Залог как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин налогов

Опубликовано: 13.05.2024

Документ полезен? 0 m n 0

Недоставка товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, неисполнение Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков взятых на себя обязательств по оплате таможенных платежей по требованиям таможенных органов, несмотря на предпринимаемые ФТС России меры по урегулированию вопроса взыскания задолженности, продолжают наносить ущерб федеральному бюджету.

Как уже сообщалось, по состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением процедуры МДП, превышает 20 млрд. рублей и составляет 41% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами.

Сохраняется тенденция к увеличению такой задолженности и в последние годы: за 2010 год она составила 7,3 млн. рублей, за 2011 - 13,6 млн. рублей, за 2012 - 16,6 млн. рублей, за 5 месяцев 2013 года - 10,1 млн. рублей.

Федеральная таможенная служба с 14 августа 2013 года вынуждена изменить порядок применения книжек МДП по территории Российской Федерации.

На практике это означает, что с 14 августа к каждой перевозке товаров в/через Россию будут применяться меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза.

К указанным мерам относятся таможенное сопровождение, предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и установление маршрута перевозки. Принятие решения о применении таможенного сопровождения относится исключительно к компетенции таможенных органов, а установление маршрута перевозки товаров может применяться только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено любым из способов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, - денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством или залогом имущества.

Право выбора способа обеспечения предоставлено декларанту таможенной процедуры таможенного транзита. Помимо декларанта обеспечение при транзите товаров может быть предоставлено иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться или распоряжаться перевозимыми товарами.

Таким образом, импортер тоже может внести обеспечение за перевозчика с учетом того, что обеспечение может быть представлено как в таможенный орган отправления, так и в таможенный орган назначения.

Порядок предоставления и принятия обеспечения определен статьями 140, 141, 145 и 146 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Обеспечение можно предоставить заблаговременно, еще до ввоза товаров, что позволит исключить случаи простоя транспортных средств в пунктах пропуска, связанные с оформлением обеспечения при открытии процедуры транзита.

При выборе поручительства в качестве способа обеспечения необходимо учитывать, что оформить поручительство при таможенном транзите можно несколькими способами.

Поручительство можно получить у организации, с которой ФТС России заключен договор поручительства по обязательствам нескольких лиц. В настоящее время таких договоров заключено несколько, в том числе договоры поручительства с ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛЪ" и ООО "Адал". При этом такие организации обеспечили свои обязательства по договору поручительства посредством представления в ФТС России банковских гарантий, вследствие чего могут выдавать поручительства в пределах сумм предоставленных банковских гарантий.

Оформление поручительства со стороны таможенных органов осуществляется непосредственно при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, при этом поручительство может оформляться в виде бумажного документа или в виде электронного документа, оформляемого с применением электронных подписей.

При оформлении поручительства в виде бумажного документа перевозчик вместе с транзитной декларацией представляет в таможенный орган дополнение к договору поручительства.

При оформлении поручительства с применением информационных технологий достаточно указать в электронной копии транзитной декларации сведения о регистрационном номере дополнения к договору поручительства. Этот регистрационный номер сообщается перевозчику поручителем.

Оформление гарантийных сертификатов в пунктах пропуска в указанных случаях не требуется.

Технология оформления поручительства определена приказами ФТС России от 25 июля 2008 г. N 917 и от 10 февраля 2012 г. N 245.

Поручительство также можно оформить непосредственно в таможне, заключив с ней договор поручительства. Для этого лицо, которое имеет намерение стать поручителем, направляет в таможню отправления или таможню назначения с сопроводительным письмом проект такого договора.

Договор поручительства может быть заключен, если поручитель обеспечит принимаемые на себя по договору поручительства обязательства посредством предоставления в таможенный орган банковских гарантий. Заключение договора поручительства таможней осуществляется по обеспечению обязательств одного лица (перевозчика). В случае заключения договора поручительства выдается таможенный приходный ордер, на основании которого оформляется гарантийный сертификат, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.

При выборе денежного залога в качестве способа обеспечения необходимо учитывать, что денежный залог вносится в безналичном порядке на счет Федерального казначейства. Реквизиты счета Федерального казначейства можно получить на таможенном посту, в котором будет оформляться принятие обеспечения, либо отделе таможенных платежей таможни.

Документальное оформление факта принятия денежного залога осуществляют таможенные посты и отделы таможенных платежей таможен отправления и таможен назначения.

На основании платежного документа о внесении денежного залога таможенный орган выдает таможенную расписку, на основании которой оформляется гарантийный сертификат, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.

Таможенная расписка выдается при условии поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Денежные средства на счет Федерального казначейства зачисляются, как правило, в течение рабочего с момента перечисления кредитными учреждениями указанных денежных средств при правильном заполнении реквизитов.

После доставки товаров денежный залог может быть использован для уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении того же товара.

В случае выбора банковской гарантии в качестве способа обеспечения имеется широкий выбор гарантов - более чем 200 банков и страховых организаций, чьи банковские гарантии принимают таможенные органы.

С реестром гарантов перед таможенными органами можно ознакомиться на официальном сайте ФТС России в сети Интернет www.customs.ru в разделе "Информация для участников ВЭД", "Базы данных".

Банковская гарантия представляется в таможню вместе с сопроводительным письмом и документами, подтверждающими полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию. Если такие документы представлялись ранее, то их повторное представление уже не требуется.

В случае принятия гарантии выдается таможенный приходный ордер, на основании которого оформляется гарантийный сертификат, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.

В целях оперативного принятия банковских гарантий разработаны их типовые формы, которые приведены в приложении к письму ФТС России от 12 января 2011 г. N 01-11/109.

Для оформления договора о залоге имущества необходимо обратиться в таможню отправления либо в таможню назначения.

Практика показала, что при таможенном транзите товаров обеспечение в виде залога имущества, как правило, не используется.

Кроме того, в качестве обеспечения при транзите также могут быть использованы таможенные пошлины, налоги, уплаченные при предварительном таможенном декларировании товаров, при условии, что будет осуществляться транзит именно этих задекларированных товаров. Для этого необходимо оформить соответствующее письменное заявление. Использование сумм таможенных пошлин, налогов в качестве сумм обеспечения осуществляется с применением гарантийного сертификата, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.

Необходимо учитывать, что сумм таможенных платежей, уплаченных по предварительной декларации, может быть недостаточно для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров. Это связано с тем, что при таможенном транзите размер обеспечения определяется без учета льгот и преференций, которые заявлены при предварительном декларировании. В указанной ситуации рекомендуется внести недостающую сумму обеспечения и оформить на нее еще один гарантийный сертификат.

Соответствующий порядок действий подробно изложен в приказе ФТС России от 15 июня 2012 г. N 1179.

В случае предоставления в таможенный орган генерального обеспечения (при применении поручительства, денежного залога и банковской гарантии) может быть оформлено несколько гарантийных сертификатов на общую сумму принятого генерального обеспечения.

Участники внешнеэкономической деятельности также могут воспользоваться услугами таможенных перевозчиков. В этом случае предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров не требуется.

Таким образом, действующим законодательством определен широкий перечень способов обеспечения, применение которых позволяет избежать задержек при открытии таможенной процедуры таможенного транзита товаров в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.









  • Главная страница
  • Деятельность
  • Информация для участников ВЭД
  • Декларирование товаров
  • Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

Декларирование товаров

  • Перечень типичных ошибок, допускаемых декларантами при заполнении декларации на товары
  • Порядок уплаты таможенных платежей
  • Банковские реквизиты таможни
  • Способы обеспечения уплаты таможенных платежей
  • Контроль таможенной стоимости
  • Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
  • Предоставление отчетности
  • Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

1. денежные средства (деньги);

2. банковская гарантия;

4. залог имущества.

(договор страхования не может быть предоставлен в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей)

Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим таможенным органом.

Денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства. Денежный залог может быть внесен физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, также в кассу таможенного органа.

Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из сумм денежного залога

При исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей.В подтверждение внесения в кассу таможенного органа или поступления на счет Федерального казначейства денежного залога лицу, внесшему денежный залог, выдается таможенная расписка. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит. В случае утраты таможенной расписки таможенный орган, ее выдавший, на основании заявления лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), выдает дубликат таможенной расписки.

Денежный залог может использоваться для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным залогом, при представлении таможенной расписки и соблюдении одного из следующих условий:

1) если обязательства по товарам исполнены или прекращены;

2) если использование денежного залога в счет уплаты таможенных платежей влечет прекращение обеспеченных им обязательств по товарам.

Остаток неиспользованного для уплаты таможенных платежей денежного залога подлежит возврату либо зачету в счет авансовых платежей.

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее - Реестр).

Банковская гарантия принимается таможенным органом, если на момент ее поступления в таможенный орган гарант включен в Реестр, при условии непревышения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, указанных в Реестре для данного гаранта. Банковская гарантия должна быть безотзывной.

В банковской гарантии должны быть указаны:

обязательства плательщика таможенных пошлин, налогов,

надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

бесспорное списание таможенным органом с

гаранта причитающейся суммы в случае

неисполнения гарантом обязательств по

обязанность гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1

подлежащей уплате за

каждый календарный день просрочки

условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по

является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства и

определенный международным договором государств - членов Таможенного союза

срок действия банковской гарантии,который не может

превышать 36 месяцев

Банковская гарантия на момент ее представления в таможенный орган должна вступить в силу. Допускается принятие банковской гарантии до вступления в силу при условии, что банковская гарантия предоставляется в целях непрерывности обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по действующему обязательству и разница между днем ее представления в таможенный орган и днем вступления банковской гарантии в силу не превышает 15 дней. Такая банковская гарантия используется в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов после вступления ее в силу.

таможенный орган рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

в случае приема банковской гарантии таможенный орган выдает плательщику таможенных пошлин, налогов таможенный приходный ордер.

в случае отказа в приеме банковской гарантии таможенный орган в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления информирует об этом лицо, представившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

возврат банковской гарантии осуществляется таможенным органом на основании письменного заявления плательщика таможенных пошлин, налогов

срок рассмотрения письменного заявления плательщика таможенных пошлин, налогов не должен превышать пять рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае отказа в возврате банковской гарантии таможенный орган в указанный срок в письменной форме информирует об этом плательщика таможенных пошлин, налогов с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Поручительство оформляется договоромпоручительства между таможенным органом и поручителем.

При выборе плательщиком таможенных пошлин, налогов поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов лицо, имеющее намерение стать поручителем, направляет в таможенный орган предложение о заключении договора поручительства. Вместе с указанным предложением представляется в двух идентичных экземплярах проект договора поручительства, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а также согласие плательщика таможенных пошлин, налогов с тем, что лицо, имеющее намерение стать поручителем, может выступать за него поручителем.

Проект договора поручительства должен содержать положения о том, что:

плательщик таможенных пошлин, налогов и поручитель несут солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемого обязательства

срок действия договора поручительства не превышает двух лет.

Поручительство принимается таможенными органами при соблюдении любого из следующих условий:

если лицо, имеющее намерение стать поручителем, соответствует критериям,

определяемым Правительством Российской Федерации;

если лицо, имеющее намерение стать поручителем, в договоре поручительства принимает на себя обязательство предоставить в качестве документа, обеспечивающего надлежащее исполнение поручителем своих обязательств перед таможенным органом, банковскую гарантию, по которой бенефициаром выступает таможенный орган, в размере не менее принимаемых поручителем на себя обязательств по договору поручительства. При этом договор поручительства вступает в силу с даты предоставления указанной банковской гарантии.

Предложение заключить договор поручительства рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий 15 рабочих днейсо дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

В случае заключения договора поручительства таможенный орган выдает плательщику таможенных пошлин, налогов таможенный приходный ордер.

7. В случае отказа в заключении договора поручительства таможенный орган в срок, не превышающий 15 рабочих днейсо дня поступления данного предложения, информирует об этом лицо, предложившее заключить договор поручительства, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Залог имущества оформляется договором о залоге имущества между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин, налогов. При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзитазалог имущества может быть представлен также иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Предметом залога может быть имущество, которое в соответствии с гражданским законодательствомРоссийской Федерации может являться предметом залога, за исключением:

1) имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

2) имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства, либо имущества, обремененного иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц;

3) товаров, подвергающихся быстрой порче, животных;

4) электрической, тепловой и иных видов энергии;

6) имущественных прав;

8) космических объектов;

9) залога товаров в обороте;

10) продукции и отходов производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещена;

11) имущества, взыскание на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации обращается только по решению суда.

Предмет залога в течение всего периода действия договора о залоге имущества должен находиться на территории Российской Федерации.

Для определения рыночной стоимости предмета залога осуществляется оценка предмета залога в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

Лицо, которому принадлежит закладываемое имущество, при выборе залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов направляет в таможенный орган предложение о заключении договора о залоге имущества. Вместе с указанным предложением предоставляются в двух идентичных экземплярах проект договора о залоге имущества, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательствомРоссийской Федерации, и документы, подтверждающие право собственности на предмет залога и его рыночную стоимость, которые могут быть представлены в виде оригиналов или нотариально заверенных копий.

Договор о залоге имущества может быть заключен, если рыночная стоимость предмета залога превышает размер необходимого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов более чем на 20 процентов.

Договор о залоге имущества может заключаться с оставлением предмета залога у залогодателя или с передачей заложенного имущества таможенному органу. Договор о залоге имущества заключается с оставлением предмета залога у залогодателя, если у таможенного органа отсутствуют основания полагать, что условия пользования, распоряжения и хранения предмета залога не будут соблюдены.

Предложение заключить договор о залоге имущества рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

В случае заключения договора о залоге имущества таможенный орган выдает залогодателю таможенный приходный ордер.

В случае отказа в заключении договора о залоге имущества таможенный орган в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления данного предложения, информирует об этом лицо, предложившее заключить договор о залоге имущества, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

При неисполнении обязательств, обеспеченных залогом имущества, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов перечисляются на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Все расходы, связанные с заключением договора о залоге имущества и обращением взыскания на заложенное имущество, несет залогодатель.

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Обеспечение уплаты таможенных платежей

  1. Случаи обеспечения уплаты таможенных платежей

Обеспечение уплаты таможенных платежей предоставляется в следующих случаях:

  • при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
  • при выпуске товаров до подачи декларации;
  • при выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • при выпуске товаров при назначении таможенной экспертизы;
  • при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • при помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
  • при осуществлении лицом деятельности в сфере таможенного дела (к таким лицам относятся: таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы свободных складов и владельцы магазинов беспошлинной торговли);
  • при исполнении лицом обязанностей уполномоченного экономического оператора;
  • при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров Союза, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем;
  • при условном выпуске товаров, если применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
  • при помещении товаров под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза;
  • при помещении под таможенную процедуру таможенного склада товаров, которые из-за своих больших габаритов или особых условий погрузки, разгрузки и (или) хранения не могут быть размещены на таможенном складе;
  • при временном хранении товаров:

а) в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров;

б) в иных местах, определяемых актами Правительства Российской Федерации;

в) в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

  • при подаче ходатайства о приостановлении исполнения решения таможенного органа в области таможенного дела, направленного на взыскание таможенных платежей;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется в отношении:

  • воздушных и морских судов, ввозимых организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) либо ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, либо воздушных судов, ввозимых в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, при условном выпуске таких товаров;
  • авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для нормальной эксплуатации воздушных судов и обеспечения безопасности полетов, ввозимых организациями в целях проведения ремонта, технического обслуживания воздушных судов в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или при условном выпуске таких товаров;
  • коммерческих и научных образцов при их временном ввозе (допуске) и (или) временном вывозе научными организациями;
  • технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость;
  • природного газа, вывозимого трубопроводным транспортом на хранение в подземные хранилища, расположенные за пределами территории Российской Федерации, либо помещаемого в газотранспортную систему в целях обеспечения технологического процесса транспортировки в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;
  • товаров, декларанты которых отвечают одновременно следующим условиям:

а) совокупная сумма исполненной декларантом за три календарных года, предшествующих году, в котором подана декларация на товары, обязанности по уплате федеральных налогов и таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин составляет не менее семи миллиардов рублей;

б) совокупная стоимость активов декларанта по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять раз и более;

в) в отношении декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствуют вступившие в силу и не исполненные в установленный срок постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

г) у декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствует не исполненная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

  • иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в рамках соглашения о разделе продукции;
  • товаров, по которым размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не превышает суммы, эквивалентной пятистам евро.
  1. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

Смысл предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей заключается в возможности таможенных органов взыскать неуплаченные суммы таможенных платежей в случае неисполнения лицом обязательств перед ними.

Обеспечение уплаты таможенных платежей осуществляется следующими способами:

  • денежными средствами (деньгами);
  • банковской гарантией;
  • поручительством;
  • залогом имущества.

Обеспечение уплаты таможенных платежей может быть предоставлено несколькими способами, при этом ранее выбранный способ обеспечения уплаты таможенных платежей впоследствии может быть заменен на иной способ, например, денежный залог может быть заменен на банковскую гарантию и др.

В подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных платежей таможенный орган оформляет таможенную расписку.

Рассмотрим каждый способ обеспечения уплаты таможенных платежей более подробно.

Денежный залог представляет собой денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей и использованные в счет обеспечения уплаты таможенных платежей.

Удобство денежного залога заключается в возможности его использования впоследствии для уплаты таможенных платежей в отношении товаров, по которым обязанность обеспечивалась этим денежным залогом, например, при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после завершения таможенного транзита.

В качестве распоряжения использования денежного залога в счет уплаты таможенных платежей рассматривается подача лицом таможенной декларации, корректировки декларации на товары или иного документа.

Остаток денежного залога подлежит зачету в счет авансовых платежей и может быть использован впоследствии для уплаты таможенных платежей или обеспечения их уплаты.

Для обеспечения уплаты таможенных платежей могут использоваться банковские гарантии, выданные банками, включенными в реестр банков, который ведет ФТС России, а также банковские гарантии, выданные ВЭБ.РФ или Евразийским банком развития.

Банковская гарантия дает право таможенным органам требовать от выдавших эти гарантии банков уплату таможенных платежей в случае неисполнения плательщиком своих обязанностей по их уплате.

Банковская гарантия представляется в таможенный орган в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для каждого банка, включенного в реестр, устанавливается максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, в зависимости от величины собственных средств (капитала), значений обязательных нормативов и иных критериев.

В силу поручительства поручитель обязывается перед таможенными органами исполнить в полном объеме обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, если он не уплатит их в установленный срок.

Поручительство оформляется в соответствии с § 5, гл. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации договором между таможенным органом и поручителем. Поручителями могут выступать только российские юридические лица.

Договор поручительства может заключаться в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями сторон.

Лицо, изъявляющее желание стать поручителем должно соответствовать критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 78 «О критериях, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 717», например, организация должна быть учреждена в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью не менее чем за 3 года до дня заключения договора поручительства; организация не осуществляет банковской, страховой деятельности; у организации имеется капитал в размере не менее 350 млн. рублей; у организации нет задолженности по уплате таможенных платежей; организация соответствует определенным критериям финансовой устойчивости и платежеспособности.

Поручительство получило распространение как способ обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Залог имущества оформляется договором между таможенным органом и плательщиком в соответствии с § 3, гл. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Предмет залога не может быть:

  • имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации;
  • имуществом, обремененным иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц;
  • товаром, подвергающимся быстрой порче, животными;
  • электрической, тепловой и иного вида энергией;
  • предприятием;
  • имущественным правом (требованием);
  • ценными бумагами;
  • космическим объектом;
  • залогом товаров в обороте;
  • продукцией и отходами производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещена;
  • имуществом, взыскание на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации обращается только по решению суда;
  • имуществом, которое будет создано или приобретено залогодателем в будущем;
  • движимым имуществом;
  • специализированным оборудованием, реализация которого ограничена или продолжительна по времени;
  • товаром, не имеющим статуса товара Союза.

Для определения рыночной стоимости предмета залога осуществляется его оценка. При этом договор залога может быть заключен, если рыночная стоимость предмета залога превышает размер необходимого обеспечения исполнения обязанностей более чем на 20 процентов, это необходимо для повышения ликвидности предмета залога, а также рассматривается как страховка от возможного снижения цены предмета залога.

При неисполнении обязанностей, обеспеченных залогом имущества, суммы подлежащих уплате таможенных платежей взыскиваются за счет денежных средств, вырученных от реализации заложенного имущества.

  1. Генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей и порядок расчета суммы обеспечения

В случае если одним и тем же лицом в определенный период времени совершается несколько таможенных операций (например, таможенный транзит и временное хранение на складе получателя), для обеспечения уплаты таможенных платежей при совершении всех таких таможенных операций, может быть предоставлено генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей.

По выбору лица генеральное обеспечение может предоставляться в виде денежного залога, поручительства или банковской гарантии.

Принятое таможенным органом генеральное обеспечение может быть использовано в любом таможенном органе Российской Федерации в пределах суммы незарезервированного (свободного) остатка генерального обеспечения. При этом размер генерального обеспечения определяется плательщиком самостоятельно исходя из достаточности суммы для обеспечения всех планируемых обязательств.

В случае неисполнения в полном объеме обязанности по уплате таможенных платежей, обеспеченной генеральным обеспечением, таможенный орган обращает взыскание на такое обеспечение.

Размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта без применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, например, при ввозе товаров, происходящих из стран с которыми заключены соглашения о зоне свободной торговле, размер обеспечения будет рассчитываться с учетом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов без учета тарифных преференций, предоставляемых в рамках указанных соглашений.

В размер такого обеспечения также включаются суммы подлежащих уплате таможенных сборов за таможенные операции, за исключением случаев, если такие сборы уплачены либо предоставлено освобождение от уплаты таможенных сборов.

В случае если при определении размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей невозможно точно определить подлежащую уплате сумму в силу отсутствия точных сведений о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении, таможенной стоимости), такая сумма определяется исходя из стоимости товаров и их физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик), наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

Например, если описание товара позволяет определить код ТН ВЭД только на уровне первых 6 знаков, для расчета суммы таможенной пошлины необходимо применить наибольшую ставку таможенной пошлины, которая соответствует всем товарам, классифицируемым кодом ТН ВЭД на данном уровне.

Комментарий к статье 86 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

В ст. 86 ТК конкретизированы отдельные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Так, в п. 1 указанной статьи предусматриваются следующие обеспечительные меры: 1) внесение денежных средств (денег); 2) банковская гарантия; 3) поручительство; 4) залог имущества. Данный перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей является открытым, поскольку законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Российское и белорусское таможенное законодательство дополнительных обеспечительных мер не предусматривает. Отдельного упоминания заслуживает Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", в п. 1 ст. 144 которого помимо названных способов обеспечения уплаты таможенных платежей предусмотрена дополнительная обеспечительная мера - страхование. Особенности ее применения закреплены в ст. 149 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".
Перед тем как перейти к рассмотрению конкретных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, следует сделать несколько замечаний общего порядка.
Под уплатой таможенных пошлин, налогов понимается совершение плательщиком действий по внесению установленной суммы соответствующего таможенного платежа на определенный таможенным законодательством счет или в кассу таможенного органа. Сущность исполнения данной обязанности составляет совершение таким лицом действия, направленного на переход права собственности на принадлежащие ему денежные средства к государству. Публично-правовая природа данной обязанности не исключает гражданско-правового характера отдельных элементов механизма ее реализации, одними из которых и являются отдельные обеспечительные меры.
Все способы обеспечения исполнения уплаты таможенных пошлин, налогов, как предусмотренные в ТК, так и установленные национальным таможенным законодательством одного из государств - членов Таможенного союза, следует разделить на две группы: 1) обеспечительные меры, связанные с установлением прав на имущество плательщика (другого лица), реализация которых позволяет взыскать таможенные платежи за счет стоимости такого имущества (внесение денежных средств, залог имущества); 2) обеспечительные меры, предполагающие возникновение обязательства третьих лиц уплатить таможенные платежи за плательщика в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) им данной обязанности (банковская гарантия, поручительство, применительно к Республике Казахстан - страхование).
Внесение денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предполагает зачисление предполагаемых сумм соответствующих таможенных платежей на счет, определенный национальным законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации таким счетом является счет Федерального казначейства, в Республике Казахстан - счет временного размещения денег таможенного органа, в Республике Беларусь - счет таможенного органа. Правовая природа денег обуславливает возникновение у получателя права собственности на них. Однако применительно к рассматриваемой обеспечительной мере предполагается их возвратность в случае надлежащего исполнения плательщиком своих обеспечиваемых таким способом обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов. В случае же их неисполнения (ненадлежащего исполнения) подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из находящихся на названных выше счетах сумм. Порядок взыскания устанавливается национальным законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 145 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 267 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

При применении залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов между таможенным органом и плательщиком заключается договор о залоге. Национальным законодательством государств - членов Таможенного союза устанавливается, что предметом залога могут быть вещи (товары), ввозимые на таможенную территорию, а также иное имущество, которые могут быть предметом залога в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. В Российской Федерации и Республике Казахстан к правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, обращением взыскания на заложенное имущество, применяются положения гражданского законодательства (ч. 2 ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. п. 6, 7 ст. 148 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). В Республике Беларусь к правоотношениям, связанным с обращением взыскания на заложенное имущество, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Республики Беларусь (п. 3 ст. 263 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Залог имущества не предполагает переход к залогодержателю права собственности на заложенное имущество. Собственником заложенного имущества продолжает быть залогодатель. Залогодержатель приобретает право удовлетворить свои требования за счет стоимости заложенного имущества, обратив взыскание на него в установленном законом порядке. Залог может быть предоставлен таможенному органу как плательщиком таможенных пошлин, налогов, так и иным лицом в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза. В случае неисполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченной залогом, удовлетворение требования таможенных органов осуществляется за счет стоимости заложенного имущества (в Российской Федерации и Республике Казахстан - в порядке, определенном гражданским законодательством, в Республике Беларусь - Гражданским кодексом Республики Беларусь).
Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предполагает, что банк (иная кредитная или страховая организация), включенный в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет национальный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в Российской Федерации - Федеральная таможенная служба, в Республике Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, в Республике Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан), по просьбе плательщика выдает письменное обязательство внести сумму соответствующих таможенных платежей в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) плательщиком данной обязанности. К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, подлежат применению положения национального банковского и гражданского законодательства государств - членов Таможенного союза (ч. 2 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 2 ст. 264 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Однако применение банковской гарантии как способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов имеет ряд особенностей по сравнению с данной мерой, применяемой для обеспечения гражданско-правовых обязательств:

- установлены специальные требования, предъявляемые к банкам (иным кредитным или страховым организациям) для включения их в реестр организаций, имеющих право выдавать банковские гарантии, а также правила ведения данного реестра (см. ст. 142 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. ст. 265, 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь, главы 9 - 12 Кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З "Банковский кодекс Республики Беларусь", п. 1 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 26 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан");

- могут быть предусмотрены специальные обязанности банков (иных кредитных или страховых организаций), включенных в реестр для выдачи банковских гарантий (например, ст. 143 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации");

- определены основания для исключения банков (иных кредитных или страховых организаций) из названного выше реестра (например, ст. 144 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь);

- установлены специальные требования к содержанию банковской гарантии (ч. 4 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 2 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 165 Банковского кодекса Республики Беларусь);

- определен порядок рассмотрения предоставленной банковской гарантии таможенным органом (например, ч. ч. 8 - 10 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 3 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан");

- установлены ограничения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной (страховой) организацией для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (например, ч. 14 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации");

- определен специальный порядок предъявления требования гаранту об уплате сумм таможенных пошлин, налогов в случае неисполнения этой обязанности их плательщиком (п. 4 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 374 ГК РФ, ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З "Банковский кодекс Республики Беларусь").

При применении поручительства для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей предполагается возложение такой обязанности в случае ее неисполнения или исполнения ненадлежащим образом на предварительно определенное лицо - поручителя. В соответствии с национальным законодательством государств - членов Таможенного союза поручитель солидарно отвечает с плательщиком (п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 1 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 1 ч. 3 ст. 146 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган по своему усмотрению в полном объеме может предъявить требования по уплате соответствующих таможенных платежей, пеней, процентов как самому плательщику, так и поручителю (п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 2 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 2 ст. 363 ГК РФ).
В п. 3 ст. 86 ТК закреплены принципы применения рассматриваемого института:

- непрерывность обеспечения уплаты таможенных платежей в течение всего его срока;

- достаточность срока действия обеспечительных мер для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении соответствующего обязательства.

Обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования предоставляется в таможенный орган при:

- помещении под таможенную процедуру таможенного транзита транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных на таможенной территории Таможенного союза и территории иностранного государства;
- временном ввозе физическими лицами государств-членов Таможенного союза на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств;
- в иных случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.

Уплата ввозных таможенных платежей обеспечивается способами, установленными ТК ТС и (или) законодательством государства-члена Таможенного союза, в следующих размерах:

1) в отношении автомобилей - в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске автомобилей в свободное обращение, если иные размеры не установлены в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или международными договорами государств-членов Таможенного союза;
2) в отношении товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, за исключением автомобилей, – в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров в свободное обращение.

Денежные средства, внесенные на депозит в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, перезачитываются в счет уплаты таможенных платежей

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, установленных ст.85 и ст.217 ТК ТС , в частности, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения.

При таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если:

1) в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;
2) товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;
3) это установлено международными договорами;
4) товары перевозятся под таможенным сопровождением;
5) в иных случаях, установленных Таможенным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Стоит отметить, что данное обеспечение необходимо внести заблаговременно, до момента пересечения границы ввозимым транспортным средством.

В соответствии со ст.86 ТК ТС , существует несколько способов обеспечения уплаты таможенных платежей:

1) залогом товаров и иного имущества
2) банковской гарантией
3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа
4) поручительством

Наиболее распространенными являются способ поручительства и внесения денежных средств через кассу или на счет таможенного органа.

Договор поручительства используется в качестве гарантии доставки транспортного средства в установленные сроки и в надлежащий таможенный орган по месту проживания физического лица для таможенного оформления. Как правило, поручителем выступают таможенные представители либо владельцы СВХ. Договор заключается между таможенным органом, который будет производить таможенное оформление ввозимого автомобиля, и поручителем.

Наиболее удобным способом обеспечения уплаты является внесение денежных средств в кассу таможенного органа.

Денежные средства вносятся физическим лицом в кассу или на счет таможенного органа по месту жительства или регистрации физического лица при предоставлении:

1) Заявления
2) Удостоверения личности физического лица
3) Заграничного паспорта – в случае самостоятельного ввоза транспортного средства
4) Нотариальной доверенности – в случае если обеспечение вносится третьим лицом

На данный момент в РФ установлен фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств, установленный Приказом ФТС РФ от 13.12.2010г. № 2385 .

В качестве подтверждения обеспечения уплаты таможенных платежей служит таможенная расписка и гарантийный сертификат, выданные таможенным органом для надлежащего порядка перемещения транспортного средства по процедуре таможенного транзита из пункта пропуска до пункта таможенного оформления. В случае отсутствия данных документов транспортное средство помещается на платную парковку в пункте пропуска до факта предоставления надлежащих документов.

Если при внесении обеспечения уплаты таможенных платежей физическое лицо представляет документы, позволяющие точно идентифицировать транспортное средство, которое будет ввозиться им на территорию ТС (марка, модель (модификация), год выпуска, объем двигателя, мощность двигателя, идентификационный номер), таможенный орган производит расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов самостоятельно, не используя фиксированный размер обеспечения уплаты, и вносит соответствующие пометки в таможенной расписке и гарантийном сертификате.

В случае если сумма обеспечения превышает сумму начисленных таможенных платежей, физическое лицо вправе вернуть эти средства на основании письменного обращения в таможенный орган с просьбой возврата излишне уплаченных платежей.

Возврат суммы обеспечения уплаты таможенных платежей осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы перечисляются в федеральный бюджет и возврату не подлежат.

Суммы обеспечения возвращаются в валюте платежа при представлении плательщиком оригинала третьего экземпляра таможенной расписки.

В случае перемещения транспортных средств беженцами и вынужденными переселенцами , таким лицам предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей также не вносится.

По желанию физического лица, перемещающего транспортное средство, в отношении которого предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин и (или) налогов, в таможенном органе назначения может производиться оформление разрешения на доставку транспортного средства. Данное разрешение выдается по мотивированному обращению в таможенный орган в свободной форме, с указанием обстоятельств ввоза и сведений о льготах. Разрешение на доставку транспортного средства действительно только при предоставлении заверенных подтверждающих документов поименованных в документе.

Форма таможенной расписки и добавочного листа

Образец разрешения на доставку транспортного средства

Читайте также: