Расчет экспортной пошлины на нефть в 2020 году

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Министерства экономического развития РФ от 15 октября 2020 г. “О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 ноября 2020 года”

В соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 154 «О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155», от 26 февраля 2013 г. № 155 «О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 251» и от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России осуществляет мониторинг цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья, рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении них в соответствии с методиками, утвержденными указанными постановлениями, а также публикует результаты мониторинга и расчета на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 сентября 2020 г. по 14 октября 2020 года.*

Уровень цены - 296,2 долл. США за тонну

2. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 30 ноября 2020 года.

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование позиции** Ставка вывозной таможенной пошлины (в долларах США за 1000 кг)
2709 00 нефть сырая кроме: 42,2
2709 00 900 1 нефть сырая плотностью при 20 °С более 887,6 кг/м3, но не более 994 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,015 мас.%, но не более 3,47 мас.% 8) 0
2709 00 900 2 нефть сырая плотностью при 20 °С не менее 694,7 кг/м3, но не более 980 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 5 мас.% 10) 4,2
2709 00 900 3 нефть сырая плотностью при 20 °С не менее 694,7 кг/м3, но не более 887,6 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.% 8) 0
2709 00 900 9*** прочие 0
2710 12 110 - 2710 12 250 9, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, из 2710 20 900 0 прямогонный бензин 23,2
2710 12 900 1 тримеры и тетрамеры пропилена 2,7
2710 12 310 0, 2710 12 700 0, 2710 19 110 0 - 2710 19 350 0 из 2710 20 900 0 легкие дистилляты; средние дистилляты 12,6
2710 19 421 0 - 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 - 2710 20 190 0 дизельное топливо 12,6
2710 12 411 0 - 2710 12 590 0, из 2710 20 900 0 бензины товарные 12,6
2902 20 000 0 бензол 12,6
2902 30 000 0 толуол 12,6
2902 41 000 0 - 2902 43 000 0 ксилолы 12,6
2710 19 510 1 - 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 - 2710 20 390 9 мазут 42,2
2710 19 710 0 - 2710 19 980 0, из 2710 20 900 0 масла смазочные; прочие 12,6
2710 91 000 0 - 2710 99 000 0 отработанные нефтепродукты 42,2
2711 12 - 2711 19 000 0 сжиженные углеводородные газы 0
2712 вазелин и парафин, кроме: 42,2
2712 90 110 0 сырые 0
2712 90 190 0 прочие 0
2713 11 000 0 кокс нефтяной некальцинированный 2,7
2713 12 000 кокс нефтяной кальцинированный 0
2713 20 000 0 - 2713 90 900 0 битум нефтяной 42,2
2901 10 000 1 этан, бутан, изобутан 0

* Расчет средней за период мониторинга цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) осуществляется с использованием данных, предоставленных Аргус Медиа (Раша) Лимитед / Argus Media (Russia) Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited.

** Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

*** В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.11.2017 № 1342 и от 12.04.2018 № 438.

Обзор документа

Минэкономразвития опубликовало ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты на ноябрь 2020 г. Они рассчитаны исходя из средней цены на сырую нефть марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья в 296,2 долл. США за тонну.

Ставка пошлины на сырую нефть в ноябре составит 42,2 долл. США за тонну, на дизтопливо и товарный бензин - 12,6 долл. США, на сжиженные углеводородные газы - 0 долл. США.

Что представляет из себя экспортная пошлина

Экспортная пошлина — часть стоимости вывозимого за границу товара, переходящая от экспортера в пользу государства. В случае экспортной пошлины на нефть — это определенная доля от экспортной цены нефти уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны.

Для нефтяных компаний наиболее крупной и важной является экспортная пошлина на сырую нефть, но также нефтяники платят пошлины за вывоз различных видов нефтепродуктов, бензина, нефтяного кокса.

Как считается экспортная пошлина

Экспортная пошлина на сырую нефть взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением. В зависимости от стоимости тонны нефти существует 4 основных варианта расчета экспортной пошлины:

1) Фактическая средняя цена тонны Urals ниже $109,5 — ставка пошлины равна 0%.

2) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $109,5, но ниже $146 — ставка пошлины не превышает 35%.

3) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $146, но ниже $182,5 — ставка пошлины не превышает $12,78 + 45%.

4) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $182,5 — ставка пошлины не превышает $29,2 + 30%.

Законодательство также предусматривает возможность установления особых формул расчета для нефти с особыми свойствами или добытых на определенных участках, но серьезно общую картину они не меняют.

На практике последних лет используется формула под номером 4, так как средняя стоимость тонны нефти Urals ни разу за последние годы не опускалась ниже $182,5 за тонну (примерно $25 за баррель).

Дополнительно с 2019 г. в формулу расчета включается корректирующий коэффициент, равный 0,833. На него умножается полученное значение ставки пошлины. Он был введен в рамках «налогового маневра» с целью постепенного снижения экспортной пошлины до 0 к 2024 г. и одновременного увеличения НДПИ. В 2020 г. данный коэффициент будет равняться 0,666.

Актуальный вид формулы на 2019 г. при Urals выше $25 за баррель:

Размер экспортной пошлины на сырую нефть = ((Фактическая средняя цена тонны Urals — $182,5) * 0,3 + $29,2) * 0,833

Размер экспортных пошлин на различные нефтепродукты устанавливается в процентном отношении от экспортной пошлины на сырую нефть.

Правительство при помощи диверсификации ставок стимулирует нефтяные компании заниматься производством определенных нефтяных продуктов, преимущественно товаров с более высокой степенью переработки. На сырую нефть и темные нефтепродукты (мазут, нефтяной битум, отработанные нефтепродукты) установлена максимальная ставка экспортной торговой пошлины, в то время как на переработанные продукты: дистилляты, бензол, смазочные масла она составляет всего 30%.

Размер экспортной пошлины за прошедший месяц регулярно публикуется Минфином РФ на официальном сайте 15 числа. Например, с 15 апреля по 14 мая 2019 г. экспортная пошлина на нефть Urals была установлена в размере $110,4 за тонну.

Что значит экспортная пошлина для нефтяных компаний

Экспортная пошлина занимает довольно существенную часть в расходах нефтяных компаний. К примеру, по итогам 2018 г. размер уплаченной экспортной пошлины Роснефти составил 1 061 млрд руб. или почти 13% от выручки компании. Экспортная пошлина Татнефти за тот же период достигла 94 млрд руб. или более 10% от выручки.

При рыночной цене в $72 за баррель примерно $15 приходится уплачивать в качестве экспортного сбора. Из формулы расчета экспортной пошлины можно заметить, что на ставку влияет только цена нефти, причем линейно. Это значит, что когда цена нефти находится выше $25 за баррель, рост цены барреля нефти на $1 увеличивает экспортную пошлину на $0,25. Однако тут есть одна важная особенность, которая следует из процесса расчета сбора.

Эффект временного лага

На каждый следующий месяц ставка пошлины устанавливается в зависимости от средней цены Urals за период с 15 числа предыдущего месяца по 14 число текущего месяца. То есть, средняя цена нефти с 15 февраля по 14 марта влияет на экспортную пошлину в апреле, а с 15 марта по 14 апреля — на ставку пошлины в мае. Подобная схема приводит к образованию эффекта «временного лага».

Разберем конкретный пример. Минфин РФ отслеживает цены на нефть Urals с 15 января по 14 февраля, исходя из которых 15 февраля он объявляет о том, какой уровень экспортной пошлины устанавливается на период с 1 марта по 1 апреля.

Это значит, что если цена на нефть начнет резко расти с 16 февраля, то эффект от роста цен на нефть найдет отражение в выручке компании в I квартале, но экспортная пошлина вырастет лишь в апреле, что отразится уже в результатах II квартала. Данный механизм может как дополнительно улучшать финансовые результаты компаний при росте цены на нефть, так и ухудшать их при падении.

В IV квартале 2018 г. происходило устойчивое снижение цен на нефть. Так как экспортная пошлина «запаздывает» относительно рыночных цен, то каждый месяц нефтяные компании были вынуждены уплачивать большую сумму отчислений.

К примеру, Лукойл по результатам IV квартала 2018 г. оценил влияние временного лага в -$2,73 за каждый баррель экспортированной нефти, что примерно соответствует $11,5 млн недополученной операционной прибыли. Обратный эффект имел место уже в I квартале, когда началось восстановление нефтяных котировок.

Помимо эффекта временного лага на размер экспортной пошлины может оказать влияние изменение структуры экспорта. При увеличении степени переработки экспортируемых нефтепродуктов пошлина должна снижаться, а при росте экспорта сырой нефти или товаров с низкой степенью обработки увеличиваться. На практике компаниям не всегда выгодно заниматься глубокой переработкой нефти, однако без существующего налогового механизма сегмент нефтепереработки мог бы оказаться в худшем положении, чем есть сейчас.

Резюме

В будущем влияние экспортной пошлины на результаты нефтяных компаний будет постепенно снижаться, что связано с «налоговым маневром». Уже в 2024 г. предполагается обнуление пошлины, а ее место займет возросший НДПИ. Однако до тех пор данный сбор будет продолжать оказывать существенное влияние на российскую нефтегазовую отрасль, особенно в периоды роста волатильности цен на сырье.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Прогнозы и комментарии. Масса корпоративных событий

Цены на нефть упали после достижения $70. Что произошло

Московская биржа. Направление еще не выбрано

Магнит. Ожидаем теста важного сопротивления

Корпоративные события на рынке США. Как они влияют на акции

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Российские нефтяные компании в марте впервые осуществили выплаты в бюджет в соответствии с демпферным механизмом, свидетельствуют опубликованные данные Минфина.

Демпферный механизм, действующий с 2019 года, призван удерживать цены на моторное топливо (бензин, дизельное топливо) внутри России на стабильном уровне. Упрощенно он действует так:

  • при низких экспортных ценах на нефть российской марки Urals стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом;
  • если же экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизтопливо внутри страны.

В марте, согласно информации Минфина, перечисления в бюджет по демпферу составили 10,5 млрд руб. (около $140 млн по среднему курсу за месяц). В 2019 году, когда держались высокие цены на нефть, государство заплатило нефтяникам в общей сложности 282 млрд руб. плюс еще 23 млрд руб. в январе–феврале 2020 года.

Нефтяники уже выплатили в бюджет примерно 10,5 млрд руб. в рамках демпферного механизма за бензин в феврале 2019 года, но одновременно получили выплаты из бюджета за дизельное топливо: в сумме получилось 0,7 млрд руб. в пользу нефтяных компаний. Минфин учитывает общие поступления (выплаты) от демпфера по бензину и дизелю.

Демпфер вновь станет положительным, то есть бюджет станет доплачивать нефтяникам, при котировках Urals более $50,5 за баррель в случае сохранения мартовских параметров, а именно дифференции между ценами нефтепродуктов и нефти в Европе, курса доллара и фрахтовых ставок, пояснил РБК главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов.

  • Месяц назад Минфин сообщил, что оценивает поступления в бюджет по демпферу в $0,9–1,1 млрд в месяц при ценах на нефть на уровне $22–27 за баррель, то есть порядка 74 млрд руб. по текущему курсу.

  • В апреле–декабре 2020 года суммарно доходы от демпфера могут составить почти 600 млрд руб., если цены на нефть останутся в этом диапазоне. Ежов подтверждает эти расчеты.
  • В марте средняя цена на нефть марки Urals составила $29,17 за баррель. Это в 2,3 раза ниже, чем в марте 2019 года ($65,98 за баррель).

Демпфер сокращает траты резервов

Благодаря демпферу российский бюджет сможет частично компенсировать выпадающие доходы от снижения экспортных пошлин на нефть и газ, а также налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении углеводородов. Это позволит уменьшить расходование резервных средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие этих выпадающих доходов.

В марте нефтяные компании поднимали вопрос об огромных ожидаемых выплатах по демпферу в 2020 году из-за низких цен на нефть и предлагали изменить формулу расчета, сказал РБК федеральный чиновник. По его словам, им объяснили, что формулу, конечно, поменять можно, но в этом случае правительство просто поднимет на ту же сумму НДПИ — «бюджету в трудные времена надо помогать».

РБК направил запросы в «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, а также в пресс-службу Минфина.

По словам Ежова, демпфер был рассчитан для работы в диапазоне нефтяных цен $40–70 за баррель, его параметры не были настроены на текущие котировки. «При сохранении низких цен потребуется корректировка механизма демпфера, что позволит поддержать переработку, и без того находящуюся в крайне тяжелой ситуации. Ведь увеличение демпфера происходит одновременно с обвальным снижением спроса на нефтепродукты и снижением таможенной субсидии, также зависящей от нефтяных котировок», — объяснил он.

В марте нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились в годовом выражении:

  • от поступлений по НДПИ — на 10% (до 424 млрд руб.);
  • от поступлений по экспортной пошлине на нефть, газ и нефтепродукты — на 36% (до 114 млрд руб.).

В марте 2020 года (к январю) сильнее всего по сравнению с другими углеводородами снизились доходы бюджета от добычи и экспорта природного газа — более чем на треть (до 72 млрд руб.), показывает статистика Минфина. Экспорт газа в январе–феврале сократился в стоимостном выражении примерно на 51% год к году, в физическом объеме — на 25%, следует из данных ФТС (.xlsx). Это произошло на фоне теплой зимы в Европе и увеличенных закупок газа в конце 2019 года, сделанных еще до того, как «Газпром» договорился о продлении контракта на транзит газа через Украину.

Сколько резервов потратят в этом году

По действующему в России бюджетному правилу, если цена нефти опускается ниже базовой отметки ($42,4 в 2020 году), недополученные нефтегазовые доходы бюджета финансируются за счет средств ФНБ. Для этого Минфин продает валюту на открытом рынке. В предыдущие три года Минфин покупал валюту для пополнения ФНБ за счет сверхдоходов от нефти и газа.

В марте Минфин еще покупал валюту (на 133,3 млрд руб.), поскольку план закупок формировался в феврале, когда цены на нефть превышали $42, следует из данных министерства. В апреле он начал тратить средства ФНБ: валюты будет продано на 77,8 млрд руб. Эти траты увеличатся в последующие месяцы, в то время как демпферные поступления в бюджет возрастут, так как вступят в силу более низкие цены на нефть в расчете экспортной пошлины (в марте она рассчитывалась исходя из цен второй половины февраля).

В 2020 году расходование средств ФНБ для покрытия дефицита нефтегазовых доходов составит от 1 трлн до 1,7 трлн руб., прогнозируют экономисты. По оценке Deutsche Bank, из ФНБ будет профинансировано около 1,5 трлн руб. При этом на 1 апреля ликвидные резервы ФНБ, доступные для компенсации недополученных нефтегазовых доходов, составляли в рублевом эквиваленте чуть более 11 трлн руб.

Нормативное регулирование

Особенности выдачи лицензии на помещение нефти под таможенный режим с 1995 года регулируется Постановлением Правительства РФ № 1446 от 1994 года. Согласно данному документу в процессе помещения нефти под таможенный режим необходимо соблюдать нормы Таможенного Кодекса.

  • Ст. 51 Бюджетного Кодекса закрепляет размер таможенной пошлины на нефть в соотношении к неналоговым доходам.
  • ФЗ № 311 относительно таможенного регулирования формирует весь процесс вывоза продукции за пределы РФ.

ФЗ № 164 относительно регулирования всей внешнеэкономической деятельности дает разъяснения определенным понятиям по перемещению нефти согласно таможенно-тарифному регулированию с использованием ввозных и вывозных таможенных пошлин. На основании ст. 12 данного закона обозначены методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

ПАО «НК «Роснефть» проводит политику, направленную на обеспечение сбалансированности каналов монетизации нефти, в том числе переработки на собственных нефтеперерабатывающих мощностях в России, Германии, Индии, реализации на экспорт по долгосрочным контрактам и на основе спотовых продаж в ходе проводимых тендеров, а также реализации на внутреннем рынке.

Компания на постоянной основе осуществляет мониторинг экономической эффективности каналов монетизации нефти, что позволяет максимизировать долю высокомаржинальных каналов в общей структуре продаж.

В 2020 году Компания поставила около 100,5 млн т нефти на собственные заводы в России, что выше уровня поставок 2020 г. на 15% (с учетом поставок на нефтеперерабатывающие заводы Башнефти с октября 2020 года). Рост объемов поставок главным образом обусловлен приобретением активов Башнефти в четвертом квартале 2016 года.

Помимо поставок нефти на собственные НПЗ в России, Компания в 2017 г. поставила 4,5 млн т собственной нефти на заводы с долей участия Компании в Германии, что на 3% больше объема поставок в 2016 г.

Объем реализации нефти в 2020 г. в страны дальнего и ближнего зарубежья составил 121,8 млн т. Среди экспортных направлений реализации нефти экономически наиболее привлекательным для Компании является восточное направление — поставки по трубопроводу в Китай, реализация в портах Козьмино и Де-Кастри. Объем поставок в восточном направлении в 2020 г. составил 47,7 млн тонн, что на 10,7% превышает аналогичный показатель прошлого года.

Помимо этого Компания реализовала 65,7 млн тонн нефти в Северо-Западную, Центральную и Восточную Европу, в страны Средиземноморья и другие направления дальнего зарубежья. Экспорт в СНГ составил 8,4 млн тонн.

Основная часть экспортных поставок Компании осуществляется через мощности , представленные магистральными трубопроводами, и порты. В отчетном году экспортные поставки осуществлялись в основном с использованием следующих транспортных маршрутов:

  • трубопроводным транспортом — около 103,1 млн тонн, что составило 84,7% от общего объема реализации нефти в страны дальнего и ближнего зарубежья. 48,4 млн т из данного объема были экспортированы через порты, а около 54,7 млн т — посредством трубопровода в направлении Китая, Белоруссии, Центральной и Восточной Европы
  • железнодорожным и смешанным транспортом — 2,2 млн т, или 1,8% от общего объема экспортных поставок без учета эффекта по приобретённым активам. В основном это поставки по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и по железной дороге в Китай через Монголию.

Помимо вышеуказанных маршрутов, в 2020 г. через экспортные терминалы Де-Кастри и Варандей было отгружено 4,9 млн тонн нефти Компании. Также в страны дальнего зарубежья было реализовано около 11,6 млн тонн стороннего ресурса через трейдинговые подразделения Компании.

Расширение сотрудничества по трейдингу нефти

С 2020 года начало действовать Дополнительное соглашение между «Роснефтью» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией» (КННК) об увеличении поставок нефти в Китай транзитом через территорию Казахстана и продлении срока действия работающего с 2013 года контракта до конца 2023 года. В соответствии с Соглашением, объем поставок в данном направлении достигнет 91 млн тонн за 10-летний период, что позволит и дальше планово осуществлять поставки по одному из стратегических для «Роснефти» направлений. Совокупный объем поставок в адрес КННК в 2020 году составил 30,0 млн тонн, включая 10 млн тонн транзитом через территорию Республики Казахстан.

В течение 2020 года Компания продолжила сотрудничество с конечными потребителями. Экспортные поставки нефти в адрес конечных потребителей в 2020 году составили свыше 65 млн тонн, что соответствует аналогичному показателю 2020 года. В рамках укрепления сотрудничества с конечными потребителями на 2020 год были перезаключены Договоры с компаниями Shell, Eni на поставку нефти по нефтепроводу «Дружба» в направлении Германии.

Ключевые достижения в области экспортных поставок

  • Поставки нефти в восточном направлении выросли на 10,7 %, до 47,7 млн т, в 2020 году.
  • Поставки нефти в Китай с учетом международного трейдинга составили рекордные 39,1 млн т.
  • По долгосрочным контрактам объем поставок в Китай вырос на 9,5 %, до 30,0 млн т.

Экспорт нефти

На основании законодательных документов весь процесс перемещения нефти производится при соблюдении определенных этапов. Чтобы действия соответствовали законодательным нормам необходима уплата пошлины, сбор определенного пакета документов и прохождение этапа оформления операции по экспорту.

Что платить

На вывоз нефти и ее продуктов существуют к уплате следующие таможенные пошлины:

  • пошлина на сырую нефть и вязкого продукта;
  • плата за светлые нефтепродукты и масла;
  • платежи по мазуту;
  • товарному бензину;
  • отдельно прямогонного нафта и кокса.

В среднем размер пошлины составляет от 2,5 долларов до 39,5 долларов за тонну.

Средний размер таможенных сборов в расходной части бюджета составляет до 18%, при этом доля нефтепродуктов составляет в государственной доходной части до 25%.

Документы

Сопровождение операции происходит посредством оформления следующих документов:

  • лицензия по заявлению экспортера на вывоз продукции;
  • декларация перемещения нефти;
  • копии учредительных документов экспортера;
  • контракт;
  • паспорт сделки;
  • инвойс;
  • перевод инвойса;
  • документы права собственности на продукт;
  • сертификаты и лицензии.

Кроме этого необходимо подтвердить таможенные платы и предоставить договора о приобретении продукции на территории РФ, а также документальное сопровождение всего процесса перемещения продукции вплоть до экспортера, если он не является производителем.

Также по условиям контракта могут существовать такие документы, обязательные к предоставлению, как:

  • договора о страховке груза;
  • документы относительно предоплаты;
  • сведения относительно упаковки, количества товарных мест и весе.

Договор на экспорт нефти (образец)










Какое оформление осуществить

В первую очередь происходит оформление лицензии – она составляется в 3-х экземплярах:

  • один — для таможни;
  • второй — заявителю;
  • третий — для отдела таможенных режимов и управления организацией таможенного контроля РФ.

Важно: таможенное оформление осуществляется тем отделением, которое выдало лицензию при этом должно существовать разрешительное письмо Минтопэнерго РФ относительно включения партии нефти в график прокачки на следующий период.

Если же нефть транспортируется тогда необходим еще один этап – оплата пошлины на момент таможенного оформления продукта. При наступлении случаев, обозначенных нормативными документами РФ, нефть может быть условно выпущена в режиме переработки вне таможенных территорий, что освобождает экспортера от взноса сборов.

Важно: период возврата нефтепродуктов после реализации нефти не может быть более 6 месяцев с момента оформления очередной партии товара. К лицензии оформляются дополнения в 2-х экземплярах, при этом они должны иметь подпись уполномоченного лица и печать таможни.

Кроме уплаты таможенных сборов, оформления лицензии и составления декларации необходимо таможне предъявить сам груз к осмотру.

Ограничения и правила

Лица, подавшие документы на лицензию могут получить отказ в ее выдаче, по следующим причинам:

  • отсутствие в папке документов необходимых документов;
  • неправильное оформление документации;
  • заявитель в последний год перед подачей заявления привлекался к ответственности за неправильное таможенное оформление и перемещение продукции;
  • прочие случаи, установленные законодательством.

Кроме этого с ноября 2020 года были установлены следующие ограничения на перемещение светлых нефтепродуктов:

  • запрет на экспорт нефти и ее составляющих для компаний не производителей продукции;
  • перемещение продукции внутри государства для дальнейшего экспорта только при увязке права на экспорт нефти с обязательствами нефтяных компаний производителей.

Такой проект необходим для стабилизации обстановки с топливом внутри государства.






Схемы декларирования

Согласно положениям технического регламента, у производителя есть возможность выбрать одну из 5 схем подтверждения качества.

Для серийного производства подходят схемы 1Д, 3Д и 6Д. Их отличия состоят в следующем: при 1Д заявитель имеет право предоставить свои результаты испытаний образцов, при 3Д и 6Д исследования в обязательном порядке проводятся в аккредитованной лаборатории. Дополнительно при 6Д необходим сертификат системы менеджмента качества. Производственный контроль и последующий ежегодный аудит проводит производитель самостоятельно.

Срок действия зависит от наличия у производителя добровольного сертификата ХАССП, который подтверждает внедрение на производстве принципов ХАССП. Если он есть, то максимальный срок разрешительного документа можно выбрать 5 лет, если нет — 3 года.

Если необходимо декларировать партию товара, выбирается 2Д или 4Д. При первой схеме экспертиза продукции проводится заявителем в любой выбранной лаборатории самостоятельно, при 4Д — исключительно в аккредитованной.

Срок действия выбирается заявителем исходя из срока годности товара.

Ответственность и последствия

Благодаря наличию механизма административной ответственности органы валютного контроля могут совершать надзор за действиями экспортеров в частности получения на счета оплаты от нерезидентов страны.

  • При этом у экспортера существует возможность обжаловать решение таможенного органа согласно ст. 370 ТК РФ в течение 20 дней.
  • Также можно смягчит степень своей вины исправлением допущенных ошибок, например, если ответственность наступила согласно ст. 273 ТК РФ.

Объемы экспорта и добычи нефти предусмотрены нормативными международными документами, при этом каждая страна участница обязана соблюдать подписанные договоренности. В более мелких масштабах перемещение нефти осуществляется на основании законодательных актов РФ с соблюдением процесса таможенного оформления продукции и ее перемещения через границу.

Про экспорт нефти из России расскажет видео ниже:

Основные компании – экспортеры

Размеры акциз на нефтепродукты в 2020 году


Размеры акциз на нефтепродукты в 2020 году

Полезная информация
1компания ТНК-ВР – 19,5 %
2ОАО «Сургутнефтегаз» – 15,6 %
3компания ЛУКОЙЛ – 14,3 %

Как видите, доля этой «большой четверки» в общих зарубежных поставках нефти из нашей страны составляет 77,3 %. Остальные зарубежные нефтяные поставки осуществляют предприятия, которые не входят в вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) также по системе АК «Транснефть».

К большой четверке постепенно приближается ПАО «Газпром нефть», которое является одной из немногочисленных отечественных компаний, поставляющих на зарубежные рынки и успешно там реализующих дизельное топливо собственного производства. Этот продукт марки EN 590 соответствует всем европейским требованиям качества и активно используется в таких развитых странах Европы, как Германия, Франция и Великобритания.

Все экспортные операции «Газпром нефть» проводит посредством своей дочерней трейдинговой компании Gazprom Neft Trading GmbH, головной офис который расположен в столице Австрии Вене.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Российские нефтяные компании в марте впервые осуществили выплаты в бюджет в соответствии с демпферным механизмом, свидетельствуют опубликованные данные Минфина.

Демпферный механизм, действующий с 2019 года, призван удерживать цены на моторное топливо (бензин, дизельное топливо) внутри России на стабильном уровне. Упрощенно он действует так:

  • при низких экспортных ценах на нефть российской марки Urals стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом;
  • если же экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизтопливо внутри страны.

В марте, согласно информации Минфина, перечисления в бюджет по демпферу составили 10,5 млрд руб. (около $140 млн по среднему курсу за месяц). В 2019 году, когда держались высокие цены на нефть, государство заплатило нефтяникам в общей сложности 282 млрд руб. плюс еще 23 млрд руб. в январе–феврале 2020 года.

Нефтяники уже выплатили в бюджет примерно 10,5 млрд руб. в рамках демпферного механизма за бензин в феврале 2019 года, но одновременно получили выплаты из бюджета за дизельное топливо: в сумме получилось 0,7 млрд руб. в пользу нефтяных компаний. Минфин учитывает общие поступления (выплаты) от демпфера по бензину и дизелю.

Демпфер вновь станет положительным, то есть бюджет станет доплачивать нефтяникам, при котировках Urals более $50,5 за баррель в случае сохранения мартовских параметров, а именно дифференции между ценами нефтепродуктов и нефти в Европе, курса доллара и фрахтовых ставок, пояснил РБК главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов.

  • Месяц назад Минфин сообщил, что оценивает поступления в бюджет по демпферу в $0,9–1,1 млрд в месяц при ценах на нефть на уровне $22–27 за баррель, то есть порядка 74 млрд руб. по текущему курсу.

  • В апреле–декабре 2020 года суммарно доходы от демпфера могут составить почти 600 млрд руб., если цены на нефть останутся в этом диапазоне. Ежов подтверждает эти расчеты.
  • В марте средняя цена на нефть марки Urals составила $29,17 за баррель. Это в 2,3 раза ниже, чем в марте 2019 года ($65,98 за баррель).

Демпфер сокращает траты резервов

Благодаря демпферу российский бюджет сможет частично компенсировать выпадающие доходы от снижения экспортных пошлин на нефть и газ, а также налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении углеводородов. Это позволит уменьшить расходование резервных средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие этих выпадающих доходов.

В марте нефтяные компании поднимали вопрос об огромных ожидаемых выплатах по демпферу в 2020 году из-за низких цен на нефть и предлагали изменить формулу расчета, сказал РБК федеральный чиновник. По его словам, им объяснили, что формулу, конечно, поменять можно, но в этом случае правительство просто поднимет на ту же сумму НДПИ — «бюджету в трудные времена надо помогать».

РБК направил запросы в «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, а также в пресс-службу Минфина.

По словам Ежова, демпфер был рассчитан для работы в диапазоне нефтяных цен $40–70 за баррель, его параметры не были настроены на текущие котировки. «При сохранении низких цен потребуется корректировка механизма демпфера, что позволит поддержать переработку, и без того находящуюся в крайне тяжелой ситуации. Ведь увеличение демпфера происходит одновременно с обвальным снижением спроса на нефтепродукты и снижением таможенной субсидии, также зависящей от нефтяных котировок», — объяснил он.

В марте нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились в годовом выражении:

  • от поступлений по НДПИ — на 10% (до 424 млрд руб.);
  • от поступлений по экспортной пошлине на нефть, газ и нефтепродукты — на 36% (до 114 млрд руб.).

В марте 2020 года (к январю) сильнее всего по сравнению с другими углеводородами снизились доходы бюджета от добычи и экспорта природного газа — более чем на треть (до 72 млрд руб.), показывает статистика Минфина. Экспорт газа в январе–феврале сократился в стоимостном выражении примерно на 51% год к году, в физическом объеме — на 25%, следует из данных ФТС (.xlsx). Это произошло на фоне теплой зимы в Европе и увеличенных закупок газа в конце 2019 года, сделанных еще до того, как «Газпром» договорился о продлении контракта на транзит газа через Украину.

Сколько резервов потратят в этом году

По действующему в России бюджетному правилу, если цена нефти опускается ниже базовой отметки ($42,4 в 2020 году), недополученные нефтегазовые доходы бюджета финансируются за счет средств ФНБ. Для этого Минфин продает валюту на открытом рынке. В предыдущие три года Минфин покупал валюту для пополнения ФНБ за счет сверхдоходов от нефти и газа.

В марте Минфин еще покупал валюту (на 133,3 млрд руб.), поскольку план закупок формировался в феврале, когда цены на нефть превышали $42, следует из данных министерства. В апреле он начал тратить средства ФНБ: валюты будет продано на 77,8 млрд руб. Эти траты увеличатся в последующие месяцы, в то время как демпферные поступления в бюджет возрастут, так как вступят в силу более низкие цены на нефть в расчете экспортной пошлины (в марте она рассчитывалась исходя из цен второй половины февраля).

В 2020 году расходование средств ФНБ для покрытия дефицита нефтегазовых доходов составит от 1 трлн до 1,7 трлн руб., прогнозируют экономисты. По оценке Deutsche Bank, из ФНБ будет профинансировано около 1,5 трлн руб. При этом на 1 апреля ликвидные резервы ФНБ, доступные для компенсации недополученных нефтегазовых доходов, составляли в рублевом эквиваленте чуть более 11 трлн руб.

Читайте также: