Сколько лет налогоплательщик обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета

Опубликовано: 11.05.2024

2.4. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. К организациям относятся:

§ российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

§ иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

НК РФ определяет особую категорию лиц. Это так называемые взаимозависимые лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Взаимозависимость лиц устанавливается в определенных случаях:

а) если одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20 %;

б) если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

в) если лица состоят в отношениях брака, родства, свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

г) в других случаях по решению суда, когда налоговым органом представлены доказательства подконтрольности лиц.

Права налогоплательщиков можно условно разделить на три группы.

Первую группу составляют права, обеспечивающие правильное, надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов:

а) право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

б) право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Вторая группа прав обеспечивает учет экономических интересов налогоплательщика при уплате налогов:

а) право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

б) право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;

в) право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. За несвоевременный возврат средств из бюджета организация получит проценты за задержку. Сумма процентов (П) определяется по формуле:

П = СН * С/ 365 * ПП,

где СН – сумма средств к возврату из бюджета;

С – действующая ставка рефинансирования;

ПП – период просрочки в днях.

Третья группа объединяет процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля:

а) право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

б) право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

в) право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

г) право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

д) право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении плательщиков;

е) право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

ж) право обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

з) право требовать соблюдения налоговой тайны;

и) право требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Помимо основной обязанности налогоплательщика – уплачивать установленные законом налоги – существуют и иные. В частности, налогоплательщики обязаны:

а) стать на учет в органах ФНС РФ, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

б) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

в) представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

д) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;

е) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

На организации и индивидуальных предпринимателей, помимо прочего, возложена обязанность сообщать в соответствующий налоговый орган:

а) об открытии или закрытии счетов;

б) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;

в) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ;

г) о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;

д) об изменении своего местонахождения.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

Законными представителями налогоплательщиков – физических лиц признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Законными представителями налогоплательщиков – организаций являются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками налоговых отношений.

Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Предприятия (учреждения, организации) выполняют функции налоговых агентов при исчислении, удержании и перечислении НДФЛ по отношению к физическим лицам, налога на доходы - к иностранным юридическим лицам и т.д.

Налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

б) сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных НК, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

ü с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете (с 2007г. уплата налогов наличными для организаций не применяется);

ü после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;

ü с момента удержания налога налоговым агентом (если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на него).

Обязанность по уплате налога и сбора прекращается:

1) с уплатой налога и сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Срок для исполнения данного требования – не менее 10 рабочих дней.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в КБ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление необходимых денежных средств.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога.

Решение о взыскании доводится до сведения организации в срок не позднее 5 дней после вынесения. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) или валютных счетов, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату продажи валюты.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем его получения (с рублевых счетов), и не позднее двух операционных дней – с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налог, пени и штрафы за счет иного имущества. Взыскание налога за счет имущества организации производится по решению руководителя налогового органа путем направления (в течение 3-х дней с момента вынесения решения) соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Исполнительные действия должны быть совершены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему постановления.

Взыскание налога за счет имущества организации производится последовательно в отношении:

Ø наличных денежных средств;

Ø имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

Ø готовой продукции (товаров), сырья и материалов, станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества организации и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Налоговыми органами в РФ являются Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ и ее территориальные подразделения. В определенных случаях полномочия налоговых органов выполняют таможенные органы.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, налоговых агентов;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего ему имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени, с 01.01.2007г. имеют право взыскивать штрафы с организаций и предпринимателей, не обращаясь с иском в суд;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, налоговых агентов и инкассовых поручений налоговых органов о списании с их счетов сумм налогов и пени;

12) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

13) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые органы наравне с судьями вправе устанавливать обстоятельства, смягчающие или отягчающие налоговую ответственность за совершение налогового нарушения.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством, НК.

Предусмотрена ответственность налоговых и таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Юлия Попик

Автор: Юлия Попик старший бухгалтер по расчету заработной платы

Юлия Попик

Автор: Юлия Попик
старший бухгалтер по расчету заработной платы

Во время работы организации накапливается много первичных документов. Их нужно собирать, хранить, и ни один нельзя выкинуть раньше срока.

Как организовать хранение документов, не проштрафиться и не утонуть в бумагах, расскажем в этой статье.

Правильная организация хранения первичных бухгалтерских документов: нормативная база

Нет единого документа, в котором была бы собрана вся информация о том, как и сколько нужно хранить документы. Поэтому приходится руководствоваться несколькими нормативными актами, которые иногда противоречат друг другу.

О том, что организация должна хранить первичные документы, говорит статья 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Требования к хранению бухгалтерских документов прописаны в пункте 6 «Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 № 105.

В нем, в частности, говорится, что:

  1. Первичные документы и регистры бухучета нужно передавать в архив.
  2. До передачи в архив их нужно хранить в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
  3. Документы нужно комплектовать в хронологическом порядке.

Обязанность хранить данные бухгалтерского и налогового учета прописана и в Налоговом кодексе РФ (пп. 8 п. 1 ст. 23).

Перечень учетных и отчетных документов, которые нужно хранить, можно посмотреть в «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558. В этом же перечне для каждого вида документов указаны и сроки хранения.

Правила организации государственного архивного дела прописаны в Федеральном законе от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Где хранить документы

По закону об архивном деле негосударственные организации вправе создавать свои архивы. Но такой обязанности у них нет. Фирма обязана лишь обеспечить сохранность документов и по требованию предъявить их контролирующим органам.

1С-WiseAdvice использует уникальную запатентованную технологию обработки первичных документов «Процессинг». Бумажные оригиналы «первички» сразу сканируются. Бухгалтер работает только с электронной копией документа, и всегда видит, какими операциями провели это документ. Неоспоримым плюсом является возможность оперативно подготовить ответ на запрос ИФНС. Клиент по запросу может получить базу электронных документов.

Срок хранения бухгалтерских документов в организации

Закон о бухучете говорит, что документы бухучета нужно хранить не менее пяти лет (п. 1 ст. 29 закона 402-ФЗ), а Налоговый кодекс устанавливает срок в 4 года для документов, которые были основанием для налогового учета и расчета налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ), а для расчета страховых взносов – 6 лет (пп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Здесь возникает противоречие, т.к. некоторые документы, например, накладные, относятся и к бухгалтерскому, и к налоговому учету. В этих случаях безопаснее руководствоваться большим сроком.

В Перечне типовых документов от Минкультуры для некоторых документов назначены и более длинные сроки, вплоть до постоянного.

Постоянно придется хранить, например:

  • годовые бухгалтерские отчеты с приложениями (в том числе консолидированные и по МСФО);
  • передаточные акты, разделительные и ликвидационные балансы;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговых органах;
  • Книги учета доходов и расходов (КУДиР) – организациям и ИП, которые применяют УСН. Здесь сроки из Перечня типовых документов вступают в противоречие с Налоговым кодексом. КУДиР – это документ налогового учета, а по Кодексу его нужно хранить не постоянно, а 4 года. В таких случаях безопаснее не уничтожать документ хотя бы 10 лет, т.к. в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, срок «постоянно» не может быть меньше 10 лет;
  • договоры по лизингу имущества организации и документы к ним;
  • документы о переоценке основных фондов, определении амортизации основных средств, оценке стоимости имущества организации;
  • акты о передаче прав на недвижимость с баланса на баланс;
  • договоры дарения;
  • документы по операциям с ценными бумагами;
  • переписку о разделе совместной собственности юридических лиц;
  • паспорта сделок.

75 лет нужно хранить документы по личному составу и о выплаченных доходах, например:

  • трудовые договоры;
  • реестры сведений о доходах физлиц;
  • ведомости на выдачу дивидендов;
  • лицевые счета и карточки работников. Причем если лицевых карточек нет, то до 75 лет удлиняются сроки хранения других документов: о приеме выполненных работ по договорам подряда и трудовым, расчеты платежей по страховым взносам, карточек по форме 1-НДФЛ, сведения о доходах физлиц, документы о получении зарплаты и других выплат.

Если документы по личному составу были созданы после 2003 года, их хранят не 75, а 50 лет (статья 22.1 Закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ).

10 лет хранят документы, например:

  • по продаже движимого имущества;
  • договоры по залогу имущества организации и документы к ним;
  • оперативные отчеты по счетам в иностранной валюте за границей.

Особым образом определяется срок хранения документов, которые подтверждают полученный убыток. Организации на общей системе и на УСН с объектом «Доходы минус расходы» могут в течение 10 лет переносить убыток на будущие периоды и за счет него уменьшать налогооблагаемую базу. Подтверждающие убыток документы организация обязана хранить в течение всего срока, пока он не будет использован полностью (п. 4 ст. 283 и п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Когда начинается отсчет срока хранения документов бухгалтерского учета и отчетности

В Приказе Минкультуры № 558 сказано, что отсчет нужно начинать с 1 января года, следующего за годом окончания делопроизводства. К примеру:

  • Для учетной политики – это год, когда ее в последний раз использовали для составления отчетности.
  • Для договоров – год окончания действия договора.
  • Для первичных документов – это будет год, когда документы были приняты к учету.
  • Для документов налогового учета – год, когда эти документа последний раз использовались для расчета налога.

Так, если в организации есть безнадежная задолженность, то хранить документы, подтверждающие эту задолженность, нужно еще 4 года после того, она будет списана (следует в совокупности из пп. 8 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Для первичных документов, которые отражают формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, срок отсчета начинается с момента, когда это имущество будет полностью амортизировано в налоговом учете (письмо Минфина России от 19.01.18 № 03-03-06/1/2598).

Для хранения электронных документов в законах отдельные сроки не оговариваются, соответственно, на них распространяются те же сроки, что и для бумажных.

Порядок хранения бухгалтерских документов ликвидированной организации

Если компании уже нет, а срок хранения документов еще не истек, уничтожать их нельзя.

О судьбе документов ликвидированных фирм говорит статья 23 ФЗ № 125-ФЗ от 22.10.2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации». Их нужно будет сдать в муниципальный архив, предварительно заключив договор.

Документы постоянного хранения и по личному составу передать с госархив нужно обязательно, хранение остальных можно организовать самостоятельно.

Что делать, когда истек срок хранения бухгалтерских и налоговых документов

По правилам, чтобы уничтожить документы, нужно сначала приказом руководителя создать экспертную комиссию.

Комиссия проводит экспертизу ценности документов и составляет акт о выделении к уничтожению документов. К нему прилагается опись дел, которые будут уничтожать.

После уничтожения нужно составить еще один документ – акт об уничтожении.

В одной папке могут храниться документы с разным сроком хранения, в таких случаях дела расшивают и документы, которые еще нельзя уничтожать, подшивают в новые дела.

Ответственность за хранение бухгалтерских документов

Если в организации во время проверки не окажется первичных документов (не оформляли, потеряли, уничтожили раньше времени и т.д.), фирму оштрафуют по статье 120 НК РФ на 10 тыс. руб., а если нарушение затрагивает больше одного налогового периода – на 30 тыс. руб. Если все это способствовало занижению налогов, минимальный штраф составит 40 тыс. руб.

Должностных лиц за отсутствие документов штрафуют по статье 15.11 КоАП РФ на 5-10 тыс. руб., а при повторном нарушении – на 10-20 тыс. руб. или дисквалифицируют на 1-2 года.

Самое серьезное наказание предусматривает Уголовный кодекс. Если докажут, что документ похитили или уничтожили в корыстных целях, наказанием будет штраф до 200 тыс. руб. и даже лишение свободы до года (п. 1 ст. 325 УК РФ).

Кроме того, не стоит забывать, что, не получив подтверждающих расходы документов налоговая может снять расходы по ним, доначислить налоги, пени и штрафы.

Отдайте бухгалтерию на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice, и вам станет доступна услуга «Процессинг». С нами ваши документы всегда будут в полном порядке и сохранности.


Основанием для внесения изменений в регистры бухгалтерского учета являются первичные документы. Руководитель компании или лицо, на которое возложены обязанности по ведению бухгалтерии, обязаны организовать хранение документов бухгалтерского учета в течение предусмотренных законом сроков. Они используются для проверки правильности внесения данных налоговой службой и другими контролирующими органами. За нарушение этого правила или несоблюдение сроков предусмотрена ответственность.

Рассмотрим подробнее порядок хранения документов бухгалтерского учета.

  • Нормативное регулирование порядка хранения документов бухучета
  • Место хранения бухгалтерской документации
  • Срок хранения документации в компании или ИП
  • Когда начинается отсчет срока хранения документов
  • Порядок хранения документации при ликвидации субъекта предпринимательства
  • Порядок действий после истечения срока хранения документов
  • Ответственность за хранение бухгалтерских документов

Нормативное регулирование порядка хранения документов бухучета

Единого нормативно-правового акта, который устанавливает основные правила хранения документов бухгалтерского учета, не существует. Поэтому бухгалтера в своей деятельности руководствуются несколькими регламентирующими документами.

К ним относятся:

  • Закон 402-ФЗ. Это основной документ, согласно которому субъекты предпринимательства ведут регламентированный учет. Необходимость хранения первички закреплена в ст. 29;
  • НК Российской Федерации. Обязанность хранить документацию возлагается на бухгалтера и руководителя согласно подпункту 8 пункта 1 ст. 23 этого документа;
  • Приказ № 105, принятый Министерством финансов СССР в 1983 году. Этот нормативно-правовой акт действует и сейчас.
  • Приказ №558 от 2010 года, которым утвержден список документов, составляемых государственными организациями;
  • Закон 125-ФЗ, который устанавливает порядок ведения архивной документации в нашей стране.

Указанными нормативными документами устанавливаются основные принципы, в соответствии с которыми организовывается хранение документов бухгалтерского учета:

  • Документация, на основе которой вводятся данные в регистры бухучета, обязательно должна храниться в архиве.
  • Первичка, которая еще не передана в архив, должна храниться в бухгалтерии в специально оборудованных помещениях или шкафах с ограничением доступа посторонних. Ответственность за их сохранность несет руководитель компании или бухгалтер.
  • Документы при помещении в архив систематизируются в зависимости от даты оформления или поступления на предприятие.

Место хранения бухгалтерской документации

Согласно закону 125-ФЗ коммерческие негосударственные компании и частные предприниматели могут вести архив документов, но не обязаны делать это. Однако согласно НК и закону о бухучете первичка должна храниться у субъекта предпринимательства и предъявляться по требованию контролирующих органов.

Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности легко организовать, если перевести предприятие на электронный документооборот. Законодательством предусмотрено, что правильно оформленные электронные документы полностью эквивалентны бумажным. Но первые хранятся на накопителях сервера или в облаке и не занимают места в архиве. Их легко находить, систематизировать и отправлять по запросу в налоговую службу.

Второй вариант — передача бухучета на аутсорсинг. В этом случае обязанность по хранению первички возлагается на компанию, которая оказывает услугу. Ее специалисты, при необходимости, готовят пакеты документов и подают их в ИФНС для проверок.

Срок хранения документации в компании или ИП

Сколько нужно хранить первичные документы бухгалтерского учета? Срок хранения зависит от типа первички, но составляет не менее 5 лет согласно требованиям закона 402-ФЗ. В остальных случаях сроки следующие:

  • 4 года — для первички, на основании которой рассчитываются налоговые платежи по всем видам налогов;
  • 6 лет — для первички, которая послужила основанием для расчета страховых платежей.

Обратите внимание, что некоторые документы используются для внесения изменений в бухгалтерский и налоговый учет. Если в нормативных документах по ним указаны разные сроки хранения, рекомендуется выбирать больший.

Некоторые виды документации хранятся беcсрочно:

  • Бухгалтерская отчетность по итогам деятельности за год со всеми предусмотренными законом приложения;
  • Акты передачи, ликвидационные балансы и балансы, которые составляются при разделении деятельности;
  • Документация, которая подтверждает постановку компании на учет;
  • Книги учета доходов и расходов, если компания начисляет и уплачивает налоги по упрощенной системе;
  • Соглашения по передачи в лизинг собственности юридического лица, а также дополнительных документов по этим сделкам;
  • Документация, подтверждающая переоценку основных фондов, амортизацию, оценку стоимости активов;
  • Документы, подтверждающие передачу права собственности на недвижимость с предприятия на предприятия;
  • Гражданско-правовые договора, подтверждающие операции с ценными бумагами, договора дарения;
  • Паспорта сделок.

Увеличенный срок хранения — 75 лет — предусмотрен для документов, которые касаются наемных сотрудников компании. В перечень этих документов входят:

  • Заключенные с сотрудниками трудовые договора и реестры информации о доходах;
  • Ведомости, подтверждающие выплаты дивидендов собственникам;
  • Первичная документация, подтверждающая выплаты работникам вознаграждений независимо от типа выплат.

Законом 125-ФЗ в действующий порядок были внесены изменения. Если первичка, отражающая взаимоотношения с наемными сотрудниками, была сформирована в 2003 году или позже, хранить ее можно 50 лет.

10-летний срок хранения предусмотрен для гражданско-правовых документов, подтверждающих продажу движимого имущества, передачу его в залог и отчеты по валютным счетам, открытым в зарубежных банках.

Обратите внимание на особый срок хранения документов бухгалтерского учета, отражающих возникновение убытка у юридического лица. Согласно действующему порядку, субъекты предпринимательства, которые используют ОСНО и УСН, могут уменьшать на сумму убытка полученные доходы в течение следующих 10 лет. Таким образом уменьшается налогооблагаемая база и налог на прибыль или единый налог. Следовательно, подтверждающие документы нужно хранить в течение всего периода, пока убыток не будет использован полностью. Это правило установлено статьями 283 и 348.18 НК.

Когда начинается отсчет срока хранения документов бухгалтерского учета и отчетности

Срок, в течение которого должно быть обеспечено хранение документов бухгалтерского учета, начинает истекать с 1 дня следующего года после окончания делопроизводства по первичке и договорам.

Рассмотрим на примере:

  • Первичка для составления отчетов — срок начинает истекать 1 января следующего года после того, как первичные документы использовались для внесения изменений в отчеты;
  • Хозяйственные договора — год, когда истекает срок действия соглашения или оно прекращается по другим основаниям;
  • Первичка для внесения изменений в регистры бухучета — год, следующий за тем, когда документ был сформирован или поступил в компанию;
  • Первичка для составления налоговой отчетности — год, в котором документы использовались для составления отчетности.

Если компания списывает безнадежную дебиторскую задолженность, необходимо обеспечить хранение документов в течение 4 лет после списания.

По документам, отражающим стоимость основных фондов, что амортизируются в компании, срок хранения начинает течь после полной амортизации и отражения этой операции в налоговом учете.

Так как электронный и бумажный документы эквивалентны, сроки хранения документации в цифровой форме не отличаются.

Порядок хранения документации при ликвидации субъекта предпринимательства

В случае ликвидации компании нельзя уничтожать документацию, по которой не истекли указанные в предыдущем разделе сроки. Хранение документов бухгалтерского учета юридического лица, которое прекратило свою деятельность, регламентируется ст. 23 закона 125-ФЗ.

  • Документы, которые необходимо хранить постоянно, передаются в муниципальный архив, с которым заключается отдельный договор;
  • Документы, которые отражают взаимоотношения с наемными работниками, также передаются в архив;
  • Хранение остальных документов может организовать бывший собственник самостоятельно.

Порядок действий после истечения срока хранения документов

Бухгалтерская и иная документация, по которой истекли сроки хранения, может быть уничтожена. Для этого необходимо создать специальную комиссию в компании. Порядок действий следующий:

  1. Руководитель подписывает приказ о создании комиссии и назначает ее членов.
  2. Члены комиссии проводят экспертизу документации и определяют ценность документов.
  3. Создается акт, в котором указываются документы для уничтожения.
  4. После уничтожения документов этот факт также документируется отдельным актом.

Если первичка хранится в папках в подшитом виде, необходимо изъять из папок документы для уничтожения, а остальные заново подшить.

Ответственность за хранение бухгалтерских документов

Руководитель компании или должностное лицо, которое отвечает за организацию бухгалтерского учета, несут ответственность за сохранность первички. Нормативно-правовыми актами РФ предусмотрены такие виды наказаний для должностных лиц и компаний:

  • Отсутствие документов, отражающих хозяйственную деятельность, независимо от причин отсутствия — компания штрафуется в размере 10 или 30 тыс. рублей. Если отсутствие первички привело к неправильному начислению налогов, сумма штрафа составляет от 40 тыс. рублей и более. Этот вид ответственности предусмотрен ст. 120 НК.
  • При отсутствии документации должностные лица штрафуются на сумму 5—10 или 10—20 тыс. рублей (при повторном нарушении). Руководителя могут лишить права занимать должность на срок до 2 лет.

Если документы были уничтожены умышленно с целью получения незаконного обогащения, виновный штрафуется на сумму до 200 тыс. рублей или лишается свободы на срок до 1 года. Ответственность предусмотрена статьей 325 УК.

Обратите внимание, что из-а отсутствия документов компании могут доначислить налоги с сопутствующими штрафами и пенями.

Как организовать хранение

Наиболее простой и эффективный способ организовать хранение документов бухгалтерского учета — передавать ведение бухучета на аутсорсинг. В этом случае организовывать архив и следить за соблюдением требований законодательства будет компания-исполнитель. И ответственность за нарушение возлагается на нее.

Компания «Мегаконсалт» предлагает услуги по ведению бухгалтерского учета. Поручив эту работу нам, вам не нужно организовывать хранение документов, нужная первичка предоставляется по требованию. В том числе и по запросу налоговой службы.

Почему первичные документы должны быть в наличии?

Первичные учетные документы, отвечающие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ, являются подтверждением и данных налогового учета (ст. 252 НК РФ). Налоговое законодательство обязывает налогоплательщика в течение 5-ти лет (с 17. 03. 2021 года) обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов (пп.8 п.1 ст. 23 НК РФ). При этом сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов, должна быть обеспечена плательщиком страховых взносов в течение 6-ти лет (пп. 6 п 3.4 ст. 23 НК РФ).

По мнению финансового ведомства, документы, утраченные до истечения установленного срока хранения, должны быть восстановлены (письма Минфина России от 22.07.2013 N 03-02-07/2/28610, от 07.06.2013 N 03-02-07/1/21191). То есть восстанавливать нужно как минимум те документы, срок хранения которых не истек (письмо УМНС России по г. Москве от 13.09.2002 N 26-12/43411).

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, могут быть истребованы налоговыми органами, в частности, в случаях проведения в отношении этого налогоплательщика повторной выездной налоговой проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ) и проведения иных мероприятий налогового контроля, в том числе при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, и информации относительно конкретной сделки (ст. 93.1 НК РФ) Положения п. 5 ст. 93 НК РФ фактически не исключают возможность повторного истребования документов налоговым органом.

В этой связи считаем, что вне зависимости от того, проводилась или нет в отношении организации налоговая проверка, налогоплательщику целесообразно восстановить все документы, ранее использованные при составлении налоговой отчетности, начислении и уплате налогов и страховых взносов, а также подтверждающие полученные доходы и произведенные расходы как минимум за указанные выше периоды (5 и 6 лет соответственно).

Что будет, если первичка отсутствует?

В случае отсутствия первичных документов, необходимых для расчета налогов, налоговые органы вправе при проведении проверки определять суммы налогов расчетным методом на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ (письмо Минфина России от 20.09.2007 N 03-02-08-12 (документы сгорели при пожаре)).

Налогоплательщику следует восстановить утраченные документы, в том числе, и с позиции гарантии определения его налоговых обязательств в исчисленном ранее размере.

Также отсутствие первичных учетных документов может служить основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по ст. 120, 122, 126 НК РФ (в зависимости от обстоятельств) (письма Минфина России от 22.05.2019 N 03-02-07/1/36882, от 09.06.2011 N 03-02-07/1-187).

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п.4 ст. 108 НК РФ).

Отсутствие первичных учетных документов в течение установленных сроков хранения таких документов может повлечь также и привлечение должностных лиц организации к административной ответственности на основании:

  • ст. 15.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей. При повторном правонарушении — от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет;
  • ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Вместе с тем, как указывают судьи, из содержания норм ст. 93 ст. и ст. 126 НК РФ следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал истребованными налоговым органом документами (документы должны быть у последнего в наличии) и представил их не в установленный срок либо уклонялся от представления документов.

Например, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 12.12.2019 N Ф04-5668/19 по делу N А70-313/2019 в ответ на требование налогового органа о представлении документов налогоплательщиком в Инспекцию направлено письмо о невозможности представления части запрошенных документов в связи с их утратой и невозможностью восстановления из-за поломки жесткого диска компьютера во время скачка напряжения в период ремонта офиса. В дальнейшем часть документов была представлена. Однако суд принял решение не в пользу организации. По мнению судей, общество не исполнило и несвоевременно исполнило обязанность по представлению в налоговый орган документов, необходимых для осуществления налогового контроля, и тем самым совершило виновное противоправное деяние, образующее состав налогового правонарушения, за которое предусмотрена ответственность на основании п. 1 ст. 126 НК РФ.

Отсутствие документов, повлекшее их непредставление налоговому органу, (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. может служить одним из оснований отбора налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки (раздел 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, критерий N 9).

А если документы представить невозможно?

НК РФ не устанавливает порядок, сроки и форму уведомления налогового органа об утрате первичных документов, бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности (кроме случаев, когда такие документы затребованы при проведении проверки или налогового мониторинга (п. 3 ст. 93 НК РФ, п. 5 ст. 93.1 НК РФ, ст. 105.19 НК РФ)).

Вне рамок проведения проверки организация может представить в налоговый орган по месту учета заявление (уведомление, письмо), составленное в произвольной форме.

Для случаев невозможности представить документы по запросу существует норма п. 3 ст. 93 НК РФ: если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. Форма такого уведомления (Форма по КНД 1125045) утверждена Приложением N 1 к приказу ФНС России от 24.04.2019 N ММВ-7-2/204@. Уведомление направляется также и в случаях, указанных в п. 5 ст. 93.1 НК РФ, п. 5 ст. 105.29 НК РФ. К уведомлению необходимо приложить копии документов, которыми организация может подтвердить причины отсутствия истребуемых документов (акт о заливе и т.п.). Сделать это надо в первый рабочий день после получения требования ИФНС (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ).

В постановлении Шестнадцатого ААС от 31.05.2019 N 16АП-1169/19 (постановлением АС Северо-Кавказского округа от 28.10.2019 N Ф08-8174/19 оставлено без изменения) суд привел положения п. 6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105, где сказано, что в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия назначает приказом комиссию по расследованию причин гибели. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. В случае утраты документов по причине пожара, наводнения, хищения или иным причинам (аварийным ситуациям) составляются: приказ о назначении комиссии по расследованию причин утраты документов; акт, составленный вышеуказанной комиссией, утвержденный руководителем организации; акт инвентаризации имущества и финансовых обязательств; справки из органов государственной противопожарной службы, правоохранительных органов, МЧС, коммунальных служб и др. компетентных органов; иные документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства. Однако по совокупности собранной обществом информации о затоплении и акта технического осмотра водопроводно-канализационных устройств суд не признал невозможным представление доказательств в связи с утратой бухгалтерской документации общества в результате затопления. О порче документов во время затопления шла речь и в постановлениях Восемнадцатого ААС от 02.09.2015 N 18АП-9595/15, Седьмого ААС от 29.10.2018 N 07АП-6954/18 (суд усмотрел нарушение правового регулирования, выразившееся в неисполнении обязанности по восстановлению первичных учетных документов).

В любом случае следует принять меры по восстановлению утраченных документов. Попытка восстановить документы может быть признана судом как доказательство добросовестности налогоплательщика.

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 19.01.2010 по делу N А55-10367/2009 сказано, что были утрачены первичные документы в результате кражи. Восстановление утраченных документов в отношении ООО. невозможно, поскольку указанный контрагент был исключен из ЕГРЮЛ. Ответственность за невосстановление утраченных документов законодательством не предусмотрена, однако именно невосстановление документов налоговые органы приводят в качестве основного довода проявления недобросовестности налогоплательщика. Утрата и невосстановление первичных документов, подтверждающих произведенные расходы, произошло не в результате виновных действий ОАО, а обусловлено чрезвычайными, непреодолимыми обстоятельствами. Налогоплательщик предпринял меры к восстановлению утраченных документов, о чем свидетельствует приказ предприятия, предписывающий главному бухгалтеру ОАО принять все необходимые меры по восстановлению украденных документов за период. Однако восстановить утраченные документы не представилось возможным. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ презумпция добросовестности налогоплательщика означает, что пока налоговый орган не докажет обратное, налогоплательщик считается добросовестным выполнившим свои обязанности.

Если же меры по восстановлению не принимались, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию налогового органа документов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2013 N А22-663/2011 (пожар), Девятнадцатого ААС от 06.04.2015 N 19АП-1133/15 (пожар), ФАС Уральского округа от 28.04.2010 N Ф09-2782/10-С2 (хищение документов)). В постановлении Девятого ААС от 01.12.2017 N 09АП-56960/17 судьи указали, что вне зависимости от обстоятельств утраты соответствующих документов общество было обязано принять меры к восстановлению соответствующих документов.

Таким образом, налогоплательщику следует принять меры по восстановлению тех документов, срок хранения которых не истек. Документы, использованные при составлении налоговой отчетности, начислении и уплате налогов и страховых взносов, а также подтверждающие полученные доходы и произведенные расходы, хранятся как минимум по 5 и 6 лет соответственно. Отсутствие документов может повлечь применение к организации и ее должностным лицам налоговой и административной ответственности.

Повышены штрафы за нарушения при хранении бухгалтерских и кадровых документов (Федеральным законом от 15.10.2020 N 341-ФЗ внесены изменения в статью 13.20 КоАП РФ, в соответствии с которыми несоблюдение правила хранения, комплектования, учета или использования архивных документов повлечет предупреждение или штраф:

- от 1000 до 3000 руб. - для граждан;

- от 3000 до 5000 руб. - для должностных лиц;

- от 5000 до 10000 руб. - для юридических лиц).

Правила исчисления сроков хранения

Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237 утверждена Инструкция по применению нового Перечня типовых управленческих архивных документов. Инструкцией установлено, что сроки хранения архивных документов, независимо от места их хранения, исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором они были закончены делопроизводством.

Временные сроки хранения реестров, книг, журналов исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором было завершено их ведение.

Сроки временного хранения документов (1 год, 3 года, 5 лет, 6 лет, 10 лет, 15 лет, 45 лет, 50 лет и 75 лет) должны соблюдать все организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. После истечения сроков временного хранения документы подлежат уничтожению. Уничтожение документов до истечения сроков их временного хранения запрещается (п.4.3 Инструкции).

Срок хранения "До ликвидации организации" означает, что документы хранятся в организации до ее ликвидации, независимо от того, выступает она источником комплектования государственного или муниципального архива или нет. При ликвидации организации эти документы подлежат экспертизе ценности и возможному включению в состав Архивного фонда РФ (п.4.5 Инструкции).

Срок хранения "До минования надобности" установлен для таких документов, как проекты локальных нормативных актов организации, документы, присланные для сведения, копии документов. В данном случае организация сама определяет срок хранения указанных документов. Но этот срок не может быть менее одного года (п.4.6 Инструкции).

Срок хранения "До замены новыми" означает, что документы хранятся до их отмены и замены новыми. Применяется, как правило, к копиям нормативных документов, которые присылаются в организацию для использования в работе (п.4.7 Инструкции).

Срок хранения "Постоянно" означает, что если организация не является источником комплектования государственного архива, то документы нужно хранить не менее 10 лет (п.4.4 Инструкции).

Срок хранения с отметкой "ЭПК" означает, что указанные документы после истечения установленного срока их хранения могут быть отобраны на постоянное хранение (п.4.9 Инструкции).

Помимо Перечня, сроки хранения некоторых видов документов установлены и в других нормативных актах:

1) в подпункте 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ указано, что налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны в течение 5 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

В течение такого же срока, то есть 5 лет, налоговые агенты обязаны сохранять документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп.5 п.3 ст.24 НК РФ). Аналогичные выводы содержатся в письме Минфина России от 30 марта 2012 г. N 03-11-11/104.

2) минимальный срок хранения документов бухгалтерского учета установлен также в пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ней говорится, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

3) книга покупок и книга продаж, а также журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур. Начало срока их хранения определяются с даты последней записи в них (пункт 24 раздела II приложения 4, пункт 22 раздела II приложения 5 и пункт 13 раздела II приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137).

4) в Законе об акционерных обществах и Об ООО также есть перечень документов, которые нужно хранить обязательно (ст.89 Закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, ст.50 Закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ). К ним, в частности, относятся первичные документы, регистры бухучета и бухгалтерская отчетность.

Сроки и порядок хранения документов ООО нужно закрепить в уставе (п.2 ст.12 Закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ).

Сроки и порядок хранения документов в АО определен постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс.

В любом случае правила хранения не помешает прописать во внутренних документах организации, например, в Положении об архиве.

Информация о сроках хранения наиболее распространенных видов документов представлена в таблице.

Читайте также: