Служба в налоговой полиции приравнивается к военной

Опубликовано: 14.05.2024

от 14 ноября 2011 года Дело N 33-12543/2011

14 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Поповой А.А. и Николаевой Т.В.,

при секретаре Арбатской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сахарова А.В. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 11 июля 2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению Сахарова А.В. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков . об обязании осуществить перерасчет выслуги лет,

Сахаров А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков . в обоснование которого указал, что в период с по он проходил службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России . При увольнении ему произведен расчет выслуги лет в календарном и льготном исчислении. Согласно выписке из приказа Управления Федеральной службы налоговой полиции России . календарная выслуга составила 9 лет 6 месяцев 1 день, льготная 6 лет 11 месяцев 9 дней. В данный расчет в календарную выслугу лет была включена служба в Вооруженных Силах России с по , которая составила 2 года 28 дней, служба в органах внутренних дел с по в количестве 11 месяцев 17 дней и в органах налоговой полиции в количестве 6 лет 5 месяцев 16 дней. В льготную выслугу была включена выслуга в органах внутренних дел в количестве 5 месяцев 23 дня и в органах налоговой полиции - 6 лет 5 месяцев 16 дней.

В период с по проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков . Приказом от был уволен со службы по выслуге лет.

В соответствии с постановлением СМ РФ № 941 от 22.09.1993, время службы сотрудников налоговой полиции, имеющих специальное звание в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается как один месяц за два.

В связи с допущенной при расчете льготной выслуги Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков . ошибкой, льготная выслуга в количестве 3 лет 23 дней не учтена, размер получаемой им пенсии занижен.

На основании изложенного, с учетом уточнений, Сахаров А.В. просил суд произвести перерасчет выслуги лет, включить период 3 года 2 месяца 23 дня, с учетом коэффициента 2.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Сахарова А.В. отказано.

В кассационной жалобе Сахаров А.В. просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования, по тем основаниям, что приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции России . от выслуга в органах налоговой полиции была исчислена в количестве 6 лет 5 месяцев 16 дней, с учетом коэффициента 2. Данный приказ наделил правом истца на получение пенсии с учетом исчисления льготной выслуги лет. Если же приказ противоречит закону, то должен был быть отменен. Однако он не был отменен и его положения являются действующими, так как в период прохождения службы в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России . истец входил в состав подразделения осуществлявшего физическую защиту, поэтому установленная данным приказом льготная выслуга лет в количестве 6 лет 5 месяцев 16 дней, с учетом коэффициента 2, соответствует действующему на тот момент закону.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд сослался на выписку из приказа от директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, но не учел, что данный приказ был издан после увольнения истца и после издания приказа от , которым была начислена льготная выслуга лет.

По мнению заявителя, приказ от не мог быть применен при расчете выслуги лет в льготном исчислении, поскольку в соответствии со ст. 12 Трудового кодекса РФ, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Указание суда на то, что доказательства привлечения Сахарова А.В. к оперативно-розыскной деятельности не представлены, не соответствует закону.

Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, выносит их на обсуждение. Определив, что обстоятельство привлечения Сахарова А.В. к оперативно-розыскной деятельности имеет значение для дела не вынес его на обсуждение, не предложил предоставить доказательства, не оказал содействие в их собирании и истребовании.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Сахарова А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков . Левкевич М.В., возражавшей против них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения кассационной жалобы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» с учетом редакции закона на день прекращения службы в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России . и на день разрешения вопроса о назначении пенсии по выслуге лет при прекращении службы в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков . в силу положений абз. 6 п.п. «в» пункта 3 которого время службы сотрудников налоговой полиции, имеющих специальные звания, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты - по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, засчитывается на льготных условиях: один месяц службы за два месяца, в выслугу лет для назначения пенсий. Суд установил, что Сахаров А.В. проходил службу в органах налоговой полиции со по в звании . в должности . . В период прохождения им службы в органах налоговой полиции Перечнем должностей оперативного состава и подразделений физической защиты федеральных органов налоговой полиции, служба в которых засчитывается сотрудникам в выслугу лет для выплаты процентной надбавки на льготных условиях, утвержденным приказом Департамента налоговой полиции РФ № 409 от 19.09.1994, и Перечнем должностей сотрудников подразделений местных органов налоговой полиции, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - за два месяца, утвержденным приказом ФСПН России № 486 от 31.12.1999, была предусмотрена должность . . Первоначально перечнем была предусмотрена должность . подразделения физической защиты (службы, отдела, отделения) с примечанием, что к сотрудникам, на которых распространяются льготные условия исчисления выслуги лет, относятся лица начальствующего состава, в чьи обязанности входит выполнение функций оперативного состава, обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, обеспечение физической защиты сотрудников и работников налоговых органов и членов их семей. По каждой штатной должности в оперативных подразделениях, подразделениях физической защиты, а также в местных органах налоговой полиции должны быть утверждены должностные обязанности с указанием выполняемых функций. Исчисление стажа службы для назначения и выплаты процентной надбавки на льготных условиях и прекращение её исчисления производится на основании приказа по органу налоговой полиции. Впоследствии перечнем была предусмотрена должность контролера с примечанием, что служба в этой должности подлежит учету при льготном исчислении стажа в случае привлечения их к оперативно-розыскной деятельности не менее 50% служебного времени.

Суд обоснованно исходил из того, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Сахаров А.В., замещая должности . отделения . межрайонного отдела УДНП РФ . . комендантского отделения . межрайонного отдела УДНП РФ . и . . межрайонного отдела УДНП РФ, в силу должностных обязанностей выполнял функции оперативного состава, осуществлял обеспечение безопасности деятельности налоговых органов и(или) обеспечение физической защиты сотрудников и работников налоговых органов и членов их семей, а также привлекался к оперативно-розыскной деятельности не менее 50 % служебного времени.

Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Ссылка в кассационной жалобе на содержание приказа Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от не может быть принята во внимание, поскольку этот приказ не содержит сведений, подтверждающих право Сахарова А.В. на исчисление ему выслуги лет в льготном порядке из расчета один месяц за два. Доводы кассационной жалобы о том, что суд не истребовал доказательств по этим вопросам, не влияют на законность решения суда, поскольку Сахаров А.В. ни в суде первой инстанции, ни в кассационной жалобе, ни в судебном заседании судебной коллеги не указал, какие документы, помимо имеющихся в деле, и в каком органе необходимо было истребовать для подтверждения его доводов.

Все доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иную оценку добытым по делу доказательствам, что не отнесено статьей 362 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в кассационном порядке.

При таких обстоятельствах решение, проверенное по доводам жалобы, отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 360, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 11 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

(с изменениями на 30 июня 2002 года)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Служба в органах налоговой полиции Российской Федерации Служба в органах налоговой полиции Российской Федерации- вид государственной службы граждан Российской Федерации, состоящих на должностях в Департаменте налоговой полиции Российской Федерации (далее- Департамент налоговой полиции) или его органах в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, городах, районах в городах Москве и Санкт-Петербурге.

Сотрудники органов налоговой полиции Российской Федерации (далее- сотрудники налоговой полиции) имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Им выдаются служебные удостоверения установленного образца.

Сотрудники налоговой полиции после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Принципы службы в органах налоговой полиции Служба в органах налоговой полиции строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности органов налоговой полиции соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации.

Статья 3. Правовая основа службы в органах налоговой полиции Правовую основу службы в органах налоговой полиции составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", иные акты законодательства Российской Федерации, Конституции, законы и иные правовые акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативные акты Департамента налоговой полиции, принятые в пределах их полномочий, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах налоговой полиции.

Статья 4. Служебные обязанности и права сотрудника налоговой полиции

Сотрудник налоговой полиции выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой сотрудника налоговой полиции, настоящим Положением и контрактом.

При исполнении служебных обязанностей сотрудник налоговой полиции находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник налоговой полиции обязан принять меры к исполнению закона.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником налоговой полиции при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

Сотрудник налоговой полиции в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов Российской Федерации и не может быть ограничен решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

За противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник налоговой полиции несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Вред, причиненный физическим и юридическим лицам противоправными действия или бездействием сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 5. Специальные звания сотрудников налоговой полиции

Гражданам Российской Федерации, принятым в органы налоговой полиции на соответствующие должности, присваиваются следующие специальные звания:

а) лицам младшего начальствующего состава: прапорщик налоговой полиции, старший прапорщик налоговой полиции;

б) лицам среднего и старшего начальствующего состава: младший лейтенант налоговой полиции, лейтенант налоговой полиции, старший лейтенант налоговой полиции; капитан налоговой полиции; майор налоговой полиции; подполковник налоговой полиции;

в) лицам высшего начальствующего состава: генерал-майор налоговой полиции; генерал-лейтенант налоговой полиции; генерал-полковник налоговой полиции.

Специальные звания, присваиваемые лицам среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов налоговой полиции, являются пожизненными. При прекращении службы по основаниям, предусмотренным пунктами "а", "б", "в", "г", "е", "ж" и "з" статьи 45 настоящего Положения, к имеющемуся специальному званию добавляется слово "в отставке".

Статья 6. Должности, замещаемые лицами, имеющими специальные звания

Перечень должностей, замещаемых лицами младшего и среднего начальствующего состава органов налоговой полиции, утверждается Департаментом налоговой полиции.

Перечень должностей, замещаемых лицами высшего начальствующего состава органов налоговой полиции, утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 7. Профессиональная подготовка сотрудников налоговой полиции Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников налоговой полиции осуществляется по договорам в учебных заведениях других министерств государственных комитетов и ведомств Российской Федерации.

Организация и содержание профессиональной подготовки сотрудников налоговой полиции определяются соответствующими ведомственными нормативными актами, учебными планами и программами Департамента налоговой полиции.

Статья 8. Прием на службу и перемещение по службе сотрудников налоговой полиции

На службу в органы налоговой полиции принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 20 лет, способные по своим деловым и личным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности.

Прием на службу в органы налоговой полиции лиц, ранее уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, органов государственной безопасности и внутренних дел, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 48 настоящего Положения.

На должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов налоговой полиции принимаются граждане, имеющие соответствующее юридическое, финансовое, экономическое, среднее, специальное или высшее образование.

Должности лиц, имеющих специальные звания, замещаются посредством назначения на должность в соответствии с настоящим Положением либо путем заключения индивидуальных контрактов.

Прием на службу сотрудника налоговой полиции оформляется приказом начальника соответствующего органа налоговой полиции в соответствии с его компетенцией либо подписанием контракта.

Приказ объявляется сотруднику налоговой полиции под расписку.

Статья 9. Ограничения в приеме на службу в органы налоговой полиции и ее прохождения

Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы налоговой полиции , если он:

- вступившем в законную силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

- имел или имеет судимость;

- не отвечает требованиям, предусмотренным в статье 8 настоящего Положения.

Сотрудникам налоговой полиции, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, родные братья, сестры, сыновья, дочери, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов) не разрешается проходить службу в одном и том же органе налоговой полиции, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Сотруднику налоговой полиции запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

Статья 10. Контракт о службе в органах налоговой полиции

Контракт о службе в органах налоговой полиции заключается между гражданином Российской Федерации И Департаментом налоговой полиции в лице руководителя соответствующего органа налоговой полиции. Форма и условия контракта утверждаются Департаментом налоговой полиции.

В контракте оговариваются обязательство гражданина выполнять возложенные на него обязанности по службе в органе налоговой полиции, соблюдать Присягу сотрудника налоговой полиции, внутренний распорядок, требования настоящего Положения и обязательство Департамента налоговой полиции обеспечить социально-правовые гарантии и необходимые условия для службы принимаемому на службу сотруднику, предусмотренные законодательством, настоящим Положением и по соглашению сторон.

В контракте также указываются юридические последствия, наступающие в результате невыполнения сторонами взятых на себя обязательств, а также отказа руководителя органа налоговой полиции продлить контракт без достаточных на то оснований. Контракт заключается только в письменной форме.

Контракты о службе на должностях, замещаемых лицами, имеющими специальные звания налоговой полиции, заключаются на определенный срок и в письменной форме. При этом для граждан, впервые поступивших на службу в органы налоговой полиции в контракте должен предусматриваться срок службы в органах налоговой полиции не менее трех лет. Контракт может быть продлен или заключен на новый срок по соглашению сторон не менее чем за два месяца по окончания срока, установленного в контракте.

Для лиц, поступивших в учебное заведение, обучение которых осуществляется за счет средств Департамента налоговой полиции в контракте предусматривается обязанность прохождения службы в органах налоговой полиции со сроком не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

В случае служебной необходимости сотрудник налоговой полиции может привлекаться к исполнению обязанностей, не предусмотренных контрактом, на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже чем его оклад по занимаемой должности.

Статья 11. Назначение на должность

Должности лиц, имеющих специальные звания налоговой полиции, определяются перечнями, установленными в соответствии со статьей 5 настоящего Положения, и предусматриваются в штатном расписании органов налоговой полиции.

Назначение сотрудников налоговой полиции на должности, замещаемые лицами, имеющими специальные звания налоговой полиции, осуществляется их прямыми начальниками в порядке, устанавливаемом директором Департамента налоговой полиции.

При назначении сотрудника налоговой полиции на должность обеспечивается использование его по основной или родственной специальности либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования его на должности по новой для него специальности назначению должна предшествовать соответствующая переподготовка этого сотрудника.

В отдельных случаях сотрудник налоговой полиции может быть назначен исполняющим обязанности по должности. При этом непрерывный срок исполнения обязанностей по вакантной должности не должен превышать двух месяцев, а по невакантной - четырех месяцев.

Назначение директора Департамента налоговой полиции осуществляется Президентом Российской Федерации.

Первый заместитель директора Департамента налоговой полиции назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению директора Департамента налоговой полиции.

Лица, принятые в органы налоговой полиции для прохождения службы на должностях младшего, среднего и старшего начальствующего состава налоговой полиции, зачисляются на службу в указанные органы с одновременным назначением на должность и присвоением специального звания приказами по Департаменту налоговой полиции.

Разрешается временное замещение вакантных и невакантных должностей среднего и старшего начальствующего состава наиболее подготовленными, состоящими на службе в органах налоговой полиции лицами младшего начальствующего состава при условии, если по штату у лиц, занимающих эти должности, не положено иметь в подчинении лиц среднего и старшего начальствующего состава налоговой полиции.

В отдельных случаях с согласия директора Департамента налоговой полиции или его первого заместителя допускается назначение или прием на работу служащих налоговой полиции за счет вакантных должностей, замещаемых по штату лицами среднего и старшего начальствующего состава налоговой полиции.

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Жуковой И.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействительными абз . 6 пп . "в" и абз . 33 пп . "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части слов: "по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором ФСНП России",

А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными абз . 6 пп . "в" и абз . 33 пп . "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части слов: "по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации".

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права на пенсионное обеспечение.

В суде А. поддержал заявленные требования и пояснил, что обжалуемые положения допускают отказ в льготном исчислении выслуги лет сотрудникам налоговой полиции, проходившим службу в оперативных, следственных подразделениях, подразделениях физической защиты, и другим сотрудникам при их участии в оперативно-розыскной деятельности. Так, при увольнении из органов налоговой полиции он лишился права на пенсию, т.к. время службы в органах налоговой полиции ему было засчитано в календарном исчислении, а не льготном, как предусмотрено законом.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Д.Е., З., Д.М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают пенсионные права сотрудников налоговой полиции.

Выслушав объяснения заявителя А., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Д.Е., З., Д.М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Совет Министров - Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. принял Постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно абз . 33 пп . "г" пункта 3 Постановления в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца службы в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты органов налоговой полиции - сотрудникам этих органов, имеющим специальные звания, по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

Как пояснили в суде представители Правительства РФ Д.Е., З., оспариваемый нормативный правовой акт издан в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом "О пожарной безопасности", постановлениями Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие этих Законов и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации".

Правительство Российской Федерации определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции.

Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, в статье 51 предусматривает право директора ФСНП России определять перечни подразделений и должностей, служба в которых подлежит льготному исчислению.

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".

Настоящий Федеральный закон сохранил лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, и членам их семей выплату пособий и предоставление льгот, установленных по состоянию на 1 июля 2003 года в соответствии со статьей 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, и признал утратившим силу Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (статья 55).

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителя об ограничении оспариваемым нормативным правовым актом прав сотрудников налоговой полиции на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии.

А. также обжалует положения абз . 6 пп . "в" пункта 3 Постановления, в соответствии с которыми время службы сотрудников налоговой полиции, имеющих специальные звания, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты - по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, засчитывается на льготных условиях: один месяц службы за два месяца в выслугу лет для назначения пенсий.

Из объяснений заявителя А. в суде следует, что он не проходил службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Оспариваемые положения не затрагивают его прав.

Согласно разъяснению пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1995 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают права сотрудников, проходивших службу в органах налоговой полиции и участвующих в оперативно-розыскной деятельности, на пенсионное обеспечение, заявление А. не подлежит удовлетворению.

Если заявитель полагает, что, будучи сотрудником налоговой полиции, он участвовал в оперативно-розыскной деятельности и ему необоснованно отказали в льготном исчислении выслуги лет, то он вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

заявление А. о признании недействительными абз . 6 пп . "в" и абз . 33 пп . "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов , сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части слов: "по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Служил в налоговой полиции в данный момент служу по контракту в погранвойсках, дело подходит к пенсии,общий стаж 20 лет в календарях, увольняюсь по здоровью,категория "В"ограниченно годен.Подскажите,что мне положено при увальнение в запас.Спасибо.

Ответ юриста:
Вадим, Здравствуйте.
Служба в налоговой милиции подлежит включению в выслугу лет, дающую право на пенсию. Этот вывод следует из положений постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, предназначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы либо по договору в качестве боец, матросов, сержантов и старшин или службу в органах внутренних дел, Гос противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Русской Федерации»
1. Установить, что в выслугу лет для предназначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по договору бойцам, матросам, сержантам и старшинам (дальше называются — военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Гос противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
служба в органах налоговой милиции Русской Федерации в качестве служащих, имеющих особые звания;При увольнении Вам также положена выплата 7 окладов валютного содержания.
________________________________________

Учился в военной академии, через полгода отчислили, за неуспеваемость, перед отчислением сказали, что осталось служить срочной службы 9 месяцев, в армию не забрали, т.к. не было 18 лет. Летом этого же года поступил в другую военную академию, с 1 августа подписывали контракт, мне сначала хотели прдписать , но потом вспомнили что 18 лет только через неделю, прошло 4 месяца, могу ли я подписать контракт сейчас?

Ответ юриста:
Илья хороший вечер! Подскажите сколько вы отучились во 2-ой академии?
________________________________________

Здравствуйте ! Подскажите мне пожалуйста могу ли я служить в полиции еслив у меня на теле есть татуировки ? незапрещенно ли это законом и как это может повлиять на службу в полиции .

Ответ юриста:
Уважаемый Максим! Здравствуйте! Ни Конституцией Русской Федерации, ни Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» не предвидено такового запрета поступать и находится на таковой службе по мотиву наличие наколок". Только бы судимости не было. Если Вам не бай-Бог откажут в приеме по такому основанию — совершенно точно подавайте заявление в суд, да к тому же потребуйте возмещения морального вреда за схожее унижение.
________________________________________

Я являюсь военнослужащего к/с, прохожу службу в ВМФ РФ, в этом году мною был написан рапорт на имя командира части на поступление в военный ВУЗ. Мой рапорт был подписан командиром. Сегодня пришла телеграмма о том, что наш корабль уходит на боевую на несколько месяцев, как раз в то время, когда начинается отбор кандидатов на поступление в самом вузе, командир заявил, что отпускать для поступления он никого не намерен. На сколько правоправны его действия?

Ответ юриста:
Я являюсь военнослужащего к/с, прохожу службу в ВМФ РФ, в этом году мною был написан рапорт на имя командира части на поступление в военный Университет. Мой рапорт был подписан командиром. Сейчас пришла телеграмма о том, что наш корабль уходит на боевую на несколько месяцев, как раз в то время, когда начинается отбор кандидатов на поступление в самом вузе, командир заявил, что отпускать для поступления он никого не хочет. На сколько правоправны его деяния?
Максим
Добрый день! По существу вашего
вопроса могу сказать и объяснить последующее, что данные правоотношения
регулируются штатским законодательством Русской Федерации, в согласовании
с которым Вам нужно обратиться письменно в адресок военной гарнизонной прокуратуры с приложением копий рапорта с резолюцией командира части. Они должны будут провести проверку и оказать помощь.
________________________________________

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста возможен ли перевод из государственной гражданской службы в военную без увольнения, с сохранением специальных званий и классных чинов?За ранее благодарю! Анастасия.

Ответ юриста:
Екатерина, хорошей ночи! К огорчению схожий перевод не вероятен, невзирая на то событие, что и штатская и военная служба входя в единую систему гос службы.
________________________________________

Брат поступил в военный ВУЗ на СПО прапорщик. Срок обучения-2.5 года. После первого года заключают контракт и дают зарплату ежемесячно
После первого курса на каникулы приехал домой с небольшими жалобами. Сходил к врачу. Врач поставил диагноз Остеохондроз шейного отдела. Выписал лечение. Времени ходить по больницам не было. Было решено проходить лечение в ВУЗе по рецепту. По прибытию в ВУЗ брат отдал все документы. В том числе и справку с диагнозом. Когда пришло время заключить контракт,ему сказали,что у него остеохондроз и контракт будет заключен в следующем месяце. Но зарплату ему выплачивать не будут из-за остеохондроза. Сказали,что чтобы оспорить диагноз,ему нужно встать в очередь с документами,подтверждающими,что лн здоров. Очередь длиться около года. После его направляют в Голицино Москву на переосвидетельствование. Правомерно ли это и что он может сделать,чтобы ему платили зарплату?

Ответ юриста:
Согласно действующего законодательства если Ваш брат проходит военную службу по договору то он и должен получать соответственное валютное довольствие, болезнь не оказывает влияние на валютное довольствие. Если не выплачивают валютное довольствие то он имеет право обратиться в суд и обжаловать данные деяния в судебном порядке.
________________________________________

Ваш вопрос: служба в военной полиции

Здравствуйте! Я из Армении. Моего знакомого 2012 году приговорили к лишению свободы сроком на 2.5 года, на основание 327 статьи части 1 УК Армении ( отказ от службы в армии в мирное время). Просидев 1год и 3 месяца его освободили и сняли судимость, государство признало свою ошибку. Недавно начилась война в Карабахе. Могут ли его опять посадить в тюрьму, так как он не хочет служит, но уже по 327 статье части 2 УК Армении ( отказ от службы в армии в военное время)? Не противоречит ли это Конституции Армении ( ст.22 — никто не может быть наказан за одно и тоже деяние дважды) ? Заранее спасибо!

Ответ юриста:
Не противоречит ли это Конституции Армении ( ст.22 — никто не может быть наказан за одно и тоже деяние два раза)? Заблаговременно спасибо!
Максим
Вы описываете не одно и тоже же деяние, а различные, совершенные в различное время. В их идентична только квалификация.
Ситуацию вашу можно сопоставить как то, что человек сделал подделку документа, его оправдали, а потом он сновал сделал ТАКУЮ же подделку, даже пусть такого же документа, таким же методом. Но это различные деяния.
________________________________________

Ваш вопрос: служба в военной полиции

Здравствуйте! Муж отработал в районе Крайнего Севера 12 лет в Норильском никеле, теперь ему предложили перейти на службу в военную организацию, тоже в Норильске! Прибавится ли ему к северному стажу эта служба? Или ему надо будет снова 15 лет отрабатывать?

Ответ юриста:
Добрый день,
для получения, так называемого«северного стажа» довольно проработать в местности приравненной к районам Последнего Севера более 20 лет, а в районах Последнего Севера 15 лет. Таким макаром, мужчины могут выйти на пенсию при достижении возраста 55 лет, а дамы в 50 лет. На каком предприятии либо организации Ваш супруг трудился и трудится в данное время не имеет дела, нужно, чтоб соблюдалось условие: работа в регионе, который отнесен к районам Последнего Севера.
Всего хорошего.
________________________________________

Я по образованию зубной врач, могу ли я поступить на службу в военный госпиталь по специальности? И куда мне нужно обратиться для этого. Заранее спасибо!

Ответ юриста:
По окончании мед образовательного учреждения у Вас должен быть военный билет. При имеющейся вакансии Вы вправе написать заявление о приеме на работу. Ваше заявление должно быть принято к рассмотрению.
________________________________________

Ответ юриста:
Здравствуйте! В военный стаж заходит срочная служба в целях предназначения пенсии.
________________________________________

Похожие ответы:

Восстановление на военную службу Ваш вопрос: преступления против военной службы Обращается к Вам военно-морской офицер, капитан 3 ранга запаса запаса, проходивший военно-морскую службу на…

Военный билет Ваш вопрос: Добрый день!Я получил паспорт в Ростове на Дону, на военный учёт там не вставал,затем переехал жить в Украину.В Украине жил до 30 лет.Сейчас мне 30 лет переехал на пмж…

Военная ипотека Ваш вопрос: военный адвокат екатеринбург Моя семья (я, жена и сын ) получили квартиру по программе молодая семья в 2004 году, Тюменская обл. У нас у каждого по 1/3 квартиры. Мне…

Как после срочной службы продолжить службу по контракту с категорией Б? Ваш вопрос: служба по борьбе с мошенничеством Здравствуйте! Я нахожусь в рядах РА.В июне служба заканчивается но я очень…

фото 417_1

Служба в правоохранительных органах сопряжена с известной долей риска и особой спецификой.

Исходя из подобных соображений, законодательство определяет целый ряд льгот и иных стимулирующих механизмов для сотрудников МВД.

Бесплатно по России

Во многом они привязаны к так называемой выслуге лет. Под ней следует понимать стаж службы в правоохранительных органах. Об особенностях, связанных с выслугой лет в МВД, и пойдет речь в данной статье.

Что такое надбавка за выслугу лет в МВД

Для сотрудника полиции срок его службы в МВД имеет довольно большое значение. Стаж влияет на следующие льготы и выплаты:

Надбавки к окладу

В зависимости от срока службы сотрудник МВД получает дополнительные денежные выплаты, которые составляют определенный процент от его оклада по занимаемой служебной должности. Так, стоит отметить, что на дополнительное денежное обеспечение полицейский может рассчитывать лишь после двух лет правоохранительной деятельности. Чем стаж больше, тем значимее в процентном отношении надбавка.

Получение ведомственной пенсии

Если сотрудник прослужил в правоохранительных органах нужный срок, то, необходимый стаж, составляющий на данный момент 20 лет, он может рассчитывать на специальную ведомственную пенсию, которая зависит от размера его должностного оклада по последней должности и званию.

Кроме непосредственной работы в полиции, право на получение надбавок к окладу и получения льготной пенсии дают следующие периоды, которые входят в стаж:

  1. Временная нетрудоспособность. Под ней следует понимать периоды нетрудоспособности, подтвержденные больничными листами.
  1. Декретный отпуск. Периоды нетрудоспособности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним до полутора лет.
  1. Прохождение военной службы. Нахождение в армии, а также приравненных в ней структурах, например, ФСИН.
  1. Обучение. Учеба по программам среднего специального и высшего профессионального образования также может быть включена в выслугу, но при условии, что она длилась не более 5 лет. перПериод обучения засчитывается не полностью, а из расчета 1 день учебы за 2 дня стажа службы в правоохранительных органах.
  1. Незаконное отстранение от службы. Если сотрудник МВД был отстранен от исполнения должностных обязанностей на неправомерных основаниях, то этот период может быть засчитан в льготный стаж в полном объеме.

Как посчитать доплату

Доплата за стаж считается довольно просто, так как непосредственно зависит от оклада сотрудника МВД и выражается в процентном отношении от нее.

Более подробно это отражено в таблице ниже:

Срок службыДоплата (в процентах от оклада)
2-5 лет10%
5-10 лет15%
10-15 лет20%
15-20 лет25%
20-25 лет30%
Более 25 лет40%

Кроме доплат по выслуге лет, работники органов внутренних дел могут получать и иные надбавки, в том числе:

  • за особые условия;
  • за работу с секретной документацией;
  • за шифровальную работу;
  • за звание, подтверждающее определенную квалификацию;
  • за добросовестное исполнение обязанностей, связанных со службой.

Все вышеперечисленные формы материальных выплат суммируются друг с другом, но при этом все они привязаны к должностному окладу и начисляются в процентном отношении от него.

Пример расчета

Нижеприведенные примеры позволит понять, каким образом рассчитывается надбавка за выслугу лет сотруднику МВД.

Пример 1

Сержант патрульно-постовой службы служит в органах внутренних дел 3 года, имея должностной оклад в 15 тысяч рублей. Соответственно, его выслуга составляет 3 года, поэтому он имеет право на десятипроцентную надбавку.

10% от 15 тысяч составляет 1500 рублей. Таким образом, на руки сотрудник получит 15000+1500=16500 рублей (без учета иных надбавок).

Пример 2

Оперуполномоченный капитан полиции прослужил в полиции 9 лет. При этом он обучался в ведомственном ВУЗе МВД России в течение 5 лет. Должностной оклад его составляет 36 тысяч рублей. Его выслуга составляет 11,5 лет (9 лет службы + 5 лет обучения, но с учетом понижающего коэффициента 0,5).

20% от 360000 составляет 7200. На руки полицейский получит 36000+7200=43200 рублей (без учета иных надбавок).

Изменения в связи с пенсионной реформой 2019 года

фото 417_2

В 2019 году характер выплат по стажу, а также основания для их исчисление не изменились.

При этом основным нововведением относительно материального обеспечения сотрудников является индексация должностного оклада.

Ее размер составляет 4,3%, что соответствует показателям запланированной инфляции в текущем году.

Повышение окладов произойдет с 1 октября этого года, а учитывая, что выплаты за выслугу лет непосредственно привязаны к ним, то фактический их размер также увеличится, хотя в относительном выражении они останутся на прежнем уровне.

На протяжении всего 2018 года обсуждался вопрос об увеличении выслуги лет для получения льготной пенсии до 25 лет, однако на данный момент этого не произошло.

Увеличение доплаты до 25 лет

Главная новость заключается в том, что планировалось увеличение доплаты за 25 лет службы. Вопрос на данный момент остается открытым и нерешенным.

Существуют ли налоговые льготы по выслуге лет

Сотрудники МВД, вышедшие на пенсию по выслуге лет, вправе рассчитывать на некоторые льготы и послабления. Так, они освобождаются от уплаты налога на имущество в полном объеме.

Также в некоторых регионах может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов на землю и транспортные средства.

Выслуга лет в МВД или, иными словами, стаж службы в этой силовой структуре имеет большое значение в вопросах, связанных с материальным обеспечением сотрудников органов внутренних дел. Условия поощрений, связанных с ней, остаются неизменными и не претерпели особых изменений в 2019 году.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть дополнительную информацию о том, как повлияла пенсионная реформа на выслугу лет за службу МВД:

Читайте также: