Смешение бензина с присадками акциз

Опубликовано: 26.04.2024

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Как отражаются в учете организации операции, связанные с получением автомобильного бензина марки АИ-92 путем смешения автомобильного бензина марки АИ-76 с высокооктановыми присадками?

Организация в марте 2007 г. приобрела у организации-производителя и оплатила 10 т бензина марки АИ-76 по цене 172 953 руб. (в том числе акциз 26 570 руб., НДС 26 383 руб.). Кроме того, организация приобрела и оплатила высокооктановые присадки по цене 36 000 руб. (в том числе НДС 5492 руб.). В этом же месяце в результате смешения бензина марки АИ-76 с присадками получено 15 т бензина марки АИ-92, который реализован в апреле 2007 г.

Бухгалтерский учет

Приобретенный автомобильный бензин марки АИ-76 и присадки для повышения октанового числа бензина принимаются организацией к бухгалтерскому учету в качестве сырья в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Оприходование сырья (бензина и присадок) отражается по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-1 "Сырье и материалы", по стоимости приобретения (в данном случае без учета НДС и акциза) в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Расходы, связанные с приобретением сырья, в качестве материальных затрат формируют расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Списание стоимости сырья, израсходованного в производстве, отражается по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-1. Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для реализации, отражается по дебету счета 43 "Готовая продукция" в корреспонденции со счетом 20 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Суммы НДС, предъявленные поставщиками бензина и присадок, отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", в корреспонденции с кредитом счета 60.

Данные суммы НДС организация имеет право принять к вычету после оприходования бензина и присадок при наличии счетов-фактур контрагентов (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Принятая к вычету сумма НДС отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19, субсчет 19-3.

Акцизы

Считаем, что сумму акциза, предъявленную поставщиком бензина, организация может отразить аналогично сумме НДС по приобретенному бензину, а именно по дебету счета 19 на отдельном субсчете, например на субсчете 19-4 "Акцизы", в корреспонденции с кредитом счета 60.

В данном случае приобретенный бензин используется в качестве сырья для производства бензина другой марки . Поскольку в отношении бензина (марки АИ-76), используемого в качестве сырья, и произведенной из него готовой продукции (бензина марки АИ-92) ставки акциза определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы, то организация имеет право на вычет предъявленной и уплаченной поставщику суммы акциза (п. 3 ст. 199, п. 2 ст. 200, п. 1 ст. 201 НК РФ).

При этом обращаем внимание, если " до 01.01.2007

Принятая к вычету сумма акциза отражается по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 19, субсчет 19-4.

Обозначения субсчетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 68:

68-1 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость";

68-2 "Расчеты по акцизам".

Напомним, что при реализации готовой продукции (бензина марки АИ-92) организация производит начисление акциза в порядке, установленном гл. 22 НК РФ (пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 182 НК РФ). В случае если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров (сырья) отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам (сырью) продавцам, суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором проведена его уплата продавцам (абз. 2 п. 3 ст. 201 НК РФ). Без учета других расходов, формирующих фактическую себестоимость продукции. В данной схеме не рассматриваются операции, связанные с реализацией готовой продукции, которая осуществляется в общеустановленном порядке. Н.А.Якимкина Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению 23.04.2007 ————

Повышение было реализовано в два этапа. Увеличился акциз на топливо в 2018 году на 5%., что определило размер акциза на бензин 2018 в сумме 10500 руб. за тонну. Были изменены также акцизы на нефтепродукты в 2018 году, так как они являются товарами неэластичного спроса. Новый акциз на бензин с 1 января 2018 года отразился на конечной стоимости топлива для потребителей. Почему он влияет на ценообразование, подробнее расскажет статья «Акцизы на бензин что это такое».

Акцизы на бензин в 2018 году

Акциз на дизельное топливо в 2018 году составил 7665 руб/т в первом полугодии. Такие изменения определены положениями Налогового кодекса. При этом ставка акциза на средние дистилляты на 2018 году составила 8662 руб/т. Не обошли изменения и акциз на масло моторное в 2018 году, его размер определен в 5400 руб/т. Изменился также акциз на авиационный керосин, в 2018 году ставка составила 2800 руб/т. Производители же обязаны оплатить акциз за прямогонный бензин в 2018 году размере 13100 руб/т.

Акциз на топливо в 2018 году

Размер акциза на бензин в 2018 году

Вычет представляет собой косвенный налог, который оплачивают предприниматели и коммерческие организации. Он распространяется на товары, требующие контроля со стороны государства. Отчисления поступают в бюджет, и являются нецелевыми. Несмотря на то, что вносит его организация, она включает налоги в себестоимость продукции. Поэтому любые изменения ставок сказываются и на цене для потребителя.

Тариф на бензин определяется налоговым законодательством. Ставка на ГСМ определена в статье 193 НК РФ. Предложение о повышении акциза на топливо в 2018 году внесло Министерство финансов РФ. Оно учитывало сложившуюся экономическую ситуацию в стране, и выразило необходимость повышения ставок лишь на бензин 5 класса. За счет этого планируются дополнительные вливания в бюджет. Размер акциза на бензин в 2018 году составил 10500 рублей за тонну.

Акциз на бензин с 1 января 2018

Сколько акциза в литре бензина

Тариф составляет 12% от общей цены топлива, что в пересчете на литры составляет 6,17 рубля. Себестоимость бензина включает в себя:

  • налоговые отчисления в бюджет.
  • затраты на доставку сырья.
  • налог на прибыль.
  • добычу и переработку.
  • совокупную прибыль.
  • НДС и НДПИ.

Большую часть числа, которое видит потребитель на ценнике, составляют налоги в бюджет. Остальная сумма включает все затраты предприятия на производство бензина или другой фракции. Любые изменения в законодательстве отражаются и на стоимости топлива.

Акцизы на нефтепродукты в 2018 году

Акциз на нефтепродукты определяется положениями Налогового кодекса. Этому отчислению в бюджет за реализацию продукции отведена целая глава. Ее нормы определяют круг налогоплательщиков, объекты и порядок расчетов. Благодаря постоянным поправкам, государство осуществляет регулирование сбыта и цены на отдельные категории продукции. Косвенный налог на подакцизные товары изменился в 2018 году, как и порядок исчисления этого показателя. Были определены такие ставки:

  • бензин класса 5 – 11213 руб. за 1 т. ;
  • прямогонный бензин ниже класса 5 – 13100 руб. за 1 т.
  • дизтопливо – 7655 руб. за 1 т.;
  • моторные масла – 5400 руб. за т.;
  • бензол, авиационный керосин – 2800 руб. за 1 т.;
  • средние дистилляты – 8662 руб. за 1 т.

Для каждого продукта, произведенного из нефти, определен свой показатель. Такая гибкость отражает экономическую ситуацию в стране, и позволяет регулировать спрос на отдельные виды продукции.

Акциз на нефтепродукты определяется Налоговым кодексом

Как рассчитать акцизы на нефтепродукты в 2018 году

Рассчитывается вычет на нефтепродукты в установленном порядке. Она включает в себя налоговую базу и определенные ставки, предусмотренные вычеты. Задействуется следующая формула:

Анп = ПТ х С нп –ВТ, где

А нп – сумма налогового сбора при сбыте, передаче товара или импорте за границу.

ПТ – количество подакцизной продукции, рассчитанная в тоннах.

С нп – ставка действует на момент расчета в отношении продукции.

ВТ – налоговые вычеты, которые предоставляются плательщику на основании положений Налогового кодекса РФ.

Формула применяется при расчете на продукты, произведенные из нефти. Она неактуальна для расчета тарифа на прямогонный бензин.

Расчет на прямогонный бензин

Федеральный закон № 301 внес правки в Налоговый кодекс, что изменила механизм тарификации, предусмотренного для прямогонного бензина. Его используют предприятия, для производственных целей. При определении размера задействуется следующая формула:

Апб = ПТ х С пб – ВТ, где

Апб – сумма акцизного сбора, который вносит плательщик налога при сбыте, импорте или передаче структурному подразделению прямогонного бензина.

ПТ – количество подакцизной продукции, в расчете на тонны.

Спб – ставка на прямогонный бензин в момент расчета.

ВТ – налоговые вычеты, предусмотренные для плательщика ст. 200 действующей редакции кодекса.

Плательщики обязаны оплачивать взнос в срок до 25 числа следующего месяца за отчетным.

Размер акциза на бензин 2018 в будущем вырастет на 5%

Повышение акцизов

В 2019 году акцизы на нефтепродукты сохранят свой размер, но в будущем ожидается прирост на 5%. Однако резких скачков можно не ждать. Изменения тарифов обусловлено дефицитом бюджета. Отчисления в казну нецелевые, что позволяет за счет них закрыть дыру в любой сфере. Корректировка цен не должна сильно отразиться на объемах сбыта продукции. Уточнить размер ставок можно в статье: “Повышение акцизов на бензин в 2019 году”.

Акцизы на нефтепродукты в 2018 году были пересмотрены правительством. Такие изменения сказались на себестоимости продукции, и поэтому не остались незамеченными конечным потребителем. Налоговые сборы оплачивают предприятия, но итоговую стоимость все равно оплачивает конечный потребитель. Поэтому ему также важно отслеживать изменения в налоговом законодательстве.

из Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)

Статья 200. Налоговые вычеты

21. Вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный настоящим пунктом, суммы акциза, начисленные при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, и увеличенные на величину ВАВИА, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов в соответствии с пунктом 21 статьи 201 настоящего Кодекса.

При использовании полученного авиационного керосина самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком, коэффициент применяется в следующих размерах:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - 2;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - 1,84;

с 1 января 2017 года - 2,08.

В иных случаях выбытия (использования) полученного авиационного керосина коэффициент принимается равным 1.

Величина ВАВИА определяется налогоплательщиком самостоятельно по следующей формуле:

где VКЕР - объем (в тоннах) полученного авиационного керосина, использованного в налоговом периоде самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком;

КДТ_КОМП - коэффициент, определяемый в порядке, установленном пунктом 27 настоящей статьи;

где ЦКЕРэксп - средняя цена экспортной альтернативы для авиационного керосина, рассчитанная в морских портах Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, которая определяется по следующей формуле:

где ЦКЕРрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на авиационный керосин на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТДТм - величина, определяемая в порядке, установленном пунктом 27 настоящей статьи;

ЭПКЕР - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении авиационного керосина, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

Р - среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в налоговом периоде;

СНДС - ставка налога на добавленную стоимость, действовавшая в налоговом периоде и указанная в пункте 3 статьи 164 настоящего Кодекса;

ЦКЕРвр - условное значение средней оптовой цены реализации авиационного керосина на территории Российской Федерации, принимаемое равным 48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 августа по 31 декабря 2019 года включительно, 50 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 53 250 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 55 900 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 58 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 61 600 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно.

Порядок расчета величины ЦКЕРрт определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет". При этом, если на 15-е число месяца, непосредственно следующего за налоговым периодом, порядок расчета величины ЦКЕРрт не определен, то для такого налогового периода величина ЦКЕРрт принимается равной нулю.

Значения показателей ДКЕР и ЦКЕРэксп округляются до целых значений в соответствии с действующим порядком округления.

Показатель ЦКЕРэксп рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке , установленном настоящим пунктом, и публикуется на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 15 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В случае, если величина ЦКЕРвр не установлена для налогового периода, в таком налоговом периоде величина ДКЕР принимается равной нулю.

Если значение величины ДКЕР, определенное налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом, оказалось менее нуля, то в таком налоговом периоде величина ДКЕР принимается равной нулю.

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Если иное не указано в настоящем пункте, величина КДЕМП определяется налогоплательщиком самостоятельно в следующем порядке:

где VАБ и VДТ - объем (в тоннах) высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно, произведенных из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), реализованных или использованных на собственные нужды налогоплательщиком в налоговом периоде на территории Российской Федерации, в отношении которых налогоплательщиком или организацией, осуществляющей переработку нефтяного сырья по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья, исчислены суммы акциза в текущем или в предыдущих налоговых периодах. При этом объем (в тоннах) иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), использованного для производства VАБ и VДТ, не должен превышать 10 процентов от общего объема VАБ и VДТ (в тоннах). В случае, если объем иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) превысил значение 10 процентов от общего объема VАБ и VДТ (в тоннах), значения показателей VАБ и VДТ подлежат уменьшению на соответствующий объем высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, произведенных из иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) в объеме, превышающем 10 процентов. Для целей настоящего абзаца при определении объема иного сырья, использованного для производства VАБ и VДТ, не учитываются объемы газа горючего природного, попутного нефтяного газа, использованные при производстве указанных нефтепродуктов;

КАБ_КОМП принимается равным 0,75 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,68 - начиная с 1 января 2020 года;

КДТ_КОМП принимается равным 0,7 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,65 - начиная с 1 января 2020 года;

VДВ_АБ и VДВ_ДТ - объем (в тоннах) высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно, произведенных из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) и реализованных в налоговом периоде в базисах поставки, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, по перечню таких базисов поставки, устанавливаемому Правительством Российской Федерации;

ДДВ_АБ и ДДВ_ДТ - дальневосточные надбавки, определяемые в рублях за 1 тонну, рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно как сумма величин 2 000 рублей и ДАБ или ДДТ, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом, если величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ оказалась более 2 000 или менее 0, для целей настоящего пункта величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ принимается равной 2 000 или 0 соответственно. В случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в большую сторону более чем на 20 процентов от средней за налоговый период оптовой цены реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 соответственно, величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ соответственно в таком налоговом периоде принимается равной 0. Порядок расчета средней за налоговый период оптовой цены реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного органа исполнительной власти в сети "Интернет". При этом средние за налоговый период оптовые цены реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном настоящим пунктом, и подлежат размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 15 дней, следующих за днем окончания налогового периода;

где ЦАБэксп - средняя цена экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, которая определяется по следующей формуле:

где ЦАБрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на автомобильный бензин АИ-92 класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТАБм - средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны автомобильного бензина АИ-92 класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ЭПАБ - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении автомобильного бензина АИ-92 класса 5, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

Р - среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в налоговом периоде;

ААБ - ставка акциза, действовавшая в налоговом периоде для автомобильного бензина класса 5;

СНДС - ставка налога на добавленную стоимость, действовавшая в налоговом периоде и указанная в пункте 3 статьи 164 настоящего Кодекса;

ЦАБвр - условное значение средней оптовой цены реализации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным 51 000 рублей за 1 тонну на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 53 600 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 56 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 59 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 62 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 65 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно;

ЦДТэксп - средняя цена экспортной альтернативы для дизельного топлива класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, которая определяется по следующей формуле:

где ЦДТрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на дизельное топливо класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТДТм - средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны дизельного топлива класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ЭПДТ - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении дизельного топлива класса 5, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

АДТ - ставка акциза, действовавшая в налоговом периоде для дизельного топлива класса 5;

ЦДТвр - условное значение средней оптовой цены реализации дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным 46 000 рублей за 1 тонну на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 50 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 53 250 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 56 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 58 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно;

абзацы двадцать седьмой - тридцать второй утратили силу. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ.

Порядок расчета показателей ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".

Значения показателей КДЕМП, ЦАБэксп, ЦДТэксп округляются до целых значений в соответствии с действующим порядком округления.

Показатели ЦАБэксп и ЦДТэксп рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном настоящим пунктом, и публикуются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 10 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в большую сторону более чем на 10 процентов по автомобильному бензину АИ-92 класса 5 или на 20 процентов по дизельному топливу класса 5 от величин ЦАБвр и ЦДТвр соответственно, величина КДЕМП в таком налоговом периоде принимается равной нулю.

Порядок расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, и подлежит размещению на его официальном сайте в сети "Интернет", на котором также публикуется информация об указанных оптовых ценах до истечения 10 календарных дней, следующих за последним днем налогового периода.

В случае возврата высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных из направленных на переработку нефтяного сырья и иного сырья, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, и ранее реализованных налогоплательщиком на территории Российской Федерации, значения показателей VАБ и (или) VДТ за налоговый период, в котором произведен такой возврат, уменьшаются на объем (в тоннах) возврата соответствующего товара.

В случае, если величины ЦАБвр и (или) ЦДТвр не установлены для налогового периода, величина КДЕМП в таком налоговом периоде принимается равной нулю.

 Фото: Александр Рюмин/ТАСС

В Минэнерго России идею переноса уплаты акциза с НПЗ на АЗС поддерживают. Глава ведомства Александр Новак неоднократно заявлял, что с экономической точки зрения правильно, когда акциз уплачивается не тогда, когда товар произведен, а после его продажи конечному потребителю. По мнению главы минэнерго, такая схема уплаты акциза позволит снизить количество махинаций с топливом, когда на АЗС продавался разбавленный, некачественный продукт.

Фото: iStock

Фото: iStock

"Перенос уплаты акциза на АЗС положительно скажется на экономике НПЗ", - считает консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. Он уточнил, что сейчас нефтепереработка выплачивает акциз на весь объем отгруженной продукции, независимо от того, реализованы ли объемы потребителю. В текущей ситуации пониженного спроса эта проблема стала особенно актуальной. Значительные объемы произведенного топлива остаются в запасах и не находят конечного потребителя, тем самым принося убытки НПЗ. Перенос уплаты акциза позволяет решить эту проблему, сказал эксперт.

Идея не нова. Схему с уплатой акциза на моторное топливо не нефтеперерабатывающими заводами, а АЗС пытались внедрить в России еще в 2003 году. Тогда она проработала полгода, и от нее пришлось отказаться из-за сложностей с документооборотом, взаиморасчетами, контролем и собираемостью налогов. В дальнейшем нефтяные компании неоднократно предлагали к ней вернуться. Они владеют большинством крупнейших НПЗ в России, налоговая нагрузка на которые весьма высока, а вот доля принадлежащих им АЗС по стране составляет меньше половины. Впрочем, всякий раз предложение нефтяников отклонялось из-за сложностей его внедрения в жизнь.

"С точки зрения вертикально-интегрированных компаний, кто будет плательщиком акциза - собственные НПЗ или собственные АЗС, не важно, а вот независимым АЗС поначалу придется очень сложно, поскольку придется ужесточить систему учета топлива", - сказал руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов.

Фото: Bluebay2014 / istock

Фото: Bluebay2014 / istock

По мнению Тыртова, минус такой системы - усложнение администрирования, поскольку контролировать несколько десятков НПЗ гораздо проще, чем десятки тысяч АЗС. Потребуются меры по контролю от этапа отгрузки моторных топлив с НПЗ до реализации конечным потребителям, включая все перепродажи. Однако профильные ведомства уже накопили достаточный опыт администрирования, чтобы обеспечить бесперебойную работу всей системы. Например, уже работает система возвратных акцизов для авиакеросина, прямогонного бензина и ароматики, также потребовавшая ввода контроля за реализацией нефтепродуктов. Поэтому при должном администрировании выпадающие доходы бюджета не будут значительными, ведь каждая тонна произведенного автобензина и дизельного топлива по-прежнему будет контролироваться, как и их последующие перепродажи вплоть до реализации конечному потребителю, считает эксперт. Неясным также остается механизм собирания акциза при прямых поставках автомобильного топлива с НПЗ или нефтебазы напрямую конечному потребителю. Например, предприятиям агропромышленного комплекса или военным объектам.

Потребителей в первую очередь интересует вопрос цены, изменится ли она в случае изменения схемы уплаты акциза. С точки зрения Тыртова, акциз уже заложен в потребительские цены, но уплачивается на этапе отгрузки топлива с НПЗ. Поэтому перенос уплаты акциза не окажет влияния на цены для конечных потребителей.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2009, N 30

Получение подакцизных нефтепродуктов путем смешения не признается производством

Пример 3. Автозаправочная станция, осуществляющая розничную реализацию нефтепродуктов, получает автомобильный бензин с октановым числом 76 путем смешения приобретенных подакцизных товаров - автомобильного бензина с октановым числом 92 и дизельного топлива.

Как вытекает из п. 3 ст. 182 НК РФ, получение автомобильного бензина с октановым числом 76 (ставка акциза - 2657 руб. за 1 т) путем смешения автомобильного бензина с октановым числом 92 (ставка акциза - 3629 руб. за 1 т) с дизельным топливом (ставка акциза - 1080 руб. за 1 т) производством не признается, поскольку ставка акциза на вновь полученный товар не выше ставок акциза на товары, использованные в качестве сырья. Соответственно, объекта обложения акцизами при реализации бензина с октановым числом 76 не возникает.

Следует учитывать, что согласно ст. 199 НК РФ суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, учитываются покупателем, не являющимся налогоплательщиком акцизов, в стоимости приобретенных подакцизных товаров и вычетам не подлежат.

Таким образом, стоимость подакцизных товаров, использованных в качестве сырья (автомобильного бензина с октановым числом 92 и дизельного топлива), должна быть отнесена на затраты по производству бензина с октановым числом 76 с учетом акциза, что делает такое смешение экономически нецелесообразным.

Приведем пример, когда в результате смешения получается товар, ставка акциза на который равна ставке акциза на один из товаров, использованных в качестве сырья.

Пример 4. АЗС получает автомобильный бензин с октановым числом 92 в результате смешения приобретенных подакцизных товаров - автомобильного бензина с октановым числом 95 и дизельного топлива.

АЗС приобретает автомобильный бензин с октановым числом 95 (ставка акциза - 3629 руб. за 1 т) и в целях получения автомобильного бензина с октановым числом 92 (ставка акциза - 3629 руб. за 1 т) добавляет в него дизельное топливо (ставка акциза - 1080 руб. за 1 т). Такое смешение в целях исчисления акцизов процессом производства автомобильного бензина с октановым числом 92 не признается. Соответственно, при реализации бензина с октановым числом 92, полученного указанным способом, объекта обложения акцизами не возникает.

При этом согласно ст. 199 НК РФ суммы акциза, уплаченные при приобретении бензина с октановым числом 95 и дизельного топлива, должны быть учтены покупателем АЗС, не являющимся плательщиком акцизов, в стоимости приобретенных подакцизных товаров и вычетам не подлежат.

Пример 5. АЗС получает автомобильный бензин с октановым числом 95 путем смешения автомобильного бензина с октановым числом 92 с присадкой, являющейся подакцизным товаром (спиртосодержащей продукцией).

В рассматриваемой ситуации организация приобретает автомобильный бензин с октановым числом 92 (ставка акциза - 3629 руб. за 1 т) и в целях получения автомобильного бензина с октановым числом 95 (ставка акциза - 3629 руб. за 1 т) добавляет в него спиртосодержащую присадку. В данном случае сопоставимыми являются ставки акциза на автомобильный бензин разных марок, поскольку они установлены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы - 1 т автомобильного бензина. Напомним, что согласно п. 3 ст. 199 НК РФ вычеты производятся только в том случае, если единица измерения налоговой базы на товар, использованный в качестве сырья, и товар, произведенный из этого сырья, совпадают.

Учитывая, что установлена одинаковая ставка акциза как на автомобильный бензин с октановым числом 92, так и на автомобильный бензин с октановым числом 95, такое смешение в целях исчисления акцизов процессом производства автомобильного бензина с октановым числом 95 не признается. Соответственно, при реализации бензина с октановым числом 95, полученного указанным способом, объекта обложения акцизами не возникает.

При этом суммы акциза, уплаченные при приобретении бензина с октановым числом 92 и спиртосодержащей продукции, учитываются покупателем, не являющимся плательщиком акцизов, в стоимости приобретенных подакцизных товаров и вычетам не подлежат.

Пример 6. АЗС, осуществляющая розничную реализацию автомобильного бензина, улучшает качество автомобильного бензина с октановым числом 95 путем смешения указанного бензина с моющей присадкой, не меняющей его октановое число.

Ставка акциза на автомобильный бензин с октановым числом 95 - 3629 руб. за 1 т. В результате добавления в него моющей присадки, не являющейся подакцизным товаром, октановое число, а следовательно, и ставка акциза не меняются.

Такое смешение в целях исчисления акцизов процессом производства автомобильного бензина с октановым числом 95 не признается. Соответственно, при реализации бензина с октановым числом 95, полученного указанным способом, объекта обложения акцизами не возникает.

При этом суммы акциза, уплаченные при приобретении автомобильного бензина с октановым числом 95, учитываются покупателем, не являющимся плательщиком акцизов, в стоимости этого бензина и вычетам не подлежат.

С 1 января 2009 г. на прямогонный бензин установлена ставка акциза в размере, превышающем как ставку акциза на бензин с октановым числом до 80, так и ставку акциза на бензин с иными октановыми числами. Данная поправка была принята, чтобы сделать экономически невыгодным получение автомобильного бензина из прямогонного бензина, поскольку качество такого бензина не может быть высоким.

Так, ставка акциза на прямогонный бензин составляет 3900 руб. за 1 т, на бензин с октановым числом до 80 - 2657 руб., на бензин с иными октановыми числами - 3629 руб.

Соответственно, получение автомобильного бензина путем смешения приобретенного (или полученного на давальческой основе) прямогонного бензина с октаноповышающими присадками производством автомобильного бензина не признается, и, соответственно, права на налоговый вычет акциза по прямогонному бензину в этом случае нет.

Таким образом, в новых условиях использование прямогонного бензина в качестве сырья для получения автомобильного бензина приводит к удорожанию автомобильного бензина. В настоящее время прямогонный бензин экономически целесообразно использовать в качестве сырья для производства продукции нефтехимии либо реализовать на экспорт (в этих случаях прямогонный бензин реализуется без акциза).

Освобождение от уплаты (возмещение) акцизов при реализации нефтепродуктов, полученных путем смешения, на экспорт

Согласно п. 2 ст. 184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, при представлении в налоговый орган поручительства банка и (или) банковской гарантии.

Таким образом, право на освобождение от уплаты акциза предоставляется только налогоплательщикам акцизов, т.е. непосредственным производителям подакцизных товаров.

Рассмотрим ситуации, когда подакцизный нефтепродукт, полученный в результате смешения, реализуется на экспорт.

Права на освобождение от уплаты (возмещение) акциза при реализации товаров на экспорт не возникает

  1. В результате смешения получается товар, ставка акциза на который равна ставке акциза на товар, использованный в качестве сырья.

Пример 7. Оптовая нефтебаза приобретает бензин с октановым числом 92 и путем смешения с присадкой получает автомобильный бензин с октановым числом 95. Полученный в результате смешения бензин реализуется на экспорт.

Ставка акциза на автомобильный бензин с октановым числом 95, полученный в результате смешения, равна ставке акциза на бензин с октановым числом 92, использованным в качестве сырья.

Таким образом, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ получение автомобильного бензина с октановым числом 95 путем смешения бензина с октановым числом 92 с присадкой процессом производства не признается. Соответственно, оптовая база, осуществившая смешение, налогоплательщиком акциза не является.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации оптовая база не признается в целях исчисления акцизов производителем автомобильного бензина с октановым числом 95 и, соответственно, плательщиком акциза не является, она не имеет права на освобождение от уплаты акциза, а также возмещение суммы акциза, уплаченной при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, при реализации автомобильного бензина на экспорт.

  1. В результате смешения получается подакцизный товар, ставка акциза на который ниже ставки акциза на товар, использованный в качестве сырья.

Пример 8. Оптовая нефтебаза приобретает бензин с октановым числом 92 и путем смешения с дизельным топливом получает автомобильный бензин с октановым числом 80.

Полученный в результате смешения бензин реализуется на экспорт. Будет ли в данном случае оптовая база иметь право на освобождение от уплаты или возмещение из бюджета суммы акцизов по автомобильному бензину с октановым числом 80 и на возмещение суммы акциза по товарам, использованным в качестве сырья?

Ставка акциза на автомобильный бензин с октановым числом 80, полученный в результате смешения автомобильного бензина с октановым числом 95 и дизельного топлива, составляет 2657 руб. за 1 т, что ниже ставки акциза на бензин с октановым числом 95, использованный в качестве сырья (3629 руб. за 1 т).

Следовательно, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ получение автомобильного бензина с октановым числом 80 путем смешения бензина с октановым числом 95 с дизельным топливом процессом производства не признается. Соответственно, оптовая база, осуществившая указанное смешение, плательщиком акциза не является.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации оптовая база не является производителем автомобильного бензина с октановым числом 80 и, соответственно, плательщиком акциза, она не имеет права на освобождение от уплаты акциза при реализации указанного автомобильного бензина на экспорт. Соответственно, права на возмещение суммы акциза, уплаченной при приобретении автомобильного бензина с октановым числом 95 и дизельного топлива, также не имеется.

Налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты (возмещение) акцизов при реализации товаров на экспорт

Такая ситуация практически одна - это получение в результате смешения подакцизного товара, на который установлена более высокая ставка акциза, чем на товар, использованный в качестве сырья.

Пример. Оптовая нефтебаза приобретает бензин с октановым числом 80 и путем смешения с присадкой получает автомобильный бензин с октановым числом 92.

Полученный в результате смешения бензин реализуется на экспорт.

Ставка акциза на автомобильный бензин с октановым числом 92, полученный в результате смешения, выше ставки акциза на бензин с октановым числом 80, использованный в качестве сырья.

Таким образом, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ получение автомобильного бензина с октановым числом 92 путем смешения бензина с октановым числом 80 с присадкой признается процессом производства. Соответственно, оптовая база, осуществившая указанное смешение, является налогоплательщиком акциза по реализуемым объемам бензина с октановым числом 92.

В случае представления поручительства банка или банковской гарантии указанная организация имеет право на освобождение от уплаты акциза (или его возмещение из бюджета) по автомобильному бензину с октановым числом 92 и возмещение суммы акциза, уплаченной при приобретении использованного в качестве сырья бензина с октановым числом 80.

Читайте также: