млрд. руб. К концу 2007 г. долг составит 26.96 млрд. долл., то есть сократится в 1,6 раза. Защитой от инфляции и излишнего укрепления рубля служит Стабилизационный фонд. Он забирает лишние для экономики деньги и сдерживает укрепление рубля, поддерживая тем самым конкурентоспособность нашей промышленности.

Для наиболее рационального сбережения Стабилизационный фонд разделен на две части: резервный фонд и фонд будущих поколений. Предполагается, что резервная часть составит от 7 до 10 процентов ВВП. Всё, что будет накапливаться сверх этого, пойдет в фонд будущих поколений.

В 2007 г. будет улучшено налоговое администрирование, что позволит упрощенно возмещать НДС по экспорту. При переходе на автоматический режим возмещения НДС по экспорту 140 млрд. руб. будет оставлено в оборотных средствах экспортных предприятий. Кроме того, в самом бюджете расходы на общие меры по поддержке российского экспорта заложены в размере 3,9 млрд. долл.

Кроме возмещения НДС по экспорту, уже с 2006 г. применяется возмещение НДС по капитальным вложениям. Принято также решение по налогу на прибыль организаций в части налоговой базы, по убыткам в отношении НИОКР. Введены новые вычеты по ЕСН: семьям, расходующим средства на обучение, на здравоохранение, вычеты увеличены до 50 тыс. руб. Все эти меры, включая и меры по снижению НДПИ для нефтяных компаний с высоко-выработанными ресурсами, суммарно в 2007 году оставят в экономике 170 млрд. руб.

При расчете доходов бюджетной системы РФ на 2007 год учтены следующие изменения налогового законодательства:

  • переход для экспортеров от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного ими по материальным ресурсам;
  • уменьшение налогоплательщиками в полном объеме налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предшествующие годы;
  • уменьшение срока отнесения на расходы затрат на НИОКР (в том числе не давшим положительного результата) с двух лет до одного года;
  • увеличение социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на обучение в образовательных учреждениях и на лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации с 38 тыс. руб. до 50 тыс. руб. по каждому из таких оснований;
  • изменение ставок акцизов по подакцизным товарам;
  • установление налоговой ставки в размере 0% по НДПИ для новых нефтяных месторождений, а также установление к налоговой ставке понижающего коэффициента, стимулирующего дальнейшую разработку нефтяных месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки (с выработанностью более 80%);
  • включение в состав объектов налогообложения по налогу на имущество организаций объектов имущества, завершенных строительством, права собственности на которые не зарегистрированы.

При формировании проекта федерального бюджета на 2007 год были учтены изменения бюджетного законодательства, регламентирующие порядок зачисления НДПИ в отношении добытых природных алмазов и разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы) при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям природных алмазов.

Изменения, внесенные в налоговое законодательство, уменьшат доходы федерального бюджета в 2007 году на 166,7 млрд. руб. по отношении к их величине 2006 года. Изменения ставок акцизов частично компенсируют потери федерального бюджета на 15,2 млрд. руб.

Материал из Documentation.

С 2007 года увеличивается размер существующих социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации с 38 до 50 тыс. руб. Кроме того, в целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования предлагается разрешить учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц. [1]

Начиная с 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ организации получат право в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. [2]

С 2007 года была введена возможность равномерного, в течение одного года, отнесения на расходы затрат на осуществление любых НИОКР (в том числе не давшие положительного результата). [3]

В 2007 году вступают в силу изменения в налоговое законодательство, связанные с созданием в Российской Федерации такого источника финансирования деятельности некоммерческих организаций, как целевой капитал (эндаумент). Эти изменения предполагают исключение из доходов, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль организаций, поступлений от благотворителей на формирование целевого капитала, доходов некоммерческих организаций от управления средствами целевого капитала, а также поступлений некоммерческих организаций — благополучателей от организаций — собственников целевого капитала. [4]

С 2007 года применяются понижающие коэффициенты к налоговой ставке применительно к нефти, добываемой на месторождениях с высокой степенью выработанности. Одновременно, начиная с 2007 года вводится специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 рублей за одну тонну добытой нефти (до этого момента налоговым законодательством была предусмотрена норма, согласно которой НДПИ при добыче нефти с 2007 года должен был взиматься по адвалорной ставке). [6]

В 2007 году вступает в силу федеральный закон, предусматривающий внесение целого ряда уточнений в режим применения единого сельскохозяйственного налога. По многим позициям этот налог приближен к упрощенной системе налогообложения. [7]

В 2007 году Путин заявил, что существующие нормы налогообложения имущества не достаточно справедливы в первую очередь по отношению к малообеспеченным людям. [8]

Содержание

7 мая 2007 года Путин подписал Федеральный закон № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», затрагивающий интересы плательщиков ЕСХН, единого налога по упрощенной системе и ЕНВД. [9] [10]

В декабре 2007 года Путин заявил, что у добывающих отраслей «жирок есть» и «можно немножко перераспределить [налоговую] нагрузку». [11]

С 1 января 2007 года осуществлен переход к единой декларации по налогу на добавленную стоимость — первый шаг к приближению российской системы возмещения НДС к лучшей международной практике. [12]

С 1 января 2007 года осуществлен переход к уведомительному порядку возмещения НДС, при котором не предполагается обязательное представление в налоговые органы отдельной налоговой декларации при реализации товаров с применением налоговой ставки 0 процентов. Этот порядок не предполагает освобождения налогоплательщика от представления документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки, однако в соответствии с этим порядком документы должны представляться не каждый раз по окончании налогового периода. Налоговые органы вправе проводить камеральную проверку, в ходе которой такие документы должны быть представлены. [13]

С 2007 года при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг уплата налога на добавленную стоимость производится платежным поручением на перечисление денежных средств. [14]

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ с 1 января 2007 г. несколько изменён порядок возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами, при налогообложении по нулевой ставке. В частности, вводится единый порядок начисления и принятия к вычету налога как при операциях по реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, так и при реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке, одновременно отменяется требование о представлении отдельной налоговой декларации по операциям, облагаемым по нулевой ставке. [15]

Начиная с 2007 года вступают в силу решения в области реформирования системы акцизного налогообложения, которые были приняты с учетом накопленного опыта применения акцизов в России, а также с учетом опыта зарубежных стран. В частности, в отношении акцизов на нефтепродукты (за исключением прямогонного бензина) в 2007 году будет прекращено использование «зачетной» системы уплаты акцизов, в соответствии с которой объектом налогообложения является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами. Одновременно будет внедрен уже действовавший ранее в России порядок уплаты таких акцизов организациями-производителями нефтепродуктов. Действовавший в 2006 году порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты на основании свидетельства о совершении операций будет сохранен только в отношении прямогонного бензина. [16]

На администрирование акцизов на алкогольную продукцию в 2007 году окажут влияние вступающие в силу некоторые изменения в налоговое и иное законодательство, связанные с уточнением введенного в 2006 г. нового механизма контроля за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции. [17]

С 2007 года акциз на табачные изделия взимается не только по комбинированной ставке, включающей специфическую и адвалорную компоненты, но адвалорная компонента акцизной ставки исчисляется от максимальной розничной цены, определяемой производителем. [18]


ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2021 года повышенную ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) для граждан с доходами более 5 млн рублей в год - 15% вместо стандартной 13%. При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей.

ТАСС подготовил материал об истории НДФЛ в современной России.

История

После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше он платил.

В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 тыс. до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей - 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.

Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки - ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.

В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе "северные надбавки".

В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году - до 10 млн рублей, в 1996 году - до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.

К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (в 4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 тыс. до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) - с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.

С 1 января 2001 года в России вступила вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ - 13%, которая действует до сих пор. При этом существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и так далее). Освобождаются от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и так далее.

Дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы

Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению "черных" зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком. Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и "Справедливой России", но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.

14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите "Группы двадцати" в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена "на века", хотя и позволила увеличить доходы бюджета.

Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2018 года.

30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменений ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога "оказалась очень удачной".

В начале 2018 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат - до 15%. В частности, такой вариант в марте 2018 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

7 июня 2018 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: "фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно".

20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Федеральные налоги и сборы в РФ: перечень, налоговые ставки, общая характеристика

Федеральные налоги и сборы в РФ

Налоги существовали еще на Руси. Постепенно налогообложение претерпевало изменения, в результате чего в отдельную группу были выделены федеральные и региональные налоги, а также местные.

  • Что такое федеральные налоги и какова их роль в России
  • Налог на доходы физических лиц
  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • Акцизы
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Механизм исчисления федеральных налогов
    • Порядок уплаты
    • С каких товаров не взимается федеральный налог
    • Обязательно ли платить федеральные налоги?

Региональные и местные выплаты гражданам России известны в большей степени, нежели федеральные, о чем далее и пойдет речь.

Что такое федеральные налоги и какова их роль в России

Федеральные налоги – это отдельная часть всей налоговой системы, которая действует на территории всей России. К федеральным налогам относятся все выплаты, которые прописываются в кодексах России, а также регулируются законодательными актами и нормами принятых приказов и постановлений. В федеральные налоги и сборы входят следующие выплаты:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Что такое федеральные налоги и какова их роль в России

Представленные виды имеют свои фиксированные ставки и составляют основу всего бюджета страны. Рассматривая список федеральных налогов, следует внести ясность относительно определения и утвержденных ставок по России.

федеральные налоги

Система налогообложения в России. Виды налогов

Налог на доходы физических лиц

Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.

Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный. Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.

НДФЛ – это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:

  • 9% – на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
  • 13% – ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
  • 15% – на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
  • 30% – ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
  • 35% – на определенные виды выигрышей и призов.

В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. Подача декларации о полученных доходах осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.

Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.

Физическим лицам Индивидуальным предпринимателям Юридическим лицам
Плательщики Резиденты России и нерезиденты Физические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя – Российские организации;
– Индивидуальные предприниматели;
– Нотариусы, занимающиеся частной практикой;
– Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
– Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ
Налоговая база – Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов;
– Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет;
– Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей;
выигрыши и призы;
– Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования;
– Суммы, полученные на основе договора дарения.
– Весь полученный доход от предпринимательской деятельности.
– Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально.
Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком
Порядок расчета Ставка налога * налоговая база (сумма дохода) – С подтверждением расходов: доход * 13%.
– Без подтверждения расходов: Выручка * 20%.
Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты.
Налог = налогооблагаемая база * ставка налога
Налоговые ставки Действуют вышеуказанные ставки – 13% – используется при расчете полученной прибыли;
– 20% – используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов
– 20% на налог от прибыли в определенных структурах;
– 13% – на доход с документальным подтверждением расходов
Уплата налога Подача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июля Подача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом.
Авансовые платежи вносятся:
– Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года;
– Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь;
– Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь.
До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию

Выше уже было сказано, что относится к федеральным налогам и сборам, а также особенности расчета выплат с учетом налоговых вычетов. Необходимо разобрать, что входит в перечень налоговых вычетов федеральных налогов РФ. Здесь выделяют:

  • стандартные налоговые вычеты – эти суммы прописываются в статье 218 НК РФ федеральных налогов, отождествляют вычет на ребенка и на налогоплательщика;
  • социальные – статья 2019 НК РФ – расходы на благотворительность, обучение и прочие направления;
  • инвестиционные – статья 219.1 НК РФ – при осуществлении инвестиционной деятельности налогоплательщиком;
  • имущественные – статья 220 НК РФ – возможность вернуть 13% суммы от приобретенной недвижимости при уплате налогов ранее;
  • профессиональные – статья 221 НК РФ – авторские вознаграждения и прочие доходы от профессиональной деятельности;
  • вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами – статья 220.1 НК РФ.

Все федеральные налоги прописаны в НК РФ – документ регулярно претерпевает изменения, о чем следует помнить при подаче декларации.

Налог на прибыль организаций

Общая характеристика федеральных налогов и сборов не может не осветить отдельно моменты начисления налога на прибыль организаций. Отвечая на вопрос, налог на прибыль – федеральный или региональный, в соответствии с законодательством устанавливается, что это федеральный налог. Объясняется подобное единым исчислением размеров, оплатой на всей территории РФ, а также утвержденной ставкой. По данному вопросу необходимо выделить следующие данные:

  • Налог на прибыль – это сумма налога, которая рассчитывается с учетом предварительно проведенных расчетов.
  • Плательщиками выступают все российские и иностранные юридические лица, работающие на территории страны, а также иностранные компании, являющиеся резидентами России.
  • Налоговая база – это разница от полученной прибыли и расходов.
  • Основная ставка налога – 20%, которая применяется к ранее полученной налоговой базе.
  • Налог на прибыль требует обязательной подачи декларации каждый квартал текущего года. Возможна ежемесячная уплата налогов.

Для организаций существует упрощенная система налогов (УСН). УСН – федеральный это или региональный налог? Это знает далеко не каждый предприниматель. Но в вопросах, какой налог УСН – федеральный или региональный, все не так просто относительно законодательства. Так, в статьях 13-15 НК РФ прописывается полный перечень налоговых сборов, в которых нет упрощенной системы. Но в статье 12 НК РФ уточняется, что могут быть установлены специальные налоговые режимы, в рамках основного перечня. Поэтому упрощенная система – это федеральный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС – федеральный налог или региональный? Это федеральный косвенный налог, который уплачивается продавцами в момент реализации товаров. Плательщиками признаются организации и предприниматели. Налоговая база в федеральных налогах представленного характера устанавливается в двух направлениях. Первый способ определения – расчет проводится на день полной или частичной оплаты от предстоящих поставок товаров или услуг. Второй – на день отгрузки товаров и услуг.

В определении, какой налог НДС – федеральный или региональный – покупатели или пользователи услуг особенно не задумываются. Большинство попросту обращают внимание на стоимость товара или услуг, а она формируется с учетом представленного налогообложения.

Акцизы

Отдельного рассмотрения заслуживают акцизы – какой это налог: федеральный или региональный? Акциз – это косвенный налог, который взимается с цены товара или предоставленных услуг. Представленный сбор причисляется к определенным видам продукции – алкогольной, табачной, топливу и прочим товарам. Оплачивают эти сборы организации, индивидуальные предприниматели, а также продавцы, которые доставляют товар через таможенные границы.

Налоговые ставки устанавливаются следующим образом:

  • по твердой ставке;
  • по адвалорной ставке – учитывается оценочная стоимость товара на таможне;
  • по комбинированной ставке.

Справка: Адвалорная ставка – ставка, установленная в процентах от стоимости объекта обложения.

Ставки акциза на каждый вид товара в полной мере перечислены в статье 193 НК РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщиками в данном случае выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Объектами налогообложения выступают:

  • полезные ископаемые, которые добываются из недр России;
  • ископаемые, извлеченные из отходов и подлежащие отдельному лицензированию;
  • ископаемые, которые добываются за пределами России.

Налог на добычу полезных ископаемых

Ставки налогов представлены в статье 342 НК РФ. Налоговый период – каждый месяц. Оплата сбора происходит не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.
(В НК РФ данный налог регулируется в Главе 26. Налог на добычу полезных ископаемых (ст.ст. 334 – 346)).

Водный налог

Статья 13 НК РФ указывает, водный налог – это федеральный или региональный. Это федеральный налог, который отдельно прописывается в главе 25.2 НК РФ. Здесь представляются следующие данные:

  • налогоплательщиками выступают организации и физические лица, которые пользуются водным сырьем вследствие ведения определенного вида деятельности;
  • объекты налогообложения – это используемая вода и использование отдельных водных объектов;
  • налоговой базой представляется объем воды, площадь предоставленного водного пространства и прочее в зависимости от вида деятельности налогоплательщика;
  • налоговый период – квартал;
  • налоговая ставка прописывается в статье 333.12 НК РФ;
  • уплачивается налог не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Федеральные налоги и сборы в 2019 году претерпели изменения, о чем следует узнавать заранее – перед подачей декларации, если она заполняется самостоятельно налогоплательщиками.

Также необходимо рассмотреть лесной налог – это федеральный или региональный сбор. Лесной налог – это федеральные выплаты, которые уплачиваются аналогично водному (в соответствии с используемыми лесными ресурсами налогоплательщиками).

Механизм исчисления федеральных налогов

Примеры исчисления федеральных налогов были прописаны выше в таблице. В данном случае нет ничего сложного – налоговую базу следует умножить на ставку, утвержденную на момент подачи декларации и уплаты сбора. Особенное внимание заслуживает исчисление налоговой базы, что происходит в соответствии с имеющейся деятельностью у налогоплательщика.

Порядок уплаты

С каких товаров не взимается федеральный налог

Несмотря на то, что федеральный налог является обязательным для уплаты, существует перечень товаров и услуг, которые не подлежат налогообложению.

В список входят:

  • хлебобулочные изделия;
  • детская одежда и обувь;
  • лекарства и ортопедические изделия;
  • услуги ЖКХ;
  • путевки в санатории и оздоровительные учреждения, выданные инвалидам;
  • учебная и научная книжная продукция и прочее.

Полный перечень товаров и услуг представлен в статье 350 главы 27 НК РФ.

Обязательно ли платить федеральные налоги?

Отсутствие своевременной оплаты федеральных или местных налогов приводит к наложению уголовной ответственности. В данном случае руководствуются статьей 198 УК РФ.

Подробно были рассмотрены вопросы, какие налоги относятся к федеральным выплатам, и каковы особенности их уплаты. Представленные сведения важны для граждан России, как и следующие интересные факты:

  • Резидентами России являются люди, находящиеся на территории страны более 183 дней в году. В противном случае налогоплательщики признаются нерезидентами, а значит, уплачивают федеральные налоги РФ по повышенным ставкам.
  • В налоге на прибыль существуют специальные КБК (коды бюджетной классификации), где выделяют федеральный бюджет в частности. Система используется для лучшего отслеживания уплаты всех налогов, которые должен уплачивать налогоплательщик.
  • Транспортный налог – региональный или федеральный? Однозначно, региональный. Каждая область имеет право устанавливать свою ставку для внесения сборов.

В этой статье рассматриваются существующие в России налоги по состоянию на 2013 год.

15 января 2016 г. Владимир Путин подписал два указа, направленных на создание единого фискального суперведомства — администратора всех налоговых и неналоговых платежей. Эту роль будет играть Федеральная налоговая служба (ФНС), которой переданы полномочия Пенсионного фонда и фонда ОМС по сбору страховых взносов, а также фискальные обязанности Федеральной таможенной службы (ФТС) и Росалкогольрегулирования (РАР). [1] Расширение полномочий ФНС должно снизить расходы за счет сокращения числа налоговых чиновников, повысить собираемость налогов за счет усиления контроля и прозрачности, а также резко ограничить возможности импорта по серым схемам, что важно для импортозамещения. [2]

Содержание

Общая картина налогообложения

  • До налогообложения (за счёт работодателя) — 30 % для работающих.
    • ПФР — 22 %.
    • ФОМС — 5,1 %.
    • ФСС — 2,9 %.
  • Налог на доходы — 13 % (исключая пенсии и некоторые другие категории доходов).
  • После налогообложения (из полученного «на руки»).
    • На жильё — от 30 % до 60 % (для некоторых категорий граждан не более 22 %).
      • На недвижимость и/или землю — очень приблизительно 100—500 руб в месяц. Обычно около 1 %.
      • Квартплата — очень приблизительно 1500—2000 руб в месяц (100—200 руб в месяц за 1 кв.метр), не более 22 % от совокупного дохода. Обычно около 7-10 %.
      • Ипотека — очень-очень приблизительно 5000-30000 руб в месяц (не более 45 % от совокупного дохода), плюс страхование ипотеки, минус налоговый вычет. Обычно около 30-40 %.
      • Аренда — очень-очень приблизительно 3000-40000 руб в месяц. Обычно около 25-50 %, без учёта квартплаты.
      • Социальный найм — 500—1000 руб в месяц. Обычно около 2-3 %, без учёта квартплаты.
    • На ТС.
      • Транспортный налог — приблизительно 100—300 руб в месяц. Обычно около 1 %.
      • ОСАГО — ?
      • КАСКО — ?
    • На прочее страхование — приблизительно 0.
СтатьяСтавкаСредний работающийСредний пенсионер
До всех выплат-3380011383
ПФР22 % / 0 %57200
ФОМС5,1 %1326538
ФСС2,9 %754305
До налогов-2600010540
НДФЛ13 %33801370
На руки-226209170
Жильё45 % / 25 %101802292
Остаток-124406878

Налоги физических лиц

Налог на доходы физических лиц

Плоская шкала, 13 % для резидентов, 30 % для нерезидентов (есть несколько исключений, с которыми большинство людей не сталкивается).

Существует различные способы уменьшения этого налога. Так же существуют категории доходов, освобождаемые от налогообложения (например, пособия и пенсии).

В большинстве случаев НДФЛ выплачивается за физ.лицо его так называемым налоговым агентом — обычно работодателем. При некоторых условиях государство возвращает часть НДФЛ. Если работник имеет детей, то сумма с которой уплачивается налог в 13 процентов уменьшается на так называемый налоговой вычет Для одного ребенка он составляет 1 000 рублей. То есть если зарплата 25 тысяч то налог платится с 24 тысяч. Для бОльшего количества детей налоговый вычет прогрессивно увеличивается. Если в семье один родитель то сумма вычета увеличивается вдвое. Если в прошедшем году работник потратил деньги на приобретение жилья или на образование, то сумма с которой берется налог в 13 % уменьшается на величину вышесказанных расходов.

Налог на имущество физических лиц

Официально — от 0,1 % до 2,0 % от инвентаризационной стоимости недвижимости. Для большинства жилой недвижимости в России ставка налога составляет 0,9-1,0 %. При этом предполагается, что инвентаризационная стоимость незначительно отличается от рыночной.

Фактически, благодаря значительному несоответствию реальной и инвентаризационной стоимости, большинство жителей России платит налог на имущество в 10-20 раз меньше.

В государстве существуют планы по тотальной переоценке имущества физических лиц. Окончание переоценки постоянно сдвигается, и на начало 2013 года ожидается приблизительно в 2014—2015 годах (требуются ссылки).

Налог оплачивается по запросу налоговой службы. При отсутствии запроса, налог платить не обязательно. Существует налоговая амнистия на все забытые налоговой службой запросы старше 3х лет.

Существуют категории граждан (например, пенсионеры), освобождённые от уплаты налога на имущество.

Земельный налог

Во многом аналогичен налогу на имущество.

Налог на наследство

Как таковой, отсутствует. Кроме выплаты пошлин, наследник ничего никому не должен.

Государственная пошлина на вступление в наследство составляет 0,3 % от стоимости наследства для прямых наследников и 0,6 % для всех остальных. При этом недвижимость можно оценить по инвентаризационной стоимости, уменьшив пошлину на квартиру раз в 10.

Налог на дарение

Дарение некоторых категорий собственности облагается обычным НДФЛ (13 %).

При этом от уплаты НДФЛ освобождается дарение любой собственности между близкими родственниками.

Дарение денег, в том числе не родственникам, налогами не облагается.

Налог на роскошь

Существуют слабооформленные планы по введению. Большинство жителей России введения этого налога не заметят.

Транспортный налог

Легковые автомобили

Автомобили легковые с мощностью двигателя (руб. с каждой лошадиной силы): 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2013
свыше 70 л. с. до 100 л. с. (свыше 51,49 кВт до 73,55 кВт) включительно 5 5 7 7 7 7 7 7 12
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 15 15 20 20 20 30 30 30 35
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 20 20 30 30 30 38 38 38 45
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт кВт до 183,9 кВт) включительно 20 20 30 30 30 75 75 75 75
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 33 35 100 100 100 150 150 150 150

Эти налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (кроме автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно).

Обязательные выплаты для работающих

Пенсионный фонд

Работодатель выплачивает за работника 22 % от фонда оплаты труда (от доходов работника до налогообложения). Кроме этого, самозанятое население (ИП и т. п.) выплачивает фиксированные суммы.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 568 000 рублей (свыше 41 180 рублей в месяц после налогообложения) нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы в ПФР взымаются по ставке 10 %.

Обязательное медицинское страхование

Работодатель выплачивает за работника 5,1 % от фонда оплаты труда (от доходов работника до налогообложения). Кроме этого, самозанятое население (ИП и т. п.) выплачивает фиксированные суммы.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 568 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы в ФОМС не взымаются. Максимальная сумма выплат в ФОМС составляет 28 968 рублей в год (или 2 414 рублей в месяц).

Застрахованы все (вообще все, от младенцев и безработных до иностранных граждан), независимо от сумм выплат по страховке. Технически, ОМС — это не система страхования, а система перераспределения бюджетных денег между медицинскими учреждениями на основе реально оказанных услуг.

Существуют планы по дальнейшей либерализации здравоохранения. Согласно либеральному канону, рано или поздно должна возникнуть ситуация, когда часть населения не сможет получить медицинские услуги по причине отсутствия финансовой заинтересованности страховщиков в продолжении жизни данной части населения («страховка кончилась»). На 2013 год это ещё не так — невозможность получения медицинских услуг связана с недостаточностью бюджетного финансирования, бюрократией и коррупцией, но никак не с объёмом выплат финансовым учреждениям.

Социальное страхование

Работодатель выплачивает за работника 2,9 % от фонда оплаты труда (от доходов работника до налогообложения). Кроме этого, самозанятое население (ИП и т. п.) выплачивает фиксированные суммы.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 568 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы в ФСС не взымаются. Максимальная сумма ваплат в ФСС составляет 16 472 рубля в год (или 1 373 рубля в месяц).

Прочие обязательные выплаты

Обязательное страхование автогражданской ответственности (при наличии ТС)

Квартплата (при наличии некоторых категорий недвижимости)

(тут должна быть ссылка на закон об обязанности квартировладельца оплачивать коммунальные услуги)

(ещё тут должна быть ссылка о найме муниципального жилья)

Косвенные налоги

С 1 января 2019 года ставка НДС составляет 20 %. c 2004 г — 18 %, до этого был 20 %, а ещё до этого — аж 28 %. В европейских странах — как правило, чуть больше 20 %, а в «банановых» республиках — значительно меньше (5-10-15 %). В ряде стран НДС нет совсем, в том числе в США НДС отсутствует. В США есть некоторый неполный аналог НДС — местный налог с продаж суммарная ставка от 0 до 10 % в зависимости от штата, города и округа. Но налог с продаж не такой всеобъемлющий, так как взимается только при конечном потреблении и не взимается со всего остального. Налог с продаж не взимается с сырья, средств производства других товаров (например со станков, производственных зданий и прочего), товаров приобретенных для перепродажи. Кроме того, в одном из штатов США, Делавере (рядом с Вашингтоном) полностью отсутствует и налог с продаж как на уровне Штата, так и на местном уровне. Делавер называют «бриллиантовым штатом» из-за мощной экономики и наибольшего ВРП на душу населения среди других штатов [3] [4]. Подробную таблицу см. в Википедии тут.

Акцизы

Акцизы на алкоголь, сигареты, бензин и прочие жизненно важные товары в России значительно меньше, чем в европейских странах, но по ряду позиций могут быть выше, чем, например, в США. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить стоимость пачки сигарет тут и там. В США и Европе сигареты стоят в несколько раз дороже, чем в России. При этом основную долю в стоимости сигарет составляют именно акцизы. Также можно сравнить цены на бензин. В Европе он сильно дороже из-за акцизов и более высоких внутренних цен на нефть. В США, наоборот, бензин стоит чуть дешевле, чем в России [5] из-за сочетания противоположно действующих факторов. С одной стороны в США нет акцизов на бензин, и присутствует гораздо более эффективная и глубокая нефтепереработка, которая при этом работает с минимальной прибылью из-за высокой конкуренции, что действует на снижение цены бензина. С другой стороны, стоимость сырья для производства бензина, то есть внутренние цены на нефть в США существенно выше внутренних цен на нефть внутри России, так как в России действуют пошлины на экспорт нефти, снижающие стоимость нефти внутри России.

Читайте также: