Снижение государственных расходов снижение налогов

Опубликовано: 04.05.2024

2. Дефицит и профицит бюджета

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.


Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

1) структурный дефицит;

2) циклический дефицит.

Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf – ВВП при условии полной занятости;

t – ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y – фактический ВВП за данный год.

В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I.

Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).

Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита:

1) путем дополнительной эмиссии денег;

2) за счет кредитов ЦБ;

3) посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Существуют три концепции балансирования бюджета:

1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.

В этом году ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 20%. По мнению властей, эта мера значительно облегчит налоговую нагрузку на бизнес в период кризиса. И суммы в связи с этим называются действительно немалые — 400 млрд. рублей. Именно столько благодаря снижению налога на прибыль останется в распоряжении предприятий и, соответственно, таков будет урон для федерального бюджета. Однако среди экспертов нет однозначного мнения, насколько существенным в действительности окажется эффект от снижения налога на прибыль.

Главным событием этого года в сфере налогообложения стало уменьшение ставки налога на прибыль на 4%. При этом региональная часть осталась без изменений на уровне 17,5%, а федеральная снизилась до 2,5% (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). По этой причине бюджет страны теряет 400 млрд. рублей, которые правительство планирует возместить за счет резервных фондов.

В Налоговый кодекс также внесены изменения, согласно которым порядок расчета налога на прибыль становится иным. Если раньше компании должны были оплачивать налог авансовым методом, то сейчас они имеют возможность платить «по факту». До 1 января 2010 г. Минфину дано право предоставлять отсрочку по выплате федеральных налогов на срок до пяти лет компаниям, чья задолженность превышает 100 млрд. рублей.

Кроме того, пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, могут рассчитывать на снижение нагрузки. Регионам, в ведении которых находятся «упрощенцы», позволили снижать ставку этого налога вплоть до 5%.

Все эти меры призваны облегчить налоговую нагрузку на бизнес в кризисный период. Но насколько они окажутся действенными, пока неизвестно.

По мнению некоторых аналитиков, 4% — это заметное снижение налога, которое поможет многим компаниям выжить.

Одни эксперты считают, что снижение налога на прибыль не будет иметь никакого значения для бизнеса, поскольку о самих прибылях говорить сегодня очень сложно. И в подтверждение этой позиции есть весомый аргумент — о снижении налога на прибыль речь шла очень давно, и эта мера была призвана увеличить вложения предприятий в развитие производства. Сейчас о каком-либо инвестировании говорить не приходится, а в период стагнации и падения спроса на товары и услуги вряд ли сэкономленные 4% каким-то образом повлияют на финансовое положение дел в компаниях.

Другие эксперты полагают, что снижение налога на прибыль является своего рода прикрытием для того, чтобы не трогать НДС. Налог на добавленную стоимость всегда воспринимался как тормоз для бизнеса, особенно среднего. Большая часть российских предпринимателей считает, что именно НДС является самым проблемным налогом. Речь о его снижении шла еще в сентябре, но чуда так и не произошло.

Тем не менее, некоторые предприниматели и эксперты считают снижение налога на прибыль действенной мерой, подчеркивая, что 4% — это существенный показатель, который облегчит нагрузку на бизнес. Как полагают аналитики ИК «Тройка Диалог», эта мера позволит увеличить чистую прибыль компаний нефтегазового сектора на 5-6%. Например, для компании «ЛУКОЙЛ» снижение налога на прибыль в 2009-2010 гг. будет эквивалентно повышению цены на нефть, соответственно, на 1,15 и 2,75 долларов за баррель. Для «Газпрома» — на 4 доллара за баррель в 2009 г. (эффект для прибыли за 2009 год) и на 1,75 долларов за баррель в 2009-2010 гг. (эффект для прибыли за 2010 год). По мнению экспертов, налоговые послабления окажут существенную поддержку российской экономике.

Многие эксперты считают, что снижение налога на прибыль в период кризиса не будет иметь никакого значения для бизнеса.

Плюсы и минусы изменений в налоговом законодательстве обозначили наши эксперты: член экспертного совета «Деловой России» Михаил Абрамов и финансовый директор девелоперской компании «ОТКРЫТИЕ — Недвижимость» Марина Иммоева.

– Снижение налога на прибыль является одной из антикризисных мер, которая призвана снизить налоговую нагрузку на бизнес. Насколько эффективной, на Ваш взгляд, она окажется?

Марина Иммоева: Говорить о том, насколько действенным окажется снижение налога на прибыль, я могу только на примере собственной компании. Для нас однозначно это изменение в налоговом законодательстве является положительным. В наступившем году мы провели ряд мероприятий по оптимизации расходов, и снижение налога на прибыль до 20% пришлось очень кстати. Мы сумели сохранить рентабельность бизнеса, в частности, благодаря этой мере. Я считаю, что и в кризисное время можно успешно вести бизнес. На мой взгляд, компания, оперативно реагирующая на текущую ситуацию, обладающая оптимизмом, имеет шанс не только выжить, но и развиваться в первую очередь качественно. Это время, когда уже невозможно двигаться по инерции, а необходимо принимать кардинальные меры по оптимизации расходов. Те, кто противятся изменениям и тратят силы на то, чтобы оставить неизменной существующую структуру, обречены на фиаско.

Развиваться при кризисе — значит играть на его условиях: отказаться от того, что есть, и создать нечто качественно новое. В этом состоит суть прогресса. И еще. Обязательно нужно вести инвестиционную деятельность. Еще до кризиса разговоры о снижении налога на прибыль были связаны в основном с тем, что компании смогут «сэкономленные средства» тратить на развитие производства. Это необходимо делать и сейчас, ведь в ситуации, когда инвестиционные проекты выставляются на продажу по минимальным ценам либо отдаются за долги, компании, имеющие свободные средства, могут приобрести лучшие инвестиционные проекты по «смешной» цене и успешно их реализовать, получив существенную отдачу. Этому способствуют два фактора. Первый — это минимальная цена приобретения проекта, а второй — минимальная цена его реализации, ведь поставщики и подрядчики сейчас делают существенные скидки.

Надо сказать, что в сложившейся ситуации на первый план выходят организации, у которых цены не завышены и конкурентоспособны. Владея технологиями и делая ставку на качество, многие из них имеют шанс занять достойное положение на рынке. Для них-то как раз облегчение налогового бремени как никогда кстати. Конечно, снижение ставки НДС оказало бы большую поддержку предприятиям. В настоящий момент многие компании испытывают трудности, работают без прибыли или несут убытки, но при этом обязаны платить НДС в бюджет. Однако сейчас нужно довольствоваться существующим послаблением в налоговом законодательстве. Я думаю, что снижение ставки налога на прибыль выгодно не только тем предприятиям, которые работают в строительной отрасли, но и всем остальным. Как ни крути 4% от прибыли — это значительные суммы даже для средних компаний. Возможно, для них окажется сложным заниматься инвестированием, но это позволит сохранить существующие прибыли в большем объеме, что в кризисный период как никогда важно.

Налог на прибыль является третьим по значимости в России. По данным Федеральной налоговой службы, его доля в налоговых доходах бюджета по итогам 1-й половины 2008 г. составила 18% (НДПИ — 36%, НДС — 31%). Однако Министерству финансов пришлось смириться не только с его снижением, но и с другими антикризными мерами.

Михаил Абрамов: Конечно, снижение ставки налога на прибыль — явление положительное. Но вряд ли эта мера будет эффективной в условиях кризиса, ведь многие предприятия уже сегодня не только лишились прибыли, но едва сводят концы с концами. И главные кризисные проблемы: существенное снижение цен на нефть и металлы и снижение спроса на продукцию — остаются нерешенными. Население, не имея денег, не покупает товары. Предприятия, производящие эти товары, не имеют возможности оплачивать труд сотрудников и покупать новые машины и оборудование. Производители машин и оборудования, не имея сбыта, не покупают металл и комплектующие изделия. И так далее. Чтобы решить проблему, необходимо повысить платежеспособный спрос населения, то есть увеличить пенсии и зарплаты низкооплачиваемым работникам. При этом во избежание роста инфляции платежеспособный спрос должен быть уравновешен товарным предложением. Наиболее эффективными способами решения проблемы являются налоговое регулирование (оптимизация налоговых ставок, совершенствование налогового администрирования) и бюджетная политика (государственные расходы, межбюджетное регулирование и т. п.).

Такой инструмент, как «государственные расходы», наше Правительство использует достаточно широко. Предприятия получают средства в форме госзаказа и в форме прямого финансирования. А резервы совершенствования налоговой системы почти не задействованы. Их использование могло бы существенно смягчить воздействие мирового кризиса и способствовать росту экономики. Особенностью экономического спада в нашей стране является то, что он сопровождается ростом инфляции, которая по официальным данным в 2008 году составила 13,3%.

Рост инфляции был бы существенно ниже, если бы наша промышленность увеличила производство одежды, обуви, мебели и другого ширпотреба. Но этого не произошло, так как на предприятиях, выпускающих указанную продукцию, люди не хотят работать из-за низкой зарплаты. А повысить зарплату не представляется возможным, так как вырастет цена, продукция станет неконкурентоспособной рядом с контрабандой и контрафактом, и ее нельзя будет продать. Конкурировать с продукцией, не облагаемой налогами и пошлинами, добросовестному налогоплательщику очень трудно. Чтобы выжить, многим приходится уклоняться от уплаты налогов. Судите сами. Сегодня чтобы выдать работнику на руки, например, 10 тыс. рублей, предприниматель должен назначить ему зарплату 11 494 руб. При этом он платит в бюджет в виде налогов на зарплату — подоходный налог 13% (1494 руб.), ЕСН 26% (2988 руб.), страховку от травматизма на производстве в среднем 2% (230 руб.) и НДС 18% от суммы зарплаты и налогов (2648 руб.). Для простоты другие налоги не учитываем. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 17 360 рублей, что на 73,6% больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться небольшой прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Можно, конечно, начать «закручивать гайки», но прежде надо существенно снизить налоги для производителей ширпотреба, чтобы они добровольно могли выйти из тени, так как при «закручивании» пострадают первыми.

Главная проблема производства — отсутствие оборотных и инвестиционных средств. Решению этой проблемы способствовало бы существенное снижение налогов. Но не для всех, а для обрабатывающих производств, испытывающих острую конкуренцию как на рынке труда, так и с зарубежной продукцией. В первую очередь это целесообразно сделать для легкой и текстильной промышленности, издательской деятельности и производства полиграфической продукции, производства (изготовления) упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, деревообработки и производства мебели, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, медицинской и микробиологической промышленности, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности, малого бизнеса, не переведенного на УСН. Для таких предприятий надо снизить ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10%. Надо не раздавать деньги фирмам, а оставить у них то, что они заработали. Расчеты показывают, что общие потери бюджета при снижении для указанных отраслей ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% не превысят 0,4% ВВП. В свою очередь, рост товарного предложения будет способствовать снижению инфляции.

Если таким же образом снизить налоги для всей обрабатывающей промышленности, где работает по данным Росстата 11,3 млн. человек, то потери будут в четыре раза больше и составят около 1,5% ВВП. Но в результате все только выиграют, потому что с ростом налогооблагаемой базы поступления в бюджет существенно возрастут.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об НДС, снижение ставки которого сегодня действительно облегчило бы налоговую нагрузку на бизнес. «Деловая Россия», к примеру, предлагает снизить ставку НДС до 12%. Минфин, который является противником такой меры, заявляет, что будут велики потери бюджета. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что потери бюджета составят около 2% ВВП. А заместитель Министра финансов Сергей Шаталов сказал, что речь идет о потере одного трлн. рублей. По нашим расчетам потери могут быть существенно ниже. К примеру, если снизить НДС только для отечественной продукции, то потери бюджета составят не более 0,5% ВВП. Кроме того, это повысит конкурентоспособность российского производителя. Так что если бы власти хотели уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, они бы стали снижать не налог на прибыль в период отсутствия прибылей, а НДС.

В Министерстве финансов Российской Федерации считают, что снижение налога на добавленную стоимость — решение деструктивное. Как пояснил министр финансов Алексей Кудрин, НДС — это налог на спрос, который долгое время был выше всех пределов. По словам министра, снижение НДС с 18% до 12-14%, на чем настаивают представители бизнеса, приведет к сокращению доходов бюджета на 2% ВВП.

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. ?G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон. состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mрс), а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (mps). (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма mрс и mps равна единице:

mрс + mps = 1.

Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

multG = 1 / (1 – mрс).

Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Следует обратить внимание на два момента:

> во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

> во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При mрс, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.

Величина мультипликатора трансфертов равна:

multTr = mрс / (1 – mрс), или multTr = mрс / mps.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.

Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 12.1, в). Поэтому данные инструменты могут использоватьс я в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 12.1, б). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


Рис. 12.1. Воздействие фискальной политики на экономику:

I. На совокупный спрос – а) стимулирующая политика; б) сдерживающая политика; II. На совокупное предложение – в) стимулирующая политика

Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

МАКРОЭКОНОМИКА

Конспект лекций

Экономические отношения , возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (иначе, финансовых ресурсов) в процессе перераспределения национального дохода называются финансовыми отношениями или финансами . Их место и роль в системе экономических отношений определяется тем, что они являются, во-первых , мощным инструментом влияния государства на хозяйственные процессы, и, во-вторых , средством согласования экономических интересов на различных уровнях - национальном, отраслевом, региональном, предприятий и отдельных граждан .

К финансовым отношениям относятся лишь те отношения, которые обслуживают процесс воспроизводства.

Финансы возникают при формировании прибыли, уплате налогов организациями и населением, уплате штрафов, при получении кредитов, внесении денег в банковские вклады, начислении пенсий, пособий и др.

Денежные отношения , которые обслуживают розничную торговлю, транспортные, зрелищные, бытовые и другие услуги в финансовые отношения не входят .

Совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств характеризует финансовую систему, в которой общепризнано выделяют два звена: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы - это система денежных фондов, находящихся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения присущих ему функций (управление национальной экономикой, поддержание национальной безопасности и т.д.).

Государственные финансы включают бюджетную систему, то есть совокупность всех бюджетов административно-территориальных единиц государства, и внебюджетные фонды денежных средств, то есть денежные средства государства, имеющие целевое назначение (например, государственный фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, государственный пенсионный фонд).

Децентрализованные финансы - это финансы предприятий, населения и общественных организаций. Задачей финансов предприятий является формирование денежных фондов и их использование для производственной и иной деятельности. Задачей финансов населения является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества и создание финансового портфеля.

В рыночной экономике государственные финансы формируются на основе принципа фискального федерализма , который предполагает, во-первых, обособленность и самостоятельность функционирования звеньев бюджетной системы на основе четкого разграничения между ними бюджетных прав, то есть доходов и бюджетных функций, или расходов .

Во-вторых, осуществление связей между местными, региональными и федеральными бюджетами в форме субсидий, субвенций и дотаций .

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения .

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы .

По целям расходы государства могут быть разделены на:

1) политические расходы идут на:

- обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.);

- содержание аппарата управления государством;

2) экономические расходы идут на:

- содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

- помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

3) социальные расходы идут на:

- социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий);

- образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды;

- выплату процентов по государственным облигациям, т.е. на обслуживание государственного долга , которые не входят в ВВП, так как являются результатом перераспределения национального дохода, а не его создания.

Доходы государственного бюджета характеризуют источники покрытия расходов и состоят из налоговых и неналоговых доходов .

К налоговым доходам относятся налоги с предприятий и населения, включая взносы на социальное страхование .

Неналоговые доходы включают прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

Детальная структура расходов консолидированного бюджета России отражена в табл. 8.1.

Расходы консолидированного бюджета России

Расходы - всего

- на государственное управление и местное самоуправление

- на международную деятельность

- на национальную оборону

- на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

- на промышленность, энергетику и строительство

- на сельское хозяйство и рыболовство

- на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику

- на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию

- на социально-культурные мероприятия

- на обслуживание государственного и муниципального долга

Нам нравится ваше стремление экономить деньги. Ниже вас ждут 45 способов снизить налоги.

Только представьте — все способы разрешены законом. Поэтому читайте, находите подходящие варианты и применяйте!

45 способов снизить налоги

№ 1. Часть стоимости товара оформить как необлагаемую операцию.

В статье 149 Налогового кодекса РФ есть список операций, по которым платить НДС не надо. Например, не облагаются проценты по коммерческому кредиту. Вы можете сделать цену на товар подешевле, а остаток стоимости «добрать» процентами, которые покупатель вам платит за отсрочку платежа. Так, если пол миллиона рублей оформить как проценты за отсрочку, НДС с них платить не надо, и вы экономите 83 333,33 рубля.

№ 2. Использовать специальные режимы налогообложения, чтобы не быть плательщиком НДС.

Это имеет смысл, если контрагентам не нужен входящий НДС, и фирма соответствует условиям, при которых разрешено применение льготного режима.

№ 3. Получить освобождение от НДС по статье 145 НК РФ.

Если вы не хотите платить НДС, и вам не нужны вычеты по НДС, но вы по какой-то причине не можете применять УСН или не успели вовремя перейти на «упрощенку», можете подать ходатайство на освобождение от НДС, которое будет действовать на протяжении календарного года. Это право есть только у тех, чья налогооблагаемая выручка на протяжении трех последовательных месяцев без НДС не превышает двух миллионов рублей.

№ 4. Управлять затратами.

Если вы работаете с НДС, то и поставщиков нужно выбирать тех, в ценах которых тоже выделен НДС, тогда вы сможете принимать «входящий» НДС к вычету. Покупая товар у поставщиков, которые не платят НДС и не выделяют его в документах, со своих продаж вы должны будете платить НДС, а к вычету ничего принять не сможете.

№ 5. Заключать агентские договоры вместо договоров поставки.

Тогда НДС будет облагаться не вся сумма реализации, а только агентское вознаграждение, указанное в договоре. Нужно грамотно оформлять договоры и счета-фактуры, а также иметь подтверждающие документы, чтобы у налоговой не возникло претензий.

№ 6. Платить больше авансов в конце квартала.

Тогда НДС с авансов можно будет принять к вычету и уменьшить налог к уплате в текущем квартале. Правда, потом НДС по авансам придется восстановить. Это способ перенести уплату НДС на более поздний срок.

№ 7. Увеличить долю экспортных сделок.

Операции по экспорту облагаются по ставке 0% (п.п.1 п.1 статьи 164 НК РФ).

№ 8. Создать потребительский кооператив.

Такие кооперативы создают для удовлетворения нужд пайщиков. Вместо платы за товар члены кооператива вносят паевые взносы, а получают товар, то есть удовлетворяют нужду в товаре. Удовлетворение нужды пайщика – это не реализация (п.п. 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ), а значит НДС не облагается. Работу потребительских кооперативов регулирует Закон №3085-1 от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ».

№ 9. Включать стоимость доставки в цену товара.

Подходит для тех, кто продает товары, облагаемые НДС по льготной ставке 10%. Дело в том, что если выделить доставку отдельной строкой, с нее нужно будет заплатить НДС по стандартной ставке 20%. А если включить расходы по доставке товара покупателю в стоимость товара и не прописывать отдельно, то со всей суммы товара вы заплатите только 10%, а к вычету за услуги транспортных компаний примете 20%. Пропишите в договоре, что цена товара включает доставку, и в учетной политике, что расходы по доставке включаются в себестоимость товара.

№ 10. Реорганизация путем выделения.

Когда компания переходит с ОСНО на УСН, она должна восстановить НДС пропорционально остаточной стоимости основных средств, который до этого приняла к вычету. Если создать новую компанию на УСН путем реорганизации путем выделения, и перевести туда имущество, то НДС восстанавливать не придется. Передача имущества правопреемнику при реорганизации – исключение из общих правил восстановления НДС, предусмотренных пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

№ 11. Передать имущество с помощью простого товарищества.

Если одна компания продает имущество другой, то должна заплатить НДС. Но можно создать простое товарищество, где одна компания вносит в качестве вклада в совместную деятельность имущество, другая – деньги. Когда участники товарищества расторгают договор, они могут распорядиться вкладами как хотят (п. 1 ст. 252 ГК РФ). Тогда прежний владелец имущества забирает деньги, а вторая компания – имущество. Так происходит смена собственника без реализации (подп. 5 и 6 п. 3 ст. 39 НК РФ), а значит НДС платить не надо. Чтобы налоговики не признали сделку фиктивной, нужно, чтобы товарищество просуществовало некоторое время и вело какую-либо деятельность.

№ 12. Выделить отдельные юрлица под клиентов, которым нужен входной НДС, и которым не нужен.

Для последних выгоднее будет ООО на спецрежиме (УСН, ЕНВД), а с первыми будет работать компания на ОСНО. Но будьте осторожны, налоговики активно выявляют схемы по дроблению бизнеса и штрафуют. У любого дробления должна быть деловая цель. Все компании должны заниматься самостоятельными видами деятельности, которые не являются частью единого производственного процесса. Вам пригодится обзор судебной практики по дроблению из письма ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.

№ 13. Заменить часть стоимости товара штрафами и неустойками по договору.

Суть такая же, как с процентами по коммерческому кредиту. Вы делаете товар подешевле, прописываете в договоре штрафы за нарушения и разницу получаете в виде штрафа за такие нарушения – они не облагаются НДС. Главное, не переборщить со снижением цены, чтобы не вызвать подозрения у налоговых инспекторов.

№ 14. Применять льготные ставки страховых взносов.

Список льготников есть в статье 427 НК РФ. К сожалению, с 2019 года список заметно сократился, т.к. перестали действовать льготы для плательщиков УСН и ПСН, но по-прежнему действуют пониженные ставки для «спецрежимников» из IT-сферы, участников особых экономических зон, проекта «Сколково» и т.д.

№ 15. Вместо части зарплаты делать необлагаемые выплаты.

Список выплат, на которые не нужно начислять страховые взносы, есть в статье 422 НК РФ. Заменив часть зарплаты такими выплатами, вы сэкономите на взносах. Так вы можете компенсировать сотруднику проценты по ипотеке, проезд к месту работы, оплачивать обучение и т.д.

№ 16. Вместо испытательного срока заключать ученические договоры с новыми сотрудниками-стажерами.

Это не трудовой договор, поэтому выплаты по нему взносами не облагаются (письмо Минфина от 3 июля 2017 г. N 03-15-06/41745), но НДФЛ платить надо. Обучать стажера можно прямо на производстве, закрепив за ним наставника. Когда срок ученического договора заканчивается, с ним заключают трудовой договор без испытательного срока.

№ 17. Передать часть функций на аутсорсинг.

Тогда вы будете платить только вознаграждение аутсорсинговой компании вместо зарплаты, НДФЛ и взносов за штатного сотрудника. На аутсорс можно передать бухгалтерское и юридическое обслуживание, уборку, задачи дизайнера, маркетолога и т.д. Бонусом вы получите более качественные услуги, т.к. аутсорсеры несут ответственность за качество работы по договору и одного аутсорсера всегда можно поменять на другого, а вот обоснованно уволить штатного сотрудника и взыскать с него ущерб за некачественную работу сложнее.

№ 18. Привлекать для оказания услуг ИП или самозанятых.

Но не физлиц без предпринимательского статуса. За последних вы будете платить страховые взносы, а ИП и самозанятые платят за себя сами.

№ 19. Создать производственный кооператив.

Такие кооперативы регулирует Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», в них может быть не меньше пяти человек. Если звено фирмы превратить в кооператив, а сотрудников сделать участниками такого кооператива, то можно оформить минимальную зарплату, а остальное они будут получать в виде части прибыли кооператива по аналогии с дивидендами. С этих денег нужно будет платить только НДФЛ, но не страховые взносы.

№ 20. Нанимать квалифицированных иностранцев.

С доходов таких сотрудников свыше 167 тыс. рублей в месяц не нужно платить взносы (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

№ 21. Передать имущество на баланс фирмы на УСН внутри холдинга или внести его в уставный капитал.

«Упрощенцы» не должны платить налог на имущество (если оно не оценивается по кадастровой стоимости). Основная компания на общей системе будет арендовать это имущество у «упрощенца» и включать арендные платежи в расходы, а значит снижать еще и налог на прибыль. Важно, чтобы все эти операции были реальными, а не формальными, и арендные платежи соответствовали рыночным ценам.

№ 22. Пересмотреть кадастровую стоимость имущества.

Часто государственные оценщики эту стоимость берут «с потолка», и она не соответствует рыночной. Если вы обратитесь в Росреестр или сразу в суд и добьетесь пересмотра кадастровой стоимости, то сможете снизить и налог на имущество. В 2019 году вступил в силу закон от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ и теперь при определенных условиях можно не только снизить налог текущего года, но и вернуть переплату за последние три года. Все это касается и земельного налога. Заодно можно добиться, чтобы из кадастровой стоимости убрали НДС, чтобы не было двойного налогообложения (Определение от 15 февраля 2017 г. по делу №5-КГ17-258 и от 9 августа 2018 г. по делу №5-КГ18-96).

№ 23. Льготные ставки.

Вы можете поставить имущество на баланс филиала, который находится в регионе со льготной ставкой по налогу на имущество.

№ 24. Приобретать имущество в лизинг.

Тогда можно будет применять ускоренную амортизацию, и остаточная стоимость имущества, с которой платят налог, будет снижаться быстрее.

№ 25. Не платить налог с ликвидированного имущества.

Запись в ЕГРН может «висеть» еще несколько месяцев после ликвидации, но платить налог за это время уже не нужно (письмо от 24.09.2018 № БС-4-21/18577@).

№ 26. Списать устаревшее оборудование.

Провести инвентаризацию на предмет выявления морально устаревшего технологического оборудования для выпуска снятой с производства продукции. Такое оборудование можно списать и уменьшить налоговую базу.

№ 27. Уменьшать налог на страховые взносы ИП за себя и сотрудников (ООО только за сотрудников).

Подходит для УСН «Доходы». Вы можете вычесть из налога (авансового платежа) страховые взносы, что уплатили в том периоде, за который рассчитываете налог. ИП без работников могут так уменьшить налог вплоть до нуля, с работниками – до 50%.

№ 28. Зарегистрировать фирму в регионе, где действуют льготные ставки по УСН.

По закону регионы могут сами устанавливать пониженные ставки по УСН для всех или отдельных видов деятельности: для УСН «Доходы» – от 1% до 6%, для УСН «Доходы минус расходы» – от 5% до 15%. Узнайте ставки по регионам на сайте ФНС.

№ 29 Заключать агентские договоры.

Тогда в налогооблагаемую базу попадет только агентское вознаграждение, а не вся сумма по сделке. Это особенно выгодно, если применять УСН 6%.

№ 30. Воспользоваться налоговыми каникулами.

Власти субъектов РФ имеют право устанавливать двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей на УСН и ПСН. Узнайте, есть ли такие каникулы в вашем регионе.

№ 31. Уменьшать налог на страховые взносы ИП за себя и сотрудников (ООО только за сотрудников).

ИП без сотрудников могут уменьшить налог вплоть до 100%, ИП без сотрудников и ООО – до 50%. Важно платить взносы поквартально равными частями. Если не заплатить взносы в каком-то квартале, налог придется заплатить полностью и уменьшить его будет уже нельзя.

№ 32. Уменьшить площадь торгового зала.

Актуально для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, где ЕНВД считается с торговой площади. Если отгородить часть помещения капитальными перегородками, например, под склад или офис, с этой части платить ЕНВД не нужно. Но все должно быть зафиксировано в документах на помещение.

№ 33. Получить вычет за покупку онлайн-кассы в соответствии с законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ.

Доступно только для ИП. Сумма вычета – 18 000 рублей. Чтобы получить вычет, нужно успеть зарегистрировать кассу до 1 июля 2019 года. Кроме ИП с сотрудниками, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги общественного питания – для них срок истек 1 июля 2018 года.

№ 34. Применить инвестиционный налоговый вычет по закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Это позволит уменьшить налог на прибыль на стоимость приобретения основных средств и затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (статья 286.1 НК РФ). Региональную часть налога можно уменьшить на сумму до 90% от таких расходов, федеральную часть – до 10%. Для того, чтобы воспользоваться вычетом, на вашей территории должен быть принят местный закон, устанавливающий такой вычет.

№ 35. Создавать резервы по сомнительным долгам (статья 266 НК РФ).

Сумма резерва считается расходом и уменьшают базу по налогу на прибыль. Если долг вернут, нужно будет восстановить часть резерва на эту сумму и заплатить налог. Предельный лимит для резерва – 10% от годовой выручки (п.4 ст.266 НК РФ). Решение о создании резерва пропишите в учетной политике.

№ 36. Использовать другие резервы, предусмотренные Налоговым кодексом.

Это резервы на оплату отпусков, на предстоящий ремонт основных средств и т.д. Так вы сможете равномерно признавать расходы и переносить уплату налога на более поздний срок. Изучите правила создания таких резервов и предусмотрите их в учетной политике.

№ 37. Воспользоваться амортизационной премией.

Вы можете включить в расходы до 30% от стоимости основных средств, если они относятся к третьей-седьмой амортизационным группам, и 10% по остальным группам (п. 9 ст. 258 НК). Амортизационную премию учитывают в расходах в первом месяце амортизации. Премию применяют со следующего года после того, как внесут соответствующее положение в учетную политику.

№ 38. Применять специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД и ПСН.

«Спецрежимники» не платят налог на прибыль.

№ 39. Покупать оборудование в лизинг.

В отличие от банковского кредита, при котором на расходы можно относить только проценты, платежи по договору лизинга можно полностью относить на себестоимость и уменьшать налог на прибыль.

№ 40. Увеличить долю прибыли обособленного подразделения фирмы, которое зарегистрировано в регионе с пониженной ставкой.

Порядок расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, установлен пунктом 2 статьи 288 НК РФ. Чтобы увеличить долю подразделения, нужно увеличить либо численность персонала, который числится в подразделении, либо его фонд оплаты труда, либо стоимость имущества. Выбранный показатель, на основе которого распределяется прибыль, нужно закрепить в учетной политике.

№ 41. Воспользоваться амнистией по объектам интеллектуальной собственности.

Если провести инвентаризацию до 31.12.2019 года, выявить объекты ИС, оценить их и поставить на баланс фирмы, с их стоимости не нужно платить налог на прибыль (п.п 3.6 п.1 статьи 251 НК РФ).

№ 42. Провести инвентаризацию и списать недостачу.

Если есть документ об отсутствии виновных, расходы в виде недостачи и убытки от хищений относят к внереализационным расходам (п.п.5 п.2 ст. 265 НК), которые уменьшают базу по налогу на прибыль.

№ 43. Сделать правообладателем товарного знака третье лицо на УСН 6% или иностранную компанию.

Это должен быть реальный хозяйствующий субъект. Вы будете платить правообладателю по лицензионному договору и учитывать эти платежи в расходах по налогу на прибыль (п.п.37 и 49 п.1 ст. 264 НК). Правообладатель на УСН платит с этих денег 6% налога, а вы экономите 20%. Чтобы реализовать эту схему, нужно воспользоваться услугами юриста по интеллектуальному праву.

№ 44. Сменить «прописку» транспорта.

Вы можете зарегистрировать транспорт на филиал, который находится в регионе с более низкой ставкой транспортного налога.

№ 45. Уменьшить мощность двигателя.

Это нужно сделать в специализированном центре и получить подтверждающий документ. Ставка транспортного налога зависит от мощности двигателя. Больше всего могут сэкономить владельцы дорогих автомобилей. Это далеко неполный перечень путей налоговой экономии. Грамотно оперируя нормами законодательства, можно существенно снизить налоговую нагрузку. Главное при этом – быть осторожными, чтобы налоговики не обвинили в получении необоснованной выгоды. Поэтому прежде чем применять любой из этих способов, проконсультируйтесь со специалистом, чтобы экономия не обернулась штрафами и доначислениями.

Читайте также: