Чрезвычайный налог с имущества монастырей

Опубликовано: 15.05.2024

Споры о том, необходимо ли церкви платить налоги ведутся уже более 10 лет. Многие активисты, считающие, что РПЦ чрезмерно активно пропагандирует свои ценности, пытаются опорочить образ этой религиозной организации тем, что она собирает большое количество взносов с граждан и делит между собой. Разберемся, платит ли церковь в России основные налоги.

Доходы церкви

Согласно данным из официальных источников, церковь живет на самообеспечении, так как по Гражданскому кодексу она относится к некоммерческим предприятиям (статья 117). Основной целью такой организации не является получение прибыли. Ее доходы складываются из:

  • прибыли за продажу свечей, утвари и книг;
  • пожертвований;
  • платы за требы и поминовения;
  • тарелочно-кружечного сбора.

Кроме того, под контролем православной церкви находится несколько коммерческих предприятий, о них они так же получают доходы. Это не запрещено ФЗ № 125, а именно его статьей 23. На эти деньги содержится более 19 тысяч приходов.

Мы говорим только об основной церкви, но подобные доходы и льготы имеет практически каждая религиозная организация в нашей стране. Сюда относятся приходы других конфессий, культы и секты.

Какие строения на дачном участке облагаются налогом

Мнение большинства

Большинство считает, что взносы в казну государства религиозные организации не делают. Таким образом, у подобных компаний на счетах находятся миллиардные состояния, которые никем не контролируются.

Осуждаются не только налоговые льготы, имеющиеся у церквей, но и другие послабления, которыми наградило их государство:

  • освобождение от платы за коммунальные услуги;
  • бесплатная подача электроэнергии.

Политика РПЦ в разных вопросах тоже вызывает немало споров. В некоторых храмах можно встретить объявления о необходимости покупать свечи именно у них, другие якобы поставить перед иконами нельзя. Пока есть такие прецеденты, споры вокруг экономического положения церкви будут вестись. Стоит отметить, что вопрос налогообложения религиозных организаций стоит остро уже не один десяток лет. Активисты считают, что раз такие сообщества находятся в государстве, то они должны жить и вести деятельность по его правилам.

В истории РПЦ уже встречались случаи, когда священнослужители утрачивали льготы. Яркий пример тому – табачный скандал, после которого Алексий II попросил отменить таможенную льготу для церкви. Неизвестно, не отменятся ли под давлением общества и налоговые послабления. Стоит отметить, что не все граждане России настроены против церкви и послаблений для нее. Некоторые считают, что государству не стоит брать с религиозных предприятий деньги, так как долгие годы они находились на самообеспечении.

Как дела обстоят на самом деле

Сложившийся миф, что религиозные организации живут за счет государства, можно развеять, если подробно изучить Налоговый кодекс. Действительно, у церкви есть несколько послаблений, но она является исправным налогоплательщиком. Разберем подробно каждый вид взносов, который ее касается:

  1. При расчете налога на прибыль не учитываются средства, полученные церковью целевые поступления, то есть доходы от продажи книг, утвари и совершения обрядов. Действительно налоговая база становится значительно меньше, но полностью от уплаты взносов в бюджет РПЦ и подобные ей предприятия не освобождаются. Полностью платятся пошлины с доходов коммерческих дочерних компаний. Вычитаются из базы и полученные от юридических и физических лиц добровольные пожертвования. Таким образом, религиозные организации платят подоходные взносы, но не в полном объеме. Регулируется это статьей 251 НК РФ. К слову, большинство их дочерних компаний, находятся на упрощенном налогообложении.
  2. Часть операций церкви облагается НДС. В бухгалтерии они проводятся на отдельном счете. Большинство же продаж в церковной лавке не входит в круг действия этой пошлины. Не нужно платить НДС с реализации населению книг, утвари, масла, крестов, свечей и крестильных наборов. Эта льгота прописана в 21-й главе НК, а именно в статье 149.
  3. Имущественные налоги так же платятся не в полном объеме. Не нужно вносить взносы в бюджет со зданий, которые используются для религиозных целей: храмы, монастыри, приходы, школы.
  4. Никаких льгот нет на акцизные товары, например, вино, которое производят в монастырях, облагается сборами в полном объеме.
  5. От уплаты земельного налога религиозные объединения освобождены, то есть они не отдают государству ежегодно деньги за владение участками под церквями, монастырями и другими зданиями, в том числе и коммерческими.
  6. Льгот по транспортному налогу у религиозных предприятий нет, так как этот взнос является региональным.

Размер налога на квадроцикл

Таким образом, церковь является плательщиком налогов, но вносит в казну государства она значительно меньше взносов, чем рядовое предприятие. Стоит отметить, что физические лица, работающие на религиозное предприятие, могут не беспокоиться – за них проводятся все отчисления в государственные и внебюджетные фонды. Соответственно, не надо самостоятельно подавать декларацию 3-НДФЛ или беспокоится за пенсионные накопления.

Россия является одним из немногих государств, в которых церковь платит взносы в казну. Некоторые религиозные объединения в США, Индии, Швеции, Польше, Великобритании и других европейских стран освобождены от необходимости вносить любые взносы в бюджет.

Вопрос финансирования Церкви сегодня почему-то особенно занимает умы людей. Особо яростные атеисты готовы отобрать у Церкви всё её имущество, обложить её налогами, сделать практически нищей. Но тогда встаёт закономерный вопрос – за счёт чего она тогда должна существовать? Как проблема финансирования Церкви решалась в России и Европе раньше и сейчас – в нашем материале

Власти Германии приступили к разработке инициативы по введению нового религиозного сбора с населения – «налога на мечеть». То есть все граждане, считающие себя мусульманами, обязаны будут платить этот налог на содержание немецких мечетей. В противном случае вход туда для них будет закрыт.

Это делается по аналогии с «церковным налогом», существующим в ряде европейских стран, – Германии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Дании, Италии, Финляндии и Исландии. В этих странах Церковь существует на средства налогоплательщиков. Мы решили вспомнить особенности церковного налогообложения в «просвещённой» Европе, которые, возможно, удивят тех, кто привык обвинять Русскую Православную Церковь в стяжательстве или вмешательстве в дела государства.

Германия. В этой стране церковный налог высчитывается как процент от суммы подоходного налога – как правило, 8-9% в зависимости от коммуны. Это примерно 3-3,5% дохода физического лица. Им облагается любой крещёный немец. Для того чтобы перестать платить церковный налог, надо официально выйти из лона Церкви, отказавшись от совершения всех таинств, включая Исповедь и Причащение.

Кельн

В Кёльнском соборе. Фото: Noppasin Wongchum / Shutterstock.com

Как отмечает издание Breitbart, быстро растущий отток верующих и упадок католической веры в Германии вызваны как раз церковным налогом и растущей либерализацией церкви, тяготением её к протестантизму. Сегодня многие немецкие священнослужители – неверующие, а отношения между людьми внутри церкви становятся всё более формальными и утилитарными, пишет издание. Упадок веры и церкви в Германии в 2015 году был отмечен даже папой Франциском. Резкое снижение посещаемости воскресных месс, числа церковных браков, рукоположений заставили его говорить о разрушении католической веры в этой стране.

При этом в 2017 году церковь в Германии получила 7,1 млрд долларов налоговых поступлений (в рублях это бы составило около 413 млрд по тому курсу). И это несмотря на то, что с 1996 года официальное католическое население Германии сократилось с 27,5 до 23,6 млн человек – более чем на 14%. Только в 2016 году церковь покинули 162 тысячи граждан.

То есть в практически неверующей стране церковь получила лишь за год семь миллиардов долларов налогов. Запомним эту цифру.

В других европейских странах церковный налог несколько меньше. Так, в Австрии он составляет 1,1% дохода, там его может собирать любая официально признанная религиозная группа, однако пользуется этой возможностью в основном только католическая церковь. В Дании размер церковного налога составляет от 0,42 до 1,48% дохода верующего лица – в зависимости от коммуны. В 2013 году таким образом было собрано 6,3 млрд датских крон (если в рублях – это около 357,8 млрд). В Швейцарии платят 2,3% от дохода, в Финляндии – 1-2%, в Италии – 0,8%.

в церкви

Фото: www.globallookpress.com

В Швеции налог на церковь – 1%, причём платят его как верующие, так и неверующие. При том, что здесь религия отделена от государства. Любой гражданин, не указавший своё вероисповедание, по умолчанию платит налог в Церковь Швеции – он автоматически вычитается из зарплаты. Так что все шведские атеисты по налоговой статистике – члены церкви. Так, в 2013 году в Швеции насчитывалось 6,6 млн членов Церкви Швеции, из которых лишь 15% говорили, что верят в Иисуса Христа. Из них тех, кто хотя бы раз в месяц посещает богослужения, – 6%.

В Исландии ситуация схожа со Швецией. Церковный налог здесь тоже платят как верующие, так и неверующие. В 2015 году около 75% граждан были членами Евангелическо-лютеранской церкви, однако значительное число из них были атеистами, и лишь 12% регулярно (минимум раз в месяц) посещали церковь. При этом, согласно исследованию Gallup International, лишь 51% всего населения Исландии можно было назвать религиозным.

То есть в европейских странах, которые часть наших граждан до сих пор воспринимают как некий идеал справедливого общественного устройства, церковь спокойно вмешивается в дела государства, даже если официально она от этого государства отделена. Церковь собирает неплохие налоговые поступления, миллиарды долларов в год, причём налоги на её содержание платят в том числе неверующие. А там, где этим налогом облагаются только верующие, без его уплаты невозможно совершить ни одно церковное таинство. И такая традиция в Западной Европе идёт от VI-VIII веков. В частности, в 779 году Карл Великий превратил в обязательный для всех налог церковную десятину, которая до этого была добровольным приношением в церковь десятой доли доходов.

Карл

Карл Великий. Фото: www.globallookpress.com

А что в России?

В истории России также существовала церковная десятина, и её появление связано с именем святого князя Владимира, крестившего Русь. Принятие православной веры означает и принятие Православной Церкви, а её существование требует, в том числе, и материальных затрат – на строительство и благоустройство храмов, создание и распространение церковной литературы, написание икон, содержание клира и многое другое. На всё это требуются деньги, и в этом нет ничего зазорного.

Святой князь Владимир определил в качестве первого источника доходов Церкви десятую часть «от имения своего и от градов своих», как свидетельствует «Повесть временных лет». То есть десятину, прежде всего, стал платить глава государства. Другим источником доходов Церкви стали церковные суды: Церковь получила право рассуживать гражданские дела, от чего ей полагались отчисления в виде пошлин. Но десятина князя всё же оставалась главным ресурсом существования Русской Церкви.

князь Владимир

Святой князь Владимир. Фото: www.globallookpress.com

Вот что пишет историк Дмитрий Володихин о различии десятины на Руси и в Западной Европе того времени:

В Западной Европе на протяжении VI-VIII столетий церковная десятина превратилась в обременительный налог, обязательный для всех прихожан. Это вызывало ярость и ненависть к священству. В эпоху Реформации такая десятина, наряду с индульгенциями, симонией и иными «сосудами скверны», сыграла роль страшной бреши в позициях католичества. У нас, на Руси, весьма долго десятину платил только князь. Для времен двоеверия, борьбы с мятежами волхвов и прочими прелестями языческой старины такой порядок обеспечения Церкви был весьма полезным. Он лишал почвы настроения недовольства в обществе, настороженно относившемся к новой вере, он избавлял от лишних конфликтов.

После монголо-татарского нашествия русские князья стали беднее, а главным богатством Руси стала земля. Вот и церквям и монастырям вместо десятины дали земельные угодья, на которых они сами смогли бы строить хозяйства и обеспечивать себя.

«Распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей грамотности, по обладанию книжными сокровищами духовенство стояло выше всех прочих слоёв русского общества. Оно развивало инженерную мысль, ставило смелые экономические эксперименты, осваивало доселе непроходимые дебри. Конечно, некоторым храмам и монастырям выплачивалась «руга» - постоянное денежное обеспечение от монарха, знатной семьи или же богатых горожан. Но всё-таки земля обеспечивала достаток священников и епископов гораздо надёжнее. От неё приходили деньги на благотворительность, покупку богослужебных предметов, строительство, да просто на жизнь попам и дьяконам», - пишет Володихин.

Интересно, что и в домонгольскую эпоху, и после неё на Руси, в отличие от Европы, деньги на содержание Церкви выделяли князья, знать и богатые горожане. Обеспечение Церкви было мудрым и справедливым, не в форме обременительного налога, как в Европе, а в форме пожертвования.

Петр 1

Пётр I. Фото: www.globallookpress.com

После петровских реформ в XVIII веке началась секуляризация церковных земель – государство их стало отбирать.

Вместо отобранных владений вся Церковь снизу доверху оказалась посаженной на государственное жалование. Время от времени его выплачивали скверно, иногда совсем не выплачивали. Множество монастырей оказалось «за штатом», иначе говоря, им не платили ни копейки, отдав на милость местных жителей. В Российской империи Церковь жила бедно. Ну а советская власть, забрав то, что ещё у Церкви сохранилось, приучала её к нищете, расстрелам и страданиям,

- свидетельствует Дмитрий Володихин.

А что же сейчас? Сейчас Русская Православная Церковь живёт, в основном, на пожертвования и средства от продажи свечей, икон, духовной литературы, продающихся на территориях различных храмов. Но это не торговля в привычном смысле слова. Так, в интервью изданию «Православие.ру» казначей Московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский) назвал главное отличие: полученный от продажи доход не является прибылью и не идёт на обогащение заинтересованных лиц – он полностью направляется на «уставную деятельность монастыря или прихода, в первую очередь – на социальное служение, а также на восстановление и украшение храма».

Иериней

Иеромонах Ириней (Пиковский). Фото: vk.com

Было бы странно запрещать Церкви принимать пожертвования или брать деньги за требы – священнодействия, совершаемые священником по нужде отдельных лиц. Откуда тогда она возьмёт деньги на восстановление и благоустройство храмов, на хлеб и вино для совершения Евхаристии, на зарплату тем же священникам, чей труд немалый? Тем более что в России это всё, в отличие от некоторых европейских стран, происходит на добровольной основе: налогов на содержание Церкви мы не платим, палкой в храм никто никого не гонит.

Историк Дмитрий Володихин считает, что Русская Церковь сегодня могла бы пойти по пути возрождения церковной десятины, которую мог бы платить «актив приходских общин в обмен на право получать полный отчёт о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы». Другой путь – передача всё большего имущества во владение или оперативное пользование Церкви. Конечно же, не с целью обогащения последней. А для более эффективного использования, например, земли и производства. Здесь нет ничего страшного, тем более что опыт такой у Русской Церкви был. И это лишь точка зрения.

В любом случае, обвинения Русской Православной Церкви в стяжательстве и вмешательстве в государственные дела несостоятельны, особенно в сравнении с Европой. Когда вам захочется поругать нашу Церковь, вспомните Германию, где, несмотря на огромный отток верующих от католической церкви, она получает миллиарды долларов в год через налоги простых граждан. Или Швецию с Исландией, где содержание церкви, в которой почти не осталось верующих, оплачивают атеисты.


Налог церкви является налогом на государствах от имени некоторых религиозных общин от своих членов , чтобы финансировать религиозно мотивированные задачи (например , создание и поддержание церквей , оплачивая духовенство , центры дневного ухода , дома престарелых ). В настоящее время он существует в этой форме в декабре 2019 года, особенно в Германии и Швейцарии . В Австрии по закону финансовые взносы должны выплачиваться непосредственно церквям членов как церковные взносы . Даже если формально это не налог, термин церковный налог все еще используется в Австрии как синоним.

Государственное финансирование церкви членами церкви происходит из стремления создать баланс для религиозных общин, затронутых секуляризацией . Это относится, прежде всего, к евангелической , римско-католической и старокатолической церквям . Другие религиозные общины, такие как иудаизм , другие православные церкви , а также ислам , буддизм , мормоны , естественные религии и т. Д. Не получают выгоды, но зависят от прямых пожертвований своих членов. Во всем мире от 50 до 75 процентов доходов церквей поступает от пожертвований. В Германии иудаизм знаком с культурным налогом . За пределами немецкоязычных регионов церковный налог взимается только в некоторых странах.

Сбор связан со средневековой десятиной , но он не вводился государственными учреждениями до 19 века, после того как церкви были лишены материальной основы в ходе секуляризации .

содержание

  • 1 Германия
  • 2 Австрия
  • 3 Швейцария
  • 4 Бельгия
  • 5 Бразилия
  • 6 Дания
  • 7 Финляндия
  • 8 Франция
  • 9 Греция
  • 10 Великобритания
  • 11 Исландия
  • 12 Италия
  • 13 Нидерланды
  • 14 Норвегия
  • 15 Польша
  • 16 Швеция
  • 17 Испания
  • 18 США
  • 19 индивидуальных упоминаний

Германия

В Германии церковные налоги протестантских региональных церквей , Римско-католической церкви и некоторых других религиозных общин взимаются налоговыми службами соответствующих стран, которые сохраняют за собой расходы. В Баварии протестантская и римско-католическая церкви имеют собственные церковные налоговые службы. Большинство религиозных общин не взимают церковные налоги.

Австрия

В Австрии члены католической , протестантской и старокатолической церквей платят церковный сбор, который уплачивается непосредственно им. Церковный взнос, хотя он является обязательным и подлежит прямому исполнению всеми членами церкви, не является налогом в соответствии с налоговым законодательством.

Швейцария

Швейцарские кантоны регулируют администрирование церковных налогов. Государство берет на себя сбор для этих церквей.

Бельгия

В Бельгии пасторы и епископы, как и государственные служащие, получают зарплату от государства. По закону муниципалитеты обязаны содержать здания в хорошем состоянии.

Бразилия

В Бразилии , где существует самая большая католическая община в мире, католики не платят церковные налоги. Тем не менее, именно эта религиозная община быстрее всех теряет своих членов в пользу евангеликоса , маранатаса и других общин, которые добровольно передают около десяти процентов своего дохода соответствующей религиозной администрации.

Дания

Датская евангелическо-лютеранская народная церковь поддерживается государственными фондами. Церковный налог устанавливается местным приходом и должен быть одобрен политическим сообществом и церковным служением. Он отличается на местном уровне, может составлять до 7 процентов и взимается с заработной платой и подоходным налогом. Около трех пятых церковных бюджетов финансируются непосредственно из государственных средств.

Финляндия

Существует также налоговая церковь в Финляндии . Размер платы определяется приходом, к которому вы принадлежите. Церковный налог составляет от 1 до 2 процентов налогооблагаемого дохода, при этом компании также обязаны платить церковный налог.

Франция

Во время Французской революции церковная десятина была отменена во Франции. Церкви в основном зависят от пожертвований. Согласно закону об отделении церкви от государства , церкви во Франции должны в значительной степени финансировать себя. Церковный налог взимается только в Эльзасе и департаменте Мозель, то есть трех департаментах, которые до 1918 года принадлежали Германской империи как Рейхсланд Эльзас-Лотарингия . Пасторы получают примерно зарплату учителя, как определено Кодексом Наполеона .

Греция

В Греции пасторы и епископы, как и государственные служащие, оплачиваются государством. По закону муниципалитеты обязаны содержать здания в хорошем состоянии.

Великобритания

В Великобритании церкви никогда не подвергались экспроприации, как, например, во Франции и Германии, поэтому они используют свою собственность для финансирования расходов, которые не покрываются пожертвованиями.

Исландия

В Исландии люди в возрасте 16 лет и старше должны платить так называемый sóknargjald (например, «коммунальный сбор», множественное число sóknargjöld ), который вычитается из подоходного налога . Sóknargjald переходит в состояние признанной религиозной общины или светского гуманистического группы которого зарегистрирован человек. До 2009 года сокнаргьяльд поступил в Университет Исландии людьми, не принадлежащими ни к какой религиозной общине или светской группе ; В связи с изменением закона деньги в этих случаях с тех пор идут в общий государственный бюджет. В 2016 году Sóknargjald составлял 898 исландских крон в месяц.

Италия

В Италии взимается обязательный церковный и культурный налог ( отто промилле , то есть 8 ‰, исходя из валового подоходного налога). Налогоплательщик может указать в налоговой декларации, какая религиозная община должна получать выгоду от налога или должна ли он идти на социальные нужды или на государство.

Нидерланды

В Нидерландах нет церковного налога и государственного финансирования религиозных общин. Они финансируются исключительно на региональном уровне за счет пожертвований.

Норвегия

Норвежская церковь не финансировались в качестве государственной церкви по государственной казне с 2012. Финансирование осуществляется за счет членских / церковных взносов.

Польша

В Польше нет церковного налога, церковь финансируется за счет пожертвований и пожертвований.

В государственном бюджете есть церковный фонд в размере около 21,5 миллиона евро (по состоянию на 2012 год), который финансируется за счет налоговых поступлений. Этот фонд является результатом экспроприации Польской церкви коммунистическим правительством. Фонд был учрежден после падения Стены в 1990 году и предназначен для компенсации церкви за землю, здания и сооружения, которые больше не подлежат передаче. Кроме того, священники и члены монастырей и церковных конгрегаций в коммунистической Польше (Польская Народная Республика) не были охвачены социальным страхованием, поэтому у них не было медицинской помощи и пенсии.

Швеция

Существует также налоговая церковь в Швеции . После отделения государства от церкви он называется «церковный налог» (kyrkoavgift) и взимается государственными налоговыми органами. Размер платы определяется приходом, к которому вы принадлежите. Средняя сумма налога в 2015 году составила 1,00% от налогооблагаемой прибыли.

Испания

В Испании налогоплательщик может указать в налоговой декларации, какая религиозная община должна получать выгоду от налога или должна ли он идти на социальные нужды или на государство. Размер налога, который идет на католическую церковь или на другие социальные и культурные цели, составляет 0,7%. Если налогоплательщик не принимает решение, деньги автоматически отправляются «на другие цели».

В ходе американской революции церковная десятина была отменена в США . Церкви в основном зависят от пожертвований.

Марафонец

Бег на месте к горизонту

НАЛОГИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ИСТОРИИ РОССИИ (часть I)

Оригинал взят у
sell_off в НАЛОГИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ИСТОРИИ РОССИИ (часть I)

Налоговая политика является одним из рычагов государственного управления. Смягчая или ужесточая налоги в той или иной области государство, тем самым косвенным образом воздействует на развитие той или иной сферы общественной жизни.

На протяжении истории России налоговая политика государства в религиозной сфере также играла определенную роль в развитии религиозной жизни в стране. В разные периоды государство либо стимулировало и поощряло деятельность религиозных объединений с помощью особого порядка налогообложения и системы налоговых льгот (дореволюционный период), либо напротив, сильно ужесточая налоговое бремя на религиозные объединения, стремилось подавить религиозную жизнь в стране (советский период).

В настоящее время государство стремится строить партнерские отношения с религиозными объединениями и является заинтересованным в возрождении духовной жизни в России. Поэтому сейчас налоговая политика государства строится во многом с учетом дореволюционной практики. Вместе с тем, с принятием Налогового кодекса налоговое бремя в отношении религиозных объединений было несколько ужесточено по сравнению с российским налоговым законодательством начала 1990-х годов. По отдельным налогам (налог на землю, налог на имущество) льготы для религиозных объединений были отменены, по некоторым другим, льготы изначально не предусматривались Налоговым кодексом, но позднее были введены в связи с обеспокоенностью религиозных объединений. Речь идет о льготе, прежде всего по налогу на прибыль. Далее будут подробно рассмотрены исторические этапы налоговой политики, начиная с первых государственных актов в этой области и заканчивая современными реформами в налоговой сфере.

Налоговая политика государства в отношении религиозных объединений в дореволюционный период

В первые века своего существования Церковь нуждалась в государственной поддержке, и поэтому государство не взимало с Церкви никаких податей, а наоборот, финансировало ее. Однако постепенное приобретение земельных угодий вводило и крестьян церковных земель, и церковно- и священнослужителей в круг лиц, подвергаемых налоговому бремени.

Церковь не была освобождена от разного рода государственных податей. "Все земли как митрополита и прочих архиереев, так и монастырей и прочих церквей положены были правительством в сохи или в пожни, за исключением только небольших собственно церковных и иногда монастырских пашней. Поэтому и все духовные землевладельцы наравне с прочими обязаны были платить в казну разные ежегодные дани и пошлины соответственно количеству своих сох или пожней. Равно и все священно- и церковнослужители, которые хотя не имели у себя другой земли, кроме церковной пашни, но имели свои домы не на церковной, а на "черной" земле, должны были тянуть всякое тягло вместе с черными людьми. К числу государственных повинностей – и самых важных – принадлежали "ратная" и так называвшееся городское дело, состоявшее в том, чтобы делать в местных городах валы, ограды, кремли, возить для того камни, песок, известь, и не подлежит сомнению, что если не всегда, то по временам наше духовенство участвовало в этих повинностях. Владельцы духовного звания должны были в случае войны выставлять из своих сел и деревень "даточных людей" наравне со всеми другими вотчинниками и содержать на собственный счет, а архиереи обязывались посылать тогда на царскую службу и своих боярских детей, и, например, владыка Новгородский выставлял из своих вотчин особенный полк, называвшийся "владычним стягом" и находившийся под началом владычнего воеводы" [1] .

Как видим, изначально налогообложению подлежала сельскохозяйственная деятельность Церкви. Речь не шла об обложении культовой деятельности. Облагалась земля, крестьяне и сами церковно- или священнослужители только в том случае, если они имели свои дома на "черной" земле.

Объем податей государству, представлял собой ко времени принятия Соборного уложения следующую картину. "Крестьяне церковных вотчин, патриарших, митрополичьих и прочих, отбывали подобно крестьянам других земель, все государственные подати и повинности и при этом не только не пользовались какими-либо льготами, напротив обложены были даже больше чем другие крестьяне. …с церковных земель положено было собирать подать более против других земель, в пропорции 4:3. Патриарх и прочие архиереи, монастыри и церкви должны были собирать со своих вотчин и доставлять правительству: а) стрелецкие деньги и стрелецкий хлеб на содержание стрельцов – постоянного войска, б) ямские деньги на содержание почт в государстве, в) полоняничные деньги на выкуп пленных, г) деньги и хлеб на жалование ратным людям и содержание их в военное время, д) даточных людей на ратную службу с полною обмундировкою. Иногда духовные вотчинники вместо даточных людей, пеших и конных, по требованию правительства платили ему деньгами, иногда отдавали ему на время войны всю ратную сбрую, какая у них имелась, иногда поставляли подводы со съестными припасами для ратных людей и подобное. В чрезвычайных случаях, кроме сборов с церковных крестьян на жалованье ратным людям, правительство приглашало самих архиереев и монастырские власти делать для той же цели добровольные приношения "неоскудно" как из архиерейской и монастырской казны, так и из своих келейных денег и собирать такие же приношения со всех архиерейских приказных людей и боярских детей и со всех иноков и монастырских служек. А иногда прямо брало из монастырей на военные издержки определенную сумму по своему усмотрению… Делались также сборы с монастырских и церковных земель и на другие случайные государственные нужды, например для построения городков и острогов на Украйне против набегов крымских татар. Некоторые монастыри должны были еще по временам давать приют пленным татарам, кормить их и одевать на свой счет" [2] .

Как видим, и в XVII веке ситуация мало изменилась: по-прежнему налог с Церкви представлял собой налог с церковных земель. Дополнительные сборы с архиереев носили лишь добровольный характер и не имели цель обложить налогом культовую деятельность.

Подати в пользу казны собирались в XVII веке силами церковных учреждений, но ситуация изменилась с началом царствования Петра I.

В 1701 году в ведении Монастырского приказа состояло 137 823 крестьянских двора, находящихся на церковных землях. При Петре взимать подати с этих дворов было поручено уже не церковным учреждениям, как было в предыдущем веке, а офицерам государства. "Монастыри должны были поставлять продовольствие для драгун, фураж для лошадей и помещения для иностранцев, поступивших на царскую службу. Прежние налоги увеличивались и вводились новые: на судостроение, больницы, содержание драгунских полков, постройку каналов и прочее. Результатом таких часто произвольных и непродуманных мер стал упадок имений, снижение их доходности и, наконец, побеги крестьян. До 1721 года, бывало, что Монастырский приказ сдавал монастырям в аренду их же собственные вотчины с условием выплаты с них определенных доходов" [3] . При Петре, даже учитывая его многочисленные преобразования, также не ставился вопрос об обложении культовой деятельности, объектом обложения по-прежнему была церковная земля, точнее крестьянские дворы на церковных землях. Монастыри именно потому подвергались дополнительной обязанности поставлять фураж, что являлись земельными собственниками.

С учреждением Святейшего Синода Монастырский приказ стал Синодальным учреждением и был переименован в Камер-контору. Ей было поручено взимать государственные подати с церковных имений и передавать их вместе с отчетами Камер-коллегии и Штатс-конторе. Штатс-контора – это был государственный орган, следивший за государственными расходами, Камер- коллегия следила за государственными доходами. Оба этих государственных учреждения были вышестоящими по отношению к синодальной Камер-конторе.

Уже в 1721-1722 годах при функционировании новой системы сбора налогов с церковных имений образовались значительные недоимки, в связи с чем Петр распорядился понизить оклады членам Синода, синодальным чиновникам и сократить содержание монастырей, распорядившись выдавать монастырям содержание зерном. И.К.Смолич одной из причин недоимок видит в слишком громоздкой системе сбора налогов и сложной отчетности, а также в незаинтересованности епархиального духовенства в сборе налогов. [4]

Система сбора налогов с "определенных" вотчин была сложной, в результате чего налоговый гнет ужесточался. Коллегия экономии Синода требовала налогов в виде подушной подати, а на местах налоги собирались с дворов. "Как следствие, возникали ни с чем не сообразные и непосильные поборы" [5] .

В результате увеличивалась сумма недоимок, которая так возросла при Анне Иоановне, что по Указу последней было решено создать Доимочную канцелярию, которая самым нещадным образом "добирала" недостающие суммы как со светских, так и с имений религиозных организаций. В объекты сборов включалась зачастую даже церковная утварь, что вызывало протест русских архиереев.

При Елизавете Петровне на расходы церковных учреждений устанавливались штаты, т.е. определенные суммы денег, поступавшие от доходов с церковных имений. Средства должны были расходоваться на церковные нужды, а также на содержание инвалидов, в связи с чем Церковью должны были возводиться инвалидные дома. Все излишки денежных средств, остававшиеся от этих расходов должны были поступать в государственную казну.

Начиная с Петра III уже не Церковь платила налоги со своих имуществ в государственную казну, а государство, присвоив себе церковные имения, получала с их доход и из этих средств выплачивала содержание духовенству. Однако с возвращением Церкви прав на приобретение земельной собственности с крестьянами естественно эти земли облагались налогом. Нам, однако, известно, что согласно Указам Александра I 1808, 1811 и 1821 годов, церковное землевладение пользовалось налоговыми привилегиями и освобождалось от военного постоя.

В целом, налоговая политика государства в отношении инославных и иноверных исповеданий с момента их появления в России и до конца XIX века во многом повторяла налоговый режим в отношении Православной Церкви.

К концу XIX века налоговая политика в отношении религиозных объединений выглядела следующим образом. "Налог с недвижимого имущества, принадлежавшего духовным ведомствам как христианских, так и нехристианских вероисповеданий, взыскивался частично – только с того имущества, которое приносило доход "посредством отдачи в наем". Духовные учреждения всех вероисповеданий, включая православное, освобождались от уплаты подымной подати, поземельного налога, а в губерниях Привисленского края – налога со всего недвижимого городского имущества. Православная Церковь – ее подворья и строения архиерейских домов и монастырей, в том числе сдаваемые в наем, а также строения и лавки, принадлежащие церквам, освобождались от городского поземельного налога и от прочих городских повинностей. Обложению государственным промысловым налогом, которым облагались все торговые, промышленные предприятия и, так называемые, личные промышленные занятия, не подлежали заведения духовного ведомства, печатающие и продающие книги и пособия учебного и духовно-нравственного содержания, изготовляющие и продающие необходимые для богослужения предметы, а также предприятия, торгующие лампадным маслом и ладаном. Имущество, поступавшее в пользу церквей, монастырей и церковных причтов в силу закона, духовного завещания, по царскому пожалованию, дарению и другим безвозмездным актам, освобождались от уплаты государственной пошлины" [6] .

Как видно, религиозные объединения пользовались устройством доходных домов с целью получения выгода для обеспечения своей основной деятельности. Естественно эта коммерческая деятельность облагалась государственным налогом. Однако в то же время производство предметов богослужебных предметов и религиозной литературы освобождалось от налогообложения.

Говоря об общих принципах налогообложения религиозных объединений в дореволюционный период, можно прийти к следующим выводам. На протяжении всей досоветской истории культовая деятельность как таковая была освобождена от каких-либо обложений. Напротив, государство взяло на себя функцию обеспечения необходимых материальных нужд религиозных объединений преимущественно путем предоставления сельскохозяйственных земель. По мере роста землевладения религиозных объединений увеличивались объемы податей в казну с крестьянских дворов, расположенных на землях религиозных объединений. Кроме того, любые хозяйственные субъекты, созданные по инициативе религиозных объединений в более поздний период, ее коммерческие проекты, не связанные с культовой деятельностью облагались на общих основаниях. Во многом эта ситуация повторяется и в действующем российском законодательстве, когда хозяйственные общества, созданные религиозными организациями облагаются налогами на общих основаниях. Обратимся теперь к налоговой политике советского времени.

КалейдоскопЪ

Чрезвычайные налоги

Как ни напрягало правительство податное обложение, оно обыкновенно не было в состоянии точно сметить предстоящие ему расходы, чтобы уравновесить их с текущими доходами, и уже среди самого дела, на ходу замечало ошибочность своих предварительных расчетов. Тогда оно прибегало к чрезвычайным средствам. В самое трудное время, в первые годы царствования Михаила, оно вместе с Земским собором делало принудительные займы у крупных капиталистов вроде Строгановых или Троицкого Сергиева монастыря. Это были, впрочем, редкие случаи. Обыкновенными, так сказать, источниками чрезвычайных доходов были «запросы волею» и процентные налоги. Из первого источника почерпались «запросные деньги», из второго деньги пятая, десятая, пятнадцатая и двадцатая. Тот и другой источники имели сословное значение. Запрос волею — это добровольная подписка, к какой правительство по соборному приговору призывало привилегированные классы землевладельцев, духовных и служилых, для покрытия чрезвычайных военных расходов.

Мы уже видели, как в 1632 г., в начале войны с Польшей, по приговору обоих государей с собором духовные и служилые чины собора одни тут же на заседании заявили, что они готовы дать, а другие обещали принести росписи тому, что кто даст. Подобным порядком испрошено было добровольное вспоможение и у собора 1634 г. Запросные деньги взимались и с некрепостных крестьян, но не в виде добровольной подписки, а как определенный окладной налог в размере от 1 рубля до 25 копеек с двора (14–3 рубля на наши деньги). Процентный налог — финансовое изобретение собора, избравшего новую династию, — падал на торговых людей в размере пятой деньги. В 1614 г., на другой год по избрании Михаила, этот собор приговорил собрать на ратных людей «от избытков по окладу, кто может от живота своего и промыслу на 100 рублев, с того взяти пятую долю — двадцать рублев, а кто может больше или меньше, и с того взять по тому же расчету». Таким образом, в приговоре даны зараз по крайней мере три несовместимые основания обложения: животы — имущество, промыслы — оборотный капитал в соединении с трудом, избыток по окладу — чистый доход по оценке окладной комиссии и, наконец, возможность дать больше или меньше — заявление по совести о своем достатке.

Соборный приговор в разосланном циркуляре изложен был московскими дьяками по однообразной дьячей методе всех веков — так, чтобы его можно было понять не менее как в трех смыслах. Мысль собора 1614 г. была довольно проста. Почему он назначил пятую деньгу, а не четвертую или шестую? Тогда в торговом дисконте при помещении денег в рост обычный и высший законный процент был «на пять шестой», т. е. 20%. Заемщик мог брать деньги под такой процент только при возможности выручить занятым капиталом гораздо больше 20%. Значит, этот процент представлял тогда наименьший чистый доход с капитала и при нормальном обороте удвоял его в пять лет.

Соборный приговор о пятой деньге с торговых людей требовал, чтобы оборотный капитал уступил нуждавшейся казне один год своего прироста, отсрочив свое пятилетнее удвоение на шестой год. Такова схема налога: он не требовал пятой доли ни всякого имущества, ни всего дохода с него, а брал наименьший чистый годовой доход только с торгового оборотного капитала или доходной недвижимости — лавки, завода и т. п. Но по вине плохого приказного изложения соборный приговор вызвал много недоразумений и даже беспорядки. В одних местах пятую деньгу поняли как имущественный налог, и окладчики начали описывать всякое имущество, чем вызвали сопротивление плательщиков; в других его взимали по окладу какого-либо обыкновенного налога, например, стрелецкой подати. Ближе подошли к смыслу налога там, где его поняли как налог на торговый оборот и, высчитав по таможенным книгам, «на сколько рублев чьих товаров в привозе и в отпуске объявилось», взимали пятую часть их цены. Недоразумения и столкновения повторялись и при последующих процентных сборах, по неясности стереотипного выражения «с животов и промыслов». На деле, однако, это были налоги на доход, что прямо отмечает иноземец Рейтенфельс, бывший в Москве в 1670 г. Сборы эти падали на торгово-промышленных людей всякого звания, тяглых и нетяглых, кроме духовенства и «белых» служилых чинов, на стрельцов, пушкарей, всяких крестьян и бобылей, даже на торговых холопов, «чей кто ни будь торгует».

Пятинный сбор 1614 г. повторился и в 1615 г. Два раза собирали пятую деньгу во вторую польскую войну царя Михаила, в 1633 и 1634 гг. В 1637–1638 гг. для обороны от крымцев, удвоив стрелецкую подать, правительство выпросило у Земского собора набор даточных с дворцовых и владельческих крестьян и усиленный денежный сбор с торговых людей — с двора около 20 рублей на наши деньги, а с черных крестьян вполовину; в 1639 г. чрезвычайный денежный сбор повторился. Сборы поступали с огромной недоимкой — знак, что плательщики изнемогали. Они и жаловались, что им «тяжко вельми». Если прибавить к этому принудительную скупку казной наиболее прибыльных товаров, например, льна в Пскове по указной цене, мы поймем горечь жалобы местного летописца: «и цена невольная, и купля нелюбовная, и во всем скорбь великая, и вражда несказанная, и всей земли ни купити, ни продати не сметь никому же помимо».

Особенно часты и тяжки были чрезвычайные поборы при царях Алексее и Федоре, когда продолжительные и разорительные войны с Польшей, Швецией, Крымом и Турцией требовали тяжелых жертв людьми и деньгами. В 27 лет (1654–1680) собирали по разу 20-ю и 15-ю деньгу (5% и 6,66%), пять раз 10-ю и дважды 5-ю деньгу (10% и 20%), не считая повторявшихся из года в год сборов в определенном однообразном окладе с двора. Так все эти сверхштатные налоги получали характер временно-постоянных. Чрезвычайные налоги входили особой неокладной статьей в состав обыкновенных доходов.

Читайте также: