303 01 расчеты по налогу на доходы физических лиц

Опубликовано: 18.05.2024

Расчеты по платежам в бюджеты. Счет 303 00 (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

В соответствии с п. 259 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 303 00 подлежат учету расчеты с бюджетами бюджетной системы РФ по видам платежей в бюджеты:

- налоговым и иным обязательным платежам, начисленным организацией госсектора в соответствии с НК РФ в качестве налогоплательщика (плательщика);

- налоговым платежам, осуществляемым организацией госсектора в качестве налогового агента (в частности, по НДФЛ, НДС);

- страховым взносам на обязательное социальное страхование, уплачиваемым в соответствии с главой 34 НК РФ "Страховые взносы"*(1), с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ;

- дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование, уплачиваемым в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ;

- иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством РФ.

Для учета расчетов по уплате основных видов налогов и страховых взносов Единым планом счетов предусмотрены отдельные аналитические счета, открываемые к счету 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" (303 01 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц", 303 02 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", 303 03 "Расчеты по налогу на прибыль организаций" и т.д).

Если по какому-либо налогу, иному платежу в бюджет Инструкцией N 157н не предусматривается возможность учета расчетов с использованием специального аналитического счета к счету 303 00 или иного счета бухгалтерского учета, расчеты подлежат отражению на счете 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Данное правило применяется, в частности, при учете расчетов по начислению и уплате:

- налог на добычу полезных ископаемых;

- сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- налоговых платежей, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов (в том числе УСН, ЕНВД);

ДАТА (момент) признания обязательств за налоговый период в бухгалтерском учете организаций госсектора в настоящее время нормативно не урегулированы (см., в частности, письмо Минфина России от 26.12.2016 N 02-07-10/77857). Возможны следующие варианты принятия обязательств в части задолженности по уплате налоговых платежей, начисленной по итогам налогового периода:

- в качестве обязательств отчетного периода - по состоянию на отчетную дату отражается кредиторская задолженность в сумме начисленных налогов по итогам налогового периода;

- в качестве обязательств текущего финансового года. В этом случае операции по начислению задолженности в бухгалтерском учете могут быть отражены, например, датой представления налоговой декларации и не найдут отражения в бухгалтерской (бюджетной) отчетности за период, совпадающий с налоговым периодом.

Казенным учреждениям целесообразно уделить особое внимание выбору оптимального порядка признания налоговых обязательств. Второй вариант, на наш взгляд, позволит избежать претензий со стороны органов финконтроля по вопросам нарушения порядка принятия бюджетных обязательств, и, соответственно, исключит риск привлечения должностных лиц к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Кроме того, даже выбрав второй из предложенных вариантов, в целях формирования качественной и достоверной бухгалтерской отчетности организации госсектора желательно предусмотреть в своей учетной политике (см. образец) положение, согласно которому информация об итоговой кредиторской задолженности по налогам и взносам за отчетный год (по налогу на прибыль, по налогу на имущество и т.д.) признается существенной*(2) и подлежит отражению в отчетном периоде. В этом случае суммы налогов и взносов, подлежащие уплате в очередном году, отражаются на счетах санкционирования расходов с указанием аналитической группы 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)" - как обязательства, принятые в пределах лимитов (плановых назначений) на очередной финансовый год (см. письма Минфина России от 07.11.2014 N 02-07-10/56182, от 26.12.2014 N 02-07-10/68478).

Согласно п. п. 260 - 262 Инструкции N 157н, а также п. 104 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, на счете 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" расчеты по различным платежам в бюджет учитываются:

1) получателями бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений, то есть закреплены отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет;

2) администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.

К таким платежам, например, относятся средства, поступающие в доход бюджета:

- в погашение дебиторской задолженности прошлых лет;

- в возмещение причиненного ущерба от хищений и (или) недостач средств;

- в качестве доходов казенных учреждений, полученных в рамках приносящей доход деятельности.

На счете 303 05 бюджетными (автономными) учреждениями также отражаются расчеты по перечислению в бюджет сумм дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет (письма Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, от 22.12.2011 N 02-06-07/5236).

Аналитический учет по счету 303 00 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051), в разрезе:

Например, в целях организации аналитического учета расчетов с бюджетами по налогу на прибыль организаций к счету 303 03 могут быть открыты два аналитических счета: "Налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет" и "Налог на прибыль, уплачиваемый в региональный бюджет".

Кроме того, аналитический учет по счету 303 00 может быть организован в разрезе кодов доходов (расходов), по которым в учете отражается уплата налогов и иных платежей в бюджеты (например, при уплате страховых взносов - по кодам КОСГУ 212, 213, 220, при уплате НДС - по кодам КОСГУ 130, 180, 290 и т.д.).

Внимание

Суммы переплат, произведенных по платежам в бюджеты, учитываются на счете 303 00 обособленно, то есть с применением отдельных аналитических счетов учета, открываемых к соответствующим счетам бухгалтерского учета (п. 259 Инструкции N 157н).

Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам взносам (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).

Согласно требованиям п. 265 Инструкции N 157н учет операций по счету 303 00 ведется в соответствии с содержанием операций в следующих учетных регистрах:

Операции, подлежащие учету

Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям

Начисление сумм НДФЛ

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками

Журнал операций с безналичными денежными средствами

Оплата расчетов по платежам в бюджеты

Журнал по прочим операциям

Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по платежам в бюджеты, смотрите в путеводителях:

*(1) С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательные пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются главой 34 НК РФ "Страховые взносы". С этой даты Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утрачивает силу.

*(2) Критерий существенности устанавливается учреждением самостоятельно и утверждается в рамках учетной политики (абзац 7 п. 1 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918). При определении критерия существенности желательно принимать во внимание норму ст. 15.11 КоАП РФ, согласно которой искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Госсектор: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Если вам необходимо в оборотно-сальдовой ведомости в 1С:БГУ видеть раздельный учёт НДФЛ на счёте 303.01 "Расчёты по налогу на доходы физических лиц" по подразделениям, то вам поможет новая инструкция и доработка от "Форус".

Для этого потребуется:

  • Доработку "Расширение_ИнтеграцияБГУ.cfe", которая позволит добавить колонку "Подразделение" в табличную часть "Начисленный НДФЛ" документа "Отражение зарплаты в учёте".
  • Правила обмена "Правила ЗГУ-БГУ" и "Правила БГУ-ЗКГУ" для выгрузки НДФЛ по подразделениям при синхронизации проводок 1С:ЗКГУ и 1C:БГУ.

2. Провести настройку в 1С:ЗКГУ и 1С:БГУ с помощью пошаговой "Инструкции по выгрузке НДФЛ по подразделениям из ЗКГУ в БГУ".

Добавлять субконто "Подразделение" на счёт 301.01 и начать вести полноценный учёт по подразделениям рекомендуем с 01.01.2020.

Инструкцией можно воспользоваться самостоятельно либо обратиться на Линию консультаций Форус. Инструмент для поддержки раздельного учёта НДФЛ на счёте 303.01 по подразделениям доступен в Личном кабинете для постоянных клиентов "Форус" с уровнем договора поддержки ПРОФ.

Комментарии

Добавить комментарий

ID"]=> string(5) "46081" ["NAME"]=> string(63) "Инструмент для поддержки раздельного учёта НДФЛ на счёте 303.01" ["

NAME"]=> string(63) "Инструмент для поддержки раздельного учёта НДФЛ на счёте 303.01" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "36" ["

IBLOCK_ID"]=> string(2) "36" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["

IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["DETAIL_TEXT"]=> string(2073) "

Если вам необходимо в оборотно-сальдовой ведомости в 1С:БГУ видеть раздельный учёт НДФЛ на счёте 303.01 "Расчёты по налогу на доходы физических лиц" по подразделениям, то вам поможет новая инструкция и доработка от "Форус".

Для этого потребуется:

  • Доработку "Расширение_ИнтеграцияБГУ.cfe", которая позволит добавить колонку "Подразделение" в табличную часть "Начисленный НДФЛ" документа "Отражение зарплаты в учёте".
  • Правила обмена "Правила ЗГУ-БГУ" и "Правила БГУ-ЗКГУ" для выгрузки НДФЛ по подразделениям при синхронизации проводок 1С:ЗКГУ и 1C:БГУ.

2. Провести настройку в 1С:ЗКГУ и 1С:БГУ с помощью пошаговой "Инструкции по выгрузке НДФЛ по подразделениям из ЗКГУ в БГУ".

Добавлять субконто "Подразделение" на счёт 301.01 и начать вести полноценный учёт по подразделениям рекомендуем с 01.01.2020.

Инструкцией можно воспользоваться самостоятельно либо обратиться на Линию консультаций Форус. Инструмент для поддержки раздельного учёта НДФЛ на счёте 303.01 по подразделениям доступен в Личном кабинете для постоянных клиентов "Форус" с уровнем договора поддержки ПРОФ.

Если вам необходимо в оборотно-сальдовой ведомости в 1С:БГУ видеть раздельный учёт НДФЛ на счёте 303.01 "Расчёты по налогу на доходы физических лиц" по подразделениям, то вам поможет новая инструкция и доработка от "Форус".

Для этого потребуется:

  • Доработку "Расширение_ИнтеграцияБГУ.cfe", которая позволит добавить колонку "Подразделение" в табличную часть "Начисленный НДФЛ" документа "Отражение зарплаты в учёте".
  • Правила обмена "Правила ЗГУ-БГУ" и "Правила БГУ-ЗКГУ" для выгрузки НДФЛ по подразделениям при синхронизации проводок 1С:ЗКГУ и 1C:БГУ.

2. Провести настройку в 1С:ЗКГУ и 1С:БГУ с помощью пошаговой "Инструкции по выгрузке НДФЛ по подразделениям из ЗКГУ в БГУ".

Добавлять субконто "Подразделение" на счёт 301.01 и начать вести полноценный учёт по подразделениям рекомендуем с 01.01.2020.

Инструкцией можно воспользоваться самостоятельно либо обратиться на Линию консультаций Форус. Инструмент для поддержки раздельного учёта НДФЛ на счёте 303.01 по подразделениям доступен в Личном кабинете для постоянных клиентов "Форус" с уровнем договора поддержки ПРОФ.

" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["

DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(285) "

PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["DETAIL_PICTURE"]=> array(1) < ["SOCIAL"]=>NULL > ["

DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "12/23/2019 10:36:35" ["

TIMESTAMP_X"]=> string(19) "12/23/2019 10:36:35" ["ACTIVE_FROM"]=> string(10) "12/20/2019" ["

ACTIVE_FROM"]=> string(10) "12/20/2019" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["

LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(80) "/about/news/instrument-dlya-podderzhki-razdelnogo-uchyeta-ndfl-na-schyete-30301/" ["

DETAIL_PAGE_URL"]=> string(80) "/about/news/instrument-dlya-podderzhki-razdelnogo-uchyeta-ndfl-na-schyete-30301/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["

LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(67) "instrument-dlya-podderzhki-razdelnogo-uchyeta-ndfl-na-schyete-30301" ["

CODE"]=> string(67) "instrument-dlya-podderzhki-razdelnogo-uchyeta-ndfl-na-schyete-30301" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "46081" ["

EXTERNAL_ID"]=> string(5) "46081" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["

IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["

IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["

IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["LID"]=> string(2) "nf" ["

LID"]=> string(2) "nf" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(10) "20.12.2019" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(2) < ["ELEMENT_META_TITLE"]=>string(63) "Инструмент для поддержки раздельного учёта НДФЛ на счёте 303.01" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(255) "В оборотно-сальдовой ведомости в 1С:БГУ можно разделить учёт НДФЛ на счёте 303.01 "Расчёты по налогу на доходы физических лиц" по подразделениям. В этом вам поможет инструкция и доработка от "Форус".Подробнее читайте на сайте ✅" > ["FIELDS"]=> array(0) < >["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) < >["IBLOCK"]=> array(88) < ["ID"]=>string(2) "36" ["

ID"]=> string(2) "36" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "11/09/2018 15:11:10" ["

TIMESTAMP_X"]=> string(19) "11/09/2018 15:11:10" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["

IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["LID"]=> string(2) "nf" ["

LID"]=> string(2) "nf" ["CODE"]=> string(4) "news" ["

ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(2) "15" ["

SORT"]=> string(2) "15" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["

PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["

DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["

DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["

RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["

RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["

RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> string(1) "0" ["

RSS_FILE_LIMIT"]=> string(1) "0" ["RSS_FILE_DAYS"]=> string(1) "0" ["

RSS_FILE_DAYS"]=> string(1) "0" ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["

RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(0) "" ["

XML_ID"]=> string(0) "" ["TMP_ID"]=> NULL ["

TMP_ID"]=> NULL ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["

INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["

INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["

WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["

SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["

VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["

LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["

EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["

EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(7) "Разделы" ["

SECTIONS_NAME"]=> string(7) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(6) "Раздел" ["

ELEMENT_NAME"]=> string(7) "Новость" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["

BIZPROC"]=> string(1) "N" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["

LIST_MODE"]=> string(0) "" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["

SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["

RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> NULL ["

SECTION_PROPERTY"]=> NULL ["PROPERTY_INDEX"]=> NULL ["

PROPERTY_INDEX"]=> NULL ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["

CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["

EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["

Бюджетные учреждения могут уплачивать следующие виды налогов:

-налог на добавленную стоимость,

- налог на доходы физических лиц,

- единый социальный налог,

- налог на прибыль организаций,

- налог на имущество организаций,

- налог на добычу полезных ископаемых,

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

Для отражения операций по расчетам с бюджетом по налоговым платежам Инструкцией №25н предусмотрен счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Пунктом 185 Инструкции №25н все налоговые платежи бюджетных учреждений разделены на две группы:

- расчеты по налогам, удержанным из оплаты труда,

- другие налоги и платежи.

Строго говоря, из заработной платы и других выплат работникам бюджетных учреждений (включая денежное довольствие военнослужащих) удерживается только налог на доходы физических лиц.

В то же время, единый социальный налог не удерживается из оплаты труда, но непосредственно связан с ней, так как исчисляется на суммы начисленной оплаты труда. Единый социальный налог удерживается из соответствующих источников возмещения.

Источниками возмещения налогов в бюджетных учреждениях могут быть:

- для НДФЛ - суммы начисленной оплаты труда;

- для всех остальных налогов - суммы, возмещаемые за счет бюджетных источников и доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

Аналитический учет по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» ведется по каждому налогу отдельно в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов.

К счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» бюджетными учреждениями открываются следующие аналитические счета:

- 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

- 0 303 02 000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»;

- 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль»;

- 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;

- 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;

- 0 303 06 000 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Операции по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Особенностью организации бюджетного учета состоит в том, что расчеты по погашению обязательств учреждения могут производиться непосредственно органами, организующими исполнение бюджетов, минуя счета бюджетных учреждений в банках. Для отражения таких операций используется счет 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».

При осуществлении бюджетными учреждениями расчетов по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать некоторые особенности.

Так Инструкцией №25н установлено, что при приобретении нефинансовых активов для осуществления основной деятельности бюджетного учреждения и деятельности, приносящей доход:

- первоначальная стоимость основных средств включает в себя сумму налога на добавленную стоимость, указанную в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации;

- первоначальная стоимость нематериальных активов включает в себя сумму НДС, указанную в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации;

- материальные запасы принимаются к учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, указанных в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации.

При приобретении нефинансовых активов бюджетными организациями для целей основной деятельности никаких дополнительных записей по отражению НДС на счетах бюджетного учета не производиться.

Если бюджетные учреждения осуществляют деятельность, приносящую доход, то НДС, уплаченный при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) принимается к возмещению при осуществлении расчетов с бюджетом.

В случае, когда сумма налогового вычета превышает сумму задолженности перед бюджетом по НДС, бюджетное учреждение, в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, может получить право на возврат излишне уплаченного налога.

Если одно и тоже имущество используется бюджетными учреждениями и в основной деятельность и в деятельности, приносящей доход, тогда сумма НДС, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 170 НК РФ:

- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, если они используются для осуществления операций, не облагаемых НДС;

- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ, если они используются для осуществления операций, облагаемых НДС;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Эта пропорция, на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных бюджетным учреждением за налоговый период.

Учитывая особенности деятельности бюджетных учреждений, мы рекомендуем закрепить в учетной политике порядок расчета пропорции по соотношению произведенных расходов.

Особенности исчисления бюджетными учреждениями налога на прибыль установлены статьей 321.1 НК РФ.

В соответствии с этой статьей бюджетные учреждения финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Налоговая база по налогу на прибыль бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения

Пункты 3 и 4 данной статьи 321.1 НК РФ устанавливают, соответственно, порядок распределения некоторых видов расходов и начисления амортизации, а также принятия расходов на ремонт.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств не предусмотрено, то указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности.

При этом в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

При определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, кроме расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся:

- суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности.

При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта:

- суммы расходов на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Нет времени читать?

Ситуации, при которых необходимо выполнять перерасчет удержанного налога на доходы физических лиц в сторону увеличения или уменьшения, получают все большее распространение и вызывают много вопросов у бухгалтеров. Рассмотрим случаи, встречающиеся в хозяйственной практике учреждений при излишнем перечислении сумм НДФЛ.

Почему нужен перерасчет

Причины, вызывающие необходимость производить перерасчет НДФЛ:

  • перечислили зарплату за истекший налоговый период;
  • изменение расчетной базы (суммы начислений);
  • предоставление заявления о праве на налоговые вычеты с опозданием;
  • и др.

Излишнее удержание НДФЛ из дохода сотрудника может быть обнаружено как самим налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При обнаружении излишнего удержания налоговым агентом, согласно п. 1 ст. 231 НК РФ, налогоплательщик должен быть оповещен об этом в течение 10 дней со дня обнаружения. Независимо от того кем была обнаружена переплата, для того чтобы вернуть налог необходимо письменное заявление налогоплательщика с указанием банковских реквизитов для перечисления средств.

Как возвращать НДФЛ

Переплаченные суммы можно вернуть на лицевой счет учреждения. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию заявление, с образцом которого можно ознакомиться в приказе ФНС от 14.02.2017 №ММВ-7-8/182. Также к заявлению должны быть прикреплены платежные поручения и выписки из регистра по НДФЛ, которые доказывают внесенные вами лишние суммы налога в бюджет.

Обратите внимание: некоторые инспекции не принимают утвержденную форму, если налоговым агентов было перечислено в бюджет больше, чем удержано или если налоговый агент заплатил налог раньше срока, так как в данном случае возникает переплата за счет средств налогового агента, а не налогоплательщика. Чтобы вернуть такую переплату необходимо заполнить заявление в свободной форме.

А как же отразить данные ситуации в учете учреждения?

Ситуация 1.

Переплата за счет средств бюджета, которую можно либо вернуть, либо зачесть в счет недоимки и будущих платежей по другим федеральным налогам.

В данном случает сумма перечисленных учреждением средств за налоговый период превышает суммы, удержанные у налогоплательщиков, образуется дебиторская задолженность на счете 303.01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Сложившиеся показатели нужно будет отражать в Сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503769). Заметим, что формы с дебиторской задолженностью по счету 303.01 могут быть не приняты финансовым органом, потому что в соответствии с НК РФ юридические лица не являются налогоплательщиками и не имеют права перечислять НДФЛ за счет средств соответствующего бюджета. В качестве плательщика – налогового агента налог уплачивается за счет средств, удержанных у сотрудников с их доходов.

В бюджетных учреждениях уплату излишних сумм налога из средств субсидий, полученных на выполнение государственного задания или субсидии на иные цели, может быть расценено как нецелевое использование, что является административным правонарушением и влечет административную ответственность должностных лиц его допустивших в виде административного штрафа. В казенных учреждениях такие расходы однозначно будут признаны нецелым расходованием бюджетных средств.

Если в 2020 г. была обнаружена переплата, подтвержденная сверкой расчетов и налоговый орган вернул учреждению сумму излишне перечисленного налога, в бухгалтерском учете данная ошибка исправляется методом «красное сторно».

В 2019 г. учреждение сделало следующую запись по удержанию излишнего налога из зарплаты: Дт Х 302.11 837 Кт Х 303 01 732.

Для того чтобы отразить исправление необходимо использовать специальные счета по исправлению ошибок прошлых лет 304.86 и 304.96. В нашем случае исправленная корреспонденция будет иметь следующий вид:

  1. Дт Х 302.11 837 Кт Х 304.86 732 «красное сторно»;
  2. Дт Х 304.86 832 Кт Х 303.01 732 «красное сторно».

Результат таких проводок — это задолженность ФНС перед учреждением и задолженность учреждения перед сотрудником.

Ситуация 2.

Работодатель – бюджетное учреждение, обязан вернуть сотруднику излишне удержанный налог, а не учесть его в текущем году.

Не имеет значения по какому КФО будет отражена данная ситуация, главное, чтобы все хозяйственные операции по начислению и исправлению были отражена по одному КФО. После того, как сумма налога будет возвращена сотруднику, ни в ф. 0503737, ни в ф. 0503723 она отражена не будет.

  1. Дт Х 201.11 510 Кт Х 303.01 731 - возврат от налоговой;
  2. Дт Х 302.11 837 Кт Х 201.11 610 возврат средств сотруднику.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Анастасия Хахулина,
методист Департамента проектов внедрения и консалтинга компании «ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАТИКИ»

Основные отличия НДФЛ от подоходного налога

Вступившая 1 января 2001 года в силу часть II НК РФ существенно изменила порядок исчисления и удержания налога доходы физических лиц по сравнению с порядком исчисления подоходного налога, действовавшим в 2000 году. Помимо изменения собственно ставок налога изменились также:

- порядок предоставления вычетов;

- порядок определения даты получения дохода;

- порядок исчисления и удержания налога налоговыми агентами;

- первичные учетные и отчетные формы по налогу (налоговая карточка и справка о доходах); классификаторы доходов и вычетов.

Изменения в исчислении и удержании налога

Согласно статье 223 НК РФ “при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом)”. Таким образом, суммы начислений учитываются при исчислении налога в тех месяцах, за которые эти суммы начислены — то есть в терминологии 1С:Предприятия “по периоду действия” начислений. В 2000 году суммы доходов учитывались в тех месяцах, когда эти доходы были начислены (при условии отсутствия задержек с выплатой зарплаты) — то есть “по периоду регистрации” начислений.

Поэтому в 2001 году записи по НДФЛ будут “вести себя” по аналогии с доплатами — при появлении каких-либо начислений “задним” числом вводятся записи-перерасчеты по НДФЛ за прошлый период, а при начислении отпуска “вперед” вводятся записи по НДФЛ за будущие месяцы.

Далее, в статье 226 НК РФ указано, что налог исчисляется по окончании каждого месяца, а удерживается лишь при фактической выплате дохода. Согласно ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” бухгалтерский учет расчетов с работниками по налогу на доходы физических лиц ведется “методом начисления”, поэтому бухгалтерские проводки по НДФЛ формируются на основании сумм исчисленного налога (возможно, не дожидаясь собственно момента удержания налога).

В связи с этим в 2001 году в конфигурации Зарплата+Кадры суммы исчисленного налога, также как и суммы удержанного хранятся в журнале расчетов. Поэтому в журнале расчетов по каждому сотруднику всегда присутствует две записи — НДФЛ и НДФЛ (удержанный). В первой записи отражается сумма налога, исчисленная с доходов физического лица (в частности, работника организации) и подлежащая удержанию налоговым агентом при выплате дохода. Во второй записи (НДФЛ удержанный) показывается сумма налога, фактически удержанная налоговым агентом при выплате дохода физическому лицу. Сумма удержанного налога исчисляется в момент выплаты дохода сотруднику и в типовой конфигурации заполняется при наличии у сотрудника записей по документам “Платежная ведомость” или “Перечисление зарплаты в банк”. Сумма удержанного налога отражается в Налоговой карточке сотрудника и не отражается в проводках, выгружаемых в типовые конфигурации “1С:Бухгалтерский учет”.

Исчисленная сумма НДФЛ по ставке 13 % рассчитывается ежемесячно нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее исчисленных сумм налога (п. 3 ст. 226), поэтому если доход сотрудника в очередном месяце оказался меньше положенных ему вычетов, а в предыдущих месяцах превышал вычеты, то сумма исчисленного в этом месяце НДФЛ окажется отрицательной, отражая уменьшение облагаемой НДФЛ базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала года. При этом сумма НДФЛ удержанного отрицательной быть не может. Чтобы вернуть сотруднику излишне удержанный налог необходимо оформить на этого сотрудника документ “Возврат НДФЛ”.

Изменения в предоставлении вычетов

В 2000 году все физические лица по размерам основных вычетов (в 2001 году получивших наименование “стандартных”) делились на четыре группы (пп. 2, 3, 4, 6е ст. 3 Закона от 07.12.1991 № 1998-1"О подоходном налоге с физических лиц", далее - Закон). В 2001 году по размеру соответствующих стандартных вычетов все физлица делятся только на три группы (п. 1 ст. 218 НК РФ), причем некоторые категории физлиц потеряли право на вычеты в повышенном размере (например, родители инвалидов с детства). По этой причине автоматически преобразовать описание основных вычетов 2000 года в стандартные вычеты 2001 года можно не во всех случаях.

Релизы конфигурации Зарплата+Кадры, поддерживающие исчисление НДФЛ 2001 года, автоматически преобразует вычеты “обычных” сотрудников (в 2000 году предоставлялся в размере одно- или двукратной ММОТ в месяц, п. 4 ст. 3 Закона) и вычеты так называемых “чернобыльцев” (вычет в размере 50 000 рублей в год, п. 6е ст. 3 Закона). При этом вычету 2000-го года проставляется дата окончания — 31.12.2000, и вводится новая строка с вычетом 2001 года с датой начала действия — 1.01.2001.

Вычеты 2000 года в размере 3 или 5 ММОТ в месяц (пп. 2 и 3 ст. 3 Закона) автоматически “прекращаются”, и дополнительно выводится список таких сотрудников, поскольку вычет 2001 года для них следует ввести вручную.

Вычеты на содержание детей и иждивенцев, действовавшие в 2000 году, автоматически преобразуются в вычеты 2001 года. Однако следует помнить, что в 2001 году вычеты на содержание иждивенцев не предоставляются. Поэтому у сотрудников, которые пользовались в 2000 году вычетами на иждивенцев, необходимо отредактировать (или удалить) соответствующие строки в списке вычетов.

Прочие виды вычетов (расходы на приобретение жилья и пр.) в 2001 году предоставляются только при подаче физлицами налоговых деклараций в инспекции по окончании года, поэтому эти вычеты в 2001 году не предоставляются.

Налоговая карточка 2001 года

Министерством по налогам и сборам в конце 2000 года была утверждена форма налоговой карточки, в которой следует учитывать доходы сотрудников предприятия (и других физических лиц, получивших доходы, облагаемые НДФЛ), а также вести расчет сумм исчисленного и удержанного налога.

Согласно утвержденному МНС порядку ведения налоговых карточек суммы начислений отражаются в тех месяцах, за которые эти суммы начислены. В 2000 году суммы доходов учитывались и отражались в тех месяцах, когда эти доходы были начислены (при условии отсутствия задержек с выплатой зарплаты).

В частности, суммы отпускных будут показаны в нескольких месяцах, если отпуск был “переходящим”. При этом, поскольку стандартные вычеты предоставляются за все месяцы отчетного периода (ст. 218 НК РФ), то при расчете сумм налога уже в месяце начисления отпуска будут учтены вычеты за все месяцы отпуска. Кроме того, если в месяце начисления отпуска весь исчисленный НДФЛ был удержан, в налоговой карточке в месяце начисления отпуска появится долг за налоговым агентом (так как часть исчисленного НДФЛ будет отражена в последующих месяцах, а удержанный налог следует отражать в том месяце, когда была произведена фактическая выплата сотруднику), который “исчезнет” в последнем месяце отпуска.

Поскольку начиная с 2001 года суммы исчисленного налога рассчитываются в журнале расчетов (в 2000 году исчисленный налог рассчитывался при построении отчета и не хранился в информационной базе), то при изменении каких-либо исходных данных, например, сотрудник принес заявление на дополнительные вычеты “задним” числом и эти вычеты не были учтены при расчетах предыдущих месяцев, суммы исчисленного в прошлые месяцы налога в журнале расчетов уже не соответствуют действительности. Отчет “Налоговая карточка” при построении по-прежнему рассчитывает суммы исчисленного налога, соответствующие текущему состоянию доходов и вычетов сотрудника. Вышеописанная ситуация изменения вычетов сотрудника отразится в налоговой карточке следующим образом: некорректная сумма исчисленного налога будет выведена красным цветом, в скобках будет указана верная сумма и в первой строке отчета будет выведена предупреждающая надпись. Пересчитать сумму исчисленного налога за любой предшествующий месяц можно при помощи документа “Перерасчет НДФЛ”, который вводит за все прошедшие месяцы текущего года записи-перерасчеты для НДФЛ исчисленных, при очередном расчете суммы исчисленного налога будут скорректированы.

Изменения в исчислении налога на доходы иностранцев

В 2001 году доходы иностранцев, полученные от работодателей РФ, в отличие от 2000 года облагаются не так как аналогичные доходы налоговых резидентов РФ, — по повышенным ставкам.

Статус сотрудника как налогового резидента/нерезидента определяется по стране постоянного места жительства сотрудника (см. кадровые данные сотрудника): если страна не указана или указана Россия, то сотрудник считается налоговым резидентом РФ. При исчислении сумм налога ставка НДФЛ с зарплаты автоматически выбирается с учетом того, является ли сотрудник налоговым резидентом РФ.

Читайте также: