План проверок налоговой 2011

Опубликовано: 29.04.2024

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Телефон справочной по обращениям:

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Сводный план проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации

С учетом поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 № ММ-П36-1945 о моратории на проведение проверок до 1 мая текущего года прокурорами организовано исключение соответствующих мероприятий по контролю из Сводного плана проверок на 2020 год.

Запланированные на указанный период плановые мероприятия по контролю (выездные и документарные) подлежат исключению из Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год в порядке, установленном Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

Исключение из плана таких проверок будет осуществляться на основании абзаца 9 подпункта «а» пункта 7 Правил (в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы).

В силу пункта 8 Правил внесение изменений в план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. Соответствующие сведения в течение 3 рабочих дней направляются в орган прокуратуры, а также размещаются на официальном интернет-сайте в течение 5 рабочих дней.

  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Контакты
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Нюрнбергский трибунал
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру:
  • + 7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2021 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру:

© 2003-2021
Генеральная прокуратура РФ
Все права защищены

Начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Анатолий Паламарчук рассказал "Интерфаксу" о том, как меняется план проверок предпринимателей

Генпрокуратура сократила сводный план проверок бизнеса на 2011 год более чем на 60%

Москва. 17 января. INTERFAX.RU - О деятельности Генпрокуратуры России по наведению порядка при проверках различными ведомствами бизнеса, формировании Сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2011 год, а также перспективах совершенствования контрольно-надзорной деятельности в России рассказал в интервью "Интерфаксу" начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Анатолий Паламарчук.

- Анатолий Владимирович, в последние годы Генпрокуратура России ведет активную работу по защите предпринимательства от вала различных проверок. Что в этой работе изменилось, какие достигнуты результаты?

- Контрольно-надзорная деятельность в России претерпела существенные изменения. Знаковым событием в этом процессе явилось принятие в 2008 г. нового Федерального закона "О защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Целью его разработки и принятия было наведение порядка в деятельности органов, осуществляющих контроль за работой предпринимателей, снижение давления на бизнес.

Новационным решением законодателей стало возложение, впервые за почти трехсотлетнюю историю российской прокуратуры, на прокуроров функции по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Эти изменения заставили не только контролирующие органы кардинально перестроить свою работу, но и потребовали от органов прокуратуры создать новую систему надзора, адаптированную под выполнение поставленных задач.

Уже в минувшем году значительно сократилось количество плановых мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. При формировании плана на 2010 г. прокурорами было отклонено каждое второе предложение контролеров о проведении проверки конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Опубликование плана на сайте Генпрокуратуры России в Интернете позволило предпринимателям заблаговременно скорректировать свою деятельность.

Подобные тенденции сохранились при формировании сводного плана на 2011 год.

- Что нового было при формировании плана проверок на 2011 год?

- Нельзя недооценивать полученный органами прокуратуры опыт при формировании сводного плана на 2010 г., ведь тогда мы осуществляли эту работу впервые. Но в процессе составления плана мы столкнулись с отдельными проблемами, которые требовали, в том числе законодательного разрешения.

Изначально упомянутый закон действовал только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, что приводило к "излишне пристальному" вниманию со стороны контролирующих органов к иным субъектам предпринимательства. Возникли сложности с порядком организации совместных проверок различных органов контроля в отношении одного субъекта предпринимательства; отсутствовал механизм корректировки плана и т.д.

По результатам проведенного мониторинга Генпрокуратурой было инициировано внесение изменений в закон, поддержанных президентом РФ, распространяющих его действие на все субъекты предпринимательства, в том числе на так называемый "крупный бизнес". При участии органов прокуратуры законодательно изменены сроки и порядок формирования сводного плана. По нашей инициативе Правительством РФ было принято новое постановление, определившее основания и механизм внесения изменений в сводный план, утверждена его новая форма.

- Какой эффект дали названные изменения, способствовали ли они реальному снижению административного давления на бизнес?

- В результате изменения законодательства, формирование плана на 2011 г. проводилось в несколько этапов и началось с сентября, а не с ноября, как годом ранее. На данном этапе прокурорами было рассмотрено более 1,6 млн. проверок, планируемых органами контроля всех уровней. По его окончании всем контролирующим органам было предложено в течении октября согласовать проведение около 500 тысяч проверок. Это как раз тот новый элемент в процедуре подготовки плана.

На втором этапе прокуроры окончательно сформировали соответствующие планы проверок в пределах субъекта Федерации или компетенции прокуратуры и представили их в Генеральную прокуратуру РФ для подготовки окончательного варианта плана на 2011 г., а также его официального опубликования.

В настоящее время в сводный план проверок включено 597 тыс. контрольных мероприятий. При этом около 63% проверок были исключены по различным основаниям как несоответствующие требованиям законодательства. В прошлом году в сводный план было включено 630 тыс. контрольных мероприятий. Таким образом, несмотря на то, что в сферу действия закона вошли "крупный" бизнес, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, некоммерческие организации, количество плановых проверок в соотношении с показателями прошлого года имеет устойчивую тенденцию к сокращению.

Наибольшее число проверок запланировано федеральными органами исполнительной власти – 78% от общего числа плановых мероприятий. На региональный уровень приходится около 19%. Оставшиеся 3 % проверок будут проведены муниципальными органами контроля.

Предложенный механизм проведения совместных проверок себя полностью оправдал. Более 40% контрольных мероприятий будут проводиться контролерами совместно, что в значительной степени облегчит жизнь предпринимателей.

На сегодняшний день любой предприниматель или иное заинтересованное лицо может ознакомиться с планом. Достаточно войти на сайт Генпрокуратуры РФ, выбрать раздел "сводный план проверок субъектов предпринимательства" и, задав параметры поиска, получить информацию о проверках интересуемой организации.

- Каковы перспективы дальнейшего совершенствования контрольно-надзорной деятельности в России, что ждать предпринимателям?

- В конце 2010 г. правительством РФ был внесен в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий корректировку более 20 специальных законов в части порядка осуществления государственного контроля (надзора) в отдельных сферах (защита конкуренции, лицензирование, миграция, промышленная безопасность и т.д.). Его принятие позволит существенно систематизировать и упорядочить контрольную деятельность в данных сферах, обеспечит ее прозрачность и станет эффективным барьером для коррупции.

В ходе проводимого анализа контрольно-надзорной деятельности стало очевидным, что при общей положительной тенденции к снижению числа проверок в отношении субъектов бизнеса контролирующие органы в значительной степени сосредоточили свое внимание на проверках органов местного самоуправления и муниципальных образований, что в конечном итоге оказывает отрицательное воздействие на них и дестабилизирует их работу. При этом порядок проведения таких проверок и их учет действующим законодательством не регламентирован.

Учитывая положительный опыт применения закона о защите прав субъектов предпринимательства, Генеральная прокуратура вышла с предложением о распространении сферы его деятельности на органы местного самоуправления.

Реализуя предоставленные полномочия, органы прокуратуры на сегодняшний день являются серьезной гарантией защиты прав субъектов предпринимательства.

Вместе с тем мы находимся только в начале пути реформирования контрольно-надзорной деятельности. Правовое государство подразумевает под собой не только контроль за соблюдением законов гражданами и юридическими лицами, а также неотвратимость ответственности за их нарушение, но и социальную ответственность бизнеса перед обществом. Только при балансе этих усилий может быть создана благоприятная среда для развития бизнеса, как фундамента экономической стабильности развития государства.

ГО "Город Якутск"

от 01.11.2010 г. N 178п

План
проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 год

Наименование юридического лица (ЮЛ) (ф.и.о. индивидуального предпринимателя (ИП)), деятельность которого подлежит проверке

Адрес фактического осуществления деятельности

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН)

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Цель проведения проверки

Основание проведения проверки

Дата начала проведения проверки

Срок проведения плановой проверки

Форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная)

Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, осуществляющего проверку

Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно

субъект Российской Федерации

наименование улицы, номер дома

дата государственной регистрации ЮЛ, ИП

дата окончания последней проверки

дата начала осуществления ЮЛ, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности

рабочих часов (для МСП и МКП)

ИП Буренкова Н.А.

Республика Саха (Якутия)

ул. 50 лет СА 19/1

Соблюдение требований установленных муниципальными правовыми актами. Постановление ОА ГО "Город Якутск" от 24.05.2010 г. N 84п и от 02.09.2010 г. N 144п.

документарная и выездная

ООО "Караван-Север ЛТД"

Республика Саха (Якутия)

ул. 50 лет СА 43/1

Соблюдение требований установленных муниципальными правовыми актами. Постановление ОА ГО "Город Якутск" от 24.05.2010 г. N 84п и от 02.09.2010 г. N 144п.

документарная и выездная

ООО "Витязь-21 век"

Республика Саха (Якутия)

Соблюдение требований установленных муниципальными правовыми актами. Постановление ОА ГО "Город Якутск" от 24.05.2010 г. N 84п и от 02.09.2010 г. N 144п.

документарная и выездная

Республика Саха (Якутия)

Соблюдение требований установленных муниципальными правовыми актами. Постановление ОА ГО "Город Якутск" от 24.05.2010 г. N 84п и от 02.09.2010 г. N 144п.

документарная и выездная

ИП Казанцева И.С.

Республик а Саха (Якутия)

Ул. Билибина 28/1

Соблюдение требований установленных муниципальными правовыми актами.

документарная и выездная

Республика Саха (Якутия)

ул. Лонгинова 20

Соблюдение требований установленных муниципальными правовыми актами.

документарная и выездная

ИП Чеснокова Л.Л.

Республика Саха (Якутия)

ул. С. Данилова 28

Соблюдение требовании установленных муниципальным и правовыми актами.

документарная и выездная

Республика Саха (Якутия)

ул. Курнатовского 1/2 А

Соблюдение требований установленных муниципальными правовыми актами.

документарная и выездная

маг. "Три толстяка"

Республика Саха (Якутия)

ул. Ярославского 39

Соблюдение требований установленных муниципальными правовыми актами.

документарная и выездная

Республика Саха (Якутия)

Ул. Петровского 13

Соблюдение требований установленных муниципальными правовыми актами.

документарная и выездная

Республика Саха (Якутия)

Соблюдение требований установленных муниципальным и правовыми актами.

документарная и выездная

Республика Саха (Якутия)

ул. Б. Марлинского 46

Соблюдение требований установленных муниципальным и правовыми актами.

документарная и выездная

Республика Саха (Якутия)

Соблюдение требований установленных муниципальными правовыми актами.

документарная и выездная

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

График налоговых проверок
Органами ИФНС осуществляется 2 вида контроля: камеральные по одному налогу (в основном, по вопросу возмещения НДС) и выездные проверки.

Камеральные документальные выборки производятся при возникновении необходимости, установленной НК РФ.

График проверок налоговой инспекции разрабатывается для выездного контроля, информация о составе которого доступна только работникам ИФНС.

Проведения плановых выездных проверок

Проведения плановых выездных проверок
Выездные проверки проводятся с частичной или полной выборкой документов по всем налогам за определенный период.

Предварительно налогоплательщику вручается требование о представлении документов с указанием срока на сбор и подготовку бумаг.

Все действия инспекторов регулируется Регламентом планирования и подготовки выездных проверок. Документ содержит четкие указания о порядке включения налогоплательщиков в график проверок налоговой инспекции.

Отнесение предприятий к каждой из групп определено законодательством, подготовкой данных дополнительно занимается отдел аудита при налоговой инспекции.

Обязательные налоговые проверки

Обязательные проверки
График налоговых проверок разрабатывается поквартально. Данные готовятся за 3 месяца до начала квартала, ознакомление инспекторов с планом производится перед началом проверочного периода.

В течение квартала, после утверждения графика, может производиться корректировка – дополнение новыми организациями (например, при необходимости проведения проверки при ликвидации компании) и перемещение на более поздний период компаний, уже утвержденных в плане.

Список предприятий для проверки формируется из компаний:

  • Основных налогоплательщиков – крупных и градообразующих предприятий. Контроль в обязательном порядке проводится 1 раз в 2 года.
  • Организаций, проверка которых ранее производилась более 6-ти лет назад при отсутствии выявленных в ходе камерального контроля нарушений.
  • Предприятий, которые по данным камеральных отделов имеют нарушения, выявленные в порядке анализа.

В процессе ведения деятельности предприятие может показать:

  • Необоснованное увеличение прямых расходов, относимых на себестоимость.
  • Низкие величины перечисляемых налогов при значительных оборотах выручки.
  • Убыток в нескольких отчетных или налоговых периодах.

Взаимодействия с партнерами и контрагентами, которые проходят по сводкам и запросам других ИФНС как неблагополучные или фирмы-однодневки.

Налоги ИП выступающих в качестве работодателей
Законодательство дает организациям и индивидуальным предпринимателям право перехода на режим ЕНВД с общей системы в течение календарного года. Необходимо лишь соответствовать некоторым условиям.

Возможность проверки отчетов ПФР в онлайн-сервисе перед отправкой, существует в специализированных программах и доступна пользователям «1С-Отчетности». Подробности тут.

При равнозначных условиях под план проверок с большей вероятностью попадают налогоплательщики, которые имеют большие обороты выручки, стоимости имущества, численности работников и прочих показателей, позволяющих в случае выявления нарушений оплатить доначисления, пени и штрафы в большем количестве, чем мелкие и средние компании.

Преимущественное предпочтение включения предприятий с большим оборотом в график может обернуться для результативности процедуры контроля нулевым итогом.

Серьезные организации обычно обеспечивают собственные финансовые тылы качественными трудовыми кадрами и программным обеспечением, позволяющими формировать учет на высшем уровне.

Внеплановые включения организаций в график проверок

Внеплановые включения организаций в график проверок
График налоговых проверок, утвержденный руководством регионального ИФНС, может претерпевать изменения после его согласования на высшем уровне и с составом исполнителей (инспектора дают согласие, заверив план подписью).

Корректировки могут вносить начальники отделов при возникновении необходимости:

  • В случае потребности в срочном открытии проверки для компании, которая заявила о ликвидации.
  • При возбуждении в отношении организации дел правоохранительных органов или управлений ИФНС регионального значения.

В случае превышения налоговыми органами полномочий в отношении срока можно опротестовать действия письменным обращением к начальнику инспекции или вышестоящему органу.

Предельный срок проверки соответствует периоду исковой давности, установленному ГК РФ.

Изменения со стороны налогоплательщика

Изменения со стороны налогоплательщика
Начало проверки всегда производится после вручение руководителю организации решения о начале инспекции и требования о представлении документов.

Возникают ситуации субъективного характера, когда отсутствует возможность предоставить необходимый пакет документов по списку.

Обусловлено несколькими причинами:

  • Отъездом, отпуском руководителя или главного бухгалтера.
  • Болезнью руководителя или главного бухгалтера.
  • Форс-мажорными обстоятельствами – пожаром, затоплением документов, утерей, кражей, подтвержденными правоохранительными органами.

В данных вариантах лицо, уполномоченное на решение вопросов руководства предприятием, вправе обратиться с просьбой о переносе проверки на более поздний период. Налогоплательщиком подается заявление с приложением документов, подтверждающих причину просьбы.

Утверждение периода проверки и причины для его изменения

Утверждение периода проверки
Плановая выездная проверка устанавливает графиком проверок налоговой инспекции не только срок начала процедуры контроля, но и дату его окончания.

Время, отведенное законодательством на проверку, составляет 2 месяца с момента вручения руководителю компании решения налогового органа. На практике часто возникают ситуации, когда проверка превышает установленный планом срок.

С разрешения начальника инспекции и при письменном оформлении решения руководителя ИФНС период, отведенный на мероприятие контроля, может продлиться до 4-х или даже 6-ти месяцев.

Продление срока производится в случаях:

  • Возникновения в ходе проведения проверки обстоятельств, которые сигнализируют о нарушениях.
  • Наличия обособленных подразделений и филиалов, проверка финансовых показателей которых может составить полную картину учета предприятия.
  • Отсутствия полноты документооборота, обязательного к проверке.
  • Возникновения обстоятельств, которые помешали процедуре контроля – пожара, наводнения и прочих форс-мажорных случаев.

Приостановка налоговой проверки

Приостановка проверки
На основании решения начальника инспекции проверка согласно может быть приостановлена. На время приостановления проверки контролирующая деятельность инспекции ФНС так же останавливается, а все изъятые оригиналы документов подлежат возврату в организацию.

Новое начало (возобновление) процедуры производится на основании решения начальника проверяющего предприятие ИФНС.

Приостановка проверки и изменение графика может производиться в случаях:

  • Обнаружения в ходе мероприятия данных, которые требуют дополнительных действий – встречных проверок, запросов в другие органы.
  • Возникновения необходимости проведения экспертизы.
  • Получения ответа на запрос, отправленный в иностранные официальные органы.

Частичная остановка проверки может производиться на срок до 6-ти месяцев. В день окончания проверки инспектором составляется справка о прекращении мероприятия контроля.

Проверка контрагента по ИНН
Благодаря наработанной практике контролирующих органов, удалось выявить приметы, позволяющие проверить добросовестного контрагента.

Осуществлять проверку контрагента по ИНН ее можно с помощью таких государственных реестров и баз данных, как: Сайт министерства доходов, реестр плательщиков НДС, реестр свидетельств единого налога. Подробнее о проверке читайте здесь.

После составления документа инспектором не могут востребоваться документы учета. По результатам проверки принимается решение инспекции ФНС, утвержденное руководителем контролирующего органа.

Проверки, проводимые ИФНС, достаточно трудоемки в плане документооборота. При проведении мероприятия контроля инспектором может потребоваться все аналитические материалы учета.


  • Какие виды проверок налоговой инспекции на 2021 год предусмотрены законом?
  • Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2021 год?
  • График налоговых проверок на 2021 год
  • Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?
  • Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?
  • Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?
  • Итоги

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2021 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

В чем отличие камеральной налоговой проверки от выездной, подробно разъяснилии эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2021 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2021 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2021 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2021 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

По каким еще критериям ФНС отбирает организации для выездной проверки, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Читайте также: