Акцизы на алкоголь в европе

Опубликовано: 22.04.2024

Таможенное оформление алкоголя выполняется в соответствии со строгими правилами. Одним из основных требований является маркировка продукции акцизными марками и уплата акцизного сбора, помимо других обязательных таможенных платежей. Следует более подробно изучить весь процесс и условия успешной растаможки алкогольной продукции.



Таможенные платежи

При импортировании спиртных напитков на территорию РФ взимаются обязательные таможенные платежи: таможенная пошлина, акцизный сбор и НДС. Ставка НДС постоянна - 20%, размер ввозной пошлины и акцизного сбора при разных условиях отличается и зависит от:

вида напитка и его крепости.

Ставки платежей представлены в таблице:

2203000100 – в бутылках

39 руб./л или 21 руб./л

39 руб./л или 21 руб./л

Без акциза или 418 руб./л или 523 руб./л сп.

Крепкие алкогольные напитки типа коньяка, виски

2208201200 – для коньяка,

2208301100 – для виски «бурбон»

523 руб./ л сп. или 418 руб./л сп.

Очищенный этиловый спирт

100% или 2 евро/л

Ограничения на импорт и экспорт алкоголя



Перевозить спиртосодержащие напитки через таможенную границу разрешено только гражданам, достигшим совершеннолетия. Несовершеннолетние не имеют право перевозить алкоголь. Объём спиртных напитков, которые могут перевозиться для личного употребления, установлен в законодательстве. Бесплатно, т.е. беспошлинно, можно транспортировать до 3 л напитков на одно лицо. При заполнении пассажирской таможенной декларации можно ввезти больший объем, но не более 5 л, причём за каждый литр свыше беспошлинных 3-х литров взимается по 10 евро. Если речь идет об этиловом спирте, то за каждый ввезенный литр придётся заплатить по 22 евро, максимальный объем тот же – 5 л. Если окажется, что объем алкоголя превышен, будет наложен штраф или придется пройти упрощенную процедуру растаможки.

Обратите внимание! Вывоз спиртных напитков физлицами не ограничен, можно вывезти алкоголь или спирт в любом количестве.

ИП, по нормам законодательства, не имеет права импортировать алкоголь из-за границы или заниматься его экспортом за рубеж. Это разрешено только юридическим лицам. Причем чтобы узаконить коммерческую деятельность в данной сфере, необходимо:

зарегистрироваться в ЕГАИС;

организовать исследование образцов алкогольной продукции;

пройти сертификацию и получить декларацию соответствия;

получить в акцизные марки и промаркировать продукцию;

оформить алкоголь при ввозе на таможне;

уплатить все полагающиеся таможенные платежи.

По этим пунктам необходимы пояснения.

Лицензирование. Нужно получить лицензию Росалкогольрегулирования для импорта алкоголяс содержанием спирта свыше 15%. Для слабоалкогольных напитков, например пива, лицензия Росалкогольрегулирования на импорт не требуется. Документ выдается на основании заявки и комплекта документов. Срок рассмотрения - 30 дней, по истечении которых либо выдается лицензия, либо формулируется отказ. Требования для выдачи лицензии:

уставной капитал не менее 10 млн руб.;

уплата государственной пошлины - 800000 руб.;

наличие ограниченной складской крытой территории, с возможностью поддержания температурно-влажностных условий, соответствующих нормативам.



Сертификация. Алкоголь должен соответствовать нормативам:

ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

ТР ЕАЭС 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции».

Сертификация проводится по результатам исследования образцов, которые ввозятся заблаговременно, до поставки основной партии. Исследуются такие качества напитков, как концентрация сахара, процентное содержание этилового спирта, концентрация диоксида серы и другие.

Таким образом, к импортируемой алкогольной продукции должен прилагаться сертификат соответствия или декларация соответствия. Также выполняется маркировка, включающая название продукции, состав, данные производителя, срок годности и другие сведения.

Для сертификации алкоголя представляют пакет документов:

свидетельство о регистрации компании;

сведения о юрлице, по заявлению которого организована процедура сертификации;

информацию о продукции;

копию договора импорта;

образцы для исследования в лаборатории.

При успешном прохождении сертификации на каждую единицу товара наносится акцизная марка, подтверждающая легальность импортируемого алкоголя. Акцизные марки приобретаются заранее, за три месяца до начала поставок, выдаются акцизной таможней. Количество акцизных марок должно соответствовать количеству единиц ввозимого товара. Если в результате останутся неиспользованные акцизные марки, декларант должен сдать их обратно.

Таможенное оформление алкоголя



Обратите внимание! Оформление алкогольной продукции осуществляется на акцизных таможенных постах. Число региональных акцизных таможенных постов в последнее время сократилось, поэтому необходимо заранее определиться, где будет растаможена продукция.

Декларирование алкогольной продукции может осуществляться путем подачи электронной таможенной декларации, заверенной электронной цифровой подписью. Подача декларации выполняется участником ВЭД или его представителем. Таможенное оформление выполняется в следующем порядке:

Проверяется корректность заполнения документов.

Проводится таможенный осмотр (в том числе транспортного средства).

Таможенный досмотр подразумевает более тщательную проверку, возможно вскрытие упаковки.

Если не выявлено нарушений, груз выпускают в свободное обращение.

На импортируемую алкогольную продукцию необходимо получить и представить таможенному инспектору следующие документы:

сертификат или декларацию соответствия;

договор с продавцом;

документы об оплате обязательных платежей.

Обратите внимание! В отдельных случаях необходимо письменное разрешение правообладателя на ввоз алкогольной продукции на территорию РФ.

Акцизную марку наклеивают таким образом, чтобы ее разрыв приводил к открыванию бутылки.

Способы перевозки



Перевозка алкогольной продукции сопряжена с риском, поскольку жидкость находится в стеклянной таре, которая может быть разбита в процессе транспортировки. Погрузка и выгрузка должны быть аккуратными. Перевозить алкоголь можно любым видом транспорта: грузовым автомобилем, в контейнере железнодорожными составами, авиационном способом и мультимодальным. Изредка необходимо соблюдение определенных температурных условий, поэтому могут использоваться изотермические фургоны, рефрижераторы. Кроме того алкоголь может доставляться наливным способом – автоцистерной.

Страны-импортеры

Россия осуществляет активный экспорт и импорт алкогольной продукции. Что касается импорта, РФ ввозит:

Отчет Ирландской группы производителей напитков «Ставки акцизного налога в Европе: сравнение Ирландии в 2019 году»,

подготовленный экономистом Дублинского городского университета Энтони Фоули, показывает, что в Ирландии платят больше налога с пинты, чем 26 стран-членов ЕС.


В отчете, который был представлен в преддверии мероприятия DIGI «Brexit и индустрия напитков и гостеприимства Ирландии» сравниваются ставки акцизов в Ирландии с 27 их коллегами из ЕС.

Ирландия по-прежнему имеет второй по величине общий акцизный налог на алкоголь в ЕС, самый высокий акцизный налог на вино, второй по величине на пиво и третий по величине на другие алкогольные напитки.
Несмотря на известность Ирландии производством некоторых из самых популярных в мире напитков, ирландское правительство взимает налоговый сбор в размере 12 евро за бутылку ирландского виски, купленного по лицензии, и 54 цента за пинту ирландского стаута, подаваемого в пабе, ресторане или отеле.

Ирландский уровень акциза на одну большую пинту составляет 0,55 евро по сравнению с 21 страной ЕС, у которых акциз на пиво выше одной пинты менее 0,20 евро.

Для спиртных напитков акциз на полстакана колеблется от 0,69 евро в Финляндии и Швеции до 0,08 евро в Болгарии, причем 15 стран вводят акцизный сбор менее 0,20 евро. В Ирландии уровень составляет 0,60 евро. Что касается акцизного налога, отчет показывает, что итальянцы платят в четыре раза меньше акциза за бутылку ирландского виски в итальянском супермаркете, чем если бы покупали его в Ирландии у ирландского ликеро-водочного завода, который его и производит.

Во Франции и Германии, странах, которые в равной степени известны своими отраслями производства напитков, ставки акцизного налога на вино и пиво намного ниже.

Во Франции покупатель платит акциз на бутылку Каберне Совиньон всего три цента, а посетитель в немецком пивном баре платит акциз в пять центов за каждую пинту пива.
Несмотря на свою выдающуюся индустрию напитков, Ирландия занимает второе место в «Большой четверке» акцизного налога ЕС на алкоголь, уступая Финляндии и опережая Швецию и Великобританию.

Применение немецких акцизных ставок в Ирландии приведет к снижению цены пинты в пабе на 13%, бокала вина на 18% и бутылки виски на 41%.
15 стран-членов ЕС, включая Германию, Испанию и Италию, не взимают акцизный налог на вино (0 евро за гектолитр чистого алкоголя); Ирландия имеет самый высокий акцизный налог на вино в ЕС (3862 евро HLPA).

Ставка акцизного налога Ирландии на сидр более чем вдвое превышает ставку Великобритании.

В преддверии бюджета 2020 года DIGI призывает министра финансов снизить акцизный сбор Ирландии на алкоголь на 15% в течение двухлетнего периода, сначала снизив его на 7,5% в этом году, а затем еще на 7,5% в бюджете 2021 года.

«Высокий налог на алкоголь произвольно препятствует росту одного из наших наиболее перспективных и быстрорастущих секторов, большая часть которого находится за пределами Дублина. Это также создает серьезную угрозу для некоторых из наших наиболее уязвимых
компаний », - сказала Розмари Гарт, председатель DIGI и директор по коммуникациям и корпоративным вопросам Irish Distillers.
В секторе напитков и в сфере гостеприимства работают 175 000 человек, или почти 8% ирландской рабочей силы. Многие из этих рабочих мест находятся за пределами Дублина.

Однако предприятия по производству напитков и гостиничного бизнеса в сельской местности Ирландии, в частности местные пабы и рестораны, пострадали от роста операционных расходов, повышения ставки НДС, относительно медленного восстановления после рецессии и экономической неопределенности в отношении Brexit.

«Если Великобритания и ЕС не смогут договориться о выводе средств, что выглядит все более вероятным, так это то, что Brexit окажется губительным для Ирландии.

Стерлинг будет приближаться к паритету с евро, что сделает Ирландию менее доступным местом для британских туристов, которые составляют наш крупнейший туристический рынок », - сказала г-жа Гарт.

«Беспошлинное ценообразование в британских аэропорта х и трансграничные покупки приведут к тому, что потребители в республике будут совершать более крупные покупки напитков за пределами страны. Это, конечно, означает, что местные ритейлеры и гостиничный бизнес проиграют.
«Результаты опроса цен в некоторых торговых точках в Дублине и Ньюри, опубликованные« Доходом» только на прошлой неделе, показывают, что цены на алкоголь в Северной Ирландии остаются значительно ниже.
«Учитывая разницу в ценах, трансграничные покупки более дешевого алкоголя в настоящее время представляют собой реальную угрозу для ирландского бизнеса, нашей экономики и казначейства, и ее следует избегать любой ценой. Сценарий, когда потребители избегают делать покупки на месте и вместо этого едут на север или в ЕС за более дешевым алкоголем, повлияет на наши пабы, рестораны, отели и магазины, а также на наших пивоваров, ликероводочных заводов и производителей и, следовательно, требует действий.

«В качестве меры по устранению этих существенных различий и во избежание увеличения числа людей, направляющихся на север в магазин, Ирландская группа по производству напитков призывает министра финансов снизить акцизный сбор Ирландии на алкоголь.
«Это позволит отрасли в целом стать более конкурентоспособной по сравнению с Севером и остальной Европой, будет препятствовать трансграничным покупкам более дешевых товаров и отдельным предприятиям, особенно в сельской местности Ирландии, вести более конкурентную торговлю и лучше защищать себя за любой спад, вызванный брекситом.

Напитки со спиртом в составе не относятся к товарам первой необходимости. Алкоголь составляет одну треть рынка напитков, но применяется в определенных ситуациях. По выходным, по праздникам, на мероприятиях и в ресторанах. У человека нет постоянной потребности в употреблении спиртного.

Алкогольная зависимость – это проблема национального масштаба. Чтобы ее регулировать, напитки с содержанием спирта облагаются высокими налогами. Акцизы на алкоголь – это налоги в пользу государства. И чтобы выпить спиртное, потребитель платит из собственного кармана бюджету страны. Не напрямую, но акциз на спирт одна из составляющих стоимости бутылки на прилавке.

Кто платит

Плательщики акциза на спирт – компании, предприниматели и лица, отправляющие алкоголь через таможню. Налог платят производители, использующие этиловый спирт всех разновидностей. Он бывает пищевым, коньячным, винным и виноградным и безводным. Если этиловый спирт применяют для создания лекарственных препаратов, изготовитель платит акциз в том числе.

Обязательств по уплате акциза нет у юридических фирм, продающих товары оптом. Отделы и подразделения таких компаний не становятся участниками налогооблажения.

Ставки акцизов на алкоголь в РФ

За что платит

Экспорт спиртного в таможенной зоне страны облагается акцизом. Это компании, которые занимаются производством, переработкой и импортом спиртного. Но не только продажа и изготовление алкоголя попадает под налог.

Дополняют список ситуаций для возникновения обязательств по выплате акцизов на алкоголь:

  • передача производителем в уставной капитал фирмы спиртной продукции;
  • сбыт конфискованного судом и реализованного алкоголя.

Непосредственно при покупке алкоголя в магазине не возникает акцизного обязательства. Действия с налоговыми обязательствами возникают еще до того, как товар попадает на прилавок.

Акциз на алкогольную продукцию 2018

Стоимость акциза на алкоголь 2018-2020 года

Ежегодно или раз в несколько лет ставка налога на востребованные акцизные товары повышается. Акциз на алкогольную продукцию в 2018 году не отличается от ставки в 2019. Устанавливает акцизы на алкоголь Правительство страны. Обновленная редакция Налогового Кодекса с правками по ставкам выходит 1 января каждого года.

Вид продукции

Размер акциза

2018

2019

2020

418 рублей литр

418 рублей литр

435 рублей литр

107 рублей литр

107 рублей литр

111 рублей литр

Акциз на этиловый спирт 2018 года изменится в 2020 и 2021 годах. В 2019 году ставка акциза на алкоголь 2018 года сохраняется. Планомерное повышение ставки касается популярных категорий спиртных напитков. Акциз на водку самый высокий из всех спиртных напитков и он продолжает расти. Правительство борется с алкогольной зависимостью граждан повышением стоимости алкоголя, увеличивая косвенный налог.

Как считать

Важно правильно рассчитать акциз перед подачей декларации в Налоговую инспекцию. Налогоплательщик самостоятельно ведет учет продукции и обязан сдавать достоверные подсчеты, иначе рискует получить штраф. С помощью формулы разберемся, как считать акциз на алкоголь.

Акциз на алкоголь = Количество продукции в литрах за 1 месяц * Налоговая ставка

Если завод изготовитель выпускает 1 или 5 видов спиртных напитков, он учитывает каждый в отдельности. Расчет будет подан итоговый, но с содержанием всех категорий напитков со спиртом. При выпуске за один отчетный месяц 2019 года 240 литров водки и 380 литров фруктового вина изготовитель выплатит:

240 * 523 + 380 * 18 = 132 360 рублей

В 2020 году с изменением ставки на этиловый спирт тот же завод с теми же самыми итогами изготовления заплатит:

240 * 544 + 380 * 19 = 137 780 рублей

Стоимость акцизов на алкоголь из-за повышения ставки составит 5 420 рублей. Для больших корпораций подобные увеличения в налогах не спровоцируют трудности. Вовремя проведенная оптимизация поможет продолжить развитие бизнеса. Глобально, увеличение налога на алкоголь преследует благую цель – защита здоровья граждан. Спирт увеличивается в цене и бьет по карману потребителей.

Как считать акциз на алкоголь с содержанием всех категорий напитков со спиртом

Порядок и срок уплаты

Налогоплательщик подает декларацию ежемесячно до 25 числа. На фактически реализованный товар. Оплачивает единовременно или авансовым и окончательным платежом. Акцизную пошлину вносит до 25 числа следующего отчетного периода, аванс оплачивает до 15 числа текущего месяца. При экспорте и импорте алкоголя пошлина на акцизы оплачивается в следующем налоговом периоде.

Ставка акциза на алкоголь 2018

Новые акцизные марки на алкоголь

Контролирует количество проданных бутылок спиртных напитков Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). По акцизной марке, приклеенной на бутылку, государство ведет учет налогов и товаров. Марка акциза на алкоголе – это отчетный документ. ЕГАИС тестируется с 2005 года и до 1 января 2019 года изготовители закупали акцизы старого образца. Марки учитывались сериями, не было привязки к количеству бутылок и по одной марке проводилось 2 и 3 покупки. Новые акцизные марки на алкоголь в 2018 году запустили в работу с 1 января 2019.

Купить марки старого образца уже нельзя. Изготовители вправе пользоваться закупленными ранее марками пока они не закончатся. Новые акцизы содержат уникальный штрих код, который позволяет учитывать бутылки помарочно. После покупки алкоголя с маркой нового образца информация автоматически загружается в ЕГАИС. Провести повторную покупку по такой марке не получится.

Новые акцизные марки на алкоголь 2018 и 2019

Ответственность и штрафы

Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией грозят административной и уголовной ответственностью. Меры воздействия зависят от того, кто совершил преступление и какой тяжести. Если алкоголь незаконно продает физическое лицо, его штрафуют на 30-50 тысяч рублей и конфискуют товар. Аналогичные действия предпринимателя или крестьянского хозяйства штрафуют на 100-200 тысяч с конфискацией.

Отсутствие у продавца лицензии на алкогольную продукцию карается административным штрафом. Для должностных лиц штраф 500 тысяч-1 млн. рублей и конфискация товара. За нарушение лицензионных требований юридическое лицо заплатит 100-150 тысяч рублей.

Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией

На территории России запрещено продавать алкоголь после установленного времени. В разных регионах вводят разные ограничения времени. В праздничные дни введен полный запрет на покупку алкоголя. Регионы дополняют список праздничных дней, но общероссийские дни следующие:

  1. 1 сентября.
  2. День последнего звонка и выпускного.
  3. 1 июня.
  4. 27 июня.

Несоблюдение запрета карается административным штрафом. Для организаций до 40 тысяч рублей, для должностных лиц до 4 тысяч и для граждан до 2 тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает за продажу спиртного физическим лицом несовершеннолетнему гражданину. 2 меры пресечения: штраф 50-80 тысяч и привлечение к оплачиваемому труду на 12 месяцев. Такое же наказание грозит человеку за неоднократную незаконную продажу алкоголя.

Если алкоголь продавала организованная группа на сумму выше 1 млн. рублей, им грозит:

  • заключение до 5 лет;
  • привлечение к труду до 5 лет;
  • штраф 3-4 млн. рублей.

Компания, которая незаконно изготовила и продала спиртное свыше 100 тысяч рублей, но не более 1 млн., штрафуется на 2-3 млн. рублей. Вместо штрафа назначают принудительные работы или заключение на 3 года.

Разница в цене сигарет в России и других странах ЕАЭС останется, но будет уже не такой сильной. Фото: AP

Тигран Суренович, одной из острых проблем остается рост в России нелегальной табачной продукции из стран ЕАЭС. Планируется ли выравнивать налоговую нагрузку на производителей табачных изделий в странах союза?

Тигран Саркисян: Безусловно, основой решения этой проблемы является гармонизация законодательств и акцизных ставок на табак и алкоголь. Переговоры наших стран длились очень долго, но мы пришли к согласию по этому вопросу. Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию в союзе направлены на внутригосударственные процедуры, необходимые для их подписания. Надеюсь, до конца года они будут подписаны.

В соглашениях закреплен механизм сближения ставок акцизов путем установления индикативной ставки (начиная с 2024 года каждые пять лет) и диапазонов отклонения фактических ставок акцизов от нее. Причем для каждой группы стран предусмотрен достаточный коридор отклонения от индикативного показателя в зависимости от их социально-экономического развития.

В соглашении по алкоголю на 2024 год установлена индикативная ставка для водки в размере девяти евро за литр 100-процентного ректификованного этилового спирта из пищевого сырья и диапазоны отклонений для Армении и Кыргызстана - не более чем на 40 процентов в меньшую сторону и не более чем на 10 процентов - в большую. Для Беларуси, Казахстана и России - не более чем на 15 процентов в меньшую сторону и не более чем на 10 процентов - в большую.

В соглашении по табаку установлена индикативная ставка 35 евро за 1000 сигарет и единый диапазон 20 процентов в меньшую сторону и 20 процентов - в большую для всех государств-членов.

В перспективе страны союза на площадке Комиссии будут вырабатывать каждые пять лет единую индикативную ставку и диапазоны отклонений.

Фото: iStock

Фото: iStock

Ассоциация компаний интернет-торговли выдвинула идею ввести единый сбор на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Какова позиция ЕЭК по этому вопросу?

Тигран Саркисян: Мы обсуждали с представителями ассоциации этот вопрос, провели исследовательскую работу, изучили международный опыт, четко обозначили существующие проблемы, которые с правительствами пяти наших стран должны решить. Доклад представлен премьер-министрам. Он создает базу для детальной проработки темы с участниками рынка. При этом наши шаги не должны привести к увеличению стоимости товаров на цифровых площадках: интересы потребителей всегда нужно ставить во главу угла. А введение высоких пошлин приведет к тому, что покупатели на торговых площадках, которых уже больше миллиона, почувствуют подорожание товаров.

С другой стороны, евразийские цифровые платформы и производители требуют защитить их интересы, помочь им наравне конкурировать с крупными транснациональными корпорациями. Нужно найти золотую середину. Мы должны быть уверены, что меры, которые применяются, будут способствовать тому, что бизнес сумеет накопить необходимый потенциал компетенций и станет конкурентоспособным на этом рынке. Объединившись в экосистемы, мы сможем конкурировать на глобальном рынке, наращивать партнерские связи. Здесь необходима позиция национальных правительств. Смысл применять такие меры может быть только в одном случае - если вы видите реально, что ваши представители бизнеса могут накопить такой потенциал, чтобы в дальнейшем превратиться в крупных и глобальных игроков.

Когда будет запущена система прослеживаемости товаров на уровне ЕАЭС?

Тигран Саркисян: Она уже есть, но пока работает в пилотном режиме. Мы занимаемся ее оцифровкой и делаем комплексную программу, которая состоит из трех частей. Первая - прослеживаемость товаров, вторая - прослеживаемость групп грузов и третья - документальная прослеживаемость. Наша задача - сформировать экосистему на пять стран, чтобы в онлайн-режиме все соответствующие службы имели бы объективную информацию на конкретный момент о месте нахождения товара.

Мы провели пилотные проекты по прослеживаемости транзитных грузов. В частности, Казахстан и Россия по своей инициативе реализовали эксперименты по мониторингу автомобильных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб. Аналогичные эксперименты проводились самостоятельно в Армении и Беларуси. Это делалось для того, чтобы выявить достоинства и недостатки этой системы, доработать ее и масштабировать на пять стран.

Сегодня, с учетом имеющихся систем отслеживания перевозок, мы пришли к важному решению - провести многосторонний эксперимент по мониторингу автомобильных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб.

Основная задача - четко показать, какие выгоды получит бизнес от системы. Использование таких технологий, как электронные пломбы, несет определенную финансовую нагрузку. При этом предприятия должны получить какие-то преференции, в частности, упрощенное оформление документов, чтобы они быстро и без лишней волокиты проходили все таможенные процедуры и пункты пропуска. Тогда бизнес почувствует, что современные технологии выгодны для применения. По итогам "пилота" мы готовим соответствующие решения Межправсовета на уровне премьеров. Так что до конца нынешнего года мы серьезно продвинемся по этому вопросу.

Фото: iStock

Фото: iStock

Как система будет сочетаться с российскими системами маркировки?

Тигран Саркисян: У нас есть соглашение по маркировке на пять стран. Оно предполагает, что прежде чем страна введет собственную маркировку, она должна весь пакет документов представить через Комиссию другим государствам - членам ЕАЭС и дать им три месяца для присоединения к инициативе той или иной страны.

Россия намерена вводить маркировку на значительную номенклатуру товаров. Мы уже начали обсуждения по табаку, лекарственным средствам, алкоголю, чтобы в дальнейшем совместно осуществлять маркировку на евразийском пространстве. Недавно мы провели в Нур-Султане заседание Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров, где на повестке был этот вопрос. Все страны изъявили желание присоединиться к российской инициативе.

Мы обсуждаем технологические аспекты введения маркировки товаров в союзе. У нас есть понимание, что нужно говорить о совместимости технологии маркировки, уже используемой сейчас в странах ЕАЭС, и вырабатывать единые унифицированные стандарты маркировки для наших стран. На следующем Совете Комиссии мы планируем доработать решение с учетом замечаний, которые высказывали вице-премьеры.

Что препятствует созданию евразийских брендов?

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Тигран Саркисян: Перед ЕЭК стоит задача институционализации общих рынков, снятия барьеров и ограничений. Это первая фаза интеграции. Когда она будет пройдена, появятся наиболее благоприятные условия для кооперационных связей внутри союза. Первые предложения от бизнеса мы уже получили. В частности, от светотехнической отрасли есть инициатива по формированию первого евразийского бренда. Важно, что все пять стран в этом участвуют.

Второе направление, которое мы интенсивно обсуждаем, - создание евразийского бренда в ювелирной сфере. Можно было бы скооперироваться по тем компетенциям и преимуществам, которые накоплены в наших странах. В одной - это дизайн, в другой - обработка бриллиантов и т.д., от объединения все могут выиграть. И мы ставим перед собой задачу - выстроить единую дистрибьюторскую сеть, чтобы наши предприятия, которые выпускают качественные ювелирные изделия, могли выходить на рынки третьих стран при помощи союза.

Мнение: Зачем Веронике Скворцовой повышение акцизов на алкоголь

Если верить министру здравоохранения, Россия одержала сокрушительную победу над пьянством. Чтобы закрепить успех, Вероника Скворцова предлагает повысить цены на алкоголь за счет увеличения акцизов. Есть подозрения, что это приведет к противоположному эффекту.

Идею Скворцовой сложно связать с заботой о здоровье нации, но она легко вяжется с борьбой за сохранение министерского кресла после выборов. Руководитель Минздрава Вероника Скворцова считает, что потребление алкоголя в России сократилось в пять раз за последние пять-семь лет. Такое заявление она сделала на прошедшем в Москве Гайдаровском форуме.

Слова министра вызвали недоумение у многих экспертов, которые безуспешно попытались подтвердить их данными Росстата. Согласно официальной статистике, в 2012 году в России было выпущено 97,7 млн дкл водки. В последующие пару лет наблюдался спад производства, но постепенно объемы выпуска «беленькой» восстанавливаются до прежних значений. В 2016 производство водки выросло на 16%, в январе-ноябре 2017-го – еще на 10% (итоговой статистики за минувший год пока нет). Сложно представить, что в непростой экономической ситуации ликероводочные заводы работают на склад.

В подтверждение этому Росалкогольрегулирование сообщило, что розничные продажи водки в России в 2017 году выросли на 2,5% и составили 72,22 млн дкл. Может показаться, что россияне снова стали больше пить, но в реальности это не так. Статистика зафиксировала снижение производства и продажи крепкого алкоголя одновременно с резким падением реальных доходов населения в 2014-2015 годах. «Поллитра» для многих стала слишком дорогой, а потому регулярные потребители стали переключаться на нелегальную водку и суррогаты. Именно в этот период по стране прокатилась волна массовых смертей от паленой водки и спиртосодержащих жидкостей.

Случай в Иркутской области, когда в больницах оказались более 1,2 тыс. человек, 40 из которых не удалось спасти – верхушка айсберга отравлений некачественным алкоголем. Череду таких происшествий нельзя назвать неожиданной. Именно по этой причине еще в конце 2014 года правительство решило снизить минимальную розничную цену водки с 220 до 190 рублей. Но сегодня, на фоне дальнейшего снижения реальных доходов россиян, Минздрав предлагает увеличивать акцизы на алкоголь с опережением инфляции. Повышение должно коснуться абсолютно всех напитков, что не даст потребителям стимула пить вино вместо водки, а подтолкнет их к покупкам спиртного у продавцов-нелегалов.

В Минздраве могут возразить, что в рамках «Стратегии формирования здорового образа жизни до 2025 года» предполагается не только увеличить акцизы на алкоголь, но и усилить борьбу с производством и продажей «левой» продукции. Однако опыт борьбы государства с нелегальной торговлей алкоголем через интернет дает повод сомневаться в успешности такой стратегии. Как писала ранее «Наша Версия», вопреки запрету десятилетней давности, сегодня в сети действует несколько тысяч «алкомаркетов», совокупный годовой оборот которых может достигать 10 млрд рублей.

Вопреки всему этому Вероника Скворцова заявляет, что снижение доступности легального алкоголя приведет к сокращению масштабов пьянства и связанных с ним заболеваний. В таких случаях чиновники любят ссылаться на положительный опыт иностранных государств. Однако в Европе и США существенное повышение цен на крепкий алкоголь сопровождалось ростом, а не падением уровня жизни населения. Глава Минздрава не может об этом не знать, поэтому стоит поискать скрытую причину ее инициативы по повышению акцизов.

После президентских выборов марте 2018 года правительству прочат масштабное обновление. Главной проблемой руководства страны станет дефицит бюджета и антироссийские санкции со стороны Запада. На этом фоне чиновники соревнуются в предложениях по наполнению государственной казны, ведь это главный способ продемонстрировать свою необходимость в новом составе кабинета. По всей видимости, результатами, связанными непосредственно со здравоохранением, Вероника Скворцова похвастаться не может.

Автор: Алексей Привалов, Версия

Как сообщалось ранее, глава российского здравоохранительного ведомства Вероника Скворцова на деловом завтраке в рамках Гайдаровского форума 2018 года в РАНХиГС отметила, что за последние пять лет в России удалось на 80% снизить потребление алкоголя. Подробнее читайте: Глава Минздрава РФ: В России потребление алкоголя снизилось на 80%.

Читайте также: