Десятина налог с урожая

Опубликовано: 02.05.2024


словарь

ДЕСЯТИНА, 1) налог с крестьян — сбор десятой части дохода на содержание церкви и духовенства в период феодализма. В Англии десятина в денежной форме сохранялась до 1936. 2) Мера земельной площади в дореволюционной России , равная 2400 квадратных саженей (1,0925 га).

ДЕСЯТИНА, основная дометрическая русская мера площади = 2400 кв. саженей (1,09 га, так называемая казённая). В 18 — начале 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная) = 3200 кв. саженей (1,45 га).

ДЕСЯТИНА церковная, десятая часть урожая (или других доходов), взимавшая католической церковью в средние века с населения. Упразднена в конце 18—19 вв.


ДЕСЯТИНА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/domestic_history/text/1949580

ДЕСЯТИ́НА, 1) Д. цер­ков­ная – де­ся­тая часть до­хо­да, взи­мав­шая­ся Цер­ко­вью в Сред­не­ве­ко­вье и Но­вое вре­мя в Зап. Ев­ро­пе и на Ру­си. В древ­но­сти су­ще­ст­во­ва­ла у не­ко­то­рых се­мит­ских на­ро­дов, в ча­ст­но­сти у ев­ре­ев, от ко­то­рых пе­ре­шла в зап. хри­сти­ан­скую Цер­ковь. Впер­вые Цер­ковь по­тре­бо­ва­ла Д. в 585 (Ма­кон­ский со­бор). Пи­пин Ко­рот­кий ввёл Д. в ка­че­ст­ве воз­ме­ще­ния Церк­ви при се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных вла­де­ний. При Кар­ле I Ве­ли­ком с 779 (Ге­ри­сталь­ский ка­пи­ту­ля­рий) Д. ста­ла обя­за­тель­ной для все­го на­се­ле­ния Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. Во Фран­ции Д. от­ме­не­на в 1789–90, в др. зап.-ев­роп. стра­нах – в 19 в. На Ру­си ус­та­нов­ле­на в 996 ки­ев­ским кн. Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем и пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­ча­лась для ки­ев­ской Де­ся­тин­ной церк­ви , вско­ре при­об­ре­ла ха­рак­тер по­все­ме­ст­но­го на­ло­га, взи­мав­ше­го­ся цер­ков­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми (за ис­клю­че­ни­ем мо­на­сты­рей).

2) Цер­ков­ный ок­руг, часть епар­хии в Рос­сии до нач. 18 в. Во гла­ве Д. сто­ял де­ся­тиль­ник, функ­ции ко­то­ро­го с 1551 час­тич­но пе­ре­шли к по­пов­ским ста­рос­там и де­сят­ским свя­щен­ни­кам.

3) Рус. ме­ра пло­ща­ди зе­мель­ных уго­дий. Из­вест­на с 14 в. Пер­во­на­чаль­но рав­ня­лась 1 / 100 квад­рат­ной вер­сты, или 50 × 50 = 2500 квад­рат­ных са­же­ней. В 18–20 вв. су­ще­ст­во­ва­ли разл. оп­ре­де­ле­ния Д.: ка­зён­ная Д. (2400 квад­рат­ных са­же­ней, 1,0925 га), хо­зяй­ст­вен­ная ко­сая Д. (80 × 40 = 3200 квад­рат­ных са­же­ней), хо­зяй­ст­вен­ная круг­лая Д. (60 × 60 = 3600 квад­рат­ных са­же­ней), со­тен­ная Д. (100 × 100 = 10000 квад­рат­ных са­же­ней), бах­че­вая Д. (80 × 10 = 800 квад­рат­ных са­же­ней) и др. В свя­зи с пе­ре­хо­дом в 1918 к мет­рической сис­те­ме мер при­ме­не­ние Д. бы­ло ог­ра­ни­че­но, с 1927 – за­пре­ще­но.

ДЕСЯТИ´НА, -ы, ж. Русская единица земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара. || прил. десятинный, -ая, -ое.

Десятина ж. десятая часть чего, одна десятая доля; подать, составляющая десятичную долю съ имущества или дохода. || Стар. округъ, извѣстное число церквей и монастырей, въ вѣденiи десятинника. || Мѣра земли: казенная десятина, тридцатка или сороковка, длины 80 саж.; поперекъ 30, или 60 и 40, т. е. 2400 квадратн. саж.; хозяйственная косая, домашняя: 80 и 40, т. е. 3200 квд. саж.; сотенная, по сту саж. вдоль и поперекъ, 10 т. кв. саж. Въ астрх. десятина 100 саж. длиннику, 10 поперечнику, двадесятинная, 20 и 100; бахчовая, 80 и 10 с. Десятинный, къ десятинѣ, въ разныхъ знч. относящiйся. Десятинный сборъ, по десяти съ сотни. Десятинная мѣдь, съ частныхъ сибирскихъ заводовъ, платящая подать въ казну. Десятинная церковь , стар. сооруженная десятиннымъ сборомъ? первенствующая въ десятинѣ своей? Десятинщикъ, юж. съемщикъ земли изъ оброка, кортомщикъ. Десятинникъ или десятильникъ м. стар. сборщикъ пошлинъ съ церквей и монастырей, въ пользу архiерейскаго дома; родъ благочиннаго на свою десятину, округъ; || нынѣ, кур. благочинный, священникъ, которому поручено нѣсколько церквей, приходовъ. Десятовать, десятствовать, облагать десятиною, десятичною податью; платить ее, отдавать десятою долю. -ся, быть облагаему десятичною податью. Десятованi е cр. стар. вносъ десятины, десяти до ста. Десятствованiе ср. обложенiе чего десятиной и плата ея. Десятство ср. десятованiе, уплата десятины. Десятинить землю, дѣлить на десятины.

Десятина (мера площади)

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десятина — старая русская единица земельной площади.

Применялось несколько разных размеров десятины, в том числе «казённая», равная 2400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га ) и использовавшаяся в России до введения метрической системы.

История

Десятина представляла собой прямоугольник со сторонами в 80 и 30 («тридцатка») или 60 и 40 («сороковка») саженей и носила название казённой десятины. Была основной русской поземельной мерой.

Известна с XIV века. В «Книге сошного письма» даётся следующее определение десятины: «В десятине 80 сажен длинник, поперечник 30 сажен, а дробных (то есть квадратных) в десятине 2400».

Первоначально десятина измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 квадратных саженей).

Согласно межевой инструкции 1753 года размер казённой десятины был определён в 2400 квадратных саженей. В XVIII — начале XX веках употреблялась также:

  • хозяйственная косая десятина (80 × 40 = 3200 квадратных саженей);
  • хозяйственная круглая десятина (60 × 60 = 3600 квадратных саженей);
  • сотенная десятина (100 × 100 = 10 000 квадратных саженей);
  • бахчевая десятина (80 × 10 = 800 квадратных саженей) и другие.

После Октябрьской революции, в связи с переходом к метрической системе мер, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918 года применение десятины было ограничено, а с 1 сентября 1927 года — запрещено.

главная
Выведено слов: 50 из 1043

  • Вид спортивной мужской причёски
  • Зверь с яблоком на спине
  • Колючий, но симпатичный зверёк
  • Короткая "колючая" причёска
  • Короткая причёска
  • Короткая причёска с колючим названием
  • Котлетка или причёска
  • Почти лысая стрижка
  • Симпатичный колючий зверёк
  • Сухопутный собрат ёршика
  • У него дырочка в правом боку (песен.)
  • мужская причёска
  • причёска дыбом
  • резиновый свистун из песни
  • (6) ЁКАНЬЕ -
    • испуганные движения сердца
    • толчки сердца от испуга
    (4) ЁЛКА -
    • "берёт на лапу" игрушками
    • Главная героиня Новогодн. праздника
    • Дерево, приглашённое в гости
    • Детский новогодний праздник с играми и танцами
    • Домашнее дерево с 1 по 14 января
    • Зимний праздник в Кремле
    • Непременный новогодний атрибут
    • Новогодн. дерево со стеклян. "плодами"
    • Новогодний "склад" подарков
    • Пушистая новогодняя красавица
    • на фото женщина, певица
    • праздник со Снегурочкой
    • принарядившееся дерево
    (6) ЁЛОЧКА -
    • "Метель ей пела песенку”
    • Нарядная, которая на праздник к нам пришла
    • Обычный узор при укладке паркета
    • нарядная, что к нам пришла
    • срубленная под корешок
    (7) ЁМКОСТЬ -
    • Вместилище для жидких и сыпучих тел
    (5) ЁРНИК -
    • Да он просто издевается!
    • Озорник и безобразник, пустой шутник и повеса
    • Озорной гуляка и повеса (устар.)
    • Повеса волокита, насмешник
    • Повеса, озорник (устар.)
    • Старое название повесы
    (3) ЁРШ -
    • "Опьяняющая" рыба
    • Какую рыбу можно выпить?
    • Пиво без водки - деньги на ветер, а пиво с водкой - что будет
    • коктейль по-русски
    • колючий, но в уху пойдёт
    • скорпена
    (5) ЁРШИК -
    • "Шомпол" для мытья бутылок
    • Бутылочный "шомпол"
    • Чем чистят не только бутылку, но и дуло пистолета?
    • Шомпол для бутылок
    (3) ААВ -
    • Корифей эстонской оперы
    • Мэтр эстонской оперы
    • Опера "Викерцы" (эст. композитор)
    • Опера "Викерцы" (эстонский композитор)
    • Опера "Викинги" (эст. композитор)
    • Опера "Викинги" (эстонский композитор)
    • Эст. композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор и дирижер, автор оперы "Викинги"
    • Эстонский композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор, автор оперы "Викерцы"
    • Эстонский композитор, автор симфонический поэмы "Жизнь"
    • Эстонский композитор, автор хоровых песен "Утро", "Певец", "Хмель", "Исчез в ночи"
    • Эстонский корифей оперы
    • Эстонский мастер оперы
    (5) ААВИК -
    • эстонский композитор
    (3) ААК -
    • "Плывучий" голландец
    • Вид парусника
    • Др.-герм. судно для перевозки вин
    • Древнегерманск. парусная баржа
    • Древнегерманск. парусное судно
    • Древнегерманская парусная баржа
    • Древнегерманский парусник
    • Древнегерманское судно для перевозки вин
    • Древнее парусное грузовое судно
    • Древняя парусная баржа
    • Одномачтовое плоскодонное судно, использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин
    • Парусник-"голландец"
    • Парусное плоскодонное судно типа баржи
    • Парусный "голландец"
    (3) ААЛ -
    • Вид населенного пункта в Туве
    • Дух из оперы якутского композитора Г.И.Литинского "Нюргун Боотур"
    • Поселение у тувинцев-кочевников
    (7) ААЛБООТ -
    • Одномачтовая парусная лодка в Нидерландах
    (8) ААЛТОНЕН -
    • Финский скульптор, автор монументов: "Дружба", "Мир"
    (4) ААЛЫ -
    • Имя киргизского поэта Токомбаева
    (4) ААПА -
    • Безлесный тип болота на севере Евразии
    (5) ААРГХ -
    • Супермен из фантастических романов Андрея Белянина
    (4) ААРЕ -
    • Один из главных притоков Рейна
    • Приток Рейна в Швейцарии
    • Река Швейцарского плоскогорья
    • Река в Европе
    • Река в Швейцарии, левый приток Рейна
    • Река, рождённая в Бернских Альпах
    (5) ААРНЕ -
    • Финский фольклорист, автор фундаментального "Указателя сказочных типов"
    (5) ААРОН -
    • Библейский первосвященник
    • Брат и помощник пророка Моисея
    • Брат пророка Моисея
    • В Библии - первый первосвященник Еврейского народа, брат пророка и законодателя Моисея
    • Во время отсутствия Моисея именно он по требованию народа изготовил золотого тельца
    • Говорил с людьми по велению бога Яхве
    • Кто замещал библейского Моисея, пока тот общался с Яхве?
    • Кто из библейских героев превратил свой посох в змею на глазах у фараона?
    • Моисей был косноязычен, и вещать за него был вынужден старший брат, прозванный "устами Моисея". Как звали брата?
    • Первый ветхозаветный первосвященник
    • Первый первосвященник, брат Моисея
    • Первый священник из Ветхого Завета
    • Толмач при библейском Моисее
    • Элвис . Пресли
    (11) ААРОНОВЩИНА -
    • В старообрядчестве согласие, отделившееся во 2-й половине 18 века от филипповцев
    (5) ААРРА -
    • Бог в древнеарабской мифологии - покровитель города Босра
    • Бог плодородия у арабов
    (3) ААХ -
    • Бог Луны у египтян
    • В египетской мифологии - божество луны, почиталось в Фивах
    • Египетский бог Луны
    (4) ААЮН -
    • Город в Западной Сахаре, иначе Эль-Аюн
    (2) АБ -
    • "Вода" по-арабски
    (3) АБА -
    • Арабская мужская одежда, длинный шерстяной плащ с прорезями для рук, служивший и постелью
    • Левый приток Томи
    • На какой реке стоит город Прокопьевск?
    • Плащ у арабских кочевников
    • Редкое сукно и плащ из него
    • Шерстяной плащ бедуина
    • плащ у арабских народов
    (6) АБАГАР -
    • Печатный или цельногравированный молитвенник-амулет у болгар и сербов в XVII-XVIII веках
    (6) АБАДАН -
    • Город-порт в Иране
    • Иранский порт
    • Опера украинского композитора Ю.С.Мейтуса
    • Портовый город в Иране
    (4) АБАЖ -
    • Анидаг, Йагупоп, Нушрок, ..
    • Квакающий приятель Анидаг
    • Министр Йагупопа
    • Министр из свиты Йагупопа
    • Министр короля Йагупопа
    • Министр при дворе Йагупопа
    • Отрицательный персонаж "Королевства Кривых зеркал"
    • министр в правительстве Нушрока
    • приятель Нушрока (сказ.)
    • противник Оли и Яло (сказ.)
    (6) АБАЖУР -
    • "Колокол" на лампе
    • "Наряд" для настольной лампы
    • "Нахлобучка" для настольной лампы
    • "Парашют" над лампой
    • "Шапка" лампы
    • "Шляпа" для потолочной лампы
    • "Шляпка" для настольной лампы
    • "шляпа" для лампы
    • "шляпа" лампы
    • В четвертой по счету статье словаря Даля приводится синоним этого слова - "тенник"
    • Головной убор околпаченной лампы
    • Если защемляет нос пенсне, а носит монету портмоне, то что склоняет свет?
    • Зонтик над лампочкой
    • Колпак лампы
    • Колпак на лампе, создающий уют
    • Колпак настольной лампы
    • Колпак светильника
    • Колпак торшера
    • Колпак, которому все до лампочки
    • Колпак, создающий уют
    • Косо прорезанное тюремное окно
    • Лампочкина "шляпка"
    • Прикрытие для лампы
    • Световая покрышка
    • Скажите по-французски "отражающий свет"
    • Тряпичный собрат стеклян. плафона
    • Тряпичный собрат стеклянного плафона
    • У модницы шляпка, а что у лампы?
    • Чем "околпачен" светильник?
    • Шляпа для торшера
    • Шляпка светильника для создания нужной освещенности
    • колпак для лампы
    (4) АБАЗ -
    • Денежка персов
    • Древнеперсидская монета
    • Мелкая серебряная монета, распространённая в старину на Кавказе
    • Монета Древней Персии
    • Персидская мера веса, равная 368 гр
    • Старинная персидская монета
    • Эта иранская серебряная монета, широко распространенная в XVI-XVII вв в странах Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии, получила свое название по имени иранского шаха Аббаса I
    (6) АБАЗИН -
    • Представитель народа России (Карачаево-Черкессия)
    (8) АБАЗИНЕЦ -
    • Представитель северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (8) АБАЗИНКА -
    • Представительница северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (6) АБАЗИЯ -
    • Нарушение способности ходить при сохранности других движений ног
    (4) АБАЙ -
    • . Кунанбаев (поэт-просветитель)
    • Казахский поэт-просветитель
    • Поэт Кунанбаев
    (4) АБАК -
    • "Компьютер" древнего мира
    • Архитектурная деталь: плита над колонной
    • В архитектуре - верхняя часть капители колонны
    • Верхняя плита пилястры
    • Верхушка капители
    • Греческий предок калькулятора
    • Допотопные счёты древних греков
    • Древние счеты с пятеричной системой счисления
    • Именно этому предмету посвящена первая статья "Математического энциклопедического словаря"
    • Калькулятор Пифагора
    • Компьютер времен Дедала и Икара
    • Плита на верху капители
    • Пращур компьютера
    • Предок канцелярских счётов
    • С этого счетного устройства начинается история компьютера
    • Счёты Пифагора
    • Счёты времён Пифагора
    • Счёты для Пифагоровых расчётов
    • Счёты наших пращуров
    • доисторический компьютер
    • допотопные счёты
    • прапрадед компьютера
    (5) АБАКА -
    • Банан с Филиппин
    • Банан, родом с Филиппин. островов
    • Банан, родом с Филиппинских островов
    • Банановая пенька родом из Манилы
    • Бананово-текстильная пенька
    • Какое слово можно получить из слова "Кааба" путём перестановки букв
    • Манильская пенька
    • Манильский гашиш, растёт на Филиппинах
    • Пенька из Филиппин
    • Перевёртыш слова Акаба
    • Поменяйте буквы в слове "Акаба"
    • Филиппинская пенька
    • Филиппинский банан
    • Филиппинский текстильный банан
    • Что можно получить из слова "Кааба", если в нём поменять местами буквы
    • манильная пенька
    (6) АБАКАН -
    • "Облака плывут в . "
    • "Отец + река" по-хакасски
    • В Японии Токио, а что в Хакасии?
    • В какой город плывут облака из песни Александра Галича?
    • Впадает в Красноярское водохранилище
    • Город правительства Хакасии
    • Наша республиканская столица с двойником Эйфелевой башни
    • Переведите на хакасский язык "отец + река"
    • Река, впадающая в Енисей
    • Республика со столицей Хакасия
    • Столица Республики Хакасия
    • Столица Хакасии и приток Енисея
    • Хакасская река, лев. приток Енисея
    • Хакасская река, левый приток Енисея
    • Центр Республики Хакасия
    (5) АБАКО -
    • Итальянский композитор
    (8) АБАЛАКИН -
    • Малая планета
    (8) АБАЛАКОВ -
    • Известный советский альпинист, именем которого назван пик на Памире
    (7) АБАНДОН -
    • Отказ грузовладельца от своих прав на застрахованное имущество при уплате ему страховой суммы
    • Полная утрата судна
    (5) АБАНТ -
    • Прадед Персея
    • Сын Посейдона и нимфы Аретусы
    (6) АБАРИД -
    • Житель мифической страны гипербореев в древнегреческой мифологии
    (6) АБАРИС -
    • В греческой мифологии житель Гипербореи, прорицатель и жрец Аполлона
    (4) АБАС -
    • Циклоп из якутских мифов
    (5) АБАСИ -
    • Египетский хлопок
    • Хлопок из Египта
    (5) АБАЧА -
    • Глава государства Нигерия, председатель Временного правящего совета
    (8) АБАШИДЗЕ -
    • Грузинский поэт

    (c) Новый сканвордист - ответы на все сканворды 2021

    Десятина

    ДЕСЯТИНА

    Чтобы понять принцип десятины, стоит начать с рассмотрения истории Аврама (еще не Авраама). На тот момент он еще не являлся отцом всех верующих, он еще не был обрезан, и еще не вошел в завет с Богом.

    В 14 главе Бытие Аврам встречается с царем Содомским, и с Мелхиседеком, царем Салимским. После того, как они вкусили хлеб и вино, Аврам отдал Мелхиседеку десятую часть всего завоеванного имущества. Здесь явно виден ближневосточный обычай, который существовал около 2000 лет до новой эры. Мелхиседек, — священник Бога Всевышнего. (В оригинале Бог — Эль), Эль является верховным божеством, которому поклоняются все хананеи и семитские племена этих мест. В их мифологии Бог Всевышний является отцом других семидесяти богов, среди которых был и Яхве. Эль разделил землю на регионы, и доверил каждому богу людей определенной земли.* Похоже, что Мелхиседек — священник Бога Всевышнего — был руководителем крупнейшего арабского племени тех мест. В те времена арабы в основном являлись воюющими племенами, и по их законам после захватнических рейдов они должны были отдавать своему царю — руководителю племени десятую часть всего завоеванного. Аврам уважает этот обычай, и тоже отдает десятину.

    Есть разница между тем как понимают спасение христиане, и как его понимают иудеи. Для христиан спасение — это благодать и вечная жизнь, а для иудея спасение — это наследство и земля. Наследство находится в Ханаанской земле, а земля принадлежит Яхве. И Яхве, будучи покровителем этой земли, просит десятую часть всего того, что дает земля. Египтяне и жители Месопотамии самостоятельно научились орошать поля, а землю ханаанскую поливает Яхве. Поэтому они должны давать десятину, внимание: «со всего что растет» , то есть с продуктов растениеводства и животноводства. У них не существовало никаких финансовых обязательств.

    Принцип десятины в Ветхом Завете основывается на том, что у левитов нет земельного надела, и поэтому они живут за счет десятины. Левит получает десятую часть от народа, будь оно доброе или худое, а затем, в свою очередь, они отдают в Храм десятую часть от того, что получили, но отдают лучшее. Это была первая десятина. Вторая десятина была частью урожая, что приносили в храм, которую ели с семьей, левитом и бедняками, которые не платили десятину, потому что им не было с чего ее платить. Третья десятина давалась один раз в три года, ее отдавали беднякам и левитам. Отсюда исходит, что евреи платили около двадцати трех процентов налогов из того, что у них выросло. Из-за того что старший сын наследовал двойную часть наследства, младшие часто продавали свою часть старшему, и занимались ремесленничеством или торговлей, уезжали в другие города или даже страны, создав еврейскую диаспору по всему древнему миру.

    Десятина платилась не с того, что человек зарабатывал , а с того, что тебе давала земля. Иисус не платил десятину, потому что Он был беден. Иосиф не платил десятину, потому что он был плотником, из плотницкого дела не платилась десятина. Петр тоже не платил десятину, потому что рыболовство не облагалось десятиной. Десятина не платилась деньгами, а только продуктами, выращенными на земле. Ремесленники не платили десятину, хотя давали добровольные пожертвования, у них также был налог для храма, налог для царя, налог, который отдавали римлянам.

    Десятина платилась только с того, что давала земля, потому что земля принадлежала Иегове, и благодаря Ему все на земле росло. Эти 23 процента не были добровольными, это был обязательный налог, который использовался не только на религиозные нужды, но и на гражданские и социальные нужды: из десятины давались пожертвования беднякам. И если вы обратите внимание, на содержание храма из этой суммы тратился только 1 процент, а не 10 процентов. То есть священникам, духовным работникам, доставался только 1 %, а левитам, людям, которые занимались больше хозяйственной и административной работой — 10%.

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру». (Матф 23:23) Когда Иисус это говорил, Нового Завета еще не существовало. Иисус пытался реформировать иудейскую религию, Он подчеркивал превосходство моральной составляющей закона, а не утверждал законность десятины в Новом Завете.

    Иерусалимская христианская церковь имела общую собственность, многие продавали свою личное имущество, и приносили деньги в общий банк. Ни в коем случае церковь не брала десятину со своих членов. Далее в Деяниях Апостолов, 15-й главе, мы видим, что последователи Христа в процессе дискуссии пришли к компромиссу: христиане из Иерусалима остаются под законом, а язычники свободны от ярма закона. Затем, в 21-й главе Деяний после неудачной попытки найти правосудие у иудеев, Павел ищет защиты у римлян, и это значит, что он отказывается от своих обязанностей платить налоги иудеям.

    Есть ли десятина в Новом завете? Нет, есть только добровольные пожертвования, потому что спасение для иудеев — это наследство, земля и страна, и десятина — это налог на то, что тебе дает земля. А в Новом Завете спасение включает в себя благодать и веру. И, как следствие благодати, ты не обязан платить налог, ты приносишь добровольные дары по повелению твоего сердца.

    Как к десятине относятся в других церквях?

    В католицизме Фома Аквинский говорит: «Десятина — это и моральная и юридическая заповедь. Моральная, потому что надо давать, юридическая, потому что церковь имеет право тебе говорить, сколько, как, и где надо давать».

    В протестантизме, Лютер в своей проповеди в 1525 году говорит, что давая десятину посреднику между Богом и человеком, ты признаешь его как посредника. Это было принято в Ветхом завете, а в Новом, давая десятину посреднику, ты признаешь посредника между тобой и Христом и тем самым ты не получаешь благодать Христа. Но при этом он говорит, что принцип десятины сам по себе хороший. Он хорош в том смысле, что если у крестьянина есть 10 куриц, то он может отдать одну, если же у него только 9, то он ничего не должен отдавать. Бедняки не должны ничего платить. Десятина — это налог для землевладельцев, и это лимит, феодал не должны брать более десяти процентов от прибыли. А сам феодал, в свою очередь, должен построить приход и платить зарплату священнику.

    Когда организовалась церковь адвентистов седьмого дня, Елена Уайт настаивала на принципе десятины. Ее главными аргументами были: необходимость для пасторов получить богословское образование, основание санатория в Баттл Крик, а также глобальная миссия. В самом начале она понимала десятину как обязанность членов продать десятую часть своих имений и передать эту сумму Генеральной конференции, что оказалось непосильной ношей. Хотя в те годы Америка была по большей части аграрной страной с зачатками индустриализации, и у людей не было таких финансовых операций как сегодня, но адвентисты пришли к той формуле, которая сохранилась по сей день.

    В заключение, я соглашусь с Лютером, что принцип десятины сам по себе хорош. Любой организации нужны финансы для составления бюджета, для оплаты текущих расходов и содержания пасторов. Проблема в том, что представление десятины как обязанности на основе Ветхого Завета не имеет под собой никакого теологического основания. Мы живем в Новом Завете, мы живем под благодатью.

    ДЕСЯТИНА (лат. decima), 1) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от к-рых перешла в зап. христианскую церковь. Впервые христианская церковь, ссылаясь на Библию, потребовала Д. в 585. С 779 Д. стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Д., взимавшаяся в средние века католич. церковью, бралась с урожая зерна и винограда (т. н. большая Д.), огородных и технич. культур (малая Д.), скота и продуктов скотоводства (Д. крови). Канонически Д. распределялась: 1/3 на содержание церк. здания, 1/3 священнику, 1/3 на помощь беднякам прихода. Но с развитием феод, отношений она фактически стала почти целиком взиматься в пользу высшего духовенства. Осн. тяжестью Д. ложилась на крестьянство (высшие слои населения часто от неё освобождались). Отмена Д. (или её ограничение) была одним из требований крестьян во мн. восстаниях. Во Франции была отменена в 1789-90, в других странах в течение 19 в. На Руси Д. была установлена в 10 в. (кн. Владимиром Святославичем); позже церкви было предоставлено право взамен Д. собирать пошлину с дел, рассматривавшихся церк. судом, но в отдельных случаях продолжалось и взимание Д. различными церк. орг-циями (но не монастырями). Окончательно ликвидирована в кон. 19 в.

    В исламе разновидностью Д. является закат.

    2) Русская поземельная мера. Известна с кон. 15 в. Первоначально Д. измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 квадратных саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казённой Д. был определён в 2400 квадратных саженей (1,0925 га). В 18 - нач. 20 вв. употреблялась также хоз., или косая, Д. (80X40 = = 3200 квадратных саженей), хоз. круглая Д. (60X60 = 3600 квадратных саженей), сотенная (100X100 = 10000 квадратных саженей), бахчевая (80 X 10=800 квадратных саженей) и др. После Окт. революции, в связи с переходом к метрич. системе мер, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 14 сент. 1918, применение Д. было ограничено, а с 1 сент. 1927 запрещено.

    Лит.: Каменцова Е. И. и Устюгов Н. В., Русская метрология, М., 1965.

    Смотреть что такое ДЕСЯТИНА в других словарях:

    ДЕСЯТИНА

    I(на западе Европы) первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала Д. обязательной. смотреть

    ДЕСЯТИНА

    (лат. decima) 1) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у. смотреть

    ДЕСЯТИНА

    ДЕСЯТИНА, -ы, ж. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв.саженям или 1,09 гектара. II прил. десятинный, -ая, -ое.

    ДЕСЯТИНА

    десятина ж. 1) Единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы. 2) Налог в размере одной десятой части дохода, взимавшийся с населения на содержание церкви и духовенства (на Руси и в Западной Европе в период феодализма).

    ДЕСЯТИНА

    десятина 1. ж. уст.dessiatina (measure of land = 2,7 acres) 2. ж. тк. ед. ист. (налог)tithe

    ДЕСЯТИНА

    десятина десятинник Словарь русских синонимов. десятина сущ., кол-во синонимов: 3 • десятинник (1) • мера (250) • налог (39) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: десятинник, мера, налог. смотреть

    ДЕСЯТИНА

    I. Д. - это одноразовое отчисление от воен. добычи (Быт 14:20)или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу св. смотреть

    ДЕСЯТИНА

    (Tithing). Передача десятой части собственности или произведенного продукта в распоряжение религиозных институтов и духовенства. Эта древняя практика была широко распространена в античности, в иудаизме и соседних ближневосточных культурах. В. з. заповедями о десятине подчеркивается величина (десятая часть) дара, что отражает веру в непосредственное право Бога распределять зерно, вино и масло, крые дозволено производить людям. В различные исторические периоды Израиля действовали различные предписания, относящиеся к десятине. До кодификации Второзакония передачей десятины сопровождались местные культовые праздники в святилище напр., Амос (вероятно, в связи с обетом Иакова, Быт 28:22) упоминает о десятине, принесенной в Вефиль (Ам 4:4). Первый приплод скота и десятина от урожая предназначались для праздничной трапезы. Священник, крый служил в святилище, путники, вдовы и сироты разделяли трапезу с теми, кто приносил десятину. Неизрасходованная часть десятины отдавалась священникам, их помощникам, а также нуждающимся(Втор 14:22идал.). Согласно Втор, первый приплод скота и десятину приносили в главное святилище, в Иерусалим (*на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там", 14:23), семьи и левиты из разных городов обязаны были посещать Иерусалим для участия в праздничной трапезе. Если путешествие затягивалось и доставить десятину оказывалось слишком трудным, разрешалось продать десятину и купить все необходимое для Иерусалима (ст. 24 и дал.). Но все же данная система не обеспечивала в надлежащей степени потребности нуждающихся, поэтому каждый третий год предписывалось оставлять десятину в родном городе (ст. 2829; 26:1215). Ее распределяли между левитами, пришельцами, сиротами и вдовами, крые сами не могли добыть себе пропитание. Доставка десятины в Иерусалим изменила само ее содержание. Она в значительной мере превратилась из пожертвования части урожая в нечто похожее на культовый налог. К-ром е того, концентрация богослужебного культа в Иерусалиме повлекла за собой потребность храмового священства в чем-то вроде постоянного дохода. В период плена десятина стала одним из налогов, уплачиваемых духовенству. В послепленных текстах культовая трапеза уже не упоминается; в этот период десятину клали на хранение в склады (Неем 10:38; Мал 3:10). Ее уже не доставляли в Иерусалим, а отдавали местным левитам (Неем 10:3738). Т.о., десятина фактически превратилась в налог. В НЗ лишь несколько упоминаний о десятине. Иисус обличал фарисеев за то, что они платят десятину (греч.apodekatoo), но не исполняют другие важные требования закона о справедливости, милосердии и вере (Мф 23:23; ср. Лк 11:42). В Лк рассказывается о молящемся в Храме фарисее: "…даю десятую часть из всего, что приобретаю" (18:12). В Евр 7:6; 8:9 есть три ссылки на Быт, с упоминанием десятины. В ранней Церкви ее членам предписывалось платить десятину. В отличие от в. з. правил ее рассматривали как абсолютный минимум необходимых пожертвований, крый платили со всего дохода; "Дидахе" предписывает, чтобы "первые плоды" отдавались с "денег, одежды, всего имущества" (13:7). В позднейшей церковной истории обязанность платить десятину всегда вступала в противоречие с заповедью Христа продать все имущество и раздать деньги нищим (Мф 19:21), а также с Павловым учением, согласно к-ром у Христос несет свободу от предписаний за:кона(Гал 5:1). КVVIbb. практика десятины твердо установилась в исторических христианских регионах на Западе, а вVIII в. каролингские правители еделали уплату церковной десятины частью государственного закона. КXII в. монахам, крым раньше было запрещено непосредственно принимать десятину (и крую они сами выплачивали), предоставили некрую свободу позволили непосредственно получать десятину и не выплачивать ее. Нередко разгорались споры: одни старались уклониться от уплаты, другие присвоить доходы от десятины. Средневековые десятины делились на земельные (плоды урожая), личные (результаты труда) и смешанные (продукты животноводства). К-ром е того, они подразделялись на большие (ячмень, овес, дерево), крые передавали приходскому священнику или настоятелю местного монастыря, и малые, включавшие все остальные виды земельных десятин плюс смешанные и персональные десятины. В Англии, особенно к XVIXVII вв., вопрос о десятине стал предметом постоянного конфликта, поскольку благосостояние государственной Церкви зависело от ее уплаты. Попытки архиепископа Лодадо 1640 г. повысить объем десятинных выплат обусловлены серьезными социальнополитическими и экономическими причинами. Английские пуритане и другие группы ратовали за отказ от десятины в пользу добровольных пожертвований, предназначенных для духовенства. Но самую жаркую и ожесточенную полемику вызвал вопрос о десятине во время Гражданской войны. После нее законодательно предусмотренная практика десятины просуществовала до XX в. D.K. McKlM (пер. Ю.Т.) Библиография: G. Constable,Monastic Tithes from Their Origins to the Twelfth Century; C. Hill, Economic Problems of the Church from Archbishop Whitgift to the Long Parliament; L. Vischer,Tithing in the Early Church. . смотреть

    ДЕСЯТИНА

    (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) - 1) Д. церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. смотреть

    Вопрос финансирования Церкви сегодня почему-то особенно занимает умы людей. Особо яростные атеисты готовы отобрать у Церкви всё её имущество, обложить её налогами, сделать практически нищей. Но тогда встаёт закономерный вопрос – за счёт чего она тогда должна существовать? Как проблема финансирования Церкви решалась в России и Европе раньше и сейчас – в нашем материале

    Власти Германии приступили к разработке инициативы по введению нового религиозного сбора с населения – «налога на мечеть». То есть все граждане, считающие себя мусульманами, обязаны будут платить этот налог на содержание немецких мечетей. В противном случае вход туда для них будет закрыт.

    Это делается по аналогии с «церковным налогом», существующим в ряде европейских стран, – Германии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Дании, Италии, Финляндии и Исландии. В этих странах Церковь существует на средства налогоплательщиков. Мы решили вспомнить особенности церковного налогообложения в «просвещённой» Европе, которые, возможно, удивят тех, кто привык обвинять Русскую Православную Церковь в стяжательстве или вмешательстве в дела государства.

    Германия. В этой стране церковный налог высчитывается как процент от суммы подоходного налога – как правило, 8-9% в зависимости от коммуны. Это примерно 3-3,5% дохода физического лица. Им облагается любой крещёный немец. Для того чтобы перестать платить церковный налог, надо официально выйти из лона Церкви, отказавшись от совершения всех таинств, включая Исповедь и Причащение.

    Кельн

    В Кёльнском соборе. Фото: Noppasin Wongchum / Shutterstock.com

    Как отмечает издание Breitbart, быстро растущий отток верующих и упадок католической веры в Германии вызваны как раз церковным налогом и растущей либерализацией церкви, тяготением её к протестантизму. Сегодня многие немецкие священнослужители – неверующие, а отношения между людьми внутри церкви становятся всё более формальными и утилитарными, пишет издание. Упадок веры и церкви в Германии в 2015 году был отмечен даже папой Франциском. Резкое снижение посещаемости воскресных месс, числа церковных браков, рукоположений заставили его говорить о разрушении католической веры в этой стране.

    При этом в 2017 году церковь в Германии получила 7,1 млрд долларов налоговых поступлений (в рублях это бы составило около 413 млрд по тому курсу). И это несмотря на то, что с 1996 года официальное католическое население Германии сократилось с 27,5 до 23,6 млн человек – более чем на 14%. Только в 2016 году церковь покинули 162 тысячи граждан.

    То есть в практически неверующей стране церковь получила лишь за год семь миллиардов долларов налогов. Запомним эту цифру.

    В других европейских странах церковный налог несколько меньше. Так, в Австрии он составляет 1,1% дохода, там его может собирать любая официально признанная религиозная группа, однако пользуется этой возможностью в основном только католическая церковь. В Дании размер церковного налога составляет от 0,42 до 1,48% дохода верующего лица – в зависимости от коммуны. В 2013 году таким образом было собрано 6,3 млрд датских крон (если в рублях – это около 357,8 млрд). В Швейцарии платят 2,3% от дохода, в Финляндии – 1-2%, в Италии – 0,8%.

    в церкви

    Фото: www.globallookpress.com

    В Швеции налог на церковь – 1%, причём платят его как верующие, так и неверующие. При том, что здесь религия отделена от государства. Любой гражданин, не указавший своё вероисповедание, по умолчанию платит налог в Церковь Швеции – он автоматически вычитается из зарплаты. Так что все шведские атеисты по налоговой статистике – члены церкви. Так, в 2013 году в Швеции насчитывалось 6,6 млн членов Церкви Швеции, из которых лишь 15% говорили, что верят в Иисуса Христа. Из них тех, кто хотя бы раз в месяц посещает богослужения, – 6%.

    В Исландии ситуация схожа со Швецией. Церковный налог здесь тоже платят как верующие, так и неверующие. В 2015 году около 75% граждан были членами Евангелическо-лютеранской церкви, однако значительное число из них были атеистами, и лишь 12% регулярно (минимум раз в месяц) посещали церковь. При этом, согласно исследованию Gallup International, лишь 51% всего населения Исландии можно было назвать религиозным.

    То есть в европейских странах, которые часть наших граждан до сих пор воспринимают как некий идеал справедливого общественного устройства, церковь спокойно вмешивается в дела государства, даже если официально она от этого государства отделена. Церковь собирает неплохие налоговые поступления, миллиарды долларов в год, причём налоги на её содержание платят в том числе неверующие. А там, где этим налогом облагаются только верующие, без его уплаты невозможно совершить ни одно церковное таинство. И такая традиция в Западной Европе идёт от VI-VIII веков. В частности, в 779 году Карл Великий превратил в обязательный для всех налог церковную десятину, которая до этого была добровольным приношением в церковь десятой доли доходов.

    Карл

    Карл Великий. Фото: www.globallookpress.com

    А что в России?

    В истории России также существовала церковная десятина, и её появление связано с именем святого князя Владимира, крестившего Русь. Принятие православной веры означает и принятие Православной Церкви, а её существование требует, в том числе, и материальных затрат – на строительство и благоустройство храмов, создание и распространение церковной литературы, написание икон, содержание клира и многое другое. На всё это требуются деньги, и в этом нет ничего зазорного.

    Святой князь Владимир определил в качестве первого источника доходов Церкви десятую часть «от имения своего и от градов своих», как свидетельствует «Повесть временных лет». То есть десятину, прежде всего, стал платить глава государства. Другим источником доходов Церкви стали церковные суды: Церковь получила право рассуживать гражданские дела, от чего ей полагались отчисления в виде пошлин. Но десятина князя всё же оставалась главным ресурсом существования Русской Церкви.

    князь Владимир

    Святой князь Владимир. Фото: www.globallookpress.com

    Вот что пишет историк Дмитрий Володихин о различии десятины на Руси и в Западной Европе того времени:

    В Западной Европе на протяжении VI-VIII столетий церковная десятина превратилась в обременительный налог, обязательный для всех прихожан. Это вызывало ярость и ненависть к священству. В эпоху Реформации такая десятина, наряду с индульгенциями, симонией и иными «сосудами скверны», сыграла роль страшной бреши в позициях католичества. У нас, на Руси, весьма долго десятину платил только князь. Для времен двоеверия, борьбы с мятежами волхвов и прочими прелестями языческой старины такой порядок обеспечения Церкви был весьма полезным. Он лишал почвы настроения недовольства в обществе, настороженно относившемся к новой вере, он избавлял от лишних конфликтов.

    После монголо-татарского нашествия русские князья стали беднее, а главным богатством Руси стала земля. Вот и церквям и монастырям вместо десятины дали земельные угодья, на которых они сами смогли бы строить хозяйства и обеспечивать себя.

    «Распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей грамотности, по обладанию книжными сокровищами духовенство стояло выше всех прочих слоёв русского общества. Оно развивало инженерную мысль, ставило смелые экономические эксперименты, осваивало доселе непроходимые дебри. Конечно, некоторым храмам и монастырям выплачивалась «руга» - постоянное денежное обеспечение от монарха, знатной семьи или же богатых горожан. Но всё-таки земля обеспечивала достаток священников и епископов гораздо надёжнее. От неё приходили деньги на благотворительность, покупку богослужебных предметов, строительство, да просто на жизнь попам и дьяконам», - пишет Володихин.

    Интересно, что и в домонгольскую эпоху, и после неё на Руси, в отличие от Европы, деньги на содержание Церкви выделяли князья, знать и богатые горожане. Обеспечение Церкви было мудрым и справедливым, не в форме обременительного налога, как в Европе, а в форме пожертвования.

    Петр 1

    Пётр I. Фото: www.globallookpress.com

    После петровских реформ в XVIII веке началась секуляризация церковных земель – государство их стало отбирать.

    Вместо отобранных владений вся Церковь снизу доверху оказалась посаженной на государственное жалование. Время от времени его выплачивали скверно, иногда совсем не выплачивали. Множество монастырей оказалось «за штатом», иначе говоря, им не платили ни копейки, отдав на милость местных жителей. В Российской империи Церковь жила бедно. Ну а советская власть, забрав то, что ещё у Церкви сохранилось, приучала её к нищете, расстрелам и страданиям,

    - свидетельствует Дмитрий Володихин.

    А что же сейчас? Сейчас Русская Православная Церковь живёт, в основном, на пожертвования и средства от продажи свечей, икон, духовной литературы, продающихся на территориях различных храмов. Но это не торговля в привычном смысле слова. Так, в интервью изданию «Православие.ру» казначей Московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский) назвал главное отличие: полученный от продажи доход не является прибылью и не идёт на обогащение заинтересованных лиц – он полностью направляется на «уставную деятельность монастыря или прихода, в первую очередь – на социальное служение, а также на восстановление и украшение храма».

    Иериней

    Иеромонах Ириней (Пиковский). Фото: vk.com

    Было бы странно запрещать Церкви принимать пожертвования или брать деньги за требы – священнодействия, совершаемые священником по нужде отдельных лиц. Откуда тогда она возьмёт деньги на восстановление и благоустройство храмов, на хлеб и вино для совершения Евхаристии, на зарплату тем же священникам, чей труд немалый? Тем более что в России это всё, в отличие от некоторых европейских стран, происходит на добровольной основе: налогов на содержание Церкви мы не платим, палкой в храм никто никого не гонит.

    Историк Дмитрий Володихин считает, что Русская Церковь сегодня могла бы пойти по пути возрождения церковной десятины, которую мог бы платить «актив приходских общин в обмен на право получать полный отчёт о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы». Другой путь – передача всё большего имущества во владение или оперативное пользование Церкви. Конечно же, не с целью обогащения последней. А для более эффективного использования, например, земли и производства. Здесь нет ничего страшного, тем более что опыт такой у Русской Церкви был. И это лишь точка зрения.

    В любом случае, обвинения Русской Православной Церкви в стяжательстве и вмешательстве в государственные дела несостоятельны, особенно в сравнении с Европой. Когда вам захочется поругать нашу Церковь, вспомните Германию, где, несмотря на огромный отток верующих от католической церкви, она получает миллиарды долларов в год через налоги простых граждан. Или Швецию с Исландией, где содержание церкви, в которой почти не осталось верующих, оплачивают атеисты.

    Читайте также: