Снижение ставок ввозных таможенных пошлин может приводить к

Опубликовано: 12.05.2024

Кто и в какой срок уплачивает пошлины

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Ввозной таможенной пошлиной облагаются товары, перемещаемые через таможенную границу. Её уплачивают все импортеры.

Если вы ввозите товары на территорию РФ временно, пошлину платить не нужно. Будьте готовы, что по некоторым товарам уплату пошлины могут потребовать, а при вывозе вернуть. В операциях реимпорта уплата пошлины тоже не требуется.

Обязанность по уплате пошлины возникает с момента регистрации таможенной декларации. До отпуска товара с таможни оплатите пошлину рублями. Узнайте на таможне реквизиты счета, на который перечислять деньги.

Виды таможенных пошлин

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Таможенные пошлины бывают трех видов: адвалорные, специфические (твердые) или комбинированные.

Адвалорная ставка выражена в процентах от стоимости ввозимого товара. Например, импортная твердая пшеница облагается пошлиной 5% от ее стоимости.

Специфическая ставка выражена в твердой валюте за единицу физического показателя. Например, импортная пошлина за ввоз сигарет с гвоздикой — 2 евро за 1 000 штук, а за ботинки для сноуборда придется отдать 1,5 евро за пару.

Комбинированная ставка сочетает в себе две предыдущих. Поясним на примере: ввоз жареного зернового кофе сорта Арабика облагается пошлиной 8%, но не менее 0,16 евро/кг.

Помимо этого предусмотрены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (статья 71 ТК ЕАЭС). Эти пошлины вводятся государством для защиты внутренних производителей от иностранных конкурентов. Принцип действия следующий: повышенные пошлины делают импортный товар в России дороже, чем отечественные аналоги. Тем самым отечественные товары становятся более привлекательными для покупателя.

Как узнать размер таможенной пошлины

Таможенные пошлины на импорт

Сумма таможенной пошлины на импортированный товар зависит от таможенной стоимости и ставки.

Пошлины на ввоз рассчитываются по Единому таможенному тарифу, утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии. Он содержит свод ставок таможенных пошлин, систематизированный по товарный номенклутере (ТН ВЭД ЕАЭС).

Напомним, что в ТН ВЭД все товары разделены по происхождению, назначению, составу, степени обработки — это упрощает ориентацию. У каждого вида товара свой код из десяти цифр: первые две обозначают группу товара, четыре — товарную позицию, шесть — субпозицию, а весь код обозначает конкретный товар. При таможенном декларировании вы указываете его в декларации.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Если вы выберете неверный код, таможня доначислит пошлины. В крайнем случае вам грозит административный штраф и конфискация товара. Чтобы этого избежать, обратитесь в Таможенную Службу с заявлением о классификации вашего товара. Это стоит 5 000 рублей и может занять три месяца.

Если в отношении вашего товара установлена адвалорная ставка, то для расчета таможенной пошлины понадобится таможенная стоимость импортированного товара. Она служит налоговой базой для расчета пошлины, на нее начисляют соответствующий процент. Для некоторых товаров (нефти, древесины) налоговая база зависит от количества ввозимого товара.

Таможенная стоимость — совокупность затрат на импорт товара. Она включает расходы на покупку, погрузку, доставку, страхование, лицензирование и т.п. Если товар получен в подарок или по взаимозачету, то за таможенную стоимость принимается цена товара по рынку с учетом износа.

Все шесть методов расчета таможенной стоимости перечислены в главе 5 ТК ЕАЭС. Подходящий метод зависит от вида товара, характера сделки, взаимоотношений с поставщиком.

Льготы, преференции и квоты

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Льгота

В договоре о Евразийской экономическом союзе предусмотрены тарифные льготы для товаров, ввозимых в Союз из третьих стран. Они установлены Приложением №6:

  1. Товары в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал.
  2. Товары, ввозимые для исследования или использования космического пространства в рамках международного сотрудничества.
  3. Продукция морского промысла судов, находящихся в собственности или аренде у государств-членов ЕАЭС.
  4. Валюты государств-членов, третьих стран и ценных бумаг.
  5. Товаров, ввозимых для ликвидации последствий ЧС или в виде гуманитарной помощи.
  6. Товаров, кроме подакцизных, ввозимых в благотворительных целях.
  7. Могут быть и иные случаи предоставления льгот, если они установлены договором о ЕАЭС, решением Комиссии или международным договором Союза с третьей страной.

Преференция

Для товаров из развивающихся и наименее развитых стран предусмотрены торговые преференции. Если стандартная ставка пошлины составляет 100% от пошлин, указанных в Едином таможенном тарифе, то для развивающихся стран с преференцией она составляет 75%. А с товаров, ввозимых из наименее развитых стран пошлину платить вообще не нужно.

Перечень таких стран утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Комиссии таможенного союза. К развивающимся странам относится 103 государства, а к наименее развитым — 50.

Квота

Для зарубежных аналогов товаров, которые производятся на территории Союза, допустимо установление тарифных квот. Это ограничение на количество товаров, к которым применяется стандартная пошлина 100%. Если его превысить, пошлина увеличится.

Квота устанавливается в размере разницы между объемом потребления такого товара в Таможенном Союзе и объемом производства этого же товара в Союзе. На 2019 год квоты утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 141.

Автор статьи: Михаил Кобрин

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Льготы по таможенным пошлинам импорта предоставляются по договорам о зонах свободной торговли в СНГ, Сербии и Черногории (освобождение от ввозной пошлины 100%), а так же протоколом о предоставлении тарифных льгот для развивающихся стран (преференция по ввозной пошлине 25%) и наименее развитых стран (преференция по ввозной пошлине 100%).

Единую систему тарифных преференций можно посмотреть на сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/commonSytem/Pages/normatBaza.aspx

Условия предоставления режима свободной торговли в СНГ.
(преференциальный режим - 0% тарифа ввозной таможенной пошлины,
без пошлины).

1. Выдан правильно заполненный и должным образом заверенный Сертификат «СТ-1».
Правильность оформления формы «СТ-1» и соответствие товара критериям происхождения, основано на соглашении Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 (ред. от 28.09.2012 с изменениями, вступившими в силу с 28.11.2012) «О правилах определения страны происхождения товаров в содружестве независимых государств».

Критерии происхождения товара:
П - полностью произведен в указанной стране;
Д – товар подвергнут достаточной обработке/переработке (в товаре изменились первые 4 знака кода ТН ВЭД);
К - кумулятивный принцип - принцип определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым, срок применения сертификата формы СТ-1 в целях предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами с даты его выдачи, разновидность достаточной последовательной обработки/ переработки определяется по стране изготовления конечного товара.
Если в производстве конечного товара в одном из государств - участников Соглашения используется сырье или материалы, происходящие из других государств - участников Соглашения, подтвержденные сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке в других государствах - участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.

2. Товар отгружен из одной из стран СНГ.
Товар вывозится с таможенной территории одного государства - участника Соглашения и ввозится на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.

3. Продавец из СНГ.
Товар перемещается по контракту одной из стран СНГ, вывозится на основании контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения, и резидентом другого государства - участника Соглашения.

Условия предоставления режима свободной торговли со странами бывшей Югославии. (преференциальный режим - 0% тарифа ввозной таможенной пошлины, без пошлины).

1. Выдан правильно заполненный и должным образом заверенный Сертификат «СТ-2».
Правильность оформления формы «СТ-2» и соответствие товара критериям происхождения, основано на Распоряжении Правительства РФ от 30.05.2011 N 953-р.

2. Товар отгружен из Сербии или Черногории.
Товар вывозится с таможенной территории одного государства - участника Соглашения и ввозится на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.

3. Продавец из Сербии или Черногории.
Товар перемещается по контракту одной из стран СНГ, вывозится на основании контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения, и резидентом другого государства - участника Соглашения.

4. Товар не попадает в перечень исключенных товаров.

Условия предоставления преференций с развивающимися и наименее развитыми странами.

1. Выдан правильно заполненный и должным образом заверенный Сертификат Формы «А».
Правильность оформления формы «А» и соответствие товара критериям происхождения, основано на
Письме ГТК России от 09.06.2003 N 07-48/23459, О сертификатах происхождения товара формы «А».

Критерии происхождения товара из развивающихся стран:
P - полностью произведен в указанной стране;
Pk - кумулятивный принцип - принцип определения страны происхождения товаров;
Y - товар подвергнут достаточной обработке/переработке - более 50%.

2. Прямая закупка.
Продавец резидент развивающейся или наименее развитой страны (независимо от того в какую страну производится оплата за товар).

3. Прямая отгрузка.
Отгрузка производится непосредственно из развивающей или наименее развитой страны (есть 3 исключения: первое - транзит на территории третьей страны, если прописан в контракте транзитный путь; второе – товар находился под таможенным контролем на территории третьей страны, и нужно переписывать в сертификате 12 графу – куда направляются товар; третье – товар на территории третьей страны находился в виде выставки или аукциона, что так же необходимо отразить в контракте).

4. Товар попадает в перечень преференциальных товаров и в списки развивающихся и наименее развитых стран.
Освобождение от уплаты таможенной пошлины в зоне свободной торговли СНГ.

Соглашение о зоне свободной торговли основывается на следующих документах:

1. Договор от 18 октября 2011 г., "О зоне свободной торговли", согласно Статьи 2, п.1 Сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью.

Страны зоны свободной торговли:
• Азербайджанская Республика;
• Республика Армения;
• Республика Беларусь;
• Республика Казахстан;
• Кыргызская Республика;
• Республика Молдова;

• Российская Федерация;
• Республика Таджикистан;
• Туркменистан;
• Республика Узбекистан;
• Украина.

2. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 « О таможенном тарифе», в ред. Федерального закона Федеральный закон 409-ФЗ от 06.12.2011 Государственной Думы Российской Федерации, согласно Статьи 36., п.1.,Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Без ввозной таможенной пошлины оформляются товары
стран бывшей Югославии.

Соглашение о зоне свободной торговли основывается на следующих документах:
1. Соглашение Б/Н от 28.08.2000 Международный документ (О свободной торговле с Югославией)
Согласно статьи 4, договаривающиеся Стороны будут стремиться в течение пятилетнего периода принять согласованные меры к поэтапной отмене во взаимной торговле ввозных таможенных пошлин и эквивалентных им сборов в отношении товаров, происходящих с таможенной территории государств Договаривающихся Сторон.

2. Письмо ГТК РФ от 08.07.2004 N 07-48/25062, О статусе Сербии и Черногории. В котором говорится следующее: «В связи с многочисленными обращениями участников ВЭД и таможенных органов о применении Приказа ГТК России от 26.10.2000 N 965 "О Соглашении о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией" разъясняю. Посольство Сербии и Черногории в Российской Федерации информировало ГТК России о том, что Союз государств Сербии и Черногории является правопреемником всех международных договоренностей; которые были подписаны со стороны Союзной Республики Югославии, в том числе и Соглашения о свободной торговле с Российской Федерацией от 28.08.2000».

3. Приказ ФТС России от 31 октября 2011 г. N 2223 «О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии», в ред. Приказа ФТС России от 27.11.2012 N 2415. Согласно п.1. «Не применять с 22 июля 2011 года ввозную таможенную пошлину в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, за исключением товаров, исключенных из перечня.

Все о таможенных платежах

Законодательство ТС различает следующие виды таможенных платежей:

- ввозную таможенную пошлину;
- вывозную таможенную пошлину;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- таможенные сборы.

Таможенные сборы – обязательные таможенные платежи, которые взимаются таможенными органами за предоставляемые услуги по выпуску, хранению и сопровождению товаров. Соответственно по предоставляемым услугам, таможенные сборы делятся на:

- таможенные сборы за таможенные операции, связанные с выпуском товаров;
- таможенные сборы за таможенное сопровождение;
- таможенные сборы за хранение.

ТС делегирует национальным законодательствам регулирование следующих вопросов по таможенным сборам: установление видов, ставок, плательщиков, сроков уплаты, порядок исчисления, порядок уплаты, порядок возврата, освобождение от уплаты.

На территории РФ таможенные сборы исчисляются в рублях. Уплачиваются они на счет Федерального казначейства. Исключение составляют таможенные сборы за товары для личного пользования , которые могут оплачиваться в кассе таможенного органа . Пересчет иностранной валюты на рубли осуществляется по курсу ЦБ РФ, действующему на момент регистрации декларации таможенным органом.

Таможенные сборы исчисляются:

- непосредственно плательщиками;
- таможенными органами в случае выставления требований по уплате таможенных платежей;
- таможенными органами в отношении товаров, ввозимых для личного пользования.

После регистрации декларации в случае ее корректировки пересчет таможенных сборов не производится.

Таможенные сборы за таможенные операции уплачивает декларант или лицо, на которое возложена эта обязанность. Они уплачиваются одновременно с подачей декларации. Размер таможенного сбора за таможенные операции не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор, и не может превышать 100000 руб.

В ст. 131 ФЗ "О таможенном регулировании Российской Федерации" указан перечень товаров, которые освобождены от уплаты таможенных сборов.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение также уплачивает декларант или лицо, на которое возложена эта обязанность. Этот сбор уплачивается до начала самого сопровождения. Размер сбора зависит от количества сопровождаемых транспортных средств и расстояния. За каждое транспортное средство или единицу железнодорожного подвижного состава таможенный сбор равен:

- 2000 руб. при расстоянии до 50 км включительно;
- 3000 руб. при расстоянии от 51 до 100 км включительно;
- 4000 руб. при расстоянии от 101 до 200 км включительно;
- 1000 руб. за каждые 100 км при расстоянии сопровождения на 201 и более км (но сумма таможенного сбора должна быть не менее 6000 руб.);

За сопровождение единицы воздушного или водного транспорта таможенный сбор равен 20000 руб. независимо от расстояния.

Таможенный сбор за хранение уплачивает лицо, поместившее товар на СВХ таможенного органа. Данный сбор уплачивается до начала выдачи товара. Таможенный сбор за хранение составляет 1 руб. с каждых 100 кг веса за 1 день хранения. Если товар хранится в специально оборудованном помещении, то таможенный сбор составляет 2 руб. со 100 кг веса за 1 день хранения. При этом каждый неполный день приравнивается к полному дню, каждые неполные 100 кг – к полным. Таможенный сбор за хранение не взимается с товаров, помещенных на хранение таможенными органами. Правительство РФ имеет право определять иные случаи освобождения от уплаты таможенных сборов.

Авансовые платежи – денежные средства, внесенные в счет оплаты таможенных сборов, ввозных таможенных пошлин, налогов, которые предстоят, и назначение этих средств конкретно не определено плательщиком. Уплачиваются на счет Федерального казначейства. Авансовый платеж остается имуществом плательщика до его распоряжения либо до предоставления таможенным органом взыскания на этот платеж.

Плательщик имеет право требовать от таможенного органа отчет о расходовании авансовых платежей. Основанием для отчета является письменное заявление плательщика. Этот отчет предоставляется таможенным органом в течение 30 дней со дня получения заявления. Имеет утвержденную форму и должен содержать следующие сведения (за отчетный период):

- о суммах авансовых платежей, которые поступили на счет;
- о суммах авансовых платежей, которые были израсходованы. В случае проведения взыскания таможенных пошлин, налогов за счет авансовых платежей также предоставляются реквизиты документов, на основании которых проводилось взыскание;
- о суммах возвращенных авансовых платежей с указанием реквизитов заявлений и решений о возврате.

В случае несогласия плательщика с результатами отчета он имеет право на проведение, совместно с таможенным органом, выверки расходования авансовых платежей. Результаты проведенной выверки оформляются актом, который подписывается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и плательщиком. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается плательщику.

Плательщик (или его правопреемник) имеет право на возврат авансового платежа. Основанием для этого является письменное заявление плательщика (правопреемника), поданное до истечения 3 лет со дня последнего распоряжения об использовании авансового платежа, либо со дня внесения авансового платежа на счет при отсутствии распоряжений об использовании. В случае истечения 3 лет авансовые платежи возврату не подлежат.

К заявлению о возврате обязательно предоставляются документы (ниже), перечень которых для физических лиц, физических лиц - индивидуальных предпринимателей, российских юридических лиц и иностранных юридических лиц отличается. Документы или их копии, кроме платежных, предоставляемых физическими лицами, индивидуальными предпринимателями или российскими юридическими лицами должны быть заверены нотариально, либо таможенными органами при предоставлении оригинала документа. Документы или их копии, кроме платежных, предоставляемых иностранными юридическими лицами, должны быть заверены только нотариально.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению физического лица:

- платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия паспорта гражданина РФ или иного документа, который может являться, в соответствии с законодательством РФ, удостоверением личности;
- в случае подачи заявления наследником – копия документа, подтверждающего право наследника на авансовый платеж;

Перечень документов, прилагаемых к заявлению физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель:

- платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия свидетельства о государственной регистрации;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- копия паспорта гражданина РФ.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению российского юридического лица:

- платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление;
- образец подписи лица, подписавшего заявление;
- в случае подачи заявления правопреемником – копия документа, подтверждающего правопреемство.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению иностранного юридического лица:

- платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, где создано это лицо, с переводом на русский язык;
- копия документа, подтверждающего статус лица, подавшего заявление, с переводом на русский язык;
- образец подписи лица, подписавшего заявление.

Заявление о возврате подается в таможенный орган, который ведет администрирование данных авансовых платежей. В случае, если перечисленные документы подавались в таможенный орган ранее, то лицо имеет право не предоставлять эти документы повторно, а сообщить только данные о предоставлении этих документов и об отсутствии изменений в документах. Исключением из этого правила являются платежные документы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) уплачивается декларантом или иным лицом, которое, в соответствии с нормами законодательства ТС и РФ, имеет такое право, с товаров, которые ввозятся на территорию РФ.

Основой для исчисления НДС является сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акцизов, подлежащих уплате. Акцизы и таможенные пошлины могут не приниматься за основу для исчисления НДС, в случае освобождения товаров от уплаты акцизов и таможенных пошлин.

Стандартная ставка НДС составляет 18%, в соответствии с п.3 ст.164 НК РФ. Но в соответствии с нормами законодательства РФ , она может составлять также 10% или 0%. К товарам, ставка НДС в отношении которых составляет 10%, законодательство РФ относит:

- продовольственные товары;
- товары для детей;
- периодические печатные издания;
- книжная продукция, связанная с наукой, культурой и образованием;
- лекарственные средства;
- изделия медицинского назначения.

Нулевую ставку НДС (освобождены от уплаты) применяют для товаров, вывезенных по таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса. Дополнительно, не облагаются НДС услуги международных перевозок, работы и услуги по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, товары (работы, услуги) в области космической деятельности и ряда других. Полный перечень приведен в п.1 ст.164.

НДС уплачивается до предоставления или одновременно с предоставлением декларации. Уплата производится:

- в таможенный орган, который проводит оформление товара;
- в государственное предприятие связи при пересылке товара в международных почтовых отправлениях ;
- на счет ГК РФ при наличии письменного разрешения.

Уплата производится деньгами или по безналичному расчету в рублях или, по согласию таможенного органа, в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ.

По уплате НДС может быть предоставлена рассрочка или отсрочка (далее отсрочка) на срок до 1 года. Отсрочка на срок от 1 года до 3 лет предоставляется по решению Правительства РФ, а от 3 до 5 лет – министра финансов РФ. Для получения отсрочки заинтересованное лицо подает в соответствующий орган заявление с указанием достаточных оснований для предоставления отсрочки и с приложением соответствующих документов. Перечень условий, которые относятся к достаточным основаниям, и документов, обязательных к приложению, указан в ст. 64 НК РФ.

Акциз – федеральный налог, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу.

1) спирт этиловый;
2) спиртосодержащая продукция (объемная доля этилового спирта более 9%);
3) алкогольная продукция (объемная доля спирта более 1,5%);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые;
7) мотоциклы (мощность двигателя свыше 112,5 кВт или 150 л.с.);
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла.

Исключением из этих групп являются товары, которые не подлежат акцизу:

- коньячные спирты (группа №1);
- лекарственные, лечебно-профилактические и диагностические средства, соответствующие требованиям законодательства РФ (группа №2);
- парфюмерно-косметическая продукция, в емкостях до 100 мл включительно и с объемной долей этилового спирта до 80% включительно (группа №2);
- парфюмерно-косметическая продукция, в емкостях до 100 мл включительно и объемной долей этилового спирта 90% включительно при наличии пульверизатора (группа №2);
- отходы, образовавшиеся при производстве этилового спирта, которые подлежат дальнейшей переработке или использованию для технических целей и соответствуют требованиям нормативной документации (группа №2).

За уплату акциза ответственность несет декларант, а при декларировании товара таможенным представителем декларант несет солидарную ответственность с таможенным представителем.

В отношении подакцизных товаров могут устанавливаться следующие виды налоговых ставок:

- адвалорные – устанавливаются в процентах относительно таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические (или твердые) – устанавливаются в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (объем, масса, количество);
- комбинированные – сочетают адвалорные и специфические.

Соответственно для исчисления акциза каждый вид ставок имеет свою отличительную налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждой партии ввозимых подакцизных товаров.

Нормы ТК ТС предусматривают возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей.

К таким льготам относятся:

- тарифные преференции;
- тарифные льготы;
- льготы по уплате налогов;
- льготы по уплате таможенных сборов.

Также предоставление льгот при уплате таможенных платежей регулируется нормами международных договоров и законодательства стран – участниц ТС.

Согласно Протоколу от 12.12.2008 «О предоставлении тарифных льгот» применение тарифных льгот, предоставляемых в отношении товаров, ввозимых на территорию ТС, не зависит от их страны – происхождения . По Соглашению от 25.01.2008 «О едином таможенно – тарифном регулировании» тарифные льготы применятся в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. В п.3, ст. 80 ТК ТС указан перечень действий с товарами, при которых таможенные пошлины не уплачиваются. Согласно п.3, ст.5 Соглашения тарифные льготы могут быть предоставлены в отношении следующих товаров:

- которые ввозятся под соответствующим контролем при соблюдении соответствующего таможенного режима;
- которые ввозятся в качестве вклада в уставной (складочный) капитал иностранным учредителем в соответствии с требованиями законодательства;
- которые ввозятся в рамках международного сотрудничества стран-участниц ТС в космической отрасли или в рамках соглашений об услугах по запуску космических аппаратов. По этой группе товаров Комиссия ТС ведет перечень.

В ст. 6 Соглашения указан перечень товаров, которые освобождаются от уплаты таможенной пошлины при их ввозе на таможенную территорию ТС из третьих стран.

Тарифные преференции – преимущества, предоставляемые товарам при их ввозе в целях расширения торговли между странами. Тарифные преференции (далее преференции) предоставляются на основании Протокола от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза» . Согласно Протоколу преференции могут быть предоставлены странам, которые Всемирный банк не относит к странам с высоким уровнем дохода. Эти страны указаны в Перечне развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и Перечне наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. В ст.2 Протокола указаны ряд факторов, которые могут стать основанием для не включения или исключения страны из Перечня.

Ст. 131 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» приводит перечень товаров, которые освобождены от уплаты таможенных сборов. Также, согласно нормам этого Закона правительство РФ имеет право освобождать иные товары от уплаты таможенных сборов.

Механизмы предоставления льгот по уплате налогов указаны в разделах «НДС» и «Акциз» этой статьи.

Дополнительно по теме:

Нуждаетесь в консультации?

Определить код товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС? Мы поможем! Подробнее об услуге

За последние 10 лет доля импортных иномарок на российском рынке сократилась в 3 раза и достигла исторического минимума – около 15%. Между тем, с сентября в рамках своих обязательств перед ВТО Россия в последний раз снизила пошлины на ввоз автомобилей, которые достигли целевых значений: 15% для новых машин и 17% – для подержанных. Стоит ли в связи с этим ожидать наплыва привозных иномарок и появления в России новых импортных моделей? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам.

Владимир Мирошников, директор по развитию, « РОЛЬФ»:
- В текущей ситуации подавляющее большинство моделей, ориентированных на массовый спрос, производится в России. Сначала эта тенденция коснулась популярного сегмента, затем перешла в премиум-сегмент, где стоимость единицы продукции выше, вариативность комплектаций богаче, а спрос на модель в конкретном исполнении, как правило, ниже, чем в массовом сегменте. Отечественный покупатель уже убедился в том, что российская сборка не уступает импортной с точки зрения качества автомобилей. В долгосрочной перспективе именно бренды, локализовавшие производство, получают преимущество на рынке.

Вместе с тем, экономически целесообразным может оставаться импорт дорогих автомобилей, а также нишевых моделей, нацеленных на штучные продажи. Для них размер платежей за импорт продукции не столь значительно влияет на цену и спрос, а издержки на развертывание локального производства не могут быть покрыты за счет продаж.

Аналогично, благодаря мерам правительства, сократился и импорт автомобилей с пробегом, поскольку ввезенные из-за рубежа автомобили оказываются неконкурентоспособными по цене. Исключением остаются отдельные экземпляры под конкретный узкий запрос. Как результат, сегодня вторичный рынок Москвы и Санкт-Петербурга формируется практически полностью за счет внутреннего автопарка.

Анна Бояршинова, генеральный директор, VERRA:
- В текущем году импорт иномарок растет, несмотря на общее снижение спроса на автомобили. Рассмотрим эту тенденцию на примере Toyota. Спрос в 2019 году неустойчивый, но зависит от разных факторов: в первом квартале был рост +5%, во втором квартале – снижение -6%. В разные месяцы спрос может расти, может снижаться, но ввоз автомобилей остается на уровне планов производителя. Производство планируется заранее, за год, за полгода, за три месяца. Очень много автомобилей собирается на территории России, поэтому к импорту их мы никак не можем отнести. А по ввозимым иномаркам я сейчас не наблюдаю затоваривания складов. Возможно, у других производителей это и есть, но в наших брендах мы этого не ощущаем.

В сентябре 2019 года Россия в рамках обязательств перед ВТО в последний раз снизила пошлины на ввоз автомобилей. Думаю, что цены в связи с этим снижаться не будут, так как за последние полгода многие автопроизводители удерживали цены на автомобили за счет определенных финансовых поддержек, тем самым снижая свою маржинальность. Аналитики говорят о грядущем росте цен на автомобили, но это связано не с пошлинами, а с нестабильностью курса рубля. Опять же здесь все зависит от автопроизводителя – откуда происходит ввоз иномарок, в какой валюте идут расчеты, как это влияет на конечную цену.

Падение доли импортных автомобилей в России за последние годы объясняется очень просто: автопроизводители расширяют производство на территории России, открывают новые мощности и собирают востребованные модели именно здесь. Посмотрите на статистику долей рынка у автомобильных брендов, на структуру продающегося модельного ряда – и доли, и структура сохраняются, при этом зависят, скорее, от соответствия продукта запросам покупателя, ценовой политики и финансовой поддержки сделки. Так что дело не в ввозе иномарок и пошлинах, растущих или снижающихся. За последние 10 лет произошла мощная локализация сборочных производств у массы автопроизводителей – те модели, которые раньше ввозились из-за границы, сейчас собираются здесь, в России. Этим объясняется внушительный рост доли неимпортных автомобилей, при том, что они продолжают считаться иномарками. А возможное расширение модельного ряда – это результат долгосрочного планирования автопроизводителя, разработка новых моделей, сертификация, подготовка производства, логистика и т.д. Поэтому снижение пошлин лишь очень условно может повлиять на появление на рынке нишевых моделей, но вряд ли затронет модельный ряд массового спроса.

Если говорить про ввоз подержанных иномарок, здесь нужно смотреть на динамику насыщения рынка. Когда изначально внутренний рынок наполнялся в основном автомобилями российского производства, то на ввозимые из-за границы автомобили был большой спрос. Когда спрос на автомобили реализован внутри страны, как сейчас, то происходит обмен внутри рынка. Нет потребности рисковать и везти подержанные автомобили через границу. Не считаю, что снижение таможенных пошлин сильно повлияет на ввоз подержанных иномарок, так как предложения автопроизводителей внутри страны соответствуют текущему спросу.

Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами, ГК « АвтоСпецЦентр»:
- В сентябре 2019 года осуществлен последний этап снижения таможенных пошлин в соответствии с обязательствами России в ВТО. Но несмотря на это, таможенный сбор при ввозе автомобилей, акцизы и НДС, а также установка ЭРА-ГЛОНАСС обходятся примерно в 2,5 тыс. евро за один автомобиль. Эти расходы повлияют на рост стоимости автомобилей на 3 – 10%. Несмотря на локализацию производства в России, цены на новые авто из-за дополнительных расходов будут повышаться, в связи с чем спрос на них будет сокращаться – это невыгодные условия для расширения модельного ряда.

На объемы импорта снижение таможенных пошлин на легковые автомобили никак не повлияет, так как рост продаж новых импортных иномарок объясняется, прежде всего, повышением спроса на редкие или премиальные автомобили, которые не производятся в России.

Импортные модели пользуются большим успехом у покупателей, нежели иномарки, производство которых локализовано в России. Причина в том, что продажи авто этих двух категорий направлены на разные целевые аудитории. Клиенты, приобретающие новые автомобили, ввозимые из-за границы, руководствуются при выборе машины техническими характеристиками, обновлением модельного ряда и репутацией производителя. Автомобили массового сегмента, выпускаемые в России, рассчитаны на более широкий круг покупателей.

Сокращение авторынка происходит, в основном, за счет массового сегмента, который составляет более 90% всех продаж. Однако сегмент импортных иномарок, в том числе из Китая, демонстрирует небольшой рост по сравнению с прошлым годом. Это объясняется тем, что массовый сегмент всегда более чувствителен к росту цен, а премиум-класс, особенно представители немецкого и английского автопрома, остается в выигрыше, за счет более платежеспособной и стабильной покупательской аудитории, а также за счет обновления модельного ряда. Китайские марки пользуются спросом благодаря привлекательным ценам.

Снижение таможенных пошлин не отразится и на объемах поставок подержанных автомобилей. Причина в том, что утилизационный сбор, акциз и НДС оплачиваются и при импорте транспортных средств с пробегом, что делает невыгодным их масштабный ввоз.

Александр Тетерлев, заместитель начальника отдела администрирования продаж, ГК « БИЗНЕС КАР»:
- Ожидать снижения цен на импортные автомобили не стоит. Вероятнее всего, снижение импортных пошлин лишь отсрочит следующее подорожание таких машин. В российском автопроме неофициальной компенсацией снижения импортных пошлин считается взимаемый с каждого автомобиля утилизационный сбор. Исходно его платили только импортеры, но с 2014 года из-за давления стран, входящих в состав ВТО, сбор был распространен на российские заводы и локализованные в РФ производства. При этом отечественным производителям стали выплачивать так называемые «промышленные субсидии», де-факто компенсирующие утильсбор. В 2016 году сбор подняли на 65%. С 1 апреля 2018 года ставки утильсбора для отдельных легковых автомобилей выросли на 90%, в среднем – на 15%. Исходя из исторических данных, ставка утильсбора в дальнейшем также может увеличиться на 7 – 10%.

Снижение доли импорта иностранных автомобилей обуславливается увеличением локализации их производства, а доля продаж этих машин на рынке является объемообразующей. Данная тенденция особенно заметна в сегменте массовых брендов. Импортные автомобили массовых брендов достаточно неуверенно чувствуют себя на рынке в сравнении с локализованными. В ряде случаев разница в ценовой политике между импортными моделями меньшего класса и более дорогими локализованными моделями из той же линейки не сильно велика. Как итог – некоторые клиенты выбирают более дорогую и привлекательную модель классом выше. Основным фактором, определяющим популярность модели в массовом сегменте, безусловно, является соотношение цена-качество-комплектация, которое у локализованных моделей существенно выше, чем у импортных.

В премиум-сегменте локализация также ограничена наиболее популярными моделями. Однако в данном случае мы наблюдаем категорию клиентов, способных потратить внушительную сумму денежных средств на покупку автомобиля, который им нравится и соответствует имиджу, нередко оставляя вопрос практичности менее приоритетным. На фоне снижения покупательской способности и падения реальных доходов населения состоятельные клиенты инвестируют доходы, в том числе, в премиальную продукцию, в частности, автомобили иностранного производства. Покупатели масс-сегмента, напротив, стараются продлить срок эксплуатации своих подержанных автомобилей на один – два года минимум, таким образом откладывая покупку нового импортного автомобиля или приобретают авто ниже классом и/или локальной сборки.

Что касается подержанных иномарок, снижение их ввоза в Россию объясняется качественно-ценовой характеристикой автомобилей из-за рубежа, не отвечающих ожиданиям граждан (дорого и долго растамаживать, сочетание надежность-комплектация-цена не соответствует запросам покупателей), а предложения на рынке автомобилей с пробегом в России, напротив, полностью отвечают этим запросам. Автомобили иностранных брендов, в том числе подержанные, созданные с учетом российских климатических и дорожных условий, лучше соответствуют запросам покупателей. В итоге клиент получает машину в лучшей комплектации, адаптированную под российские условия эксплуатации по аналогичной или более приемлемой цене.

Николай Баскаков, директор филиала, « АВИЛОН. Мерседес-Бенц»:
- Я не думаю, что после снижения пошлин на иномарки производители снизят цены на автомобили, и, тем более, навряд ли девальвацию рубля можно компенсировать при помощи корректировки пошлин. Тем не менее, потенциальным покупателям можно рассчитывать на различные маркетинговые акции от производителей, которые будут направлены на увеличения спроса на ввозимый товар.

За редким исключением цены на автомобили местного и импортного производства не отличаются друг от друга. Это делается производителями осознанно, чтобы не создавать себе внутренних проблем с реализацией импортного автомобиля. Более того, все производители намеренно позиционируют внутреннее производство как одно из самых лучших и надежных среди заводов марки в других странах. Импортные иномарки, несмотря на усилия производителей, направленные на продвижение локальных моделей, по-прежнему имеют более высокую популярность, но их доступность в сравнении с местными аналогами намного ниже, поэтому клиент голосует в пользу местного аналога, не желая ждать несколько месяцев, пока будет выпущен и доставлен импортный автомобиль.

Изменение доли импортных иномарок объясняется просто – снижаются издержки на логистику, поставки становятся более прогнозируемыми по времени, производители получают дополнительные льготы от государства. Автопроизводители могут расширить модельный ряд производимых в РФ автомобилей в том случае, если увидят потенциал роста рынка. На данный момент это сложно прогнозировать.

Производство большинства автомобилей, представленных в массовом сегменте, локализовано на территории России, из-за чего объем их импорта снизился. Премиальные марки очень осторожно подошли к вопросу строительства заводов в России, поэтому до сих пор объем импорта премиальных автомобилей очень большой. Открытие завода Mercedes-Benz в Подмосковье приведет к тому, что в будущем году наиболее популярные по импорту модели (GLC и E-Class) тоже исчезнут из списка импортируемых.

Импорт иномарок может увеличиваться из-за невозможности производства автомобилей в России – либо из-за санкций, либо из-за временной наладки нового оборудования под новую модель. Также на рост импорта может влиять появление новых моделей, производство которых в России не планируется ввиду их небольшого объема.

Ввоз подержанных иномарок снижается по разным причинам, в том числе из-за большого выбора автомобилей на внутреннем рынке, а также из-за того, что покупатели больше доверяют тем автомобилям, что были ввезены частными торговцами, а не официальными производителями. Снижение пошлин вряд ли повлияет на рост ввоза подержанных иномарок.

Читайте также: