Система внутреннего контроля налоговый мониторинг

Опубликовано: 15.05.2024

Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:

  • ст. 19 «Внутренний контроль» Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года);
  • п. 41 и п. 42 Правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»);
  • п. 15-18 ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;
  • система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года) Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору;
  • п. 16 плана Минфина РФ на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440);
  • распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;
  • ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Сами понятия «внутреннего контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. В общем-то, эти термины пришли из аудиторской практики.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества организации 1 .

Система внутреннего контроля в организации, как правило, включает следующие элементы:

  • контрольная среда;
  • процесс оценки рисков;
  • информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • контрольные действия;
  • мониторинг средств контроля 2 .

Далее подробно рассмотрим состав и особенности указанных элементов системы внутреннего контроля в организации.

Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Далее приводится состав основных элементов контрольной среды организации (табл. 1).

Таблица 1. Состав контрольной среды организации

п/п Основные элементы
1 Доведение принципа честности до всеобщего сведения, поддержание его и других этических ценностей
2 Профессионализм (компетентность сотрудников)
3 Участие собственника или его представителей
4 Компетентность и стиль работы руководства
5 Организационная структура
6 Наделение ответственностью и полномочиями
7 Кадровая политика и практика

Процесс оценки рисков представляет собой выявление и по возможности устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. При этом следует учитывать, что риски могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами. Перечень основных факторов, рассматриваемых в процессе оценки рисков, приведен в табл. 2.

Таблица 2. Основные факторы, рассматриваемые в процессе оценки рисков

Рекомендация: При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизны возможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.

Информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивает понимание сотрудниками обязанности и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля. Главной составляющей системы является функция информирования персонала о значимости его участия в процессах и связи его действий в информационной системе с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается следующими средствами:

  • техническими средствами;
  • программным обеспечением;
  • персоналом;
  • соответствующими процедурами;
  • базами данных.

Перечень основных функций информационных систем направленных на организацию внутреннего контроля приводится в табл. 3.

Таблица 3. Основные функции информационных систем внутреннего контроля

п/п Функции информационных систем
1 Идентификация и регистрация всех правомерных операций.
2 Своевременная и достаточно подробная фиксация операций, что позволяет надлежащим образом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
3 Осуществление оценки объектов учета таким образом, чтобы соответствующая информация могла быть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовом выражении.
4 Определение периода времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их в учете к соответствующему отчетному периоду.
5 Представление надлежащим образом операций и относящихся к ним случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таблица 4. Перечень методов и процедур, применяемых в контрольных действиях

Проверка выполнения

Такие контрольные действия включают:

Обработка информации

Разнообразные контрольные процедуры в отношении обработки информации выполняются для проверки точности, полноты и санкционирования операций и делятся в области информационных систем на две большие группы средств контроля:

Общие средства контроля над информационной системой обычно включают средства контроля в отношении:

  • операций информационного центра и компьютерной сети;
  • приобретения программного обеспечения для операционной системы, его изменения и обслуживания;
  • защиты от несанкционированного доступа;
  • приобретения, развития и обслуживания прикладных программ информационных систем.

Такие средства контроля применимы к универсальным компьютерам, мини-компьютерам и вычислительным машинам конечных пользователей в локальных сетях. Примерами таких общих средств контроля являются:

Прикладные средства контроля применяются к обработке отдельных видов информации. Эти средства контроля помогают удостовериться, что осуществленные хозяйственные операции были санкционированы в полном объеме и точно зафиксированы и обработаны.

Примерами прикладных средств контроля являются:

Проверка наличия и состояния объектов

Указанные контрольные действия направлены на обеспечение сохранности активов, включая:

Таблица 5. Перечень мероприятий, связанных с мониторингом средств контроля

п/п Мероприятия, связанные с мониторингом средств контроля
1 Наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками;
2 оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями;
3 осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики;
4 регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности;
5 мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне;
6 руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля;
7 внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции регулярно предоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля, а также дает рекомендации по ее улучшению.

Рекомендация: Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей). Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к формированию и оценке работы систем внутреннего контроля, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в организации СВК действующим нормативным документом и основному идеологическому «посылу» заложенному в ней — стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.

Данные рекомендации следует использовать в организации начиная с первого этапа постановки СВК — на стадии формирования учетной политики на соответствующий временной период.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).
  3. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
  4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  8. Положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
  9. Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)».
  10. Система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года). Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору.
  11. План Минфина РФ на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440).
  12. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».
  13. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).

2 П. 42 правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).

Посещение Федеральной налоговой службы. Осмотр модели помещения инспекции ФНС

Посещение Федеральной налоговой службы. Осмотр модели помещения инспекции ФНС

Перед совещанием Дмитрий Медведев осмотрел новую модель помещения инспекции Федеральной налоговой службы.

Совещание о развитии системы налогового мониторинга

Из стенограммы:

Принятые решения

Д.Медведев: Мы встречаемся в налоговой службе, для того чтобы обсудить достаточно интересный институт, так называемый налоговый мониторинг, который начал работать с 1 января 2015 года, функционирует уже несколько лет. Он позволяет налоговикам получать доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта компаний, которые заключили с Федеральной налоговой службой соответствующее соглашение, с высокой точностью оценить налоговые обязательства компании. Как я понимаю, это удобно для всех. То есть выигрывают все – и представители налоговых властей, и, что не менее важно, бизнес.

Совещание о развитии системы налогового мониторинга

Совещание о развитии системы налогового мониторинга

Участники совещания

Список участников совещания о развитии системы налогового мониторинга, 13 февраля 2019 года

Во-первых, снижаются трудозатраты на администрирование налогов, это достаточно серьёзная, масштабная работа, в крупных компаниях в особенности. Все данные можно получить, никуда не выезжая. С другой стороны, растут доходы государства, поскольку выявлять ошибки и доплачивать налоги можно в оперативном режиме. Бизнес – а это, я считаю, исключительно важно – в большинстве случаев освобождается от камеральных и выездных налоговых проверок, это всегда большая головная боль для компании. От неожиданных визитов, которые далеко не всегда полезны для хозяйственной деятельности, когда почти вся структура, вся компания начинает работать на эту проверку, нормальный ритм сбивается. Дело даже не в каких-то нарушениях, а в том, что это само по себе достаточно серьёзное испытание.

По сути, мониторинг позволяет минимизировать персональное взаимодействие контролёра и проверяемого за счёт расширения инструментов дистанционного контроля. И самое главное, что присоединение к этому мониторингу формирует правильные поведенческие условия, поскольку на него соглашаются те компании, которые хотят быть открытыми (или готовы быть открытыми) для общества и государства, кто хочет продемонстрировать прозрачность своей работы клиентам, партнёрам по бизнесу. То есть согласие на налоговый мониторинг среди прочих факторов позволяет бизнесу формировать позитивный имидж самой компании, репутацию открытой и современной компании.

За последние годы количество участников налогового мониторинга выросло с 7 до 44 компаний. Эти компании обеспечивают более 12% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Я позвал руководителей компаний, это все очень крупные российские компании, лидеры экономики. И здесь присутствует несколько дочерних обществ крупных международных корпораций.

Опыт налоговой службы может быть полезен и в работе других контрольных служб. Нужно переходить в целом от жёстких действий, которые осуществляются уже постфактум, в режиме реагирования, – к превентивным мерам, профилактике. Перестраивать работу таким образом, чтобы смещать акцент с ответственности на предотвращение тех проблем, которые потенциально могут возникнуть.

И информационные технологии – в этом смысле наша налоговая служба является наиболее передовой организацией – позволяют всё это делать, работать в прозрачном режиме. Надеюсь, что опыт Федеральной налоговой службы в этой части будет полезен и для других органов управления. Особенно с учётом того, что сейчас мы готовим довольно серьёзную реформу контрольно-надзорной деятельности.

Я просил бы коллег высказаться. Сначала послушаем руководителя ФНС.

Пожалуйста, Михаил Владимирович (обращаясь к М.Мишустину).

Доклад Михаила Мишустина на совещании о развитии системы налогового мониторинга

Доклад Михаила Мишустина на совещании о развитии системы налогового мониторинга

В первую очередь мы хотим сегодня показать систему налогового мониторинга, доложить Вам о результатах работы, связанных с введением в России систем налогового мониторинга. Вы сказали, что к ней подключилось уже 44 компании. Если говорить об основе такого расширенного взаимодействия с налогоплательщиками, то в первую очередь это открытие информационных систем крупных компаний, что практически ведёт к отсутствию у них камеральных выездных налоговых проверок. Сделано это на основе принципа добровольного совместного соблюдения требований налогового законодательства, который известен во всём мире.

Развитие налогового мониторинга у нас в России началось с 2012 года. Я хочу поблагодарить коллег, которые начинали с нами этот проект – это компания «Роснефть», компания «Эрнст энд Янг», ряд других компаний, с кем мы отработали до 2015 года все основные элементы, связанные с системами налогового мониторинга и уже имплементировали с 1 января 2016 года это в нашу жизнь. Нефтяная и газовая отрасли, банки, металлургия, энергетика, машиностроение – это основные отрасли, компании которых участвуют в налоговом мониторинге.

Мы как раз проверили, 12,25% федерального бюджета эти компании обеспечивают.

Критерии, которым должна соответствовать компания, чтобы стать участником налогового мониторинга, – это оборот более 3 млрд рублей, активы компании тоже более 3 млрд рублей, совокупные уплаченные налоги в течение года во все уровни бюджета должны быть больше 300 млн рублей. Таких компаний чуть больше 1,8 тыс., соответственно, они так или иначе думают, размышляют, многие пока делают свои аналитические прогнозы, вкладываться ли им в изменение своих систем для того, чтобы сделать такой мониторинг возможным.

Д.Медведев: Это затратная история?

М.Мишустин: Да. Первые, кто прошли (я надеюсь, может быть, сегодня коллеги скажут, сколько они потратили) – это «САБ», ряд других компаний, в том числе 1С, которые предоставляют такие услуги.

Сначала об истории развития системы налогового мониторинга. Это стало идеей в 2005 году, которую реализовали в Голландии, Ирландии и Соединённых Штатах Америки. Называлось это горизонтальной системой мониторинга с соответствующими расширенными отношениями налогоплательщиков и налоговых органов. Позже 24 страны присоединились к этим системам. Мы постарались сделать так, чтобы все последние инновации, в первую очередь возможность работы онлайн с этими системами, были реализованы в нормативной базе и требованиях к системе внутреннего контроля в Российской Федерации. Нормативная база, которая у нас создана, соответствует всем международным стандартам. В первую очередь это риск-менеджмент – стандарт ИСО 31000. Это стандарты ОЭСР, стандарты аудиторов. На сегодняшний день, в том числе по оценкам наших зарубежных коллег, ОЭСР, мы полностью соответствуем требованиям, которые международные организации предъявляют к налоговому мониторингу.

Что важно? В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления налогов по всем видам соответствующих налогов и сборов. В частности, мы взяли интегрированные показатели, по налогу на прибыль компании видят в разы больше рисков, чем налоговая служба. Если компании важно понимать ситуацию, она запрашивает мотивированное мнение, или рулинги, налоговой службы. Таких рулингов выпущено 30, более чем на 116 млрд рублей по совокупной налоговой базе.

Д.Медведев: Каково правовое назначение так называемого рулинга? На него могут ссылаться потом другие компании как на прецедент или нет?

М.Мишустин: Вы имеете в виду прецедентное право, чтоб потом в судах…

Д.Медведев: У нас нет прецедентного права в стране, мы не англосаксонская страна. Я про другое: ссылаться на то, что уже аналогичным образом соответствующий казус был разрешён?

М.Мишустин: Нет. Мотивированное мнение в этом смысле выпущено только в сторону компаний. Мы хотели сегодня показать дерево уровня зрелости систем внутреннего контроля, которое компании сами оценили. Это совместная оценка налоговиков и тех, кто участвует в налоговом мониторинге.

Нас радует, что если говорить о ста баллах полного соответствия зрелой системе внутреннего контроля, то средняя оценка уровня зрелости сегодня составила 48 баллов, то есть примерно половина. Но точно абсолютно, что практически все компании, в том числе присутствующие, – добросовестные, хотят полной прозрачности своей финансовой отчётности.

Больше вопросов к матрице рисков, описанию контроля, оценке эффективности контроля. То, над чем мы сейчас работаем, те KPI, которые компании ставят на будущее, чтобы быть более прозрачными.

И наконец, преимущества. Вы говорили в своём вступительном слове, что, без сомнения, сокращаются трудозатраты компаний на сопровождение мероприятий налогового контроля – более 30%. Колоссально сокращается количество истребованных документов. На сегодняшний день мы фиксируем на 77% сокращение таких требований. Почти наполовину снижается резерв по неопределённым налоговым позициям. И соответственно, закрытие годового периода проходит в три раза быстрее – за квартал всё закрывают. Особенно это касается крупных, больших корпораций с большими соответствующими операциями.

В заключение своей презентации я бы хотел сказать несколько слов о развитии налогового мониторинга. Дмитрий Анатольевич, мы бы хотели обратиться к Вам для того, чтобы было соответствующее поручение компаниям с государственным участием – рассмотреть возможность налогового мониторинга такого режима. Соответственно, при такой возможности идти на этот режим, потому что он снижает издержки компании, создаёт прозрачность и, конечно, повышает для нас достоверность налоговой отчётности.

Далее – вопрос о создании единой с налоговой службой системы выявления и оценки рисков и внедрении инструмента согласованной налоговой базы, который повысит соответствующий уровень прогнозирования поступления налогов и сборов.

И наконец, роботизация налогового контроля на основе стандартного файла налогового аудита, что практически позволит нам без каких-то ручных операций проверять все соответствующие соотношения, которые необходимы для исполнения налоговых обязательств компании.

Мы хотели также продемонстрировать на примере уважаемого нашего налогоплательщика, компании «Аэрофлот», как видит и налоговый инспектор, и сотрудник системы внутреннего контроля или финансовый директор «Аэрофлота» её налоговую бухгалтерскую отчётность.

Д.Медведев: Пожалуйста, Виталий Геннадьевич.

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, когда налоговая инспекция не проводит камеральные и выездные проверки, а постоянно контролирует, соблюдает ли компания налоговое законодательство.

Налоговый мониторинг проводится на основе документов, которые организация представляет в ИФНС. Кроме этого, чтобы проверить правильность расчета и уплаты налога, налоговый орган может запросить у компании дополнительные документы и пояснения (ст. 105.29 НК РФ).

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/[email protected] от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/[email protected];
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/[email protected]

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/[email protected] от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/[email protected]

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2021 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Кто может подать заявление о мониторинге?

Подача заявки на проведение мероприятия предполагает ряд ограничений. Направлять заявление можно только при одновременном наличии условий:

  • Общая сумма налогов за год, предшествующий году подачи заявления, равна 3 млрд рублей и более.
  • Совокупный размер доходов согласно отчетности за год, предшествующий году подачи заявки, равен 3 млрд рублей и более.
  • Общая стоимость активов на последний день года, предшествующего году реализации мероприятия, равна не меньше 3 млрд рублей.

При проведении мероприятия в целях установления необходимости налоговой проверки исполнение условий, прописанных в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ, не нужно. Данное правило установлено пунктом 4 и 7 статьи 105.27 НК РФ.

Особенности подачи заявки

Заявка подается в инспекцию по адресу компании не позже 1 июля. Заявку нужно оформить заранее. К примеру, если мероприятие требуется в 2021 году, подавать заявку нужно не позднее 1 июля 2017 года. Если компания относится к числу крупнейших налогоплательщиков, заявку нужно подавать именно в тот орган, в котором фирма учтена в статусе крупнейшего плательщика налогов. Данный порядок установлен статьей 83 НК РФ.

Заявление можно подавать в ходе мероприятия. К примеру, мониторинг осуществляется в 2021 году. Руководство компании стремится запланировать следующую проверку на 2021 год. Заявление нужно подавать до 1 сентября 2021 года. Форма заявки на мониторинг установлена приказом ФНС от 21 апреля 2021 года.

Вместе с заявкой требуется подать следующие бумаги:

  • Регламент взаимодействия информационного характера.
  • Сведения о компаниях или ФЛ, участвующих в управлении компанией, если доля участия равна более 25%.
  • Учетная политика в год подачи заявки.
  • Локальные акты, устанавливающие систему контроля компании.

Период осуществления мероприятия – это год. Срок реализации проверки начинается с 1 января и заканчивается 1 октября того же года. Сроки регламентированы статьей 105.26 НК РФ.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Главные аспекты, характеризующие налоговый мониторинг

1. Под налоговый мониторинг подпадают только организации (п.1 ст. 105.26 НК РФ).

2. Налоговый мониторинг проводится по заявлению организации и на основании решения налогового органа (п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

3. Мониторинг проводится по месту нахождения налогового органа аналогично камеральной проверке (п.1 ст. 105.29 НК РФ).

4. Под налоговый мониторинг подпадают только организации, удовлетворяющие необходимым условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

5. Заявление на установление мониторинга подается организацией не позднее 1 июля (п. 1 ст. 106.27 НК РФ).

6. Организация вправе отозвать свое заявление до принятия налоговым органом решения о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

7. Решение о назначении налогового мониторинга принимается не позднее 1 ноября года (п. 4 ст. 105.27 НК РФ).

8. Мониторинг устанавливается на следующий год, после года, в котором поступило заявление, и осуществляется за период с 1 января по 1 октября (п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

9. Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно (ст. 105.28 НК РФ).

10. Вопросы взаимодействия согласовываются специальным регламентом. В частности, решается вопрос о предоставлении проверяющим доступа к информационным системам организации (п.6 ст. 105.26 НК РФ).

11. По результатам мониторинга может быть принято мотивированное мнение налогового органа (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).

12. Организация на мониторинге вправе запросить мотивированное мнение налоговиков (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

13. Разногласия по поводу мотивированного мнения разрешаются путем взаимосогласительной процедуры на уровне ФНС РФ (ст. 105.31 НК РФ).

О сроках и периодах, а также про проверки и отказы

Один календарный год. Именно такой период, за который проводят налоговый мониторинг. Срок немногим больше – начинается он первого января, а заканчивается 1 октября года, что следует за началом проверки. Пока идет период проверки, налоговые органы не имеют права осуществлять камеральные и выездные изучения положения. Но здесь есть исключения:

  1. Предоставляется налоговая декларация за отчетный период после первого июля года, следующего за периодом.
  2. Досрочное прекращение мониторинга.
  3. Предоставляется уточненная налоговая декларация, в которой сума налога, подлежащая уплате в бюджетную систему, уменьшена (увеличен размер полученного убытка).
  4. Проводится выездная проверка в порядке контроля за деятельность органов, осуществляющих мониторинг.
  5. Плательщик не выполняет мотивированное требование налоговой структуры.

Получив заявление и необходимые документы, руководитель органа должен принять до первого ноября одно из двух решений:

  1. Провести налоговый мониторинг.
  2. Отказать.

Во втором случае необходимо, чтобы принимаемое решение было мотивированным. Основанием для отказа является:

  1. Непредоставление требуемой информации (полностью или частично).
  2. Несоблюдение организацией выдвигаемых условий.
  3. Несоответствие требованиям регламента информационного взаимодействия.
  4. Используемая организацией система внутреннего контроля не удовлетворяет установленным требованиям.

Решение о проведении или отказе направляется в течение пяти дней после его принятия.

Такие организации могут запросить в налоговом органе проведение мониторинга, предоставив инспекторам в режиме реального времени доступ к данным бухгалтерского и налогового учета.

Порядок представления налоговым органам документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы, по выбору организации, отражается в регламенте информационного взаимодействия. Форма регламента, а также требования к нему утверждены Приказом ФНС России от 21 апреля 2021 года № ММВ-7-15/[email protected]

Федеральный закон от 3 июля 2021 года № 240-ФЗ уточнил понятие «регламент информационного взаимодействия».

В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Также в регламенте указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов и сборов.

В пункте 7 статьи 105.26 НК РФ (введен с 3 августа 2021 г. подп. б п. 8 ст. 1 Закона № 240-ФЗ) дается определение системы внутреннего контроля.

Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур в целях:

  • упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);
  • выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов;
  • полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
  • своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Система внутреннего контроля должна быть утверждена организацией.

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана необходимая информация, инспекторы не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщат вам об этом. В течение 10 дней вы должны представить необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент (п. 3.1. ст. 105.27 НК РФ).


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 24.03.2021 2021-03-24

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Павлюкова, Е. А. Совершенствование системы внутреннего контроля предприятия для целей налогового мониторинга / Е. А. Павлюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 107-111. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79444/ (дата обращения: 21.05.2021).

Ключевые слова: налоговый мониторинг, система внутреннего контроля, требования, налогоплательщик, организация

Налоговый мониторинг — это современная форма налогового администрирования, реализуемая Федеральной налоговой службой России с 01 января 2016 года. Суть налогового мониторинга заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени предоставляет доступ к своим информационным ресурсам, включая налоговую отчетность, бухгалтерские и налоговые регистры, первичные документы и иную информацию. Налоговый орган осуществляет контроль правильности исчисления налогов без проведения выездных и камеральных налоговых проверок. При этом организация может своевременно исправлять выявленные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции. Таким образом, переход на налоговый мониторинг способствует значительному снижению финансовых издержек бизнеса и экономии на налоговых санкциях.

Однако возможность перехода компании на налоговый мониторинг ограничена рядом установленных критериев и требований. Согласно пункту 7 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации, обязательным условием для участия в налоговом мониторинге является наличие системы внутреннего контроля, соответствующей требованиям Федеральной налоговой службы России. Напомним, что в законодательстве о налогах и сборах [1] под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для:

— упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);

— выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты;

— своевременной подготовки бухгалтерской, налоговой и иной отчетности организации.

Прежде чем принимать решение о переходе на налоговый мониторинг, налогоплательщику следует провести оценку уровня организации системы внутреннего контроля и при необходимости корректирующие мероприятия по доведению системы до приемлемого состояния. Следует отметить, что от показателя уровня зрелости системы внутреннего контроля будет зависеть объем предоставляемых налоговому органу первичных документов при проведении налогового мониторинга. Чем выше значение интегрального показателя оценки, тем меньше документов компания будет предоставлять для проверки.

Требования, которым должна удовлетворять система внутреннего контроля организации, установлены приказом Федеральной налоговой службы России от 16 июня 2017 года № ММВ-7–15/509@ [2]. Эти требования основываются на общепринятых стандартах и практике организации и функционирования систем внутреннего контроля и управления рисками (например, COSO Internal Control, COSO ERM).

ФНС России определяет пять компонентов организации системы внутреннего контроля:

  1. Контрольная среда
  2. Выявление и оценка рисков
  3. Контрольные процедуры
  4. Информационная система
  5. Мониторинг и оценка системы внутреннего контроля.

Рассмотрим более подробно каждый из этих компонентов и определим перечень возможных мероприятий по их совершенствованию.

Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка [5].

Элементы контрольной среды организации для целей налогового мониторинга представлены в Таблице 1.

Элементы контрольной среды организации

Соблюдение профессиональных, этических и поведенческих стандартов

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Контроль
правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и
страховых взносов осуществляется на основе постоянно действующего удаленного
доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и
налоговой отчетности. Фактически налоговой предоставляется онлайн доступ к: отчетам с
расшифровками, налоговым декларациям и расчетам, налоговым регистрам, первичным
документам.

Решение о переходе на режим налогового мониторинга является добровольным выбором
компании, однако цифровизация налогового контроля – одно из основных направлений
развития ФНС. Компаниям с государственным участием уже было дано поручение
рассмотреть возможность перехода на новый режим.

Одновременно с этим расширяются возможности перехода: согласно концепции развития
и функционирования системы налогового мониторинга (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 21.02.2020 № 381-р) с 2022 года в налоговый мониторинг
смогут войти организации, объем годовых доходов которых составляет 1 млрд рублей,
активы – 1 млрд рублей, совокупная сумма исчисленных за год налогов - 100 млн рублей.
При этом будут учитываться не только исчисленные компанией налоги, но и суммы НДФЛ
и страховых взносов. По оценкам ФНС, число потенциальных участников налогового
мониторинга может возрасти до 3,9 тыс.

Новый формат взаимодействия налогоплательщиков и ФНС является затратным для
обеих сторон, но у него есть неоспоримые преимущества:

● При налоговом мониторинге не проводятся выездные проверки, они заменяются
на оперативное взаимодействие;
● Предоставление онлайн-доступа к системе ведет к значительному снижению
числа запрашиваемых документов;
● Компания в режиме налогового мониторинга имеет право на мотивированное
мнение налогового инспектора, то есть может оперативно согласовывать с
налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных
операций.

Переход на налоговый мониторинг пока возможен только для крупнейших
налогоплательщиков, то есть для компаний, для которых выполняются все три условия
(статья 105.26 НК РФ):

1) сумма налогов составляет не менее 300 миллионов рублей;
2) объем полученных доходов составляет не менее 3 миллиардов рублей;
3) стоимость активов составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Налоговый мониторинг осуществляется за период, равный календарному году, при этом
срок проведения налогового мониторинга – 1 год 9 месяцев, то есть с 1 января до 1
октября последующего года.
Чтобы в следующем году вступить в режим налогового мониторинга, организация должна
до 1 июля подать:

● заявление о проведении налогового мониторинга;
● регламент информационного взаимодействия;
● сведения о взаимозависимых лицах;
● учетная политика для целей налогообложения организации;
● документы о системе внутреннего контроля.

До 1 ноября организация вместе с налоговым органом согласно разработанной дорожной
карте прорабатывают регламент информационного взаимодействия, документы системы
внутреннего контроля, демонстрацию и тестирование информационных систем. В
результате налоговый орган выносит решение о проведении налогового мониторинга.

В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления
налоговому органу данных и/или доступа к информационным системам
организации, по выбору организации. Также указывается порядок ознакомления
налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через
представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной
форме по телекоммуникационным каналам связи.

Существует несколько применяемых способов представления данных. Можно сделать
специальную аналитическую витрину данных, которая будет формироваться на основе
учетных данных, а также систему оперативного взаимодействия для запроса и
предоставления пояснений. Можно предоставить доступ непосредственно к
информационной системе. Решение БИТ.Финанс основано на предоставлении
ограниченного доступа к информационной системе. Базу (или регулярно обновляемую
копию базы) публикуют так, что у налогового органа есть удаленное рабочее место и
постоянный доступ к базе. Настройками прав доступа регулируется объем и глубина
предоставляемых данных.

Роль БИТ.Налоговый мониторинг дает доступ ко всей отчетности.

Регламентированные отчеты могут быть расшифрованы стандартными аналитическими
отчетами. Кроме регламентированной отчетности, есть возможность сформировать все
стандартные отчеты, отчеты по налоговым регистрам, по регистрам НДС, увидеть все
справки-расчеты.

Роль позволяет просматривать отчеты, выполнять расшифровки вплоть до документов и
их приложений. При этом отдельно весь объем документов не демонстрируется, доступ к
ним возможен только как к расшифровке отчета.


Кроме того, в регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения операций, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении и уплате налогов и сборов, а также для своевременной подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговыми органами проводится в первую очередь мониторинг результатов выполнения контрольных процедур, что позволяет перейти от сплошной проверки к анализу рисков. Это позволяет сократить срок налоговой проверки, повысить точность проверки и снизить количество запрашиваемых документов.

В решении БИТ.Финанс за внутренний контроль отвечают типовые проверки учета: проверки контрольных соотношений в регламентированной отчетности, сравнение сопоставимых отчетов для отслеживания внесенных изменений, экспресс проверка бухгалтерского учета, обработка по оценке налоговых рисков. Эти проверки выведены в интерфейс.



Это основные возможности системы по предоставлению доступа к данным в целях проведения налогового мониторинга. Однако вступление в режим налогового мониторинга является нетривиальной задачей и требует большой подготовки.

Система внутреннего контроля должна быть тщательно разработана каждой организацией с учетом отраслевой специфики. Определение карты рисков, разработка систем внутреннего контроля и их автоматизация, разработка регламента взаимодействия с налоговыми органами и обеспечение перехода в режим налогового мониторинга лежат за рамками простого предоставления удаленного доступа к данным. Решение этих сложных и комплексных задач мы доверяем нашим партнерам из Ernst&Young, которые имеют опыт и компетенции, чтобы помочь пройти этот путь от начала и до конца.

Читайте также: