Ситуация с налогами в россии

Опубликовано: 20.09.2024

При новом премьере завершится создание единого реестра населения, которым воспользуется ФНС

Новоиспеченный глава правительства Михаил Мишустин 16 января сообщил , что в течение двух лет все домохозяйства страны будут внесены в информационную базу и «каждый доход будет отслеживаться от начала до конца». О планах налоговиков создать такой реестр Мишустин говорил еще в 2018 году. Обыватели успели переполошиться и вновь заговорили о взоре Большого Брата. Действительно, даже честному налогоплательщику неприятно ощущать за собой слежку. Однако, если разобраться, то паниковать не стоит. Доходы будут контролироваться, но по разным сценариям. Daily Storm объясняет, кто может спать спокойно, а кому лучше выйти из тени.

Создание новой системы — логическое продолжение цифровизации экономики. В 2018-м появились онлайн-кассы и заработала единая электронная база органов записи актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС); банки вовсю тестируют электронные профили клиентов; к 2024 году закончится внедрение маркировки товаров; а к 2025-му должно завершиться создание единого реестра, содержащего сведения о всем населении России. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму летом 2019 года и сейчас проходит процедуру внесения поправок перед вторым чтением.

Как заявил Daily Storm депутат Госдумы Андрей Свинцов, единый реестр станет образцовым порталом, с помощью которого другие структуры (Росреестр, Росимущество, ГИБДД, Пенсионный фонд и т.д.) смогут верно сличить данные о человеке. Первый этап создания такого федерального электронного ресурса был завершен еще в 2018 году. Впоследствии налоговики могут получить возможность видеть движение средств на счетах граждан, чтобы собирать налоги с теневых заработков. Как отмечал в интервью «Ведомостям» Михаил Мишустин, число уклонистов среди юрлиц уже сократилось — пора взяться и за физлиц.

Так что обещание запустить реестр домохозяйств в целом не стало сюрпризом. Однако большинство населения вряд ли ожидало, что государство так скоро облегчит налоговой доступ к данным о счетах граждан.


Фото: © Global Look Press / Zamir Usmanov
Фото: © Global Look Press / Zamir Usmanov

Как база доходов будет выстроена технически

По оценке экспертов, сейчас ФНС — одна из самых прогрессивных «IT-компаний» страны. Поэтому особых сложностей с запуском реестра возникнуть не должно. Он просто встроится в информационную экосистему и станет ее логическим расширением.

«Реестр доходов будет базироваться на той единой системе, которая сегодня администрируется налоговым органом. Мы расширили полномочия налоговой службы, и теперь она сможет добавлять данные о доходах населения в общую базу», — рассказал Daily Storm Андрей Свинцов.

С данными о доходах будут также переплетаться сведения о гражданах, полученные из загсов, банков и других источников, например , из автоматизированной системы контроля НДС (АСК НДС). Налоговики смогут быстро установить, состоят ли люди в родственных отношениях. Регулярные денежные переводы между неродственниками могут расцениваться как ведение незаконной предпринимательской деятельности.

Информацию о доходах населения специалисты ФНС смогут получать, например, из реестра недвижимости, базы регистрации транспортных средств, электронной отчетности о зарплатах, электронных расходах… По словам Свинцова, ФНС уже «до краев наполнена» сведениями о доходах. Разработки будущих двух лет будут касаться именно систематизации и обучения искусственного интеллекта выискивать подозрительные связи и активы. То есть реестр наконец позволит перейти от накопления данных к работе с ними.


Фото: © pixabay.com
Фото: © pixabay.com

Чего ждать обычному человеку

Daily Storm опросил нескольких специалистов в области налогообложения, и они высказали мнение, что среднестатистическому россиянину не стоит опасаться планов ФНС. Абсолютно все контролировать нельзя, к тому же полный контроль — это слишком дорого. Тем более в условиях, когда государству необходимо увеличивать поступления в бюджет. Чтобы создать всевидящую налоговую службу, нужно сперва найти на это средства. И просчитать, что эти вложения окупятся налоговыми сборами.

«Скорее всего, будет проводиться выборочный учет — то, что было предусмотрено в самом начале 1999 года в первой части Налогового кодекса. Контроль за совершением крупных покупок — автомобиля, акций, недвижимости. Если домохозяйство подтвердит соотношение доходов с расходами, то никаких проблем не возникнет», — считает Николай Тютюрюков, профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при правительстве РФ.

С коллегой согласился экономист Валерий Сенков, доцент кафедры экономической безопасности РГУ имени Косыгина. Он полагает, что разрабатываемая система станет крайне эффективным инструментом, но власти предпочтут использовать ее с умом: «Современные машины могут разгоняться до 220 километров в час. Другое дело, что адекватные люди не ездят в районе таких скоростей. Я думаю, система будет выстроена на максимум, на 220, а вот работать должна в пределах здравого смысла».


Фото: © Global Look Press / Komsomolskaya Pravda
Фото: © Global Look Press / Komsomolskaya Pravda

Налоговики, используя реестр населения, могут поделить налогоплательщиков на «зеленых», «желтых» и «красных», считает экономист. «Если вы в желтой зоне, то к вам дополнительное внимание, если в красной, то там может и человечек появиться, на комиссию пригласить», — пояснил он.

Однако государство вряд ли станет перегибать палку, убеждены опрошенные Daily Storm эксперты. Прежде всего, реестр поможет выявить необоснованные крупные доходы у госслужащих, чиновников и, конечно, преступные доходы. К тому же властям хорошо известна серьезная проблема всей России — бедность. Например, ситуации, когда родители-пенсионеры вынуждены помогать взрослым работающим детям.

«Я думаю, тотального контроля за доходами-расходами обычных физлиц не будет. Мишустин в этом смысле человек адекватный, тоже по земле ходит», — сказал Daily Storm один из собеседников.

Что значит попадание в реестр для работника с серой зарплатой

Серый доход, как правило, держат в наличных деньгах. Однако люди все чаще перекидывают кеш на карту, просто потому, что так удобнее. Частое появление «из ниоткуда» крупных сумм на счетах может вызвать интерес ФНС. «Начальник выдал теневую зарплату или теща помогла, а ты пошел и эти деньги внес на карту», — приводит пример Валерий Сенков.

Однако, как показывает практика, налоговики реагируют на такие операции в том случае, если деньги зачисляются регулярно и у человека резко и без видимых причин возрастает уровень благосостояния, появляется дорогая машина или недвижимость.

Но даже при таком раскладе ФНС не стремится сразу прессовать физлицо. Для начала инспекция изучит свои внутренние данные, проверит, совпадают ли доходы с расходами налогоплательщика или нет. Небольшие нестыковки не воспринимаются как злонамеренный уход от налогообложения. «Налоговая служба, начиная с 2000-х годов, работает в пользу физлица. Согласно российским законам, налогоплательщик всегда считается добросовестным. В отличие, кстати, от норм в зарубежных странах», — прокомментировал Николай Тютюрюков.

Если у инспекции все же возникли вопросы, то сначала человека предупреждают об этом, просят разъяснить ситуацию. Если ответ налогоплательщика удовлетворяет ФНС, то никакие санкции не применяются. Но если человек не способен обосновать источник дохода, то наступает ответственность по закону, хотя и здесь налоговая инспекция дает шанс избежать штрафов. ФНС просит заплатить подоходный налог с необоснованной суммы (13%).


Фото: © pixabay.com
Фото: © pixabay.com

«Например, человек купил машину за пять миллионов рублей. Если у него доход в три миллиона, а два не сходятся, то 13% взимаются с двух миллионов. В первую очередь государству важно вернуть деньги, а не засадить человека в тюрьму», — объяснил Николай Тютюрюков.

В том случае, если предупреждения не действуют на налогоплательщика, ФНС обращается в суд. Правда, и тут инспекция действует избирательно. По словам собеседника Daily Storm, если привлекается состоятельный человек, то для начала ФНС изучает практику решения налоговых споров данного физлица. Если у налогоплательщика сильный адвокат, то, вероятнее всего, инспекция не станет судиться. Проигрыш будет означать некомпетентность налоговых органов.

Когда дело все же доходит до тяжбы и суд обязывает гражданина уплатить налоги, ФНС выписывает на физическое лицо пени и штрафы. Уголовная ответственность наступает в соответствии со статьями 198 и 199 УК РФ (подробно и доходчиво меры наказания описаны здесь ). Однако и в этой ситуации человек имеет право погасить задолженность досрочно, и тогда дело прекращают.

Такая процедура касается плательщиков именно с подозрительной финансовой историей. Гоняться же за теми, кто иногда получает «сверхдоходы» на небольшие суммы, ФНС обычно не видит смысла.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

В первую очередь налоговая служба стремится контролировать не людей, а организации, которые пытаются проводить обнальные схемы. В том числе и для того, чтобы платить зарплаты в конвертах. Ведутся проверки секторов, где аккумулируются наличные средства, — строительных рынков, продуктовых площадок. То есть объектов, на которых продавец не выдает чеки. Это для государства куда важнее, поскольку серый рынок отнимает доход у белого сектора экономики. А граждане остаются без пенсионных накоплений.

«По нашим расчетам, [в России] остается 20% населения, которые не получают доходы в электронном виде», — оценил ситуацию с зарплатами экономист Валерий Сенков. Впрочем, это не означает, что пятая часть россиян скрывает доходы. Речь идет о том, что поступления на банковские счета проще контролировать, а наличные деньги — гораздо сложнее. Поэтому, по мнению экспертов, ФНС будет стараться выдавить кеш из денежного оборота.

Будут ли налоговики отслеживать переводы с карты на карту

Один из главных страхов перед введением нового реестра связан с контролем карточных переводов. На самом деле в некоторых случаях он уже осуществляется.

Согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», налоговики могут получать доступ к банковской информации в рамках специальных налоговых проверок. Исключение составляют операции на сумму от 600 тысяч рублей, о которых банки уведомляют ФНС автоматически. Правило сработает и в том случае, если человек перечислит крупную сумму родственнику, например, для покупки автомобиля.

Однако и здесь есть свои тонкости. Сейчас такие сведения собираются ФНС без применения какой-то специализированной системы. И не всегда налоговики на них реагируют. Но после создания единого реестра населения налоговые службы могут начать жестче контролировать подозрительные переводы.

Куда детальнее этот механизм отлажен у банков. Причем каждая организация сама выбирает, какая сумма кажется ей подозрительной. Заблокировать карту можно и при поступлении 300 тысяч рублей.

«У моих клиентов больше всего проблем возникает не с налоговой службой, а именно со статьей 115-го закона о работе с банками, — рассказал Валерий Сенков. — Как экспертное сообщество мы предлагали Михаилу Мишустину сократить количество дней на разблокировку счетов, которая происходит со стороны налоговой службы. Обычно налогоплательщик быстро доказывает, что счет был заблокирован неправильно (достаточно подтвердить доход или написать, например, что долги отдали). Но сроки на разблокировку пока трактуются очень вольготно».


Фото: © pixabay.com
Фото: © pixabay.com

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4]. Иными словами, можно сказать, что данный налог представляет собой изъятие определенной части дохода каждого трудоспособного гражданина в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

НДФЛ является одним из самых продуктивных и перспективных видов налога в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно. Методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в то же время для России данный налог является предметом острых дискуссий и споров.

Так же как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога, т.е. формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежных поступлений в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Ее основное предназначение заключается в обеспечении и защите конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счет сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой. С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции - это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью него должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы предполагается использование основных принципов налогообложения:

1) принципа справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода. Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству;

2) принципа определенности - уплачиваемый налог должен быть прежде всего точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

3) принципа удобности - налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

4) принципа экономии - должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утвержденная 1 января 2001 г., составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [4].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2012-2014 гг. (табл. 1).

Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2012-2014 гг.

Консолидированный бюджет РФ, %

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта Федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным в таблице данным можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время.

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция - регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

5. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.

6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения - это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.

Несмотря на то что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмем как пример Японию. НДФЛ там уплачивается по прогрессивной шкале, которая в свою очередь имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 йен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всем этом есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает прежде всего семейное положение человека; также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [5].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее.

1. Введение прогрессивной ставки налога. В настоящее время обсуждается много вариантов по данному вопросу. Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующую ставку в 13% предлагают сохранить только для дохода до 2 млн рублей в месяц, либо до 24 млн рублей в год. С дохода, превышающего 24 млн рублей, предлагается взимать налог со ставкой 25%. В отношении доходов от 100 млн рублей до 200 млн рублей - 35%, а от 200 млн рублей - 50%. В свою очередь правительство дает отрицательное заключение на депутатские инициативы, ссылаясь на стабильность собираемости данного налога в настоящее время. Счетная палата и правовое управление Президента также против введения прогрессивных ставок, так как, по их мнению, установление прогрессивной шкалы приведет к недополучению доходов в бюджет.

2. Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 9000 рублей, который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения. Принцип равенства будет реализован в полной мере.

3. Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Как следствие, применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, потому что они не учитывают региональных особенностей ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.

4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень.

5. Применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах).

6. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога.

Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор, Владивостокский государственный университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

На сегодняшний день нет необходимости снижать какие бы то ни было налоги, заявили сегодня, 17 июля, участники круглого стола: «Экономический рост, налоги и инфляция» — директор департамента стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев, эксперт Института экономики переходного периода Лев Фрейнкман и руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

«Все разговоры о том, что нужно снижать налоги, меня очень тревожат», — поделился с журналистами Евгений Ясин. — Я уверен, никаких очередных или внеочередных реформ в налоговом законодательстве не нужно. И никакие налоги снижать тоже».

Лев Фрейнкман и Игорь Николаев солидарны: «Налоги не надо трогать и снижать, мы все так считаем».

Мнение, что необходимо срочно что-то делать с налогами, Евгений Ясин объясняет тем, что сегодня «имеется напряжение между бизнесом и властью. Власть хочет завоевать доверие бизнеса, не поступаясь полномочиями, которые позволяют ей в нужный момент начать атаку на неугодных».
И вместо того, чтобы заниматься, например, проблемами налогового администрирования — по мнению Ясина, приоритетными в этой области — предлагают менять налоговое законодательство.

О том, что надо снижать налоги, не устают говорить представители бизнеса. Однако Игорь Николаев утверждает, что это не аргумент: «Неужели вы откажетесь, если к вам, как к физическому лицу придут и спросят, снизить ли подоходный налог с 13 до 11%? Конечно, любой ответит «да» — это естественно».

Эксперты считают, что важное качество налоговой системы России — это ее стабильность.
«Стабильность налогового законодательства — одно из главных завоеваний существующего режима, — утверждает Лев Фрейнкман. — И сокращать сегодня НДС — значит подвергать экономику страны избыточным рискам в условиях нестабильной ситуации на международных рынках».
По словам Евгения Ясина, «главный источник для налогов — нефтяные и газовые доходы. А НДС не должен зависеть от мировой конъюнктуры. Если будете дергать НДС, ничего путного не выйдет».

Игорь Николаев привел в пример нефтегазовый сектор, где объемы добычи продолжают снижаться вопреки тому, что «было много поддерживающих налоговых новаций. Например, и дифференцированная ставка НДПИ была — но ситуация существенным образом не изменилась. Стало даже хуже».

Обсуждая предложение ввести дифференциацию НДПИ (Налог на добычу полезных ископаемых) Евгений Ясин напомнил: «Когда в 2002 голу отменяли дифференциацию НДПИ, делали это не просто так. Дифференциация, индивидуализация налоговых ставок в нашей стране приводит только к злоупотреблениям. Если вы хотите добиться прозрачности, снижения коррупции — делайте простое законодательство. А менять или усложнять налоговое законодательство не нужно».

В стране нет проблемы высокого налогового бремени, — единогласно заявляют эксперты.
Вне нефтегазового сектора налоговая нагрузка ниже 30%, что, по мнению Евгения Ясина, немного.
«Да, налоговое напряжение есть, — сказал руководитель ВШЭ, — Но налоговое бремя особенно не выросло за последние годы».

Игорь Николаев считает, что «налоги снижать быстрее и проще, чем заниматься действительно важной работой — например, бороться с инфляцией. «Когда действуют мощные внешние факторы, инструменты тонкой настройки (такие, как налоговые новации), не работают. И не налоги сейчас главное», — уверен эксперт.

Так будет ли все-таки снижен НДС?

Мнения экспертов разделились: Игорь Николаев и Лев Фрейнкман считают, что Налог на добавленную стоимость снижен не будет.
А Евгений Ясин заявил: «У меня есть опасения, что НДС все-таки снизят. Медведев и Путин высказались «за», Дворкович тоже шептал-поддерживал. А Кудрин один. Но если это произойдет, то тогда в следующем году инфляция будет 16%».


Екатерина Щеголева, БКС Экспресс


Справка БКС Экспресс:

Последние новости

Рекомендованные новости

Итоги торгов. Пессимизм быстро сменился эйфорией

Как старение населения влияет на прибыльность акций. Дискуссия экспертов

Новая стратегия Белуги. Что ждать от акций

Что из себя представляет АФК Система? Инфографика

8 фишек БКС Экспресс, которые вам пригодятся

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Вместе с повышением НДФЛ для людей с доходами от 5 млн руб. в год анонсирована реформа налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). Как отмечает издание Finanz.ru, налоговые новации от президента Владимира Путина, о которых он сообщил в обращении к россиянам 23 июня, содержат на самом деле также и своего рода "компенсацию" за это решение для самой обеспеченной прослойки россиян, привыкшей парковать прибыль в офшорах.

Реформа налогообложения КИК была краеугольным камнем программы деофшоризации, провозглашенной после введения санкций Запада. С 2017 года люди, владеющие более 25% КИК, чья нераспределенная прибыль превышает 10 млн руб. в год, платят с нее налог в 13%. Теперь Путин предложил заменить его фиксированным налогом в размере 5 млн руб. без дополнительной отчетности.

Получается двоякая ситуация. С одной стороны, для богатых увеличили НДФЛ с 13 до 15%. С другой, новый подход для тех, кто работает с офшорами, а это, как мы понимаем, делают многие крупные бизнесмены, поможет им существенно сэкономить, на это указывает в беседе с "Ведомостями" директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG Александр Токарев. Вариант с фиксированным платежом в 5 млн руб. становится выгодным, если прибыль КИК превышает 38 млн руб., т. е. около 500 тысяч долларов.

Таким образом, владельцы крупных бизнесов могут и не заметить ужесточение налогового бремени в виде дополнительных 2% НДФЛ, а то и вовсе с лихвой перекрыть за счет "офшорных отступных", сделанных властью? К тому же сейчас правила КИК призывают возвращать капитал в Россию, этому способствует, в том числе, льгота, по которой прибыль КИК уменьшается на суммы выплаченных дивидендов, а предложенный механизм, напротив, упрощает и делает более привлекательным вывод средств за рубеж.

О возможных подводных камнях происходящего в беседе с Накануне.RU рассказал депутат ГД РФ, член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев.

депутат Госдумы Николай Арефьев(2018)|Фото: gg34.ru
– Прогрессивная шкала НДФЛ – давно ожидавшаяся мера, поданная чуть ли не как торжество социальной справедливости. Почему же параллельно вводятся особые правила для контролируемых иностранных компаний?

– То, что повысили на два процента НФДЛ — это копейки и, более того, есть опасения, что власти не смогут его собрать. Отчисления с зарплаты можно легко проконтролировать, а доход крупнейших бизнесменов разбросан, кроме зарплат, и в акциях, и в дивидендах, и в долях. Часть доходов уходит и в офшоры. У нас такая диковинная структура экономики, что собрать налоги со всех и всего не представляется возможным.

За счет же повышения НДФЛ для богатых хотят собрать средства на особо тяжелые заболевания детей. Но у нас консолидированный бюджет здравоохранения 6 трлн руб. В них 60 млрд – это на самом деле копейки.

– А что же с КИК, неужели это малый бизнес, нуждающийся в послаблениях?

– Эти контролируемые организации достаточно дорогие. Почему-то написано, что потолком выручки считается 40 млн, но у них и 400 млрд руб. бывает, а 13% с 400 млрд – это намного больше 5 млн разовой оплаты. Это на самом деле крупные компании с большим оборотом, и 5 млн в год по сегодняшним деньгам – это для них не налог и не деньги.

Поэтому, вы правы, офшорные олигархи скорее обрадуются этому прогрессивному подоходному налогу, чем огорчатся, потому что эти дополнительные 2% с них собрать, скорее всего, не смогут, а 5 млн взамен многомиллиардных платежей — это, конечно, большой подарок Путина офшорной олигархии.

– А что ждет бюджет? Много ли инициаторы реформы рассчитывают собрать за счет таких мер?

– Они не представили финансовое обоснование. Нас убеждают в том, что у контролируемых компаний доход небольшой и к ним можно применить единый налог на вмененный доход. Но такой налог принимается к микро- и малым предприятиям, у которых оборот 20 млн руб. Только название "единый налог на вмененный доход" заменили на "разовые выплаты", а обоснования не представили. Скорее всего даже не считали, потому что нет постоянного контроля за каждым предприятием. У нас сегодня 3,5 млн юридических лиц — это вместе с однодневками и с кем угодно. Вряд ли чиновники знают даже, каких денег лишатся.

– Выходит, иностранные компании получают преимущество перед отечественными. И нашим крупным налогоплательщикам выгоднее регистрироваться там же?

– Да, конечно. С офшорами, как и с коррупцией — на словах боремся, а на деле только плодим. Победить офшоры достаточно просто — достаточно внести в Бюджетный кодекс поправку о том, что уплачивать налоги нужно по месту нахождения предприятия, а не по месту его регистрации. И все, никакой регистрации за рубежом уже не будет. Но власти не хотят такую поправку вводить.

Россиян задушат налогами

Эксперты уверены: в условиях пандемии пополнять государственный бюджет планируют за счет рядовых граждан.

Снижение валового внутреннего продукта (ВВП) России по итогам года может составить менее 4%. Об этом премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил на встрече с руководством Госдумы и ее фракций.

«Мы рассчитываем, что около 4% потери ВВП будут в течение года, - сказал глава кабинета министров. - Есть разные оценки, но мы боремся за то, чтобы меньше 4% [было снижение ВВП]».

По словам Мишустина, необходимо пройти в этой ситуации «между Сциллой и Харибдой» и сгладить негативные последствия в экономике, не наращивая заимствования, не растрачивая Фонд национального благосостояния. «Вот этого мы, мне кажется, так или иначе достигаем», - полагает премьер.

При этом, говоря о мерах поддержки бизнеса, которые были приняты, Мишустин указал, что эти решения «удержали в ситуации, когда мог быть гораздо более сильный удар».


Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил о падении ВВП

Между тем, по оценкам опрошенных «Блокнотом» экспертов, уже в ближайшее время налоговая нагрузка на россиян значительно вырастет. Специалисты объясняют это тем, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции и падения экономики государству необходимо изыскать любые возможности для наполнения бюджета.

Политолог Алексей Климовский пояснил «Блокноту», что на самом деле, без учёта сделки по Сбербанку (по сути, выемки денег из ФНБ), дефицит федерального бюджета составит вовсе 5,4%, о чем ранее сообщал министр финансов Антон Силуанов. «Фактически он превысит 2 триллиона рублей. Есть три пути выхода из ситуации: значительное сокращение расходов, наращивание долгов и повышение налогов», - отметил эксперт.

По его словам, первый подход минфин пытается продвигать сейчас, предлагая снизить траты на министерство обороны и бюджетные вливания в Крым. Однако и то, и другое – политически значимые траты для текущего руководства страны, и оно скорее сэкономит на простых россиянах, чем поступится ими, полагает Климовский.

Налоговая нагрузка на россиян значительно возрастет, уверены эксперты

«Для заимствований имеется определенный потенциал – причем как на внешних рынках, и так и на внутреннем. Владимир Путин как раз на днях предложил дать регионам возможность более глубоко влезать в долги. Повышение налогов уже реализуется властями – одно только увеличение НДС до 20% в 2019 году перекачало из экономики в карман государства более 650 миллиардов рублей. Однако и этого мало: в 2020 году будет повышен налог на добычу полезных ископаемых (что ударит по акциям российских компаний и снизит инвестиции) и налог на доходы физических лиц», - отметил собеседник «Блокнота».

По его словам, к сожалению, у простых россиян нет такого мощного лобби как у военных, Крыма или спецслужб, и противостоять опустошению своих карманов они не смогут: «Похоже, наши сограждане прекрасно это понимают, поэтому, среди прочего, активно выводят средства с банковских счетов (за полгода снято более 1 трлн рублей) и вкладывают их в ценные бумаги и недвижимость».

По оценкам аналитика Института региональной экспертизы Марата Хамидуллина, ситуация с экономикой в стране да и во всем мире сейчас очень непростая.

Нет описания.
Политолог Марат Хамидуллин уверен - налоговое бремя продолжит расти

«Понятно, что перед правительством стоит задача по максимуму сдержать сбалансированность бюджета и выполнить все социальные обязательства. В какой степени в этом помогут меры поддержки бизнеса - спрогнозировать достаточно сложно. Понятно, что в такой ситуации может идти речь и об увеличении налоговой нагрузки россиян, что, конечно, очень нежелательно, потому как пострадала не только экономика, но и сами россияне», - отметил Хамидуллин.

Он также отметил, что учитывая предстоящие выборы в Госдуму, это будет также тяжелым решением. «Тем не менее, из двух зол выбирают меньшее. Поэтому, думаю, здесь возможное точечное повышение налогов. Это уже анонсированный повышенный процент НДФЛ для «состоятельных» граждан со следующего года и какие-то мероприятия по крупному и среднему бизнесу. Государство всегда поддерживало «крупняков», пришло время и крупнякам поддержать государство», - сказал эксперт.

Глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов пояснил «Блокноту», что в трудной для страны экономической ситуации, когда мы видим значительное снижение валового внутреннего продукта (а 4% ВВП – это, к сожалению, очень существенный показатель), государство вынуждено искать дополнительные источники доходов, чтобы сохранить, в первую очередь, прежний уровень финансового обеспечения социальных обязательств.


Многие россияне продолжат уходить в тень, чтобы не платить налоги, говорят специалисты

«В этом смысле самый простой и очевидный путь наполнения бюджета – введение новых налогов или повышение старых. Несмотря на то, что этот путь самый простой технологически, но он далеко не столь однозначен с экономической точки зрения. С одной стороны, нужно сохранить в полном объеме социальные расходы государства, не растрачивая средства ФНБ, а с другой – не добить экономику новыми налогами. Именно эту золотую середину имеет в виду Мишустин, когда говорит о том, что в этой ситуации нужно пройти «между Сциллой и Харибдой», - пояснил Иванов.

Он подчеркнул, что точечные изменения в налоговую систему уже вносятся: «Например, повышена ставка НДФЛ для лиц, чей годовой доход превышает пять миллионов рублей (15% вместо 13%); отменен налог на вмененный доход и, по всей видимости, для предприятий, которые ранее облагались этим видом налога, будут установлены новые налоги или увеличены старые. Со следующего года, по итогам признанного успешным эксперимента, на всей территории страны вводится налог на профессиональный доход – специальный налоговый режим для самозанятых граждан».

Однако, в любом случае, в условиях значительного спада экономики нужно сокращать расходы бюджета, подчеркнул эксперт.

«Так, недавно Минфин предложил государству сократить расходы на содержание армии и полиции, что, конечно, крайне негативно соответствующими министерствами. Наверняка какие-то статьи расходов будут сокращены, другое дело, что пока непонятно, какие именно. Но здесь тоже важно не перегнуть палку и помнить знаменитое наполеоновское изречение, что «народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую», - заключил Иванов.

Читайте также: