Социально экономические предпосылки становления и этапы развития налогового права россии

Опубликовано: 18.09.2024

Глушаченко С.Б., доктор юридических наук, профессор.

Понятие "налоги" как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: "Факт того, что налоги - наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание и какие бы определения наука ни формулировала понятию "налог". Уже это свидетельствует о том, что налоги - это историческое явление, хрестоматийное понятие. Без налогов не существует ни одно общество, будь то родовое или цивилизованное общество XXI в. Поскольку это так, то, следовательно, понятие "налог" в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование" . Общество, решая эту задачу, объединяет свои усилия и богатства для противостояния силам природы, внешним врагам, для совместного градостроительства, содержания нетрудоспособных и обеспечения многих других общественных нужд. Л.И. Спиридонов называет такие нужды общими делами социальной организации, объединенной вещными или рыночными связями. К числу таких общих интересов и проблем он относит "защиту от внешнего врага; установление правил коллективного общежития; решение таких коллективных задач, которые отдельная семья или индивид в одиночку решить не в состоянии. К числу последних относятся не только хозяйственные проблемы (например, создание ирригационной системы в Древнем Египте), но и охрана одной части территориально организованной общности от другой ее части, регулирование отношений между ними: племенная организация, распавшись, оказалась разделенной на различные социально неоднородные, часто антагонистические группы (сословия, классы), отношения между которыми нередко обострялись до уровня социальных потрясений (бунты, революции, войны и т.д.)" .

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 12 - 13.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., 1995. С. 18.

История человеческого сообщества и всех его институтов - это объективный процесс, не зависящий от воли и сознания отдельного человека. Следовательно, налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественно-исторического развития общества как социального организма. Чтобы определить другие исторические предпосылки возникновения налогов, необходимо выявить предшествовавшие им общественные явления.

Жертвоприношения, дань с побежденных народов, домены, регалии, судебные пошлины и другие обязательные платежи являлись прообразами ныне существующих налогов в их современном понимании. По утверждению А.В. Брызгалина, такие платежи были скорее "квазиналогами", которые представляли собой переходную ступень к налогам .

Налоги и налоговое право: Учебное пособие // Под ред. А.В. Брызгалина. М.: "Аналитика-Пресс", 1997. С. 17 - 18.

В последующие века государство постепенно окрепло, расширилось и приобрело те черты, которые свойственны современному государству. Оно распространило систему государственного управления на всю страну, начало осуществлять свое вмешательство в экономику и деятельность транспорта, в строительство, культуру, образование и, наконец, в сферу поступления доходов, а также формирования собственности и имущества. Для этого были необходимы новые учреждения, органы, институты, для функционирования которых требовалось больше средств и, следовательно, больше налогов.

В.М. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями. На первом этапе налогообложение отличается неразвитостью и случайным характером. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания появляются в зачаточном состоянии. Второй период развития налогообложения отличает формирование стройной, рациональной и обоснованной государственной налоговой системы, когда налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. Тогда же начинает формироваться научная теория налогообложения. Третий период отличается снижением числа налогов и большим значением правового регулирования при их установлении и взимании. Формируется налоговое государство, громадные расходы которого осуществляются за счет больших и весьма прибыльных централизованных налогов, налогов с оборота и на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на корпорации и отчислений на социальное страхование .

Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политика налогов: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 17.

По мнению советского теоретика налоговедения Д. Боголепова, "история налогов показывает нам двойное происхождение налога: во-первых, налог, возникающий из контрибуций и дани, это преимущественно налог на побежденных, иностранцев или просто на угнетенные классы, которые нередко принадлежали к другой национальности, чем господствующие классы, - налог феодального общества. Второй тип налога, возникший после появления постоянного войска, носит совершенно другой характер, он устанавливается после долгих переговоров с участием различных представительских учреждений, парламентов и т.д., - налог буржуазного общества" .

Боголепов Д. Краткий курс финансовой науки. Харьков: Пролетарий, 1929. С. 17.

С точки зрения автора, процесс образования налогов максимально сложен. В различных странах он протекал по-разному. Вместе с тем в нем были и общие закономерности, характерные для всех вариантов формирования налогов, независимо от географических, экономических, социальных, политических и других особенностей. В процессе формирования налогов можно выделить два основных этапа: во-первых, появление собственно налогов как особого способа деятельности или правила поведения; во-вторых, когда это правило поведения становится элементом права с государственным механизмом обеспечения.

На первом этапе сформировались прообразы налоговых форм, или квазиналоги, которые сложились и функционировали в виде обычаев. Вышеизложенные исторические факты свидетельствуют, что эти обычаи не были введены в жизнь общества кем-то извне. Они появились в результате обобщения естественного опыта людей по решению возникающих перед ними проблем. Так, вера в божественность и духовность окружающего мира, полного опасностей и невзгод, свойственна человеку, отсюда возникают жертвоприношения как способ задабривания богов, которые достаточно часто приводили к желаемым целям. А неприношение жертвы богам связывалось с несчастиями, бедами для общества. Поэтому невыплата жертвы осуждалась обществом и требовала запрета или табу. Такие обычаи передавались от поколения к поколению, соответственно становились традицией и превращались в постоянно действующие нормы.

Прообразы налоговых форм становились правилами поведения в условиях общества, состоящего из абсолютно эгоистичных личностей, по причине облегченности поступков человека, который больше стремится воспользоваться опытом окружающих, чем решить проблему самостоятельно, что может привести к непредсказуемым последствиям. В результате конкретный человек поступает так же, как окружающие его члены общества, и тем самым создает незаметно для себя общее правило или норму. С течением времени формируются новые модели поведения, которые совершенствуются и закрепляются в правилах, нормах, институтах, которые передаются последующим поколениям.

Наконец, квазиналоги становятся правилами поведения, когда индивиды, самостоятельно не осознавая этого, совершают поступки, которых от них ожидают другие члены общества. Общество состоит из множества индивидов, поведение и мысли которых глубоко эгоистичны, а также абсолютно самостоятельны. Но тем не менее в жизни общества наблюдается упорядоченность и регулярность - разные индивиды в одинаковых условиях ведут себя, как правило, одинаково. Это происходит из-за того, что человек как существо общественное не может существовать вне социальной организации и соответственно вынужден сообразовывать свое поведение с поступками других индивидов. С другой стороны, общество также ожидает от индивида ответного поведения, которое аналогично социальному. Следовательно, индивид платит жертву или налог, ибо ожидает ответного поведения от других членов общества, которые таким образом формируют некий общественный фонд, который расходуется в том числе на нужды и самого индивида, в частности на его защиту от внешних врагов или преступных посягательств.

На втором этапе процесса образования налогов они приобретают собственно правовую форму. Это происходит следующим образом. Во-первых, на месте кровнородственных связей появляется обмен как особое средство объединения людей в новый тип общества. Обменные отношения объединяют всех и каждого, независимо от места пребывания индивидов, причем эти отношения являются необходимым условием существования и отдельной личности, и всего общества в целом. Так как человек в процессе производственной деятельности трудится более эффективно в условиях разделения труда , то он может удовлетворить свои потребности в товарах, производимых другими, только при наличии рынка. С другой стороны, остальные участники производственных отношений, нуждаясь в товарах, создаваемых этим индивидом, сами вынуждены продать произведенное ими и тем самым удовлетворить и свои потребности, и потребности этой личности. Особо следует отметить, что возникающие налоговые формы как движения стоимости от субъекта, ее создавшего, в пользу правителя или государства, непосредственно оформляют наивысшую форму обменного отношения, когда индивиды отдают свои усилия, имущества и богатства взамен удовлетворения потребностей общества, в том числе и самих индивидов в указанных выше определенных целях.

В библейских сюжетах можно обнаружить своеобразные доказательства того, что человек на заре своего возникновения стремился к разделению труда. У первых двух сыновей Адама были разные профессии: Авель был пастухом, а Каин - земледельцем. Это было как бы первое крупное общественное разделение труда.

Во-вторых, общество, объединенное вещными, рыночными отношениями, объективно порождает коллективные потребности, а следовательно, общие интересы и проблемы. Такие общие дела могут быть решены только при наличии определенной материально-технической базы, а также учреждения такой власти, которая распространялась бы на все общество и которая формировала бы эту базу. Такой властью становится государство, но на первичном этапе развития оно создает общественные фонды с использованием квазиналогов, то есть поборов с населения, взыскиваемых не в принудительном порядке, например путем жертвоприношений или иным способом.

В-третьих, происходит усложнение общественных отношений, растет количество населения, расширяется государственный аппарат и происходит переход к собственно налоговым (то есть принудительным) способам формирования фонда общественного потребления. Но тем не менее налоги приобретают всеобщее значение лишь на протяжении последних ста лет. Так, К. Хойзер отмечает, что "еще полтора века тому назад в целом ряде тогдашних немецких государств из налоговых поступлений финансировалось менее половины государственных расходов. Еще сравнительно небольшие органы государственного управления, суды и ведомства существовали в основном за счет доходов от государственных земель, сборов за услуги органов управления и других поступлений, иными словами, за счет пошлин, правовых сборов и сборов в виде вознаграждений, и лишь после того за счет налоговых поступлений" . Таким образом, только в условиях соответствующего роста всеобщего экономического благосостояния налоги приобретают ту правовую форму, которая соответствует современному содержанию этой категории. И только в этом случае государство в состоянии предоставить гражданам то, что они от него ожидают: безукоризненную и отлаженную систему управления, развитую сеть дорог, широкую совокупность нормально действующих правовых норм, социальное обеспечение, государственные школы, больницы и многое другое.

Хойзер К. Жертва и налог. От античности до современности // Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс, 1992. С. 52.

В то же время следует признать, что человечество до сих пор не сформулировало идеальной налоговой теории, соответствующей общественной практике. Теория налогообложения до сегодняшнего дня не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы почти во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.


Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Налоговое право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Становление и развитие налогообложения в России
  • 2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства
  • 3. Источники налогового права
  • 4. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
  • 5. Принципы налогового права
  • 6. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц
Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое право. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Становление и развитие налогообложения в России

Налоги и государство являются связанными между собой явлениями. Государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства.

Появление налогов связывают с появлением первых государственных образований, когда происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются органы власти. Изначально налоги выполняли военную функцию государства, т. е. участвовали в формировании и содержании армии, а затем в процессе развития государства у налогов появились фискальная, регулятивная и контрольная функции.

В России этот период приходится на время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Роль налоговой системы в Древней Руси выполняли податные отношения.

Становление и развитие податных отношений в Древней Руси делится на несколько этапов.

I этап: формирование института податей славянских племен. Податные отношения этого периода не образовывали собой систему, поэтому не носили финансового характера.

II этап: формирование простейших податных форм, когда складываются важнейшие черты налогов (стабильная форма платежа, обязательность и систематичность, определенные гарантии).

III этап охватывает период, характеризующийся разделением податей на ордынские и внутренние.

IV этап длится с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства. По окончании этого периода в России уже введены государственные подати.

Ключевым моментом в формировании системы налогообложения стал период царствования Ивана III.

В это время появляется относительно упорядоченная структура налоговой системы, разделение налогов на прямые и косвенные, а также на общегосударственные и местные. Постепенно происходит трансформация органов, взимающих с населения государственную подать: формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов.

Эпоха царствования Петра I характеризуется введением «подушной подати», т. е. налога, за счет которого одинаково облагалась как платежеспособная часть мужского населения, так и дети, инвалиды, пожилые люди. Основная черта подушной системы налогообложения состоит в том, что она способствует нарастанию финансовой мощи государства. При Петре I существенному реформированию подверглась система налоговых органов: создается Правительствующий сенат, учреждаются финансовые коллегии.

После смерти Петра I финансовая система России переживает упадок, и лишь с приходом к власти Екатерины II начинается повторная реорганизация системы налогообложения и упорядочивание взимаемых сборов.

Вторая половина XIX в. характеризуется преобладанием прямых налогов над косвенными, а также возникновением в 1863 г. патентной системы, предполагавшей обложение налогом права на занятие торгово-промышленной деятельностью. Эта система просуществовала вплоть до революции 1917 г.

Послереволюционное время связано с отменой ранее существовавших видов налогов и введением новых. Оба направления преследовали исключительно революционные задачи. Отмена частной собственности, например, породила отмену поземельного налога, национализация промышленности привела к отмене промыслового налога и т. д. В начале 1920-х гг. была создана новая налоговая система, связанная с переходом к НЭПу: вновь введен промысловый налог, присутствовало четкое разграничение налогообложения городского и сельского населения.

Снижением налоговых платежей характеризуется послевоенный период развития налогообложения в России. С начала 1960-х и вплоть до 1980-х гг. был принят курс на повышение эффективности работы государственных промышленных предприятий. Такой принцип работы системы налогообложения позволил приблизить к минимуму размер налоговых платежей, взимаемых с населения. Уже в 1970 — 1980-х гг. налоги и сборы с промышленных предприятий составляли около 90 % общего числа поступлений в государственную казну, тогда как платежи, взимаемые с населения, не превышали 8–9 %.

Современный этап развития налогообложения в России связан с формированием самостоятельной налоговой системы, введением новых видов налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц. Ранее практически каждый вид налога регулировался соответствующим нормативным актом, что впоследствии обусловило возникновение множества расхождений законов и подзаконных актов. Решением этой проблемы стало принятие Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) в 1998 г.

В период существования социалистической экономики многие всерьез считали, что налоги с населения и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях высказывалось мнение о необходимости ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов предприятий, объединений, организаций.

В 1960 году была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налогов с заработной платы рабочих и служащих1. Тогда эта идея была достаточно реальной, так как однотипность экономических условий и жесткая регламентация уровня заработной платы позволяли заранее определять сумму налога и предусматривать его как элемент оплаты труда. Изъять налог можно было и через соответствующую корректировку выплачиваемой суммы.

Подобные действия абсолютно неприемлемы в современных условиях. Экономическая реформа предполагает не только сохранение налогов с предприятий и населения, но также и коренное их преобразование, расширение их финансовой и социальной роли.

Налоги заменили прежнюю систему планового распределения прибыли социалистических предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования различных производственных фондов в соответствии с установленными нормативами. При многообразии

форм собственности такая система неприменима, поскольку не обеспечивает равных условий хозяйствования предприятий различных форм собственности. Налогообложение прибыли лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции.

Значительная доля доходов населения в настоящее время формируется в частном секторе экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, а практика изъятия их части в административном порядке для финансирования государственных расходов, в принципе, исключена. Только посредством налогов население участвует в формировании доходов государственного бюджета.

Бюджет формируется за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных перечислений (схема I -1). Бюджетный кодекс Российской Федерации1 к налоговым доходам относит, помимо налогов и сборов, также пени и штрафы, взимаемые за налоговые правонарушения (ч. 2 ст. 41).

Неналоговые доходы - это в основном платежи, имеющие частноправовую природу: доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от оказания платных услуг органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями и др. К неналоговым доходам относятся также штрафы, конфискации, компенсации, иные принудительные изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ч. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Налоги - основной источник доходов государственного бюджета (схемы I -2, I -3). В соответствии с Законом РФ от 31 декабря 1999 г. "О федеральном бюджете на 2000 год"2 за счет налогов формируется 90,4% федерального бюджета. Кроме налогов в федеральный бюджет поступают доходы от государственной собственности (3,1%), от внешнеэкономической деятельности (4,3%), прочие неналоговые доходы.

Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США - свыше 90%, в ФРГ - около 80%, в Японии - 75%3.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется в том числе посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Например, для развития отечественного автомобилестроения установлены высокие пошлины на импорт автомобилей зарубежного производства, что снизило их конкурентоспособность из-за повышения цен; для развития банковской системы снижены размеры подоходного налога на получаемые гражданами проценты по вкладам; с введением марок акцизного сбора усилился контроль качества спиртных напитков.

Налоги оказывают влияние и на социальную структуру общества в целом. Налоги, особенно прямые, приобретают значение контрольного института, института конституционного права.

Известны государства, обходящиеся без прямых налогов с населения. Например, в ст. 33 Конституции Северной Кореи предусмотрено, что государство полностью ликвидирует систему налогов, оставшуюся от прежнего общества. Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран - Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, однако у них есть общая черта - участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов.

Итак, необходимость налоговой реформы диктуется не только происходящими экономическими преобразованиями, но и ломкой политических отношений, становлением демократического общества (схема I -4).

Ответы к контрольным тестам

Предисловие

За пять лет, прошедших с момента выхода учебно-методического пособия «Основы налогового права»[1], в налоговом законодательстве и праве произошли значительные изменения. Принята и действует часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, приняты важные постановления Конституционным Судом Российской Федерации, возросла роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в рассмотрении налоговых споров. Проблемы налогообложения, достаточно экзотические для России прежних лет, сейчас воспринимаются как будничные.

Положения, изложенные в учебном пособии, прошли проверку временем. Определение налога, понятие элементов юридического состава налога, ряд выводов о налоговом законодательстве, об ответственности за его нарушения использованы при подготовке проекта Налогового кодекса Российской Федерации. Некоторые теоретические положения, изложенные на страницах пособия, отразились в решениях Конституционного Суда Российской Федерации и повлияли на практику налогообложения. Пособие широко использовалось вузами и стало библиографической редкостью.

Пришло время осмыслить произошедшие перемены и подготовить новое издание.

Учебное пособие значительно переработано и обновлено. В него включены новые главы и разделы, уточнены определения, выводы, классификации. При этом авторы постарались сохранить то, что сделало пособие популярным: выверенность позиций, практическую и научную актуальность, простоту и доступность изложения.

Учебное пособие снабжено схемами, контрольными тестами, списками рекомендуемой литературы и другими методическими материалами, которые облегчат изучение курса.

Благодарим читателя, открывшего эту книгу. Надеемся, что время на ее прочтение вы потратите с пользой. Будем признательны за отклики.

С глубоким уважением,

Сергей Пепеляев, директор департамента налогов и права фирмы «ФБК», канд. юрид. Наук.

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОВ

Социально-экономические предпосылки реформы налогового права

В период существования социалистической экономики многие всерьез считали, что налоги с населения и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях высказывалось мнение о необходимости ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов предприятий, объединений, организаций.

В 1960 году была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налогов с заработной платы рабочих и служащих[2]. Тогда эта идея была достаточно реальной, так как однотипность экономических условий и жесткая регламентация уровня заработной платы позволяли заранее определять сумму налога и предусматривать его как элемент оплаты труда. Изъять налог можно было и через соответствующую корректировку выплачиваемой суммы.

Подобные действия абсолютно неприемлемы в современных условиях. Экономическая реформа предполагает не только сохранение налогов с предприятий и населения, но также и коренное их преобразование, расширение их финансовой и социальной роли.

Налоги заменили прежнюю систему планового распределения прибыли социалистических предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования различных производственных фондов в соответствии с установленными нормативами. При многообразии форм собственности такая система неприменима, поскольку не обеспечивает равных условий хозяйствования предприятий различных форм собственности. Налогообложение прибыли лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции.

Значительная доля доходов населения в настоящее время формируется в частном секторе экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, а практика изъятия их части в административном порядке для финансирования государственных расходов, в принципе, исключена. Только посредством налогов население участвует в формировании доходов государственного бюджета.

Бюджет формируется за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных перечислений (схема 1-1). Бюджетный кодекс Российской Федерации[3] к налоговым доходам относит, помимо налогов и сборов, также пени и штрафы, взимаемые за налоговые правонарушения (ч. 2 ст. 41).

Неналоговые доходы — это в основном платежи, имеющие частноправовую природу: доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от оказания платных услуг органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями и др. К неналоговым доходам относятся также штрафы, конфискации, компенсации, иные принудительные изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ч. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Налоги — основной источник доходов государственного бюджета (схемы 1-2,1-3). В соответствии с Законом РФ от 31 декабря 1999 г. «О федеральном бюджете на 2000 год»[4] за счет налогов формируется 90,4% федерального бюджета. Кроме налогов в федеральный бюджет поступают доходы от государственной собственности (3,1%), от внешнеэкономической деятельности (4,3%), прочие неналоговые доходы.

Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США — свыше 90%, в ФРГ — около 80%, в Японии — 75%.[5]

Валерия Викторовна Полякова Александр Анатольевич Косов Елена Николаевна Кудряшова Сергей Владимирович Жестков Сергей Геннадьевич Пепеляев Елена Владимировна Овчарова Рустем Ирекович Ахметшин Андрей Александрович Никонов Марина Федоровна Ивлиева Александр Игоревич Сотов Сергей Павлович Котляренко Иван Владимирович Хаменушко Владимир Маратович Фокин

Налоговое право: Учебник для вузов


Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=22633429

«Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. С. Г. Пепеляева»: Альпина Паблишер; Москва; 2015

Аннотация

Охватывает абсолютно все тонкости и нюансы российского налогообложения, не обходя стороной историю и западный опыт.

Налоговое право: Учебник для вузов

Г. П. Толстопятенко, декан международно‑правового факультета МГИМО (У) МИД России, д‑р юрид. наук, профессор;

Д. В. Винницкий, директор Евразийского научно‑исследовательского центра сравнительного и международного финансового права, заведующий кафедрой финансового права Уральской государственной юридической академии, д‑р юрид. наук, профессор

С. Г. Пепеляев, канд. юрид. наук – гл. 1 (1.1–1.4)–10 (гл. 2 в соавт. с Е. В. Кудряшовой), 12–14 (гл. 14 (14.2) в соавт. с А. А. Никоновым), 19 (19.1–19.3 в соавт. с Е. В. Овчаровой), 26, 28;

Р. И. Ахметшин, канд. юрид. наук – гл. 21;

С. В. Жестков, канд. юрид. наук – гл. 27;

М. Ф. Ивлиева, канд. юрид. наук – гл. 11, 24;

Е. В. Кудряшова, канд. юрид. наук – гл. 2 (в соавт. с С. Г. Пепеляевым), гл. 15;

Е. В. Овчарова, канд. юрид. наук – гл. 19 (19.1–19.3) (в соавт. с С. Г. Пепеляевым);

В. В. Полякова, С. П. Котляренко – гл. 16–18;

А. И. Сотов, канд. юрид. наук – гл. 20;

В. М. Фокин, канд. юрид. наук – гл. 1 (1.5);

И. В. Хаменушко, канд. юрид. наук – гл. 22, 25;

А. А. Косов, канд. юрид. наук – гл. 23;

А. А. Никонов – гл. 14 (14.2) в соавт. с С. Г. Пепеляевым

Руководитель авторского коллектива

С. Г. Пепеляев, канд. юрид. наук, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», адвокат

Редактор Л. А. Алексеева

Руководитель проекта М. Султанова

Арт‑директор Л. Беншуша

Корректор Е. Аксенова

Художник обложки С. Тимонов

© Коллектив авторов, 2015

© ООО «Интеллектуальная Литература», 2015

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Список сокращений

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации

ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Ведомости СНД и ВС РСФСР, РФ – Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, Российской Федерации

Вестник ВАС РФ – Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации

РГ – «Российская газета»

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

ТК РФ – Таможенный кодекс Российской Федерации

УПК РСФСР, РФ – Уголовно‑процессуальный кодекс РСФСР, Российской Федерации

ФСНП России – Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации

ФНС России – Федеральная налоговая служба Российской Федерации

Предисловие

Этот учебник не для тех, чья основная задача – получить оценку на экзамене по финансовому и налоговому праву. Купите что‑нибудь потоньше и не утруждайте себя.

Но если вы хотите стать специалистом в сфере налогообложения и намерены практиковать в ней как адвокат, аудитор, налоговый инспектор, судья, бухгалтер, менеджер или консультант, то этот учебник послужит вам надежным источником системных базовых знаний.

У этой книги были три предшественника[1]. 20 лет, отделяющие нас от первого издания, показали, что учебник помог многим стать асами налоговой профессии. Он научил разбираться в сложных ситуациях независимо от меняющегося законодательства, политических течений, экономической конъюнктуры.

Это достигается тем, что авторы учебника действительно любят налоговое право, знают все его тонкости и не скупятся поделиться своими знаниями и многолетним опытом. Они не пересказывают Налоговый кодекс РФ, а знакомят читателя с фундаментальными научными положениями, апробированными личной практикой защиты налогоплательщиков в судах, участием в парламентских и научных дискуссиях, сопровождением крупных инвестиционных проектов.

При всей сложности предмета изучения учебник не пичкает читателя ученой заумью. Читать его легко и просто, даже увлекательно. «Веселые картинки», анекдоты, поучительные истории помогут вам прочувствовать и, смею надеяться, полюбить налоговое право.

С уважением, Сергей Пепеляев

Благодарности

Самые добрые воспоминания и искренняя признательность учителям – профессорам и преподавателям юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заложившим фундаментальную основу российского налогового права:

Сергею Дмитриевичу Цыпкину, д‑ру юрид. наук, профессору;

Виктору Васильевичу Бесчеревных, канд. юрид. наук, доценту.

Благодарим д‑ра юрид. наук Е. Ю. Грачеву, д‑ра юрид. наук Н. П. Толстопятенко, д‑ра. юрид. наук Д. В. Винницкого за научную и организационную поддержку.

Научное и дружеское уважение Аркадию Викторовичу Брызгалину, канд. юрид. наук, руководителю «Группы компаний “Налоги и финансовое право”» (г. Екатеринбург), подготовившему вместе со своими коллегами книгу «Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов», материалы из которой широко использованы в настоящем учебнике.

Низкий поклон канд. филол. наук Людмиле Александровне Алексеевой, бессменному редактору учебника и всех трех предшествовавших ему изданий.

Большое спасибо коллегам, помогавшим при технической подготовке текстов и иллюстративных материалов: Е. П. Бубновой, В. М. Зарипову, руководителю культурного проекта «Люди и налоги» юридической компании «Пепеляев Групп».

Благодарим А. Старостину за организационную помощь при реализации проекта.

Раздел I

Основные положения теория налогового права

Глава 1

Понятие и роль налогов

1.1. Социально‑экономические предпосылки развития налогового права

Общество, экономическая жизнь которого основана на частной инициативе, невозможно представить без налогов.

В период существования в России социалистической экономики, подавляющей частное предпринимательство, было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций.

В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих . Тогда эта идея была вполне реальной, так как однотипность экономических условий и жесткая регламентация уровня заработной платы позволяли заранее определять сумму налога и предусматривать его как элемент оплаты труда. Изъять налог можно было и через соответствующую корректировку выплачиваемой суммы.

Подобные действия абсолютно неприемлемы в современных условиях. Существующий в России экономический строй предполагает не только сохранение налогов с предприятий и населения, но и их коренное преобразование, расширение их финансовой и социальной роли.

«Морализующая критика и критизирующая мораль», 1847 г.:


«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и поэты, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах».

(Карл Маркс, 1818–1883, немецкий экономист)

Налоги заменили прежнюю систему планового распределения прибыли социалистических предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования различных производственных фондов в соответствии с установленными нормативами. При многообразии форм собственности такая система неприменима, поскольку не обеспечивает равных условий хозяйствования субъектов различных форм собственности. Налогообложение прибыли (доходов) лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции.

Есть две версии происхождения русского слова «налог».

По одной из них корни надо искать в греческом языке, где слово «налон» означало плату за провоз, по другой – «налог» произошел от «налагать», которое имеет также значение «обременять».

Формирование бюджетов

Значительная доля доходов населения в настоящее время формируется в частном секторе экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, а практика изъятия их части в административном порядке для финансирования государственных расходов в принципе исключена. Только посредством налогов население участвует в формировании доходов государственного бюджета.

Бюджеты формируются из налоговых и неналоговых доходов, а также из безвозмездных перечислений (схема I‑1). Бюджетный кодекс Российской Федерации к налоговым доходам относит, помимо налогов и сборов, также пени и штрафы, взимаемые за налоговые правонарушения (ч. 2 ст. 41).

Английское обозначение налога – tax – соотносят с латинским taxare, производным от tangere: касаться (английское touch), чувствовать, ощущать.

Неналоговые доходы – это в основном платежи, имеющие частноправовую природу: доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от оказания платных услуг органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями и др. К неналоговым доходам относятся также штрафы, конфискации, компенсации, иные принудительные изъятия в результате применения мер гражданско‑правовой, административной и уголовной ответственности (ст. 41 БК РФ).


Необходимо учитывать, что научная и законодательная классификации налоговых и неналоговых доходов бюджетов могут различаться по политическим, социальным, техническим и иным причинам. Например, к неналоговым доходам федерального бюджета Бюджетный кодекс отнес таможенные и патентные пошлины, платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду и некоторые другие поступления, имеющие финансово‑правовую природу (ст. 61).


По‑китайски «налог» – шуй – обозначается иероглифом, состоящим из двух частей. Одна означает «хлеб, зерно», другая – «менять, платить». Происходит от натуральных повинностей, взимаемых частью полученного продукта.

Поэтому анализ статистических данных об исполнении бюджетов всегда требует оценки состава платежей, учитываемых в той или иной группе, иначе выводы о значении налогов, о величине налогового бремени будут неверными.

Налоги – основной источник доходов государственного бюджета.

С помощью налогов (в налогово‑правовом значении) формируется 95 % федерального бюджета (в бюджетно‑правовом понимании из налоговых источников поступает около 60 % доходов федерального бюджета).

Налоги – основной источник доходов государственного бюджета.

Но точнее о значении налогов для формирования ресурсов публичной власти свидетельствуют показатели не федерального, а консолидированного бюджета Российской Федерации. Он объединяет данные о доходах бюджетов всех уровней: федерального, региональных, местных (схема I‑2).


Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран, где налоги приносят от 75 до 95 % всех доходов бюджетов.

Роли отдельных налогов как доходных источников бюджета различны. Например, в 2013 г. 79 % всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ составили платежи всего четырех налогов: налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость. Доли поступлений от налогов в консолидированный бюджет РФ представлены на схеме I‑3.

В условиях рыночной экономики у государства не много возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе с помощью прямых предписаний и запретов. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и достигается, в том числе посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Например, для развития малого предпринимательства введена упрощенная система налогообложения, в целях стимулирования сельского хозяйства установлен льготный налоговый режим для производителей сельхозпродукции, для развития банковской системы снижены размеры подоходного налога на получаемые гражданами проценты по вкладам; с введением марок акцизного сбора усилился контроль качества спиртных напитков.

Налоги оказывают влияние и на социальную структуру общества в целом. Например, введение в России в 2001 г. плоской шкалы налогообложения с относительно невысокой ставкой 13 % вместо дестимулирующего прогрессивного налогообложения, достигавшего 90 %, привело к массовому отказу от серых схем получения заработной платы и, как следствие, увеличило рост доходов бюджета.

«Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе».

(Оливер Уэнделл Холмс‑старший, 1809–1894, судья, США)

Налоги, особенно прямые, приобретают значение контрольного института, института конституционного права. В ответ на уплату налогов граждане требуют улучшения государственного управления, прозрачности бюджетных расходов, непосредственного участия в решении местных проблем и др.

Известны государства, обходящиеся без прямых налогов с населения. Например, в Конституции Северной Кореи (ст. 33) предусмотрено, что государство полностью ликвидирует систему налогов прежнего общества. Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран – Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, однако у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов.



«В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги».

(Бенджамин Франклин, 1706–1790, государственный деятель США, один из авторов Декларации независимости США и Конституции)

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 217 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: