Сборщик пошлин на руси

Опубликовано: 13.05.2024

Доход государства состоит из многих видов платежей, и основная его часть приходится на налоги, которые подлежат обязательной уплате. Налоговый кодекс даёт определение, кто является сборщиком налогов. Это могут быть государственные и иные уполномоченные организации, органы самоуправления. Непосредственно сборщик налогов – должностное лицо, которое уполномочено на сбор платежей и перечисление их в бюджет.

сборщик налогов

Что такое налог

Существование любого государства, независимо от его устройства, напрямую зависит от налогов и сборов, которые пополняют бюджет и позволяют производить расходы на содержание органов власти, армии и т. п. Что такое налог? Прежде всего, это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платёж, так как он не един для всех, а зависит от полученного дохода. Без получения налогов существование государства и его финансовая деятельность невозможны.

Налогообложению подлежат как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). Другими словами, каждый гражданин страны или организация, получившие прибыль от своей деятельности, обязаны заплатить определённый процент государству. Налогообложению подвергается и имущество, например, недвижимость, автотранспорт и так далее. Размер налогов определён законодательством.

мытарь это

Сбор налогов

Для исполнения учёта и сбора необходимых платежей во все времена существовали сборщики налогов. В современном государстве это целая система, которая производит учёт, проверку и непосредственно сбор денежных средств. Современный сборщик налогов – налоговая инспекция. Большинству граждан она хорошо известна. А вот кто осуществлял сбор налогов в различные времена, и как назывались такие люди, знают немногие.

Система сбора налогов развивалась вместе с государством и прошла различные этапы. Считается, что первый налог – жертвоприношение. Это можно найти в Пятикнижии Моисея, где говорится, что десятина из семени на земле и плодов дерева принадлежит Господу. В дальнейшем развитии эта десятина приобрела светское значение и взималась в пользу правителей, князей. Кроме того, церковь собирала свою десятину.

Первоначально сборщик налогов – это князь с его дружиной, который самостоятельно взимал дань с подданных. В дальнейшем сбор стали поручать специальным лицам – сборщикам налогов.

Древний Рим

В древнем Риме определение размера дани проводилось чиновниками-цензорами, которым все граждане Рима приносили заявления о состоянии имущества, составе семьи. Это были первые налоговые декларации. А сам процесс сбора проводился откупщиками, деятельность которых государство не в состоянии было контролировать. Императором Августом Октавианом стали создаваться специальные финансовые организации, которые проводили учёт и проверку уплаты.

Хочется заметить, что в Римской империи сбором налогов с земельных участков занимались военачальники. Но взимать дань с ввоза и вывоза товаров мог любой. Для этого необходимо было оформить специальное разрешение, которое стоило довольно дорого. Сборщик налогов такого плана назвался мытарем. Он по своей сути был тем же, что и современной таможенник.

сборщик податей

Древняя Иудея

Древняя Иудея была государством-вассалом Римской империи. Управлял ею римский наместник, и на территории действовали римские законы. Налогами, как и в Риме, занимались специальные конторы. Между прочим, сборщик налогов в Иудее был самым презренным человеком. Он входил в определённое сословие в обществе, к которому иудеи относились с глубоким презрением, так как они были нечестны, зачастую превышали ставку налога, состояли на службе прокуратора и собирали дань в пользу Рима. Занимался этим, как и в Риме, мытарь.

Это слово было ругательным. Зазорным считалось с ними общаться, вместе есть, пить. Хорошо известно, что ученики Христа Матвей и Закхей были мытарями, но искренне раскаялись и перестали заниматься этой деятельностью. Впоследствии Матвей был провозглашён апостолом – посланником.

сборщик налогов в иудее

Сбор налогов в древней Руси

Система налогообложения Рима перешла и в Византию, откуда слово «мытарь» пришло на Русь после крещения. Значение у него осталось прежним, мытарь - это таможенник. Сбор дани (основного налога) проходил в ноябре месяце. Сборщик налогов - князь со своей дружиной, который объезжал всех поданных и собирал «полюдье». Определённого размера данная повинность не имела, кроме этого во время объезда князь проводил суды.

Именно после сбора "полюдья" был убит князь Игорь. А его жена – княгиня Ольга -жестоко отомстила жителям города Искоростень. Осадила его своими войсками, а после покорения сожгла. Жителей же обложила тяжёлой данью. Это событие заставило её пересмотреть методы сбора.

Был назначен определённый размер и места сбора дани – становища и погосты, определена форма доставки дани населением (повоз) в специальные места. Подушный налог имел название «тягло», а впоследствии получил название «подать». Были созданы сборщики податей – приказы. Ею обкладывались и такие виды деятельности как стрелецкие, ямские и прочие. Например, стрелецкую подать платили в Стрелецкий приказ.

Что такое подать

В России времён Петра I сборщик податей – специальная канцелярия, причём для каждой подати образовывалась своя. Подать – это сбор, который взимался с определённых государством единиц, подлежащих обложению: двор, соха, обжа и др. В конце правления Петра была определена подушная подать, которой облагались все люди мужского пола, кроме дворян, находившихся на службе, а также духовенства.

Постепенно круг освобождённых от податей расширился. Исключение из списка податных составили не служившие дворяне и купечество. «Податное сословие» составляли только ремесленники и крестьяне.

Вои - это простые воины, отличаемые от дружины

Пле́мя- обозначает форму как этнической, так и политической организации. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.

Военная демократия —обначения организации власти на стадии перехода от первобытно-общинного строя к государству. Полноправными членами общества считались взрослые и здоровые мужчины. Они должны были явиться на народное собрание с оружием. Без него воин не обладал правом голоса. Военная демократия существовала практически у всех народов, являясь последним этапом догосударственного развития общества.

Политогенез – обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза в управлении обществом все бóльшую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы.

Во́лость — единица административно-территориального деления в России, Латвии, Эстонии и некоторых других странах.

Раннефеодальная монархия — форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя.

Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Являлась продолжением княжеской думы в конце XIV века в новых исторических условиях Московского царства.

Феодальный съезд - особой структурой в государственном управлении были феодальные съезды, на которых князья согласовывали политику, обсуждали законы, изгоняли со столов нерадивых, провинившихся, нарушивших «крестную грамоту», принимали решения о войне и мире, заключали союзы.

Поса́дник — глава города, «посаженый» (назначенный) князем (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в состав Древнерусского государства.

Воево́да — военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. До XV века он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения.

Ты́сяцкий — должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси. Первоначально военный руководитель городского ополчения («тысячи»), которому подчинялись десять сотских.

Данники - тот, кто платит дань.

Вирники - сборщики штрафов в Древнерусском государстве.

Мытники - сборщик торговой пошлины

Тиуны- в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Московском государстве до XVII в. — название некоторых должностей.

Во́тчина— земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.

Боя́рин — в узком смысле высший слой феодального общества.

Купцы — люди, занятые в сфере торговли, купли-продажи.

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Церковный народ -

Изгои -человек, изгнанный из своей социальной среды.

Люди -

Смерд —свободный общинник-земледелец с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д.

Закупы — категория зависимого населения на Руси. В Древнерусском государстве свободные смерды, заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами, которые делились на вдачей и закупов.

Рядовичи— в Др. Руси лица, служившие землевладельцам по ряду (договору), как правило попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда, вынужденные отрабатывать у господина часть своего времени; близки к закупам. Рядовичами были не пошедшие в холопство и заключившие «ряд» тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями.

Холопство — форма рабства — состояние несвободного населения в княжествах Древней Руси, в Московском государстве, отменённая Петром Первым высочайшей резолюцией на докладные пункты генерала Чернышева 19 января 1723 г. По правовому положению холопы приближались к рабам.

Челядь - В VI — IX веках челядь — рабы-пленники. В IX — X веках они стали объектом купли-продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин «холопы». В XVIII — XIX веках слово «челядь» обозначало дворовых людей помещика.

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 50

История таможенного дела и таможенной политики России

Вступительное слово Его Превосходительства, Полковника Амара Бангура, Чрезвычайного и Полномочного Посла Гвинейской Республики в Российской Федерации

AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE

DE GUINEE AMOSCOU

119034 – Pomerantsev per 6

Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31

Fax (7502) 220 21 38

15 августа 2005 года

№ . /AGM/05

В современных условиях прогресс и экономическое развитие зависят от торговых отношений всех стран. Россия по своему географическому положению представляет большой интерес для стран африканского континента, стремящихся к независимости и к подъему жизни своего населения.

Торговые отношения во многом зависят от таможенных законодательных актов и тех экономических льгот, которые дают определенные экономические отношения. Мы имеем большой интерес к торговле с Российской Федерацией, и поэтому очень внимательно следим за благоприятными условиями таможенных торговых отношений.

Новая книга автора Валентины Пиляевой, которая меня очень заинтересовала, сейчас перед вами. Эта книга представляет интерес не только для студентов, преподавателей высших учебных заведений, работников таможенных служб, но и для всех лиц, которые хотели бы понять, как развивается Россия в области таможенного законодательства, ознакомиться с историей таможни и таможенной политики России. Весь материал написан в легкой и доступной форме. В книге имеется хронологическая таблица, которая в краткой форме дает все представление о таможенной политике России. Можно прочитать исторические материалы, которые имеются в приложении. Современные рыночные отношения имеют свою историю.

После 1917 г. история таможенной политики между СССР и Гвинейской Республикой началась в 1959 г. Я назову только несколько исторических примеров, начиная с 1959 по 1965 гг., которые показывают, что взаимоотношения между нашими странами в области таможенной политики носят теплый и доброжелательный характер.

13 февраля 1959 г. в Конакри было подписано соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой. Соглашением предусматривалось взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в вопросах торговли.

24 августа 1959 г. было подписано соглашение между правительством СССР и правительством Гвинейской Республики об экономическом сотрудничестве.

1 марта 1960 г. в Конакри состоялось подписание протокола, согласно которому Советский Союз обеспечит в 1960 – 1963 гг. оказание технического содействия Гвинее в строительстве промышленных предприятий в проведении геологических работ.

8 сентября 1960 г. было подписано долгосрочное соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой.

16 февраля 1961 г. было подписано советско-гвинейское коммюнике в связи с пребыванием в Гвинее Л. И. Брежнева. В нем отмечается, что заключение долгосрочного соглашения о товарообороте и платежах на 1961 – 1965 гг. создает хорошую основу для дальнейшего роста товарооборота. При этом советская сторона заявила, что она готова расширить поставки в Гвинею необходимых ей товаров, машин и оборудования, нефтепродуктов, потребительских и продовольственных товаров, а также увеличить закупку традиционных товаров гвинейского экспорта.

19 февраля 1963 г. в Конакри между СССР и Гвинеей подписан протокол о товарообороте на 1963 г.

17 января 1964 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1964 г.

24 апреля 1965 г. в Конакри подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1965 г.

31 июля 1965 г. подписано коммюнике о переговорах правительственных делегаций СССР и Гвинеи. Касаясь торгово-экономических отношений, стороны выразили удовлетворение тем, что экономическое и техническое сотрудничество между обеими странами успешно развивается. Построен и введен в эксплуатацию ряд объектов в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, которые содействуют развитию национальной экономики Гвинеи. Стороны выразили желание и дальше развивать и укреплять сотрудничество в области экономики, техники и др.

18 ноября 1965 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинейской Республикой на 1966 г. Гвинея будет экспортировать в СССР ананасы, кофе, масличные семена, бокситы и др. Советский Союз будет экспортировать в Гвинею машины и оборудование, нефтепродукты, медикаменты, часы, радиоприемники и другие товары.

Россия очень богатая и интересная страна, которая имеет свою историю. Я впервые увидел Россию, когда она называлась Союзом Советских Социалистических Республик, это был 1961 г. Уже тогда я стал интересоваться не только современными достижениями вашей страны, но и ее историей. Я получил прекрасное образование в вашей стране, благодаря которому я в Гвинейской Республике стал Генеральным секретарем военно-морского флота, а впоследствии был командиром военного корабля, командиром военной базы, командиром морского флота, бригадным командиром военных кораблей, одиннадцать лет был начальником военно-морского флота Гвинейской Республики, пять лет был военным атташе в Китайской Народной Республике. Прошло много лет и Правительство моей страны – Гвинейской Республики назначило меня Послом в Российскую Федерацию. Я был очень рад, что снова увижу своих знакомых, своих близких, которых я помнил все эти долгие годы.

Интересуясь правовой литературой современной России, я попросил автора Валентину Пиляеву сделать персональную выставку ее книг под моим личным патронажем на территории посольства Гвинеи в Москве. В настоящее время в России издано около 70 книг Валентины Пиляевой, творчеством которой я был очень заинтересован. Доступное пониманию изложение правового материала произвело огромное впечатление на всех посетителей выставки, как российских, так и иностранных, что значительно помогает развитию деловых отношений с Россией.

Давая консультации по международным экономическим и правовым отношениям, Валентина Пиляева во многом содействовала налаживанию деловых и дружеских отношений стран Африки с Российской Федерацией.

Мне очень приятно осознавать, что я нахожусь в дружеской стране, языком которой я владею, и что у нас большие перспективы деловых и культурных отношений, развитию которых я содействую как посол Гвинейской Республики.

Его Превосходительство господин Амара Бангура

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Гвинейской Республики в Российской Федерации,

Edition prefacee par Son Excellence le colonel Amara Bangoura, Ambassadeur Extraordinaire et Plenipotentiaire de la Republique de Guinee en Federation de Russie

AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE

DE GUINEE AMOSCOU

119034 – Pomerantsev per 6

Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31

Fax (7502) 220 21 38

15 августа 2005 года

№ . /AGM/05

Le progrès et le développement économique dans les conditions contemporaines dépendent des relations commerciales de tous les pays. Grâce à sa situation géographique la Russie représente un grand intérêt pour les pays africains aspirants à l’indépendance et à l’amélioration de la vie de leurs peuples.

Les relations commerciales dépendent en grande partie des actes législatives douaniers et des avantages économiques. Nous éprouvons un grand intérêt au commerce avec la Fédération de Russie et suivons attentivement les conditions favorables des relations commerciales de douane.

Le nouveau bouquin de Valentina Piliaeva qui m’intéresse beaucoup, est devant vous. Il représente un intérêt non seulement pour les étudiants, professeurs, collaborateurs de la douane, mais aussi pour chacun qui voudrait comprendre les voies de développement de la Russie dans le domaine de la législation douanière. Prendre connaissance de l’histoire de la douane et de la politique douanière de la Russie. Le matériel est écrit sous une forme accessible. Il comporte le tableau chronologique qui représente en bref la politique douanière de la Russie. On peut lire des matériaux historiques ci-joint. Les relations modernes de marché ont leur histoire.

Après 1917, l’histoire de la politique douanière entre l’URSS et la République de Guinée a commencé en 1959. Je citerai quelques exemples historiques dès 1959 à 1965 qui confirment le caractère bienveillant des rapports entre nos pays dans le domaine de la politique douanière.

Le 13 février 1959 à Conakry a été signé l’accord d’échanges commerciaux et de règlements entre l’URSS et la République de Guinée. Cet accord prévoyait le régime de la nation la plus favorisée dans le commerce.

Le 24 août 1959 a été signe l’accord de coopération économique entre les gouvernements de l’URSS et de la République de Guinée.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Почти триста лет насчитывает пословица "Таможня - дно золотое". Тогда же появилось толкование слова "таможня": "там - можно" (в смысле поживиться). А вместе с тем таможенное дело всегда было составной частью политики государства.

Cлово "таможня" происходит от тюрко-монгольского "тамга" - так называлось клеймо, или тавро, которым обозначалось право собственника на скот. Позднее тамгой называли печать и ее оттиск, документ или грамоту с ханской печатью. В России название "тамга" употреблялось в XIII-ХV вв. применительно к сбору с торговой сделки. В середине ХVI в. в связи с постепенным переводом многих торговых пошлин на исчисление с цены товаров (т. е. в определенном размере с рубля) появилось новое название сбора - "рублевая пошлина".

Первые таможни на Руси появились в XI в. Однако таможенное дело возникло гораздо раньше. В Древней Руси повсеместно распространен был "мыт" - взимание пошлины за провоз товаров через внешнюю или внутреннюю заставы, за аренду торговой площади, за покровительство торговым людям и т. п. Различались "мыто сухое" - за провоз по суше и "мыто водяное" - за провоз по воде. Сборщики пошлин именовались "мытниками" или "мытчиками", место взимания называлось "мытнина" или "мытница".

На таможенное дело в те времена смотрели как на эпизодический источник доходов, побочный результат внешней и внутренней политики государства. Впрочем, иногда ему придавали серьезное значение. Когда в 907 г. киевский князь Олег совершил удачный поход на Византию, в его договоре с императорами Львом и Александром особо были оговорены торговые интересы русских купцов: "Да творят куплю, якоже им надобе, не платя мыта ни в чем же". По договору 945 г., заключенному князем Игорем с Византийской империей, русские купцы должны были регистрироваться в Царьграде и жить за его пределами, в монастыре Св. Мамонта. В город их пропускали группами по 50 человек в сопровождении местного чиновника. Устанавливался срок пребывания - не более шести месяцев.

Купцы обязаны были иметь серебряные печати, грамоты от князя и бояр. Особо ценные в то время парчовые материи, производившиеся в императорских мастерских, купцы имели право приобретать не более чем на 50 золотых. В Царьграде купцам запрещалось иметь при себе оружие. Компенсацией за ограничения служили права на бесплатное пользование банями, а также на получение в подарок от хозяев хлеба, вина, мяса, фруктов, якорей, канатов, парусов и другого корабельного снаряжения.

Греческие же купцы в Русь не ездили, несмотря на очевидно льготные условия, обещанные киевскими князьями. Одной из причин пренебрежения, вероятно, являлась неразвитость денежного обращения в Киевской Руси. Капитал был тогда чрезвычайно дорог. Русская Правда разрешала брать до 50% за ссуженный капитал. Князь Владимир Мономах счел такие дивиденды грабительскими и ограничил право их получения сроком в два года. Но после смерти Мономаха в 1125 г. ссуды выдавались под 60-80% и более.

Распад Киевской Руси стимулировал развитие таможенного дела. Ставшие независимыми княжества, к тому же непрерывно враждовавшие друг с другом, вынуждены были обзавестись собственной экономикой. Взимание мыта стало важной статьей доходов. Появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация.

Купцам того времени приходилось платить около 40 видов пошлин. Специалисты условно делят их на четыре группы. К первой относятся 12 видов торговых пошлин. Среди них была "явка" - пошлина за предъявленный таможне товар. Она взималась только с тех, у кого действительно были предметы продажи. "Осьмничее" являлось чисто фискальной пошлиной, равной 1/8 стоимости товара. "Узольцовое", или "узловое", было сбором за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков и т. д.

Группа проездных пошлин состояла также из 12 видов. Среди уже знакомых "мыта сухого" и "мыта водного" были "костки" - налог с людей, сопровождавших товар, "проезжее" - плата за пользование устроенными дорогами, "перевоз" - пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой, взимавшаяся деньгами, и др.

Имелось девять видов пошлин за обслуживание. Среди них такие: "гостиное" - плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение), пропорциональная числу купцов; "полавочное" - пошлина за право торговли или за наем лавок; "весовое" - плата за взвешивание товаров на торговых весах откупщика, им же и взимавшаяся; "припуск" - плата за приведение весов в равновесие при взвешивании товаров.

Последнюю группу составляли штрафы. Коммерсантов в те времена штрафовали за уклонение от уплаты мыта, за отказ его платить, за объезд "мытнины" ("мытницы"), за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади. Наказывали не только рублем (до пяти с человека), но и кнутом.

Важнейшими пошлинами считались уже упоминавшиеся тамга, явка, осьмничее.

В целом таможенная система тогда была запутанной, носившей государственный и частноправовой характер. Каждый товар для продажи оплачивался несколькими сборами независимо друг от друга. Нередко это приводило к неразберихе, вызывавшей жаркие споры и обиды. Тамга, например, имела диапазон от четверти процента до 7% (обычно 3/4-2%, или 1,5-4 деньги с рубля). Приезжие платили 4 деньги (около 2 коп.) с рубля, местные торговцы - 1-2 деньги (0,5 - 1 коп.).

Для иногородних и иностранцев устанавливалось больше платежей - и более высоких. Так, например, в Новгороде в 1574 г. головщина (местный поголовный сбор) взималась с местного жителя в размере полуденьги новгородской, с иногороднего русского торговца бралась 1 деньга, с иноземного купца - 2 деньги.

Громоздкая таможенная система работала неэффективно. Поэтому иногда князья договаривались между собой о прекращении взимания таможенных платежей на границах своих владений. В ряде случаев от таможенных пошлин освобождались монастыри и лица духовного звания. Они получали от князей так называемые тарханные грамоты - беспрепятственный пропуск через таможню.

О таможенных проблемах во внешней торговле того времени можно судить на примере средневекового Новгорода. Этот вольный город издавна экспортировал в Европу меха, теплую одежду, украшения, кожу, китовое и моржовое сало, воск, смолу, строевой лес. Из Европы в Новгород привозили сукно и другие материи, металлоизделия, вина, соль.

Уже в XII в. в Новгороде были готский двор (коммерсантов с острова Готланд), немецкий и русские: псковский, тверской, смоленский, полоцкий. Иноземные гости имели в Новгороде право беспошлинной торговли. Новгородские купцы пользовались большим авторитетом, а пошлины на их товары произвольно не увеличивались.

Со временем Новгород стал торговать с ганзейскими городами (Ганза - торговый и политический союз северонемецких городов) Висби и Любеком. Позднее к ним присоединились Ревель, Дерпт, Рига. Купцы этих городов добивались от Новгорода предоставления особых условий: права беспрепятственного проезда даже в случае войны, гарантий их личных и имущественных прав, возможности селиться на определенный срок, предоставления им права взыскивать с местных жителей торговую задолженность и т. д.

Этим ущемлялись права новгородских купцов и их коллег из других русских городов. В правительство стали поступать жалобы с просьбой отказать иноземцам в их домогательствах. А оно колебалось: не хотелось своих обижать, но и ссориться с выгодными партнерами не стоило. Видя эту нерешительность, ганзейцы потребовали отменить ряд запретов: на торговлю с другим гостем (иноземец сначала должен был удовлетворить местных купцов); на торговлю в розницу (за исключением ярмарочных дней); на доставку товаров в город произвольным маршрутом; на пользование собственными весами; на вступление в отношения купли-продажи с крестьянским населением.

После длительных споров и - нередко - вооруженных конфликтов ганзейцам разрешили находиться в Новгороде по их уставам не более полугода в один приезд и привозить товаров на сумму не свыше тысячи марок серебра, излишек привезенных товаров конфисковывался.

После взятия Новгорода Иваном III в 1478 г. ганзейские купцы из него были изгнаны. Тогда же, в период феодальной раздробленности, появилась практика сдавать таможенное дело в откуп. Считается, что русским пример в этом подали монголы. Так или иначе, но князья сразу получали с откупщиков крупные суммы, откупщики наживали капиталы, коммерсанты стонали, а покупатели страдали от непрерывного роста цен.

Новый импульс развитию таможенной системы дало образование централизованного государства. Московское правительство вело обширные торговые операции во внешней и внутренней торговле. Таможенные работы требовали огромного числа специалистов - таможенных голов, целовальников, сборщиков, весовщиков и др. Их нехватку правительство восполняло за счет высшего купечества. "Это были настоящие рекрутские наборы купечества в казенную службу, производившиеся. даже против воли тех, кого возводили в высшие чины торгово-служилой иерархии", - пишет историк В. О. Ключевский.

Гарантией порядочности новоявленных рыцарей таможни являлась как присяга на верность государю, так и их имущество. Если таможенник начинал воровать, его можно было наказать конфискацией собственности.

В середине ХVI в. правительство предприняло попытку реформировать таможенную систему. Собирались увеличить тамгу (пошлину с торговой сделки), отменить мыт (проезжие пошлины), тарханные грамоты и торговые привилегии монастырей. Ничего не получилось, ибо не хватило ни знаний, ни политической воли. А главное - молодое государство еще не созрело для таких преобразований. Происходили лишь отдельные подвижки. Так, в 1596 г. правительство приказало передать все частные мыты в ведение назначенных таможенных голов и целовальников с уплатой бывшим владельцам мытов половины мытных денег и передачей остальной суммы в казну.

Зато укрепилась система откупов. Заключались откупы на 1 год. Условия оговаривались в таможенных грамотах (контрактах). Ими, в частности, откупщики обязывались вносить правительству определенные суммы денег в определенные сроки. В случае неплатежеспособности откупщика за него расплачивались поручители. За 1-2 месяца до окончания срока откупщик обязан был заявить о своем отказе от взимания пошлин. В противном случае ему приходилось платить прежние деньги за лицензию в течение всего следующего года. Специальных контролеров для откупщиков не было. Они состояли под надзором местного начальства, которое помогало им "выбивать" установленные законом пошлины. Нередко откупщики делились с воеводами нажитыми доходами.

При Федоре Иоанновиче и Михаиле Романове количество тарханных грамот не сократилось, а, наоборот, увеличилось. Ими освобождали все тех же духовных лиц и монастыри. По Уложению 1649 г. такими же льготами пользовались дворяне, дети боярские, иноземцы и всякие служилые люди. Они освобождались от внутренних таможенных пошлин - мыта, перевозов, мостовщины. Если же ретивый таможенник с них все-таки брал пошлину, то его в пользу обиженного наказывали штрафом, в три раза превышавшим сумму побора, и батогами.

Постепенно тамга начала взиматься не с количества товара, а с его цены. Отмирало взимание пошлин натурой. С местных и иногородних купцов стали брать одинаковые мелочные сборы.

В 1555 г. Иван Грозный предоставил английским купцам право беспошлинной торговли и ряд других привилегий. В Лондоне возникла "Компания для торговли с Россиею, Персиею и северными странами", или "Русская компания". Она посылала торговые корабли в устье Двины, где вскоре появился город Архангельск. В 1567 г. компания получила право беспошлинной торговли также в Казани, Астрахани, Нарве, Дерпте и право транзита на Восток (большей частью в Персию). Через год англичанам разрешили чеканить собственную монету и "жить везде в России по своему закону".

А на следующий год непредсказуемый русский царь сменил милость на гнев. Британские купцы лишились всех привилегий и прав. Случилось это не только потому, что на англичан посыпались жалобы обиженных русских купцов, а и вследствие того, что Королева Елизавета отвергла предлагавшийся царем военно-политический союз.

Царь Федор Иоаннович предложил вернуть британским коммерсантам их льготы и права, если в Англии будет разрешена свободная торговля русским купцам. Королева Елизавета заметила, что это несовместимо с выгодами Англии. В то же время она не отвергала идею царя. Поэтому в 1587 г. англичанам вернули их права с некоторыми ограничениями.

К этому времени им стали наступать на пятки голландцы и французы. Им приходилось платить половину таможенных сборов. Разумеется, это вызывало у них зависть к англичанам. Началась борьба за русский рынок, в которой победили голландцы. В 1618 г. голландский резидент Й. Масса доносил своему правительству из Архангельска: "В течение 50 лет (от торговли с англичанами) царь не получал никакой выгоды, между тем как от нас, голландцев, ежегодно поступают значительные суммы в таможню. В этом году прибыло лишь три английских корабля в Архангельск, а наших было более 30". Голландцы в основном торговали французскими товарами. Это было выгодно. Тот же Й. Масса в том же 1618 г. признавался, что голландцы заплатили с проданных и купленных товаров всего 2%. Таковы были таможенные потери России из-за легкомысленной политики ее правителей.

За голландскими и французскими коммерсантами потянулись немецкие, австрийские, итальянские, шведские и др. Все получали огромные доходы из-за низких таможенных пошлин или их отсутствия. Русские же купцы оказались в невыгодном положении. В челобитных царям они утверждали, что иноземные товары низкого качества, чужеземные гости "товары свои записывают по тому же десятую долю, или менши; а те все свои товары на дворы свои провозят тайно и твою государеву пошлину многую крадут". Речь здесь идет о контрабанде. В свою очередь иноземные купцы обвиняли русских в мошенничестве, пособничестве той же контрабанде, взяточничестве их таможенников и т. д. Возникали конфликты между торговцами, иногда перераставшие в вооруженные схватки. В конце концов русские коммерсанты стали требовать от правительства выдворения из России всех иноземных купцов.

Власти ответили изданием в 1667 г. Новоторгового устава. Это была первая в истории таможенного законодательства попытка навести порядок в импортно-экспортных операциях и перемещении товаров внутри страны. Устав ограничивал торговлю иноземцев лишь пограничными городами, а проезд внутрь страны разрешался лишь при наличии специальной царской грамоты и оплате двойной пошлины в иностранной валюте, им категорически запрещались розничная торговля и торговые сделки друг с другом.

Новоторговый устав сильно ударил по интересам иностранцев. Уже в январе следующего года они подали Алексею Михайловичу международную коллективную челобитную. В ответ были приняты паллиативные меры, не удовлетворившие конфликтующие стороны - русских и иноземных купцов.

Получив в наследство от отца громоздкую и кое-как упорядоченную таможенную систему, Петр I особо не старался привносить в нее новые веяния. В 1712 г. он восстановил откупную систему таможенных платежей, что позволило пополнить государственный бюджет. Однако в 1723 г. царь пришел к выводу, что главной причиной отставания мануфактурного производства в России была конкуренция иностранных изделий. Тогда и были приняты протекционистские меры, которые свелись к наложению пошлин на импортные товары, которые также производятся в стране. Размер пошлин варьировался в зависимости от степени развития отечественного производства. Беспошлинный ввоз был разразрешен для товаров, которых в России не было, - для изделий из драгоценных металлов, для семян, обоев, научных инструментов, цитрусовых, многих строительных материалов и т. д. Зато 75%-ным сбором облагались товары, производившиеся в стране, - парусина, скатерти, парча, ленты, воск, крахмал, купорос и др.

Преемники Петра решили, что отечественное производство развито слабо и незачем его поддерживать высокими таможенными пошлинами на импорт. Зато 20 декабря 1753 г. правительство дочери Петра Елизаветы отменило с 1 января 1754 г. все внутренние торговые пошлины и сборы. Это было ударом по армии таможенников и благом для общества.

Правительство Екатерины II отменило системы частных и правительственных монополий в таможенной сфере, а также откупов.

В 1766 и 1782 гг. оно приняло новые таможенные тарифы, которые являлись компромиссом между двумя взаимоисключающими направлениями в таможенной политике - протекционизмом и фритредерством (свободой торговлей и невмешательством государства в хозяйственную жизнь).

Не отличалась последовательностью таможенная политика при Павле I и Александре I. Последний в 1811 г. учредил "Таможенное управление по европейской торговле". Таможенные чиновники получили высокий статус. Им разрешалось иметь оружие, воинские начальники обязаны были им содействовать, мешавшие им могли быть оштрафованы на 500 руб.

В 1822 г. был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 видов товаров. А при Александре II и Александре III были сделаны уступки в пользу свободной торговли. За это одни хвалили правительство, другие поносили. В острой борьбе интересов различных социальных групп и кланов, в которой проходило становление российского капитализма, победили протекционисты. Принятые в 1891-1892 гг. новые таможенные тариф и устав были апогеем не только таможенной политики предыдущих лет, но и венцом тысячелетней истории таможенного дела. Эти документы явились ярким выражением государственного попечительства о национальном труде в протекционистском направлении. Они даже привели к таможенной войне с Германией в 1893-1894 гг., из которой Россия вышла с честью.

В 1906-1910 гг. Россия занимала 1-е место в мире по отношению сумм взысканных таможенных пошлин к стоимости импортированных товаров - они составляли 30,5%. В то же время в Великобритании они находились на уровне 6,1%, в Австро-Венгрии - 7,3%, в Германии - 7,8%, во Франции - 8%, в Италии - 10%, в США - 22,3%.

Таможенные уставы 1904 и 1910 гг. дополняли образцовый устав 1891 г. В конце 1917 г. отлаженная российская таможенная служба развалилась. Материальные интересы бывшей великой державы блюли ЦК профсоюза таможенных работников, созданный в сентябре 1917 г., да отдельные энтузиасты-патриоты (см. фильм "Белое солнце пустыни").

Читайте также: