Органы управления финансами кредитом налогами и сборами

Опубликовано: 14.05.2024

Содержание

  1. Управление финансами предприятия
  2. Этапы управления финансами

Финансы – главный элемент в построении и развитии бизнеса, имеющий свои источники поступления и определенное назначение.

Чтобы денежные потоки грамотно распределялись и приносили бизнесу процветание, необходимо грамотное управление финансами, которое призвано обеспечивать полный контроль, регулирование и учет денежных средств на законодательном уровне, в соответствии с правилами, нормативно-правовыми и учредительными документами. Процесс управления имеющимися финансами затрагивает интересы собственника организации, государства и общественности.

От правильного распоряжения финансами зависит не только эффективность деятельности, но и рентабельность и ликвидность компании. Чтобы понять, что представляет собой управление финансами, следует ознакомиться с объектами и субъектами, принципами и этапами управления.

Управление финансами предприятия

Основополагающей функцией управления финансами является контроль и регулирование денежных отношений внутри организации, со страховыми и кредитными учреждениями, бюджетными и внебюджетными фондами.

Управление представляет собой процесс деятельности, нацеленный на развитие финансовой системы предприятия и достижение экономической стабильности.

В управлении финансами взаимодействуют субъекты и объекты управления.

Субъекты – это органы управления финансами, которые контролируют формирование, накопление и использование денежных средств на законодательном и нормативно-правовом уровне.

  1. Законодательные органы, занимающиеся созданием законов о финансовой деятельности, установлением бюджета и лимита на размер государственного долга; созданием или, наоборот, отменой определенных видов налогов;
  2. Исполнительные органы контролируют и регулируют соблюдение законодательства предприятиями. К ним относится Министерство финансов и его структурные подразделения, Государственная налоговая служба;
  3. Финансовые службы предприятия, управляющие собственными экономическими ресурсами. Управляющим субъектом являются руководитель, собственник, финансовый директор и главный бухгалтер. В больших компаниях эта компетенция отводится специальным структурам, где финансовыми потоками управляют отдельные специалисты;
  4. Страховые службы, регулирующие целевое использование средств из страхового резерва.

Комплекс всех управляющих органов именуется финансовым аппаратом.

Объекты – это различные формы денежных отношений, сопряженные с формированием, накоплением и использованием их субъектами управления.

  • Государственные финансы;
  • Внебюджетный фонд;
  • Финансы предприятий;
  • Страховые фонды.

Государственные финансы представляют собой денежные средства, предназначенные для политической сферы деятельности. Государственный бюджет распределяется строго в рамках стратегического плана экономики страны.

Внебюджетный фонд – это средства, накопленные региональной и федеральной властью. Распределяется в строго целевом назначении, в сферах, не обозначенных в государственном бюджете. Внебюджетным фондом управляют самостоятельные организации, занимающиеся решением вопросов по своему усмотрению: социальные нужды населения, отраслевые производства и т.д.

Финансы предприятий – это собственные денежные средства компаний. Формирование, накопление и назначение средств регулируется руководителем, финансовым директором и бухгалтером.

Страховые фонды – это взаимоотношения между компанией и страховыми организациями по поводу возмещения материального ущерба. Целевое использование страховых средств регулируется страховыми организациями.

Субъектами должны соблюдаться следующие принципы в управлении финансами:

  1. Принцип законности гласит о строгом соблюдении управляющих органов с законом, правилами и нормативно-правовыми документами.
  2. Принцип независимости означает владение независимостью органов управления в материальном, функциональном, организационном плане от иных физических и юридических лиц. Принцип должен быть прописан в регулирующем деятельность органов законодательстве.
  3. Принцип гласности состоит в разглашении информации населению и государству о текущем экономическом положении и применении экономических ресурсов.
  4. Принцип объективности объясняется точным и исчерпывающим информированием о текущем экономическом положении и применении денежных ресурсов, и их соответствии с законодательством, правилами и постановлениями управляющих организаций.
  5. Принцип ответственности должен соблюдаться всеми управляющими органами, который гласит о материальной ответственности за формирование и применение экономических ресурсов, и контроль над ними.
  6. Принцип плановости означает системный мониторинг результатов деятельности организации и возможных перспектив последующего финансирования.
  7. Принцип непрерывности состоит в непрерывном мониторинге результатов управления денежными потоками и контроле над выполнением задач в установленные сроки.
  8. Принцип эффективности операций по управлению финансами выражается в оперативности раскрытия отклонений от установленных нормативов и своевременное решение проблемы, и возмещение понесенных убытков.
  9. Принцип сбалансированности означает равное соотношение запланированных расходов к ожидаемым доходам из всех привлеченных источников.
  10. Принцип системности гласит о вовлечении в контроль над финансами всех участников и организаций системы управления.

Этапы управления финансами

Регулирование и контроль денежных потоков – необходимые инструменты для повышения эффективности и работоспособности организации.

Управление финансами происходит поэтапно. Каждый этап является обязательным и требует исполнения.

Этапы работы управляющих органов:

  1. Финансовый анализ деятельности предприятия;
  2. Финансовое прогнозирование доходов и расходов предприятия;
  3. Планирование экономических ресурсов и финансовой деятельности предприятия;
  4. Оперативное регулирование движения финансов;
  5. Контролирование финансового состояния предприятия;
  6. Учет экономических ресурсов предприятия.

Финансовый анализ деятельности предприятия – это изучение экономического положения компании на основе бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

С помощью финансового анализа определяется оценка, экономические показатели и коэффициенты деятельности предприятия. Анализ требуется руководителю компании, банкам и инвесторам для понимания экономического состояния компании.

Финансовое прогнозирование доходов и расходов предприятия показывает перспективу результатов деятельности предприятия, определяет источники получения доходов и величину денежных расходов на прогнозируемый период времени.

Прогнозирование влечет за собой следующий этап управления – планирование.

Планирование экономических ресурсов и финансовой деятельности предприятия строится на составлении планов характеристик и объемов денежных потоков, и их источников получения.

На этом этапе составляются и утверждаются бизнес-планы, маркетинговые планы, планы по заработной плате, планы затрат и себестоимости и другие. Планирование ведется с целью оптимизации расходов и определения экономических результатов.

Оперативное регулирование движения финансов состоит в моментальном реагировании на отклонения от заданных параметров и принятии оперативного решения по исправлению ситуации.

Контролирование финансового состояния предприятия призвано передавать информацию управляющим органам о соблюдении законодательных, нормативно-правовых актов, и правил использования денежных средств. Один из методов контроля – аудит.

Учет экономических ресурсов предприятия показывает финансовое состояние предприятия на текущий момент: фактическое наличие денежных средств и резервов.

Для сокращения работ по регулированию финансами предприятия рекомендуется внедрение автоматизации.

Автоматизированная система управления (АСУ) – это комплекс экономических, административных и математических способов вычислительной техники, с помощью которой можно управлять денежными потоками.

АСУ состоит из взаимосвязанных подсистем:

  • организационно-экономическая;
  • информационная;
  • программная;
  • техническая;
  • организационно-правовая;
  • технологическая;
  • кадровая подсистема.

АСУ может проверять отчетности, имеет функцию финансово-кредитного регулирования, характеризует экономическое состояние и движение денежных средств.

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:

  1. денежные и товарные отношения
  2. совокупность экономических отношений
  3. совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
  4. денежные доходы предприятий и государства
  5. общественные фонды потребления
  6. бюджет государства

Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:

  1. стимулирующая
  2. распределительная
  3. воспроизводственная
  4. контрольная
  5. воспитательная
  6. кредитная

Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:

  1. золото
  2. золото и серебро
  3. бумажные деньги
  4. акции, облигации
  5. всеобщий эквивалент
  6. кредитные деньги

Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:

  1. концентрированное выражение экономики
  2. бюджетная политика
  3. налоговая политика
  4. социальная финансовая политика
  5. таможенная политика
  6. определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей

Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:

  1. форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
  2. совокупность различных финансовых отношений
  3. совокупность учреждений и рынков
  4. совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
  5. форма организации банков и страховых контор
  6. центральный банк и министерство финансов

Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:

  1. регулирование финансового рынка
  2. контроль за эмиссией бумажных денег в стране
  3. управление системой пенсионного обеспечения и страхования
  4. процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
  5. механизм регулирования доходов работающего населения
  6. контроль за перемещением денег в другие страны

Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:

  1. совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
  2. денежные средства олигархов
  3. денежные средства государства
  4. денежные средства субъектов федерации
  5. заработная плата рабочих и прибыль предприятий
  6. совокупность денежных средств граждан, организаций и государства

Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:

  1. Центральный банк РФ
  2. Министерство РФ по налогам и сборам
  3. Министерство государственного имущества
  4. Счетная палата РФ
  5. Государственная Дума и Совет Федерации
  6. Федеральное казначейство

Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:

  1. основной финансовый план страны
  2. система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
  3. система сбора налогов с предприятий и населения
  4. роспись доходов и расходов прошлого года
  5. система распределения расходов будущего года
  6. система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны

Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:

  1. единство бюджетной системы РФ
  2. сбалансированность бюджета
  3. самостоятельность бюджетов
  4. разграничение доходов и расходов по уровням
  5. теневой характер доходов бюджета
  6. непрозрачность расходов бюджета

Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:

  1. бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
  2. бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
  3. бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
  4. бюджет субъекта РФ
  5. бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
  6. Федеральный бюджет РФ

Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:

  1. налоги на предприятия и организации
  2. налоги на физические лица
  3. неналоговые доходы бюджета
  4. акцизные налоги
  5. внешнеторговые пошлины
  6. подоходный налог с пенсионеров

Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:

  1. состав доходов бюджета
  2. состав расходов бюджета
  3. кредиты Центрального банка
  4. займы у иностранных правительств
  5. группировка доходов и расходов бюджета
  6. выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом

Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:

  1. расходы на национальную оборону
  2. расходы на содержание государственного аппарата
  3. расходы на решение социальных задач
  4. дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
  5. расходы на содержание промышленных предприятий
  6. обслуживание внешнего государственного долга

Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:

  1. превышение доходов над расходами
  2. разница между доходами и инвестициями
  3. превышение расходов над доходами
  4. разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
  5. разница между ВВП и национальным доходом
  6. разница между доходами и внешним долгом государства

Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:

  1. расходы на образование и здравоохранение
  2. расходы на физическую культуру и спорт
  3. дотации жилищно-коммунальному хозяйству
  4. расходы на содержание областной администрации
  5. расходы на оплату процентов по внешнему долгу
  6. трансферты населению

Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:

  1. Парламентом (Госдумой) страны
  2. Председателем правительства
  3. Счетной палатой
  4. Министерством финансов
  5. Советом безопасности
  6. Съездом партии «Единая Россия»

Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:

  1. превышение расходов над доходами
  2. равенство доходов и расходов
  3. превышение доходов над расходами
  4. сумма ВВП и национального дохода
  5. сумма заработной платы и прибыли
  6. разница между ВВП и госбюджетом страны

Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:

  1. безвозмездно и безвозвратно
  2. на условиях возвратности
  3. на условиях кредитования
  4. убыточным организациям и предприятиям
  5. людям с низкими доходами
  6. территориям с низкой налоговой базой

Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:

  1. Пенсионный фонд РФ
  2. Фонд социального страхования
  3. Федеральный дорожный фонд
  4. Фонд экологии
  5. Фонд помощи сельскому хозяйству
  6. Фонд Горбачева М.С.

Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:

  1. лизинговые компании
  2. факторинговые компании
  3. ломбарды
  4. кредитные потребительские кооперативы граждан
  5. жилищные кооперативы
  6. все взятое вместе

Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:

  1. защита имущественных интересов юридических лиц
  2. защита имущественных интересов физических лиц
  3. создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
  4. защита интересов пенсионеров
  5. защита интересов безработных
  6. защита интересов граждан с низкими доходами

Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:

  1. акции
  2. облигации
  3. векселя
  4. чеки
  5. банкноты
  6. фьючерсы

Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:

  1. НДС
  2. акцизы
  3. налог на прибыль организации
  4. эмиссия денег
  5. подоходный налог с физических лиц
  6. налог на недвижимость

Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:

  1. на 1 год
  2. на 3 года
  3. на 6 месяцев
  4. на 5 лет
  5. на 10 лет
  6. пожизненно

* СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288.

Основными задачами Минфина России являются:

совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;

Схема 29 Организация управления в области финансов, кредитного деля, налогов и сборов

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом страны;

разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке России и кредитных организациях), а также аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

В Положении подробно изложены функции Минфина, направленные на реализацию указанных задач.

Исключительная роль Министерства финансов страны вполне закономерна в условиях рыночной экономики. При этом важнейшая его функция — организация работы по составлению федерального бюджета, представляющего собой главный документ государства. При подготовке проектов федерального бюджета Министерство финансов должно учитывать положения Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 — 2001 годах, утвержденной постановлением Правительства от 30 июля 1998 г.*

* СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3905.

Рыночная экономика немыслима без существования такого ее сектора, как рынок ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»* главное внимание уделяет трем направлениям: эмиссии ценных бумаг, профессиональным участникам рынка, фондовому рынку и его регулированию. Закон дает возможность не только регулировать выпуск, но и отсекать от рынка ценные бумаги, выпускавшиеся по типу МММ. Все выпускаемые ценные бумаги должны отвечать определенным требованиям. Прежде всего необходимо зарегистрировать эмиссию. Следует раскрыть информацию о выпуске, показав в ней, в частности, данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента, бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец отчетного квартала.

В этой сфере важнейшее значение имеет также Федеральный закон от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»*. Его цели: обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставление иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников на рынке ценных бумаг.

* СЗ РФ. 1999. №10. Ст. 1163.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Она имеет территориальные органы. Согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента от 1 июля 1996 г.*, Комиссия:

* СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3357; 1999. № 28. Ст. 3472.

осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам его регулирования;

утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов;

разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

устанавливает: обязательные требования к операциям ценными бумагами; единые требования к порядку ведения реестра именных ценных бумаг; порядок лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства и нормативных актов о ценных бумагах, а также выполняет другие функции, указанные в Положении о ней.

Деятельность Комиссии, направленная на реализацию Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, должна исключить в дальнейшем случаи обмана, массового нарушения прав вкладчиков со стороны самозванных банков и других организаций, не получивших соответствующих лицензий.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — единственный в стране орган государственного денежно-кредитного и валютного регулирования.

* СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593; 1996. № 26. Ст. 3032; 1997. № 18. Ст. 2099; 1998. № 10. Ст. 1147; № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3472.

Банк России выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

является для кредитных организаций кредитором последней инстанции; организует систему их реформирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

от своего имени осуществляет эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства все виды банковских операций для выполнения основных задач Банка России;

осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление;

в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Таким образом, Банк России является, во-первых, органом государственного управления в пределах предоставленной ему компетенции и, во-вторых, одним из видов коммерческих банков.

Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России, назначаемый Государственной Думой, и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе.

Банк России по вопросам своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

В своей деятельности он руководствуется также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»*.

* СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1999. № 28. Ст. 3459, 3469, 3470

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), согласно постановлению Правительства от 3 сентября 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущим ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивающим государственное регулирование, межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. МНС является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с его осуществлением.

* СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4492.

МНС России имеет свои территориальные органы управления по налогам и сборам по субъектам Федерации, межрегиональные инспекции по налогам и сборам, инспекции по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции по налогам и сборам межрайонного уровня. Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.*

В компетенцию Министерства попадает всё, что облагается налогом, и все, кто обязан их платить. Налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и пени, выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Начиная с 1993 г. в нашей стране в соответствии с мировой практикой объектом налогообложения стал совокупный годовой доход и на граждан возложена обязанность заполнения налоговой декларации. Но данная обязанность относится не ко всем. Если человек постоянно работает на предприятии или в учреждении и не имеет других источников дохода, эту заботу берет на себя бухгалтерия. Декларацию обязаны заполнять прежде всего те, кто наряду с постоянным местом работы имеет еще и дополнительный заработок, и его доходы превышают определенную установленную законом сумму, а также те, кто не имеет постоянного места работы. Сокрытие доходов карается очень сурово: с виновного взыскивается налог, сумма, скрытая от налога, и, кроме того, штраф в размере той же суммы. Если нарушение было неоднократным, то штраф может достигать двух сумм, а если суд установит, что речь идет об умышленном правонарушении, — то и пяти скрытых сумм.

1 января 2000 г. вступил в силу Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»*. С этого дня должностные лица налоговых органов осуществляют контроль за соответствием крупных расходов граждан их доходам. Проверяется, уплачены ли налоги с доходов, на которые приобретена недвижимость, транспорт, акции, ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты, культурные ценности и золото в слитках. Налоговый контроль производится путем получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию указанного имущества, регистрацию сделок с ним, а также регистрацию прав на это имущество. Законом установлены порядок проведения проверок, обязанности соответствующих организаций и лиц, случаи и сроки представления гражданами специальных деклараций о своих доходах и расходах, что позволяет государству эффективно бороться с неуплатой налогов.

* СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3487.

Постановлением Правительства от 10 марта 1999 г.* на МНС России и его территориальные органы возложено ведение единого государственного реестра налогоплательщиков. Этот документ представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков. Информация о налогоплательщиках позволит обеспечивать полноту поступлений налогов от них в соответствующие бюджеты, в сотни раз ускорится обработка информации, отпадет необходимость заполнения налоговых деклараций.

* СЗ РФ. 1999. № 11. Cт.1307.

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России), согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента от 25сентября 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, защиты ее экономических интересов и непосредственно реализующим основные направления деятельности федеральных органов налоговой полиции.

* СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4590.

Основными задачами ФСНП России являются:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

государственная защита должностных лиц налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и их близких;

выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции.

ФСНП России и ее территориальные органы по субъектам Федерации, межрегиональные органы налоговой полиции, органы налоговой полиции районов в городах, районов, а также межрайонные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим и Директору Службы. Служба подчиняется непосредственно Президенту страны.

Для выполнения своих задач ФСНП России наделена широкими полномочиями: разрабатывает и представляет проекты законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность налоговой полиции; создает общереспубликанские справочно-информационные фонды; осуществляет формирование и ведение федерального банка данных о нарушениях налогового законодательства РФ, который содержит сведения о фактах уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах.

Получив в 1996 г. право самостоятельно расследовать уголовные дела, налоговая полиция стала работать гораздо эффективнее по обеспечению собираемости налогов и приносить государству солидную прибыль*. ФСНП численностью более 38 тыс., укомплектованная большей частью кадровыми офицерами госбезопасности, имеет пока репутацию одной из наименее коррумпированных правоохранительных организаций. Она активно борется с преступлениями экономической направленности.

* Известия. 1999. 21 апр.

В России резко возросло число мнимых банкротов, просто подставных фирм-однодневок, утаивающих огромные суммы на счетах посредников. Поэтому постановлением Правительства от 6 января 1998 г. создан Федеральный долговой центр при Правительстве*. Он имеет территориальные отделения (филиалы, представительства). С их помощью постепенно будет погашаться задолженность организаций по налогам путем продажи арестованного налоговой полицией имущества.

  • Банковское дело
  • Управление проектами
  • Бухгалтерский учет
  • Коммерческая деятельность
  • Логистика
  • Маркетинг и реклама
  • Менеджмент
  • Организация бизнеса
  • Теория управления организационными системами
  • Управление персоналом и экономика труда
  • Финансы
  • Экономико-математические методы и модели
  • Экономическая теория
  • Экономика недвижимости
  • Экономика предприятия
  • Юриспруденция

Литовских А.М., Шевченко И.К.
Финансы, денежное обращение и кредит
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

ТЕМА 1. Финансы в рыночной экономике

1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.

Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

- общественные финансы,
- финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

- через эффективное вложение финансовых ресурсов;
- создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
- использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
- использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

1.2. Сущность и функция финансов

Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:

- денежные отношения;
- распределительные отношения;
- связаны с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.

Финансы - это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

- государственные финансы;
- местные финансы;
- финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
- регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
- стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
- контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации

Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

- совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
- разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
- разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
- осуществление государственного финансового контроля;
- методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

- зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;
- распределение федеральных регулирующих налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
- учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:

- разрешение на осуществление платежа;
- осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

- предоплату счетов;
- взаимозачетные операции;
- товарообменные (бартерные) операции;
- замену долга заемным обязательством с уплатой процентов;
- задаток;
- банковскую гарантию или поручительство;
- залог;
- цессию, т. е. уступку прав требования;
- факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию;
- учет векселей и др.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.

В соответствии со ст. 71 (п. «ж», «з») Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» п. 1 ст. 72) Конституции РФ.

ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 15) устанавливает полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет об его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях России с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Федеральными органами управления в рассматриваемой сфере являются Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзораи Федеральное казначейство.

К федеральным органам исполнительной власти, обладающим контрольно-надзорными полномочиями в финансовой сфере, относятся также находящиеся в ведении Правительства РФ Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба по финансовым рынкам.

Специальные задачи финансового контроля осуществляют Счетная палата РФ, образуемая Федеральным Собранием РФ. Особая роль в денежно-кредитном регулировании принадлежит Центральному банку РФ (Банку России).

Правовую основу деятельности указанных органов составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г.[49], Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998г., федеральные законы «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991г.2, «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995г.3, «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г.4, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003г.5, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001г.1, и др.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.1

На Минфин России возложены следующие полномочия: составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; управление государственным долгом РФ и ведение государственной долговой книги; выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг; государственная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов России и муниципальных ценных бумаг; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов, и др.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.1

Единую централизованную систему налоговых органов составляют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы: управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.2

В соответствии с указанными направлениями контрольной деятельности Росфиннадзор проводит ревизии и проверки поступлений и расходования федеральных средств, проверяет фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, и вправе направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы представления и предписания по устранению выявленных нарушений, контролировать их своевременное исполнение.




Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.1

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001г.2 и на основе действующего Положения3 к полномочиям Росфинмониторинга отнесены: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ, выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, проверка такой информации; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и другие.

Систему таможенных органов России составляют федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба), региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ (ст. 402 Таможенного кодекса РФ1). Таможенные органы находятся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Согласно действующему Положению2 Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Контроль и надзор ФСФР России направлен на деятельность эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, инвестиционных фондов, Пенсионного фонда РФ, товарных бирж, иных участников рынка ценных бумаг.2

Счетная палата Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации»3, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются контроль за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) представляет собой верхний уровень банковской системы России, в которую также включены кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации) и филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами «О банках и банковской деятельности»1, «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»2, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

Центральный банк РФ не относится ни к одной из ветвей государственной власти. Принцип независимости, положенный в основу его деятельности, предполагает его функционирование независимо от других органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. В то же время Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Она осуществляет назначение и освобождение от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ), членов Совета директоров (по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ), рассматривает годовой отчет Банка России и обладает иными полномочиями, закрепленными ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы России;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России взаимодействует с Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти специальной компетенции. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. В заседаниях Совета директоров Центрального банка могут участвовать с правом совещательного голоса министр финансов и министр экономического развития (или их заместители). Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. В частности, Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга России.

Тема 16: «Организация государственного управления социально-культурной сферой в РФ»

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: