Смоланова о в индикативный анализ бюджетно налоговой безопасности муниципальных образований региона

Опубликовано: 08.05.2024

ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА

СМОЛАНОВА Оксана Владимировна, аспирант кафедры статистики Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: муниципальное образование, бюджетно-налоговая безопасность, угроза, индикаторы бюджетно-налоговой безопасности, пороговые значения, интегральный показатель

Key words: municipal entity, budget and tax security, threat, budget and tax security indicators, authority ratio, integral index

В условиях экономического кризиса в России сократились доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, что отразилось на бюджетно-налоговой безопасности (БНБ) территорий, особенно муниципальных образований (МО). В связи с этим актуализируется вопрос о надежности формирования и использования фонда денежных средств для финансового обеспечения задач и функций органов местного самоуправления. Это обусловливает необходимость разработки системы индикаторов, позволяющих оперативно оценить БНБ МО.

В исследованиях отечественных экономистов проблемы БНБ освещены на макроуровне. На уровне МО исследования носят эпизодический характер, блок угроз не определен, индикаторы БНБ МО не представлены. Вместе с тем местные бюджеты являются самыми многочисленными. Будучи низовым звеном бюджетной системы государства, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависят прочность и надежность всей системы.

Анализ имеющихся подходов к трактовке категорий экономической и финансовой безопасности 1 позволяет дать следующее определение БНБ на уровне МО. Бюджетно-налоговая безопасность муниципальных образований — это совокупность внутренних и внешних условий, благопри ятных для формирования и эффективного использования бюджетно-налоговых ресурсов МО, необходимых для обеспечения нужд муниципалитета и населения, при соответствующем контроле над их формированием и расходованием.

Угроза БНБ МО представляет собой совокупность условий, факторов и процессов, создающих асимметрию финансовых ресурсов и потребности в них для осуществления социально-экономической политики муниципалитета, нарушающих финансовую самостоятельность и критические значения показателей БНБ. К основным угрозам БНБ МО относятся изменения в бюджетном и налоговом законодательстве, сокращение муниципальной собственности, дифференциация МО по уровню социально-экономического развития и обеспеченности собственными доходами местных бюджетов, уклонение от уплаты налогов, наличие значительных финансовых обязательств у МО.

Основными интересами МО являются обеспеченность собственными средствами и непосредственное участие в развитии своего района. С учетом этого количественную оценку уровня БНБ МО следует производить на основе предложенных ниже индикаторов, анализа их динамики и тенденций (табл. 1). Важно отметить, что выбор индикаторов, которые, по нашему мнению, наиболее объективно и точно отражают существующее положение местных бюджетов, осуществлялся на основе анализа значительного объема эмпирического материала.

Таблицы доступны в полной PDF - версии журнала.

В результате сопоставления уровня индикаторов и их пороговых значений делаем вывод о том, что по большинству индикаторов МО находятся в зоне опасности. Так, в период 2006—2010 гг. фактические значения по таким показателям, как доля собственных доходов в совокупных доходах (z2) и обеспечение расходов по социальным статьям собственными доходами (z5), более чем наполовину от общего количества МО республики превышают пороговые значения. Таким образом, наибольшую опасность для БНБ МО РМ представляют недостаточность собственных бюджетных средств и неспособность МО обеспечить расходы по социальным статьям за счет собственных средств.

Таким образом, в результате свертывания исходных значений индикаторов мы получили интегральный показатель уровня БНБ. Пороговые значения интегрального показателя рассчитаны аналогичным способом, что и пороговые значения частных индикаторов БНБ. Классификации МО РМ по уровню интегрального показателя БНБ представлена в табл. 3.

В результате классификации МО по интегральным индикаторам БНБ можно сделать вывод о том, что за исследуемый период более половины МО РМ имеют небезопасный уровень состояния бюджета. При этом можно отметить в 2008 г. сокращение количества районов с низкой степенью безопасности и, соответственно, увеличение районов с высокой степенью безопасности, однако уже 2009 г. ситуация вновь стала неблагоприятной в связи с последствиями экономического кризиса. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. количество МО РМ, имеющих небезопасный уровень состояния бюджета, сократилось, однако по-прежнему их количество велико.

Отметим, что Рузаевский и Чамзинский районы, а также ГО Саранск в течение исследуемого периода имели высокий уровень безопасности бюджетов, а в Большеберезниковском районе, напротив, сохраняется весьма напряженная ситуация в сфере управления бюджетом и обеспеченности собственными средствами, что требует незамедлительных мер по повышению безопасности местного бюджета.

Таблицы доступны в полной PDF - версии журнала.

Разработанные теоретические и методические положения могут служить основой для совершенствования информационного и методического обеспечения оценки уровней и типов БНБ МО. Практическое применение результатов исследования может способствовать выработке дифференцированной финансовой политики по отношению к различным МО региона.

1 См.: Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5—6; Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2000; Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 99; Экономическая безопасность / под ред. В.К. Сенчагова. М., 1998; Тамбовцев В.Л. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 46.

2 См.: Региональная статистика: учеб. пособие. Самара, 1999. 384 с.; Сажин Ю.В., Ивенин Е.Н. Многомерный анализ структуры и взаимосвязей технико-экономических показателей. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. 130 с.

Библиографическая ссылка на статью:
Леухина В.И. Экономическая безопасность муниципальных образований: сущность, факторы и методика оценки состояния экономической безопасности // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/38792 (дата обращения: 17.05.2021).

Введение

Одним из неотъемлемых условий устойчивого развития государства является экономическая безопасность муниципалитета.

Административно-территориальное разграничение Российской Федерации подразумевает, то, что муниципалитеты считаются обязательной составляющей общего государственного пространства. В связи с этим, проблемы обеспечения экономической безопасности на уровне муниципального образования считается крайне важной, так как правительство способно гарантировать защиту исключительно от более значимых и крупных угроз.

От многих местных угроз экономической безопасности результативно защитить население могут лишь органы местного самоуправления, так как они наиболее приближены к обществу. В сегодняшней реалии трудности обеспечения экономической безопасности, с которыми сталкиваются муниципалитеты не рассматриваются на федеральном и региональном уровнях должным образом. Теоретические вопросы органов местного самоуправления по обеспечению экономической безопасности муниципалитетов исследованы недостаточно. Исходя из этого, необходимо выбрать подходы к оценке экономической безопасности на местном уровне, а так же острой необходимостью будет являться разработка конкретных мероприятий ее обеспечения, с учетом уже существующих особенностей в развитии муниципалитетов.

Целью нашего исследования выступает изучение уровня обеспечения экономической безопасности на местном уровне. Сформулируем задачи, которые стоят перед нами, для достижения цели: в первую очередь необходимо рассмотреть теоретические оценки уровня экономической безопасности муниципального образования; выявить факторы, которые непосредственно влияют на муниципальную экономическую безопасность.

Экономическая безопасность муниципального образования: сущность и факторы, влияющие на экономическую безопасность.

На уровне муниципалитета экономическая безопасность требует особого внимания, так как она наиболее приближена к обществу и конкретному человеку в целом и именно на этом уровне можно в совокупности оценить экономическую безопасность.

Следует отметить, что экономическая безопасность городского управления считается крайне сложной категорией, требующей рассмотрения каждого его элемента. Изучив множество научной литературы, можно проследить тот факт, что термин «экономическая безопасность» зачастую выведено из общего понятия «безопасность». Многие ученые рассматривают понятие «безопасность» с точки зрения субъектов: личности, общества, организации, государства и многих других. К примеру, согласно словарю Ожегова, понятие «безопасность» рассматривается как состояние при котором не угрожает опасность и есть чувство защищенности.

Уровни обеспечения экономической безопасности рассмотрим на рисунке 1, эти уровни представляют собой иерархически выстроенную систему [2].



Рисунок 1 – Уровни обеспечения экономической безопасности

Одной из наиболее важной составляющей экономической безопасности государства является уровень муниципального образования, который относится к местному уровню. Рассматривая экономическую безопасность муниципалитета, можно утверждать, что он не имеет таких глобальных показателей, как, к примеру, государственный уровень, но, тем не менее, не перестают быть важными, так как сами показатели экономической безопасности муниципальных образований в целом создают представления об экономической безопасности региона и страны в совокупности.

Таким образом, фундаментальной и материальной основой национальной безопасности в целом, мы можем считать экономическую безопасность.

Как мы знаем из федерального закона Российской Федерации №131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальное образование не имеет полной автономии, его развитие и функционирование зависит исключительно от ряда обстоятельств. Рассмотрим, например такие как: природные и геополитические, немало важным, так же остается потенциал территории и политики государства, а так же политических мероприятий государства и региона. Исходя из вышесказанного, факторы, влияющие на экономическую безопасность муниципалитета, следует дифференцировать по источникам их возникновения. Эти факторы мы представим в рисунке 2 [4] .



Рисунок 2 – Факторы, влияющие на экономическую безопасность

Говоря о внутренних факторах, мы имеем в виду такие факторы, которые создаются внутри муниципалитета и целенаправленно влияющие на обеспечение экономической безопасности, к таким факторам мы отнесем: политико-трудовые и экономико-социальные.

Приводя в рисунке внешние факторы, мы говорим о факторах, которые создаются вне муниципалитета, но все так же влияющие на обеспечение экономической безопасности муниципального образования, к таким мы отнесем, например: правовые и политические.

И, наконец, к третьей группе факторов, которые напрямую обеспечивают экономическую безопасность муниципалитета, мы отнесем природно-географический фактор. Представленный фактор напрямую связан с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, а так же с экологической обстановкой в муниципальном образовании [4] .

Подводя итог, можно придти к выводу, что муниципальная экономическая безопасность представляет собой состояние экономики населенной территории, во главе которой находятся органы местного самоуправления, обеспечивая защиту социальных и экономических интересов общества от влияния негативных воздействий, уменьшая вероятность нанесения ей ущерба.

Методика оценки состояния экономической безопасности муниципального образования

Оценка состояния экономики муниципалитетов, а так же степени ее безопасности от многих видов угроз позволяет властям разрабатывать и реализовывать меры, необходимые для повышения эффективности систем и механизмов обеспечения экономической безопасности не только на местном уровне, но и на уровне региона и страны в целом.

Для того, чтобы оценить экономическую безопасность муниципалитета, необходимо пройти следующие этапы (рис.3) [5] .



Рисунок 3 – Этапы оценки экономической безопасности муниципального образования

Обратимся к ФЗ-131, который мы упоминали раннее, согласно ст.17 к вопросам местного значения, следует отнести: составление, а так же рассмотрение проекта местного бюджета, затем утверждение и дальнейшая реализация с последующим контролем; создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса; самым главным остается осуществление мер по борьбе с коррупцией, не только на муниципальном уровне, но и на региональном и государственном уровнях. Следует отметить, что данный закон устанавливает полномочия органов местной власти, к наиболее важным можно отнести: принятие и исполнение планов и программ комплекса социального и экономического развития муниципалитета. Вышеперечисленное без проведения комплексной оценки является достаточно труднореализуемым процессом. Приведем к примеру такую оценку, как: оценка защищенности экономики муниципалитета от внешних и внутренних угроз, то есть мы рассматриваем такие факторы и условия, которые могут нанести вред и создать опасность жизненно важным интересам общества, проживающих на территории муниципального образования; угрозы для субъектов малого и среднего бизнеса, то есть предпринимателям, работающим на данной территории; а так же органам местного самоуправления, гарантирующим его перспективное развитие и текущее функционирование. По вопросам обеспечения экономической безопасности различных территорий, мы обобщили труды ученых, таких как: Д.В. Третьякова, Н.В. Дюженковой, Ж.А. Мингалевой и многих других, а так же принимая во внимание характерные черты методологии статистического мониторинга степени социального и экономического формирования поселений. В процессе изучения сформулировали подход к определению характеристик экономической безопасности, который должен учитывать соответствующие тенденции, включающие в себя более значимые области экономики поселений (рис.4).



Рисунок 4 – Подходы к определению характеристик экономической безопасности.

Исходя из вышесказанного, на основе рассматриваемого подхода, мы предлагаем к вниманию систему показателей и их пороговых значений в таблице 1. Индикаторы оценки экономической безопасности подобраны в соответствии с основными требованиями к системе социально-экономических показателей. Первое требование: система социальных и экономических показателей должна быть взаимоувязана с общей схемой анализа и показателей, которые используются на всех уровнях власти. Второе требование: данные показатели должны быть неразделимы с действующей в Российской Федерации системой учета, прогнозирования и статистики. Третье требование: система показателей обязана соответствовать перечню основных угроз экономической безопасности муниципалитета. Самое немаловажное четвертое требование, оно заключается в том, что перечень показателей, который используются для анализа, должен быть минимальным и доступным для интерпретации. И, наконец, пятое требование: итоги анализа обязаны допускать легкую и наглядную проверку на согласованность имеющемуся положению.

Таблица 1 – Система индикаторов экономической безопасности муниципального образования и их пороговых значений по направлениям

Библиографическая ссылка на статью:
Леухина В.И. Экономическая безопасность муниципальных образований: сущность, факторы и методика оценки состояния экономической безопасности // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/38792 (дата обращения: 17.05.2021).

Введение

Одним из неотъемлемых условий устойчивого развития государства является экономическая безопасность муниципалитета.

Административно-территориальное разграничение Российской Федерации подразумевает, то, что муниципалитеты считаются обязательной составляющей общего государственного пространства. В связи с этим, проблемы обеспечения экономической безопасности на уровне муниципального образования считается крайне важной, так как правительство способно гарантировать защиту исключительно от более значимых и крупных угроз.

От многих местных угроз экономической безопасности результативно защитить население могут лишь органы местного самоуправления, так как они наиболее приближены к обществу. В сегодняшней реалии трудности обеспечения экономической безопасности, с которыми сталкиваются муниципалитеты не рассматриваются на федеральном и региональном уровнях должным образом. Теоретические вопросы органов местного самоуправления по обеспечению экономической безопасности муниципалитетов исследованы недостаточно. Исходя из этого, необходимо выбрать подходы к оценке экономической безопасности на местном уровне, а так же острой необходимостью будет являться разработка конкретных мероприятий ее обеспечения, с учетом уже существующих особенностей в развитии муниципалитетов.

Целью нашего исследования выступает изучение уровня обеспечения экономической безопасности на местном уровне. Сформулируем задачи, которые стоят перед нами, для достижения цели: в первую очередь необходимо рассмотреть теоретические оценки уровня экономической безопасности муниципального образования; выявить факторы, которые непосредственно влияют на муниципальную экономическую безопасность.

Экономическая безопасность муниципального образования: сущность и факторы, влияющие на экономическую безопасность.

На уровне муниципалитета экономическая безопасность требует особого внимания, так как она наиболее приближена к обществу и конкретному человеку в целом и именно на этом уровне можно в совокупности оценить экономическую безопасность.

Следует отметить, что экономическая безопасность городского управления считается крайне сложной категорией, требующей рассмотрения каждого его элемента. Изучив множество научной литературы, можно проследить тот факт, что термин «экономическая безопасность» зачастую выведено из общего понятия «безопасность». Многие ученые рассматривают понятие «безопасность» с точки зрения субъектов: личности, общества, организации, государства и многих других. К примеру, согласно словарю Ожегова, понятие «безопасность» рассматривается как состояние при котором не угрожает опасность и есть чувство защищенности.

Уровни обеспечения экономической безопасности рассмотрим на рисунке 1, эти уровни представляют собой иерархически выстроенную систему [2].



Рисунок 1 – Уровни обеспечения экономической безопасности

Одной из наиболее важной составляющей экономической безопасности государства является уровень муниципального образования, который относится к местному уровню. Рассматривая экономическую безопасность муниципалитета, можно утверждать, что он не имеет таких глобальных показателей, как, к примеру, государственный уровень, но, тем не менее, не перестают быть важными, так как сами показатели экономической безопасности муниципальных образований в целом создают представления об экономической безопасности региона и страны в совокупности.

Таким образом, фундаментальной и материальной основой национальной безопасности в целом, мы можем считать экономическую безопасность.

Как мы знаем из федерального закона Российской Федерации №131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальное образование не имеет полной автономии, его развитие и функционирование зависит исключительно от ряда обстоятельств. Рассмотрим, например такие как: природные и геополитические, немало важным, так же остается потенциал территории и политики государства, а так же политических мероприятий государства и региона. Исходя из вышесказанного, факторы, влияющие на экономическую безопасность муниципалитета, следует дифференцировать по источникам их возникновения. Эти факторы мы представим в рисунке 2 [4] .



Рисунок 2 – Факторы, влияющие на экономическую безопасность

Говоря о внутренних факторах, мы имеем в виду такие факторы, которые создаются внутри муниципалитета и целенаправленно влияющие на обеспечение экономической безопасности, к таким факторам мы отнесем: политико-трудовые и экономико-социальные.

Приводя в рисунке внешние факторы, мы говорим о факторах, которые создаются вне муниципалитета, но все так же влияющие на обеспечение экономической безопасности муниципального образования, к таким мы отнесем, например: правовые и политические.

И, наконец, к третьей группе факторов, которые напрямую обеспечивают экономическую безопасность муниципалитета, мы отнесем природно-географический фактор. Представленный фактор напрямую связан с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, а так же с экологической обстановкой в муниципальном образовании [4] .

Подводя итог, можно придти к выводу, что муниципальная экономическая безопасность представляет собой состояние экономики населенной территории, во главе которой находятся органы местного самоуправления, обеспечивая защиту социальных и экономических интересов общества от влияния негативных воздействий, уменьшая вероятность нанесения ей ущерба.

Методика оценки состояния экономической безопасности муниципального образования

Оценка состояния экономики муниципалитетов, а так же степени ее безопасности от многих видов угроз позволяет властям разрабатывать и реализовывать меры, необходимые для повышения эффективности систем и механизмов обеспечения экономической безопасности не только на местном уровне, но и на уровне региона и страны в целом.

Для того, чтобы оценить экономическую безопасность муниципалитета, необходимо пройти следующие этапы (рис.3) [5] .



Рисунок 3 – Этапы оценки экономической безопасности муниципального образования

Обратимся к ФЗ-131, который мы упоминали раннее, согласно ст.17 к вопросам местного значения, следует отнести: составление, а так же рассмотрение проекта местного бюджета, затем утверждение и дальнейшая реализация с последующим контролем; создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса; самым главным остается осуществление мер по борьбе с коррупцией, не только на муниципальном уровне, но и на региональном и государственном уровнях. Следует отметить, что данный закон устанавливает полномочия органов местной власти, к наиболее важным можно отнести: принятие и исполнение планов и программ комплекса социального и экономического развития муниципалитета. Вышеперечисленное без проведения комплексной оценки является достаточно труднореализуемым процессом. Приведем к примеру такую оценку, как: оценка защищенности экономики муниципалитета от внешних и внутренних угроз, то есть мы рассматриваем такие факторы и условия, которые могут нанести вред и создать опасность жизненно важным интересам общества, проживающих на территории муниципального образования; угрозы для субъектов малого и среднего бизнеса, то есть предпринимателям, работающим на данной территории; а так же органам местного самоуправления, гарантирующим его перспективное развитие и текущее функционирование. По вопросам обеспечения экономической безопасности различных территорий, мы обобщили труды ученых, таких как: Д.В. Третьякова, Н.В. Дюженковой, Ж.А. Мингалевой и многих других, а так же принимая во внимание характерные черты методологии статистического мониторинга степени социального и экономического формирования поселений. В процессе изучения сформулировали подход к определению характеристик экономической безопасности, который должен учитывать соответствующие тенденции, включающие в себя более значимые области экономики поселений (рис.4).



Рисунок 4 – Подходы к определению характеристик экономической безопасности.

Исходя из вышесказанного, на основе рассматриваемого подхода, мы предлагаем к вниманию систему показателей и их пороговых значений в таблице 1. Индикаторы оценки экономической безопасности подобраны в соответствии с основными требованиями к системе социально-экономических показателей. Первое требование: система социальных и экономических показателей должна быть взаимоувязана с общей схемой анализа и показателей, которые используются на всех уровнях власти. Второе требование: данные показатели должны быть неразделимы с действующей в Российской Федерации системой учета, прогнозирования и статистики. Третье требование: система показателей обязана соответствовать перечню основных угроз экономической безопасности муниципалитета. Самое немаловажное четвертое требование, оно заключается в том, что перечень показателей, который используются для анализа, должен быть минимальным и доступным для интерпретации. И, наконец, пятое требование: итоги анализа обязаны допускать легкую и наглядную проверку на согласованность имеющемуся положению.

Таблица 1 – Система индикаторов экономической безопасности муниципального образования и их пороговых значений по направлениям

Актуальность темы исследования. В результате проводимых в Российской Федерации реформ в области местного самоуправления и межбюджетных отношений муниципальные образования представляют собой территориально и экономически самостоятельные структурные единицы страны, деятельность которых направлена на выполнение социально-экономических функций. Эффективность экономического развития муниципальных образований является своеобразным индикатором преобразований экономики субъектов Российской Федерации и государства в целом.

Закрепленные законодательно за местными органами власти полномочия существенно расширили функции муниципальных образований в сфере обеспечения жизнедеятельности населения, что потребовало дополнительных бюджетно-налоговых ресурсов. Однако предлагаемый в рамках реформы финансовый механизм не смог обеспечить достаточный уровень бюджетно-налоговых доходов муниципальным образованиям. Подавляющее большинство местных бюджетов по-прежнему находится в неудовлетворительном положении, что не гарантирует выполнение органами местного самоуправления социально-экономических функций. В связи с чем, по мнению автора, особую актуальность приобретает исследование финансового состояния муниципальных образований в рамках обеспечения и совершенствования механизма бюджетно-налоговой безопасности.

Состояние изученности проблемы. Междисциплинарный характер рассматриваемой тематики потребовал изучения научных работ по теории и методологии экономической безопасности и ее составляющей - бюджетно-налоговой безопасности, по вопросам местного самоуправления, работ, связанных с методическими подходами анализа состояния бюджетов и экономико-статистической оценки развития муниципальных образований. В частности, такие авторы, как Л.И. Абалкин, А.И. Архипов, А.Я. Богданов, В.В. Бурцев, А.Н. Илларионов, Е.А. Олейников, В.И. Павлов, В.К. Сенчагов, В.Тамбовцев, А.И. Татаркин и некоторые другие, сформировали комплексную теорию экономической безопасности. Проблемы обеспечения безопасности в бюджетно-налоговой сфере государства и региона опосредованно рассматриваются в ряде работ таких авторов, как Р.С. Беков, В.А. Дворянков, А.Н. Литвинен- ко, Е.А. Олейников, В.П. Очередько, В.К. Сенчагов, Т.Ю. Феофилова, А.А. Фелюст, Е.В. Черникова. Однако указанные авторы бюджетно-налоговую безопасность рассматривают на макроуровне, между тем обеспечение бюджетно-налоговой безопасности на уровне муниципального образования является одной из важнейших задач развития страны на современном этапе.

Проблемами в области муниципальных финансов, межбюджетных отношений, финансового обеспечения местного самоуправления Российской Федерации занимаются A.M. Бабич, Е.М. Бухвальд, О.В. Врублевская,
А.Г. Грязнова, A.M. Лавров, В.Н. Лексин, С.И. Лунгин, Л.Н. Павловой, В.Г. Пансков, Г.Б. Поляк, Л.И. Пронина, М.В. Романовский, А.Н. Швецов, Н.И. Яшина и др.

Вклад в развитие методологии многомерного статистического анализа в большей степени определяется работами С.А. Айвазяна, А.М. Дуброва, В.С. Мхитаряна, В.А. Прокофьева, Ю.В. Сажина, А.А. Френкеля,
Г. Хармана, М. Кендалла, А. Стюарта, К. Иберла, Д. Лоули и некоторых других ученых.

Методологический подход к статистическому исследованию экономических процессов и факторов формирования социально-экономических тенденций на уровне муниципальных образований представлен в трудах В.М. Рябцева, Е.В. Заровой, О.А. Репина, Г.И. Чудилина. Учеными разработан и апробирован широкий круг методов многомерных статистических сравнений, а также моделирования причинно-следственных взаимосвязей, используемых в сфере исследования социально-экономического развития муниципальных образований.

Научные труды в области обеспечения бюджетно-налоговой безопасности в общем объеме работ, затрагивающих проблемы экономической безопасности, немногочисленны. Отсутствие финансовой самостоятельности и самодостаточности муниципальных образований, низкая степень способности сопротивляться внутренним и внешним угрозам обуславливают своевременность рассмотрения темы в рамках настоящей диссертационной работы.

Цель диссертационной работы – проведение исследования на основе усовершенствования методики экономико-статистической оценки бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- развить теоретические положения о содержании понятия "бюджетно-налоговая безопасность"; обосновать возможность и необходимость исследования бюджетно-налоговой безопасности на уровне муниципального образования;

- выявить основные внутренние и внешние угрозы бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований; определить механизм повышения уровня бюджетно-налоговой безопасности;

- сформировать систему статистических показателей и разработать методическую основу исследования бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований;

- определить основные тенденции формирования бюджетов муниципальных образований разных типов на основе структурно-динамического анализа;

- провести индикативный анализ безопасности бюджетов муниципальных образований при помощи сопоставления фактических значений частных индикаторов бюджетно-налоговой безопасности с их пороговыми значениями;

- на основе интегральных индикаторов классифицировать муниципальные образования по уровню бюджетно-налоговой безопасности;

- количественно оценить взаимосвязь результативных и факторных показателей бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований с помощью многомерных методов статистического анализа и моделирования.

Область исследования. Работа проведена по специальности 08.00.12 - Бухгалтерский учет, статистика в рамках п.п. 4.11. Методы обработки статистической информации: классификация и группировки, методы анализа социально-экономических явлений и процессов, статистического моделирования, исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, прогнозирования развития социально-экономических явлений и процессов и п.п. 4.12. Методология социального и экономического мониторинга, статистического обеспечения управления административно-территориальным образованием; измерение неравномерности развития территориальных образований паспорта специальностей ВАК РФ (экономические науки).

Объектом исследования выступают бюджеты муниципальных образований Республики Мордовия.

Предмет исследования - совокупность статистических закономерностей формирования уровня бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой послужили научные труды российских и зарубежных ученых в области экономической безопасности, теории бюджета, организации бюджетного процесса, построения межбюджетных отношений; законы и нормативные акты Российской Федерации, официальные источники Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального казначейства Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, а также аналитические статьи отечественных и зарубежных ученых. Методологическую основу диссертационной работы образуют совокупность статистических методов, в том числе метод сводки и группировки; метод индексного анализа; метод обобщающих статистических показателей; метод главных компонент; кластерный анализ; корреляционно-регрессионный анализ. Практическая реализация приведенных алгоритмов и методов проводилась при помощи пакетов прикладных программ Statistica 6.0, MS Excel.

Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии теоретических положений экономико-статистического исследования бюджетно-налоговой безопасности и в том, что дана статистическая оценка уровня бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований.

В процессе исследования получены следующие результаты, обладающие элементами научной новизны:

- сформулировано авторское определение бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований, сущность которого определяется как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз, достигаемое за счет формирования в достаточном объеме бюджетно-налоговых ресурсов, необходимых для выполнения функций органов местного самоуправления по защите социально-экономических интересов граждан, и эффективного использования бюджетно-налоговых ресурсов;

- сформирована система статистических показателей исследования бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований, которая включает результативные показатели бюджетно-налоговой безопасности, представленные в виде количественных показателей бюджетно-налоговых ресурсов, факторные показатели влияния социально-экономического развития на результативные показатели, индикаторы бюджетно-налоговой безопасности, характеризующие эффективность использования бюджетно-налоговых ресурсов;

- разработана методическая основа для проведения экономико-статистического исследования бюджетно-налоговой безопасности, апробированная на примере муниципальных образований Республики Мордовия;

- определены обобщенные факторы (главные компоненты) влияния социально-экономического развития муниципальных образований на уровень бюджетно-налоговой безопасности, на основе которых выявлены территориальные различия муниципальных образований по уровню социально-экономического развития;

- дана статистическая оценка зависимости результативных показателей бюджетно-налоговой безопасности от факторных показателей с учетом пространственной неоднородности муниципальных образований региона при помощи введения в модели фиктивных переменных;

- получены интегральные индикаторы бюджетно-налоговой безопасности, с помощью которых проведена классификация муниципальных образований.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что рассматриваемые в работе проблемы связаны с решением задачи в области повышения эффективности формирования и использования бюджетно-налоговых ресурсов в условиях неудовлетворительного состояния бюджетов муниципальных образований на основе достижения степени их безопасности. Практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что разработанная система показателей может быть применена для мониторинга уровня бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции "Современная экономика России на пути к безопасности" (г. Саранск, 2007 г.); Международной научно-практической конференции "Статистика в диалоге общества и власти" (г. Санкт-Петербург, 2008 г.); Международной научно-практической конференции "Реструктурирование экономики: ресурсы и механизмы" (г. Санкт-Петербург, 2010 г.).

Предложенные в работе методические подходы комплексной оценки бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований с применением многомерных статистических методов были использованы Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ авторским объемом 5,6 печ. л., в том числе 4 работы в изданиях, определенных ВАК, а также 1 коллективная монография.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Титульный лист Экономико-статистическое исследование бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований : на примере Республики Мордовия

Оглавление Экономико-статистическое исследование бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований : на примере Республики Мордовия

Содержание Экономико-статистическое исследование бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований : на примере Республики Мордовия

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО 11 ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1 Сущность бюджетно-налоговой безопасности муниципальных 11 образований
1.2 У грозы бюджетно-налоговой безопасности муниципальных 23 образований
1.3 Методика экономико-статистического исследования бюджетно- 32 налоговой безопасности муниципальных образований
2 ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО- 48 НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
2.1 Тенденции социально-экономического развития региона
2.2 Структурно-динамический анализ бюджетов муниципальных 60 образований разных типов
2.3 Индикативный анализ бюджетно-налоговой безопасности 86 муниципальных образований
3 ПРИМЕНЕНИЕ МНОГОМЕРНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ 93 МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
3.1 Типологизация муниципальных образований Республики
Мордовия по уровню социально-экономического развития
3.2 Интегральная оценка уровня бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований Республики Мордовия
3.3 Моделирование доходов бюджетов муниципальных образований Республики Мордовия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В результате проводимых в Российской Федерации реформ в области местного самоуправления и межбюд-жетных отношений муниципальные образования представляют собой территориально и экономически самостоятельные структурные единицы страны, деятельность которых направлена на выполнение социально-экономических функций. Эффективность экономического развития муниципальных образований является своеобразным индикатором преобразований экономики субъектов Российской Федерации и государства в целом.
Закрепленные законодательно за местными органами власти полномочия существенно расширили функции муниципальных образований в сфере обеспечения жизнедеятельности населения, что потребовало дополнительных бюджетноналоговых ресурсов. Однако предлагаемый в рамках реформы финансовый механизм не смог обеспечить достаточный уровень бюджетно-налоговых доходов муниципальным образованиям. Подавляющее большинство местных бюджетов по-прежнему находится в неудовлетворительном положении, что не гарантирует выполнение органами местного самоуправления социально-экономических функций. В связи с чем, по мнению автора, особую актуальность приобретает исследование финансового состояния муниципальных образований в рамках обеспечения и совершенствования механизма бюджетно-налоговой безопасности.
Состояние изученности проблемы. Междисциплинарный характер рассматриваемой тематики потребовал изучения научных работ по теории и методологии экономической безопасности и ее составляющей - бюджетно-налоговой безопасности, по вопросам местного самоуправления, работ, связанных с методическими подходами анализа состояния бюджетов и экономико-статистической оценки развития муниципальных образований. В частности, такие авторы, как Л.И. Абалкин, А.И. Архипов, А.Я. Богданов, В.В. Бурцев, А.Н. Илларионов, Е.А. Олейников, В.И. Павлов, В.К. Сенчагов, В.Тамбовцев, А.И. Татаркин и
Используемый бюджетно-налоговый потенциал и внешняя финансовая помощью представляют собой бюджетно-налоговые ресурсы муниципального образования, которые включают как налоговые и неналоговые доходы, так и доходы, переданные из вышестоящих бюджетов. Сформированные бюджетноналоговые ресурсы муниципального образования используются для решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления. Результат функционирования и развития муниципального образования - повышение благосостояния проживающего на его территории населения, выражающееся в уровне социально-экономического развития территории, повышение финансовой самостоятельности территории. Схематично механизм повышения уровня бюджетно-налоговой безопасности отражен на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Механизм повышения уровня бюджетно-налоговой безопасности
муниципальных образований Для выработки комплексного представления об уровне бюджетноналоговой безопасности муниципального образования необходимо опираться на систему показателей, динамика которых отражает изменение уровня бюджетно-налоговой безопасности муниципального образования.
Важно отметить, что любая система показателей бюджетно-налоговой безопасности должна соответствовать качественному анализу интересов муни-

Читайте также: