Нормативно правовая база налогового администрирования в сша

Опубликовано: 16.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко Н.Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Политика, государство и право. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/04/2862 (дата обращения: 12.04.2021).

В зарубежных странах к налоговому контролю подходят несколько иначе, так, созданы специальные органы государственной власти, выполняющие управленческие функции, которые именуются органами нало­гового администрирования или налоговыми администрациями. Из них можно выделить: органы, отвечающие за установление налоговой политики; органы, непосредственно взимающие налоги и сборы и контролирующие их уплату [1, с. 18].

Как показывает практика, международный опыт положительно влияет на российскую правовую систему. Что касается улучшения качества системы налогового контроля, то его можно достичь путем совершенствования российского налогового законодательства, так и путем заимствования некоторых зарубежных технологий. Зарубежная практика налогового контроля предполагает различные способы его осуществления. Конечно, использование зарубежных технологий и норм законодательства должно происходить с учетом российского законодательства в этой области, уже использующихся методов налогового контроля и менталитета населения. Конечным итогом от уже использующихся российских методик и нового, более усовершенствованного опыта иностранных государств, система налогового контроля должна демонстрировать положительные изменения, как в системе налоговых органов, так и в отношении населения к уплате налогов и сборов.

Прежде всего, при осуществлении организации контроля за уплатой налогов в зарубежных странах повышенное внимание уделяется сознанию гражданского долга населением путем создания условий, при которых граждане понимают, что неуплата налогов и сборов негативно повлияет на экономическом состоянии государства.

Так, согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое и всесторон­нее проведение проверок приводит к добросовестному отношению нало­гоплательщика к исполнению своих обязан­ностей. В результате 83% причитающихся нало­гов в США уплачивается добровольно. Данные результаты были достигну­ты путем усовершенствованию налоговой системы на протяжении 15-ти лет. Существующая концепция по улучшению качества налогового обложения на первое место ставит вежливое и уважительное отношение к налогоплательщикам, на второе – улучшение обслуживания граждан при непосредственном контакте с налоговыми сотрудниками, и на третье – по­вышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора нало­гов при минимальном вложении со стороны государства).

Так, в Швеции уплата налогов и сборов достигается путем:

– профессионального и точного реагирования государственных органов на совершенные правонарушения, профилактика и меры по информированию населения;

– доверия нало­гоплательщиков, уверенных в хорошей работе нало­говой системы и исполнении нало­говыми органами своих задач в соответствии с законом;

– введения доступных для понимания правил нало­гообложения.

В Великобритании, помимо принципов справедли­вости, содействия и ясности, отдельное внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.

Ввиду представленных примеров по совершенствованию системы налогового обложения, можно отметить, что во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенство­вания взаимоотношений нало­гоплательщика и налоговых структур. Большинство стран с развитым нало­говым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых право­отношений на основе профессионализма служащих налоговых органов и доверия налогоплательщиков позитивно влияет на по­вышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на нало­говые по­ступления.

Также большое значение имеет работа с гражданами-налогоплательщиками, направленная на полное и своевременное информирование населения о внесенных изменениях в налоговое законодательство, просвещение в правовых вопросах.

Ярким примером успешной работы с гражданами можно проследить в Германии, где по стране качественно работает единый телефонный номер поддержки, где можно узнать любую интересующую информацию о налогах и сборах, действуют повсеместно консультационные пункты, в каждом налоговом органе присутствуют специалисты-консультанты. Положительный опыт также можно заметить в работе со средствами массовой информации, на что выделяются средства из бюджета, так как затраты оправдывают результат. Также в Германии регулярно проводится работа с населением в виде анкетирования и опроса, в результате которой налицо отрицательные и положительные стороны работы государственных структур [2].

Далее следует отметить, что немалые усилия в зарубежных государствах обращены на упрощение условий нало­гообложения физических лиц. Основная цель данной деятельности состоит в упрощении процедуры сбора налогов с физических лиц, которая состоит во взимании налогов без непосредственного участия самого лица в данной процедуре. Налогоплательщику остается только оплатить положенную сумму в налоговый орган. Положительной стороной в таком случае является отсутствие контроля самих налоговых органов как получателей за поступление таких сборов. Примером может служить система удержания фиксированной ставки налога у источника выплаты, которая применяется во многих зарубежных странах.

Например, в Королевстве Норвегии вся ответственность за декларирование дохода, удержание с него суммы нало­га и перечисление ее на счет налогового органа возлагается на лицо, удерживающее налог (государственное учреждение, организация и т.д.), а от самого нало­гоплательщика не требуется ни сбора информации, ни представления ее в нало­говые органы. Но предусматривается, что налогоплательщик может возложить на себя обязанность по перечислению обязательных платежей в налоговый орган, при условии, что он считает, что налог с него удержан неправомерно и в повышенном размере.

В Финляндии практикуется система, при которой у налогоплательщика существует 2 выбора как платить налог, и такие варианты содержатся на его карточке налогоплательщика. Перед трудоустройством, гражданин должен получить в налоговом органе индивидуальную карточку налогоплательщика и предоставить ее работодателю для дальнейших взиманий налогов. Карточная система предполагает выбор гражданина о способе уплаты налога, который может быть произведен по телефону, либо через сеть Интернет. После проделанных операций, налоговая инспекция отправляет налогоплательщику уже заполненную декларацию по его налогам. При согласии с представленными расчетами нало­гоплательщику остается только доплатить разницу налоговой суммы или ждать возврата переплаты налога. Перерасчет осуществляется автоматически, и перечисления поступают на банковскую карту физического лица, если он давал согласие на такую процедуру.

Важным моментом является развитие информационных технологий, которые позволяют систематизировать всю информацию. Компьютеризация и автоматизация налогового контроля позволяет:

– уменьшить объем аналитической и статистической работы, которую раньше выполняли вручную;

– провести анализ полученных данных, и на основе анализа повысить уровень проводимых мер;

– снизить количество нало­говых правонарушений;

– создать информационную базу о совершенных налоговых правонарушениях, и использовать данную информацию для пресечения таких деяний в дальнейшем.

Следует отметить, что современное техническое оснащение позволяет экономить время налоговых сотрудников и позволяет повысить результативность.

В странах с развитым нало­говым администрированием вопросы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются одними из приоритетных в национальной политике.

Так, например, в Австралии все организации пользуются методом регистрации своих работников в Интернет ресурсе, что позволяет сократить бумажную волокиту и уменьшит затраченное время. Также положительным является состав работников нало­говых органов Австралии – 20% от всех работников нало­говых инспекций составляют ИТ-специалисты.

Далее заметим, что отдельным направлением повышения эффективности нало­гового контроля в зарубежных странах является эффективное сотрудничество различных органов государственной власти и разработки единых мер по выработке политике в сфере противодействия от уплаты налогов и сборов.

Например, партнерами итальянских нало­говых органов в обмене информацией являются:

– торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного сектора;

– нало­говый архив и картотека налогоплательщиков;

– ведомство автомобильного реестра гражданских транспортных средств.

В Финляндской Республики создан специальный банк данных, который пополняется ежедневно различными организациями. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово ответственных лицах. Налоговые органы Финляндии ведут усиленную борьбу с лицами, уклоняющимися от уплаты обязательных платежей. Созданный банк данных помогает упорядочить всю имеющуюся информацию о конкретном лице, также позволяет выделить группу риска, в которую входят граждане, ранее уклоняющиеся от уплаты налогов и сборов [3, с. 69-73].

Во многих странах активно используется процедура «визита и конфискации», которая заключается в наделении сотрудников нало­говых структур правом проводить обыски при наличии разрешения судебных органов. Такое разрешение позволяет выявить признаки преступлений, собрать имеющуюся информацию, которая в дальнейшем может служить доказательством мошенничества: тайная или фиктивная деятельность, сокрытие или передача доходов, подлог в нало­говой льготе.

Например, в Германии в процессе проведения расследований по делам, связанным с нарушением нало­гового законодательства, представители нало­говой полиции – «Штой-фа» имеют те же права, что и сотрудники полиции. Налоговым законодательством Германии нало­говой полиции предоставлены существенные полномочия на проведение обысков и личных досмотров граждан, задержание подозреваемых лиц и конфискацию документов [4]. Руководство «Штойфа» имеет право назначать специальное расследование по любому факту нарушения нало­гового законодательства.

На основании анализа налогового администрирования в зарубежных государствах следует подчеркнуть, что в практике функционирования системы нало­гового контроля западных стран можно найти немало ценного и полезного. Однако, применяя и используя их опыт эффективного налогового администрирования, в целях улучшения системы налогового контроля в своей стране, обязательно следует учитывать российскую специфику состояния экономики и традиции населения.

Библиографический список

  1. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2010. № 10. С. 18.
  2. Украинцева А.И. Правовое регулирование налогового контроля в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2011. № 7.
  3. Кузулгуртова А.Ш. Применение форм и методов государственного контроля за налоговыми правонарушениями в России и некоторых иностранных государствах // Финансы и кредит. 2011. № 5. С. 69-73.
  4. Шешукова Т.Г., Баленко Д.В. Развитие налогового контроля: опыт зарубежных стран // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2013. № 3 (18).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Американская система налогообложения по праву считается одной из наиболее сложных в капиталистическом мире. Ее отличительными чертами являются разнообразие видов и уровней взимания налогов, частый пересмотр положений налогового законодательства, наличие огромного числа налоговых скидок и льгот, открывающих простор всевозможным маневрам.

Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти:

· верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;

· среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;

· нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты. [12]

Что касается именно организации работы налоговых органов в США, то здесь нужно отметить Службу внутренних доходов США. Она включает цен­тральный аппарат, 7 региональных и 58 окружных налоговых управлений. Региональные и районные отделения СВД осуществляют контроль за своевременным поступлением налогов, правильностью заполнения налоговых деклараций, взиманием задолженности по налогам, возвратом налогоплательщику пе­реплаченных сумм, удержанием штрафа с налогоплательщиков. Служба отвечает за соблюдение налогового законодательства плательщиками, выпускает материалы и руководства по приме­нению федерального налогового законодательства, контролиру­ет правильность применения налогового кодекса, включая сбор налогов и проведение проверок, и защиту интересов США в на­логовых спорах.

Деятельность СВД направлена на обеспечение получения государственной казной налоговых поступлений в надлежащем объеме при минимальных издержках. [15]

Структура налогового управления строится не по видам, налогов, а по функциональным признакам, и состоит из следую­щих основных подразделений, а именно: Служба отработки налоговых деклараций – компьютерная обра­ботка информации, содержащейся в декларациях. Сомнительные декларации подвергаются проверке, они обычно составляют 1% от общего количества по­ступивших деклараций. [16]

Служба проверки налоговых деклараций занимается проверкой налоговых деклараций, поступивших из Службы обработки налоговыхдеклараций. Кроме того, каждый год проводятся проверки налоговых деклараций людей, занимающихся определенным видом деятельности, которую СВД решила проверить в этом году.

Служба криминальных расследований призвана обеспечивать исполнение налогового законодательства. Ведет расследование выявленных нарушений и выясняет, была допущена только ошиб­ка при заполнении декларации или есть криминал. [16]

Отдел обслуживания налогоплательщиков помогает налогоплательщикам ориен­тироваться в налоговом законодательстве, издаёт справочные материалы, выпускает свыше 100 бесплатных инфор­мационных изданий по финансовой тематике, организует специальные об­разовательные программы для фермеров и владель­цев малых предприятий. Вместе с добровольцами слу­жащие отдела оказывают бесплатную помощь в за­полнении налоговых деклараций людям с низкими доходами и престарелым (кстати, любой налогоплательщик может по "горячей ли­нии" бесплатно по телефону получить консультацию по интересующему его вопросу). [16]

Международный отдел занимается налогообло­жением многонациональных корпораций, иностран­ных компаний в США, американских компаний за границей, вопросами двойного налогообложения.

Отдел кадров — в его компетенцию входит найм на работу, подготовка и переподготовка служащих СВД и другие вопросы. [14]

Действуют 10 компьютерных центров, в которых аккумулируется вся информация о налогоплатель­щиках. [14]

Налоговый учет в США проводится по трехуровневой системе, которая включает сбор федеральных налогов, налогов штатов и местных налогов (муниципалитеты, округи, графства и т.д.). Основные виды налогов: подоходный налог (составляет более 40% доходов федерального бюджета), отчисления в фонды социального страхования, прогрессивное налогообложение доходов корпораций, налоги на сверхприбыль (до 90%), налоги на наследство и дарение, акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги с розничных продаж потребительских товаров и др.

Последние годы отмечается быстрый рост объема налогов от местных органов управления. Местные налоги, как и региональные, являются по большей части косвенными – налог с продаж, НДС, акцизы. Главный источник муниципалитетов – поимущественные, поземельные, промысловые налоги. Ставки на налог на имущество физических и юридических лиц составляет 0,5-5 %. Его доля в бюджетах штатов – около 2%. В каждом штате свои виды льгот на данный вид налогов. Также, собираются налоги на разные виды топлива. Ставки топливных налогов очень часто меняются. На уровне штатов платится налог на капитал и еще много различных выплат. В Калифорнии, к примеру, действует налог на деловую активность.

Наибольший объем в доходах от налоговых соборов приходится на налог с продаж (40%). Размер ставки устанавливается в каждом штате – 3-8%.Доля налога на прибыль корпораций составляет 7% от общего объема сборов штата. [14]

Налоговая декларация в США подается за истекший календарный год (до 15 апреля следующего года), либо за истекший финансовый год. Выбор налоговых деклараций для проверки осуществляется различными методами. Чаще всего декларации выбираются по каким-то отличительным параметрам. Наличие даже мелких ошибок и неточностей может повлечь за собой проверку. Отличительным параметром выбора часто является величина дохода. Служба внутренних доходов США использует самые различные формулы при выборе деклараций. Проверки не избежать, если налогоплательщик переплатил по налогам и ходатайствует о возврате средств. [15]

Время и место проведения налоговой проверки определяет СВД, и по американскому законодательству, обязана согласовать с налогоплательщиками все даты и часы. Все критерии проверки определены внутренними инструкциями. Инспектор имеет право истребовать у налогоплательщика любые документы. Налоговое законодательство США предусматривает только одну проверку в течение одного года. Повторные проверки назначаются по письменной просьбе налогоплательщика.

Налог, предполагающий уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста – регрессивный. К последнему виду – регрессивным налогам – относятся, как правило, косвенные налоги. Регрессивная ставка применяется, например, в США при доходе, превышающем пороговый уровень благосостояния. Это связано с тем, что лица с таким доходом считаются богатыми и платят за такие блага, как медицинское, страховое и другое обслуживание, которые бедным распределяются бесплатно.Радикальные налоговые реформы были проведены в США, Великобритании, ФРГ. Они основывались на концепции «экономики предложения», в соответствии с которой успех воспроизводства зависит, прежде всего, от уровня налогообложения, влияющего на поведение экономических субъектов. У этих реформ были общие черты, которые можно сгруппировать следующим образом:1. Снижение прогрессивности подоходного обложения. [15]

Подоходные налоги с высокой прогрессивной шкалой заменялись налогами со сниженной максимальной ставкой, которая сближалась с минимальной.2. Сокращение ставок налога на прибыль корпораций.3. Расширение налоговой базы путем включения в нее ранее не подлежащих обложению источников дохода (отказ от некоторых налоговых льгот, ужесточение налоговых законов в отношении

плательщиков и т. п.).4. Увеличение косвенного обложения (например, налога на добавленную стоимость, акцизов на алкогольные напитки, табак, бензин) при сокращении подоходного налога и налога на прибыль. Перестройка налоговой системы в 90-х годах XX столетия во многих странах имела противоречивый характер. Налоговые стимулы, оказывая определенное положительное влияние на экономику, способствовали увеличению темпов инфляции. Сохранялись такие негативные явления, как безработица, структурные и экологические кризисы.Особенностью налогового администрирования США является применение принципа параллельного использования налоговых баз. [16]

Принцип параллельного использования налоговых баз предполагает такое распределение налоговых полномочий, при котором власти разного уровня вправе взимать налоги с одной и той же налоговой базы (например, доходов физических лиц). При этом, как правило, многократное обложение налоговой базы устраняется на федеральном уровне посредством налоговых

вычетов (налоговых кредитов).Прежде всего это касается подоходных налогов с физических лиц и корпораций. Региональные и местные власти

имеют широкие налоговые полномочия по обложению доходов населения и бизнеса. Так, свой индивидуальный подоходный налог, отличающийся от федерального не только уровнем ставок, но и составом облагаемых доходов, механизмом формирования налогооблагаемой базы и т.п. может быть установлен на уровне каждого штата и каждого местного образования. Например, в штатах Нью-Гемпшир и Теннесси обложению подлежат лишь дивиденды и процентный доход, в Индиане, Колорадо, Иллинойсе, Юте применяется пропорциональная (плоская) ставка налога. В других штатах, использующих прогрессивную шкалу, существенно отличаются предельные размеры облагаемого дохода, формирующие шкалу налогообложения, а также суммы вычетов и скидок. [14]

В США управление сбором федеральных налогов возложено на Службу внутренних доходов (IRS) и Таможенное Бюро. Деятельность Службы определяется Кодексом внутренних доходов. Являясь структурой федерального министерства финансов (казначейства), IRS тем не менее обладает относительной автономией. В сферу ее ответственности входят практически все основные функции налогового администрирования - от разъяснений налогового законодательства до планирования и контроля оперативных работ. В 1998 г. в рамках проводимой реформы IRS был создан

Наблюдательный совет, состоящий из девяти членов. Семь представителей назначаются президентом и утверждаются Конгрессом США. Помимо них в состав Совета входят министр финансов и глава IRS. Наблюдательный совет занимается преимущественно стратегическими вопросами налогового администрирования. Он контролирует деятельность Службы и осуществляет надзор за управлением в самой Службе. Вопросы налоговой политики и налогового законодательства остаются вне его полномочий. В какой-то мере функции Наблюдательного совета сравнимы с функциями совета директоров коммерческой корпорации, однако специфика IRS как организации, представляющей интересы государства и общества, безусловно, не позволяет провести полной аналогии с управлением коммерческими организациями.

На общенациональном уровне Служба внутренних доходов имеет центральный аппарат (головной офис) в Вашингтоне, в функции которого входит: разработка для территориальных отделений программы оперативных работ (по проведению налоговых проверок, подготовке систем данных и их приобретению, распределению персонала между регионами на основе анализа рабочей загрузки и поставленных задач); оценка выполнения этих

программ; поддержание связи с Конгрессом, с налоговыми органами штатов и иностранных государств, а также непосредственно управление двумя компьютерными центрами. В регионах действуют семь окружных управлений (планируется сократить их число до пяти). Руководитель управления отвечает за работу центров обслуживания налогоплательщиков

и окружных офисов в рамках своей юрисдикции. Окружные управления, расположенные в городах-метрополиях (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Цинциннати, Даллас, Филадельфия, Атланта, Чикаго), реализуют разработанные на национальном уровне программы, осуществляют координацию, руководство и контроль за деятельностью подотчетных органов (центров обслуживания налогоплательщиков) в своем регионе.На более низком уровне функционируют 63 региональных отделения, располагающиеся, как правило, в крупных городах (каждый штат имеет как минимум одно такое отделение). Для координации деятельности региональных налоговых органов в США созданы разнообразные профессиональные объединения и ассоциации, в частности Ассоциации налоговых органов центральных штатов (MSATA) и налоговых инспекторов

североамериканских штатов (NESTOA). Наиболее влиятельной общественной организацией является Федерация налоговых органов, созданная в 1937 г. Федерация занимается подготовкой налоговых инспекторов, оказывает консультационные услуги, организует обмен информацией, проводит профильные исследования, выполняет другие функции, способствующие более эффективной работе ее участников. Финансирование такой деятельности осуществляется в основном за счет взносов членов организации - региональных налоговых органов. [14]

Налоговое адми Швецарии

Система сбора налогов устроена таким образом, что налоговые платежи осуществляются постепенно в течение года. Такая система называется “уплата по мере получения доходов”. В принципе, эти предварительные налоговые платежи должны вместе составлять конечную сумму налогообложения.

Для лиц, работающих по найму весь процесс расчета и уплаты налогов

берет на себя работодатель. Те, кто не работает по найму, осуществляют

предварительные платежи самостоятельно. Банки, Шведский центр регистрации ценных бумаг (“Вердепапперссентрален”, или “VPC”) и другие организации,которые производят выплату процентов или дивидендов, удерживаютпредварительные налоговые платежи с этих доходов. [15]

После того, как с помощью налоговой декларации определена конечная

сумма, подлежащая уплате, ее сравнивают с суммой предварительных налоговых платежей. Если предварительно выплаченных денег оказывается недостаточно, налогоплательщик обязывается доплатить разницу и уплатить штраф. Если было уплачено больше необходимого, остаток возвращается и налогоплательщикполучает с этой суммы дополнительный процент.

Аппеляции Местные налоговые инспекции изучают налоговые декларации. Если налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции относительно суммы налога, он может потребовать пересмотра этого решения в любой момент в течение пяти лет с года получения доходов, налогообложение которых вызвало разногласия. [16]

Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговой

инспекции в областном административном суде (ленсретт). Сначала аппеляции рассматриваются местными налоговыми инспекциями, которые выносят свое решение до того, как документы поступят на рассмотрение окружного административного суда. В некоторых случаях в результате такого пересмотра налоговая инспекция признает справедливость требований налогоплательщика, и аппеляция отзывается, так и не дойдя до суда. [14]

Решение суда, в свою очередь, может быть передано в один из четырех

шведских административных апелляционных судов (каммарретт). В отдельных случаях решение последних может быть обжаловано в Высшем административномсуде (регерингсретт). [16]

Судебные санкции Лица, предоставившие неверную или неполную информацию в налоговой декларации, подвергаются штрафу. Это административная, экономическая мера, применяемая налоговыми властями. Практически размер штрафа обычно составляет до 40% от суммы невыплаченных налогов. Уплата штрафа не освобождает от судебного преследования за уклонение от уплаты налогов. Случаи обвинения в отказе от уплаты налогов рассматриваются в обычных судах. Максимальное наказание за уклонение от уплаты налогов в обычных случаях - два года тюремного заключения. [16]

Национальная электронная система «PUMA» (Periodicalselection

system), построенная на принятой теории риска, является одной из программ, при помощи которых налоговые органы Швеции осуществляют контроль за уплатой НДС. [16]

Поступающие от налогоплательщиков декларации сканируются и

обрабатываются в двух центрах обработки данных, а затем полученные сведения направляются в систему «PUMA».

Обрабатывая около 5,5 млн. деклараций, Национальная электронная

система «PUMA» хранит 600 видов информации по каждому налогоплательщику за последние 3 года. Такими показателями, носящими отдельный цифровой код,

— суммарные показатели оборотов;

— даты регистрации и снятия с учета;

— данные о декларациях и др.

Каждый из 10 регионов Швеции имеет свой банк данных. Следует также иметь в виду, что система «PUMA» подпитывается информацией из 21 местной (внутренней) и 6 внешних систем (баз данных). Внутренними источниками информации являются данные квартальной отчетности и другие данные. [16]

Источниками информации 6 внешних систем являются базы данных:

— Дорожного управления (выдающего лицензии транспортным фирмам);

— Государственного управления рынка труда;

— Государственного страхового управления;

— Патентного и регистрационного ведомства;

— Лицензионного ведомства (лицензирующего деятельность ресторанов, баров и

Национальная электронная система «PUMA» позволяет отвечать на запросы по выбору для проверки всех предприятий с определенным оборотом за конкретный период времени (например, по отбору организаций с оборотом свыше 10 млн. шведских крон за 1-й месяц 1999 года).

После ввода кода операций по НДС и задаваемого периода Национальная электронная система «PUMA» определяет в течение нескольких секунд количество таких предприятий, осуществляя пересчет миллионов декларационных документов, и выводит полный перечень всех найденных предприятий с указанием по каждому из них регистрационного номера по НДС, названия организации и суммы оборота. [16]

Данная система позволяет производить поиск фирм, осуществлявших

поставку товаров в другую страну ЕС (то есть без шведского НДС) на основе сверки с данными декларации. Запросы могут содержать многоуровневую структуру с ограничением по перечню лиц, подпадающих под задаваемые условия поиска.

Например поиск ограничивается только лицами с оборотами свыше 500 тыс. швед.крон за IV квартал 2013 года, у которых отсутствует ежеквартальная отчетность, и только теми из них, кто должен сдавать налоговые декларации в то или иное региональное налоговое управление.

При определении фирм, отвечающих условиям поиска, можно сравнивать данные деклараций по НДС и таможенных документов. Поскольку внешние базы данных других ведомств и внутренние базы консолидированы в Национальной электронной системе «PUMA», можно дополнительно узнать о суммах оборотов этих фирм, направлениях платежей на зарплату, сдаче отчетности, данных баланса и других данных из этих баз, не выходя из системы «PUMA». [16]

Кроме того, возможен поиск предприятий без регистрационного номера по НДС в Швеции на основе поступающей отчетности из другой страны по сделкам со шведскими предприятиями и предпринимателями.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Главная > Реферат >Финансы

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В США

Американская система налогообложения по праву считается одной из наиболее сложных в капиталистическом мире. Ее отличительными чертами являются разнообразие видов и уровней взимания налогов, частый пересмотр положений налогового законодательства, наличие огромного числа налоговых скидок и льгот, открывающих простор всевозможным маневрам.

Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти:

* верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;

* среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;

* нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты.

Основным звеном в финансовой системе США является бюджетный механизм федерального правительства, т. е. общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные налоги — вспомогательную роль. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов. Общегосударственными обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций.

Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние 10—15 лет в США, как, кстати, и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде мобилизуемых через финансовую систему средств.

Региональные налоги и местные налоги — преимущественно косвенные: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы. Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников доходов поимущественное и поземельное обложение, промысловые налоги. Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов, сохраняет в своих руках государство.

Законодательные органы штатов могут вводить лишь налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов.

Полная классификация американских налогов включает восемь позиций:

1) индивидуальные подоходные налоги;

2) налоги с прибылей корпораций;

3) налоговые отчисления в фонды социального обеспечения;

4) налоги на наследства и дарения;

5) акцизные сборы;

6) таможенные пошлины;

7) налоги с розничных продаж потребительских товаров;

8) налоги на движимую и недвижимую собственность.

Первые пять видов налогов взимаются в различных пропорциях на всех уровнях, таможенные пошлины поступают только в федеральный бюджет, а налоги последних двух категорий взимаются налоговыми службами штатов и местными органами власти. Подоходный налог в США собирается на "добровольной основе": каждый налогоплательщик - отдельные физические лица, семьи, или предприятия - самостоятельно заполняют налоговую декларацию установленной формы, в которой они указывают полную сумму полученных за год доходов, а затем с учетом различных налоговых льгот сами или с помощью налоговых и юридических консультантов рассчитывают подлежащую выплате сумму. Заполненная налоговая декларация вместе с банковским платежным чеком на эту сумму направляется по почте в местное или федеральное налоговое ведомство.

Используя налоги, правительство США может не только регулировать поступление в бюджет, но и решать различные социально-экономические задачи. В зависимости от поставленной цели повышению налогов сопутствует расширение налоговых льгот и, наоборот, снижению налогов соответствует ликвидация налоговых преференций.

Доходы, обеспечиваемые поступлениями взносов на социальное страхование, постоянно растут. Их уплачивают предприниматели и застрахованные по одинаковым ставкам: 6,2% в виде отчислений на социальное обеспечение (составляют более 27% налоговых поступлений федерального бюджета) и 1,45% — на бесплатную медицинскую помощь (более 7% всех налоговых доходов). Таким образом, комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8% фонда заработной платы (с первых 7 млн. долл. в год), что составляет более 2% общего объема налогов федерального бюджета. Система начисления этих налоговых сборов носит строго адресный характер последующего целевого распределения собранных средств.

Роль акцизов, наоборот, все время снижается. Такое положение объясняется постепенной отменой некоторых акцизов или снижением их размера, например, на почтовые марки, спички и др.

Ставки акцизов могут устанавливаться в двух видах: в процентах к цене товаров и услуг и в долларах (центах) по отношению к определенному количеству, весу, объему товаров, а также к стоимости услуг. Федеральные акцизы установлены из товаров — на алкогольные и табачные изделия, из услуг — на дороги и воздушные перевозки, на топливную продукцию - бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, на промышленные изделия - автомобильные шины, снаряжение для спортивного рыболовства и охоты, медицинские вакцины и активные препараты. К особой группе акцизных сборов относятся транспортные и коммуникационные налоги, а также природоохранные сборы, включаемые в стоимость реализации различной товарной продукции, в состав которой входят химические активные вещества, способствующие ускоренному разрушению защитного озонового слоя земной атмосферы.

Налоги с наследства и дарений физические лица платят по ставке от 18 до 55%, если стоимость имущества превышает 600 тыс. долл. Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока (1-2 %) и имеет тенденцию к снижению за счет повышения значимости этого налога на местном уровне.

Соединенные Штаты Америки состоят из 50 штатов, каждый из которых имеет свой собственный бюджет. Органы власти штатов проводят независимую налогово-бюджетную политику и вправе самостоятельно вводить налоги и сборы на своей территории. Собственные поступления составляют приблизительно 80% доходов бюджета, а оставшиеся 20% — федеральные субсидии (гранты).

Первое место в доходах бюджетов штагов занимает налог с продаж, доля которого в объеме поступлений превышает 40%, Его уплачивают потребители при покупке различных товаров. Величина налоговых ставок существенно варьируется в зависимости от штата. Среди штатов, где этот налог отсутствует, штаты Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси. В остальных ставка колеблется, поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она в Колорадо и Вайоминге — 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове - 4, наиболее высокая - в Калифорнии — 7,25, Иллинойсе — 8, Нью-Йорке — 8,25%.

В соответствии с американскими законами общим налогом с продаж облагается как валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, так и оборот оказанных населению услуг. Объектами обложения таким налогом являются бензин, табачные изделия, алкогольные напитки.

Еще одним источником доходов бюджета штата является налог на прибыль корпораций. Его доля в общем объеме налоговых поступлений штатов составляет приблизительно 7%. Этот налог является не столько фискальным рычагом штата, сколько инструментом, при помощи которого правительство штата может воздействовать на его экономическую ситуацию, развитие наиболее выгодных для данной территории направлений производства товаров и услуг. Налог на прибыль взимается почти во всех штатах.

Практически во всех штатах взимается налог на имущество. Его уплачивают как физические, так и юридические лица. Ставки налога различаются и варьируются в размерах от 0,5 до 5 %. Доля данного налога в общем объеме налоговых поступлений бюджета штата составляет приблизительно 2%.

В различных штатах предоставляются разнообразные льготы по налогу на имущество. В некоторых штатах полностью освобождаются от обложения данным налогом компании, впервые зарегистрированные в этом штате.

Штатами взимается и налог с наследства. Его доля в общем объеме доходов штата составляет приблизительно 1%. На уровне штатов взимаются всевозможные акцизы. Их уплачивают потребители по различным ставкам, размер которых зависит от вида товаров или услуг. Все штаты взимают налог на разные виды топлива по своим собственным ставкам. Они устанавливаются в центах с галлона (1 американский галлон = 3,78 л) топлива. Ставки данного налога имеют тенденцию к повышению.

Штатами собираются акцизы на спиртные напитки. В одних эти налоги устанавливаются в процентах от объема оптовой или розничной продажи, в других — ставки выражены в долларах с галлона напитка и различаются в зависимости от его крепости.

Акцизными являются также налоги, уплачиваемые корпорациями с добычи природных ископаемых: нефти, газа, угля, леса. В некоторых штатах вместо поимущественного налога установлен налог на добытые полезные ископаемые. Его платят собственники этих ресурсов. Размер ставок составляет от 3 до 5%.

Каждый штат взимает лицензионные сборы. Их ежегодно оплачивают юридические лица за право заниматься определенными видами деятельности на территории данного штата. В общем объеме налоговых поступлений штатов их доля составляет приблизительно 6%.

Еще одним налогом, уплачиваемым компаниями на уровне штата, является налог на капитал, ставка которого равна 0,75%.

Работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице. Ставки таких взносов варьируются по штатам и находятся в пределах от 2,7 до 7,5% заработной платы (с первых 8 млн. долл.).

Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия в пределах от 1 до 2,5%, и налог на фонд заработной платы. В Калифорнии последний составляет 1,6%.

Налоги органов местного самоуправления

Наряду со штатами в качестве административных образований в США насчитывается почти 85 тыс. районов, подпадающих под юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства, и в них существует примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в него.

Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении не так много источников поступлений, приносящих в их бюджеты основную долю средств. Таковыми являются: налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, налог с продаж, лицензионные сборы, другие налоги и текущие платежи; поступления из бюджетов вышестоящих органов власти.

Наибольшее значение среди местных налогов имеет поимущественный налог. Он совсем не взимается на федеральном уровне и является приоритетом исключительно органов местного самоуправления. . На практике этот налог включает в себя огромное множество отдельных налогов, так как почти все территории, обладающие правом вводить местные налоги, взимают свои собственные налоги на имущество.

Почти в половине штатов взимается местный налог с продаж, являющийся дополнением к штатному налогу с продаж.

Местные органы вправе вводить свои собственные налоги с розничных продаж, если это им разрешено законодательством штата, на территории которого они находятся. Ставки местных налогов обычно ниже ставок налогов штатов и не превышают 2%.

Местными органами власти лицензируется право продажи продуктов (отдельно — молока), спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами. Выдаются лицензии на право пользования автомобилями, мотоциклами, на право содержания домашних животных. Лицензионные сборы входят в систему местных налогов.

Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии, ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее, без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная субсидия. В Нью-Йорке субсидия равна 32% бюджета города.

Что касается именно организации работы налоговых органов в США, то здесь нужно отметить Службу внутренних доходов США. Она включает цен­тральный аппарат, 7 региональных и 58 окружных налоговых управлений. Региональные и районные отделения СВД осуществляют контроль за своевременным поступлением налогов, правильностью заполнения налоговых деклараций, взиманием задолженности по налогам, возвратом налогоплательщику пе­реплаченных сумм, удержанием штрафа с налогоплательщиков. Служба отвечает за соблюдение налогового законодательства плательщиками, выпускает материалы и руководства по приме­нению федерального налогового законодательства, контролиру­ет правильность применения налогового кодекса, включая сбор налогов и проведение проверок, и защиту интересов США в на­логовых спорах.

Деятельность СВД направлена на обеспечение получения государственной казной налоговых поступлений в надлежащем объеме при минимальных издержках.

Структура налогового управления строится не по видам, налогов, а по функциональным признакам, и состоит из следую­щих основных подразделений, а именно: Служба отработки налоговых деклараций – компьютерная обра­ботка информации, содержащейся в декларациях. Сомнительные декларации подвергаются проверке, они обычно составляют 1% от общего количества по­ступивших деклараций.

Служба проверки налоговых деклараций занимается проверкой налоговых деклараций, поступивших из Службы обработки налоговых деклараций. Кроме того, каждый год проводятся проверки налоговых деклараций людей, занимающихся определенным видом деятельности, которую СВД решила проверить в этом году.

Служба криминальных расследований призвана обеспечивать исполнение налогового законодательства. Ведет расследование выявленных нарушений и выясняет, была допущена только ошиб­ка при заполнении декларации или есть криминал.

Отдел обслуживания налогоплательщиков помогает налогоплательщикам ориен­тироваться в налоговом законодательстве, издаёт справочные материалы, выпускает свыше 100 бесплатных инфор­мационных изданий по финансовой тематике, организует специальные об­разовательные программы для фермеров и владель­цев малых предприятий. Вместе с добровольцами слу­жащие отдела оказывают бесплатную помощь в за­полнении налоговых деклараций людям с низкими доходами и престарелым ( кстати, любой налогоплательщик может по "горячей ли­нии" бесплатно по телефону получить консультацию по интересующему его вопросу ).

Международный отдел занимается налогообло­жением многонациональных корпораций, иностран­ных компаний в США, американских компаний за границей, вопросами двойного налогообложения.

Отдел кадров — в его компетенцию входит найм на работу, подготовка и переподготовка служащих СВД и другие вопросы.

Действуют 10 компьютерных центров , в которых аккумулируется вся информация о налогоплатель­щиках.

Дударенков Дмитрий Александрович – студент Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Салманов Олег Николаевич – доктор экономических наук, профессор Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие и сущность налогового администрирования. Рассмотрены механизм и элементы налогового администрирования. Раскрыта сущность и основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы. Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом. Также рассмотрена фискальная политика на примере России и США.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговая политика, механизмы, налоговые принципы, НДС, эффективность, функционирование, налоговые органы.

Кардинальные изменения, которые происходят в Российской Федерации практически во всех сферах, начиная от экономической и до правовой, никак не могли не затронуть сферу финансовых и налоговых отношений. Процессы глобализации, правовой интернационализации, кризисные проявления в сфере финансовых отношений и другие масштабные явления предъявляют повышенные требования к формированию и реализации налогового права и налогового администрирования.

Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, а именно, деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ предприятиями и физическими лицами.

Так, мнению А.В. Иванова, налоговое администрирование представляет собой систему мероприятий, которые осуществляет Правительство Российской Федерации и иные федеральными органы исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета РФ.

При этом к системе мероприятий налогового администрирования относятся:

  • планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
  • подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
  • подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов о налогах и налогообложении.

Механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий, которые направлены на достижение целей и решение задач, проводимых государственными органами исполнительной власти.

Основными элементами механизма налогового администрирования являются:

  • формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу, формирование фискальной политики;
  • сбор и анализ информации;
  • мониторинг состояния дел в области налогов и сборов;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • оказание государственных услуг в области налогов и сборов;
  • налоговый контроль;
  • превенция и выявление налоговых правонарушений;
  • привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.

Одним из основных методов налогового администрирования является налоговый контроль, который в Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Также на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды.

Успешно выполнять такие задачи возможно на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Особенность налогового администрирования в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов для исполнения доходной части бюджета различных уровней.

Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы и поэтому очень важно учесть фискальную политику, которая будет учитывать механизмы для оперативного реагирования как на внешние, так и на внутренние изменения.

Именно поэтому далее рассмотрим основные направления бюджетно - налоговой (фискальной) политики на 2020-2022 годы.

Налог на доходы физических лиц:

  1. Освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат в размере, не превышающем 1 000 000 рублей медицинским работникам в рамках Государственной программы «Земский доктор», произведенных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
  2. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей (после принятия соответствующей государственной программы «Земский учитель»).
  3. Сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения:

  1. Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
  2. Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.

Совершенствование налогового администрирования:

  • Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
  • Развитие системы налогового мониторинга.
  • Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Далее рассмотрим проблемы одного из элементов механизма налогового администрирования, а именно, бюджетно-налоговой политики государства.

Необходимым является формирование новой модели социохозяйственного развития. Ее нужно построить на инновационной основе, качественной производственной и финансовой инфраструктурах, и она должна быть эффективной в системе предоставления общественных услуг.

Такая необходимость определяется важностью оценки эффективности, которая проводится на основе бюджетно-налоговой политики с позиций как поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя этих услуг. Также предполагается разработка определенных концептуальных подходов.

Действенный подход к оценке эффективности бюджетно-налоговой (фискальной) политики страны согласуется с осуществляемой в настоящее время концепцией бюджетной реформы в России, в котором вектор налогово-бюджетной политики связан с задачами обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны, формирования бюджетов всех уровней на программно-целевой основе, оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, роста прозрачности бюджетного процесса.

Далее рассмотрим сравнительный анализ эффективности мер фискальной политики в США и в России.

Эффективность бюджетно-налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность.

Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

  • федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);
  • региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);
  • местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России и бюджетного администрирования ы целом, можно сказать, что прямо или косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег.

Сам по себе такой факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления – это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад. Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

  • 22% – взносы в Пенсионный фонд;
  • 5,1% – взносы на медицинское страхование;
  • 2,9% – взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

  • 6,2% – социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);
  • 1,45% – медицинский сбор (отчисления в ФОМС);
  • 2,7% – взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях: – 30% на доходы физических лиц – нерезидентов; – 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает – тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов – от 9525 до 38700 долл. в месяц – 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525) и так далее, а наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц.

Самые массовые поступления в бюджет, как России, так и США приходится на НДС, который включается в стоимость товаров и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения.

Так, например, основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%.

Таким образом, в системе налогового администрирования решение задач социохозяйственного развития в условиях геополитической напряженности и замедления экономической динамики требует кардинального повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства. Оценка эффективности данной политики, которая будет являться инструментом макроэкономического регулирования должна производиться как с позиций поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя общественных услуг. Исходя из этого необходимо разработать соответствующие методологические подходы.

Эффективность функционирования налогового администрирования на уровне государства обеспечивается реализацией основополагающих принципов налогообложения и налоговых отношений. Как показывает российская практика налогообложения, не все методы налогового администрирования реализуются эффективно, что вызывает определенные сложности в регулировании налоговых отношений между участниками налогового процесса.

Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом.

Поэтому в налоговом администрировании важно учитывать налоговые принципы.

Реализация таких основополагающих принципов, как принцип всеобщности, принцип полноты исполнения налоговых обязательств, принцип единства налоговой политики являются основополагающими налоговой системы любого правового государства.

В рамках обозначенных принципов реализуются права и обязанности налогоплательщиков, а также определяется правовой механизм регулирования отношений между субъектами налоговых отношений.

Несмотря на то, что некоторые положения нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и функционирования налоговой системы в целом не лишены недостатков, можно отметить, что налоговое администрирование РФ отражает общераспространенный в мировой практике подход формирования и функционирования налоговых систем.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает фундамент движения налоговой базы на территории государства. Данная статья гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [3]. Таким образом, статья 57 Конституции Российской Федерации содержит в себе больше императивную норму, определяющую обязанность каждого уплачивать законодательно установленные налоги и сборы. Данная правовая норма определяет статус одного из субъектов налогового права – налогоплательщиков и устанавливает основную обязанность данного субъекта – уплачивать налоги.

В силу статьи 64 Конституции Российской Федерации, статья 57 является значимой для установления правового статуса личности в государстве. Так как обязанности лица, в том числе и по уплате налогов, входят в правовой статус личности, исследуемая правовая норма занимает одно из главных мест в законодательном урегулировании налогового пространства [3].

Таким образом, главным нормативным правовым актом закрепляется право граждан на использование информации и на ее доступ на государственном уровне. Исключением такого доступа является информация, содержащая государственную тайну, доступ к которой можно получить только в связи с работой или службой гражданина.

Согласно исследованиям Е. В. Мишле налоговое право имеет следующее определение: «налоговое право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения». Е. В. Мишле определяет предмет налогового права, как общественные отношения:

  • По установлению, введению в действие и отмене налогов;
  • По налоговым обязательствам;
  • По налоговому администрированию;
  • Налогово-юрисдикционные отношения [7].

Таким образом, предмет налогового права достаточно обширен и имеет объемное правовое регулирование. Это связано с необходимостью осуществления соответствующими налоговыми органами должного контроля за движением налоговой базы в государстве. Именно налог составляет большую часть бюджета страны. Данное положение и обуславливает столь чуткое внимание законодателя к исследуемой сфере [1].

Уровень экономики в развитых странах ежедневно растет именно благодаря развитию информационных технологий. Данный процесс происходит не только из-за появления инноваций, но и из-за развития права интеллектуальной собственности, что также оказывает огромное влияние на уровень жизни страны в целом. Уровень производства в значительной мере поднимается именно благодаря развитию информационных технологий. Несомненно, сфера информационных технологий играет важную роль в развитии каждого государства. Данная сфера влияет на каждую область общественной жизни, затрагивая такую деятельность, которую можно было бы назвать деятельностью в сфере информационного пространства [5].

Изучение системы действия налоговой информации в государстве, приводит также к необходимости выделения основных взглядов исследователей на такую информацию. На сегодняшний день четко сформулированного определения термина «налоговая информация», как в юридической науке, так и на законодательном уровне, нет. Ее значение устанавливается как совокупность нескольких положений, которые содержит в себе такая информация.

Доктор юридических наук Ю. А. Крохина в своем учебном пособии по налоговому праву устанавливает следующее: «налоговая информация включает в себя: налоговое законодательство; сведения о государственной регистрации и учете налогоплательщиков; налоговую отчетность и прочую информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов» [4].

Данное определение термина «налоговая информация» находит свое отражение в трудах соответствующих исследователей и правоведов, определяющих данную информацию как совокупность признаков, ей присущих. На сегодняшний день исследование налоговой информации является отражением правового характера и сущности данного объекта. Посредством ее получения и использования формируется соответствующая налоговая база, которая в дальнейшем используется налоговым органом или уполномоченным должностным лицом [13]. Также, использование налоговой информации на сегодняшний день может быть доступно не только конкретным налоговым органам и соответствующим должностным лицам, но и иным субъектам налогового права, что составляет достаточно значимую правовую проблему, так как при использовании налоговой информации иным субъектом может нарушать налоговую тайну лица.

Диссертационное исследование правоведа С. И. Токарева содержит в себе следующее положение о налоговой тайне: «тайна как правовой институт включает в себя не только сведения о налогоплательщике и иных субъектах налоговых правоотношений, а также режим их защиты и ответственность за его нарушение» [14].

Нельзя не согласиться с мнением данного автора. Изучение налоговой тайны на сегодняшний день выступает важным правовым аспектом, а выявление основных факторов защиты налоговой тайны посредством использования соответствующих правовых механизмов – главная обязанность налоговых органов в государстве. Налоговая тайна имеет достаточно противоречивые основания, которые заключаются в изучении процесса получения и использования налоговой информации о налогоплательщиках в Российской Федерации [6].

Налоговый кодекс Российской Федерации выступает как основной правовой акт, регулирующий движение налоговой информации и деятельности налоговых органов на территории Российской Федерации, а также за ее пределами. Исследуемый правовой акт в своих положениях содержит достаточно широкий перечень правовых средств, посредством которых регулируется все налоговое пространства в России. Так, статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает основные понятия о налогах и сборах, а также о страховых взносах [8]. Данная правовая норма содержит также в себе указания и о необходимости определения соответствующих положений в действующих правовых нормах, регулирующих налогово-правовое пространство в государстве.

Согласно статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая тайна представляет собой важный объект охраняемый государством в лице соответствующих налоговых органов. Часть 1 статьи 102 исследуемого правового акта гласит: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов». Исключение из данного правила составляет перечень информации, содержащий в себе сведения, являющиеся общедоступными, а также иные сведения, предусмотренные пунктами 1–14 части 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации [8].

Изучение данных сведений в свете настоящего исследования выступают как значимые положения для дальнейшего формирования понимания налоговой информации и ее правового регулирования в свете действующего законодательства Российской Федерации. Налоговая база на сегодняшний день формируется посредством сбора, получения, хранения и использования соответствующей информации о налогоплательщиках [1]. Должный контроль за формированием налоговой базы осуществляют соответствующие государственные органы, имеющие значимость для настоящей сферы исследования в целом.

Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 11.02.2021 № ЕД-7-2/137, содержит в себе указания на обязательные требования контроля (надзора), осуществляемого Федеральной налоговой службой в государстве. К таким требованиям относится и проверка информационной базы налогового законодательства, содержащей сведения о налогоплательщиках [11].

Современное исследование информационного пространства и информационной базы, влияющей на деятельность соответствующих налоговых органов в Российской Федерации имеет достаточно важное значение для определения всех сущностных характеристик и факторов, способствующих построению такой базы в целом. Примером исследуемой области можно назвать соответствующие правоотношения, которые регулируются налоговой базой в России.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485–1 устанавливает важные правовые аспекты информационного обмена. Такие правовые аспекты затрагивают и деятельность Федеральной налоговой службы, хранящей информацию, содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне. Статья 5 данного правового акта устанавливает перечень сведений, содержащих государственную тайну, а статья 16закрепляет порядок передачи сведений, содержащих государственную тайну между государственными органами [2].

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ также является одним из основополагающих правовых актов, устанавливающих информационной взаимодействие органов власти. Статья 7.1 данного правового акта устанавливает основные требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг [15]. Такое взаимодействие происходит в том числе при осуществлении работы налоговых органов.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов» также является одним из правовых актов, устанавливающих основы взаимодействия налоговых органов с иными субъектами в сфере информационного обмена [12]. Данное Распоряжение включает в себя основополагающие факторы реализации исследуемого взаимодействия, а также иные правовые аспекты, устанавливающие такое взаимодействия в рамках разрешения вопросов, относящихся к ведению конкретных государственных органов.

Согласно разделу 1.3 Приказа Федеральной налоговой службы «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы», Федеральной налоговой службой России обрабатывается следующая информация:

  • Информация, содержащая государственную тайну. Данная информация подлежит применению особых мер безопасности ее сохранения и не доступна для всех субъектов, используемых каким-либо образом налоговую информацию;
  • Информация, содержащая налоговую тайну. Она отличается от информации, содержащей государственную тайну, такая информация определяется своей специфической направленностью – налогами;
  • Информация, содержащая персональные данные, в том числе и данные о налогоплательщике;
  • Информация, содержащая коммерческую и банковскую тайны;
  • Информация, содержащая служебную тайну Федеральной налоговой службы Российской Федерации и других органов государственной власти;
  • Сведения, относящиеся к финансово-кредитной и банковской деятельности, а также сведения, отнесенные к информационным структурам. Такие сведения определяются посредством внесения соответствующих пометок налоговым органом;
  • Открытые сведения, подмена которых выступает как угроза нанесения ущерба субъектам налогового права [10].

Сфера действия налоговой тайны устанавливается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 № 816-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав положением статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно данному определению, можно сказать, что сфера действия налоговой тайны в Российской Федерации определяется следующим положением: «применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, поскольку в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации гарантиями свободы экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8, часть 1) каждый вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2), а также свободно использовать свое имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1). Из указанных конституционных гарантий вытекает право на сохранение в тайне сведений (в том числе полученных налоговыми органами), виды и объем которых устанавливаются законом» [9].

Подводя итоги сказанному выше, следует отметить, что информационное пространство в рамках настоящего исследования имеет достаточно важное значение. Именно поэтому получение, хранение и использование информации о налогоплательщике нуждается в должном законодательном урегулировании. На сегодняшний день получение, хранение и использование информации о налогоплательщике недостаточно защищено со стороны законодателя. Не только налоговый орган может получить и использовать налоговую информацию, но и иное заинтересованное лицо, что нарушает установленную статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  1. Викуленко А.Е. Роль и перспективы развития налоговой системы России // Экономический вектор. - 2021. - № 2. - С. 38–44.
  2. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485–1 «О государственной тайне»: офиц. текст по состоянию на 30.12.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. - № 30. – Ст. 4886.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. - № 144 (8198).
  4. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для среднего профессионального образования / Ю. А. Крохина. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт. - 2020. — 464 с.
  5. Кучерявенко Н. П. Особенности усмотрения в налогово-правовом регулировании // Ежегодник публичного права 2017: Усмотрение и оценочные понятия в административном праве. - М.: Инфотропик Медиа. - 2017. - С. 45–63.
  6. Лебедева, Н. Налоговая тайна как объект защиты / Н. Лебедева, М. Еремеев // Юрист. — 2019. — № 1. – С. 112–128.
  7. Мишле Е. В. Налоговое право. Региональные и местные налоги и сборы: учебное пособие / Е. В. Мишле. – 2-е изд. – М.: Юрайт. – 2021. – 172 с.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 31.10.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. - № 51. – Ст. 7497.
  9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 816-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав положением статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Конституционного Суда Российской Федерации. – 2019. - № 7.
  10. Приказ Федеральной Налоговой Службы России от 13.01.2012 N ММВ-7-4/6@ «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы» // Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. – 2012. - № 14.
  11. Приказ Федеральной Налоговой Службы России от 11.02.2021 N ЕД-7-2/137@ «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной налоговой службой в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации» // Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти Российской Федерации. – 2021. - № 6.
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов»: офиц. текст по состоянию на 08.10.2020 // Российская газета. – 2020. - № 14.
  13. Тимофеев Е. В. Налоговое право России – практическое и увлекательное. Полутом I. От основ к источникам и основным принципам. — М.: Арт-Ресурс. - 2018. - 350 с.
  14. Токарев С. И. Правовой режим тайны в налоговых правоотношениях: диссертация кандидата юридических наук 12.00.04. – 2019. - ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)». – 217 с.
  15. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: офиц. текст по состоянию на 30.12.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. - № 28. – Ст. 4368.

Читайте также: