Налоговая политика чеченской республики

Опубликовано: 13.05.2024

Приложение N 2
к постановлению Правительства Чеченской Республики
от 07.11.2017 N 252

Основные направления
налоговой политики Чеченской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Основные направления налоговой политики Чеченской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Чеченской Республики от 14 июля 2008 года N 39-РЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Чеченской Республике" в целях составления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учётом приоритетов государственной политики, определенных Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, и задач по обеспечению сбалансированности бюджета Чеченской Республики.

Налоговая политика Чеченской Республики в 2018-2020 годах будет ориентирована на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Чеченской Республики, сохранение и наращивание налогового потенциала Чеченской Республики, обеспечивающего текущие потребности бюджета, создание условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования, оптимизацию предоставляемых налоговых льгот и преференций, сокращение размеров государственного долга Чеченской Республики.

Налоговая политика в Чеченской Республике в 2018-2020 годах будет проводиться с учетом изменений, вносимых в бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации.

Основные задачи налоговой политики Чеченской Республики на 2018-2020 годы:

реализация мероприятий, направленных на увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики;

увеличение налогового потенциала республики, в том числе за счет привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;

упорядочение применения налоговых льгот и преференций с учетом оценки их эффективности;

совершенствование налогового администрирования, повышение ответственности главных администраторов доходов республиканского бюджета за качество прогнозирования доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений консолидированного бюджета Чеченской Республики;

легализация налогооблагаемой базы по налогам и сборам, зачисляемым в республиканский и местные бюджеты;

укрепление налоговой дисциплины налогоплательщиков.

В очередном финансовом году и плановом периоде будет продолжена работа по укреплению и развитию доходной базы консолидированного бюджета Чеченской Республики в рамках реализации Программы оптимизации расходов бюджета, оздоровления государственных финансов и социально-экономического развития Чеченской Республики на 2016-2019 годы, утвержденной распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 сентября 2016 года N 256-р.

В целях увеличения поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики планируются мероприятия по отмене неэффективных налоговых льгот и повышению налоговых ставок по отдельным видам региональных и местных налогов.

Работа по увеличению поступлений налоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики будет предусматривать также мероприятия по мобилизации имеющихся резервов по налогам и сборам, в том числе за счет активизации мероприятий по легализации "теневой" заработной платы и прибыли организаций, усиления борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов.

В рамках реализации положений Налогового кодекса Российской Федерации в 2018-2020 годах будет продолжена работа по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества, исходя из их кадастровой стоимости.

Для вовлечения в налоговый оборот объектов недвижимого имущества, выпадавших в прежние периоды из налогооблагаемой базы по имущественным налогам, будет продолжена работа по выявлению таких объектов недвижимости, а также по дополнению и уточнению сведений об объектах недвижимости для включения их в Единый государственный реестр недвижимости.

В связи с планируемой отменой освобождения плательщиков единого сельскохозяйственного налога от уплаты налогов на имущество в части имущества, не используемого в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется единый сельскохозяйственный налог, необходимо провести работу по уточнению сведений об имуществе плательщиков указанного налога, используемом для целей, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции.

В целях повышения качества администрирования налоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2018-2020 годах будет проводиться работа по следующим направлениям:

увеличение собираемости платежей в консолидированный бюджет Чеченской Республики, в том числе с физических лиц;

сокращение задолженности по налоговым платежам в бюджет;

усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет в целях принудительного взыскания задолженности;

организация эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики и территориальных органов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в вопросах мобилизации доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики.

Реализация указанного комплекса мероприятий позволит обеспечить условия для увеличения налогового потенциала Чеченской Республики и мобилизации дополнительных налоговых доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В Чеченской Республике растет налогооблагаемая база по имущественным налогам
Об увеличении налогооблагаемой базы по имущественным налогам сообщил начальник отдела налогообложения №2 Управления ФНС России по Чеченской Республике А-В.Б. Баматалиев. По его словам под имущественными налогами подразумеваются налог на землю, транспорт и имущество. Срок уплаты земельного налога физическими лицами установлен не ранее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Налоговыми органами Чеченской Республики ведется активная работа по актуализации баз данных, содержащих сведения о земельных участках и их правообладателях.

Так, на 01.07.2013г в базе данных налоговых органов содержится 180769 земельных участков.

Из них в текущем году по налоговым обязательствам 2012 года исчислен земельный налог по 132787 объектам налогообложения, что на 36262 объектов больше в сравнении с 2012 годом текущего года.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет с физических и юридических лиц составила — 105,5 млн. рублей, с динамикой к прошлому году — 301,5 процента, при этом рост исчисленной суммы земельного налога в текущем году по сравнению с прошлым годом составил -70,5 млн. рублей. В том числе сумма земельного налога подлежащая уплате:

-юридическими лицами составила 77,4 млн. рублей;

— физическими лицами составила 28,1 млн. рублей.

Поступление земельного налога за I полугодие 2013 года составило 64,6 млн. руб., что на 52,0 млн. руб. больше в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. Динамика обеспечена за счёт поступлений от юридических лиц.

Срок уплаты налога на имущество физических лиц не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Поступление налога на имущество физических лиц за отчетный период составило 8,2 млн. руб., что на 5,3 млн. руб. больше в сравнении с аналогичным периодом 2012 года.

Всего в базе данных налоговых органов Республики содержится 90820 объектов налогообложения, по которым в текущем году исчислен налог на имущество физических лиц, что на 15362 объектов больше в сравнении с началом 2013 года.

Произведено исчисление налога на имущество физических лиц в текущем году по обязательствам 2012 года.

Так, сумма, подлежащая уплате в бюджет в текущем году по обязательствам 2012 года составила- 44,6 млн. рублей, с динамикой к аналогичному периоду прошлого года 152,8%., рост исчисленного налога составил – 15,4 млн. рублей.

Срок уплаты транспортного налога – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (Закон Чеченской Республики «О транспортном налоге в Чеченской Республике» от 13.10.2006 года №32-РЗ (далее — Закон о транспортном налоге) с изменениями и дополнениями).

В соответствии с изменениями, внесенными 26 июля 2011г в Закон о транспортном налоге, ставки транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. с 1 января 2011 года установлены в размере 0 рублей, также значительно снижены ставки по остальным категориям транспортных средств, что привело к значительному снижению налогооблагаемой базы по транспортному налогу.

За I полугодие 2013 года общий объем поступлений транспортного налога составил 15,2 млн. руб., в том числе с организаций – 7,2 млн. руб., с динамикой 123,3% и с физических лиц – 8,0 млн. руб., с динамикой 149,9 % по отношению к сумме поступлений за I полугодие 2012 года.

Положительная динамика поступлений транспортного налога с физических лиц обусловлена тем, что в 1 полугодии 2013 года поступление налога было обеспечено за счет мобилизации задолженности по обязательствам налогоплательщиков за 2011 год, которые начислены в 2012 году со сроком уплаты 1 декабря 2012 года

— Всего учтено в базе данных налоговых органов по Чеченской Республике -172569 транспортных средств, в том числе принадлежащих физическим лицам -164130 ед., что на 2385 ед. больше, чем за аналогичный период прошлого года, юридическим лицам — 8439 ед., что на 847 ед. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общая сумма исчисленного транспортного налога составила 48,4 млн. рублей, что на 10,1 млн. больше, чем за аналогичный период прошлого года (38,3млн. руб.), или динамика составляет 126,4 процента, — сказал Баматалиев.

В состав консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2014 году входили: 1 – республиканский бюджет, 15 – бюджетов муниципальных районов, 2 – бюджета городских округов, 219 – поселенческих бюджетов. Итого 237 обособленных бюджетов (без учета бюджетов государственных внебюджетных фондов).

Правовым основанием расходования бюджетных средств в 2014 финансовом году был Закон Чеченской Республики от 31.12.2013г. №44-РЗ «О республиканском бюджете Чеченской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», а также 236 решений о бюджетах муниципальных образований.

Исполнение республиканского бюджета Чеченской Республики, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Чеченской Республики, местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики за 2015 год выглядит в общих чертах следующим образом:

Доходная часть исполнена на 97,9%, а расходная соответственно на 96,2%.

Объем налоговых и неналоговых поступлений в расчете на душу населения составил 9 370,6 рублей и по отношению к предыдущему году увеличился на 103,0%.

Рост собственных доходов был обусловлен увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц – 8 597,2 млн. рублей и по налогу на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 2 160,1 млн. рублей

Таблица 1 Анализ динамики исполнения консолидированного бюджета ЧР за 2012-2015гг.

вид 2012г. 2013г. 2014г. Отклонение 2013г. от 2012г. Отклонение 2014г. от 2014г.г. Темп роста 2013/ 2012гг. Темп роста 2014/ 2013гг.
Всего доходов 73 248 544,4 78 303 356,2 79 673 820,8 5 054 811,80 1 370 464,60 107,3 102,4
Всего расходов 75 515 793,3 77 531 881,5 83 503 342,1 2 016 088,20 5 971 460,60 103,2 108,0

Кассовое исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики по доходам за 2015 год составило 97,9% (за 2013 год – 98,5%). Согласно утвержденной отчетности, сумма исполнения равна 69 млрд. 688,7 млн. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам исполнение составляет 12 млрд. 840,3 млн. рублей, по безвозмездным поступлениям 56 млрд. 848,5 млн. рублей.

Среднемесячные поступления по налоговым и неналоговым доходам за отчетный период составили 1 млрд. 070,0 млн. рублей и по сравнению с 2013 годом увеличились на 4,8%.

Основной удельный вес в общей сумме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2015 году занимали: налог на доходы физических лиц – 68,7%; налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 17,3%; налог на имущество – 7,4%; налог на прибыль организаций – 3,8%. На эти налоги приходится 97,2% всей суммы налоговых и неналоговых поступлений консолидированного бюджета Чеченской Республики, поступивших в 2015 году.

Доходы бюджета. Экономическое содержание доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы бюджета.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики о налогах и сборах, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Основными бюджетообразующими налогами ЧР являются:

- налог на имущество;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль, доходы;

- налог на товары (работы, услуги),реализуемы на территории РФ.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

· доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности, в том числе штрафы, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Чеченской Республике, муниципальным образованиям, а также иные принудительно взыскиваемые суммы;

· средства самообложения граждан;

· иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

§ дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

§ субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

§ субвенции из федерального бюджета и (или) из республиканского бюджета Чеченской Республики;

§ иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;




§ безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования;

Таблица 2. Анализ динамики основных доходных источников консолидированного бюджета

Наименование показателей 2014г. Уд.вес 2015г. Уд.вес Темпы роста
Налоговые и неналоговые доходы 8 373,2 50,9% 8 908,7 51,4% 106,4
Налог на прибыль организаций 359,1 2,2% 377,0 2,2% 104,9
Налог на доходы физических лиц 5 141,3 31,3% 5 749,7 33,2% 111,8
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ 1 847,5 11,2% 1 613,5 9,3% 87,3
Налоги на имущество 721,7 4,4% 684,7 4,0% 94,9
Всего доходов 16 442,80 100% 17 333,60 100%

Увеличение показателей налоговых и неналоговых доходов оценивается как положительный результат. Мы можем сделать вывод, что причиной увеличения налоговых доходов послужило развитие предпринимательской, коммерческой деятельности в Чеченской Республике. А развитие коммерческой деятельности подразумевает увеличение рабочих мест, снижение безработицы и много других положительных результатов. Так же в данную статью включаются пении и штрафы. Рост налоговых поступлений связан с эффективностью экономической политики, реализуемой на территории Чеченской Республики.

Неналоговые доходы на заданный период увеличились на 390 млн.349 тыс. рублей. Это увеличение может означает, что государственное и муниципальное имущество приносит доход, который по нашим расчетам еще и увеличивается, а значит хорошо используется. Здания, сооружения, имущество которое находится в собственности у государства, государство сдает в аренду. Так же результатом увеличения данной статьи могло послужить доходы от продажи государственного имущества; доля прибыли предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства или муниципалитета; Дивиденды по акциям находящимся в собственности государства или муниципалитета, хотя РЦБ и не развит в нашей республике.

Увеличение безвозмездных и безвозвратных поступлений, на мой взгляд, нельзя назвать положительным. Так как в данную статью входят денежные средства, которые предоставляются нашей республике из-за нехватки собственных средств, поскольку бюджет дефицитный.

Расходы бюджета. Классификация и организация бюджетных расходов. Финансирование социальной сферы. Финансирование управлением дефицитом

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Чеченской Республики осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

К бюджетным расходам относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг, социальное обеспечение населения, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставление межбюджетных трансфертов, обслуживание государственного (муниципального) долга, исполнение судебных актов по искам к Чеченской Республике, о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу.

Классификация расходов бюджетов (далее - классификация расходов) представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Код классификации расходов занимает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств - 3 знака, раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков, код вида расходов - 3 знака, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, - 3 знака.

Разделы, подразделы. Классификация расходов бюджетов содержит четырнадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы ста подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Перечни целевых статей, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Исключением являются перечни целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий. Указанные перечни определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета.

Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Перечни видов расходов, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Консолидированный бюджет Чеченской Республики за 2015 год по расходам исполнен на 96,2%. Суммарный кассовый расход составляет 71 млрд. 758,9 млн. рублей.

Таблица 3. Анализ динамики и структуры расходов консолидированного бюджета

Наименование показателей 2013г. 2014г. 2015г. Отклонение 2015г. от 2014г. Темп роста 2015г./2014г.
Общегосударственные вопросы 7 996,0 6 010,8 4 089,1 -1 921,70 68,0
Национальная экономика 11 213,1 11 150,6 5 370,6 -5 780,00 48,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 8 234,1 3 673,5 2 414,0 -1 259,50 65,7
Социальные расходы – всего 49 496,4 44 175,4 50 571,4 6 396,00 114,5
Расходы бюджета – всего 77 531,9 65 694,7 64 117,3 -1 577,40 97,6

По сравнению с 2013 годом расходы консолидированного бюджета выросли на 9,2%, как следствие снижения расходов по таким статьям как: Общегосударственные вопросы на 32,0% Национальная оборона на 51,8% Социальные расходы возросли на 14,5% возросли расходы

Существенные увеличения объемов расходов консолидированного бюджета, в сравнении с аналогичными показателями на 2014 год, произошли в связи с тем, что представленный расчетный объем расходов консолидированного бюджета на 2015 год в отраслях образования, культуры, здравоохранения, социальной политики рассчитан в соответствии с утвержденными планами мероприятий по реализации указов Президента РФ 2013 года по повышению государственной социальной политики


рис.2 Расходы консолидированного бюджета за 2015г.

Бюджет 2015 года по функциональной структуре является социально ориентированным.

Так, на социальные мероприятия приходится 72,1% от общих расходов. Из них на:

· культуру, кинематографию – 2,8%;

· социальную политику – 19,4%;

· физическую культуру и спорт – 2,4%.

На общеэкономические вопросы в бюджете приходится 17,1% от общей суммы кассового расхода, в том числе на национальную экономику – 12,9%;

· жилищно-коммунальное хозяйство – 4,1%;

· охрану окружающей среды – 0,1%.

Организация вопросов общегосударственного характера занимает в расходах консолидированного бюджета 10,7%,

· из них общегосударственные вопросы – 8,5%;

· национальная оборона – 0,1%;

· нац. безопасность и правоохранительная деятельность 0,4%;

· средства массовой информации – 1,5%;

· обслуживание государственного и муниципального долга – 0,2%

Финансирование управлением дефицитом

Дефицит республиканского бюджета, дефицит на очередной финансовый год устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением следующих ограничений:

- дефицит республиканского бюджета не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов республиканского бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Если же межбюджетные трансферты из федерального бюджета в республиканский бюджет превышали 60% от общего годового объема консолидированного республиканского бюджета, то дефицит республиканского бюджета не может превышать 10% от утвержденного общего годового объема республиканского бюджета, без учета утвержденных безвозвратных перечислений;

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета:

В состав источников внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета включаются:

- Средства, поступившие от размещения республиканских ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

- Кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

- Иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета: поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности региона;

- Поступления от реализации региональных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- Курсовая разница по средствам бюджета;

- Прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета включаются:

- Средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

- Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

- Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.09.2016 2016-09-02

Статья просмотрена: 1053 раза

Библиографическое описание:

Ильясов, М. М. Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики (2006–2015 гг.) / М. М. Ильясов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33499/ (дата обращения: 20.05.2021).

Ключевые слова: доходы консолидированного бюджета, безвозмездные перечисления, поступления, налоги, акцизы, федеральный бюджет, бюджет республики, налоговые и неналоговые доходы

С 2006 г. Чеченская Республика перешла на полноценную структуру финансовой системы, в частности были упорядочены и законодательно регламентированы бюджетное устройство и бюджетный процесс республики. В отличие от периода с 2003 по 2006 г. юридический статус бюджета в 2006 г. Был повышен: он был утвержден в форме республиканского закона. Были разграничены финансовые полномочия районного и республиканского уровней бюджетов внутри бюджетной системы республики. С 2006 г. Был установлен статус органов исполнительной власти республики как распорядителей бюджетных средств, а также упорядочена система кассового исполнения бюджета и порядок предоставления финансовой отчетности бюджетополучателями всех уровней бюджетной системы республики.

Доходы консолидированного бюджета республики на 2015 г. сформированы и утверждены в объеме 62 657,8 млн руб., что на 7 034,1 млн руб. (10,1 %) меньше, чем в 2014 г. Сокращение доходов произошло прежде всего из-за уменьшения безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Доходы консолидированного бюджета республики достигли своего пика за исследуемый период в 2011 г., взяв планку 78 917,1 млн руб. С 2012 г. они продолжают падать, а на 2015 г. их объем запланирован на уровне 62 657,8 млн руб., т. е. снижение за четыре года составило 20,6 %. В 2015 г. собственные доходы в доходной части консолидированного бюджета республики прогнозируются на уровне 13 403,1 млн руб. (21,4 %), а безвозмездные перечисления из федерального бюджета — на уровне 49 254,7 млн руб. (78,6 %). Они уменьшатся по сравнению с 2014 годом на 7 593,8 млн руб., или на 13,4 %, а по сравнению с 2011 г. — на 28,2 %. В 2015 г. консолидированный бюджет республики даже по номинальным доходам будет меньше, чем в 2007 г. (на 907,7 млн руб.), а по реальным доходам — существенно ниже. Динамику доходов консолидированного бюджета республики за 2000– 2015 гг. иллюстрирует диаграмма на рис. 1.

Доходы консолидированного бюджета республики в последние годы в основном формируются за счет четырех статей:

− «Безвозмездные перечисления из федерального бюджета»;

− «Налог на доходы физических лиц»;

− «Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации»;

− «Налог на прибыль организаций». Безвозмездные перечисления из федерального бюджета (более 80 %, а в республиканском бюджете — около 90 %) занимают, безусловно, главное место в доходной части консолидированного бюджета республики с 2000 г.

Структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2006–2015гг., млн. руб.

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Налоговые и неналоговые доходы

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Прочие налоговые и неналоговые доходы

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета

Доходы бюджета, всего


Рис. 1. Доходы консолидированного бюджета республики за 2000–2015 гг.

Поступления от налога на доходы физических лиц в последние годы занимают прочно второе место среди всех статей доходной части. За последние 10 лет значение этого показателя номинально увеличилось в 3,9 раза, а удельный вес в доходах консолидированного бюджета республики — от 9,5 до 15,2 %. Доход по этому виду налога практически формируется за счет подоходного налога на заработную плату бюджетников согласно п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации (99,9 %), его изымают при начислении заработной платы.

Таким образом, данный налог легко собираем, и объем его поступлений в бюджет республики фактически зависит от роста заработной платы работников бюджетной сферы, установленной на федеральном уровне. Заслуга в его сборе фискальных органов региона невелика.

Поступления от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, занимают третье место по объему в доходах консолидированного бюджета республики. В последние два года доходы от этого налога стали снижаться, что связано, по мнению авторов, с резким снижением доходов населения с 2014 г., а следовательно, падением спроса на подакцизные товары на внутреннем рынке России.

Доход по этому налогу в консолидированном бюджете республики практически формируется на федеральном уровне исходя из протяженности местных автомобильных дорог и зарегистрированных на территории региона автомобилей. Заслуга в сборе этого налога фискальных органов республики также невелика.

Налог на прибыль организаций лишь на четвертом месте по объему поступлений в консолидированный бюджет республики. В последние годы объем фактического сбора налога на прибыль организаций, являющийся индикатором экономического развития региона, не достигает планового уровня. Динамика этого показателя в рассматриваемом периоде неустойчивая, значительное влияние на нее оказывали строительные подрядные организации, участвующие в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012 годы», и ОАО «Грознефтегаз». С 2012 г. в связи с завершением реализации мероприятий данной программы, устойчивым сокращением деятельности ОАО «Грознефтегаз» и отсутствием в регионе других бюджета образующих предприятий стал снижаться доход в консолидированный бюджет республики и от налога на прибыль организаций.

Таким образом, можно заключить, что проводникам экономической политики и фискальным органам республики до сих пор не удалось найти действенных способов увеличения базы налога на прибыль организаций на территории региона.

Как видно из структуры доходной части консолидированного бюджета республики, показанной на рис. 4, в 2014 г. усилия фискальных органов были направлены на мобилизацию лишь 3 % поступлений (налог на прибыль организаций — 0,7 %, прочие налоговые и неналоговые доходы — 2,3 %).

Из сказанного можно сделать вывод, что сегодня крайне необходимо установить объективную налоговую базу республики и развивать ее с учетом позитивного опыта отечественной и мировой практики.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.09.2016 2016-09-02

Статья просмотрена: 1053 раза

Библиографическое описание:

Ильясов, М. М. Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики (2006–2015 гг.) / М. М. Ильясов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33499/ (дата обращения: 20.05.2021).

Ключевые слова: доходы консолидированного бюджета, безвозмездные перечисления, поступления, налоги, акцизы, федеральный бюджет, бюджет республики, налоговые и неналоговые доходы

С 2006 г. Чеченская Республика перешла на полноценную структуру финансовой системы, в частности были упорядочены и законодательно регламентированы бюджетное устройство и бюджетный процесс республики. В отличие от периода с 2003 по 2006 г. юридический статус бюджета в 2006 г. Был повышен: он был утвержден в форме республиканского закона. Были разграничены финансовые полномочия районного и республиканского уровней бюджетов внутри бюджетной системы республики. С 2006 г. Был установлен статус органов исполнительной власти республики как распорядителей бюджетных средств, а также упорядочена система кассового исполнения бюджета и порядок предоставления финансовой отчетности бюджетополучателями всех уровней бюджетной системы республики.

Доходы консолидированного бюджета республики на 2015 г. сформированы и утверждены в объеме 62 657,8 млн руб., что на 7 034,1 млн руб. (10,1 %) меньше, чем в 2014 г. Сокращение доходов произошло прежде всего из-за уменьшения безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Доходы консолидированного бюджета республики достигли своего пика за исследуемый период в 2011 г., взяв планку 78 917,1 млн руб. С 2012 г. они продолжают падать, а на 2015 г. их объем запланирован на уровне 62 657,8 млн руб., т. е. снижение за четыре года составило 20,6 %. В 2015 г. собственные доходы в доходной части консолидированного бюджета республики прогнозируются на уровне 13 403,1 млн руб. (21,4 %), а безвозмездные перечисления из федерального бюджета — на уровне 49 254,7 млн руб. (78,6 %). Они уменьшатся по сравнению с 2014 годом на 7 593,8 млн руб., или на 13,4 %, а по сравнению с 2011 г. — на 28,2 %. В 2015 г. консолидированный бюджет республики даже по номинальным доходам будет меньше, чем в 2007 г. (на 907,7 млн руб.), а по реальным доходам — существенно ниже. Динамику доходов консолидированного бюджета республики за 2000– 2015 гг. иллюстрирует диаграмма на рис. 1.

Доходы консолидированного бюджета республики в последние годы в основном формируются за счет четырех статей:

− «Безвозмездные перечисления из федерального бюджета»;

− «Налог на доходы физических лиц»;

− «Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации»;

− «Налог на прибыль организаций». Безвозмездные перечисления из федерального бюджета (более 80 %, а в республиканском бюджете — около 90 %) занимают, безусловно, главное место в доходной части консолидированного бюджета республики с 2000 г.

Структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2006–2015гг., млн. руб.

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Налоговые и неналоговые доходы

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Прочие налоговые и неналоговые доходы

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета

Доходы бюджета, всего


Рис. 1. Доходы консолидированного бюджета республики за 2000–2015 гг.

Поступления от налога на доходы физических лиц в последние годы занимают прочно второе место среди всех статей доходной части. За последние 10 лет значение этого показателя номинально увеличилось в 3,9 раза, а удельный вес в доходах консолидированного бюджета республики — от 9,5 до 15,2 %. Доход по этому виду налога практически формируется за счет подоходного налога на заработную плату бюджетников согласно п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации (99,9 %), его изымают при начислении заработной платы.

Таким образом, данный налог легко собираем, и объем его поступлений в бюджет республики фактически зависит от роста заработной платы работников бюджетной сферы, установленной на федеральном уровне. Заслуга в его сборе фискальных органов региона невелика.

Поступления от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, занимают третье место по объему в доходах консолидированного бюджета республики. В последние два года доходы от этого налога стали снижаться, что связано, по мнению авторов, с резким снижением доходов населения с 2014 г., а следовательно, падением спроса на подакцизные товары на внутреннем рынке России.

Доход по этому налогу в консолидированном бюджете республики практически формируется на федеральном уровне исходя из протяженности местных автомобильных дорог и зарегистрированных на территории региона автомобилей. Заслуга в сборе этого налога фискальных органов республики также невелика.

Налог на прибыль организаций лишь на четвертом месте по объему поступлений в консолидированный бюджет республики. В последние годы объем фактического сбора налога на прибыль организаций, являющийся индикатором экономического развития региона, не достигает планового уровня. Динамика этого показателя в рассматриваемом периоде неустойчивая, значительное влияние на нее оказывали строительные подрядные организации, участвующие в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012 годы», и ОАО «Грознефтегаз». С 2012 г. в связи с завершением реализации мероприятий данной программы, устойчивым сокращением деятельности ОАО «Грознефтегаз» и отсутствием в регионе других бюджета образующих предприятий стал снижаться доход в консолидированный бюджет республики и от налога на прибыль организаций.

Таким образом, можно заключить, что проводникам экономической политики и фискальным органам республики до сих пор не удалось найти действенных способов увеличения базы налога на прибыль организаций на территории региона.

Как видно из структуры доходной части консолидированного бюджета республики, показанной на рис. 4, в 2014 г. усилия фискальных органов были направлены на мобилизацию лишь 3 % поступлений (налог на прибыль организаций — 0,7 %, прочие налоговые и неналоговые доходы — 2,3 %).

Из сказанного можно сделать вывод, что сегодня крайне необходимо установить объективную налоговую базу республики и развивать ее с учетом позитивного опыта отечественной и мировой практики.

Читайте также: