Снижение акцизов на топливо завершение туристического сезона

Опубликовано: 01.05.2024

В России продолжается рост цен на топливо. С начала 2021 года бензин в стране подорожал более чем на 3%. В отчете за 2020 год Счетная палата России сообщила о существовании рисков повторения ситуации весны 2018 года, когда правительству пришлось идти на экстренные меры, чтобы сдержать рост цен на топливо и остановить протесты в регионах.
В интервью Anews директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин объясняет, почему цены на топливо все время растут, из чего складывается цена, и почему заправкам, несмотря на дорогой бензин, приходится работать себе в убыток.
Текст представляет собой резюме видеоинтервью. Полную версию смотрите ниже.

О том, почему цены на бензин все время растут

На самом деле бензин подорожал уже больше чем на 3%. Началось всё с того, что подорожала нефть, при этом она подорожала не просто в долларах, она подорожала ещё и в рублях. Рубль не укрепился, доллар не снизился, и получается, что баррель нефти стал стоит около пяти тысяч рублей. А это означает, что поставлять нефтепродукты за рубеж стало выгоднее, чем продавать их внутри страны.
Что делают нормальные производитель нефтепродуктов? Естественно, продают всё это больше за рубеж. Поэтому с внутреннего рынка товарные запасы бензина уходят за рубеж, внутри страны топлива остаётся меньше, и всё это толкает стоимость вверх. Это не дефицит, а классический способ спроса и предложения: чем меньше предложения при стабильно высоком спросе, тем цена выше. Это мы видели и в начале года, в январе, видели и в конце прошлого года, когда тоже было повышение стоимости нефти, и видели сейчас в феврале-марте. Причины одни и те же.
Если бы сейчас не было сдерживающих механизмов, то, наверное, цена по отдельным маркам бензина была бы процентов на десять дороже, чем сейчас. Но есть правительственные механизмы, которые были созданы ещё несколько лет назад, после кризиса 2018 года. Вот они и позволяют сдерживать рост стоимости топлива.

Почему бензин не дешевеет, когда падает цена на нефть?

Дело в том, что доля сырой нефти в стоимости бензина - около 10%. А около 70% - различные налоги: акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и так далее. Налоги – это основная часть. И если мы вспомним 2018 год, когда топливо росло на рубль, на два, то правительство экстренно снизило акцизы, и топливо перестало расти. Потом, в течение нескольких месяцев, не поднимало акцизы на топливо. Тем самым правительство сдержало рост цен. Плюс были ещё соглашения с нефтяными компаниями. То есть налоговая составляющая и определяет текущую стоимость.
В этом году акциз вырос на 4%. Это осознанная политика государства, потому что это понятный налог, который понятно администрируют. Заправляетесь и с каждого литра вы платите налоги, которые автоматически через кассовые аппараты идут напрямую в казну. Это так называемые косвенные налоги: табак, алкоголь, бензин. Они очень просто администрируются, потому что у них есть очень хорошо налаженная система учёта.
Никто не будет отменять, потому что эти налоги наполняют бюджет. Наполняют, в первую очередь, дорожные фонды, которые питаются за счёт этих налогов. Ремонты дорог происходят за счёт того, что автолюбители покупают топливо, в котором есть стоимость ремонта дорог, в том числе. Без этих налогов не будет хоть какого-то ремонта дорог. Можно много говорить о том, что они плохо ремонтируются. В том числе акцизы тоже очень важны для того, чтобы были хоть какие-то деньги на ремонт. Без них было бы ещё хуже.

«Многие думают, что владельцы АЗС шикуют»

Кстати, пока последние месяцы идёт рост стоимости топлива, особенно на оптовом рынке, ведь розничные АЗС покупают топливо на оптовом рынке, так вот за счёт того, что цена растёт слишком высоко, и не на 3%, а на 10%-15%, маржи между оптовой и розничной ценой практически уже не существует.
Некоторые АЗС работают с отрицательной динамикой. Они наверстают летом, когда будет больше спрос. Но это не какая-то колоссальная величина, хотя многие думают, что владельцы АЗС шикуют и мультимиллионеры. Нет. Некоторые периоды времени они даже субсидируют, и если бы не продажа всяких напитков, чипсов… Порой сектор с сопутствующими товарами вытягивает АЗС, чтобы она просто не разорилась.

«Мы можем рассчитывать только на то, что топливо будет расти»

У нас такая модель ценообразования, что именно налоговая составляющая определяет стоимость топлива. Были периоды, когда снижалась стоимость. Но если мы посмотрим за всю историю с нулевых годов, то снижение всегда происходило на какие-то копейки. Никогда не было такого, чтобы мы видели снижение на рубль или полтора. Да, на какие-то 5-10 копеек цена падала, но не на рубли. Поэтому мы можем рассчитывать только на то, что топливо будет расти в пределах инфляции, о чём нам и говорит правительство.
Оно [правительство] ввело механизм, который регулирует маржу между внешним рынком и внутренним. Условно, представим, что 92-й бензин сейчас стоит 45 рублей за литр. А если бы не было определённых механизмов, то он бы стоил, в соответствии с внешним рынком, под 50 рублей. [Это делается]чтобы не продавали за рубеж. За рубежом, учитывая всю логистику, такой же 92-й бензин можно продать за 50 рублей.
Так вот, чтобы весь бензин туда не ушёл, государство доплачивает разницу между внешней и внутренней ценой. Так называемый демпфер или обратный акциз. Доплачивает, конечно, не полным рублём, а какой-то процент. Поэтому у нас рост идёт в рознице, но не как на оптовом рынке, там по 10%-15%. То есть вот эти 3% роста в рознице - это недоплата нефтяным компаниям. И с первого мая правительство решило ввести механизм, который бы увеличил доплату нефтяным компаниям, чтобы те были более стимулированы оставлять большее количество топлива в стране.

Почему солярка стоит почти как бензин?

Потому что с точки зрения затрат - всё тоже самое. Да, технология там несколько другая, но с точки зрения стоимости создания солярки, цена такая же, как и у бензина. Различается только по стоимости класс бензина, потому что где-то нужна большая очистка, добавлять более дорогие ингредиенты. У премиальных сортов бензина тоже есть добавки, литр такого бензина будет стоить дороже.

О том, почему государство не будет снижать стоимость топлива

У государства нет политики по снижению цен на топливо. У государства есть политика, чтобы цены на топливо росли не выше инфляции. Это аксиома, которую задаёт правительство. А чтобы снижать цены на топливо, нужно или снижать налоги, что невозможно, ведь никто не заменит компенсирующими доходами, либо должна быть жёсткая конкуренция.
Прошлый год показал, в прошлом году стоимость топлива снижалась. Что делало правительство? Чтобы не допустить сильного снижения стоимости топлива, запретили импорт топлива из Китая на Дальнем Востоке. Потому что дешёвое китайское топливо могло обрушить котировки и поставить в невыгодное положение наших производителей. Запретили импорт, и топливо на Дальнем Востоке снизилось не так, как могло. У государства нет задач по снижению цен на топливо, а есть задача, чтобы оно не сильно росло.

На сколько лет хватит российской нефти?

При данной системе налогообложения, при той стоимости, которую мы сейчас имеем, порядка $60-70 за баррель, это порядка 19 лет. На самом деле всё меняется каждый год. Если бы цена была, скажем, $120 за баррель, то нефти бы хватило на гораздо больший срок. Нефти в земле очень много, и есть такая теория, что нефть - это возобновляемый ресурс. Но добывать нефть в отдельных регионах мира просто экономически невыгодно. В том числе, в России есть огромные пласты нефти, но добывать её очень дорого, и текущая цена не покроет добычу, поэтому эта нефть останется лежать в закромах природы.
Но и другая теория есть, что количество потребления нефти со временем будет уменьшаться. Даже по прогнозам Министерства энергетики России, 10-15 лет будет продолжаться текущий уровень потребления нефти, а потом мы увидим снижение. Соответственно, столько и российской нефти не будет требоваться.
По развитым странам, я считаю, что пик потребления прошёл в 2019 году. Пандемия расставила свои точки, плюс сейчас покупается всё больше электромобилей. И грузовики начинают производиться на электрической тяге, водородные автобусы и локомотивы уже существуют.

Россия в мире зеленой энергетики

У нас есть стратегия, и в этом году должна быть принята водородная стратегия, в которой постулируется, что мы можем занять аж до 25% мирового рынка водорода после 30-х годов. Но тут вопрос, как считать, каков объём этого рынка будет и каков будет водород? Потому что он бывает, условно говоря, более чистый или более грязный, есть разделение на зелёный и серый водород.
Масса нюансов, поэтому сейчас нам нужно определяться, что мы будем продавать в ближайшие 10 лет. Потому что это окно возможностей и по углю, по которому вообще происходит закрытие станций, и потребление его снизиться ещё быстрее, чем нефти. А зелёная повестка есть у всех. Китай, например, к 2060 году должен стать полностью углеродно-нейтральным.
Да, развивающиеся страны пару десятилетий ещё будут наращивать потребление, но не все. Африка, Индия, Китай ещё наращивают объёмы потребления энергоресурсов. Но есть определённый максимум, на котором они остановятся. Китай сейчас будет больше всех в мире зелёной генерации, причём больше всего мира вместе взятого. И всё идёт к этому, поэтому через несколько десятилетий у Китая зелёная энергосистема будет больше, чем вся наша вместе взятая. Это то, к чему мы идём, и это некоторое ограничение нашего развития.

Сколько будет стоить бензин к концу 2021 года?

Мы берём цифры в среднем по стране, потому что в некоторых регионах цены могут отличаться, особенно Дальний Восток, где постоянная кризисная ситуация и монополисты. В среднем, я думаю, мы уложимся в пределы инфляции, правда, в этом году она будет явно выше 5%.
Поэтому если посмотреть по 95 бензину, особенно по премиальным его сортам, мы видим уже 50 рублей в среднем по АЗС в Москве. По более простым сортам 95 - 49 рублей и ниже. В районе 50 рублей за литр 95 мы увидим в конце года.
Мы, конечно, большую часть роста прошли, 1 мая заработают дополнительные стимулирующие меры, будет продаваться больший объём топлива на оптовой бирже. Механизм разницы между внешней и внутренней ценой будут лучше компенсировать нефтяным компаниям, чтобы они больше топлива оставляли внутри страны. Но задача стоит - именно сохранить темпы роста цен на бензин в районе инфляции.

Уже с 1 июля в России могут снизиться акцизы на топливо. Однако аналитики подчеркивают: решение по наведению порядка на топливном рынке должно быть комплексным

Акцизы на тонну бензина могут быть снижены, соответствующее поручение для трех министерств опубликовано на сайте правительства. Речь идет о снижении акциза на бензин на 3000 рублей, а на тонну дизельного топлива – на 2000 рублей, что удешевит литр бензина на 2,2 рубля, а дизеля – на 1,7 рубля, указали "Ведомости" со ссылкой на источники.

Снижение акцизов стало долгожданным решением рынка, где бензиновые цены растут, как "на дрожжах". С начала 2018 года индекс российской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), отражающий динамику стоимости топлива, на бензин Аи-92 вырос на 25%, Аи-95 – на 26%, а котировки дизеля увеличились на 18%. Ситуацию на биржевом рынке отразила розница: рост цен на АЗС с начала года составил от3,5 до 4,2% в зависимости от вида топлива.

Совет по товарным рынкам, объединяющий независимых трейдеров, торгующих нефтепродуктами, пришел к выводу, что во всем виноваты крупные вертикально интегрированные компании, создающие искусственный дефицит на бирже. С независимыми продавцами согласилась и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), предложившая повысить биржевую норму продаж бензина и нефтепродуктов. В службе подсчитали, что для стабилизации ситуации необходимо установить обязательный объем продаж бензина на уровне 15% от всего производства (сейчас 10%), а дизеля – 7,5% (сейчас 5%). Российские нефтяники закономерно выступили против "обязаловки".


Фото: pipicato / Shutterstock.com

И позиция профучастников вполне объяснима: производителям выгоднее экспортировать бензин и дизтопливо, чем реализовывать на внутреннем рынке. Почему? Потому что на стороне рыночных монополистов играет государство и его налоговая политика.

"Царьград" уже писал о предложения правительства по стабилизации рынка, включающие, в том числе, плавающую политику в отношении акцизов и сроков завершения налогового маневра в отрасли. Заинтересованные ведомства единого мнения так и не выработали, раскритиковав позиции друг друга.

И поскольку ситуация, сложившаяся на российском топливном рынке, вызвала интерес не только у граждан, но и во властных "верхах", меры по стабилизации рынка предпринимать пришлось, пусть и не всех устраивающие.

Как ранее отмечали аналитики, 70% в окончательной цене бензина в России составляют налоги. Напомним, что фискальное давление на НПЗ усилилось с решением предыдущего состава правительства незапланированно поднять акцизы на топливо. Теперь одни акцизы составляют до 20% от розничной цены бензина.

И если раньше правительством закладывалось их снижение, то на 2018-2020 годы заложено повышение ставок с темпом около 4% в год, предупредили Царьград в "Финаме".

Полумера

В совокупности с ростом цен на мировом энергетическом рынке, падением курса рубля на валютном рынке "акцизное" решение властей повлияло на бензиновые ценники, которые оставались в России самыми невысокими в Европе. Как отметил в беседе с Царьградом эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев, на Украине цены на бензин и дизтопливо выше, чем в России, в 1,5 раза, в Польше – в 2,1 раза, в Швеции в 2,7 раза. Административные ограничения, необходимые в острую фазу кризиса в 2014-2015гг действуют до сих пор.

По словам эксперта, в таких условиях "бензин только и надеется удрать на внешний рынок".

Вместе с тем, на внутреннем рынке возникает дефицит. Из-за нулевой прибыльности продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке их производство в 2017 году упало на 2% по сравнению с 2016 годом. При этом, по расчетам Р.Танкаева, потребление топлива будет расти.

По его словам, стабилизировать ситуацию можно только через системное решение. Необходимо отказаться от ручного управления, настроить пошлины и акцизы и отрегулировать курс рубля. При этом эксперт всячески приветствует планы властей по снижению акциза, и даже готов ему "аплодировать". Безусловно, это окажет позитивное влияние на рынок, и цены снизятся.

Однако жаль, замечает Р.Танкаев, что это решение не комплексное. Вместе со снижением акциза необходимо повысить экспортную пошлину на нефть, чтобы защитить внутренний рынок, считает эксперт.

"Сегодня уровень пошлин в 10 раз ниже предкризисного 2014 года", - указал Р.Танкаев. Кроме того, необходима стабилизация курса рубля, продолжает аналитик.

"Банк России должен проводить интервенции на валютном рынке, чтобы выровнять стоимость бензина в рублях и евро", - отметил он.

Чем заткнуть "дыру"?

Очевидно, что снижение акциза, а также возможные последующие шаги властей по поддержке внутреннего рынка скажутся на экспортной выручке нефтяников, которая формирует существенную часть федерального бюджета. Но будут ли эти шаги?

Как подсчитал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, которого цитируют "Ведомости", при снижении акцизов на тонну бензина и дизельного топлива на 3000 рублей и 2000 рублей соответственно, бюджет во втором полугодии 2018 года потеряет около 100 млрд рублей.

Рост цен на нефть, наблюдаемый на мировом рынке, конечно, принесет бюджету незапланированные ранее доходы. Но и тут радоваться нечему. Согласно бюджетному правилу, эти финансовые бонусы должны отправляться в Фонд национального благосостояния.


Фото: Konstantin Tronin / Shutterstock.com

Аналитики между тем убеждены: одного снижения акциза недостаточно. Нужны дальнейшие шаги по стабилизации рынка, иначе потери бюджета окажутся бессмысленными. По словам Ежова, цены не снизятся, а только приостановят свой рост.

Р.Танкаев указал, что реализация комплекса мер позволит не только зафиксировать, но и снизить розничные цены. Осталось только договориться о тактике действий ключевым министерствам, указывают аналитики. А это, как показывает практика, самое непростое.

Акцизы могут быть снижены уже с 1 июля, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и подтвердил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Решение принято на совещании у зампреда правительства Дмитрия Козака, который в новом составе кабинета отвечает за топливно-энергетический комплекс. «Ведомости» ознакомились с копией протокола, его подлинность подтвердили чиновники. На совещании у премьера Дмитрия Медведева во вторник решение поддержано, знает один из чиновников.

Акцизы на тонну бензина могут быть снижены на 3000 руб. (в среднем это сделает литр дешевле на 2,2 руб.), а на тонну дизельного топлива – на 2000 руб. (1,7 руб. на 1 л), сказано в документе.

Представитель Козака подтвердил факт совещания, но больше ничего говорить не стал. Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова отказалась от комментариев.

Представитель Минфина переадресовал вопросы в правительство, представитель Минэнерго отказался от комментариев.

В Москве не осталось бензина дешевле 40 рублей за литр

Подтолкнул чиновников на такое решение сильный рост цен на топливо. С начала года индекс Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, рассчитывающей цены в европейской части России, на бензин Аи-92 вырос на 25%, Аи-95 – на 26%, дизельного топлива – на 18%. На заправках бензин с начала года подорожал на 3,4%, дизельное топливо – на 4,2%, по данным Росстата. Связано это с ростом цен на нефть и решением предыдущего состава правительства незапланированно поднять акцизы на топливо в два этапа – по 50 коп. за 1 л с 1 января и с 1 июля, что существенно выше, чем предполагалось раньше.

Выросли международные цены и акцизы – эти два фактора внесли вклад в рост цен на топливо, говорила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.

По данным Федеральной антимонопольной службы, доля налога в конечной цене каждого проданного литра моторного топлива – около 65%.

Именно существенная налоговая нагрузка привела к сильному росту цен на топливо, пояснил Голомолзин: снижение акцизов стабилизирует ситуацию на рынке.

Из-за повышения акцизов в период низких цен на нефть оптовая цена оказалась выше розничной, объясняет федеральный чиновник.

Непредсказуемая нефть

Розничная цена сейчас ниже нетбэка (экспортная цена минус пошлина и транспортные расходы), нефтеперерабатывающие заводы теряют от поставок на внутренний рынок 5000-9000 руб. на каждой тонне, посчитал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, а потери потребителей от роста цен на автобензин и дизельное топливо до паритетного уровня за полгода могли бы составить 375 млрд руб. – больше 214 млрд руб. розничные потребители бензина и 123 млрд руб. – дизельного топлива. Правда, указывает он, при снижения акцизов на тонну бензина и дизельного топлива на 3000 руб. и 2000 руб. соответственно бюджет во втором полугодии 2018 г. потеряет около 100 млрд руб.

Ценообразование на внутреннем рынке находится под существенным влиянием акциза, объясняет директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов, в сложившейся ситуации «сильная нефть – слабый рубль» значения нетбэков по топливам существенно превысили все существовавшие на конец прошлого года прогнозы, что создало сильнейшее давление на цены. При текущей конъюнктуре значение экспортного паритета по автомобильному бензину превысило 47 руб. за литр, а розничная маржа продолжает находиться вблизи нулевых отметок или даже ниже, оценивает он. Снижение акцизов – единственное решение, которое позволяет уменьшить сложившуюся напряженность рыночными методами, уверен Борисов, он согласен с Ежовым: бюджету такое решение обойдется в около 100 млрд руб.

«До осени будем мониторить фактически доходы бюджета и принимать решение», – говорит участник совещания у Козака. Но по бюджетному правилу дополнительные нефтегазовые доходы тратить нельзя, они все должны идти на пополнение Фонда национального благосостояния. Подорожавшая нефть принесет бюджету дополнительно 1,75 трлн руб. нефтегазовых поступлений, такой прогноз содержался в пояснительной записке к поправкам в бюджет на 2018 г., остальные же доходы покажут скромный рост – на 19 млрд руб. На покрытие выпадающих доходов будут найдены другие ресурсы, уверяет другой федеральный чиновник: бюджетное правило нельзя нарушать.

Сокращение акцизов на топливо в нынешней ситуации не приведет к снижению розничных цен, уверен гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. При снижении акциза текущая биржевая цена тонны топлива окажется всего на 1500 руб. ниже нетбэка, подсчитал он, но это позволит всего лишь замедлить рост цен на заправках.

Вряд ли цены снизятся, но мера поможет приостановить их рост, согласен с ним Ежов. Если же акцизы не снижать, потенциал роста цены литра АИ-92 и дизельного топлива на заправках достигнет 51 руб. при текущей конъюнктуре мирового рынка нефтепродуктов и курсе рубля, говорит Турукалов.

Представитель «Лукойла» от комментариев отказался, представители «Сургутнефтеза», «Роснефти» и «Газпром нефти» не ответили на запросы.

В подготовке участвовали Елизавета Базанова, Виталий Петлевой и Галина Старинская

Решение правительства России о снижении акцизов на топливо — это временная и точечная мера, которая должна на полгода решить проблему повышения цен в этом сегменте. Уже к осени 2018 года будут сформулированы первые системные решения этого вопроса, заявил Алексей Сазанов.

По словам собеседника агентства, возможно, решение по снижению цен будет принято в рамках налогового манёвра в нефтегазовой отрасли, однако есть и другие варианты урегулирования проблемы.

«Есть разные механизмы. По завершению налогового манёвра окончательное решение не принято. Если по нему будет принято окончательное решение, то, безусловно, в его рамках будет решаться вопрос. Если не будет принято, то будем искать иные варианты. Но системное решение должно быть, которое автоматически бы регулировало давление на цены внутреннего рынка при изменении цен на нефть», — пояснил Сазанов.

Глава департамента Минфина добавил, что в текущей ситуации снижение акцизов на топливо приведёт к остановке роста цен на бензин и дизельное топливо, но не к их снижению.

«Снижение цен будет практически невозможно при такой конъюнктуре, при сегодняшнем соотношении курса и нефти», — подчеркнул Сазанов.

Аналогичное мнение выразил президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. По его словам, анонсированное снижение акцизов поможет временно стабилизировать цены на топливо.

«Мы благодарны правительству, что решение принято. Это изменение акцизов позволит на какой-то период стабилизировать цены, но я не думаю, что оно будет работать на понижение этих цен», — заявил Алекперов в кулуарах ПМЭФ.

При этом на просьбу журналистов сделать прогноз по ценам на топливо в 2019 году глава ЛУКОЙЛа ответил: «Надеюсь, что цены на бензин в 2019 году сохранятся, потому что внутренний рынок чувствителен во всех отношениях».

В свою очередь, первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов заявил, что из-за снижения акцизов из бюджета выпадет порядка 140 млрд рублей.

«Выпадет у нас порядка 140 млрд рублей из федерального бюджета вместе с НДС, выпадет в том числе у субъектов РФ, которые получают эти акцизы в дорожные фонды. Поэтому вместе с предложением по снижению акцизов будет представлено предложение в Бюджетный кодекс по изменению пропорций зачисления акцизов между Федерацией и субъектами, чтобы субъекты не пострадали», — цитирует Силуанова Интерфакс.

По словам главы Минфина, осенью 2018 года будет принято решение, чем «закрывать» выпадающие из федерального бюджета доходы.

«Либо это будут дополнительные ненефтегазовые доходы, либо если их не будет, то заимствования. Осенью на основе прогноза сделаем оценку доходов бюджета, в том числе ненефтегазовых, и если их будет недостаточно, то выйдем с предложением по увеличению заимствований», — добавил Силуанов.

Напомним, в среду, 23 мая, вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что правительство приняло решение снизить акцизы на автомобильный бензин на 3000 рублей за тонну и на дизельное топливо — на 2000 рублей на тонну. Причиной таких действий стал серьёзный рост цен на топливо, превысивший темпы инфляции.

Так, согласно данным Росстата, только за неделю с 15 по 21 мая потребительские цены на автомобильный бензин выросли на 1,8%, а на дизельное топливо — на 1,6%.

Предполагается, что снижение акцизов должно произойти не позднее 1 июля 2018 года.

«Консервативных рецептов фактически не существует»

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в беседе с RT отметил, что принятое кабмином решение о временном снижении акцизов на топливо логично в условиях изменчивости ценовой конъюнктуры.

«Взятый горизонт логичен. Ценовая конъюнктура изменчива, мировые цены на нефть могут и снизиться, и в целом может поменяться ценообразование на розничном рынке. Поэтому и такой недолгосрочный подход по акцизам. Это снижение как минимум стабилизирует цены на топливо, удержит их рост. Главное — сдержать рост цен и уложиться в рамки годовой инфляции — это задача правительства», — отметил эксперт.

При этом, по словам собеседника RT, есть различные варианты системных мер, которые могут быть проработаны правительством для регулирования в области топливного ценообразования.

«Консервативных рецептов фактически не существует, есть только радикальные подходы. Самый жёсткий — госрегулирование, это обсуждаемо, однако это уход от рынка, что не способствует конкуренции. Второй момент — каким-то образом посмотреть с точки зрения вертикально интегрированных холдингов на их разделение и выделение сбытовых сетей и таким образом обеспечить определённые условия для рыночного, а не картельного ценообразования», — заключил Пасечник.

В свою очередь, гендиректор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов отметил, что обозначенное снижение акцизов по бензину и дизтопливу действительно не приведёт к падению цен на заправках.

«Что касается оптовых цен, в целом это решение может стабилизировать их. Без этого снижения акцизов у нас оставался существенный потенциал для роста крупнооптовых цен нефтепродуктов на бирже. Благодаря снижению акцизов этот потенциал роста практически сходит на ноль», — отметил эксперт.

Однако, по словам собеседника RT, даже при текущем уровне биржевых цен розничная реализация как бензина, так и дизтоплива убыточна.

«Именно поэтому снижение акцизов не только не сможет привести к снижению розничных цен на бензин. Оно не исключает их повышения», — добавил Турукалов.

«Касательно системных мер нужно понимать следующее: наиболее возможная мера — это не просто снизить акцизы на полгода и потом смотреть, что можно сделать ещё, а просто не отклоняться от изначального плана налогового манёвра. Если мы вернёмся в 2015 год — тот формат налогового манёвра предполагал, что акциз и на бензин, и на дизтопливо будет почти в два раза ниже, чем тот уровень акцизов, который действует сейчас», — подытожил эксперт.

Аналогичные претензии содержатся и в последнем отчёте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по текущей ситуации на рынке нефтепродуктов. Там отмечается, что в соответствии с Налоговым кодексом акцизы с 2015 по 2017 год должны были вырасти на 5% на автомобильный бензин, на 15% на дизельное топливо. По факту в результате изменений в Налоговый кодекс акцизы на автомобильный бензин с 2015 по 2018 год выросли в 2 раза, на дизельное топливо — в 2,2 раза.

«Ситуация 2018 года более сложная»

Вместе с тем в ФАС констатировали, что за минувшие три года рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствовал уровню инфляции. Причём, в то время как в 2016 году цены на нефтепродукты существенно отставали от темпов инфляции, за 2017 год цена на автомобильный бензин марки Аи-92 выросла на 9,53%, Аи-95 — на 7,2%, на дизельное топливо — на 5,47% и на авиационный керосин — на 18,22%.

При этом с начала 2018 года цена на Аи-92 выросла на 3,5%, на Аи-95 — на 3,4%, а на дизель — на 4,17% при росте инфляции на 1,2%.

«Ситуация 2018 года более сложная. Цены опережают темпы инфляции. Основными причинами роста цен являются повышение налогов и мировых цен, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторного топлива на биржевых торгах», — заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Он добавил, что во избежание негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС принимает меры антимонопольного воздействия и вносит предложения по нормативному правовому регулированию, включая снижение акцизов на бензин и дизтопливо, а также введение гибкой шкалы акциза.

Отмечается, что в первые месяцы 2018 года оптовые цены на бензин снижались, а на дизель оставались стабильными, тогда как с марта они начали повышаться вслед за ростом цен на мировых рынках и акцизов. При этом по состоянию на 21 мая 2018 года оптовые цены на бензин превысили розничные.

«Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного в стране литра автомобильного топлива составляет порядка 60%», — сообщили в ФАС.

В ведомстве добавили, что для недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС принимает ряд мер, включая вынесение предупреждений нефтяным компаниям за создание дефицита топлива на внутреннем рынке, а также возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Напомним, во вторник, 22 мая, на заседании правительства было поручено Министерству финансов во главе с первым вице-премьером Антоном Силуановым совместно с Минэнерго и ФАС до 28 мая 2018 года внести в правительство законопроекты, предусматривающие снижение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в ранее согласованных размерах, а также изменение структуры распределения доходов от указанных акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Правительство обсуждает возможность снижения акцизов на топливо на 2–4 руб.​ за литр, заявил глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев на заседании комитета во вторник, 22 мая. «Правительство сейчас думает, как выпустить постановление, чтобы акцизы снизить на 3 тыс. — на дизельное [топливо], на 2 тыс. — ГСМ [бензин]», — сказал Москвичев. Сейчас акцизы на бензин пятого класса и дизель составляют 11,2 тыс. руб. за тонну, то есть обсуждается снижение на 18–27%.

По словам двух источников РБК в правительстве, идея снизить акцизы принадлежит Минэнерго. Один из них уточнил, что это совместное предложение Минэнерго и ФАС. Министр энергетики Александр Новак и заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин представили это предложение на совещании у профильного вице-премьера Дмитрия Козака в понедельник, 21 мая. Голомолзин подтвердил РБК, что снижение акцизов — общая идея двух ведомств.

Козак, который в новом правительстве курирует вопросы энергетики и промышленности, действительно провел в понедельник совещание, на котором обсуждалось предотвращение роста цен на бензин, сказал РБК его представитель. Но результаты этого совещания он комментировать отказался. Представитель Минфина не ответил на запрос РБК.

Поправки о снижении акцизов Госдума может принять уже в весеннюю сессию, сказал РБК другой чиновник правительства. Причины такого решения очевидны: в последнее время цены на бензин росли рекордными темпами, на это неоднократно обращала внимание ФАС, объяснил он.

С начала 2018 года розничные цены на топливо в Москве увеличились почти на 3 руб. за литр, напомнил генеральный директор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. В частности, цена на АИ-92 возросла на 2,75 руб., до 41,3 руб. за литр, АИ-95 — на 2,86 руб., до 44,6 за литр, дизель — на 2,93 руб., до 43,12 руб за литр. Это в два раза больше прошлогодних темпов роста, когда цены на топливо к середине мая возросли всего на 1,2–1,7 руб. за литр, напомнил он. «Сейчас ситуация аховая», — сказал по этому поводу консультант одного из министерств.

Президент Владимир Путин еще в начале февраля заявил, что поговорит с руководителем ФАС Игорем Артемьевым о возможности снижения цен на бензин в России. «Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность», — сказал Путин.

Цены растут по нескольким причинам, рассказал Турукалов: из-за роста мировых цен на нефть и нефтепродукты (17 мая цены на нефть превысили $80 за баррель впервые за 3,5 года), из-за слабого рубля, который не укрепляется вслед за ростом нефтяных котировок, и многочисленных внеплановых повышений акцизов в последние годы. Все это привело к рекордному росту экспортного паритета (стоимость товара за вычетом пошлин и транспортных расходов) для бензина и дизтоплива. В результате уже почти девять месяцев российский внутренний рынок менее привлекателен для нефтяников, нежели экспорт, но они вынуждены сохранять объемы поставок, чтобы не допустить дефицита топлива, добавил эксперт.

По оценкам Турукалова, если нефтяники перестанут сдерживать цены на заправках, они могут вырасти примерно до 51 руб. за литр (на дизель и АИ-92), исходя из текущей эффективности экспорта. Если правительство решит снизить акцизы на 3–4 руб. за литр, цены все равно повысятся, но потенциал удорожания нефтепродуктов сократится до 45–46 руб. за литр, считает он.

Из-за снижения акцизов выпадающие доходы дорожных фондов составят примерно 80 млрд руб. в 2018 году, это около 15% ожидаемых поступлений акцизов на моторные топлива и дистилляты, сказал директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Выпадающие доходы дорожных фондов можно будет компенсировать за счет иных бюджетных источников, каких именно, скорее всего, будет решено осенью, отметил собеседник РБК в правительстве.

Читайте также: