Снижение налоговых ставок это

Опубликовано: 19.09.2024

В этом году ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 20%. По мнению властей, эта мера значительно облегчит налоговую нагрузку на бизнес в период кризиса. И суммы в связи с этим называются действительно немалые — 400 млрд. рублей. Именно столько благодаря снижению налога на прибыль останется в распоряжении предприятий и, соответственно, таков будет урон для федерального бюджета. Однако среди экспертов нет однозначного мнения, насколько существенным в действительности окажется эффект от снижения налога на прибыль.

Главным событием этого года в сфере налогообложения стало уменьшение ставки налога на прибыль на 4%. При этом региональная часть осталась без изменений на уровне 17,5%, а федеральная снизилась до 2,5% (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). По этой причине бюджет страны теряет 400 млрд. рублей, которые правительство планирует возместить за счет резервных фондов.

В Налоговый кодекс также внесены изменения, согласно которым порядок расчета налога на прибыль становится иным. Если раньше компании должны были оплачивать налог авансовым методом, то сейчас они имеют возможность платить «по факту». До 1 января 2010 г. Минфину дано право предоставлять отсрочку по выплате федеральных налогов на срок до пяти лет компаниям, чья задолженность превышает 100 млрд. рублей.

Кроме того, пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, могут рассчитывать на снижение нагрузки. Регионам, в ведении которых находятся «упрощенцы», позволили снижать ставку этого налога вплоть до 5%.

Все эти меры призваны облегчить налоговую нагрузку на бизнес в кризисный период. Но насколько они окажутся действенными, пока неизвестно.

По мнению некоторых аналитиков, 4% — это заметное снижение налога, которое поможет многим компаниям выжить.

Одни эксперты считают, что снижение налога на прибыль не будет иметь никакого значения для бизнеса, поскольку о самих прибылях говорить сегодня очень сложно. И в подтверждение этой позиции есть весомый аргумент — о снижении налога на прибыль речь шла очень давно, и эта мера была призвана увеличить вложения предприятий в развитие производства. Сейчас о каком-либо инвестировании говорить не приходится, а в период стагнации и падения спроса на товары и услуги вряд ли сэкономленные 4% каким-то образом повлияют на финансовое положение дел в компаниях.

Другие эксперты полагают, что снижение налога на прибыль является своего рода прикрытием для того, чтобы не трогать НДС. Налог на добавленную стоимость всегда воспринимался как тормоз для бизнеса, особенно среднего. Большая часть российских предпринимателей считает, что именно НДС является самым проблемным налогом. Речь о его снижении шла еще в сентябре, но чуда так и не произошло.

Тем не менее, некоторые предприниматели и эксперты считают снижение налога на прибыль действенной мерой, подчеркивая, что 4% — это существенный показатель, который облегчит нагрузку на бизнес. Как полагают аналитики ИК «Тройка Диалог», эта мера позволит увеличить чистую прибыль компаний нефтегазового сектора на 5-6%. Например, для компании «ЛУКОЙЛ» снижение налога на прибыль в 2009-2010 гг. будет эквивалентно повышению цены на нефть, соответственно, на 1,15 и 2,75 долларов за баррель. Для «Газпрома» — на 4 доллара за баррель в 2009 г. (эффект для прибыли за 2009 год) и на 1,75 долларов за баррель в 2009-2010 гг. (эффект для прибыли за 2010 год). По мнению экспертов, налоговые послабления окажут существенную поддержку российской экономике.

Многие эксперты считают, что снижение налога на прибыль в период кризиса не будет иметь никакого значения для бизнеса.

Плюсы и минусы изменений в налоговом законодательстве обозначили наши эксперты: член экспертного совета «Деловой России» Михаил Абрамов и финансовый директор девелоперской компании «ОТКРЫТИЕ — Недвижимость» Марина Иммоева.

– Снижение налога на прибыль является одной из антикризисных мер, которая призвана снизить налоговую нагрузку на бизнес. Насколько эффективной, на Ваш взгляд, она окажется?

Марина Иммоева: Говорить о том, насколько действенным окажется снижение налога на прибыль, я могу только на примере собственной компании. Для нас однозначно это изменение в налоговом законодательстве является положительным. В наступившем году мы провели ряд мероприятий по оптимизации расходов, и снижение налога на прибыль до 20% пришлось очень кстати. Мы сумели сохранить рентабельность бизнеса, в частности, благодаря этой мере. Я считаю, что и в кризисное время можно успешно вести бизнес. На мой взгляд, компания, оперативно реагирующая на текущую ситуацию, обладающая оптимизмом, имеет шанс не только выжить, но и развиваться в первую очередь качественно. Это время, когда уже невозможно двигаться по инерции, а необходимо принимать кардинальные меры по оптимизации расходов. Те, кто противятся изменениям и тратят силы на то, чтобы оставить неизменной существующую структуру, обречены на фиаско.

Развиваться при кризисе — значит играть на его условиях: отказаться от того, что есть, и создать нечто качественно новое. В этом состоит суть прогресса. И еще. Обязательно нужно вести инвестиционную деятельность. Еще до кризиса разговоры о снижении налога на прибыль были связаны в основном с тем, что компании смогут «сэкономленные средства» тратить на развитие производства. Это необходимо делать и сейчас, ведь в ситуации, когда инвестиционные проекты выставляются на продажу по минимальным ценам либо отдаются за долги, компании, имеющие свободные средства, могут приобрести лучшие инвестиционные проекты по «смешной» цене и успешно их реализовать, получив существенную отдачу. Этому способствуют два фактора. Первый — это минимальная цена приобретения проекта, а второй — минимальная цена его реализации, ведь поставщики и подрядчики сейчас делают существенные скидки.

Надо сказать, что в сложившейся ситуации на первый план выходят организации, у которых цены не завышены и конкурентоспособны. Владея технологиями и делая ставку на качество, многие из них имеют шанс занять достойное положение на рынке. Для них-то как раз облегчение налогового бремени как никогда кстати. Конечно, снижение ставки НДС оказало бы большую поддержку предприятиям. В настоящий момент многие компании испытывают трудности, работают без прибыли или несут убытки, но при этом обязаны платить НДС в бюджет. Однако сейчас нужно довольствоваться существующим послаблением в налоговом законодательстве. Я думаю, что снижение ставки налога на прибыль выгодно не только тем предприятиям, которые работают в строительной отрасли, но и всем остальным. Как ни крути 4% от прибыли — это значительные суммы даже для средних компаний. Возможно, для них окажется сложным заниматься инвестированием, но это позволит сохранить существующие прибыли в большем объеме, что в кризисный период как никогда важно.

Налог на прибыль является третьим по значимости в России. По данным Федеральной налоговой службы, его доля в налоговых доходах бюджета по итогам 1-й половины 2008 г. составила 18% (НДПИ — 36%, НДС — 31%). Однако Министерству финансов пришлось смириться не только с его снижением, но и с другими антикризными мерами.

Михаил Абрамов: Конечно, снижение ставки налога на прибыль — явление положительное. Но вряд ли эта мера будет эффективной в условиях кризиса, ведь многие предприятия уже сегодня не только лишились прибыли, но едва сводят концы с концами. И главные кризисные проблемы: существенное снижение цен на нефть и металлы и снижение спроса на продукцию — остаются нерешенными. Население, не имея денег, не покупает товары. Предприятия, производящие эти товары, не имеют возможности оплачивать труд сотрудников и покупать новые машины и оборудование. Производители машин и оборудования, не имея сбыта, не покупают металл и комплектующие изделия. И так далее. Чтобы решить проблему, необходимо повысить платежеспособный спрос населения, то есть увеличить пенсии и зарплаты низкооплачиваемым работникам. При этом во избежание роста инфляции платежеспособный спрос должен быть уравновешен товарным предложением. Наиболее эффективными способами решения проблемы являются налоговое регулирование (оптимизация налоговых ставок, совершенствование налогового администрирования) и бюджетная политика (государственные расходы, межбюджетное регулирование и т. п.).

Такой инструмент, как «государственные расходы», наше Правительство использует достаточно широко. Предприятия получают средства в форме госзаказа и в форме прямого финансирования. А резервы совершенствования налоговой системы почти не задействованы. Их использование могло бы существенно смягчить воздействие мирового кризиса и способствовать росту экономики. Особенностью экономического спада в нашей стране является то, что он сопровождается ростом инфляции, которая по официальным данным в 2008 году составила 13,3%.

Рост инфляции был бы существенно ниже, если бы наша промышленность увеличила производство одежды, обуви, мебели и другого ширпотреба. Но этого не произошло, так как на предприятиях, выпускающих указанную продукцию, люди не хотят работать из-за низкой зарплаты. А повысить зарплату не представляется возможным, так как вырастет цена, продукция станет неконкурентоспособной рядом с контрабандой и контрафактом, и ее нельзя будет продать. Конкурировать с продукцией, не облагаемой налогами и пошлинами, добросовестному налогоплательщику очень трудно. Чтобы выжить, многим приходится уклоняться от уплаты налогов. Судите сами. Сегодня чтобы выдать работнику на руки, например, 10 тыс. рублей, предприниматель должен назначить ему зарплату 11 494 руб. При этом он платит в бюджет в виде налогов на зарплату — подоходный налог 13% (1494 руб.), ЕСН 26% (2988 руб.), страховку от травматизма на производстве в среднем 2% (230 руб.) и НДС 18% от суммы зарплаты и налогов (2648 руб.). Для простоты другие налоги не учитываем. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 17 360 рублей, что на 73,6% больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться небольшой прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Можно, конечно, начать «закручивать гайки», но прежде надо существенно снизить налоги для производителей ширпотреба, чтобы они добровольно могли выйти из тени, так как при «закручивании» пострадают первыми.

Главная проблема производства — отсутствие оборотных и инвестиционных средств. Решению этой проблемы способствовало бы существенное снижение налогов. Но не для всех, а для обрабатывающих производств, испытывающих острую конкуренцию как на рынке труда, так и с зарубежной продукцией. В первую очередь это целесообразно сделать для легкой и текстильной промышленности, издательской деятельности и производства полиграфической продукции, производства (изготовления) упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, деревообработки и производства мебели, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, медицинской и микробиологической промышленности, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности, малого бизнеса, не переведенного на УСН. Для таких предприятий надо снизить ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10%. Надо не раздавать деньги фирмам, а оставить у них то, что они заработали. Расчеты показывают, что общие потери бюджета при снижении для указанных отраслей ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% не превысят 0,4% ВВП. В свою очередь, рост товарного предложения будет способствовать снижению инфляции.

Если таким же образом снизить налоги для всей обрабатывающей промышленности, где работает по данным Росстата 11,3 млн. человек, то потери будут в четыре раза больше и составят около 1,5% ВВП. Но в результате все только выиграют, потому что с ростом налогооблагаемой базы поступления в бюджет существенно возрастут.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об НДС, снижение ставки которого сегодня действительно облегчило бы налоговую нагрузку на бизнес. «Деловая Россия», к примеру, предлагает снизить ставку НДС до 12%. Минфин, который является противником такой меры, заявляет, что будут велики потери бюджета. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что потери бюджета составят около 2% ВВП. А заместитель Министра финансов Сергей Шаталов сказал, что речь идет о потере одного трлн. рублей. По нашим расчетам потери могут быть существенно ниже. К примеру, если снизить НДС только для отечественной продукции, то потери бюджета составят не более 0,5% ВВП. Кроме того, это повысит конкурентоспособность российского производителя. Так что если бы власти хотели уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, они бы стали снижать не налог на прибыль в период отсутствия прибылей, а НДС.

В Министерстве финансов Российской Федерации считают, что снижение налога на добавленную стоимость — решение деструктивное. Как пояснил министр финансов Алексей Кудрин, НДС — это налог на спрос, который долгое время был выше всех пределов. По словам министра, снижение НДС с 18% до 12-14%, на чем настаивают представители бизнеса, приведет к сокращению доходов бюджета на 2% ВВП.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Российский налоговый курьер", 2006, N 18

СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СТАВОК: УТОПИЯ ИЛИ ЭФФЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Сокращение налоговых ставок - одно из возможных направлений в реформировании налоговой системы. Как полагают авторы этой идеи, несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, улучшатся условия инвестирования. В долгосрочной перспективе это позволит поднять уровень производства товаров, работ и услуг, повысить занятость населения. Как следствие - увеличится налогооблагаемая база и начнут расти доходы государства. Что же будет в ближайшей перспективе? Авторы статьи проанализировали налоговые последствия возможного изменения налоговых ставок.

Экономика любой страны развивается, если динамично растет производство. Напротив, изъятие у налогоплательщиков существенной части доходов сдерживает развитие экономики.

Одна из основных форм изъятия - уплата налогов. Налоговое бремя - это соотношение полученного дохода и суммы уплаченных налогов.

Еще одним условием для развития экономики является совершенная налоговая система. В России реформа налоговой системы находится в завершающей стадии. Эта реформа во многом облегчила условия ведения экономической деятельности налогоплательщиков: сокращено число налогов, упрощено налоговое законодательство, снижены ставки по ряду налогов, структура налоговых органов перестроена для наиболее эффективного взаимодействия с налогоплательщиками.

Однако при сокращении налогового бремени приходится считаться с тем, что минимизация объема налоговых изъятий должна существенно повышать для субъектов налогообложения мотивацию развития производства при одновременном наполнении бюджета в объеме, достаточном для финансового обеспечения деятельности государства.

Для реализации этой сложной задачи при сокращении налоговых ставок требуется проведение количественных оценок:

- периода, в течение которого налоговые платежи будут поступать в меньшем объеме;

- максимальных потерь бюджета;

- момента, когда ожидается положительный эффект;

- масштабов ожидаемого роста доходов;

- реальности темпов роста объемов производства.

Не оценив эти показатели, предпринимать радикальные меры по реформированию системы налогообложения небезопасно. Оценка показателей опытным путем рискованна и потому неприемлема. Это делает весьма актуальной задачу теоретического анализа возможных последствий сокращения налоговых ставок.

Рассчитываем налоговую нагрузку

Сразу оговоримся, что в настоящее время нет общепринятого показателя, с помощью которого можно было бы оценить величину налогового бремени конкретной организации. Как правило, общая сумма налоговых платежей сравнивается:

- с выручкой от реализации;

- расчетной или чистой прибылью;

- добавленной или вновь созданной стоимостью;

Наиболее адекватной представляется оценка налогового бремени организации как отношение всех уплачиваемых налогов к полной выручке от реализации (то есть к выручке от реализации с учетом косвенных налогов). Дело в том, что максимальная сумма налоговых платежей, которую организация может перечислить в бюджет, ограничивается размером такой выручки. Кроме того, именно этот показатель чаще всего используется при оценке вклада налогоплательщика в формирование доходов бюджета.

Определить оптимальную налоговую ставку по любому из налогов очень сложно. Нужно учитывать следующие факторы. Во-первых, при повышении налоговых ставок поступления в бюджет растут непропорционально медленно. Во-вторых, вслед за повышением ставок налогов снижаются темпы экономического роста. И в-третьих, рост налоговых ставок провоцирует развитие теневой экономики и увеличение масштабов уклонения от уплаты налогов.

Рассмотрим, как предприятие финансирует свои расходы в условиях дефицита средств. Как правило, выделяются три группы расходов:

1) расходы на обслуживание производственного процесса. Это в основном материальные затраты и затраты на оплату труда;

2) принудительные расходы: налоги, сборы и соответствующие платежи в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;

3) расходы потребительского характера, в том числе расходы на благотворительные и гуманитарные цели, развитие социально-культурной сферы, дивиденды и т.д.

Безусловно, все перечисленные расходы необходимы в деятельности фирмы. Однако расходы первой группы являются приоритетными: без них сокращается производство и организация перестает экономически развиваться. Расходы третьей группы, конечно, важны, но, если речь идет о сохранении жизнедеятельности предприятия, они могут быть перенесены на будущее.

Обобщенно деятельность вновь созданной организации выглядит так. Имея начальные финансовые средства (Кнач) для финансирования первой группы расходов (на обслуживание производственного процесса), предприятие приступает к производству продукции. По результатам первого интервала наблюдения (обычно года) формируется выручка от реализации продукции (В1).

Степень превышения выручки над затратами на производство определяется значением Д и рассчитывается по формуле:

Как показывает статистика, для российских фирм этот показатель обычно лежит в диапазоне от 0,5 до 0,8. Другими словами, выручка от реализации обычно превышает расходы на обслуживание производственного процесса от 1,25 (Д = 0,8) до 2 раз (Д = 0,5).

Часть выручки организация направляет в бюджет в виде налоговых поступлений (НП1). С использованием обобщенной налоговой ставки (С) объем налоговых поступлений составляет:

Оставшаяся часть выручки (К1) направляется на финансирование производства продукции в следующем интервале наблюдения:

Если объем средств, полученный по итогам анализируемого периода (К1), больше начального капитала (Кнач), наблюдается рост производства.

По завершении первого интервала анализа объем налоговых поступлений определяется так:

НП1 = Кнач x С : Д. (4)

Иными словами, объем налоговых платежей напрямую связан с полученной выручкой, которая, в свою очередь, определяется с учетом начального капитала. Причем объем налогов может изменяться теоретически от нуля (при С = 0) до объема полной выручки (С = 1). Если показатель С приближается к единице, организация теряет работоспособность из-за отсутствия средств, необходимых для производства продукции в течение последующего анализируемого периода.

По результатам второго периода анализа объем налоговых поступлений (НП2) рассчитывается таким образом:

НП2 = Кнач x С (1 - С) : Д. (5)

Кривая (5) соответствует графической зависимости между налоговыми платежами и налоговыми ставками, построенной на основании теоретических рассуждений А. Лаффера.

Примечание. Историческая справка

Впервые попытка установить графическую зависимость между налоговыми платежами и налоговыми ставками предпринял американский экономист Артур Лаффер. Зависимость такова: чем ниже ставки налогов, тем больше налоговые платежи. И наоборот, с ростом ставок налоговые платежи сокращаются до нуля. Впоследствии такая зависимость получила название кривой Лаффера.

Расчет Лаффера строился на том, что при сокращении налоговых ставок собственники предприятий, получив в распоряжение дополнительные средства и увеличив с их помощью объемы производства, обеспечат резкое увеличение налоговых платежей. Такой рост, по мнению американского экономиста, в перспективе должен существенно превысить недостаток налогов от первоначального снижения ставок.

Несмотря на то что качественное изменение кривой Лаффера очевидно, последующие события дали повод усомниться в том, правильно ли она выбрана в качестве универсального критерия для количественных оценок. В частности, налоговая реформа, проведенная в США в последней четверти XX века. В ее основе лежали концептуальные выводы Лаффера. Эта реформа не дала ожидаемого результата. Резкое снижение ставок налогов в расчете на расширение производства не привело к последующему росту налогов в ожидаемых объемах. Все это вызвало в совокупности с рядом других причин сокращение налоговых доходов и появление в 1983 г. огромного дефицита бюджета в 200 млрд долл.

По итогам третьего периода объем налоговых поступлений равен:

НП3 = Кнач x С (1 - С) : Д . (6)

Кривая (6) описывает модифицированную кривую Лаффера.

В общем случае на n-м периоде наблюдения объем налоговых поступлений определяется по формуле:

НПn = Кнач x С (1 - С) : Д . (7)

На рис. 1 и 2 приведены по пяти интервалам анализа зависимости налоговых поступлений от значений налоговых ставок (указанные зависимости представлены для случаев превышения выручки от реализации над расходами на обеспечение производственного процесса в 1,25 - 2 раза, то есть когда доля начального капитала в полученной выручке варьируется от 0,5 до 0,8). Не приводятся.

Говорят эксперты. Н.Ш. Шустрова, генеральный директор ООО "Слагос", к. с. н.:

"В России отсутствует эффективное стимулирование налогоплательщиков к развитию производства. Тому есть немало причин. Перечислим некоторые.

Во-первых, одинаковые налоговые ставки установлены для всех видов деятельности. Это ведет к тому, что предприятия, вкладывающие значительные денежные средства в развитие производства, находятся в таких же условиях налогообложения, что и, например, торговые фирмы. Такое положение вещей никак не способствует росту промышленного производства и, как следствие, экономическому росту государства в целом.

Во-вторых, высокие ставки единого социального налога вынуждают предприятия малого и среднего бизнеса платить своим сотрудникам часть зарплаты "в конвертах".

В-третьих, неоднозначные нормы налогового законодательства приводят к значительным затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета.

И, наконец, в-четвертых, величина налогов не соответствует размеру государственных гарантий в области социальной защиты.

На мой взгляд, одной из мер, которая выправит ситуацию, является предоставление налоговых льгот налогоплательщикам, работающим в отдельных отраслях промышленности, особенно в тех, где используются наукоемкие, высокие технологии.

Не менее эффективной мерой может стать предоставление налогоплательщикам льготных кредитов для развития производства и проведения научных исследований".

Как видим, на каждом из рисунков графики поступления налоговых платежей пересекаются в одной точке. Эти точки соответствуют значениям налоговых ставок, которые определяются по формуле:

Говорят эксперты. И.Ю. Новикова, генеральный директор аудиторской фирмы "Аудит, Консалтинг и Право+", к. э. н.:

"Сегодня как никогда необходимо, чтобы государство активизировало деятельность в сфере налоговой политики для более эффективного использования регулирующей функции налогов. Организации готовы платить налоги, но налогообложение не должно тормозить развитие бизнеса.

Понижение налоговых ставок влияет на создание новых рабочих мест, экономический рост и развитие внутреннего рынка, а также на привлечение иностранных инвесторов. В Чехии, например, организации, которые привлекают иностранный капитал, имеют льготы по налогу с корпораций. Новые компании не платят этот налог вовсе, а расширяющиеся уплачивают его частично. Кроме налоговых льгот компаниям с иностранными инвестициями предоставляются скидки на приобретение земельных участков и гранты на создание новых рабочих мест.

Однако многие скажут, что при решении вопроса о снижении налоговых ставок нельзя не учитывать российский менталитет: пути оптимизации налогообложения российские налогоплательщики будут искать всегда. Это и понятно. В России уровень налоговых выплат составляет значительную долю получаемых доходов. Поэтому налогоплательщики вынуждены изобретать способы экономии на налогах. Но уже сейчас очевидно, что налогоплательщики не хотят переходить грань между законной оптимизацией и незаконным уходом от налогов".

При данных ставках независимо от периода наблюдения все налоговые поступления равны между собой. Если значения обобщенной ставки больше, чем соответствующее (8), в последующие периоды наблюдения объемы производства сокращаются, а налоговые поступления падают, что недопустимо.

При выполнении условия (8) имеет место простое воспроизводство и постоянные налоговые доходы, что также малоприемлемо. Практический интерес представляет диапазон меньших ставок, так как налоговые поступления при них растут год от года, а объемы производства также пропорционально увеличиваются.

Когда можно ожидать положительного эффекта

Как определить, в течение какого количества периодов сокращение налоговой ставки принесет эффект в виде дополнительных налоговых поступлений? Нередко руководству организаций приходится отвечать на этот вопрос, обосновывая целесообразность предоставления налоговых льгот.

Теоретически на этот вопрос можно ответить, если сложить нарастающим итогом объемы налоговых поступлений за все анализируемые периоды. На рис. 3 и 4 показаны налоговые поступления нарастающим итогом, соответствующие поступлениям, приведенным на рис. 1 и 2 .

Анализ данных, представленных на рис. 3 и 4 , позволяет ответить на весьма важный вопрос: по истечении скольких интервалов анализа сокращение налоговой ставки принесет эффект в виде дополнительных налоговых поступлений. Количество таких интервалов (НП) можно определить по формуле:

\/ (1 - Д - С) (3С + Д - 1)

Минимальное количество периодов ожидания (НПmin) рассчитывается так:

НПmin = Д : (1 - Д) \/18. (10)

Оптимальная налоговая ставка, при которой количество периодов ожидания будет минимальным, равна:

Сопт = 2 (1 - Д) : 3. (11)

Как следует из зависимости (10), процесс достижения положительного эффекта в виде дополнительных налоговых поступлений при сокращении налоговой ставки достаточно длителен. Время ожидания (при условии, что доля расходов на обслуживание производственного процесса в составе выручки от реализации (Д) равна 0,5, а оптимальная налоговая ставка (Сопт) - 33%) составляет 4,2 года. Увеличение доли расходов в выручке приводит к резкому увеличению периода ожидания. Так, если указанная доля возрастает до 0,7, положительный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений проявится более чем через 10 лет.

Знание конкретных характеристик предприятия (выручки от реализации и расходов на обслуживание производственного процесса) позволяет согласно приведенным зависимостям спрогнозировать рост налоговых платежей при сокращении налоговых ставок и повышает обоснованность предоставления предприятиям налоговых льгот.

Расчеты подтверждают, что проявление положительного эффекта по наполнению бюджета при сокращении налоговых ставок и соответствующего расширения производства требует значительного (более 4 лет) времени наблюдения.

Приведенные в статье расчеты помогут организациям сформировать стратегию экономического развития и оценить уровень налоговых отчислений.

Говорят эксперты. М.Ю. Полухина, главный бухгалтер ООО "Статус-Кво 97":

"Выводы статьи основаны на утверждении, что налоги, которые уплачивает организация, рассчитываются как процент от выручки. Однако это удобно только при укрупненных расчетах для прогнозирования развития производства и результатов финансовых вложений. Например, если ведется расчет в масштабе страны.

Если речь идет о предприятии, то к таким методикам расчета надо подходить осторожно. Ведь основные налоги, которые оно платит (а это налог на прибыль, НДС, ЕСН), не рассчитываются с выручки. В частности, для налога на прибыль объектом налогообложения являются доходы, которые уменьшены на величину произведенных расходов, принимаемых в целях налогообложения. А ЕСН и вовсе рассчитывается с фонда оплаты труда.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, а значит, изымаемая из выручки предприятия, рассчитывается по итогам налогового периода как разница между исчисленным налогом и величиной налоговых вычетов. Предприятия, которые применяют льготную ставку НДС (например, работающие в издательском бизнесе), могут при планировании налоговой нагрузки не брать этот налог в расчет. У них размер налоговых вычетов, как правило, превышает суммы НДС, начисленные при реализации.

Утверждение о том, что кривая Лаффера неэффективна при планировании налоговых поступлений в бюджет, на мой взгляд, ошибочно. Лаффер утверждал, что снижение налоговых ставок позволит предприятиям вкладывать свободные средства в воспроизводство. В дальнейшем это приведет к росту производства, выручки предприятий и, как следствие, к увеличению налоговых доходов в бюджет. Однако, несмотря на то что в бюджете США были потери, рост производства все же наблюдался. Впоследствии, когда были увеличены ставки налогов, страна получила дополнительные налоговые доходы за счет повышения объемов производства".

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие «встроенных стабилизаторов» объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:


,

где МРС – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МР налогов = МРг – 1.

Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

МР налогов = МРС (1 – МРС).

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Работайте на УСН

“Классика” ОСНО отличается высокой налоговой нагрузкой. К тому же на этом режиме много отчетов и сложный учет, есть работа с НДС. Если вы работаете с приходящим бухгалтером или отдаете бухгалтерию на аутсорс, придется заплатить больше, чем при работе на упрощенке.

К сожалению, с 2021 года у компаний будет небольшой выбор налоговых режимов: ОСНО, УСН, ЕСХН. Такой удобный ЕНВД отменяется. Но если вы попадаете под критерии УСН, выбирайте этот спецрежим, налоговая нагрузка на нем гораздо ниже, а учет проще. Для убедительности сравните налоговую нагрузку на ОСНО и УСН с помощью нашего калькулятора для выбора системы налогообложения. Это бесплатно.

Уточните свою ставку УСН

Обычные налоговые ставки при УСН “Доходы” - 6%, при УСН “Доходы минус расходы” - 15%. Часто компании платят налоги именно по таким тарифам, не зная, что в их регионе размер ставки уменьшен.

  • При УСН “Доходы” регион может уменьшить ставку до 1%.
  • При УСН “Доходы минус расходы” - до 5%.

Часто местные чиновники снижают ставки для определенных видов деятельности: например, на производство одежды или на образовательную деятельность. Скажем, в Свердловской области ставка на “доходной” упрощенке в 2020 году — 1% при соблюдении конкретных условий и для определенных видов деятельности.

Уточните на сайте региональной администрации размер ставок на УСН. На официальном сайте ФНС тоже есть сведения о ставках по регионам: в разделе по упрощенке выберите в верхнем меню свой регион и найдите на страничке информацию об особенностях регионального законодательства. Так вы узнаете о пониженных налоговы ставках в регионе.

Подайте уведомление о применении УСН

Даже если вы планируете работать на ЕНВД (хотя с 2021 года ЕНВД отменят), при регистрации компании сразу же подайте уведомление о переходе на УСН.

Это не помешает вам применять другой спецрежим, зато если вы случайно слетите с вмененки, вы автоматически попадете не на “классику” - ОСНО, а на УСН. С точки зрения налогового и бухгалтерского учета, а также по налоговой нагрузке это гораздо выгоднее. Вам не придется начислять НДС, сдавать несколько деклараций и платить дополнительные налоги.

Логика проста: ОСНО — это “базовый” налоговый режим, который применяется “по умолчанию”. Если вы переходите на УСН, то “базовой” для вас становится упрощенка.

Работайте на специальной территории с налоговыми льготами

Если компания соответствует определенным условиям, она может стать резидентом инновационного центра, технопарка, индустриального парка. Тогда компания получает льготы в виде снижения налогов. Чаще это касается плательщиков ОСНО: они получают снижение налога на прибыль за счет части, которую платят в региональный бюджет, снижение налога на имущество, иногда — освобождение от НДС. А еще у компании в доступе появляется полезная инфраструктура, подключение к коммуникациям по выгодным ставкам.

Подобные льготы можно получить, работая по инвестиционной программе в регионе. Для этого придется соблюсти ряд условий. При нарушении условий программы компания лишается льгот, а налоги пересчитывают.

Также для развития некоторых регионов вводят особые и специальные экономические зоны, где действует льготное налогообложение. Уточняйте условия в регионе вашей деятельности.

Используйте налоговые льготы

Есть классические льготы: пониженная ставка налога в регионе, амортизационные премии, льготы в отношении доходов и имущества, которые не подлежат налогообложению. Компании часто пренебрегают этими льготами, хотя они уменьшают налоговую нагрузку при полном соблюдении закона.

Как уменьшить налоги ООО

Чтобы применять такие льготы, нужно знать о них и правильно оформить их применение. Возможно, потребуется консультация специалиста в вашем регионе. Но при последовательном подходе она быстро окупится.

Проверьте ваше право на льготы по НДС

Закон предусматривает льготы по НДС: например, при оказании медицинских услуг, производства продукции для учебных и медицинских учреждений, выполнении научно-исследовательских работ. Изучите этот вопрос и применяйте пониженную ставку НДС, если имеете на нее право.

Проанализируйте договоры с контрагентами

Если вы перепродаете товары и ваша деятельность похожа на посредническую или агентскую, подумайте о заключении агентских договоров с партнерами.

Это выгодно в плане налогообложения. Например, вы покупаете партию товара за 1000 рублей и продаете ее за 1400 рублей. Тогда по обычному договору налог придется рассчитать с суммы 1400 рублей, а по агентскому договору налог платится только с вашего агентского вознаграждения — 400 рублей.

У агентских договоров есть ограничения, изучите их, чтобы применять такой договор без нарушения закона. Иначе вас ждут санкции.

Работайте с плательщиками НДС без перехода на ОСНО

Чтобы рассчитываться с крупными клиентами, которым нужны платежные документы с НДС, не обязательно открывать новое ООО на ОСНО. Упрощенцы тоже могут выставлять счета-фактуры с НДС. После этого придется заполнить конкретный раздел налоговой декларации и перечислить налог на добавленную стоимость.

Если у вас много контрагентов с НДС, которым приходится выставлять сотни счетов-фактур, возможно, открытие юрлица на ОСНО оправдано. Но это нужно взвесить и сравнить налоговую нагрузку и трудовую нагрузку на бухгалтера.

Работайте с нерезидентами РФ

Если у вас трудятся нерезиденты, страховые взносы за них уменьшаются на 5,1% - это медицинские взносы. Обязанность по медицинскому страхованию лежит на самом иностранном работнике: они сами заключают договор добровольного медстрахования и платят взносы за себя. Работодателя эта обязанность не касается.

Работайте с самозанятыми

Если у вас есть виды нерегулярных работ, для которых вы ищете исполнителей по договорам ГПХ, попробуйте сотрудничать с самозанятыми. Налог на профессиональный доход, который платят самозанятые, ввели уже в большинстве регионов страны. Вам не придется платить взносы за самозанятого сверх его гонорара по договору — он сам заплатит налог 6% при получении денег от ООО.

Предложите своим регулярным исполнителям по ГПХ стать самозанятыми. Даже если вы увеличите им вознаграждение, чтобы покрыть 6% налоговые отчисления, ваша экономия будет заметной. Это происходит за счет экономии на страховых взносах — 22% взносы на пенсионное страхование и 5,1% - на медицинское.

Выплачивайте директору не зарплату, а дивиденды

Если в вашей компании генеральный директор и единственный учредитель — одно лицо, вы можете экономить на страховых взносах с его зарплаты и вместо этого выплачивать дивиденды.

В законе нет нормы, которая обязывает платить зарплату директору. Также чиновники разрешают не заключать трудовой договор с директором, если он же — единственный учредитель (статьи 273 и 275 ТК РФ, письмо Роструда от 06.03.2013 № 177-6-1 и письмо Минфина от 19.02.2015 № 03-11-06/2/7790).

Если по итогам отчетного года на счетах компании есть свободные средства от прибыли, выплатите директору дивиденды. С них придется уплатить обычный НДФЛ 13%, зато вы будете свободны от страховых взносов, а это почти треть суммы, если бы она была зарплатой.

Работайте в веб-сервисе для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия. Ведите учет, платите зарплату, сдавайте отчетность онлайн и оптимизируйте налоги. Сервис помогает проводить финансовый анализ, формирует финансовые отчеты, чтобы вы могли настраивать бизнес-процессы с выгодой. Первые две недели работы в системе бесплатны.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №12 «Системы налогообложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие существуют системы налогообложения?
  • Характеристики и особенности систем налогообложения.
  • В чём заключается сложность формирования системы налогообложения?
  • Взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов.

Глоссарий по теме: налоговая система, налоговая ставка, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, регрессивные налоги, кривая Лаффера.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История системы налогообложения уходит корнями в глубокую древность, но каждый раз, когда государство вводит налоги, оно должно ясно осознавать, как это введение отразится на экономике страны. Чем больше налогов соберёт государство, тем большую помощь оно окажет социально незащищённым слоям населения, поддержит развитие в стране образования, здравоохранения, науки. Однако мировой опыт показывает: чем слабее налоговое бремя на экономику, тем активнее она развивается.

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В основе механизма налогообложения лежит такое понятие, как налоговая ставка.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налоговой базы, как правило, устанавливается в процентах.

Например, НДС – 20% (с 1.01.2019), налог на прибыль – 20%, подоходный налог – 13%.

В мировой практике используют три различные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

Прогрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода растёт с увеличением дохода.

Например, доходы в 1 000 рублей облагаются по ставке 5%, доходы в 2000 рублей – по ставке 10%, а доходы в 3000 рублей – 15%.

Пропорциональные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода не изменяется с ростом дохода.

Например, доходы в 1000, 2000, 3000 рублей и выше облагаются по ставке 10%. В России до 2001 года подоходный налог с граждан был прогрессивным – ставка этого налога росла по мере увеличения дохода граждан, а с 2001 года он стал пропорциональным, т.к. была установлена единая налоговая ставка – 13%.

Регрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода снижается с ростом дохода. Регрессивными, как правило, являются косвенные налоги. Например, главный менеджер фирмы с зарплатой 5000 рублей в день и подсобный рабочий с зарплатой 1000 рублей в день покупают одинаковые автомобили. Акциз, который входит в цену данного товара, одинаковый. Однако для менеджера он составляет 5% от дохода, а для рабочего – 25%.

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

Формируя налоговые системы, государство стремится обеспечить эффективность сбора налогов и сохранить стабильность налогообложения.

Принципы построения разумной системы налогообложения сформулировал еще Адам Смит.

  1. Принцип справедливоститрактуется следующим образом: налогоплательщики должны отчислять налоги пропорционально полученному доходу. Однако сторонники теории «горизонтальной справедливости» считают, что налоги должны быть пропорциональными, а сторонники «вертикальной справедливости» отстаивают прогрессивную шкалу отчислений налогов.
  2. Принцип определённости.Налогоплательщику должны быть известны сроки, способ и сумма платежа.
  3. Принцип удобности.Способ взимания налогов должен быть удобен налогоплательщику.
  4. Принцип экономии.Минимизация затрат, связанных с взиманием налогов.

На этих принципах базируется формирование системы налогообложения в любой стране.

При этом принимается в расчёт, как налоговая система будет влиять на развитие экономики и размеры сумм налога, поступающего в бюджет.

В самом общем виде взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название «кривая Лаффера» (Рисунок 1).


Рисунок 1 – Кривая Лаффера

По мере увеличения ставки налогообложения сумма средств, поступающих в бюджет, сначала начинает расти, но дальнейший рост ставки приводит к снижению налоговых доходов бюджета. Высокая налоговая ставка подрывает стимулы эффективной экономической деятельности, и часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».

Низкая налоговая ставка не позволяет получить необходимые средства в бюджет в полном объёме.

До принятия Налогового кодекса (31 июля 1998 г.) в России был слишком высокий уровень налогообложения – на графике это соответствует положению в точке В, сейчас мы перемещаемся ближе к точке А (Рисунок 1).

Расчёт оптимального уровня налогообложения каждая страна производит с учётом специфики национальных, культурных, психологических и других факторов. Единого алгоритма расчёта здесь нет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Решите задачу и введите с клавиатуры правильные ответы.

В диапазоне доходов от 5000 р. до 15000 р. применяется ставка 10%, в пределах 35 000 р. действует ставка 20%. За месяц человек заработал 32 000 р. При ______________ системе налогообложения подоходный налог составил ____________р.

15 000 · 0,1 = 1500 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 10%.

(32 000 – 15 000) · 0,2 = 3400 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 20%.

1500 + 3400 = 4900 р. подоходный налог, рассчитанный по прогрессивной системе.

Ответ: «При прогрессивной системе налогообложения подоходный налог составил 4900 р.»

  1. Установите соответствия между налоговыми системами и системами расчётов.


Рисунок 2 – Условие задачи

1,5/15 = 2/20 – следовательно, налог пропорциональный

3/20 2/16 – следовательно, налог прогрессивный

1,5/14 1,4/15 – следовательно, налог регрессивный


Рисунок 3 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 150 – 153.

Читайте также: