Налогообложение и лицензирование страховой деятельности

Опубликовано: 25.04.2024

Порядок лицензирования страховой деятельности в России

Страховые компании – это организации, осуществляющие преимущественно защиту интересов физических, юридических лиц и муниципальных образований при различных событиях, называемых страховыми случаями.

Очевидно, что такие структуры не могут заниматься своей деятельностью без соответствующего на то разрешения государства.

В Российской Федерации такое разрешение называется лицензией и выдается органом страхового надзора – Центральным банком.

Давайте подробнее остановимся на особенностях лицензирования страховой деятельности в России.

Главный закон, регулирующий страховую деятельность в нашей стране, – это Закон об организации страхового дела в Российской Федерации.

Текст данного документа гласит, что осуществлять свою деятельность субъекты страхового дела могут только при наличии лицензии.

Давайте разберемся, кто же такие субъекты страхового дела.

Исходя из текста действующего законодательства это страховые компании, страховые брокеры, общества взаимного страхования.

ЦБ РФ

Надзором за деятельностью страховщиков занимается Центральный банк России, он же принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии на ведение деятельности в сфере страхования.

Кроме того, ЦБ РФ ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела, содержащий сведения об их наименованиях, руководителях, реквизитах, местонахождении, номере и даты выдачи, отзыва и приостановлении лицензии, а также о видах деятельности, на осуществление которых выдается лицензия.

Итак, Центральный банк занимается выдачей лицензий на страхование.

Какие виды лицензий бывают?

Страховые компании могут получить лицензию на следующие виды страхования: добровольное (страхование имущества, жизни и личное страхование), обязательное (обязательное страхование гражданской ответственности и др.), перестрахование.

Перестраховочные организации, соответственно, получают лицензию на перестрахование.

Общества взаимного страхования могут рассчитывать на получение лицензии на взаимное страхование в добровольной или обязательной форме.

Страховой брокер – на осуществление посреднической деятельности в страховании.

Требования к получателям лицензий

Закон предъявляет строгие требования к соискателям на получение лицензий на страхование.

Уставный капитал

Первое требование, которое мы рассмотрим, это требование к уставному капиталу страховой организации.

Базовый размер уставного капитала для страховой организации равен 120 млн рублей, такой капитал позволит получить лицензию на осуществление личного страхования (без страхования жизни), имущества, предпринимательских рисков и гражданской ответственности.

слитки золота

Для страхования жизни необходимо увеличить уставной капитал в два раза – до 240 млн рублей, а для реализации перестрахования – до 480 млн рублей.

Однако если страховщик занимается только медицинским страхованием, минимальная величина уставного капитала для него равна 60 млн рублей.

Другое требование – доля участия в этом капитале иностранных инвесторов.

Так, дочерние организации иностранных компаний либо компаний, уставной капитал которых содержит более 49% долей иностранных инвесторов, не могут заниматься в России страхованием имущества, жизни и здоровья населения за счет бюджетных средств.

Это касается и страхования рисков, связанных с закупками товаров, работ, услуг, обеспечивающих государственные и муниципальные нужды, страхования имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

Кроме всего прочего, вышеупомянутый иностранный инвестор должен не менее 5 лет осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим страховым законодательством РФ.

Квалификация руководящих лиц

Второе требование для выдачи лицензии – это соответствие руководящих лиц квалификационным требованиям.

Генеральный директор должен иметь диплом о высшем образовании и не менее чем двухлетний стаж руководящей должности в субъекте страхового дела.

диплом о высшем образовании

На позицию главного бухгалтера страховой или перестраховочной компании назначается лицо, соответствующее требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете», и имеющее не менее чем пятилетний стаж, при этом два года из последних пяти необходимо быть сотрудником страховой или перестраховочной компании.

Главному бухгалтеру страхового брокера необходимо иметь диплом о высшем образовании и страховой стаж по специальности как минимум два года.

Лицо, занимающее позицию главного бухгалтера в обществе взаимного страхования, имеет высшее образование и двухлетний страж по специальности в субъекте страхового дела.

Внутренний аудитор не сможет работать без высшего образования в экономической, финансовой или юридической сфере и двухлетнего стажа в страховой, перестраховочной или другой финансовой или аудиторской компании.

Кроме того, внутренним аудитором не может быть лицо, являющееся акционером или родственником руководителя, акционера, главного бухгалтера либо члена совета директоров страховщика, а также лицо, которое в течение двух предшествующих лет занимало должность главного бухгалтера или руководителя организации.

Помимо всего прочего, место генерального директора, главного бухгалтера, аудитора и члена совета директоров не могут занимать лица, руководящие в прошлом организациями, у которых была отозвана или приостановлена лицензия на страхование, если с момента отзыва прошло меньше чем три года.

судебный молоток и наручники

А также лица, имеющие непогашенную судимость или дисквалификацию за нарушения в финансовой сфере.

Итак, мы рассмотрели два главных требования, несоблюдение которых приведет к отказу в получении лицензии на страховую деятельность: минимальная величина уставного капитала и квалификационные соответствия руководителей страховщика.

Существуют и другие основания для отказа Центральным банком в выдаче лицензии на страхование, например, несостоятельность субъекта страховой деятельности или наличие действующего предписания ЦБ РФ, связанного с финансовой устойчивостью.

Или несоответствие документов, представленных для рассмотрения заявления о выдаче лицензии.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Возмещение вреда", где подробно объясняется процедура компенсации морального вреда

Или ТУТ вы узнаете как проводится расследование производственной травмы

Основные права ребенка в РФ:

https://legalmap.ru/articles/kp/basics/prava-rebenka-konstitutsii/

Документы необходимые для получения лицензии

Для получения лицензии на страхование соискателю необходимо представить в Центральный банк для рассмотрения следующие документы:

документы

  • заявление;
  • учредительные документы, включая протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица и лиц, являющихся учредителями;
  • сведения о составе акционеров;
  • платежные документы, свидетельствующие об оплате уставного капитала в полном объеме, включая документы подтверждающие источники данных денежных средств;
  • заключение аудита о достоверности бухгалтерской отчетности учредителей за последний отчетный период;
  • документы, подтверждающие квалификационные соответствия руководителей организации и ревизионной комиссии;
  • сведения об актуарии и внутреннем аудиторе, а также положение о внутреннем аудите;
  • документы, подтверждающие соответствие организации требованиям о государственной тайне.

Что содержит лицензия?

Выданная лицензия содержит следующие данные:

часть лицензии

  • название органа, выдавшего лицензию, – Банк России;
  • наименование субъекта страхового дела, получившего лицензию;
  • почтовый адрес и местонахождение страховой организации;
  • ОГРН юридического лица или индивидуального предпринимателя и ИНН;
  • вид страховой деятельности, осуществляемой организацией в рамках выданной лицензии;
  • номер записи в едином государственном реестре субъектов страхового дела;
  • номер и дата выдачи лицензии, а также номер и дата принятия решения о ее выдаче.

Однако лицензия может быть приостановлена или даже отозвана Центробанком в случае серьезного нарушения организацией страхового законодательства РФ.

Необходимым условием для получения лицензии является на­личие у страховой организации полностью оплаченного до нача­ла деятельности уставного капитала.

При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятель­ности необходимо документальное подтверждение того, что опла­ченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхо­вания и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования (не менее 150—250 млн. руб.).

Для получения лицензии страховщик, прошедший регистра­цию, должен представить следующие документы:

• программу развития страховых операций на три года, вклю­чающую виды и объемы намечаемых операций, максималь­ную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

• правила или условия страхования по видам операций; справ­ки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;

• статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лйцензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.

В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в руб­лях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страхо­вых операций. При принятии решений об отказе, приостанов­лении действия и аннулировании лицензий Департамент руко­водствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

Для осуществления возложенных задач Департамент страхо­вого надзора имеет право:

• проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйст­венной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установлен­ных правил и предписаний;

• получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением ин­формации к банкам и другим учреждениям и организациям;

• осуществлять контроль за создаваемыми в страховых органи­зациях необходимыми резервами для обеспечения соответст­вия между принятыми страховыми организациями обяза­тельствами и имеющимися у них средствами;

• контролировать размещение страховыми организациями вре­менно свободных средств с целью определения степени на­дежности капиталовложений и ликвидности активов этих ор­ганизаций. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной дея­тельности Департамент страхового надзора имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взно­сов (премии), правил и условий страхования, характера вложе­ний временно свободных средств. Могут даваться также пред­писания о введении или изменении схемы перестрахования.

Если страховая организация не выполняет выданных предпи­саний и не устраняет вскрытые проверками нарушения, Депар­тамент страхового надзора имеет право временно приостанавли­вать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном пре­кращении деятельности страховой организации.

Налогообложение страховой деятельности. Состав налогов, оплачиваемых страховой компанией в государственный бюджет, определяется Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (1991 г.) с последующими дополнения­ми и изменениями. В соответствии с этим законом страховые компании, которые действуют в Российской Федерации, упла­чивают федеральные, республиканские и местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров; налог на опера­ции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на при­быль (доход); подоходный налог с физических лиц; налоги, пе­речисленные в дорожные фонды, гербовый сбор.

Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

К республиканским налогам (в том числе краев, областей, ок­ругов и т.п.) относятся: налог на имущество; сбор на нужды об­разовательных учреждений; сбор за регистрацию предприятия (страхового учреждения).

Эти налоги устанавливаются законодательными актами Рос­сийской Федерации и взимаются на всей ее территории. Кон­кретные ставки этих налогов определяются законами субъектов Российской Федерации или решениями органов государствен­ной власти краев и областей.

К местным налогам относятся: земельный налог; целевые сбо­ры; налог на рекламу; налог на продажу автомобилей; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Некоторые из местных налогов, например земельный на­лог, устанавливаются законом Российской Федерации, однако по­давляющее большинство этих налогов устанавливается городски­ми и районными органами государственной власти.

Следует иметь в виду, что страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Исходя из этого страховые взносы, уплачиваемые страховой компании со стороны страхователя и цедента, а также другие виды страховых платежей, в том числе комиссионное вознагра­ждение страховым агентам и брокерам НДС не облагаются.

Отдельные импортные товары, ввозимые на территорию РФ, • облагаются акцизами по ставкам, утверждаемым Правительством РФ. Например на легковые автомобили с объемом двигателя не более 1500 куб. см, ввозимые в РФ для нужд страховой компа­нии, установлена ставка акциза 10%, но не менее 0,425 ЭКЮ/куб.см объема двигателя.

Страховые компании обязаны 50% своей валютной выручки продавать на внутреннем валютном рынке через уполномочен­ные банки по рыночному курсу в рублях. После выполнения требований по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем рынке РФ оставшаяся часть зачисляется страхо­вой компанией на текущий валютный счет и может использо­ваться в соответствии с действующим законодательством.

Для всех страховых компаний в РФ установлен налог на при­быль. Объектом налогообложения является валовая прибыль страховщика. В настоящее время установлены следующие ставки налога на прибыль — 13% в федеральный бюджет и 30% — в ме­стный бюджет.

Подоходный налог с физических лиц. Объектом обложения яв­ляется совокупный доход, полученный работником страховой компании в текущем календарном году. Ставка подоходного на­лога зависит от размера совокупного годового дохода страхового работника. В основном применяется ставка налога 12%. В от­дельных случаях подоходным налогом в РФ могут облагаться страховые выплаты.

В случае эмиссии ценных бумаг со стороны страховой ком­пании уплачивается налог на операции по ценным бумагам. Объек­том налогообложения является номинальная стоимость выпуска ценных бумаг, объявленная эмитентом (т.е. страховой компани­ей). Не облагаются этим налогом операции с ценными бумага­ми, если страховая компания осуществляет первичную эмиссию ценных бумаг, а также в некоторых других случаях. Сумма на­лога на операции с ценными бумагами уплачивается эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивают все страховые компании, которые имеют на баланс? транспортные средства. Например, для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. размер годового налога с владельцев транспортных средств установлен с каждой лошадиной силы в 1,6 % от минимального размера оплаты труда.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают все страховые компании, в том числе страховые компании с участи­ем иностранного капитала. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации страховых услуг. В основ­ном в настоящее время действует ставка этого налога в размере 0,4 % от страховой выручки.

Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают страховые компании, которые приобретают легковой или грузо­вой автотранспорт для собственных нужд путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал других юридиче­ских лиц. В основном применяется ставка налога на легковые автомобили 20% от продажной цены (остаточной стоимости) транспортного средства.

Налог на имущество предприятий уплачивают все страховые компании. Объектом налогообложения являются основные сред­ства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Установлена ставка налога 2% от средней годовой стоимости имущества.

Земельный налог уплачивают страховые компании, которые являются собственниками земли, землевладельцами и земле­пользователями. Все прочие страховые компании относятся к группе арендаторов и вносят арендную плату, размер, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды.

Транспортный налог уплачивают страховые компании, имею­щие автотранспорт. Объектом обложения транспортным налогом является фонд оплаты труда страховой компании, начисленный по всем основаниям. В настоящее время действует ставка феде­рального транспортного налога — 1% от фактической величины фонда оплаты труда страховщика.

Налог на рекламу уплачивают страховые компании, которые выступают в качестве рекламодателя (т.е.

Объектом налогообложения является стоимость рекламы, уп­лачиваемая рекламодателем-страховщиком без учета НДС. В на­стоящее время установлена ставка этого налога — 5%.

В связи с принятием Налогового Кодекса РФ действующая система налогообложения страховых компаний подвергнется существенным изменениям.

Страховой рынок — это особая социально­экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом куп­ли-продажи выступает страховая защита, фор­мируются спрос и предложение на нее.

Страховой рынок тесно связан со всеми звеньями процесса воспроизводства. Будучи составной частью экономики, страховой ры­нок отражает состояние и уровень развития производительных сил общества и в то же время активно влияет на развитие экономики. Страховой рынок подразделяется по отрасле­вому признаку, кроме того, по масштабам — на национальный, региональный и междуна­родный.

Государственное регулирование страхового рынка призвано содействовать развитию стра­хового рынка, защите интересов страховате­лей, обеспечивать регистрацию страховых ор­ганизаций, лицензирование страховых опера­ций, осуществлять контроль за соблюдением страховыми организациями законодательства.

Вопросы для повторения

1. В чем заключается экономическое содержание страхового рынка?

2. Каковы основные условия функционирования страхового рынка?

3. В чем состоят особенности развития российского рынка?

4. Раскройте институциональную структуру страхового рынка.

5. Чем вызвана необходимость государственного регулирова­ния страхового рынка?

6. Каков порядок лицензирования страховой деятельности?

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ статья 32 изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 32 настоящего Закона

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ бланки лицензий на осуществление страхования (перестрахования), выданные органом страхового надзора до дня вступления в силу названного Федерального закона, подлежат замене в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора, но не позднее двух лет после дня вступления в силу названного Федерального закона по заявлению субъекта страхового дела в целях приведения в соответствие с требованиями статьи 32 (в редакции названного Федерального закона)

1. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

2. Лицензия выдается:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ в подпункт 1 пункта 2 статьи 32 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

1) страховой организации на осуществление:

добровольного страхования жизни;

добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;

добровольного имущественного страхования;

вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;

перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;

2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;

3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, в форме обязательного страхования;

4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

3. Для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документы об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) устав соискателя лицензии;

4) решения об утверждении устава соискателя лицензии, избрании или о назначении органов управления соискателя лицензии, а также об образовании ревизионной комиссии или избрании ревизора соискателя лицензии;

5) сведения о составе учредителей (акционеров, участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) сведения о лицах, указанных в статье 32.1 настоящего Закона, с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом, Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" и нормативными актами органа страхового надзора (сведения о лицах, назначенных на должности заместителя лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), заместителя главного бухгалтера страховой организации, руководителя и главного бухгалтера филиала страховой организации, и сведения об актуарии страховой медицинской организации, осуществляющей исключительно обязательное медицинское страхование, представляются при наличии указанных должностей в штате соискателя лицензии);

8) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами органа страхового надзора), подтверждающие источники происхождения имущества, вносимого учредителями (акционерами, участниками) соискателя лицензии в уставный капитал;

9) положение о внутреннем аудите;

10) документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о государственной тайне (в случае, если данное требование установлено законом);

11) документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам);

12) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (акционеров, участников) соискателя лицензии.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

4. Соискатели лицензий, зарегистрированные в едином государственном реестре субъектов страхового дела, не должны представлять в орган страхового надзора документы, которые указаны в подпунктах 3 - 11 пункта 3 настоящей статьи и имеются у органа страхового надзора, если в них не вносились изменения.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

5. Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документы об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) устав общества взаимного страхования;

4) решения об утверждении устава соискателя лицензии, избрании или о назначении органов управления соискателя лицензии, назначении внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита);

5) сведения о лицах, назначенных (избранных) на должности директора общества и членов правления, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), главного бухгалтера, а также сведения об актуарии с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом, Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ "О взаимном страховании", Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" и нормативными актами органа страхового надзора;

6) положение о внутреннем аудите;

7) сведения о членах общества взаимного страхования с указанием их имущественных интересов, в целях защиты которых создано общество взаимного страхования.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

6. Для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документы об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) устав соискателя лицензии - юридического лица;

4) сведения о лицах, назначенных (избранных) на должности руководителей (лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководитель коллегиального исполнительного органа), членов коллегиального исполнительного органа страхового брокера - юридического лица, сведения о страховом брокере - индивидуальном предпринимателе, сведения о главном бухгалтере страхового брокера с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом и нормативными актами органа страхового надзора;

5) банковскую гарантию на сумму не менее трех миллионов рублей или документы, подтверждающие наличие собственных средств в размере не менее трех миллионов рублей, в соответствии с абзацем шестым пункта 6 статьи 8 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

7. Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранному инвестору или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, наряду с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, представляют в орган страхового надзора следующие документы:

1) решение юридического лица - иностранного инвестора о его участии в создании страховой организации на территории Российской Федерации;

2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор, или иное равное по юридической силе доказательство статуса иностранного юридического лица - учредителя (акционера, участника);

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор, на его участие в уставном капитале страховой организации на территории Российской Федерации либо заключение данного контрольного органа или лица, правомочного оказывать юридические услуги на территории страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор, об отсутствии в соответствии с законодательством этой страны необходимости получения такого согласия;

4) копия лицензии (специального разрешения) страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор;

5) бухгалтерская (финансовая) отчетность юридического лица - иностранного инвестора за последние пять лет его деятельности, составленная в соответствии со стандартами, установленными личным законом юридического лица - иностранного инвестора, и подтверждающая, что юридическое лицо - иностранный инвестор осуществляет страховую деятельность в соответствии с законодательством страны, где оно учреждено, с приложением копии аудиторского заключения за последний отчетный период (при наличии).

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

8. Нормативным актом органа страхового надзора устанавливаются требования к сведениям, документам и (или) типовые формы документов в отношении документов, указанных в подпунктах 1, 5, 6, 7, 8 и 12 пункта 3, подпунктах 1, 5, 7 пункта 5, подпунктах 1, 4 пункта 6 настоящей статьи, а также порядок и способы представления в орган страхового надзора документов, предусмотренных пунктами 3, 5 - 7 настоящей статьи.

Орган страхового надзора с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о соискателе лицензии, его учредителях (акционерах, участниках, членах), содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

9. Определенные в настоящей статье перечни документов, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий, являются исчерпывающими, за исключением случаев, если федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования предусмотрены дополнительные требования к страховщикам. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

10. В случае несоответствия заявления о предоставлении лицензии и иных документов требованиям, установленным настоящим Законом и (или) нормативными актами органа страхового надзора, и (или) представления соискателем лицензии документов, которые указаны в настоящей статье, не в полном объеме орган страхового надзора направляет соискателю лицензии уведомление в письменной форме о необходимости устранения выявленных нарушений, оформления документов надлежащим образом с исчерпывающим перечнем недостающих либо неверно оформленных документов и о приостановлении срока принятия решения не более чем на тридцать рабочих дней. В случае непредставления соискателем лицензии в течение указанного в таком уведомлении срока надлежащим образом оформленных документов ранее представленное соискателем лицензии заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня представления соискателем лицензии в орган страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей и оформленных надлежащим образом.

Орган страхового надзора уведомляет соискателя лицензии о принятом решении о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

11. Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии в соответствии с подпунктами 3 - 12 пункта 3, подпунктами 3 - 7 пункта 5, подпунктами 3 - 5 пункта 6 настоящей статьи, страховщики и страховые брокеры обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение тридцати дней со дня внесения этих изменений.

12. Утратил силу с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

Информация об изменениях:

13. Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке.

14. Лицензия на осуществление страховой деятельности должна содержать следующие сведения:

1) наименование органа страхового надзора, выдавшего лицензию;

2) наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица;

3) фамилия, имя, отчество субъекта страхового дела - индивидуального предпринимателя;

4) место нахождения и почтовый адрес субъекта страхового дела - юридического лица или место жительства и почтовый адрес субъекта страхового дела - индивидуального предпринимателя;

5) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) деятельность в сфере страхового дела (страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническая деятельность в качестве страхового брокера);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ в подпункт 8 пункта 14 статьи 32 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

8) вид деятельности, осуществляемый страховой организацией (добровольное страхование жизни, добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни, добровольное имущественное страхование или наименование вида страхования в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования);

9) формы и виды страхования, осуществляемые обществом взаимного страхования на основании устава;

10) номер и дата принятия органом страхового надзора решения о выдаче, переоформлении лицензии, а также замене бланка лицензии;

11) регистрационный номер записи в едином государственном реестре субъектов страхового дела;

12) номер лицензии и дата ее выдачи;

Информация об изменениях:

Пункт 14 дополнен подпунктом 13 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

13) иные сведения, предусмотренные органом страхового надзора.

Информация об изменениях:

Пункт 15 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

15. Форма бланка лицензии и порядок направления лицензии субъекту страхового дела устанавливаются органом страхового надзора.

16. Утратил силу с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 17 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

17. В случае изменения сведений, указанных в лицензии, она подлежит переоформлению в порядке и в сроки, установленные органом страхового надзора.

Информация об изменениях:

Пункт 18 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

18. Субъект страхового дела в случае утраты или порчи лицензии имеет право на получение дубликата лицензии в порядке и в сроки, установленные органом страхового надзора.


>
Квалификационные и иные требования
Содержание
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Одним из направлений налоговой политики России в среднесрочной перспективе является совершенствование налогообложения финансовых инструментов. В связи с этим представляет интерес изучение опыта налогообложения страховой деятельности в странах, имеющих более длительную, по сравнению с Россией, историю как страхования, так и налогообложения.

В большинстве развитых стран страховой сектор экономики обеспечивает около трети оборота финансовых ресурсов. В странах Евросоюза, Северной Америки, Японии рынок страховых услуг охватывает практически все сферы жизни населения, не концентрируясь на страховании ответственности, имущества и грузов юридических лиц, как в России. Распространение страховых услуг на все сферы жизнедеятельности на добровольной и обязательной основе увеличивает объекты налогообложения.

Таблица 1. Соотношение добровольного и обязательного страхования по странам мира в 2010 – 2012 годах

Доля обязательного страхования (%)

Доля добровольного страхования (%)

Одной из самых «страховых» стран по итогам 2012 года являются США, в которых ежегодно увеличивается сумма страховых отчислений и расширяется сфера применения страховых услуг. Так, новшеством 2014 года стало введение налога (взносов) на страхование здоровья .

Основные поступления от страховой деятельности в бюджетную систему во всех странах мира, также как и в России, дает налог на прибыль организаций. Методики начисления налога имеют много общего. Как и в Российской Федерации, в доходах для целей налогообложения учитываются страховые взносы и вознаграждения, перестраховочные комиссии. Основными статьями расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, являются: страховые выплаты, отчисления в страховые резервы, вознаграждения посредникам.

Доходы и расходы, получаемые (осуществляемые) в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования, связанного с временным аккумулированием средств на финансирование медицинских организаций, во многих развитых странах не отражаются в налоговом учете. Данный финансовый поток относится к разряду депозитно-кредитных, характерных для банковского сектора. Страховая медицинская организация как разновидность организаций финансового сектора относится к категории «хранителей» денежных средств. Эти средства поступают не в личное распоряжение страховой организации, а на финансирование определенной цели. По сути, страховая организация выступает как агент, поэтому аналогично вкладам получаемые средства не должны признаваться доходом, а списанные средства – расходом. Такова позиция Евросоюза. Применение подобного подхода в России обеспечило бы уменьшение налогового документооборота в страховых организациях. Поступление и расходование средств фонда обязательного медицинского страхования отражалось бы только на счетах бухгалтерского учета, признанию в налоговом учете подлежали бы средства, оставшиеся у страховой организации вследствие нарушений со стороны медицинских организаций.

Налоговое законодательство большинства стран мира предписывает использование метода начислений при определении налоговой базы страховых организаций. В России применение метода начислений позволяет завышать суммы расходов, учитываемых при расчете прибыли, за счет признания в расходах страховых резервов. Однако в таких странах, как Япония, Уругвай, ОАЭ, признание страховых резервов можно считать одинаковыми как при использовании метода начислений, так и при кассовом методе. Кассовый метод сопровождается переводом соответствующих сумм на отдельный «резервный» счет . Некоторые отличия в правилах определения момента признания доходов и расходов при использовании метода начислений приведены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика даты признания доходов и расходов при методе начисления

Дата возникновения ответственности перед страхователем по условиям договора

Окончание действия договора или момент наступления страхового случая

Момент вступления в действие страхового договора

Дата решения суда либо письменного обязательства виновного

Дата решения суда или конец отчетного периода (более ранняя из дат)

Дата возникновения обязательства по выплате возмещения

Очень часто основная деятельность страховщиков является убыточной, поэтому законодатели уделяют особое внимание налогообложению инвестиционной деятельности страховых компаний. В последние годы налоговое законодательство ряда развитых стран претерпевает существенные изменения, касающиеся расширения сферы налогообложения доходов от инвестиций. Финансовая отчетность многих европейских стран содержит раздельные показатели притока доходов от прямого и косвенного инвестирования. В странах Евросоюза установлено дифференцированное налогообложение доходов страховых компаний в зависимости от вида инвестирования. Для косвенного инвестирования обязательно определение процента участия по инвестициям. Данный процент влияет на размер налоговой ставки по инвестициям и используется как корректировочный коэффициент. Доля косвенного инвестирования определяется перемножением долей прямого участия по взаимо­связанным организациям. Эта процедура аналогична определению взаимозависимости лиц в Российской Федерации. Косвенное инвестирование увеличивает процент налоговых отчислений на единицу инвестиционных вложений.

Например, если страховая организация вкладывает 100 тыс. евро в инвестиционный проект стоимостью 1 млн евро, то доля прямого инвестирования составит 10%. Однако, если инвестиционная компания осуществит собственный взнос, например 500 тыс. евро в проект 5 млн евро, то доля косвенного инвестирования страховой компании составит:10% х 10% / 100 = 1%.

В этом случае к налоговой ставке по инвестиционной составляющей налога на прибыль следует применить увеличивающий коэффициент, равный: (10% + 1%) / 100 = 0,11 .

Следует отметить, что не все европейские страны, входящие в Евросоюз, приняли соответствующие поправки в национальное законодательство, которое продолжает действовать в процессе гармонизации налоговых систем. Однако право Евросоюза обладает приоритетом над налоговым правом стран – членов ЕС, поэтому в ближайшем будущем данные изменения будут внесены в национальное законодательство. В Российской Федерации отсутствуют повышенные ставки налога на доходы от инвестиционной деятельности страховых организаций. Ставки налога на доходы от инвестиционной деятельности приведены в таблице 3.

Таблица 3. Размер ставки по налогу на прибыль для инвестиционных вложений страховых компаний в 2012 году

на процентные доходы в банках

Содержание статьи

    1. Необходимые документы

Лицензирование деятельности страховых организаций

Лицензированием страховой деятельности организаций на территории РФ занимается Федеральная служба страхового надзора.

Осуществлять страховую деятельность в России можно только при наличии соответствующей лицензии. Данный документ выдается органом страхового надзора. С 2013 года страховое регулирование в РФ осуществляет Центральный Банк России.

Механизм получения лицензии, а также требования к компаниям и их руководящему составу прописан в ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», «Об актуарной деятельности» и в других нормативно-правовых актах.

Страховая компания по лицензии может осуществлять обязательное (например, автогражданской ответственности), добровольное страхование (имущества, жизни, здоровья) и перестрахование.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с лицензированием страховой деятельностибанкротства, то вам следует помнить, что:

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

Необходимые документы

Обязательный комплект документов для лицензирования:

  1. заявление;
  2. учредительная документация юридического лица;
  3. информацию об актуарии и внутреннем аудите;
  4. свидетельство о регистрации юридического лица;
  5. платежные документы, подтверждающие наличие уставного капитала и источник их происхождения;
  6. сведения об акционерах;
  7. заключение аудита о достоверности бухгалтерской отчетности учредителей;
  8. документы, подтверждающие соответствие учредителей квалификационным требованиям. Так руководитель должен иметь высшее образование и стаж на руководящей должности в страховой структуре не менее 2 лет.

Недопустимо, чтобы генеральный директор, главный бухгалтер или аудитор в течение 3 лет до момента подачи документов занимали руководящие позиции в страховых компаниях, у которых была отозвана или приостановлена лицензия. Также нельзя, чтобы у этих должностных лиц имелась непогашенная судимость за преступления в сфере финансов.

Иностранные инвесторы имеют право участвовать в финансировании страховой компании, при этом их доля должна быть менее 49% при оказании услуг по страхованию жизни, здоровья, имущества. Если речь идет о страховании на период дожития, либо автогражданской ответственности, то здесь иностранным компаниям может принадлежать до 51%. Несоблюдение данного условия ведет к отказу в выдаче лицензии.

Документы допускается подавать в электронном виде (обязательно наличие усиленной электронной подписи).

Важно! Лицензия на страховые услуги является бессрочной.

Лицензия аннулируется в связи с прекращением существования страховой компании, либо по причине отзыва за серьезные нарушения, предусмотренные законом, либо в случае повторности нарушений или игнорировании требований предписаний об устранении.

При первичном выявлении нарушений компании направляется предписание, а деятельность приостанавливается (нельзя заключать никакие виды договоров), либо ограничивается (запрет на заключение договоров ограничивается отдельными видами страхования).

В зависимости от того какими видами страхования планирует заниматься компания будет зависеть размер уставного капитала. Его минимальный размер должен составлять не менее 60 миллион рублей (медицинское страхование). При этом, если компания планирует заниматься страхованием имущества, ответственности, здоровья, то его сумма автоматически увеличивается до 120 миллионов рублей, а при осуществлении страхования жизни — 240 миллионов рублей. Самый большой уставной капитал понадобится для перестрахования — 480 миллионов рублей.

Центробанк рассматривает документы в течение 30 дней. После чего в течение 5 дней заявителю выдается лицензия, либо направляется мотивированный отказ.

Ознакомиться с перечнем страховых компаний, у которых имеется лицензия можно в специальном разделе на сайте ЦБ РФ.

Учитывая сложность механизма получения лицензии для осуществления страховой деятельности, в том числе большие капиталовложения и серьезные требования к учредителям, должностным лицам, рекомендуем обратиться за помощью в компании, которые на коммерческой основе оказывают услуги по полному сопровождению процесса получения лицензии.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Читайте также: