Система налогообложения бюджетных учреждений

Опубликовано: 29.04.2024

11 МИН

Как выбрать систему налогообложения для ООО

После регистрации компании нужно выбрать систему налогообложения. От неё зависит размер платежей, их график и способ ведения бухгалтерского учёта. Рассказываем, какие системы существуют и как выбрать самую выгодную для конкретного типа бизнеса.

Что учесть при выборе системы

Большинство режимов налогообложения имеют ограничения. Вот от каких параметров собственного бизнеса стоит отталкиваться при выборе:

Вид деятельности организации

Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН) доступны не каждому бизнесу. Подробно разбираем ограничения режимов ниже.

Количество сотрудников и сумма дохода

Некоторые системы устанавливают лимиты по доходу и численности персонала. Если нарушите их, «слетите» с режима на ОСНО.

Контрагенты и специфика бизнеса

Подумайте, хотите ли работать с плательщиками НДС, открывать филиалы или менять поле деятельности. Выбирайте систему налогообложения с учётом планов на будущее.

Общую систему налогообложения (ОСНО) назначают автоматически после регистрации ООО. И если вы не уведомили налоговую службу о выборе специального режима, придётся платить такие налоги:

  • Налог на недвижимое имущество организации. Ставка зависит от региона РФ, но не превышает 2,2 % от кадастровой (по оценке государства) или остаточной (с учётом износа) стоимости имущества (ст. 380 НК РФ).
  • Налог на прибыль. Ставка налога — 20 %, из которых 3 % идут в федеральный бюджет, а 17 % — в региональный. В некоторых регионах ставка может быть снижена до 12,5 % на усмотрение местных властей. Сумма налога рассчитывается с разницы между доходами и расходами.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Ставка — 20 %. НДС облагается выручка от реализации продукции.

Плюсы системы

На ОСНО нет ограничений по размеру прибыли, количеству сотрудников и арендуемым площадям для ведения бизнеса. Кроме того, это выгодная система для организаций, которые сотрудничают с компаниями — плательщиками НДС. При использовании ОСНО ваши партнёры могут уменьшить сумму выплат в бюджет на сумму НДС от полученных от вас работ, услуг и товаров.

Минусы системы

ОСНО — непростая система налогообложения из-за сложности расчётов, строгости налоговой службы к выплатам НДС, большого количества отчётности (к примеру, нужны отдельные ежеквартальные декларации по прибыли компании, книги учёта всех продаж и покупок) и высокой налоговой нагрузки.

Упрощённая система налогообложения (УСН) — режим, специально созданный для предприятий малого и среднего бизнеса. Его ещё называют «упрощёнкой», потому что вместо трёх налогов, как на ОСНО, нужно платить один, а сдавать отчётность по налогу — раз в год. Налог перечисляется авансовыми платежами за первый квартал, 6 месяцев текущего года, 9 месяцев и итоговым платежом за весь год (за вычетом авансовых).

Для использования УСН есть ряд ограничений:

  • По виду деятельности. Банки, страховые организации, нотариусы, инвестиционные фонды и некоторые другие виды бизнеса не могут применять «упрощёнку» (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
  • По размеру сети. Если у вашей компании есть филиалы или представительства в других населённых пунктах, УСН тоже не для вас.
  • По количеству сотрудников — не более 100 человек.
  • По размеру годового дохода — не более 150 млн рублей.
  • По остаточной стоимости основных средств — не более 150 млн рублей.
  • По доле участия других юрлиц— не более 25 %.

УСН бывает двух видов: «доходы» и «доходы минус расходы». Если объект налогообложения — доходы, ставка будет 6 %. Если объект — доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка — 15 % (все расходы нужно подтверждать документально).

Комбинировать или менять ставку по УСН в течение года нельзя. Изменить тип УСН или перейти на другую систему налогообложения можно один раз в год. Для этого нужно подать уведомление в ФНС до 31 декабря текущего года.

Чтобы выбрать тип УСН, посчитайте, чего в организации меньше: доходов или расходов. Если расходы сложно подтверждать документами или они меньше доходов на 60 %, выгоднее выбрать объектом налогообложения доходы и ставку 6 %. В противном случае выбирайте тип «доходы минус расходы» и 15 %-ю ставку.

Плюсы системы

На УСН проще платить налоги и отчётность не сложная. Кроме того, можно выбрать удобный для деятельности компании объект налогообложения — тип УСН, от которого будет зависеть налоговая ставка.

Минусы системы

УСН могут использовать не все компании, а для режима «доходы минус расходы» устанавливается обязательная минимальная ставка — 1 % от доходов. Его придётся платить, даже если расходы превысили доходы.

Применять единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) могут только компании, занимающиеся растениеводством, животноводством, выращиванием рыб, сельским и лесным хозяйством, и компании, которые оказывают услуги сельхозтоваропроизводителям.

Ставка налога — 6 %, но в регионах она может быть снижена до 0 %. С 2019 года предприятия на ЕСХН признаются плательщиками НДС (п. 4 ст. 8 335-ФЗ). То есть при реализации продукции и оказании услуг, а также при получении аванса от покупателя и заказчика необходимо начислять НДС 20 %, а затем платить этот налог в бюджет.

Но согласно п. 1 ст. 145 НК РФ от уплаты НДС на ЕСХН можно отказаться. Право на отказ имеют организации, которые подали в налоговую уведомление о переходе на ЕСХН и уведомление на освобождение от НДС в течение одного календарного года. При условии, что величина дохода от деятельности компании на ЕСХН без учёта НДС не превысила 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020, 70 млн рублей за 2021, 60 млн рублей за 2022 и последующие годы.

Условие перехода на ЕСХН — доход от сельского хозяйства более 70 %. В бюджет выплачивается авансовый платёж по итогам первого полугодия и сумма налога за год (за вычетом авансового платежа).

Плюсы системы

Основное преимущество ЕСХН — уплата двух налогов вместо трёх при ОСНО. Выплаты в бюджет, авансовый платёж и итоговый, нужно перечислять раз в полгода, отчётность по налогу сдавать раз в год.

Минусы системы

Воспользоваться ЕСХН не смогут фирмы, которые закупают или перерабатывают сельхозпродукцию. Эта система налогообложения предназначена только для производителей товаров и поставщиков услуг в сфере сельского хозяйства.

Ещё один специальный режим — единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Сумма налога зависит от конкретного вида деятельности организации, размера торговых площадей, количества сотрудников и других физических показателей.

Самыми распространёнными сферами, где можно применять ЕНВД, являются общепит (не относящийся к здравоохранению и соцучреждениям), розничная торговля и бытовые услуги.

Согласно ст. 2 178-ФЗ этот налоговый режим действует до 2021 года, позже он может быть продлён или отменён. Кроме того, в некоторых регионах ЕНВД не применяется. Действует в данном регионе «вменёнка» или нет, нужно уточнять на сайтах местных учреждений. В частности, в Москве ЕНВД применять нельзя.

Налоговый кодекс предоставляет предприятиям малого бизнеса преференции в виде специальных режимов и наиболее популярным среди них является упрощенная система налогообложения (УСНО). Правом на ее применение обладают и автономные учреждения, если укладываются в установленные налоговым законодательством лимиты. Настоящая статья адресована тем АУ, которые ведут внебюджетную деятельность и рассматривают варианты снижения законными способами своей налоговой нагрузки.

Какие автономные учреждения имеют право использовать УСНО?

УСНО является добровольным налоговым режимом, порядок его применения регулируется нормами гл. 26.2 НК РФ. Поскольку «упрощенка» отличается от основной системы налогообложения пониженной совокупной налоговой нагрузкой и нацелена на стимулирование малого и среднего бизнеса, НК РФ предъявляет требования к желающим ее использовать налогоплательщикам.

1. Организационно-правовая форма. Согласно пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО казенные и бюджетные учреждения. Как видим, в этом перечне отсутствуют АУ, что позволяет им использовать УСНО. Минфин в Письме от 07.10.2011 № 03-11-06/2/140 подтвердил правомерность этого вывода.

2. Наличие филиалов. Если автономное учреждение имеет в своем составе филиалы, претендовать на право пользования УСНО оно не сможет (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). В случае, когда у АУ есть иные обособленные подразделения, не являющиеся филиалами, за ним сохраняется право на УСНО (письма Минфина РФ от 22.07.2011 № 03-11-06/2/108, от 16.05.2011 № 03-11-06/2/76).

3. Предел годовой выручки. Право на УСНО утрачивается, если годовая выручка (для АУ это доходы от платной деятельности) превысит 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). При расчете не учитываются субсидии.

4. Лимит численности. Если средняя численность работников АУ за налоговый (отчетный) период превысит 100 человек, учреждение также лишится права на применение УСНО (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом учитывается вся численность персонала, занятого как в основной, так и во внебюджетной деятельности.

5. Лимит по основным средствам. Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ упрощенную систему вправе применять налогоплательщики, у которых остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн руб. Учитываются только те основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Стоимость амортизируемого имущества, полученного АУ в оперативное управление, не учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Это подтверждают письма Минфина РФ от 06.07.2016 № 03-11-10/39450, от 09.08.2011 № 03-11-06/2/116.

Итак, право на «упрощенку» получают те АУ, которые не имеют филиалов и у которых остаточная стоимость имущества, приобретенного за счет собственных средств (доходов от внебюджетной деятельности), не превышает 150 млн руб., среднесписочная численность – 100 человек, а доходы от внебюджетной деятельности – 150 млн руб. в год.

В чем выгода УСНО?

При упрощенной системе уплачивается налог по ставке 15% с налоговой базы «доходы минус расходы» или 6% с базы «доходы». «Упрощенка» освобождает от уплаты:

  • налога на прибыль организаций (ставка 20%);
  • налога на имущество организаций;
  • НДС (ставка 18%).

Для начала в общих чертах прикинем экономическую выгоду применения УСНО. Допустим, что налогоплательщик создал добавленную стоимость в размере 1 000 руб., в том числе НДС по расчетной ставке 18/118 – 152,54 руб., налог на прибыль по ставке 20% – 169,49 руб. с базы 847,46 руб. (1 000 - 152,54). Тогда в распоряжении налогоплательщика остается 677,97 руб. (1 000 - 152,54 - 169,49). При УСНО же будет заплачено 150 руб. (1 000 х 15%), то есть останется 850 руб.

Право на УСНО получают те АУ, которые не имеют филиалов и у которых остаточная стоимость имущества, приобретенного за счет доходов от внебюджетной деятельности, не превышает 150 млн руб., среднесписочная численность – 100 человек, а доходы от внебюджетной деятельности – 150 млн руб. в год.

Для большинства коммерческих организаций УСНО однозначно выгоднее общей системы налогообложения. Но что касается автономных учреждений, для них общий подход неприемлем. Дело в том, что АУ традиционно работают в социально значимых отраслях, которые льготируются и по другим налогам, что снижает значимость УСНО в законной налоговой оптимизации.

Альтернативные льготы по налогу на прибыль. Согласно п. 1.1, 1.9, 1.11 ст. 284 НК РФ по налогу на прибыль применяется ставка 0% к базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, социальное обслуживание граждан, туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа.

Альтернативные льготы по НДС. В силу пп. 2 – 4, 14 – 15 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождены от НДС:

  • медицинские услуги;
  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования;
  • услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  • услуги в сфере образования;
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних;
  • услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей;
  • работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия.

Экономия по налогу на имущество. Как следует из п. 2 ст. 346.11 НК РФ, «упрощенка» освобождает от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость). То есть если автономное учреждение обладает имуществом, налог с которого уплачивается по кадастровой стоимости, УСНО не поможет выводу из-под налогообложения этой части имущества. Однако согласно пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объекты недвижимого имущества облагаются исходя из кадастровой стоимости, только когда организация владеет ими на праве собственности или хозяйственного ведения. На государственные (муниципальные) учреждения, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, положения ст. 378.2 НК РФ не распространяются, поскольку собственниками этого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования. Такая позиция изложена в письмах Минфина РФ от 28.07.2014 № 03-11-06/2/36924, от 21.05.2014 № 03-05-05-01/24062.

«Упрощенка» по ставке 6% с базы «доходы» выгодна при высокорентабельной деятельности (такой как сдача имущества в аренду). Ставка 15% с разницы между доходами и расходами подходит для менее рентабельных видов деятельности (например, для оказания услуг).

Напомним, что в силу п. 33 Положения № 640 в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения. Если федеральное АУ осуществляет платную деятельность, затраты на уплату налога на имущество распределяются между основной и внебюджетной деятельностью посредством использования коэффициента платной деятельности. Возникает вопрос: в какой части налога на имущество (в полной или лишь в той, что приходится на платную деятельность) полагается льгота по УСНО? Отвечая на него, контролеры в Письме № 03-11-06/2/36924 сообщили следующее. Нормы п. 2 ст. 346.11 НК РФ (о том, что УСНО предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций) применяется в отношении всего имущества АУ – вне зависимости от источника его приобретения. Значит, в размер субсидий автономных учреждений, использующих «упрощенку», не должны быть включены затраты по налогу на имущество. В противном случае произойдет изъятие средств из бюджета, а чем это чревато – наглядно демонстрируют судебные процессы по уплате страховых взносов АУ-«упрощенцами», к рассмотрению чего мы и переходим.

Нюансы исчисления страховых взносов. Применяя «упрощенку», налогоплательщики в силу пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ имеют право на пониженные тарифы страховых взносов. В свою очередь, организации должны заниматься социально значимыми видами экономической деятельности, такими как:

  • научные исследования и разработки;
  • образование;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • деятельность спортивных объектов;
  • прочая деятельность в области спорта;
  • деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.

Пониженная ставка составляет 20% вместо базовых 30%. Для применения пониженной ставки требуется, чтобы доля доходов от льготируемой деятельности составляла не менее 70% в общем объеме доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ). При этом пониженные взносы распространяются только на ту часть фонда оплаты труда (ФОТ), которая относится к платной деятельности. Как неоднократно указывали суды, применение учреждением пониженных страховых тарифов ко всему ФОТ дает организации, финансируемой за счет бюджета, преимущество по сравнению с иными субъектами предпринимательской деятельности, применяющими УСНО и претендующими на «страховую» льготу. У автономных учреждений отсутствует право на применение указанной льготы, поскольку в случае применения учреждением льготного тарифа происходит необоснованное удержание учреждением бюджетного финансирования, выделенного в том числе на уплату страховых взносов. Аналогично высказался Конституционный суд. В его Определении от 23.10.2014 № 2335-О разъяснено: порядок финансирования деятельности АУ предполагает необходимость выделения достаточных бюджетных средств, в том числе для оплаты труда работников с учетом уплаты страховых взносов в связи с выполнением муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности.

Правила перехода к УСНО и возврата к общей системе налогообложения.

Переход к упрощенной системе и возврат к иным режимам налогообложения является добровольным, но нужно учитывать ограничения, установленные НК РФ.

Чтобы действующему АУ перейти на УСНО со следующего календарного года, ему требуется уведомить об этом решении налоговый орган по месту нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, с которого учреждение переходит на УСНО.

В уведомлении отмечается выбранный объект налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»). Кроме того, указываются остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого АУ переходит на «упрощенку». Автономное учреждение может перейти на УСНО, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подает уведомление, доходы от платной деятельности не превысили 112,5 млн руб.

В рамках финансового планирования своей деятельности автономные учреждения могут ежегодно (по результатам работы за девять месяцев) рассчитывать налоговую нагрузку на предстоящий год по всем альтернативным налоговым системам.

Вновь созданное АУ вправе уведомить о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. В этом случае АУ признается налогоплательщиком, применяющим УСНО, с даты постановки его на учет в налоговом органе.

Автономное учреждение, применяющее УСНО, может перейти на общую систему налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором оно предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Какой объект налогообложения выбрать?

На выбор налогоплательщика «упрощенка» предлагает два объекта налогообложения:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Организация может менять объект налогообложения ежегодно, уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором она предполагает изменить объект налогообложения.

Если таким объектом являются доходы, налоговая ставка составляет 6%. При объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» ставка равна 15%.

В каком случае выбрать ту или иную базу по УСНО? «Упрощенка» по ставке 6% с базы «доходы» выгодна при высокорентабельной деятельности (например, сдача имущества в аренду). Ставка 15% с разницы между доходами и расходами подходит для менее рентабельных видов деятельности, таких как оказание услуг и торговля.

Для определения точки безразличия кроме разницы баз и ставок следует учитывать, что из суммы налога при использовании базы «доходы» вычитаются страховые взносы. При этом страховые взносы не могут уменьшить сумму налога по УСНО более чем на 50% (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Точка безразличия определяется по формуле:

Д х 6% - С = (Д - Р) х 15%, где:

Д – доходы, признаваемые при УСНО;

Р – расходы, принимаемые при УСНО;

С – сумма страховых взносов.

При этом необходимо соблюсти следующее условие: Д х 6% - С ≥ 0,5 х Д х 6%.

Пример 1

Автономное учреждение, предоставляющее медицинские услуги, выбирает наилучший налоговый режим на 2018 год. Плановые платные доходы составляют 10 млн руб., ФОТ – 2 млн руб., налог на имущество – 20 тыс. руб., прочие расходы – 1,5 млн руб. Какая система налогообложения наиболее выгодна, если АУ имеет право на льготы по налогу на прибыль и НДС?

Калиниченко Е. И.

эксперт по учету в организациях бюджетной сферы, координатор образовательных программ в бюджетной сфере в Контур.Школе

7 новых ФСБУ для бюджетных учреждений, изменения в отчетности, инструкциях по учету, а также система казначейского обслуживания и новые платежные реквизиты

1. Семь новых федеральных стандартов по учету

С 2021 года в бюджетной сфере нужно применять семь новых стандартов учета:

В стандарте прописали единые требования к учету нематериальных активов: первоначальная стоимость, оценка, амортизация, обесценение, списание. Также финансисты утвердили правила учета неисключительных прав на НМА.

Стандарт делит непроизведенные активы на группы (земля, ресурсы недр, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы и прочие непроизведенные активы) и устанавливает единые правила учета для НПА.

Стандарт делит все выплаты работникам учреждений на текущие и отложенные и устанавливает обязательное правило создавать резервы по отпускам.

Методические рекомендации по применению стандарта доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/104576.

  • 4. СГС «Затраты по заимствованиям» — Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 182н.

В стандарте закреплен порядок признания затрат по государственному и муниципальному долгу и затрат по заимствованиям учреждений.

Разъяснения о том, как применять стандарт, Минфин опубликовал в Письме от 30.11.2020 № 02-07-07/104382.

Стандарт применяют, когда отражают в учете объекты, которые возникли при совместной деятельности по договору простого товарищества без юрлица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов).

  • 6. СГС «Информация о связанных сторонах» — Приказ Минфина от 30.12.2017 № 277н.

В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2021 года.

Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.

  • Подробнее о том, как меняется учет и отчетность по правилам новых ФСБУ, какие особенности учитывать и как решать сложности, вы узнаете на вебинаре Александра Опальского « ФСБУ‑2021. Обзор изменений. Рекомендации практикам ». Посмотрите отрывок из этого вебинара:

2. Новые правила учета и счета: изменения в Инструкции № 157н

  • Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н (действует с 17.10.2020)

С 2021 года в бухучете учреждений бюджетной сферы нужно применять новые правила.

  • Например, в план счетов добавили единые аналитические буквенные коды N, R, I и D. Операции с нематериальными активами перевели на баланс и добавили новые счета учета по резервам, ошибкам, забалансовые счета и пр.

Подробнее о новых правилах и счетах читайте в статье:

3. Изменения в Инструкциях по бухучету № 162н, № 174н и № 183н

  • Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 253н (изменения в Инструкции № 174н, действует с 21.12.2020)
  • Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 256н (изменения в Инструкции № 183н, действует с 21.12.2020)
  • Приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (изменения в Инструкции № 162н, действует с 20.12.2020)

Финансисты внесли правки в план счетов, правила учета и добавили новые проводки в инструкции для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Изменения в учет стали следующим шагом после внедрения новых ФСБУ и обновления Инструкции № 157н.

Об изменениях Инструкций № 162н, № 174н и № 183н вы узнаете на вебинаре « Обзор изменений Инструкций по бюджетному учету », лектор Александр Опальский.

4. Новый состав и изменения в бюджетной отчетности за 2020 год

Минфин внес поправки в приказы по отчетности организаций бюджетной сферы № 191н, № 33н и № 15н. Приводим обзор изменений.

Отчетность бюджетных и автономных учреждений

  • Приказы Минфина России от 30.06.2020 № 127н, от 30.11.2020 № 292н — изменения в Инструкции № 33н.

1. Скорректировали порядок заполнения и формы:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
  3. сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
  4. сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  5. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  6. сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  9. сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
  10. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).

2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503760) исключили сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761), о целевых иностранных кредитах (ф. 0503767).

Отчетность казенных учреждений

  • Приказы Минфина России от 02.07.2020 № 131н, от 16.12.2020 № 311н — изменения в Инструкции № 191н.

1. Скорректировали порядок заполнения и следующие формы:

  • баланс главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов, источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • пояснительная записка к балансу (ф. 0503160):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики» — ранее «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета»;
  3. сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  4. сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
  5. сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
  6. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);
  9. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).

2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503160) исключили сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных унитарных предприятий (ф. 0503761), о результатах деятельности (ф. 0503162).

Дополнительная отчетность федеральных казенных учреждений

  • Приказ Минфина России от 16.12.2020 № 313н — изменения в Приказе № 15н.

Финансисты скорректировали заполнение расшифровки дебиторской задолженности по выданным авансам (ф. 0503191).

Консолидированная отчетность

  • Приказ Минфина России от 29.10.2020 № 250н — изменения в Инструкции № 191н.

В составе системы бюджетов появился новый уровень — бюджеты муниципальных округов. Отчетность этих бюджетов с 2021 года будет входить в состав консолидированной отчетности. Поэтому финансисты внесли правки в следующие формы:

  • консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);
  • отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
  • баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
  • консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
  • консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323).

5. Новые КВР, КВД и КОСГУ с 2021 года

Внесли поправки в Порядок № 209н и добавили новые доходные и расходные коды, а также скорректировали описание действующих КОСГУ. Например, с 2021 года появился новый КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду следует учитывать доходы (возмещение) от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях.

Также более подробно разделили схожие расходы по кодам 226 «Прочие работы, услуги» и 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».

Подробнее о новых кодах и других изменениях читайте в статье « Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь ».

В Порядок № 85н добавили шесть новых кодов видов расходов. В частности, КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». С 2021 года по этому коду нужно отражать расходы на электроэнергию, газ и теплоснабжение. Еще закрепили закрытый перечень расходов, которые нужно оплачивать по КВР 119, 129, 139 и 149.

Чтобы узнать подробнее обо всех нововведениях, регистрируйтесь на вебинар лектора Марии Беляевой « КВР и КОСГУ в 2021 году: изменения и примеры ».

6. Новая форма плана ФХД и расчетов-обоснований с 2021 года

Законодатели утвердили новые формы плана ФХД и обоснований к нему по поступлениям и выплатам для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Учреждения субъектов РФ также вправе использовать эти формы обоснований, если их утвердит и доведет учредитель.

Подробнее о том, как составлять План ФХД и как менять его в течение 2021 года, можно узнать на экспресс-курсе « ПФХД‑2021 по новым правилам ».

7. Единый казначейский счет (ЕКС) и новый порядок казначейского обслуживания

  • Закон от 27.12.2019 № 479-ФЗ (поправки в БК РФ)
  • Приказы Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н, от 01.04.2020 № 15н

Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей. Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.). Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2020 № 15н .

Оператором новой системы будет само Федеральное казначейство. Казначейское обслуживание проводят ТОФК. Старые счета, открытые участникам системы до 2021 года, будут закрыты. Переходный период установлен до 1 января 2023 года.

Также для нового казначейского обслуживания утвердили новые формы документов для денежных операций:

  • заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и др.

8. Поправки в первичной документации учреждений и проект нового приказа, который заменит Приказ № 52н

С 27 сентября 2020 года законодатели внесли ряд поправок в Приказ № 52н.

Изменили не только состав «первички» и регистров учета, но также обновили действующие формы и указания по их заполнению. Однако использовать в работе новые документы и правила должны не все учреждения.

О том, каким учреждениям и как применять документы и правила, читайте в статье « Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н ».

Также в конце декабря на портале проектов нормативных правовых актов появился проект нового приказа, который полностью заменит Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

В проекте приказа есть формы первичной документации и регистров, которые были раньше, а также новые формы, например:

  • акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0504434);
  • решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (ф. 0504436);
  • решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0504437);
  • ведомость начисления доходов (ф. 0504837);
  • решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов (ф. 0504441) и др.

9. Новый федеральный МРОТ и порядок расчета прожиточного минимума с января 2021 года

С 1 января 2021 года величина МРОТ составила 12 792 руб.

Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.

Прожиточный минимум также будут считать по-новому: из медианного среднедушевого дохода. На 2021 год эта величина составляет 44,2% от указанного показателя.

10. Новые реквизиты для ЗКР и платежек на уплату налогов и взносов

Из-за новой системы казначейских платежей с 1 января 2021 года изменились реквизиты, которые нужно заполнять в заявках на кассовый расход и платежных поручениях на перечисление налогов, сборов и страховых взносов в ФНС. А именно:

  • в ЗКР в графе 5 теперь заполняют номер казначейского счета, а в графе 8 — номер счета, который с 2021 года входит в состав единого казначейского счета (ЕКС);
  • в платежном поручении: номер счета, который входит в состав ЕКС, указывают в поле 15, а в поле 17 — номер казначейского счета.

Для удобства в письме налоговики привели таблицу реквизитов ТОФК для каждого региона.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);



По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Читайте также: