Штраф за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль

Опубликовано: 01.05.2024

Ведущая рубрики

  1. Штрафы
  2. Минюст

Согласно старой поговорке «Не ошибается тот, кто ничего не делает», неудивительно, что даже опытный бухгалтер способен ошибиться. Кроме ФНС, ПФР и ФСС есть и другие ведомства. В зависимости от специфики работы, в них тоже придется регулярно отчитываться:

  • Министерство юстиции.
  • Росстат.
  • Служба занятости.
  • Ростехнадзор.
  • Росприроднадзор.
  • Военный комиссариат.

Статистику сдают почти все организации и даже ИП, так же как и ведут воинский учет. В теории. На практике статистика и военкоматы игнорируются. Надеяться на отсутствие последствий не рекомендую: сегодня к вам нет претензий, а завтра получите «письмо счастья».

Собственно о таких случаях сегодня и поговорим: когда просрочка в сдаче отчетности или уплате налога — свершившийся факт и надо что-то с ним делать.

Штрафы

Забыть сдать отчет – ночной кошмар бухгалтера. Я веду список в виде таблицы, где указаны организации и ИП, с которыми работаю, виды отчетов и сроки. Программа учета тоже напоминает о приближении даты «икс». Можно дополнительно настроить оповещения в смартфоне (и все равно пропустить сигнал). В этом плане хвалю Пенсионный фонд – обязательно присылает напоминания о передаче СЗВ-М каждый месяц через оператора ТКС. Иногда спасает.

Если не повезло и грозит наказание, надо знать, к чему готовиться. Привлекают к ответственности в зависимости от вида отчетности.

Налоговая

НК по основной части деклараций (расчетов) устанавливает минимальную санкцию в сумме 1000 рублей. Даже когда указаны нулевые показатели, ее необходимо заплатить.

Если по отчету к уплате показан налог (взнос), но не оплачен в срок, то штраф составит 5% от недоплаченной суммы за каждый месяц просрочки (в т. ч. неполный), но не более 30% и не меньше тысячи рублей. Это правило относится к следующим налогам: НДС, единый налог на УСН, ЕНВД, взносы в ПФР и т.д. В данном случае применяется статья 119 НК РФ.

Обратите внимание! Если не ведется деятельность, не поступают доходы и налогоплательщик не собирается заявлять расходы (в т.ч. убыток или вычет по НДС), не имеет движений по счетам и в кассе, то может вместо нескольких деклараций подать одну – единую.

Если в течение года подаются отчеты промежуточного характера (авансовые), как при налоге на прибыль, то по ним штраф будет гораздо ниже – 200 рублей за один документ. Руководствоваться необходимо другой статьей НК – 126-й. Аналогичные санкции применяются в отношении справок о доходах по форме 2-НДФЛ, сведений о среднесписочной численности.

За несвоевременную подачу 6-НДФЛ организация или ИП раскошелятся на 1000 рублей за месяц просрочки (пп. 1.2 ст. 126 НК). Размер фиксированный и не зависит от сумм налога.

Бухгалтерская

До 2020 года балансы и другие формы бухгалтерской отчетности представлялись еще и в статистику, но, спасибо правительству, теперь отправлять еще один экземпляр в Госкомстат не требуется.

Важно! Начиная с 1 января 2020 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Послабление сделано для СМП, на них норма распространяется с 1 января 2021 года.

В состав отчета входит несколько форм:

  • Бухгалтерский баланс.
  • Отчет о финансовых результатах.
  • Отчет об изменениях капитала.
  • Отчет о движении денежных средств.
  • Отчет о целевом использовании денежных средств.
  • Пояснительная записка (при необходимости).

Существует усеченный вариант – для тех, кто вправе вести упрощенный учет и предоставлять такую же отчетность, к тому же не обязательно включать в состав информацию о целевых средствах или изменениях капитала, при отсутствии соответствующих операций.

Учитывая, что баланс и прочие приложения не относятся к декларациям, то на них распространяется действие пункта 1 ст. 126 Налогового кодекса и штраф составит всего 200 рублей за один документ.

Статистическая

Писать о формах для Госкомстата бесполезно. Универсального списка не существует, ориентироваться необходимо на специфику деятельности и организационно-правовую форму. Проверить, нужно ли конкретной организации или предпринимателю что-то сдавать, можно на официальном сайте. Учтите, обновление происходит регулярно, стоит делать запрос хотя бы пару раз в месяц и выписать себе список регулярных отчетов.

Некоторые программы учета способны сформировать их самостоятельно и напомнить об обязанности налогоплательщика, но часто формы приходится заполнять вручную. Небольшой совет – загляните в инструкцию, там указывается, в каких случаях не нужно заполнять отчет или можно отправлять его пустым. Иногда при отсутствии соответствующих показателей потребуется передать информационное письмо.

Кстати! На состав форм статотчетности влияют коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ. Рекомендуется их удалять, когда они не используются, внесены «на всякий пожарный», деятельность прекращена добровольно или в результате решения государственного органа (например, при лишении лицензии) и организация не собирается ее возобновлять в обозримом будущем.

Штрафы по статистике указаны в статье 13.19 Кодекса об административных правонарушениях и делятся на два типа:

  • Для руководителя (или другого ответственного лица, включая главного бухгалтера) ­– 10 000 – 20 000 рублей, при повторном нарушении – от 30 до 50 тысяч.
  • Для юрлиц — 20 000 – 70 000 рублей, повтор – от 100 до 150 тысяч.

Более чем солидные суммы для небольшой организации, причем касаются не только несвоевременной подачи, но и предоставления недостоверных сведений.

Пенсионный фонд

В ПФР количество передаваемых документов значительно сократилось, теперь передаем три отчета: СЗВ-М (ежемесячный), СЗВ-СТАЖ (ежегодный) и СЗВ-ТД (в 2020 году предоставляется по-разному в зависимости от наличия увольнений/принятий).

Самый простой, но коварный — СЗВ-М. Всего-то данных, что ФИО, ИНН и СНИЛС, однако в одной из моих первых статей про ошибки в элементарных отчетах мы уже говорили. Не забудьте: данные по СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ должны совпадать по периодам.

С 1 января 2021 года в КоАП начнут действовать поправки. Так в статье 15.33.2 будут предусмотрены штрафы в сумме от 300 до 500 рублей по несвоевременной подаче или ошибкам в сведениях о трудовой деятельности, а не только в привычных СЗВ-формах.

Фонд социального страхования принимает 4-ФСС, где отражаются взносы по несчастным случаям на производстве. Статья 26.30 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998 г. устанавливает за его несдачу такие же санкции, как для налоговой отчетности – 5% взносов, начисленных к уплате (за последний квартал в документе) за каждый месяц задержки, но не выше 30% и минимум 1000 рублей.

Обратите внимание! Некоторые отчеты сдаются только в электронном виде, например, декларация по НДС. Отправка почтой бумажного экземпляра не считается исполнением обязанности налогоплательщика.

Если расчет 4-ФСС сдается по закону электронно, а вместо этого передан на бумаге, придется разориться на 200 рублей, так сказано во втором пункте ст. 26.30.

Экология

Сдавать или не сдавать, вот в чем вопрос. Небольшие организации, в которых никогда и не пахло производством, а также большинство ИП экологией решили пренебречь. В 2019 году внесен ряд правок в КоАП, увеличивший ответственность за нарушение охраны окружающей среды и в том числе за отсутствие отчетов.

В статье 8.5.1 КоАП установлены санкции отдельно для ИП и организаций:

  • Отчетность представлена, но недостоверна или в ней не хватает каких-то данных. ИП получит штраф минимум 100 тысяч, а вообще он рассчитывается в двойном размере от суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки товаров), по которым считается норматив утилизации. Организации накажут по тому же расчету, только минимум для них уже 250000.
  • Отчет не представлен. ИП заплатит от 50000 до 70000 рублей, а организация — от 70 до 150 тысяч. Существует административное денежное наказание на должностных лиц — 3-6 тысяч рублей.

Если вы работаете с государственными контрактами, выполняя ремонтные, строительные работы, демонтаж, то в тексте договора поищите пункт (наверняка будет) о складировании и вывозе мусора. Т.е. за утилизацию старых ламп, проводки, непригодных к эксплуатации оборудования и мебели придется отвечать исполнителю, он должен заключать договора и вывозить отходы, а не сваливать их в ближайший мусорный контейнер. Вот вам экологический сбор и утилизация.

Военкомат

В 2020 году КоАП претерпевает еще одни изменения ­– в области воинского учета. Если вы ни разу не сталкивались с отчетностью в военкомат, знайте, сдавать ее должны все. Конечно, речь идет не о декларациях или расчетах, а специальных сведениях. Например, о приеме или увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету. Когда в штате числятся сотрудники моложе 17 лет, то об их семнадцатилетии нужно сообщать заранее – за год до дня рождения.

Штрафы предусмотрены в КоАП: статья 21.4 обещает наказать административкой от одной до пяти тысяч рублей за неоповещение о приеме или увольнении, столько же придется заплатить, если не ответите на запрос военкомата. В статье 21.1 чуть меньшие санкции от 1000 до 3000 установлены для работодателя, вовремя не отчитавшегося о 17-летних сотрудниках.

Центр занятости

В 2020 году список пополнился отчетами в службу занятости. Вернее, и раньше требовалось передавать туда сведения, но только в отдельных случаях: при ликвидации организации, сокращении штата, когда увольнения коснулись предприятия с численностью более 500 человек и т.д.

В связи со сложной эпидемической обстановкой (многие предприятия на фоне с коронавирусного кризиса закрываются) освобождается большое количество рабочей силы, а государство обещало поддерживать безработных. В этих целях формы дополнили некоторыми данными: долги по зарплате, количество работников на удаленке, работающих неполное время, уволенных или предполагаемые к увольнению с начала карантина.

Важно! В основном требуют передачи сведений от тех, у кого произошли изменения: увольнение, сокращение, переход на неполное время или удаленку. При отсутствии изменений в работе отправлять ничего не нужно.

Пока санкций не применяют, но служба проявляет завидную настойчивость. Кроме того, ЦЗН необходимо передавать информацию о вакансиях, что прямо указано в пункте 3 ст. 25 закона №1032-1 от 19.04.1991 г. В КоАП есть статья 19.7, которая устанавливает штрафы за непредставление сведений на должностных лиц – от 300 до 500 рублей, на организации – от 3 до 5 тысяч рублей. Теоретически применяется к сведениям в ЦЗН.

Минюст

Когда руководство организации нарушает сроки регулярно или затягивает подачу документов, то в дело вступает КоАП:

  • Ст. 19.5 – штраф на ответственное лицо от 1 до 2 тысяч, на юридическое – от 10 до 20 тысяч рублей. При худшем раскладе – дисквалификация руководителя до 3-х лет. Распространяется на неисполнение требования Минюста.
  • Ст. 19.7 – должностное лицо ответит скромными 300-500 рублей, а организация получит в 10 раз больше.

Если довести Минюст до ручки, он обратится с иском в суд, требуя исключить компанию из ЕГРЮЛ, но решение принимается с учетом мнения ФНС.

Что касается административной ответственности по КоАП в отношении налоговой и бухгалтерской отчетности, то в статьях 15.5 и 15.6 предусмотрены санкции к ответственным лицам. Размеры небольшие – 300-500 рублей.

Естественно, перечень неполный. Есть специфическая отраслевая отчетность – в строительстве, для саморегулируемых организаций, благотворительных фондов (помимо указанной для Минюста) и т.д. Конечно, особняком стоит бюджет, ведение учета в бюджетных организациях мы немного обсуждали в материале «Стоит ли переходить из коммерции в бюджет?»

Тратить лишние деньги не любит никто. Особенно, если платить приходится за свою же оплошность. Сейчас идет активный период отчетов – старайтесь не опаздывать. Берегите свои деньги. И не доводите до блокировки счета.

Декларация по налогам

Если вы допустите просрочку со сдачей деклараций (по НДС, налогу на имущество, налогу на прибыль) компанию оштрафуют по статье 119 НК РФ.

Штраф — 5 процентов от налога, который не заплатили в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1 000 руб. Штраф посчитают за каждый полный или неполный месяц просрочки с декларацией, считая с даты ее сдачи по НК РФ.

А если со дня крайнего срока подачи декларации прошло более 10 рабочих дней, заблокируют счет (подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме того, покарают и должностных лиц фирмы. Они получат предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей по статье 15.5 КоАП РФ.

Отдельный штраф для фирмы установлен пунктом 1 статьи 126 НК РФ за декларацию по налогу на прибыль - штраф 200 рублей за каждую декларацию, которую не сдали вовремя. А для должностных лиц - штраф от 300 до 500 рублей, но уже по статье 15.6 КоАП РФ.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Форма 6-НДФЛ

За опоздание с формой 6-НДФЛ будут:

  • штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ. Это 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для подачи расчета;
  • блокировка счета, если со дня срока подачи 6-НДФЛ прошло более 10 рабочих дней (подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • административное наказание для должностных лиц по статье 15.6 КоАП РФ – штраф от 300 до 500 рублей.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Форма СЗВ-СТАЖ

За просрочку формы СЗВ-СТАЖ штраф может оказаться очень существенным – по 500 рублей за каждое застрахованное физлицо и столько же за ошибки в отчете (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

Должностных лиц компании оштрафуют на 300 - 500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Чтобы избежать штрафа за ошибку, уточните отчет в течение 5 рабочих дней с даты, когда ПФР пришлет протокол.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Бухгалтерская отчетность

Величина ответственности за нарушения со сдачей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО во многом зависит от того, подлежит или не подлежит она обязательному аудиту.

Если отчетность не подлежит обязательному аудиту, то за просрочку не более 10 дней штраф будет от 5 000 до 10 000 рублей. За просрочку больше, чем на 10 дней, но не более 30 дней – от 20 000 до 30 000 рублей. Такие же суммы и за просрочку отчетности, которая подлежит обязательному аудиту.

Ну а если задержались более, чем на 30 дней – заплатить придется:

  • от 50 000 до 70 000 рублей, если отчетность не подлежит обязательному аудиту;
  • от 300 000 до 500 000 рублей, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Также за непредставление отчетности или предоставление не в полном составе оштрафуют:

  • от 100 000 до 200 000 рублей, если отчетность не подлежит обязательному аудиту;
  • от 500 000 до 700 000 рублей, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Кроме того, для организаций, отчетность которых не размещают в ГИРБО, штраф составляет 200 рублей за каждый документ, который не сдали вовремя (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Для организаций, которые обязаны размещать отчетность в ГИРБО, - штраф от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

А должностных лиц компании могут оштрафовать от 300 до 500 рублей (ст. 15.6, ст. 19.7 КоАП РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Учетная политика

Если на проверке инспекторы обнаружат, что у компании нет учетной политики, это грозит серьезными финансовыми потерями для фирмы.

Во-первых, могут пересчитать налоги самым невыгодным для компании методом. В результате фирме придется доплачивать налог вместе со штрафом и пенями – это статья 120 НК РФ «Грубое нарушение доходов и расходов и объектов налогообложения. Вот варианты:

  • 10 000 руб. – за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в течение одного налогового периода (п. 1 ст. 120 НК РФ);
  • 30 000 руб. - за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в течение нескольких налоговых периодов (п. 2 ст. 120 НК РФ);
  • 20% от не уплаченной суммы налога, но не меньше 40 000 рублей – за занижение налоговой базы при грубом нарушении правил учета доходов и расходов (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Возможны и другие последствия - за собственно непредставление учетной политики:

  • на фирму – штраф 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • административный штраф на директора - от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Статистическая отчетность

Вы, конечно, знаете, что за несдачу статистических отчетов начали штрафовать по-крупному по статье 13.19 КоАП РФ:

  • от 20 000 до 70 000 рублей;
  • за повторное нарушение - от 100 000 до 150 000 рублей.

А должностных лиц компании по этой же статье могут оштрафовать соответственно на сумму от 10 000 до 20 000 рублей и за повторное нарушение - от 30 000 до 50 000 рублей.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование



Наступают сроки сдачи большинства налоговых деклараций. За просрочку их представления штрафы грозят не только компаниям, но и их должностным лицам. Мы комментируем основания и порядок привлечения к ответственности за несвоевременную подачу деклараций. В каких случаях считается неправомерным наложение штрафа на компании; как снизить размер санкций; обязана ли фирма представлять декларацию, если сумма к уплате равна нулю; могут ли привлечь к ответственности за сдачу декларации по старой форме?


так, налоговую декларацию обязан представлять каждый налогоплательщик и по каждому подлежащему уплате налогу (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ). Также применительно к конкретному налогу представляется расчет авансового платежа. Размер санкции за несвоевременную сдачу декларации различен в зависимости от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ).

Основания применения ответственности

Применение санкций по ст. 119 НК РФ возможно только по итогам налогового, а не отчетного периода. Законодатель четко разграничивает два документа — налоговую декларацию и расчет по авансовым платежам. Иными словами, за непредставление в установленные сроки расчетов авансовых платежей ответственность по ст. 119 НК РФ применена быть не может (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Налоговые органы за непредставление в срок авансовых расчетов могут привлечь к ответственности лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Кроме того, привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ налоговые органы вправе только налогоплательщика, но не налогового агента (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98). Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым компания освобождена от обязанности по их уплате в связи с применением того или иного спецрежима (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Ответственность по ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи несвоевременной сдачи деклараций по сборам и взносам. Однако за непредставление расчетной ведомости в органы ФСС организация может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. по ст. 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации". Налоговая ответственность неприменима и к взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они не соответствуют понятию налога (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106; постановления ФАС ДВО от 11.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1072; ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-2365/2006(22215-А70-25)).

За подобное правонарушение не могут привлечь и по п. 1 ст. 126 НК РФ. Дело в том, что она предусматривает ответственность за непредставление сведений, прямо предусмотренных НК РФ. Обязанность же по представлению расчетов по обязательному пенсионному страхованию следует из норм Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Более того, органы Пенсионного фонда не вправе привлекать к ответственности за непредставление в срок деклараций (расчетов) по ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности подачи декларации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; см. также решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03).

Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях федеральных окружных судов. Привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности по уплате налогов по этим декларациям (постановления ФАС УО от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК; ФАС ЗСО от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001; ФАС ДВО от 30.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1800).

Если компания не признается плательщиком какого-либо налога (например, у нее нет в собственности транспортных средств, земельных участков), то на нее не возложена обязанность по сдаче деклараций, а значит, не может быть применена ответственность по ст. 119 НК РФ. Отметим, что налоговые органы соглашаются с такой позицией (письмо Управления ФНС по г. Москве от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13).

Еще один важный момент, о котором необходимо помнить при подаче деклараций: сама по себе уплата суммы исчисленного налога в установленный срок автоматически не освободит вас от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

Что грозит за нарушение формы и порядка подачи декларации?

Поскольку действия представителя налогоплательщика, подавшего декларацию в инспекцию, расцениваются как действия самого налогоплательщика, то факт нарушения срока подачи декларации представителем не снимает ответственности с организации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

По общему правилу налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета). Однако есть одна оговорка: если она представлена по установленной форме или формату (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Для организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек, существует обязанность сдавать декларации (расчеты) в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Возникает вопрос: может ли привлекаться к ответственности такая организация, если она представила декларацию на бумажном носителе?

Минфин РФ в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 очень осторожно подошел к разъяснению этого вопроса. С одной стороны, он указал, что представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Но с другой — привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего декларацию (расчет) с нарушением ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики и поэтапного характера введения обязательности представления электронных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Санкция по ст. 119 НК РФ может применяться только за несдачу декларации в срок, а за нарушение порядка (формы) ее представления ответственность неприменима (постановление ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6577/2006(27077-А45-29)). Так, налогоплательщик подал декларации по транспортному налогу в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумаге. Инспекция отказала ему в приеме декларации, сославшись на нарушение порядка представления и необходимость подачи ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Однако суд признал неправомерным привлечение компании к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку данной статьей не предусмотрена ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме (постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07). ВАС РФ эту позицию поддержал (определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08).

Не секрет, что бухгалтеру иногда бывает сложно отследить все изменения форм деклараций. Но подача декларации по старой форме не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ. Представление декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Именно такой вывод сделан в определениях ВАС РФ от 24.04.2008 N 5284/08, от 18.01.2008 N 227/08, от 09.10.2007 N 11937/07, от 18.10.2007 N 12554/07, от 31.10.2007 N 13878/07.

Но арбитражный суд Поволжского округа вынес недавно постановление, в котором указал, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, составленной налогоплательщиком на старом бланке. Так как в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ указано, что инспектор не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), только если она представлена налогоплательщиком по установленной форме. В дальнейшем если налогоплательщик не подаст ее в исправленном виде, фискальные органы могут привлечь его к ответственности за просрочку (постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А12-15036/07).

Между тем, несмотря на положительную судебную практику в этом вопросе, учитывая новые формулировки ст. 80 НК РФ, советуем отслеживать изменения в налоговом законодательстве и представлять декларации по действующим формам(*1).

В недавнем определении ВАС РФ от 02.06.2008 N 6600/08 был сделан вывод, что воспроизведение подписи руководителя на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Значит, такая декларация не соответствует налоговому законодательству. Организациям необходимо обращать внимание на оформление подписи в декларации, чтобы избежать ситуации ее отклонения в инспекции.

Правила исчисления штрафа за несвоевременную подачу декларации

Нередко организации задают вопрос: что является базой для исчисления штрафа? Вправе ли инспекция привлечь к ответственности за просрочку сдачи декларации, если сумма налога к уплате по ней равна нулю?

В ст. 119 НК РФ четко определены правила исчисления размера штрафа — от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно поданной декларации.

Но анализ судебной практики показывает, что все же налогоплательщику надо готовиться к тому, что инспекторы могут рассчитать размер штрафа иначе, а именно — со всей суммы налога за год (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224).

К счастью, сложилась единообразная практика, в том числе ВАС РФ, которая такой подход не поддерживает. Размер штрафа должен определяться исходя из суммы налога, подлежа-щей уплате либо доплате, на основе поданной с нарушением срока налоговой декларации (постановления ФАС ВВО от 04.06.2007 N А29-7619/2006а; ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07; ФАС МО от 24.05.2007 N КА-А40/4236-07).

Каков же будет штраф за представление декларации, по которой сумма налога равна нулю? За непредставление декларации в течение более чем 180 дней штраф составит ноль руб-лей, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа. Такого подхода придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06). Это не оспаривается и налоговыми органами (письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Если просрочка подачи декларации составит менее полугода, то налоговый орган, скорее всего, наложит штраф в размере 100 руб., поскольку из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что штраф в любом случае не может быть менее этой суммы.

Но эту позицию можно попытаться оспорить! В частности, сошлитесь на постановление ФАС ВСО от 24.04.2008 N А19-2170/08-51-Ф02-1843/08, в котором суд указал, что поскольку сумма налога составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в установленный срок также составляет ноль рублей. Иными словами, суд не признал 100 руб. в качестве обязательного минимального размера штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ.

На наш взгляд, такой подход может быть обоснован тем, что если для более тяжкого правонарушения (п. 2 ст. 119 НК РФ) минимальный размер штрафа не установлен, то невозможно и установление минимального штрафа в 100 руб. для менее тяжкого правонарушения (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Не забудьте указать на обстоятельства, смягчающие ответственность!

В случае выявления хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства по п. 1 ст. 112 НК РФ размер санкции подлежит уменьшению. Причем не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Однако в зависимости от количества таких обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9).

Перечень смягчающих обстоятельств открыт. Как налоговый орган, так и суд могут признать таковыми и иные обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Рекомендуем еще на стадии производства о налоговом правонарушении указать на те или иные оправдывающие налогоплательщика факты. В обязанности руководителя (его заместителя) налогового органа входит выявление всех обстоятельств, в том числе смягчающих или отягчающих ответственность (подп. 4 п. 5 ст. 100 и подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Суды обращают внимание на данный факт. И если руководитель инспекции имел возможность при вынесении решения учесть смягчающие обстоятельства, но не сделал этого, они признают решение инспекции в этой части недействительным. Так, в постановлении ФАС ДВО от 18.01.2008 N Ф03-А59/07-2/6075 налоговый орган не согласился с принятым судебным актом. Инспекторы сослались на то, что снижение санкций по причине установления судом смягчающих вину обстоятельств не является основанием для признания обжалуемого решения недействительным. Однако суд не принял во внимание этот довод инспекции и признал недействительным спорное решение в части начисленного штрафа. К аналогичным выводам пришел суд в постановлении ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31): "Налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении должен устанавливать и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства".

И даже если инспекторы учтут определенные обстоятельства, это не мешает суду принять во внимание иные обстоятельства и еще более снизить штраф (постановление ФАС СЗО от 05.09.2007 N А42-8861/2006). Встречаются и такие экзотические варианты, как, например, в постановлении ФАС ЗСО от 14.09.2006 N Ф04-5987/2006(26424-А70-7). В этом деле суд не счел смягчающим обстоятельством наличие у предпринимателя несовершеннолетних детей в отсутствие доказательств расходов на их содержание. Но при этом он снизил штраф в два раза, так как налогоплательщик признал факт неуплаты налогов и совершение налоговых правонарушений, добровольно уплатил большую часть задолженности по налогам, пене и санкциям и к тому же является физическим лицом.

Обобщив арбитражную практику, мы можем выделить следующие обстоятельства, чаще всего признаваемые судами в качестве смягчающих ответственность:

  1. самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства (постановление ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31)). Дело в том, что непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о штрафе может породить в налогоплательщике надежду, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены (п. 17 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71);
  2. совершение правонарушения впервые и отсутствие вредных последствий для бюджета (определения ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08 и от 19.03.2008 N 3088/08; постановления ФАС СКО от 13.08.2007 N Ф08-4669/2007-1824А; ФАС ВВО от 30.06.2005 N А43-1504/2005-34-71; ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26). Приведем два ярких примера: сославшись на это основание в постановлении ФАС ВВО от 22.01.2008 N А82-5165/2007-99, суд снизил размер штрафа с 162 298 руб. до 3000 руб, а в постановлении ФАС ДВО от 07.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4872 — с 335 196,25 руб. до 1000 руб.

Заметим также, что наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смяг-чающие обстоятельства. Ведь предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен (постановления ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС ВВО от 16.04.2007 N А38-3216-17/288-2006; ФАС СКО от 16.04.2008 N Ф08-1888/2008-680А). НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих вину обстоятельств.

Наконец, не следует забывать и об административной ответственности должностного лица организации за несвоевременную подачу декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). За это же правонарушение при просрочке в течение 10 дней налоговый орган может прибегнуть к еще одному действенному способу — приостановлению операций организации по счетам в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ). Но проследите за тем, чтобы такое решение было отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вами налоговой декларации(*2).

*1) Обращаем внимание, что приказом Минфина от 05.05.2008 N 54н утверждена новая декларация по налогу на прибыль, поэтому декларацию за первое полугодие 2008 г. необходимо подавать уже по новой форме.

*2) Подробнее на эту тему см.: Мясников О.А. Блокировка счета: законные способы выхода из кризиса // Арбитражное правосудие в России. 2008. N 7. С. 45.

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Каждый налогоплательщик должен представлять отчетность в налоговую инспекцию. Однако, зачастую на практике, в ряде случаев не все организации и не всегда делают это своевременно.

Отметим, что ответственность за несвоевременное представление отчетности для юридических лиц и должностных лиц организации предусмотрена нормами Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрим в данной статье следующие вопросы:

какая ответственность предусмотрена законодательством за несвоевременное представление деклараций и расчетов;

порядок отражения штрафных санкций в бухгалтерском учете за нарушение срока представления деклараций и расчетов.

А также ответим на вопрос, можно ли учесть уплаченные штрафные санкции в целях налогообложения прибыли.

Сроки представления деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам

Во избежание привлечения к ответственности за несвоевременное представление отчетности, Организации надо обязательно помнить о сроках подачи деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам в налоговую инспекцию.

Сроки представления деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам приведены в таблице:

Налог/страховой взнос

Форма отчетности

Последний день срока представления отчетности (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – закон № 212-ФЗ), п. 7 ст. 6.1 НК РФ, письмо Минздравсоцразвития от 16.09.2011 № 3346-19)

Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ)

Расчет по форме 4 - ФСС

В электронной форме:

- за 2016 г. - 25.01.2017;

- за I квартал 2017 г. - 25.04.2017;

- за полугодие 2017 г. - 25.07.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 25.10.2017;

- за 2017 г. - 25.01.2018.

- за 2016 г. - 20.01.2017;

- за I квартал 2017 г. - 20.04.2017;

- за полугодие 2017 г. - 20.07.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 20.10.2017;

- за 2017 г. - 20.01.2018

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Сведения по форме СЗВ-М

За январь 2017 г. - 15.02.2017.

За февраль 2017 г. - 15.03.2017.

За март 2017 г. - 17.04.2017.

За апрель 2017 г. - 15.05.2017.

За май 2017 г. - 15.06.2017.

За июнь 2017 г. - 17.07.2017.

За июль 2017 г. - 15.08.2017.

За август 2017 г. - 15.09.2017.

За сентябрь 2017 г. - 16.10.2017.

За октябрь 2017 г. - 15.11.2017.

За ноябрь 2017 г. - 15.12.2017.

За декабрь 2017 г. - 15.01.2018.

Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование

Расчет по форме РСВ-1 ПФР

В электронной форме:

- за 2016 г. - 20.02.2017;

- за I квартал 2017 г. - 02.05.2017;

- за полугодие 2017 г. - 31.07.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 30.11.2017;

- за 2017 г. - 30.01.2018.

- за 2016 г. - 15.02.2017;

- за I квартал 2017 г. - 16.05.2017;

- за полугодие 2017 г. - 15.08.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 15.11.2017;

- за 2017 г. - 15.02.2018

Налоговая декларация по НДС

За IV квартал 2016 г. - 25.01.2017.

За I квартал 2017 г. - 25.04.2017.

За II квартал 2017 г. - 25.07.2017.

За III квартал 2017 г. - 25.10.2017.

За IV квартал 2017 г. - 25.01.2018

Налог на прибыль

Налоговая декларация по налогу на прибыль

Если отчетный период - квартал, полугодие и т.д.:

- за 2016 г. - 28.03.2017;

- за I квартал 2017 г. - 28.04.2017;

- за полугодие 2017 г. - 28.07.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 28.10.2017;

- за 2017 г. - 28.03.2018

Если отчетный период - месяц, два месяца и т.д.:

- за 2016 г. - 28.03.2017;

- за 1 месяц 2017 г. - 29.02.2017;

- за 2 месяца 2017 г. - 28.03.2017;

- за 3 месяца 2017 г. - 28.04.2017;

- за 4 месяца 2017 г. - 30.05.2017;

- за 5 месяцев 2017 г. - 28.06.2017;

- за 6 месяцев 2017 г. - 28.07.2017;

- за 7 месяцев 2017 г. - 29.08.2017;

- за 8 месяцев 2017 г. - 28.09.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 28.10.2017;

- за 10 месяцев 2017 г. - 28.11.2017;

- за 11 месяцев 2017 г. - 28.12.2017;

- за 2017 г. - 28.03.2018

Налог, уплачиваемый при применении УСН

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН

За 2016 г. - 31.03.2017.

За 2017 г. - 31.03.2018

Налоговая декларация по ЕНВД

За IV квартал 2016 г. - 20.01.2017.

За I квартал 2017 г. - 20.04.2017.

За II квартал 2017 г. - 20.07.2017.

За III квартал 2017 г. - 20.10.2017.

За IV квартал 2017 г. - 20.01.2018

Налоговая декларация по ЕСХН

За 2016 г. - 31.03.2017.

За 2017 г. - 31.03.2018

Налог на имущество

Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество

За I квартал 2017 г. - 04.05.2017.

За полугодие 2017 г. - 01.08.2017.

За 9 месяцев 2017 г. - 31.10.2017

Налоговая декларация по налогу на имущество

За 2016 г. - 30.03.2017.

За 2017 г. - 30.03.2018

Налоговая декларация по транспортному налогу

За 2016 г. - 01.02.2017.

За 2017 г. - 01.02.2018

Налоговая декларация по земельному налогу

За 2016 г. - 01.02.2017.

За 2017 г. - 01.02.2018

НДФЛ (за физических лиц, получивших доходы от организации)

Справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ

По физическим лицам, при выплате дохода которым организация не смогла удержать налог:

- за 2016 г. - 01.03.2017;

- за 2017 г. - 01.03.2018

По всем физическим лицам, получившим от организации облагаемые доходы в течение года, в т. ч. по тем, у кого организация не смогла удержать налог:

- за 2016 г. - 03.04.2017;

- за 2017 г. - 03.04.2018

Расчет по форме 6-НДФЛ

За I квартал 2017 г. - 04.05.2017.

За полугодие 2017 г. - 01.08.2017.

За 9 месяцев 2017 г. - 31.10.2017.

За 2017 г. - 03.04.2018

Штрафные санкции за нарушение срока представления налоговых деклараций (расчетов)

Форма отчетности

Размер штрафа для организации

За отчетный период

Декларация по налогу на прибыль за I квартал, полугодие, 9 месяцев либо 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 или 11 месяцев

200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ, Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692)

Расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за I квартал, полугодие, 9 месяцев (если законом субъекта РФ установлены отчетные периоды)

Расчет по форме 6-НДФЛ

1000 руб. за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен (п. 1.2 ст. 126 НК РФ)

За налоговый период

Декларация по НДС

5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате по опоздавшей декларации, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи декларации, и до дня, когда она была представлена.

При этом штраф не может быть (п. 1 ст. 119 НК РФ, письмо Минфина от 14.08.2015 N 03-02-08/47033):

- больше 30% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате по опоздавшей декларации;

- меньше 1000 руб.

Декларация по налогу на прибыль за год

Декларация по налогу при УСН

Декларация по ЕНВД

Декларация по ЕСХН

Декларация по налогу на имущество за год

Декларация по транспортному налогу

Декларация по земельному налогу

Справка по форме 2-НДФЛ

200 руб. за каждую несвоевременно представленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ)

Расчет по форме 6-НДФЛ

1000 руб. за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен (п. 1.2 ст. 126 НК РФ)

Штрафные санкции за нарушение срока представления расчетов по страховым взносам

Форма отчетности

Размер штрафа для организации

Отчетность по взносам в ПФР и ФОМС и сведения персонифицированного учета

Расчет по форме РСВ-1 ПФР:

5% от суммы взносов на пенсионное и медицинское страхование, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен.

При этом штраф не может быть (ч. 1 ст. 46 закона № 212-ФЗ, письма Минтруда России от 13.07.2016 № 17-4/ООГ-1055, от 04.04.2014 № 17-3/В-138):

- больше 30% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;

- меньше 1000 руб.

Сведения по форме СЗВ-М

500 руб. за каждое застрахованное лицо, сведения о котором должны быть отражены в опоздавшей форме СЗВ-М (ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ, далее – закон № 227-ФЗ)

Отчетность по взносам в ФСС (взыскиваются одновременно 2 штрафа)

Расчет по форме 4 - ФСС:

1,5% от суммы взносов на ВНиМ, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен.

При этом штраф не может быть (ч. 1 ст. 46 закона N 212-ФЗ):

- больше 30% суммы взносов на ВНиМ, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;

- меньше 1000 руб.

2, 5% от суммы взносов на страхование от несчастных случаев на производстве («на травматизм»), начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен. При этом штраф не может быть (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее – закон № 125-ФЗ):

- больше 30% от суммы взносов «на травматизм», начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;

- меньше 1000 руб.

Отметим, что если в срок не представлена любая форма отчетности по налогам или расчеты по страховым взносам, должностное лицо организации могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

Примеры расчетов штрафа за несвоевременное представление отчетности

Приведем примеры расчетов штрафа за несвоевременное представление отчетности

Пример 1. Расчет штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль

Приведем пример расчета штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль.

Декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2017 года представлена организацией 15 декабря 2017 года (последний день срока, установленного законом, 28 октября 2017 года).

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате на основании этой декларации, - 2 000 000 руб., авансовый платеж перечислен 15 декабря 2017 года (последний день установленного срока - 28 октября 2017 года).

Декларация по налогу на прибыль-2017 представлена организацией 2 апреля 2018 года (последний день срока, установленного законом, - 28 марта 2018 года).

В декларации указана сумма налога к уменьшению.

При таких условиях сумма штрафа составит:

- 200 руб. - за несвоевременное представление декларации за 9 месяцев 2017 года. Сумма штрафа не зависит от суммы, подлежащей уплате на основании декларации, и времени просрочки;

- 1000 руб. - за несвоевременное представление декларации за 2017 год. Поскольку на основании годовой декларации налог доплачивать не надо, штраф уплачивается в минимальной сумме независимо от времени просрочки.

Пример 2. Расчет штрафа за несвоевременное представление расчета по форме 4-ФСС

Приведем пример расчета штрафа за несвоевременное представление расчета по форме 4-ФСС.

Организация представила расчет в электронном виде по форме 4 - ФСС за I квартал 2017 года 5 июня 2017 года (последний день срока, установленного для представления расчета, 25 апреля 2017 года. В расчете приведены следующие данные:

- 145 000 руб. - начислено к уплате взносов на страхование ВНиМ за последние три месяца отчетного периода;

- 10 000 руб. - начислено к уплате страховых взносов «на травматизм» за последние три месяца отчетного периода.

Расчет представлен с опозданием на два месяца (один полный месяц - с 26 апреля по 25 мая 2017 года и один неполный - с 26 мая по 05 июня 2017 года).

Общая сумма штрафа за несвоевременное представление расчета составит 15 500 руб., в т. ч.:

- 14 500 руб. (145 000 руб. x 5% x 2 мес.) (по ч. 1 ст. 46 закона № 212-ФЗ);

- 1000 руб. (10 000 x 5% x 2 мес.) (по п. 1 ст. 19 закона № 125-ФЗ).

Пример 3 Приведем пример подсчета штрафа за несвоевременное представление расчета по форме РСВ-1 ПФР. Организация с опозданием представила расчеты в электронном виде по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2017 года и за 2017 год.

Взносы на пенсионное и медицинское страхование, подлежащие уплате на основании этих расчетов, своевременно перечислены в бюджеты фондов.

Данные, необходимые для того, чтобы вычислить штраф за непредставление расчетов, приведены в таблице.

Период, за который представлен расчет по форме РСВ-1 ПФР

Последний день установленного законом срока представления расчета

Фактическая дата представления расчета

Сумма взносов, начисленная к уплате за последние 3 месяца отчетного периода (сумма показателей граф 3, 6, 7 и 8 строки 114 разд. 1 формы РСВ-1 ПФР)

Штрафы и санкции за нарушения сроков сдачи отчетности. Все предприятия и ИП должны сдавать различные виды отчетов. Но иногда случается так, что бизнесмен не успевает сделать это в установленный срок. Рассмотрим, какие санкции и штрафы будут применены к нарушителям в подобных ситуациях.

Виды отчетов, санкций и штрафы

Все обязательные отчеты, которые сдают бизнесмены, можно разделить на следующие группы:

  1. Бухгалтерская отчетность.
  2. Налоговая отчетность.
  3. Отчетность во внебюджетные фонды.
  4. Статистическая отчетность.

Для каждой категории предусмотрены свои меры воздействия на нарушителей. Санкции могут быть следующих видов:

  1. Фиксированные штрафы.
  2. Штрафы, зависящие от показателей отчетности.
  3. Блокировка счетов.

Ответственность за нарушение несет, как организация, так и виновное должностное лицо. Обычно это – руководитель, но может быть наказан и главбух.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерскую отчетность за 2018 год юридические лица должны сдавать в ИФНС и в органы статистики.

Поэтому если бизнесмен не уложился в установленные сроки, то его накажут дважды. Кроме того, отдельно оштрафуют и виновных должностных лиц.

  1. Если отчет не сдан в ИФНС, то штраф составит 200 рублей за каждую отчетную форму (п. 1 ст. 126 НК РФ). В этом случае «преимущество» будет у малых предприятий, потому что для них обязательный «комплект» бухгалтерской отчетности ограничивается балансом и формой №2.
  2. За несдачу финансовой отчетности в статистику предусмотрен более крупный штраф – от 3000 до 5000 руб., независимо от количества форм (ст. 19.7 КоАП РФ).
  3. В обоих случаях виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 и 19.7 КоАП РФ).

Описанный выше порядок действует в последний раз при сдаче отчетности за 2018 год.

Далее начнут действовать изменения, внесенные законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ.

  1. Бухгалтерскую отчетность нужно будет сдавать только в ИФНС.
  2. Обязательным станет «электронный» формат сдачи. Исключение сделано только для малых предприятий, которые за 2019 год еще могут последний раз отчитаться «на бумаге».

Возникает вопрос: раз в статистику бухгалтерскую отчетность сдавать в дальнейшем не потребуется, то за нарушения сроков останется только «символический» штраф в сумме 200 руб. за документ?

Но все не так просто… Разработанный Минфином законопроект предусматривает резкое ужесточение санкций за просрочки при сдаче финансовой отчетности. Штрафы, налагаемые на организации и должностных лиц, будут исчисляться десятками и даже сотнями тысяч рублей.

Санкции будут зависеть от длительности просрочки и того, подлежит ли несданная отчетность обязательному аудиту.

Максимальный штраф, предусмотренный законопроектом, составит до 700 000 руб. для организаций и до 50 000 руб. – для должностных лиц.

Предполагается, что новый закон вступит в силу с 01.01.2021 года, т.е. будет относиться к нарушениям, допущенным по сдаче отчетности за 2020 год и позднее.

Налоговая отчетность

Санкции за просрочку налоговых отчетов зависят от их категории:

  1. Налоговые декларации и расчет по обязательным страховым взносам (РСВ).

В этом случае размер штрафа «привязан» к сумме налога (взноса), указанного в отчете. За каждый полный или неполный месяц просрочки нарушитель заплатит по 5% от причитающегося в бюджет или в фонд платежа (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Если же в декларации отражена незначительная сумма, или отчет вообще «нулевой», то применяется фиксированный минимальный штраф – 1000 руб.

Верхний предел – 30% от суммы, указанной в отчете, т.е. при длительных просрочках (свыше полугода) штраф уже не будет увеличиваться.

Впрочем, если просрочка превысила 10 дней, то штрафные санкции будут не самой большой проблемой для бизнесмена. Ведь в этом случае налоговики имеют право заблокировать его счета (пп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ)

  1. Прочие налоговые расчеты.

Это обязательные налоговые отчеты, которые не являются декларациями. Нужно иметь в виду, что декларация сдается по итогам налогового периода, а все «промежуточные» отчеты, даже если они имеют аналогичную форму, к декларациям не относятся.

Это касается, например, квартальных отчетов по налогу на прибыль или на имущество, т.к. по обоим этим платежам установлен годичный налоговый период. А вот квартальные формы по НДС и ЕНВД – это уже декларации, т.к. налоговый период по ним – квартал.

Также к расчетам относятся форма 2-НДФЛ и сведения о среднесписочной численности.

Штраф за несдачу расчетов составляет 200 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Блокировка счетов в этом случае не применяется.

  1. Форма 6-НДФЛ.

Отдельно установлены санкции за непредставление налоговыми агентами расчетов по подоходному налогу по форме 6-НДФЛ.

Штраф в этом случае составит 1000 руб. за каждый месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). Если же просрочка превысила 10 дней, то налоговики могут заблокировать счета, как и при нарушениях по декларациям (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Что же касается ответственных должностных лиц, то для них штрафы за нарушения сроков по всем видам налоговых отчетов будут одинаковыми – от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ).

Отчетность во внебюджетные фонды

Все работодатели должны ежеквартально отчитываться в ФСС РФ по взносам «на травматизм». Санкции здесь похожи на те, что применяются за нарушения при сдаче налоговых деклараций: берется 5% от суммы к уплате за каждый просроченный месяц. Минимум также составляет 1000 руб., а максимум – 30%.

Разница только в том, что базой для исчисления штрафа будет не вся сумма, указанная в расчете, а только та, что начислена за последние три месяца (ст. 26.30 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»).

Кроме того, работодатели — юридические лица должны ежегодно направлять в ФСС РФ подтверждение основного вида деятельности для того, чтобы фонд установил им тариф взносов «на травматизм».

Штраф за просрочку в данном случае не предусмотрен. Однако фонд тогда имеет право установить для нарушителя тариф по максимальной ставке, исходя из всех видов деятельности, которые указаны по этой организации в госреестре (п. 13 постановления Правительства РФ от 01.12.2005 № 713).

В Пенсионный фонд все работодатели должны сдавать персональную информацию по застрахованным лицам по формам СЗВ-М и СЗВ-стаж.

Штрафы за нарушения сроков по ним одинаковы и составляют 500 руб. за каждого сотрудника, включенного в отчет (ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…»).

Должностные лица за просрочку любых отчетов, направляемых во внебюджетные фонды, будут наказаны штрафом в размере от 300 до 500 руб. Это предусмотрено ст. 15.33 и 15.33.2 КоАП РФ.

Статистическая отчетность

Кроме бухгалтерской отчетности бизнесмены должны сдавать в органы статистики и различные специализированные формы. Их перечень определятся Росстатом и зависит от вида деятельности и масштаба бизнеса.

Штрафы в данном случае гораздо выше, чем при несдаче финансовых отчетов. При первичном нарушении организация будет оштрафована на сумму от 20 000 до 70 000 руб., а должностное лицо – на сумму от 10 000 до 20 000 руб.

Если же просрочка будет допущена повторно, то с организации могут взыскать сумму от 100 000 до 150 000 руб., а с должностного лица – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ).

Кроме того, если просрочка привела к искажению итогов сводной отчетности Росстата, то нарушителя могут обязать возместить ущерб, возникший у ведомства (ст. 3 закона от 13.05.1992 № 2761-1 «Об ответственности…»).

Нужно отметить, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели «по умолчанию» (если в конкретной статье КоАП не указано иное) несут административную ответственность, как должностные лица.

Вывод

За нарушения сроков предоставления отчетности закон предусматривает, главным образом, различные штрафные санкции. Они налагаются как на организацию, так и на ответственных должностных лиц.

Штрафы могут быть как фиксированными, так и рассчитываться на основе сумм, отраженных в декларациях, либо количества физических лиц, включенных в отчет

Кроме того, за просрочки по ряду налоговых отчетов может быть применена блокировка счетов.

На сегодня максимальные фиксированные штрафы (до 150 000 руб.) установлены за нарушения сроков сдачи статистической отчетности.

Но если будет принят разработанный Минфином законопроект, то штрафы за просрочки по бухгалтерской отчетности в отдельных случаях составят до 700 000 руб.

Читайте также: