Социальный налог для адвокатов рк

Опубликовано: 03.05.2024

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Informburo.kz разобрался, как вычисляется этот налог и какие сферы и структуры финансируются на счёт него.

Для чего в Казахстане нужен социальный налог? Кто обязан его платить, а кто освобождается от этого вида налога? Informburo.kz выяснил, что даёт соцналог казахстанцам и в каком размере он взимается.

№1. Что такое социальный налог?

Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации "Правительство для граждан" проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

В Законе РК "Об обязательном социальном страховании" определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

№2. Как государство тратит деньги от вашего соцналога?

Средства распределяются по следующим направлениям:

  • содержание школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур;
  • финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд;
  • обеспечение безопасности государства, содержание армии;
  • содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;
  • пенсионное обеспечение (базовая и солидарная часть пенсий);
  • предоставление бесплатной помощи в медицинских учреждениях.

№3. Кто должен платить соцналог – вы или ваш работодатель?

Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

  1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
  2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

№4. Кто освобождается от соцналога?

Плательщиками социального налога не являются:

  1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
  2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
  3. ИП, работающие на основе патента.

Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК "Корректировка дохода". Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

№5. Может ли ваш работодатель отказаться от соцналога?

Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

№6. Могут ли вас наказать, если не уплачен соцналог?

Работник не имеет к уплате социального налога прямого отношения. Ответственность за это и санкции за уклонение или неполную уплату предусмотрена только для работодателей.

№7. По какой формуле рассчитывается размер налога для юрлиц?

Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5% . В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

  1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
  2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
  3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
  4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

№8. По какой формуле определяется сумма налога для ИП?

Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.

По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.

№9. Как и когда надо платить социальный налог?

Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.

Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).

Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).

№10. Какие есть льготы по соцналогу?

Производители сельхозпродукции, применяющие специальный налоговый режим, вправе уменьшить сумму социального налога на 70% (пункт 1 статьи 700 Налогового кодекса РК).

Организации, работающие в специальной экономической зоне "Парк инновационных технологий", вправе уменьшить на 100% сумму социального налога при условии, что такие расходы за налоговый период составляют не менее 70% от общей суммы расходов такой организации по бухгалтерскому учёту (пункт 9 статьи 709 Налогового кодекса РК).

№11. Сколько составит соцналог, если за месяц начислили менее одной МЗП?

Если по каким-то причинам вам начислили сумму менее одной минимальной зарплаты, размер социального налога всё равно будет рассчитываться из неё. Например, сотрудник взял отпуск без сохранения зарплаты в апреле 2019 года. Его доход за отработанное время в апреле составил всего 30 000 тенге. Рассчитаем базу: 30 000 – 3 000 (ОПВ) = 27 000. Несмотря на то что сумма зарплаты меньше МЗП, для расчёта соцналога будет использоваться сумма в размере 42 500 тенге, то есть 2 295 тенге.

Благодарим за помощь в подготовке материала директора бухгалтерской компании "Варити" Любовь Сапунову.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Налогообложение юридической деятельности

Общие вопросы

Письмо от 13 июля 2018 г. № 03-02-08/48955

В случае заинтересованности налогоплательщика, плательщика страховых взносов - физического лица в предоставлении налоговым органом сведений о нем адвокату этот налогоплательщик (плательщик страховых взносов) вправе представить в налоговый орган в установленном порядке соответствующее согласие.

НДС

Письмо от 31 августа 2018 г. № 03-07-14/62214

Местом реализации юридических и консультационных услуг, в том числе связанных с представлением интересов российского лица в иностранном государстве, оказываемых иностранным лицом российскому индивидуальному предпринимателю, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Письмо от 18 февраля 2019 г. № 03-03-07/9950

Осуществляемая адвокатской палатой операция по реализации автомобиля признается объектом налогообложения НДС.

Налог на прибыль

Письмо от 6 августа 2018 г. № 03-03-07/55113

Налогоплательщик вправе учесть понесенные им расходы на оплату услуг адвокатов при соответствии указанных расходов требованиям статьи 252 НК РФ и при условии, что они не поименованы в статье 270 НК РФ.

Письмо от 10 мая 2018 г. № 03-03-07/31147

Налогоплательщик вправе учесть понесенные им расходы на оплату услуг адвокатов, при соответствии указанных расходов требованиям статьи 252 НК РФ и при условии, что они не поименованы в статье 270 НК РФ.

Письмо от 18 февраля 2019 г. № 03-03-07/9950

Членские взносы в адвокатскую палату, поступившие от адвокатов - членов данной адвокатской палаты на содержание и ведение уставной деятельности, а также расходы, произведенные за счет указанных взносов, для целей налога на прибыль организаций не учитываются. Расходы, связанные с приобретением адвокатской палатой за счет членских взносов автомобиля, в целях налогообложения прибыли не учитываются. При реализации автомобиля выручка от реализации полностью включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций без уменьшения на стоимость его приобретения.

Топ-10 Налоговых споров в 2018

НДФЛ

Письмо от 27 декабря 2018 г. № 03-04-05/95365

Пунктом 7 статьи 25 Закона об адвокатской деятельности предусмотрено, что адвокат осуществляет профессиональные расходы на: 1) общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов; 2) содержание соответствующего адвокатского образования; 3) страхование профессиональной ответственности; 4) иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности. Указанные расходы могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

К иным расходам, связанным с осуществлением адвокатской деятельности, которые могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета, могут быть отнесены расходы, непосредственно связанные с оказанием юридической помощи доверителю, в том числе расходы по проезду и проживанию, за пределами региона, в котором находится адвокатский кабинет, при наличии подтверждения их цели и соответствующих оправдательных документов.

Расходы на иные услуги, такие как пользование мобильной связью, интернетом и т.п. могут считаться относящимися к профессиональной деятельности адвоката только в той части, в отношении которой может иметься документальное подтверждение использования именно в указанных целях.

Что касается расходов на добровольное медицинское страхование и медицинскую помощь, а также на приобретение транспортного средства и повышение квалификации, то они не могут считаться непосредственно связанными с оказанием юридической помощи доверителю и на этом основании не могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета.

Письмо от 25 января 2018 г. № 03-04-05/4446

Что касается расходов на приобретение и использование личного имущества (компьютерной техники, средств связи и т.д.) и на оплату услуг, связанных с квалифицированной электронной подписью, то они сами по себе не могут считаться расходами, непосредственно связанными с оказанием услуг по гражданско-правовым договорам, заключаемым адвокатом с доверителем, поскольку такое имущество и электронная подпись могут использоваться и в иных целях, не связанных ни с оказанием юридических услуг доверителю, ни с адвокатской деятельностью в целом.

В то же время, если какие-либо из вышеуказанных расходов адвоката непосредственно связаны с оказанием услуг в рамках соглашения с доверителем об оказании юридической помощи, при наличии документального подтверждения их размера и осуществления в указанных целях они могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета.

Письмо от 20 сентября 2018 г. № 03-04-05/67461

Коллегия адвокатов в качестве налогового агента обязана в установленном порядке предоставлять адвокату профессиональный и стандартный налоговые вычеты при получении от него соответствующего письменного заявления.

Письмо от 25 апреля 2018 г. № 03-04-05/28247

Ситуация, когда расходы адвоката, связанные с осуществлением им адвокатской деятельности, больше получаемых от этой деятельности доходов, хотя и возможна, но в большей степени вероятность получения убытков характерна для деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, общий режим налогообложения доходов которого не предусматривает возможности учета таких убытков в последующих налоговых периодах.

Предложение о предоставлении адвокатам возможности получения профессионального налогового вычета в размере 20 процентов от суммы доходов от адвокатской деятельности в случае отсутствия документов, подтверждающих произведенные расходы, также не поддерживается, поскольку, во-первых, указанная норма может применяться только в случаях полного отсутствия документального подтверждения каких-либо расходов, чего в действительности у адвокатов не может быть и, во-вторых, не способствует прозрачности деятельности адвоката.

Письмо от 16 марта 2018 г. № 03-04-05/16656

Пересчет в рубли доходов в иностранной валюте, полученных адвокатами, учредившими адвокатское бюро, производится на дату перечисления сумм в иностранной валюте на счет адвоката.

Обзор практики Конституционного Суда РФ по налогам за второе полугодие 2018

Налог на самозанятых (НПД)

Письмо от 6 февраля 2019 г. № 03-11-11/6901

Положения Федерального закона N 422-ФЗ не предусматривают запрета на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" для физических лиц, оказывающих юридические услуги, при условии соблюдения норм указанного Федерального закона.

Письмо от 21 февраля 2019 г. № 03-11-11/11352

При этом согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Закона N 422-ФЗ для целей Закона N 422-ФЗ не признаются объектом налогообложения доходы, получаемые в рамках трудовых отношений.

При этом выплату гонораров арбитрам за оказание услуг в процессе третейского разбирательства может производить постоянно действующее арбитражное учреждение, являющееся подразделением некоммерческой организации, с которой третейские судьи могут как состоять, так и не состоять в трудовых или гражданско-правовых отношениях. Для решения вопроса о возможности применения НПД в отношении деятельности третейского судьи (арбитра) требуется экспертиза соответствующих конкретных договорных отношений между организацией, третейскими судьями и сторонами арбитража

Письмо от 13 февраля 2019 г. № 03-11-11/8598

Арбитражные управляющие, получающие доходы в качестве вознаграждения, при проведении процедур банкротств не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Страховые взносы

Письмо от 15 февраля 2018 г. № 03-15-05/9504

Физическое лицо (заказчик), заключившее гражданско-правовой договор на оказание юридической услуги с другим физическим лицом (исполнителем) и производящее выплату ему вознаграждения по данному договору, является плательщиком страховых взносов с суммы такого вознаграждения.

Письмо от 3 декабря 2018 г. № 03-15-05/87233

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у физического лица - адвоката сохраняется до момента снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката.

Письмо от 10 сентября 2018 г. № 03-15-05/64489

Плательщик страховых взносов - адвокатское бюро обязано в установленный срок представлять в налоговый орган расчет по страховым взносам, в котором отражается информация о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, и о суммах исчисленных страховых взносов. В случае отсутствия у адвокатского бюро выплат в пользу физических лиц по таким договорам в течение того или иного расчетного (отчетного) периода адвокатское бюро обязано представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями.

Поскольку адвокатское бюро не является плательщиком страховых взносов с доходов адвокатов-партнеров, в базу для исчисления страховых взносов, которая отражается в расчете по страховым взносам, суммы доходов адвокатов-партнеров не включаются.

Письмо от 22 января 2019 г. № 03-15-03/3048

Положениями главы 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - адвокатов, являющихся пенсионерами, в том числе военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 7 статьи 430 НК РФ), а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

УСН

Письмо от 6 июля 2018 г. № 03-11-11/47164

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

ККТ

Письмо от 29 июня 2018 г. № 03-01-15/45074

Адвокатская деятельность не относится к оказанию услуг для целей законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в связи с чем у адвокатского образования при осуществлении такой деятельности отсутствует обязанность применять ККТ.

По своей экономической сущности индивидуальный подоходный налог является изъятием части дохода физического лица в доход государства, т.е. носит чисто фискальный характер.[separator]

Кто является плательщиками ИПН?

Плательщиками ИПН, согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса, являются физические лица, имеющие объекты налогообложения

Кто является плательщиком ИПН?

физические лица — резиденты, имеющие объекты налогообложения

физические лица — нерезиденты, имеющие объекты налогообложения

Что является объектом налогообложения ИПН?

Согласно пункту 1 статьи 155 Налогового кодекса, объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физического лица в виде:

1) доходов, облагаемых у источника выплаты;

2) доходов, не облагаемых у источника выплаты.

Что относится к доходам, облагаемым у источника выплаты?

Согласно положениям статьи 160 Налогового кодекса, доходам, облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) доход работника;

2) доход физического лица от налогового агента;

3) пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;

4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

6) доход по договорам накопительного страхования.

Что относится к доходам, не облагаемым у источника выплаты?

Согласно положениям статьи 177 Налогового кодекса, к доходам, не облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) имущественный доход;

2) доход индивидуального предпринимателя;

3) доход частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов;

4) прочие доходы.

Помимо вышеуказанных доходов, облагаемых ИП, существуют доходы, которые не рассматриваются в качестве дохода физического лица, указанные в пункте 3 статьи 155 Налогового кодекса, и доходы, не подлежащие обложению ИПН, указанные в статье 156 Налогового кодекса.

Что является объектом ИПН?

доходы, облагаемые у источника выплаты — доход работника, доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, стипендии, доход по договорам накопительного страхования.

доходы, не облагаемые у источника выплаты — имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан

доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению — адресная социальная помощь, вознаграждения по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с государственными ценными бумагами, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50-ти % от минимальной заработной платы, выплаты для оплаты медицинских услуг, компенсации при служебных командировках в пределах установленных норм, и некоторые другие доходы.

Какие в настоящее время существуют ставки по ИПН?

Согласно статье 158 Налогового кодекса в настоящее время действуют следующие ставки по ИПН:

1. Доходы налогоплательщика, за исключением доходов физических в виде дивидендов, облагаются налогом по ставке 10 процентов.

2. Доходы в виде дивидендов, полученные из источников в Республике Казахстан и за ее пределами, облагаются по ставке 5 процентов.

Какие налоговые вычеты предусмотрены при исчислении ИПН?

Согласно статье 166 Налогового кодекса, при определении дохода работника, облагаемого у источника выплаты, за каждый месяц в течение календарного года независимо от периодичности выплат применяются следующие налоговые вычеты:

1) сумма в минимальном размере заработной платы, установленном законом о республиканском бюджете и действующем на дату начисления дохода, на соответствующий месяц, за который начисляется доход. Общая сумма налогового вычета за год не должна превышать общую сумму минимальных размеров заработной платы, установленных законом о республиканском бюджете и действующих на начало каждого месяца текущего года;

2) сумма обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении;

3) сумма добровольных пенсионных взносов, вносимых в свою пользу;

4) сумма страховых премий, вносимых в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования;

5) суммы, направленные на погашение вознаграждения по займам, полученным физическим лицом-резидентом Республики Казахстан в жилищных строительных сберегательных банках на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных строительных сбережениях;

6) расходы на оплату медицинских услуг (кроме косметологических) в размере и на условиях, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

2. Если сумма налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, превышает определенную за месяц сумму дохода работника, подлежащего налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса, уменьшенного на сумму обязательных пенсионных взносов, то сумма превышения последовательно переносится на последующие месяцы в пределах календарного года для уменьшения налогооблагаемого дохода работника.

При изменении в течение налогового периода работодателя, за исключением случаев его реорганизации, сумма превышения, образовавшаяся за период работы у предыдущего работодателя, не учитывается у нового работодателя.

3. В случае если физическое лицо являлось работником менее шестнадцати календарных дней в течение месяца, то при определении дохода работника налоговый вычет в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи не производится.

4. Право на налоговый вычет в соответствии с подпунктами 1), 3) — 6) пункта 1 настоящей статьи предоставляется налогоплательщику по доходам, получаемым только у одного из работодателей, на основании поданного им заявления.

5. Право на налоговые вычеты, установленные подпунктами 3) — 5) пункта 1 настоящей статьи, предоставляется при наличии соответствующих документов:

1) договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов и документа, подтверждающего уплату добровольных пенсионных взносов;

2) договора страхования и документа, подтверждающего уплату страховых премий;

3) договора банковского займа с жилищным строительным сберегательным банком на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан и документа, подтверждающего погашение вознаграждения по указанному займу.

6. Право на налоговый вычет, установленный подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи, предоставляется налогоплательщику на следующих условиях:

1) общая сумма налогового вычета, предоставляемого в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи, и сумма корректировки, предоставляемой в соответствии с подпунктом 18) пункта 1 статьи 156 настоящего Кодекса, в совокупности за календарный год не превышает 8-к­ратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

2) работником представлены документы, подтверждающие получение медицинских услуг (кроме косметологических) и фактические расходы на их оплату.

Какие сроки удержания и уплаты ИПН?

По доходам, облагаемым ИПН у источника выплаты, согласно положениям статьи 161 Налогового кодекса:

1. Исчисление ИПН производится налоговым агентом при начислении дохода, подлежащего налогообложению.

2. Удержание индивидуального подоходного налога производится налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Налоговый агент осуществляет перечисление индивидуального подоходного налога по выплаченным доходам не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата дохода, по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

По доходам работника структурных подразделений налогового агента перечисление индивидуального подоходного налога производится в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурных подразделений.

Юридическое лицо своим решением вправе признать налоговым агентом по индивидуальному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты, свое структурное подразделение по доходам, облагаемым у источника выплаты, которые выплачены (подлежат выплате) таким структурным подразделением.

При этом решение юридического лица или отмена такого решения вводится в действие с начала квартала, следующего за кварталом, в котором принято такое решение.

В случае если налоговым агентом признается вновь созданное структурное подразделение, то решение юридического лица о таком признании вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с начала квартала, следующего за кварталом, в котором создано данное структурное подразделение.

Структурные подразделения, признанные по решению юридического лица-резидента налоговыми агентами для целей раздела 12 настоящего Кодекса, признаются самостоятельными плательщиками социального налога.

4. Исчисление и удержание налога с доходов по депозитарным распискам производятся эмитентом базового актива таких депозитарных расписок.

5. Сроки уплаты индивидуального подоходного налога налоговыми агентами, применяющими специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации и крестьянских или фермерских хозяйств, установлены статьями 438 и 446 Налогового кодекса.

По доходам, не облагаемым у источника выплаты, согласно статье 178 Налогового кодекса в общем случае, исчисление ИПН, производится налогоплательщиком за налоговый период самостоятельно путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к облагаемой сумме соответствующего дохода, не облагаемого у источника выплаты, за исключением налогоплательщиков, указанных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи.

При этом сумма исчисленного индивидуального подоходного налога уменьшается на сумму индивидуального подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса.

Облагаемая сумма соответствующего дохода, не облагаемого ИПН у источника выплаты, определяется как разница между доходом, подлежащим налогообложению, и налоговыми вычетами (П. 1 ст. 178: в ч. 1 слова заменены; дополнен ч. 2; в ч. 2 слова заменены и исключены ЗРК от 21.07.2011 г. № 467-IV)

2. При наличии у налогоплательщика нескольких видов доходов, не облагаемых у источника выплаты, за исключением доходов частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов, исчисление индивидуального подоходного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения ставки в размере 10% к сумме всех видов доходов, не облагаемых у источника выплаты.

3. Налоговые вычеты, установленные пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса, применяются при исчислении индивидуального подоходного налога по совокупной сумме доходов, не облагаемых у источника выплаты, в случае, если указанные вычеты не были произведены при определении дохода работника.

4. Индивидуальные предприниматели, кроме указанных в пункте 5 настоящей статьи, производят исчисление налога по доходам индивидуального предпринимателя за налоговый период самостоятельно. Сумма налога исчисляется путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к доходу индивидуального предпринимателя, уменьшенному на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков, переносимых в соответствии со статьей 137 настоящего Кодекса.

При этом сумма исчисленного индивидуального подоходного налога уменьшается на сумму индивидуального подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса.

5. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, производят исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, облагаемым в рамках указанных специальных налоговых режимов.

Кто, когда и в каком виде обязан представлять в налоговые органы отчётность по ИПН?

В действующем налоговом законодательстве существуют различные требования по представлению в налоговые органы отчётности по ИПН по отношению к налоговым агентам, производящим удержание ИПН у источника выплаты, и к лицам, получающим доходы, не облагаемые ИПН у источника выплаты, а также к отдельным категориям физических лиц.

Согласно положениям статьи 162 Налогового кодекса декларация по ИПН и социальному налогу по гражданам Республики Казахстан представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту уплаты налога не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларация по ИПН и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды.

Налоговые агенты, применяющие специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств и для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не представляют декларацию по ИПН и социальному налогу по деятельности, на которую распространяются данные режимы.

Налоговые агенты, имеющие структурные подразделения, представляют приложение по исчислению суммы ИПН и социального налога по структурному подразделению к декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу в налоговый орган по месту нахождения структурного подразделения.

Вместе с тем, согласно положениям статьи 185 Налогового кодекса, декларацию по ИПН представляют следующие налогоплательщики-резиденты:

1) индивидуальные предприниматели;

2) частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты;

3) физические лица, получившие имущественный доход;

4) физические лица, получившие прочие доходы, в том числе доходы за пределами Республики Казахстан;

5) физические лица, имеющие деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

Депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи, а также физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», представляют декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, по доходам, включаемым в объект налогообложения в соответствии со своим специальным режимом, не предоставляют декларацию по ИПН.

Согласно положениям статьи 186 Налогового кодекса, декларация по ИПН представляется в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, за исключением случаев, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

В соответствии с положениями статьи 187 Налогового кодекса, в случаях неподтверждения уплаты ИПН вышеперечисленными налогоплательщиками, исчисление ИПН производится путем применения ставки в размере 10%, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса, к сумме дохода, по которому не подтверждена уплата индивидуального подоходного налога.

Источник: Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12 2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года.


 Социальный налог в Казахстане: ставки, порядок расчета, сроки уплаты


Этот вид налога отчисляют в фонд государства субъекты, ведущие хозяйственную деятельность, на основании своих социальных обязательств.

Что такое социальный налог

Данный тип налога распространяется на субъектов, которые ведут предпринимательскую деятельность. Его платит работодатель (компания либо ИП) за своего сотрудника.

К плательщикам этого налога в Казахстане относятся:

судебные исполнители (только частные);

нотариусы (только частные);

Ставки социального налога

Ставка данного налога сейчас в Казахстане для юрлиц - 9,5 процента. В январе 2025 она повысится и составит 11 процентов. ИП платят этот вид налога в сумме 1 МРП за каждого своего сотрудника и в сумме 2 МРП за самих себя.

Как рассчитать социальный налог в РК

2058147.jpg

Для расчёта суммы данного типа налога существуют специальные калькуляторы онлайн, хотя возможен и самостоятельный расчёт. Однако следует учитывать, что расчёт определяется налоговым режимом, который использует конкретное предприятие.

Рассмотрим пример расчёта социального налога за работника для юрлица при использовании общеустановленного налогового режима.

Например, зарплата какого-либо конкретного работника - 80 000 тенге. Взносы в ПФ и на медицинскую страховку (по 1%) относятся к облагаемой налогом сумме, поэтому они вычитаются из суммы зарплаты:

80 000 - 80 000х0,1 - 80 000х0,01 = 78 400 тенге

Полученная сумма умножается на ставку, по которой взимается социальный налог, в результате получается размер, в котором платится социальный налог, но пока без вычета отчислений социального назначения:

78 400х0,095 = 7 448 тенге

Отчисления социального плана в этой ситуации будут составлять:

72 000х0,035 = 2 520 тенге

Потом отнимается сумма данных отчислений от размера социального налога, в результате получается окончательный размер этого налога:

7 488 - 2 520 = 4 968 тенге

Следует заметить, что в качестве базы для расчёта этого налога не может выступать зарплата в размере ниже минимального. Если почему-то в конкретном месяце сотруднику была начислена зарплата в сумме менее минимума (42 500 тенге в 2020), социальный налог рассчитывается от суммы 42 500. В данной ситуации он будет составлять 2 295 тенге.

Что касается ИП, которые используют общеустановленный налоговый режим, на них распространяется обязанность уплаты 1 МРП на каждого сотрудника плюс 2 МРП на самого себя. Размер социального налога снижается на ту сумму, в которой производятся социальные отчисления. Ещё следует заметить, что при полном отсутствии дохода у ИП в течение текущего месяца, а также в случае превышения суммой социальных отчислений суммы 1 МРП такой ИП свободен от социального налога.

Сроки уплаты социального налога

Юрлица и ИП, использующие общеустановленный режим, платят данный налог до 25-го числа того месяца, что идёт после отчётного. Т. е. налог за август требуется заплатить до 25-го сентября. Социальный налог платят ежемесячно.

Компании, которые используют "упрощёнку", должны платить раз в 6 месяцев: до 15-го августа платится социальный налог за 1-е полугодие, до 15-го февраля следующего года - за 2-е полугодие.

Несвоевременная либо неполная выплата, либо уклонение от данного налога влекут ответственность и наказания в виде санкций (пеней и штрафов).

Кто освобождается от уплаты соцналога

По НК некоторые организации свободны от данного налога. К ним принадлежат:

Компании, которые занимаются трудоустройством лиц, имеющих нарушения ОДА, слуха, речи либо зрения.

Хозяйства в аграрной отрасли, применяющие специальный режим налогообложения, и ИП, которые работают по патентам.

Сауле Акатова, адвокат Коллегии адвокатов города Нур-Султан

Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) устанавливает основополагающие принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, отмене, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения, связанные с исполнением налогового обязательства.

Следует обратить внимание на порядок введения его в действие.

Этот порядок регулируется Законом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI ЗРК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (далее — Закон № 121-VI ЗРК.

Согласно статье 1 Закона № 121-VI ЗРК Налоговый кодекс вводится в действие с 1 января 2018 года, за исключением норм Налогового кодекса, указанных в приведенной статье.

Следует отметить, что пунктом 1 статьи 33 Закона № 121-VI ЗРК установлено, приостановить до 1 января 2021 года действие заголовков статей 316 – 366 оглавления Налогового кодекса (это разделы 8, 9 по индивидуальному подоходному налогу), и установив, что в период приостановления данные заголовки действуют в редакции, указанной в данном пункте 1.

Пунктом 2 статьи 33 Закона № 121-VI ЗРК установлено, приостановить до 1 января 2021 года действие разделов 8 и 9 Налогового кодекса, установив, что в период приостановления данные разделы действуют в редакции, указанной в названном пункте 2.

Из смысла и содержания норм статьи 33 Закона № 121-VI ЗРК следует, что исчисление и оплата индивидуального подоходного налогов адвокатом (лицом, занимающимся частной практикой) до 1 января 2021 года (то есть в настоящее время) будет производиться в следующем порядке:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ (далее — ИПН) (разделы 8 ,9 НК) = 10 % от дохода адвоката, полученного за месяц, по итогам каждого месяца (статьи 320, 365 НК).

При этом доходом адвоката являются все виды доходов, полученных от осуществления адвокатской деятельности, а также полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством (статья 336 НК).

Сумма исчисленного адвокатом ИПН подлежит уплате ежемесячно не позднее 5 числа, следующего за месяцем, по доходам которого исчислен налог (часть 3 статьи 365 НК).

Для информации: из норм статьи 192 НК (с учетом метода начисления) следует, что адвокат должен учитывать свой доход по факту оказания им юридической помощи лицу, обратившемуся за этой помощью, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалентов (например, по факту выполнения поручения по защите прав и интересов в суде и т.п.).

При получении дохода адвокат обязан исчислять и уплачивать сумму по социальному страхованию (социальному отчислению), которая впоследствии учитывается при расчете социального налога.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ)= 3,5 % от объекта исчисления социальных отчислений (подпункт 3) статьи 7, статья 14 Закона РК от 26 декабря 2019 года № 286-VІ ЗРК «Об обязательном социальном страховании» (далее — Закон № 286-VІ ЗРК))

Объектом исчисления социальных отчислений для адвокатов являются: за себя – сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (статья 15 Закона № 286-VІ ЗРК, пункт 3 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений, утвержденными Постановлением Правительства РК от 21 июня 2004 года № 683 (далее — Правила)).

При этом ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы (7 х 42 500 тенге = 297 500 тенге), установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (3,5 % = 10 413 тенге).

В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы (42500 тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы (3,5 % = 1 488 тенге), за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 15 названного Закона (подпункт 3) пункта 4 статьи 39 Закона № 286-VІ ЗРК).

При исчислении социальных отчислений суммы, исчисленные в тиынах, округляются до 1 тенге (пункт 7 Правил).

Примеры:

10 412,5 тенге или 10 413 тенге

1 487,5 тенге или 1 488 тенге.

Социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (далее – фонд) уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Государственная корпорация) не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено статьей 16 Закона № 286-VІ ЗРК (пункт 1 статьи 16 Закона № 286-VІ ЗРК).

Согласно пункту 13 Правил Государственная корпорация осуществляет возврат социальных отчислений плательщику по участнику системы обязательного социального страхования: 1) не имеющему ИИН, и (или) в реквизитах которого допущены ошибки; 2) являющемуся лицом, достигшим возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; 3) за которого сумма социальных отчислений уплачена от объекта исчисления социальных отчислений, превышающая семикратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, от одного плательщика.

Порядок исчисления и уплаты социального налога регулируется Разделом 12 НК.

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ(раздел 12 НК) = 2 МРП минус сумма социальных отчислений.

Объектом обложения социальным налогом для адвокатов (лиц, занимающихся частной практикой) является численность работников, включая самих плательщиков, т.е. адвокатов (статья 484 НК).

Порядок исчисления социального налога для адвокатов устанавливается частью 2 статьи 486 НК.

Адвокаты исчисляют социальный налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты (2 651 х 2 = 5 302 тенге), за себя и 1-кратном размере месячного расчетного показателя за каждого работника (часть 2 статьи 485 НК).

Сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом РК «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы исчисленных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой исчисленного социального налога или равенстве их сумм сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, считается равной нулю (часть 3 статьи 486 НК).

Адвокат не оплачивает социальный налог, если не получал в отчетном налоговом периоде доход (подпункт 3) части 2 статьи 485 НК).

Налоговым периодом для исчисления социального налога является календарный месяц (часть 1 статьи 488 НК).

Уплата социального налога производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, по месту нахождения налогоплательщика (часть 1 статьи 487).

Помимо налогов и социальных отчислений адвокат обязан исчислять и оплачивать следующие обязательные платежи.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ(далее — ОПВ) в свою пользу, подлежащие уплате адвокатом в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) устанавливаются в размере 10 % от получаемого дохода, но не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы (10 % от 42 500 тенге составляет 4 250 тенге)и не выше 10 процентов 50-кратного минимального размера заработной платы (10 % от 2 125 000 тенге составляет 212 500 тенге),установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Получаемым доходом является доход, определяемый самостоятельно адвокатом, для исчисления обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу.

В случае отсутствия дохода адвокат вправе уплачивать обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу из расчета 10 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (пункт 4 статьи 25 Закона РК от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон № 105-V).

Пункт 5 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним, утвержденных Постановлением Правительства РК от 18 октября 2013 года № 1116 (в редакции от 27.12.2016) устанавливает, что получаемым доходом для адвокатов для целей исчисления обязательных пенсионных взносов является сумма, определяемая ими самостоятельно в пределах размеров, установленных пунктом 4 статьи 25 Закона, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом.

Удержанные (начисленные) обязательные пенсионные взносы, перечисляются в Государственную корпорацию адвокатами в свою пользу не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным (подпункт 2 пункта 7 статьи 24 Закона № 105-V).

ВЗНОСЫ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Адвокат,как лицо, занимающееся частной практикой, является плательщиком взносов в фонд социального медицинского страхования (подпункт 4 пункта 2 статьи 14 Закона РК от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК «Об обязательном социальном медицинском страховании» — далее — Закон № 405-V ЗРК), пункт 4 Правил и сроков исчисления (удержания) и перечисления отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование, утвержденных приказом Министра здравоохранения РК от 30 июня 2017 года № 478 (далее – Правила ОСМС).

Объектом исчисления взносов адвокатов, как лиц, занимающихся частной практикой, является 1,4-кратный минимальный размер заработной платы (42 500 тенге), установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, за исключением приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан лиц, занимающихся частной практикой (42 500 х 1,4 = 59 500 тенге) (пункт 5 статьи 28 Закона № 405-V ЗРК).

Взносы адвокатов, как лиц, занимающихся частной практикой, с 1 января 2020 года устанавливаются в размере 5 процентов от объекта исчисления взносов (59 500 х 5 % = 2 975 тенге) (пункт 3 статьи 28 Закон № 405-V ЗРК).

Начисленные взносы перечисляются через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, для последующего перечисления Государственной корпорацией на счет фонда лицами, занимающимися частной практикой, в свою пользу – ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным (подпункт 2) пункта 6 статьи 30 Закон № 405-V ЗРК).

Исчисление и перечисление взносов лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, самостоятельных плательщиков осуществляются самостоятельно либо третьим лицом в их пользу (пункт 4-1 статьи 14 Закона № 405-V ЗРК).

Исчисление (удержание) и перечисление отчислений и (или) взносов производятся в тенге с учетом округления тиынов в следующем порядке: сумма до 50 тиын округляется до 0 тенге; сумма от 50 тиын округляется до 1 тенге (пункт 39 Правил ОСМС).

СДАЧА ДЕКЛАРАЦИЙ

По индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00).

Декларация по ИПН представляется в налоговый орган по месту нахождения не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (статьи 363, 364 Налогового кодекса РК). Это — ежегодная декларации, т.е. по результатам каждого года.

По социальному налогу (форма 200.00)

Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу представляется плательщиками в налоговые органы по месту нахождения ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом (часть 1 статьи 489 НК).

По социальным отчислениям (форма 200.00)

Плательщик ежеквартально в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан(не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом), представляет декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражает сведения по начисленным социальным отчислениям за участников системы обязательного социального страхования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан (пункт 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 405 «Об обязательном социальном страховании», который действует до 01.01.2024 в соответствии с Законом РК от 26.12.2018 № 203-VI.)

По обязательным пенсионным взносам (форма 200.00)

Агенты ежеквартально в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом), в которой отражают сведения по исчисленным, удержанным (начисленным) суммам обязательных пенсионных взносов, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

Форма декларации и порядок ее составления устанавливаются уполномоченным органом. (статья 29 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан).

По взносам в фонд обязательного медицинского страхования (форма 200.00)

Плательщик в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, представляет декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом),в которой отражает сведения по начисленным социальным отчислениям за участников системы обязательного социального страхования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

Форма декларации и порядок ее составления устанавливаются Правительством Республики Казахстан (статья 32 Закона РК «Об обязательном социальном страховании»).

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ:

В соответствии со статьей 7 Закона РК от 4 декабря 2019 года № 276-VІ ЗРК «О республиканском бюджете на 2020 – 2022 годы» установлены с 1 января 2020 года:

1) минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;

2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 16 839 тенге;

3) минимальный размер пенсии – 38 636 тенге;

4) месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 2 651 тенге;

5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 31 183 тенге.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

1) НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (далее — НДС)

Адвокат, как лицо, занимающиеся частной практикой, является плательщиком НДС (статья 367 НК) в случаях, установленных Разделом 10 Налогового кодекса РК.

Читайте также: