Установление дифференцированных налоговых ставок

Опубликовано: 16.05.2024

Перед началом непосредственного рассмотрения вопроса, обозначенного в наименовании настоящей статьи следует сделать некоторое отступление, связанное с возникновением налогов и налогообложением как таковых.

Ни для кого не секрет, что налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Обязанность платить налоги четко прописана в Статье 57 Конституции Российской Федерации.

Появление налогообложения, как совокупности всех налогов и сборов, взимаемых государством в установленном законом порядке, связано с переходом от присваивающей к производящей экономике, переходом к соседской общине, зарождением протогосударств (а впоследствии и государств в современном понимании) и главное, возникновением частной собственности.

Еще со времен общины существовали общие для всех ее членов нужды и потребности (к примеру, охрана территории). Для этого потребовалось, чтобы члены общины периодически отдавали часть своих доходов (в натуральном, а позже в денежном эквиваленте) в специальный общий фонд. С течением времени стал появляться обособленный государственный аппарат, отсутствовавший в ранней общине, ознаменовавший зарождение государств, на содержание которого и стала уходить большая часть отданных (изъятых) средств. Так, с появлением настоящих государств, для которых наличие слаженно функционирующего бюрократического аппарата является определяющим фактором, возникло само налогообложение.

Переходя к современной истории, следует отметить, что в настоящей статье подробно будет рассмотрен лишь один вид налогов: налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Остальные же виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов для настоящей статьи не представляют исследовательской ценности.

Про НДФЛ стоит сказать, что это основной вид прямых налогов, взимаемых в РФ. Со времен т.н. «налоговой реформы» 2000-2001 гг. для всех граждан Российской Федерации существует единая налоговая ставка, равная 13% от полученного ежемесячного дохода. С одной стороны, устоявшаяся за 20 лет пропорциональная система налогообложения позволяет в некотором роде уровнять всех налогоплательщиков, что скорее хорошо, нежели плохо. Также установление данной системы позволило значительно увеличить налоговые поступления в бюджет, в том числе с доходов, которые ранее скрывались «в тени». Легкость администрирования и, следовательно, повышенная эффективность работы Федеральной налоговой службы также являются существенными достижениями введения единой налоговой ставки на доходы физических лиц.

Что же, в таком случае, служит основанием для пересмотра и возможного изменения налоговой системы с пропорциональной на прогрессивную? В первую очередь – это расходная часть федерального бюджета, а точнее, расходы на социальную политику государства. Под социальной политикой понимаются в т.ч. пособия, пенсии, различные мероприятия, направленные на улучшение качества и уровня жизни определенных социальных групп и пр. В некоторой степени на мнение правительства способно повлиять и общественное мнение. Как известно, граждане с невысокими доходами (да и не только невысокими) время от времени выказывают недовольство существующей налоговой системой и критикуют ее, требуя немедленного ввода прогрессивной шкалы, рассуждая при этом по принципу «богатые должны платить больше потому, что они богатые» и не вникая в суть каждой налоговой системы, возможной в экономике. Им известно лишь, что прогрессивное налогообложение – это система, при которой происходит увеличение эффективной ставки налога (т.е. реальной налоговой ставки, рассчитываемой как отношение фактически уплаченной суммы налогов к величине налогооблагаемой базы) с ростом налогооблагаемой базы (т.е. дохода). Однако мало кто из них знает, что прогрессивное налогообложение очень сложно по своей структуре, и даже видов прогрессий существует несколько. Эффективность сильно прогрессивной шкалы (обычно предлагаемой левыми силами) не подвержена, а расценивается как возможное уменьшение доходов богатых лиц. Потому правительство предпочитает игнорировать выступления отдельных групп населения, что, на мой взгляд, наиболее правильный подход.

Тем не менее, иногда возникают ситуации, когда государство само принимает решение о повышении налоговой ставки и введении прогрессивной шкалы. Инициатива может быть связана с уже упомянутой социальной политикой. А исходить подобная инициатива формально может от любого должностного лица или органа, если он упомянут в Статье 104 Конституции Российской Федерации.

Примера долго искать не придется. 23 июня 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в телеобращении к гражданам выступил с инициативой, предусматривающей повышение НДФЛ для лиц, чей доход превышает 5 млн рублей в год с 13% до 15%. С экономической точки зрения предложено введение двухступенчатой шкалы налогообложения без необлагаемого минимума. Разберем подробнее. Двухступенчатой потому, что будут существовать две т.н. «ступени», которых по-научному следует называть налоговыми ставками. Это 13% для граждан, чей доход не превышает 5 млн рублей в год, и 15% соответственно, см. выше. Без необлагаемого минимума – это значит, что налоговым кодексом не предусмотрен уровень дохода, ниже которого НДФЛ не взимается. Синонимичным и более коротким (хоть и менее точным и корректным) названием является – дифференцированная шкала налогообложения. Подобная шкала уже существовала в Российской Федерации до 2001 года. Тогда налоговая ставка колебалась от 12% до 30% в зависимости от величины дохода гражданина.

Помимо самой идеи введения вышеупомянутой шкалы, Президент поведал, на какие нужды, в случае внесения соответствующих изменений в налоговый кодекс, можно будет потратить вырученные средства: для лечения детей с редкими заболеваниями. Здесь, стоит заметить, без влияния общества не обошлось, поскольку абсолютно все его слои давно выступают за прекращения сбора денег на лечение детей посредством индивидуальных пожертвования. Президент согласился с людьми – оплачивать лечение для таких детей должно именно государство. Не поддержать его было бы кощунственным шагом. Данная мера даст бюджету дополнительно 60 млрд рублей ежегодно, что весьма значительно (к примеру, на нацпроект «Культура» тратится чуть менее 15 млрд). Для того, чтобы данные средства использовались лишь для лечения детей, законодательством будет предусмотрено только целевое их использование. То есть ни на что другое потратить их будет нельзя.

Учитывая чрезвычайную мягкость и аккуратность введения предложенной меры, стоит сказать, что она вполне оправданна и правильна. Данная мера начнет применяться с 1 января 2021 года, а это значит, что правительство успеет подготовить основу для последующего внесения изменений в налоговый кодекс.

Буду надеяться, что в нашей стране наконец-то исчезнет позорная традиция собирать деньги на лечение через СМС.

Среда
19 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

О возможности установления дифференцированных ставок по транспортному налогу

Вопрос: О возможности установления дифференцированных ставок по транспортному налогу.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 2015 г. N 03-01-11/930

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по налоговым вопросам сообщает.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) принцип двойного налогообложения для физических лиц не предусмотрен.

Согласно статье 38 Кодекса каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

По вопросу уплаты транспортного налога.

Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Таким образом, вопрос об установлении размеров налоговых ставок по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ

Дифференцированные ставки для общего налога, выплачиваемого при упрощенной системе налогообложения (УСН), предполагают, что размер этого сбора может варьироваться.

Точная его величина может составлять от 5 до 15% объекта налогообложения, при этом возможность таких дифференцированных ставок возникает, лишь если в качестве объекта налогообложения организация выбрала один из двух, доступных при УСН, а именно доходы минус расходы (а не сами по себе доходы).

Понятие и законодательное регулирование

Подобные дифференцированные ставки для такого сбора устанавливаются на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, за регионами закреплено право устанавливать их в любом размере внутри указанного диапазона от 5–15 процентов от упомянутой налоговой базы.

Дифференцированная налоговая ставка предполагает, что при одном и том же сбор с различных предприятий для них будет действовать различный процент. Точная его величина будет определяться дополнительными обстоятельствами.

В частности дифференцированная налоговая ставка в России действует для сбора, который взимается с организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, последняя сокращенно также именуется упрощенкой.

Сама по себе упрощенная система налогообложения предполагает, что действующий в соответствии с ней для данной компании единый платеж замещает ряд других.

дифференцированные ставки это

К ним относится прежде всего налог, взимаемый с прибыли организаций, однако данное изъятие не относится к сбору, который требуется платить с доходов, которые начисляются на дивиденды.

Кроме того, это налог на добавленную стоимость (НДС). Помимо этого в число таких сборов, замещаемых этим единым налогом, выплачиваемым по упрощенке, входит начисляемый на имущество.

Однако начиная с 2015 года организации, которые работают по УСН, все равно должны платить данный налог на собственность, для которой в качестве налоговой базы определяется кадастровая стоимость.

При этом все прочие налоги помимо перечисленных организации отчисляют в полном объеме.

При этом в качестве объекта налогообложения для общего сбора, выплачиваемого организациями, перешедшими на упрощенку, определяются либо сами по себе доходы, либо же (отдельный случай) доходы, которые уменьшаются на размер расходов.

Использование при УСН

Ставки для общего налога, выплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, различаются в зависимости от объекта налогообложения.

дифференцированные ставки это

В качестве такового могут выступать доходы предприятия, в этом случае ставка будет составлять 6%. Также допускается, чтобы объектом налогообложения были доходы за вычетом расходов. В такой ситуации ставка по умолчанию составляет 15%.

В последнем случае (при объекте налогообложения доходы минус расходы) также появляется возможность введения дифференцированных ставок, которые и составляют основную тему данной статьи. Это право принадлежит субъектам Российской Федерации. Диапазон этой величины может быть от 5 до 15 процентов.

В Российской Федерации существует более 80 субъектов Федерации, и они предлагают весьма разнообразную величину ставок общего налога по УСН в оговоренном диапазоне от 5 до 15% от размера доходов за вычетом расходов.

Условия применения

Дифференцированные ставки могут быть выбраны исключительно теми организациями, которые имеют право на УСН.

Подобная возможность перейти на упрощенку существует для предприятий, у которых взятые в совокупности величина доходов от реализации продукта за вычетом налога на добавленную стоимость, а также полученных из внереализационных источников, за определенный период не превышает определенной величины.

В качестве такого периода берутся девять месяцев, относящихся к календарному году, когда от такой структуры поступило соответствующее заявление.

дифференцированные ставки это

Следует иметь в виду, что такие показатели могут меняться. Так, за первые 9 месяцев 2016 года величина этого дохода не могла быть больше 59,805 миллионов рублей.

А для аналогичного периода в 2017 году тот же показатель не должен был превышать уже сумму, составлявшую 112,5 миллионов.

При этом предусмотрено, что в дальнейшем до 2020 года в отношении этой величины коэффициент дефлятора применяться более не будет. Иначе говоря, в течение этого срока она останется неизменной.

Также у такой организации за указанный период средняя численность сотрудников не должна превышать лимита в сто человек.

Кроме этого, ограничение установлено и для основных средств, остаточная стоимость последних не может быть более 150 миллионов. При этом данная норма действует лишь в отношении таких основных средств, в отношении которых производится амортизация, и которые согласно российскому законодательству рассматриваются как амортизируемое имущество.

Таким образом, объекты капитального строительства, которые в настоящее время относятся к незавершенным, а также земельные участки и прочие объекты землепользования, не включаются в указанный лимит в 150 миллионов рублей.

Для организаций существуют и дополнительные условия перехода на УСН. В частности, другие компании не могут владеть более чем четвертью таких организаций (т.е. доля участия не свыше 25%, в ином случае они подобного права лишаются).

При этом соблюдать это ограничение по доле других организаций в имуществе данной следует в течение всего времени, пока они работают на упрощенке. Им не предоставят режима УСН, если данный предел будет нарушаться, когда они запросят перехода на такой режим. Если же они перестанут соответствовать этому требованию в течение срока действия упрощенки, то они тоже потеряют на нее право.

Также не допускается упрощенка для структур, у которых имеются собственные филиалы либо если они располагают представительствами.

Помимо этого существует целый ряд направлений, деятельность в рамках которых является обстоятельством, безусловно запрещающим переход на УСН (и, соответственно, применение дифференцированных ставок в рамках упрощенки).

дифференцированные ставки это

В частности, на подобный режим не могут претендовать структуры, которые осуществляют выпуск продукции, с которой взимаются акцизы.

Также он недоступен для предприятий, которые занимаются разработкой полезных ископаемых, исключения в данном случае составляют те их разновидности, которые относятся к общераспространенным.

Помимо этого такая возможность отсутствует для организаций, которые на профессиональной основе занимаются торговлей на рынке ценных бумаг. Равным образом ее лишены структуры, ведущие игорный бизнес.

Дополнительно такое право отсутствует у адвокатов, обладающих собственными адвокатскими кабинетами либо учреждениями, которые относятся к иным формам аналогичных образований, а также у нотариусов, которые ведут собственную практику.

Если с организации взимается единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), то он представляет собой отдельный режим, отличный от УСН. И в этом случае право на упрощенку у подобных компаний также отсутствует.

Если все вышеназванные условия соблюдены и у компании есть право на УСН, то уже далее следует выяснить, обладает ли она возможностью применением к ней именно дифференцированных ставок.

дифференцированные ставки это

Основным условием получения доступа к такой ставке, которое действует для всех регионов, является то, что структура, чтобы получить доступ к этим ставкам, обязана перейти на упрощенку с объектом налогообложения «доходы, из которых вычли расходы».

Юридические лица, у которых в качестве такого объекта выступают просто доходы, подобной возможности не имеют.

По общему правилу предприятие самостоятельно решает, каким будет для него объект налогообложения. У всех компаний, имеющих право на УСН, есть возможность предпочесть любой из двух вариантов.

Дальнейшие условия определяются на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Каждый из них имеет возможность устанавливать собственные дифференцированные ставки для таких случаев. Их размер может находиться в пределах от 5 до 15 процентов.

Установленные льготы

Льготы для предприятий, которые работают на упрощенной системе налогообложения, отсутствуют, поскольку сам по себе режим УСН уже является льготным и предполагает, что компании отчисляют меньший налог, нежели в общем случае.

При этом дифференцированные ставки по общему налогу по УСН, хотя и предусматривают снижение его величины, в качестве льгот не рассматриваются.

Особенности оплаты

При оплате основного сбора по УСН за налоговый период принимается промежуток в один год. Также существует три отчетных периода, а именно квартал, полугодие и девятимесячный.

дифференцированные ставки это

За каждый из этих отчетных периодов требуется произвести авансовый платеж. Компания обязана перечислить его в срок 25 календарных дней после истечения отчетного периода (к примеру, для квартального — не позднее 25 апреля).

В конце года требуется выплатить весь налог за вычетом авансовых платежей, которые засчитываются в его размер.

Предприятию требуется выполнить это обязательство перед бюджетом в течение трех месяцев по истечению налогового периода, т.е. до 31 марта следующего календарного года. Для индивидуальных предпринимателей определен более длинный срок, составляющий четыре месяца (до 30 апреля).

В течение аналогичного срока (т.е. до 31 марта для компаний и 30 апреля для ИП) необходимо также составить декларацию по общему сбору по УСН. Ее предоставляют в надлежащее отделение Федеральной налоговой службы, для компаний это отделение по их местонахождению, а для ИП — по месту его жительства.

Подробнее о том, как узнать налоговую ставку при УСН, смотрите ниже на видео.


Содержание Содержание
  • Законодательная базы
  • Применение УСН
  • Условия применения дифференцированной налоговой ставки
  • Дифференцированные налоговые ставки
  • Льготы компаниям на УСН
  • Порядок уплаты УСН
  • Ответы на распространенные вопросы
  • Заключение

Дифференцированные налоговые ставки по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенки (УСН) означают, что ставка налога может варьироваться в пределах установленных величин. Размер налоговой ставки может изменяться от 5 до 15% от налогооблагаемой базы. Конкретная ставка устанавливается субъектами РФ самостоятельно. На усмотрение региональных властей налоговая ставка может предусматриваться для всех налогоплательщиков, либо только на отдельные категории. В статье рассмотрим, что собой представляют дифференцированные налоговые ставки.

Законодательная базы

Дифференцированные налоговые ставки (ДНС) для налога УСН устанавливаются в отдельных субъектах РФ. Региональные власти имеют право устанавливать в своих регионах ставку налога в диапазоне от 5 до 15% от налогооблагаемой базы.

ДНС предполагает, что при одном и том же виде налога для разных налогоплательщиков будет устанавливаться разный процент налога. Точный размер налоговой ставки будет зависеть от дополнительных обстоятельств. В РФ ДНС предусмотрена для компаний, перешедших на упрощенную систему налогообложения. При этом данная система налогообложения подразумевает, что единый налог, уплачиваемый компанией, заменяет налог с прибыли и НДС. Что касается налога на имущества, то компании на УСН с 2015 года также обязаны уплачивать данный налог с собственности, по которой в качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость.

Важно! В качестве объекта налогообложения у компаний на УСН выступает доход, либо доход, уменьшенный на величину расходов.

Применение УСН

Налоговая ставка для налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, будет зависеть от того, что именно является объектом налогообложения. В качестве такого могут выступать только доходы организации. Тогда налоговая ставка составит 6%. Либо, в качестве налогообложения могут выступать доходы, уменьшенные на расходы. В этом случае по умолчанию ставка налога считается равной 15%. Однако, при этом у компаний появляется возможность введения ДНС. Воспользоваться данным правом могут компании в более, чем 80 субъектах РФ.

Важно! Диапазон налоговой ставки довольно большой – от 5 до 15% от объекта налогообложения, то есть от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Условия применения дифференцированной налоговой ставки

Как уже понятно из вышесказанного, право на ДНС может возникнуть у тех компаний, которые находятся на УСН доходы минус расходы. Возможность перехода на УСН в установлена для тех организаций, сумма дохода от реализации которых за минусом НДС и внереализационного дохода за определенный промежуток времени составила определенное значение.

Под определенным промежутком времени при этом понимают первые 9 месяцев календарного года, в котором от компании поступает соответствующее заявление. Показатели дохода могут изменяться и об этом следует помнить. Например, в первые 9 месяцев 2016 года доход компании не должен был быть выше 59,805 млн. рублей. А в 2017 за эти же 9 месяцев – не более 112,5 млн. рублей. Пока установлено, что данное значение не будет меняться вплоть до 2021 года.

Еще одним из условий применения упрощенки является численность работников, которая не должна быть более 100 человек. Ограничение также касается и основных средств компании, остаточная стоимость которых не должна превышать 150 млн. рублей. Причем указанное значение действует только по основным средствам, которые в соответствии с действующим законодательством являются амортизируемым имуществом. То есть, незавершенные объекты капстроительства, земельные участки и иные объекты землепользования при определении лимита в 150 млн. рублей учитываться не будут.

Помимо основных условий перехода на упрощенный режим налогообложения, выделяют также и дополнительные. Например, доля участия иных компаний в организации не должна превышать 25%. В противном случае права на применение УСН компании утрачивают. Причем данное требование к размеру доли участия других компаний относят ко всему периоду времени, в течение которого компании трудятся на УСН. Если указанный лимит будет нарушаться, то в предоставлении режима УСН компании откажут. Также применение упрощенки не допускается и для компаний, имеющих филиалы или представительства.

Также следует учитывать, что существует целый перечень видов деятельности, запрещающих применение УСН, а значит и дифференцированные ставки УСН. К ним, например, относят компании, осуществляющие выпуск продукции, подлежащей взиманию акцизов. Кроме того, применять УСН не смогут компании, занятые разработкой полезных ископаемых. Исключение составляют общераспространенные разновидности. Недоступен режим УСН и для организаций, видом деятельности которой является торговля на рынке ценных бумаг. Также запрет установлен для компаний, ведущих игорный бизнес. Не могут перейти на УСН адвокаты, нотариусы, ведущие частную практику. Если компания находится на ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), то следует помнить, что это отдельный спецрежим налогообложения, отличающийся от УСН. Поэтому право на применение УСН у них также отсутствует.

Дифференцированные налоговые ставки

Когда компания соответствует вышеуказанным условиям, у нее возникает право на переход на УСН. Кроме того, также следует определиться с тем, появляется ли у компании возможность применения дифференцированных ставок УСН. При этом следует помнить, что дифференцированную ставку могут применять только те объекты хозяйственной деятельности, которые применяют УСН «доходы минус расходы». Если компания применяет УСН с объектом налогообложения «доходы», то право на ДНС у нее нет.

Льготы компаниям на УСН

Дополнительных льгот для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, нет. Это связано с тем, что упрощенка уже сама по себе является льготным налоговым режимом, так как компании оплачивают меньший налог по сравнению с общим режимом. Дифференцированные ставки по единому налогу УСН предусматривают снижение его размера, однако как льгота рассматриваться не могут.

Порядок уплаты УСН

При применении компаниями УСН за налоговый период принимают один календарный год. Кроме того, выделяют также 3 отчетных периода:

  • квартал;
  • полугодие;
  • 9 месяцев.

За каждый из указанных отчетных периодов налогоплательщики должны оплачивать авансовые платежи. Срок уплаты авансового платежа – до 25 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. По окончании календарного года компании должны уплатить всю сумму налога за вычетом тех авансовых платежей, которые они оплачивали в течение налогового периода. Сделать это необходимо в срок до 31 марта года, следующего за отчетным. Для ИП данный срок установлен – до 30 апреля.

Важно! Компаниям и ИП нужно предоставлять декларацию по единому налогу УСН. Сделать это нужно до 31 марта и до 30 апреля, соответственно, для организаций и для ИП. Предоставить декларацию необходимо в налоговый орган в соответствии с местом нахождения компании или местом жительства ИП.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за опоздание с предоставлением налоговой декларации по УСН?

Ответ: Если компания или ИП опоздала с предоставлением декларации на 10 и более рабочих дней, то налоговая вправе заморозить их расчетные счета. Кроме того, за опоздание даже на 1 день с подачей декларации компании должны будут оплатить штраф в размере 5-30% от суммы налога, но не менее 1000 рублей.

Заключение

Таким образом, если компании или предприниматели применяют в качестве системы налогообложения применяют УСН (доходы минус расходы), то в зависимости от того, в каком регионе они осуществляют свою деятельность, у них может возникнуть право на снижение налоговой ставки. Узнать, какие дифференцированные ставки по УСН доходы минус расходы установлены в своем регионе можно в своем налоговом органе. Получить информацию можно обратившись лично в НФС или найти сведения на официальном сайте налоговой, выбрав свой регион.

Дифференцированные ставки для общего налога, выплачиваемого при упрощенной системе налогообложения (УСН), предполагают, что размер этого сбора может варьироваться.

Точная его величина может составлять от 5 до 15% объекта налогообложения, при этом возможность таких дифференцированных ставок возникает, лишь если в качестве объекта налогообложения организация выбрала один из двух, доступных при УСН, а именно доходы минус расходы (а не сами по себе доходы).

Понятие и законодательное регулирование

Подобные дифференцированные ставки для такого сбора устанавливаются на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, за регионами закреплено право устанавливать их в любом размере внутри указанного диапазона от 5–15 процентов от упомянутой налоговой базы.

Дифференцированная налоговая ставка предполагает, что при одном и том же сбор с различных предприятий для них будет действовать различный процент. Точная его величина будет определяться дополнительными обстоятельствами.

В частности дифференцированная налоговая ставка в России действует для сбора, который взимается с организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, последняя сокращенно также именуется упрощенкой.

Сама по себе упрощенная система налогообложения предполагает, что действующий в соответствии с ней для данной компании единый платеж замещает ряд других.

дифференцированные ставки это

К ним относится прежде всего налог, взимаемый с прибыли организаций, однако данное изъятие не относится к сбору, который требуется платить с доходов, которые начисляются на дивиденды.

Кроме того, это налог на добавленную стоимость (НДС). Помимо этого в число таких сборов, замещаемых этим единым налогом, выплачиваемым по упрощенке, входит начисляемый на имущество.

Однако начиная с 2015 года организации, которые работают по УСН, все равно должны платить данный налог на собственность, для которой в качестве налоговой базы определяется кадастровая стоимость.

При этом все прочие налоги помимо перечисленных организации отчисляют в полном объеме.

При этом в качестве объекта налогообложения для общего сбора, выплачиваемого организациями, перешедшими на упрощенку, определяются либо сами по себе доходы, либо же (отдельный случай) доходы, которые уменьшаются на размер расходов.

Использование при УСН

Ставки для общего налога, выплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, различаются в зависимости от объекта налогообложения.

дифференцированные ставки это

В качестве такового могут выступать доходы предприятия, в этом случае ставка будет составлять 6%. Также допускается, чтобы объектом налогообложения были доходы за вычетом расходов. В такой ситуации ставка по умолчанию составляет 15%.

В последнем случае (при объекте налогообложения доходы минус расходы) также появляется возможность введения дифференцированных ставок, которые и составляют основную тему данной статьи. Это право принадлежит субъектам Российской Федерации. Диапазон этой величины может быть от 5 до 15 процентов.

В Российской Федерации существует более 80 субъектов Федерации, и они предлагают весьма разнообразную величину ставок общего налога по УСН в оговоренном диапазоне от 5 до 15% от размера доходов за вычетом расходов.

Условия применения

Дифференцированные ставки могут быть выбраны исключительно теми организациями, которые имеют право на УСН.

Подобная возможность перейти на упрощенку существует для предприятий, у которых взятые в совокупности величина доходов от реализации продукта за вычетом налога на добавленную стоимость, а также полученных из внереализационных источников, за определенный период не превышает определенной величины.

В качестве такого периода берутся девять месяцев, относящихся к календарному году, когда от такой структуры поступило соответствующее заявление.

дифференцированные ставки это

Следует иметь в виду, что такие показатели могут меняться. Так, за первые 9 месяцев 2016 года величина этого дохода не могла быть больше 59,805 миллионов рублей.

А для аналогичного периода в 2017 году тот же показатель не должен был превышать уже сумму, составлявшую 112,5 миллионов.

При этом предусмотрено, что в дальнейшем до 2020 года в отношении этой величины коэффициент дефлятора применяться более не будет. Иначе говоря, в течение этого срока она останется неизменной.

Также у такой организации за указанный период средняя численность сотрудников не должна превышать лимита в сто человек.

Кроме этого, ограничение установлено и для основных средств, остаточная стоимость последних не может быть более 150 миллионов. При этом данная норма действует лишь в отношении таких основных средств, в отношении которых производится амортизация, и которые согласно российскому законодательству рассматриваются как амортизируемое имущество.

Таким образом, объекты капитального строительства, которые в настоящее время относятся к незавершенным, а также земельные участки и прочие объекты землепользования, не включаются в указанный лимит в 150 миллионов рублей.

Для организаций существуют и дополнительные условия перехода на УСН. В частности, другие компании не могут владеть более чем четвертью таких организаций (т.е. доля участия не свыше 25%, в ином случае они подобного права лишаются).

При этом соблюдать это ограничение по доле других организаций в имуществе данной следует в течение всего времени, пока они работают на упрощенке. Им не предоставят режима УСН, если данный предел будет нарушаться, когда они запросят перехода на такой режим. Если же они перестанут соответствовать этому требованию в течение срока действия упрощенки, то они тоже потеряют на нее право.

Также не допускается упрощенка для структур, у которых имеются собственные филиалы либо если они располагают представительствами.

Помимо этого существует целый ряд направлений, деятельность в рамках которых является обстоятельством, безусловно запрещающим переход на УСН (и, соответственно, применение дифференцированных ставок в рамках упрощенки).

дифференцированные ставки это

В частности, на подобный режим не могут претендовать структуры, которые осуществляют выпуск продукции, с которой взимаются акцизы.

Также он недоступен для предприятий, которые занимаются разработкой полезных ископаемых, исключения в данном случае составляют те их разновидности, которые относятся к общераспространенным.

Помимо этого такая возможность отсутствует для организаций, которые на профессиональной основе занимаются торговлей на рынке ценных бумаг. Равным образом ее лишены структуры, ведущие игорный бизнес.

Дополнительно такое право отсутствует у адвокатов, обладающих собственными адвокатскими кабинетами либо учреждениями, которые относятся к иным формам аналогичных образований, а также у нотариусов, которые ведут собственную практику.

Если с организации взимается единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), то он представляет собой отдельный режим, отличный от УСН. И в этом случае право на упрощенку у подобных компаний также отсутствует.

Если все вышеназванные условия соблюдены и у компании есть право на УСН, то уже далее следует выяснить, обладает ли она возможностью применением к ней именно дифференцированных ставок.

дифференцированные ставки это

Основным условием получения доступа к такой ставке, которое действует для всех регионов, является то, что структура, чтобы получить доступ к этим ставкам, обязана перейти на упрощенку с объектом налогообложения «доходы, из которых вычли расходы».

Юридические лица, у которых в качестве такого объекта выступают просто доходы, подобной возможности не имеют.

По общему правилу предприятие самостоятельно решает, каким будет для него объект налогообложения. У всех компаний, имеющих право на УСН, есть возможность предпочесть любой из двух вариантов.

Дальнейшие условия определяются на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Каждый из них имеет возможность устанавливать собственные дифференцированные ставки для таких случаев. Их размер может находиться в пределах от 5 до 15 процентов.

Установленные льготы

Льготы для предприятий, которые работают на упрощенной системе налогообложения, отсутствуют, поскольку сам по себе режим УСН уже является льготным и предполагает, что компании отчисляют меньший налог, нежели в общем случае.

При этом дифференцированные ставки по общему налогу по УСН, хотя и предусматривают снижение его величины, в качестве льгот не рассматриваются.

Особенности оплаты

При оплате основного сбора по УСН за налоговый период принимается промежуток в один год. Также существует три отчетных периода, а именно квартал, полугодие и девятимесячный.

дифференцированные ставки это

За каждый из этих отчетных периодов требуется произвести авансовый платеж. Компания обязана перечислить его в срок 25 календарных дней после истечения отчетного периода (к примеру, для квартального — не позднее 25 апреля).

В конце года требуется выплатить весь налог за вычетом авансовых платежей, которые засчитываются в его размер.

Предприятию требуется выполнить это обязательство перед бюджетом в течение трех месяцев по истечению налогового периода, т.е. до 31 марта следующего календарного года. Для индивидуальных предпринимателей определен более длинный срок, составляющий четыре месяца (до 30 апреля).

В течение аналогичного срока (т.е. до 31 марта для компаний и 30 апреля для ИП) необходимо также составить декларацию по общему сбору по УСН. Ее предоставляют в надлежащее отделение Федеральной налоговой службы, для компаний это отделение по их местонахождению, а для ИП — по месту его жительства.

Подробнее о том, как узнать налоговую ставку при УСН, смотрите ниже на видео.

Читайте также: