Сертификат налогового резидентства казахстан

Опубликовано: 15.05.2024

Письмо Минфина России

от 19.11.2018 № 03-08-05/83170

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 20.11.2018

Дата изменения: 20.11.2018

Прикрепленный файл: pdf, 1.33 МБ

ПАО «Московский кредитный банк»
Луков переулок, д.2, стр.1,
Москва 107045

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 30.10.2018 № 106-2861 по вопросу апостилирования документов, подтверждающих статус налогового резидента иностранного государства, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписывающее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.

Однако выполнение упомянутой функции, то есть проставление апостиля, не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык.

В последнее время для урегулирования вопроса апостилирования или легализации документов, подтверждающих статус налогового резидента, а также учитывая определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2008 № 14556/07, соответствующие положения включаются в международные договоры Российской Федерации в области налогообложения.

В данный момент Российской Федерацией заключены следующие международные договоры в области налогообложения, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля:

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики от 20.12.2010 «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» и Протокол к нему от 20.12.2010;

- Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» и Протокол к нему от 24.09.2011;

- Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.1993 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» и Протокол к нему от 21.11.2011;

- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты от 24.04.2013 «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протокол к ней от 24.04.2013;

- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» и Соглашение в форме обмена нотами о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных уполномоченными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках указанной Конвенции от 15.03.2016;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 13.10.2014 «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протоколы к нему от 13.10.2014 и от 08.05.2015;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики от 18.01.2016 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протокол к нему от 18.01.2016;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов от 07.12.2011 «О налогообложении дохода от инвестиций договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений»;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур от 09.09.2002 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протокол к нему от 17.11.2015.

Таким образом, включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежания двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля.

Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание письма Минфина России от 05.10.2004 № 03-08-07, от 01.07.2009 № 03-08-13, считаем, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов, подтверждающих статус налогового резиденства.

Касательно нотариального заверения перевода сертификата, подтверждающего постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, сообщаем, что положения пункта 1 статьи 312 Кодекса не устанавливают требования о нотариальном заверении перевода вышеуказанного документа.

19.04.2021
Обзор ФНС практики и требований к сертификатам и документам о налоговом статусе (резидентстве) иностранных лиц в целях соглашений РФ об избежании двойного налогообложения (СОИДН)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 20 февраля 2021 г. N ШЮ-4-13/2243@

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ РАСЧЕТОВ (ИНФОРМАЦИИ) О СУММАХ
ВЫПЛАЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОХОДОВ
И УДЕРЖАННЫХ НАЛОГОВ

Федеральная налоговая служба в целях выработки единообразных подходов при формировании доказательственной базы в рамках проводимых налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, по результатам которых предполагается неправомерное применение налогоплательщиками как налоговыми агентами преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН), при выплате доходов иностранным организациям, сообщает следующее.

Большинством СОИДН предусмотрены преференции при налогообложении отдельных видов доходов, получаемых лицами с постоянным местонахождением в договаривающемся государстве от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае выплаты налоговым агентом в адрес иностранной организации доходов, которые в соответствии с СОИДН облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса, а именно:

- подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет СОИДН. Такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык;

- подтверждение того, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

В случае несоблюдения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога, исчисленные по налоговым ставкам, предусмотренным Кодексом.

При анализе материалов камеральных налоговых проверок, в которых рассматриваются вопросы налогообложения сделок (операций) с иностранными лицами, ФНС России выявлены следующие основные вопросы, возникающие при формировании доказательной базы в отношении наличия налогового правонарушения при несоблюдении условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса:

1) Полнота и сроки представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН);

2) Правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода;

3) Особенности формулировок положений СОИДН, касающихся возможности удержания налога в одном из договаривающихся государств;

4) Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц и возможность применения по отношению к ним СОИДН.

В этой связи при проведении мероприятий налогового контроля, направленных на подтверждение указанного предполагаемого нарушения, налоговым органам необходимо учитывать следующее.

1. В отношении подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым Российской Федерацией заключено СОИДН.

1.1. Общие требования.

Действующим законодательством Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве (далее - Сертификат) в значении СОИДН. В то же время такие документы могут рассматриваться как должное подтверждение российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в случае, если содержат, в том числе:

- подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;

- период действия (может быть не указан);

- наименование СОИДН (может быть не указано);

- указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.

В случае, если комплект документов, подтверждающих налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, предоставленный налогоплательщиком, не соответствует вышеуказанным критериям, налоговым органам необходимо выставить в адрес налогоплательщика требование о предоставлении иных документов с обоснованием причин, по которым представленные налогоплательщиком документы не могут быть приняты во внимание или являются недостаточными.

При этом если налогоплательщиком не были представлены документы по требованию, то налоговый орган вправе отказать в предоставлении льготной ставки или освобождении у источника выплаты.

1.2. Компетентный орган иностранного государства.

Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, в полномочия которого входят, в том числе:

- выдача и заверение Сертификата, и (или) назначение уполномоченного должным образом представителя, ответственного за выдачу и заверение соответствующего Сертификата;

- регулирование процедуры и способа выдачи Сертификата (на бумажном носителе или в электронном виде).

Сведения о компетентном органе, как правило, указаны в положениях статьи "Общие определения" СОИДН. Так, например, в соответствии с подпунктом (i) пункта 1 статьи 3 "Некоторые общие определения" Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" термин "компетентный орган" применительно к Королевству Нидерландов означает Министра финансов или его уполномоченного должным образом представителя.

Методологическое и организационное обеспечение обмена указанными сведениями на текущий момент относится к компетенции Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России.

1.3. Период действия и сроки предоставления налоговым агентам Сертификатов.

В случае если Сертификат содержит указание на конкретный период, в рамках (пределах) которого подтверждается статус налогоплательщика как налогового резидента соответствующего государства, данный документ считается подтверждающим налоговое резидентство налогоплательщика в течение всего обозначенного периода. В случае если документ, подтверждающий налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, не содержит информацию о периоде, за который подтверждается статус налогоплательщика, таковым считается календарный год, в котором упомянутый документ был выдан .

Письма Минфина России от 19.08.2015 N 03-08-05/47828; от 19.12.2018 N 03-08-05/92537; от 15.04.2019 N 03-04-05/26553.

Согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса основанием для применения ставок налога, предусмотренных в СОИДН, является предоставление иностранной компанией соответствующих подтверждений, в том числе постоянного местонахождения в государстве, с которым заключено СОИДН, выплачивающему доход налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Однако, на практике нередко встречаются случаи, когда Сертификат содержит:

- указание на период выплаты дохода, но был выдан компетентным органом иностранного государства и (или) представлен налогоплательщику или проводящему камеральную налоговую проверку налоговому органу после даты выплаты дохода, или

- указание на более ранний/поздний период по сравнению с периодом выплаты дохода, вследствие чего налоговые органы по результатам проведенных налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов приходят к выводу о неправомерном применении налоговыми агентами преференций, предусмотренных СОИДН.

Согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 Кодекса, предусматривающего подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, в нем отсутствуют нормы, ограничивающие период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду. Положениями пункта 1 статьи 312 Кодекса предусмотрена только обязанность подтверждения иностранной организацией своего статуса до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде .

Письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-08-13/40642, от 19.08.2015 N 03-08-05/47828, от 02.12.2015 N 03-08-05/70230; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 по делу N А53-20698/2014.

Одновременно, если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие Сертификатов за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений .

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 по делу N 305-ЭС14-1210, А40-14698/13.

С учетом вышеизложенного, согласно складывающейся практике рассмотрения данной категории дел отказ налоговым органом в применении преференций, предусмотренных СОИДН, не может считаться обоснованным в случаях, если представленные Сертификаты:

- содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода и (или) представлены в налоговый орган с нарушением срока, например, вместе с письменными возражениями на акт камеральной налоговой проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган;

- содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода в случае, если правоотношения являются длящимися. При этом, необходимо отметить, что выплата дивидендов (даже при условии их регулярной выплаты) не относится к длящимся правоотношениям; в этом случае наличие Сертификата необходимо за каждый налоговый период.

Следовательно, привлечение налоговых агентов к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, и начисление пени в соответствии со статьей 75 Кодекса в этих случаях необоснованно.

Во всех остальных случаях, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет суммы налога с применением ставки, предусмотренной статьей 284 Кодекса, в отношении соответствующего вида дохода. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, является основанием для привлечения налогового агента к налоговой ответственности в соответствии со статьей 123 Кодекса, доначисления налога на доходы иностранных организаций и начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.

2. В отношении подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода в связи с непредставлением соответствующих документов.

Из всех проанализированных материалов налоговых проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением "неполного" комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний, со стороны налогоплательщика.

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении налогоплательщиками писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению налогоплательщика) фактическое право на доход (кредитных договоров (соглашений) - в случае выплаты процентов, лицензионных соглашений - в случае выплаты роялти).

ФНС России обращает внимание, что позиция налоговых органов не должна строиться на формальном подходе, выраженном, в том числе, в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо осуществлять проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

В соответствии со сложившейся практикой применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход, а также подходами Минфина России , иностранная компания признается технической, обладающей признаками "кондуитности", в случае если:

Письма ФНС России от 28.04.2018 N СА-4-9/8285; от 06.05.2019 N СА-4-7/8448.

Письма Минфина России от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236; от 27.03.2015 N 03-08-05/16994.

- деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);

- отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность;

- платежи обладают "транзитным" характером;

- деятельность иностранной компании не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;

- иностранная компания не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;

- сотрудники иностранной компании фактически не осуществляют в отношении нее функций контроля и управления.

При анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход налогоплательщиком комплекта документов, налоговым органам следует также учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти налогоплательщику достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода, без соответствующего письма-подтверждения со стороны иностранного контрагента.

Основанные лишь на формальном подходе выводы налогового органа об отсутствии у иностранной компании статуса фактического получателя доходов, не подкрепляемые надлежащим образом сформированной доказательной базой и анализом профиля иностранной компании, не могут считаться обоснованными.

3. Особенности по уплате налога в отдельных случаях.

ФНС России обращает внимание, что положения СОИДН не предоставляют налогоплательщикам право произвольного выбора в отношении необходимости уплаты налога с соответствующего дохода на территории Российской Федерации или на территории другого Договаривающегося государства.

Наличие в ряде СОИДН формулировки о том, что доходы, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве "могут облагаться налогом в этом другом Государстве" и одновременно формулировки "могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают" означает, что государство, налоговым резидентом которого является получатель таких доходов, обладает неограниченным правом на взимание налога с этого вида доходов. Одновременно данная норма сохраняет возможность взимания налога в Российской Федерации как государстве источника дохода, ограничивая максимальный размер применяемой при этом налоговой ставки. То есть двойное налогообложение устраняется частичным освобождением дохода от взимания налога в Российской Федерации. При этом участники указанных операций не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из государств должны уплачиваться налоги .

Пункт 9 "Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

Неисполнение налогоплательщиками обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации в данном случае является основанием для привлечения налоговых агентов к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, доначисления налога на доходы иностранных организаций и начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.

4. Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц.

Налоговым органам при применении СОИДН также необходимо учитывать, что положения СОИДН могут не распространяться на отдельных лиц, поименованных в каждом конкретном соглашении.

Так, например, партнерства с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership, LLP), созданные в соответствии с законодательством Великобритании, прямо исключены из числа субъектов, к которым применяются положения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества". Указанная норма содержится в подпункте "е" пункта 1 статьи 3 Конвенции.

Аналогичные особенности предусмотрены абзацем 3 статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 в отношении партнерств, созданных в соответствии с законодательством США.

ФНС России обращает внимание, что исключения отдельных категорий лиц из состава лиц, на которых не распространяются положения отдельных СОИДН, не ограничиваются указанными примерами, таким образом, налоговому органу в ходе анализа правомерности применения преференций, предусмотренных конкретным СОИДН, следует удостовериться в том, что налогоплательщик не относится к категории лиц, на которых не распространяются положения такого СОИДН.

Налоговым органам необходимо руководствоваться изложенными в настоящем письме рекомендациями при формировании доказательной базы по предполагаемым нарушениям, связанным с неисполнением налогоплательщиками обязанностей налоговых агентов при выплате доходов иностранным организациям по причине несоблюдения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса; ошибочным/произвольным толкованием положением ряда отдельных СОИДН; применением преференций СОИДН в отношении лиц, на которых не распространяются положения соответствующего СОИДН.

Иные нарушения, которые могут быть установлены по результатам проведения камеральных налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, в настоящем письме не рассматриваются.


Если вы заключаете внешнеэкономическую сделку, сертификат налогового резидентства позволит на законных основаниях не выполнять роль налогового агента.

По вашей просьбе инопартнер предоставил вам электронную копию бумажного документа. Достаточно ли ее для налоговой инспекции или нужен оригинал? На этот вопрос по просьбе buxgalter.uz ответила директор организации налоговых консультантов «Assistance In Tax» Радмила КАРИМОВА:

– Применение иностранной компанией налоговых привилегий, предусмотренных международными договорами Узбекистана, возможно только в случае, если она предоставила документ, подтверждающий ее постоянное местонахождение (т.е. является налоговым резидентом). Это, так называемый, сертификат/справка налогового резидентства.

Необходимость подтверждать резидентство плательщика в иностранном государстве вытекает из статьи международных соглашений об избежании двойного налогообложения – «Лица, к которым применяется соглашение». На применение положений такого соглашения могут претендовать только резиденты двух договаривающихся государств. Это требование также установлено ч. 2 статьи 6 НК.

Сертификат резидентства может быть представлен в одном из следующих видов
:

1) оригинал, заверенный компетентным (как правило, налоговым) органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент. Представление такого документа производится с его консульской легализацией или с проставлением апостиля в порядке, установленном законодательством. И консульская легализация, и апостилирование осуществляются в целях определения подлинности документа;

2) нотариально засвидетельствованная копия оригинала документа, соответствующего требованиям предыдущего пункта (т.е. если оригинал имеет консульскую легализацию или на нем проставлен апостиль). Нотариус заверяет копию на основании оригинала документа;

3) бумажная копия электронного документа, подтверждающего налоговое резидентство, размещенного на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства.

Таким образом, НК предусматривает возможность использования:

  • бумажного документа в оригинале – с консульской легализацией, проставлением апостиля или в нотариально заверенной копии;
  • электронного документа, размещенного на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства.

Разберем это на примерах.

1. Российская компания представила бумажную копию электронного документа в следующем виде:


Чтобы проверить подлинность представленного документа, нужно зайти по ссылке, указанной в документе: https://service.nalog.ru/nrez/check.html .

При входе высвечивается следующее окно:


При введении соответствующего проверочного кода, указанного в сертификате резидентства, и нажатии на команду «получить сертификат», открывается в формате PDF электронная копия данного документа.

Кроме того, войдя по ссылке https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/inttax/clist/ на сайт налоговой службы Российской федерации можно ознакомиться с актуальным перечнем образцов подписей должностных лиц, уполномоченных подписывать документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ.


2. Грузинская компания предоставила бумажную копию сертификата резидентства:


Проверить документ, подтверждающий статус налогового резидента Грузии, можно при помощи электронного сервиса налоговой службы https://www.rs.ge/en/6177 . При вводе идентификационного номера (ID) и штрих-кода (BARCODE), указанных в верхнем правом углу сертификата, электронная копия подлинного сертификата открывается в новом окне.


3. Местные налоговые органы Чешской Республики могут выдавать сертификат налогового резидентства не только на бумажном носителе, но и в электронной форме с электронной подписью.

Чешская компания предоставила оригинал сертификата резидентства с проставлением апостиля:


Почта Чехии конвертирует такой документ с бумажного носителя в электронную форму.

Интернет-сервис www.czechpoint.cz/overovacidolozky согласно разъяснениям налоговой службы предназначен для проверки подлинности электронной подписи. Проверка осуществляется путем введения в пустое поле номера, указанного под штрих-кодом в прилагаемом к сертификату документе, и нажатия на кнопку «Ověřit» («Проверить»).

Если документ есть в базе, выдается сообщение: «Dokument vznikl provedením konverze dokumentů podle zákona č. 300/2008 Sb., o elektronických úkonech a autorizované konverzi dokumentů, v platném znění» (документ был создан путем преобразования документов в соответствии с Законом №300/2008 Coll. об электронных актах и ​​санкционированном преобразовании документов, с поправками). При нажатии на кнопку «Zobrazit oveřovací doložku» («Показать результаты проверки») сертификат появляется на экране в электронном виде. Его текст должен совпадать с текстом документа на бумажном носителе.

Если сертификат не подлинный, при введении номера штрих-кода и нажатии на кнопку «Ověřit» появляется сообщение: «Dokument nevznikl provedením konverze dokumentů podle zákona č. 300/2008 Sb., o elektronických úkonech a autorizované konverzi dokumentů, v platném znění» (документ не создан путем преобразования документов в соответствии с Законом №300/2008 Coll. об электронных актах и ​​санкционированном преобразовании документов, с поправками). В этом случае принять сертификат для целей применения налогового соглашения с Чешской Республикой нельзя.


4. На сайте Налогового агентства Королевства Испании (в английской версии) нужно пройти в раздел Document check using the secure verification code (CSV) – Document check using the secure verification code и в поле «Datos * Código Seguro de Verificación» ввести контрольный код, указанный на сертификате резидентства.

В случае подлинности документа на экране отобразится электронная версия справки налогового резидентства, зарегистрированная и хранящаяся в базах данных налоговых органов.




5. Для проверки подлинности электронного сертификата резидентства, выданного налоговыми органами Республики Беларусь, нужно зайти по ссылке: http://www.portal.nalog.gov.by/web/nalog/cerverif


Затем внести код проверки безопасности, содержащийся в предоставленном нерезидентом документе, в соответствующее окно.
Нажав отметку «Я не робот», нужно подтвердить выданный набор цифр в подтверждении действий.

Не все иностранные налоговые службы разрешают доступ к своему ресурсу в целях проверки подлинности сертификата резидентства. В частности, в Казахстане доступ к данной услуге доступен только самому заявителю – резиденту. При этом казахстанские налоговые органы предоставляют сертификат в оригинале – на бумажном носителе.

В некоторых странах услуга проверки подлинности документа вообще не предусмотрена. Это относится к Великобритании, Израилю, Италии, Китаю, Франции.

Таким образом, не все страны предоставляют возможность онлайн проверки резидентства иностранного поставщика. Но, несомненно, их перечень со временем будет расширяться.

05 Окт Некоторые вопросы апостилирования сертификатов о резидентстве

Обоснована ли позиция Налогового комитета Казахстана, требующего апостилирования сертификата о резидентстве от российских налогоплательщиков? Есть ли основания у Минюста России отказать в апостилировании документа? В праве ли заявитель настоять на апостилировании документа, если и без апостиля он мог бы быть принят другой страной?

Справки о подтверждении постоянного местопребывания в России

В соответствии с ч. 5 ст. 219 НК Республики Казахстан «если иное не установлено … международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов … подлежит дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок».

Согласно статье 3 Гаагской Конвенции «единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля».

В соответствии со статьей 13 Минской Конвенции и статьей 12 Кишиневской Конвенции «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения».

В силу пп. ii п. и ч. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18 октября 1996 года «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» уполномоченным органом Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации.

Информационным сообщением Минфина РФ от 23 декабря 2003 года последний делегировал полномочия выдавать подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации российских организаций Министерству Российской Федерации по налогам и сборам.

Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (п. 15) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам реорганизовано в Федеральную налоговую службу.

Информационным сообщением ФНС на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных возложены полномочия по выдаче подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.

В соответствии с данным информационным письмом сообщением ФНС «выдача Подтверждения осуществляется путем:

— выдачи справки установленного образца;

— заверения подписью должностного лица и печатью уполномоченного налогового органа формы, установленной законодательством иностранного государства, в случае, если компетентные органы этого государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу о наличии таких форм, либо если информация о них размещена на официальных сайтах компетентных органов иностранного государства».

Таким образом, справки о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации формально соответствуют требованиям Минской Конвенции 1993 года и Кишиневской Конвенции 2002 года.

Позиция Налогового комитета Казахстана

В силу разъяснений, изложенных в Письме Минфина РК, «нормы Кишиневской (Минской) конвенции … не применяются к налоговым правоотношениям».

В соответствии с пп. 20 п. 13 Положения о Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан (утв. приказом Министра финансов РК от 24 апреля 2008 года № 201) комитет в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке осуществляет разъяснение и дает комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 20 НК РК органы налоговой службы обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.

Согласно п. 1 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 1 «О судебной практике применения налогового законодательства» «такие разъяснения и комментарии, в том числе уполномоченного органа, не относятся к нормативным правовым актам. Они подлежат оценке судом с учетом их соответствия нормам налогового законодательства».

Таким образом, согласно позиции Налогового комитета Минфина РК для Республики Казахстан необходимо апостилировать сертификаты о резидентстве, выданные российскими налоговыми органами. При этом разъяснения, устанавливающие необходимость апостилирования, носят ненормативный характер и их положения могут быть оспорены в суде.

Позиция Минюста России

В соответствии с письмом Минюста России № 06-77435/13 от 27 августа 2013 года, «в случае если … справки соответствует требованиям статьи 13 Конвенции, проставление на них апостиля для целей последующего предъявления в налоговые органы на территории Республики Казахстан не требуется».

Как следует из статьи 35 Регламента Минюста России (утв. Приказ Минюста России от 03 июля 2012 года № 130) в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, отказывается, если «официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов».

Таким образом, Минюст России не проставляет апостиль на сертификатах о резидентстве.

Если Вы владеете бизнесом в России и сотрудничаете с партнерами в Казахстане, то во избежание двойного налогообложения Вам необходимо подтвердить статус налогового резидента России.

Компания «Консалт-групп» осуществляет правовую помощь в получении справки «О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации» (резидентстве) для граждан и юридических лиц РФ, а также в проставлении отметки ТТП (торгово-промышленной палаты) на ней.

Иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации либо с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации.

Для этого необходимо подать заявление в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД), которое находится в Москве.

Выдача подтверждения производится путем:

выдачи справки установленного образца;

заверения подписью должностного лица и печатью уполномоченного налогового органа формы, установленной законодательством иностранного государства, в случае, если компетентные органы этого государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу о наличии таких форм, либо если информация о них размещена на официальных сайтах компетентных органов иностранного государства.

Подтверждение о налоговом резидентстве выдается за текущий год либо за предыдущие периоды с предоставлением соответствующих документов.

Проставление апостиля на справке о резидентстве для Казахстана.

Также следует иметь ввиду, что в Казахстане справку «О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации», (резидентстве), полученную в России, не принимают без апостиля, не смотря на то, что Россия и Казахстан присоединились к Конвенции заключенной государствами-членами в г. Кишинев 07.10.2002 г. и ратифицированной Законом РК от 10 марта 2004 года № 531 и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, от 22 января 1993 г.) и ратифицированной постановлением ВС РК от 31 марта 1993 года № 2055-XII. Данные конвенции предусматривают, что документы, которые выданы на территории одной из Договаривающихся Сторон или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Однако согласно официальной позиции Казахстана нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без осуществления дипломатической или консульской легализации (проставления апостиля) в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям. Поэтому справка о резидентстве не принимается официальными органами Казахстана без апостиля.

С другой стороны, российский Минюст не проставляет апостиль на справке о резидентстве, опираясь на Минскую конвенцию.

Однако альтернативой апостилю может служить отметка ТПП (Торгово-промышленной палаты РФ) на основании подпункта "б", пункта 3, ст. 15 Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), согласно которому Минюст России выдает сертификаты о происхождении товаров, удостоверяет документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, устанавливает порядок выдачи и удостоверения торгово-промышленными палатами указанных документов.

Срок получение справки о резиденстве для Казахстана.

Срок рассмотрения заявления о выдаче Подтверждения составляет 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в МИ ФНС России по ЦОД.

Стоимость услуг

Получение справки о резиденстве – 5000 рублей

Проставление отметки ТТП на справке о резиденстве – 3000 рублей.

Читайте также: