Сертификат налогового резидентства италия образец

Опубликовано: 14.05.2024

Письмо Минфина России

от 19.11.2018 № 03-08-05/83170

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 20.11.2018

Дата изменения: 20.11.2018

Прикрепленный файл: pdf, 1.33 МБ

ПАО «Московский кредитный банк»
Луков переулок, д.2, стр.1,
Москва 107045

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 30.10.2018 № 106-2861 по вопросу апостилирования документов, подтверждающих статус налогового резидента иностранного государства, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписывающее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.

Однако выполнение упомянутой функции, то есть проставление апостиля, не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык.

В последнее время для урегулирования вопроса апостилирования или легализации документов, подтверждающих статус налогового резидента, а также учитывая определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2008 № 14556/07, соответствующие положения включаются в международные договоры Российской Федерации в области налогообложения.

В данный момент Российской Федерацией заключены следующие международные договоры в области налогообложения, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля:

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики от 20.12.2010 «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» и Протокол к нему от 20.12.2010;

- Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» и Протокол к нему от 24.09.2011;

- Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.1993 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» и Протокол к нему от 21.11.2011;

- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты от 24.04.2013 «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протокол к ней от 24.04.2013;

- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» и Соглашение в форме обмена нотами о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных уполномоченными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках указанной Конвенции от 15.03.2016;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 13.10.2014 «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протоколы к нему от 13.10.2014 и от 08.05.2015;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики от 18.01.2016 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протокол к нему от 18.01.2016;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов от 07.12.2011 «О налогообложении дохода от инвестиций договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений»;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур от 09.09.2002 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протокол к нему от 17.11.2015.

Таким образом, включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежания двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля.

Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание письма Минфина России от 05.10.2004 № 03-08-07, от 01.07.2009 № 03-08-13, считаем, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов, подтверждающих статус налогового резиденства.

Касательно нотариального заверения перевода сертификата, подтверждающего постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, сообщаем, что положения пункта 1 статьи 312 Кодекса не устанавливают требования о нотариальном заверении перевода вышеуказанного документа.

Различные государства проводят различную фискальную политику: в одних она весьмажесткая, в других — достаточно лояльная. Поэтому все, что касается такого вопроса, как налоговая резиденция, сейчас волнует немалое количество людей.

смена налоговой резиденции

Понятие налоговой резиденции

Налоговая резиденция (нередко используется также понятие «налоговое резидентство») представляет собой тот статус, которым обладает или гражданин какого-либо государства, или же иностранец, являющийся его постоянным жителем, и который накладывает на него обязательство уплаты налогов. Они начисляются и на личные доходы, и на доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, в соответствии с теми ставками, правилами и порядком, которые предусмотрены действующим в стране законодательством.

Следует заметить, что налоговой резиденцией могут обладать и физические, и юридические лица. В каждом государстве существуют свои собственные правила приобретения этого статуса и отказа от него.

Налоговые резиденты Российской Федерации и их обязанности

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, ее налоговыми резидентами становятся лица, находящиеся на территории РФ 183 или более дня в году. При этом выезды за пределы страны на учебу, в деловые командировки, а также в поездки, необходимость которых вызвана целым рядом других причин, на обладание статусом налогового резидента влияния не оказывают.

В то же самое время если человек отсутствовал на территории Российской Федерации 183 дня и более, то он утрачивает статус налогового резидента.

Налоговые резиденты РФ, являющиеся физическими лицами, обязаны уплачивать подоходный налог по ставке 13%, а ставка налога на прибыль для юридических лиц составляет на данный момент 20%. Те физические лица, которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, обязаны заплатить налог 30% с доходов, полученных на ее территории.

Одной из обязанностей, которые вменены налоговым резидентам России, является периодическое предоставление сведений об имеющихся у них контролируемых иностранных компаний (КИК). При этом декларированию подлежат любые инофирмы или же структуры, не имеющие статуса юридических лиц (например, фонды, трасты и т.п.), в которых налоговым резидентам Российской Федерации принадлежит доля, превышающая 25%.

Согласно действующему налоговому законодательству, если такая КИК в течение года получила прибыль в размере, превышающем десять миллионов рублей, то налог с нее уплачивается по принятым в РФ ставкам (то есть 13% и 20%). Нужно заметить, что многие компании, которые активно работают в странах-членах ФАТФ и ОЭСР могут на свершено законных основаниях избегать этих налогов (что они, разумеются, и делают).

Однако таких государств, в которых налоги нужно платить в обязательном порядке, гораздо больше.

Практически все налоговые резиденты Российской Федерации одновременно являются также ирезидентами валютными. Поэтому в их обязанность входит также и регулярное предоставление отчетности о тех счетах, которые они имеют за пределами страны, и движении по ним средств. Интересно, что от валютного резидентства России ранее отказаться было достаточно сложно, однако предполагается, что уже в текущем году в законодательство будет изменено.

Согласно грядущим коррективам для того, чтобы перестать быть валютным резидентом Российской Федерации, необходимо будет всего лишь находиться за ее пределами в течение 183 или более суток. Таким образом, условия утраты валютного и налогового резидентства станут одинаковыми.

Получение сертификата налогового резидента

сертификат налогового резидента

Поскольку любое государство заинтересовано в том, чтобы в его казну уплачивались налоги, то некоторым людям приходится доказывать, что они платятся ими в другом государстве. Точно такая же необходимость может возникнуть и у любой компании, активно ведущей свою деятельность в зарубежных странах.

В Российской Федерации сертификаты налоговых резидентов тоже выдаются. Для того чтобы получить такой документ, необходимо оформить соответствующую заявку, причем его выдают как физическим, так и юридическим лицами, индивидуальным предприятиям, а также гражданам иностранных государств, которые в РФ живут на временной или постоянной основе. Заявка подается в электронном виде через портал Федеральной налоговой службы.

Российскую Федерацию нельзя назвать государством с очень высокими налогами. Тем не менее, о том, чтобы сменить свое налоговое резидентство и обрести его в другой стране сейчас задумываются уже немало людей, причем они имеют на это достаточно веские причины.

Кто и зачем меняет налоговую резиденцию?

Как уже было сказано выше, вопросы налогообложения в первую очередь заботят тех, кому, что называется, есть что терять, то есть людей достаточно состоятельных и обеспеченных. По некоторым данным, примерно 40% самых богатых граждан Российской Федерации уже покинули страну, и очень многие из них сменили свою налоговую резиденцию.

Причин тому немало, и среди них наиболее весомыми являются экономические санкции, наложенные на Россию, а также процесс так называемой «деофшоризации». Кроме того, ни для кого из людей, не понаслышке знакомых с реалиями российского бизнеса, не является секретом, что с каждым годом вести дела в нашей стране становится все труднее из-за постоянно ухудшающегося делового климата (да и не только него).

Те, кто решает, что налоговая резиденция Российской Федерации им не подходит, стараются получить такую, которая была бы для них более благоприятной. Сделать это вполне возможно, если этим заняться действительно серьезно и учесть целый ряд различных факторов.

Проблема выбора налоговой резиденции

Опытные эксперты считают, что при выборе налоговой резиденции следует в первую очередь учесть такие моменты, как:

  • имеющееся налоговое резидентство;
  • структуру и местоположение основных активов;
  • тип бизнеса;
  • центры интересов и семейное положение;
  • частоту совершения зарубежных поездок.

Законодательство различных стран по-разному относится к смене налоговой резиденции их гражданами. В одних оно более лояльное, а в других достаточно жесткое. К примеру, во многих странах Северной Европы те граждане, которые их покинули, считаются налоговыми резидентами в течение пяти лет, и доказать факт его реальной смены часто оказывается не так уж и просто.

Тем состоятельным людям, которых не устраивает российская налоговая резиденция, решая вопрос об ее смене нужно тщательно проанализировать структуру и расположение всех своих основных активов. Если большая их часть находится в пределах РФ, то торопиться с тем, чтобы стать налоговым резидентом какой-либо другой страны, не стоит.

Для начала необходимо создавать бизнесы за рубежом и постепенно выводить в них активы (разумеется, в полном соответствии с российским законодательством), и только потом менять налоговую резиденцию.

Предприятия различных отраслей в разных странах облагаются налогами по-разному. Поэтому следует выбирать налоговую резиденцию именно того государства, в котором она наиболее благоприятна для той отрасли, в которой ведет свои дела бизнесмен.

Семейное положение делового человека тоже оказывает существенное влияние на то, какая именно налоговая резиденция подходит ему наилучшим образом, это же в полной мере касается и центров интересов. Если члены семьи, бизнесы, недвижимое и движимое имущество «разбросаны» по различным государствам, необходимо серьезно задуматься над тем, чтобы привести все, так сказать, «к общему знаменателю» и этим избавить себя от возникновения многих проблем.

Наконец, для поддержания статуса налогового резидента в различных странах требуется разный обязательный срок пребывания в них в течение календарного года. Это также необходимо принимать в расчет при выборе налоговой резиденции.

Учесть все перечисленные факторы, а также еще целый ряд других, не так уж и просто. Поэтому для того, чтобы безошибочно выбрать наиболее подходящую налоговую резиденцию, лучше всего обратиться к опытным консультантам-профессионалам, специализирующимся именно на этой проблематике.

Страны для смены налоговой резиденции и предлагаемые ими условия

выбор налоговой резиденции

В современных условиях налоговая резиденция — это, по сути дела, товар. Покупая его, состоятельные люди обретают определенные преимущества с точки зрения налогообложения, существенно оптимизируют свои расходы. Кроме того, обретение новой налоговой резиденции во многих случаях предполагает повышенную степень защищенности активов и значительное улучшение качества жизни.

В принципе, можно стать налоговым резидентом практически любой страны, однако среди всех государств мира есть ряд таких, в которых это можно сделать достаточно быстро, относительно просто и с очень серьезной выгодой для себя. На данный момент таковыми, по мнению большинства серьезных экспертов, являются:

  • Швейцария;
  • Испания;
  • Португалия;
  • Греция;
  • Мальта;
  • Кипр.

Налоговая резиденция Швейцарии дает возможность состоятельным иностранцам сделать выгодные инвестиции и при этом получить еще и вид на жительство. Для его получениянеобходимо выплачивать фиксированный паушальный налог и проживать на территории страны не менее 6 месяцев в году.

В Испании налоги достаточно высоки, однако ее налоговая резиденция все равно остается очень привлекательной для многих иностранцев. Дело в том, что она дает возможность успешно вести бизнес во многих сферах, а относительно небольшой размер инвестиций в недвижимое имущество (500 000 евро) позволяет оформлять вид на жительство в течение не более трех месяцев.

Налоговая резиденция Португалии хороша, прежде всего, продуманной и достаточно либеральной по европейским меркам системой налогообложения. Обязательное условие ее получение состоит в том, что на территории государства нужно проживать в течение не менее чем 183 дней в году.

Для обретения статуса налогового резидента в Греции также нужно прожить в ней не менее полугода, а для этого требуется получить вид на жительство. Он оформляется тем, кто приобрел в стране недвижимость для всей своей семьи на сумму не менее чем 250 000 евро. При подборе такого объекта следует обязательно иметь в виду, что в Греции налоги на недвижимое имущество сейчас достаточно высоки.

Налоговая резиденция Мальты привлекательна имен невысокими налогами. К тому же, действующая там программа экономического гражданства позволяет получить мальтийский паспорт быстро и с относительно небольшими для состоятельных людей вложениями (около одного миллиона евро).

Что касается Кипра, то на нем стать налоговым резидентом можно в течение двух месяцев при соблюдении ряда определенных условий. В «штатном режиме» на это потребуется полгода. Программа экономического гражданства позволяет получить кипрский паспорт, вложив в экономику острова два миллиона евро.

Уникальные возможности для налогового резиденции

  • Гренада,
  • Сент-Китс и Невис

В последние годы многих привлекает налоговая резиденция некоторых небольших островных государств, расположенных в Карибском море. Дело в том, что обходится она недорого, предоставляется быстро, практически во всех случаях не требует постоянного проживания.

По мнению многих экспертов, наиболее интересны предложения налоговой резиденции Гренады, а также Сент-Китс и Невис. Оплата за этот статус там составляет, соответственно, 6000 долларов США и 25000 долларов США.

Главная отличительная особенность - 0% налог на Мировые доходы, получаемые не на территории этих стран. То есть данная налоговая резиденция, при условии того, что у вас нет дугой действующей налоговой резиденции ( вы не проживаете в какой-либо стране более чем 183 дня в году ) дает возможность полностью уйти от оплаты налогов при соблюдении определенных условий.

ICO - без налогов это реально и возможно

Учитывая что провести ICO возможно как от юридического лица, так и физического лица использовать нужную налоговую резиденцию очень важно, в частности опять говорим про использование налоговой резиденции Гренады или Сент-Китс и Невис.

По сути использование налоговой резиденции данных стран выгодно в любых финансово емких проектах, которые предусматривают вывод средств на частное лицо.

Компания AAAA ADVISER поможет вам стать участником инвестиционных проектов в странах, которые заинтересованы во въезде к ним финансово независимых лиц. AAAA ADVISER является лицензированным агентом официальных программ гражданства, основанных на инвестициях мигрантов. У нас вы получите помощь и экспертную консультацию по всем вопросах оформления ВНЖ или Гражданства за Инвестиции.

В 2020 году в два раза сократился срок, который нужен, чтобы стать налоговым резидентом РФ. Теперь для этого достаточно провести в России 90 дней и написать заявление в налоговую инспекцию. Резидентство помогает экономить на НДФЛ и получать вычеты.

Вот что нужно об этом знать.

Кто такие резиденты

Налоговые резиденты — это люди, которые платят НДФЛ по ставке 13% и могут получать налоговые вычеты. Нерезиденты с тех же доходов платят налог по ставке 30 или 15%, а вычеты им вообще не дают.

При этом гражданство не имеет значения. Гражданин России может не быть резидентом, а иностранец может им оказаться.

Например, жил себе гражданин в России, а потом уехал на стажировку за границу. Вернулся и стал часто ездить в зарубежные командировки. Получилось, что за год он был в России 150 дней, а остальное время мотался по миру. И вот этот гражданин решает продать квартиру, чтобы купить новую. С продажи квартиры придется начислить не 13% НДФЛ, а 30%. А при покупке новой квартиры в том же году нельзя будет вернуть НДФЛ с помощью имущественного вычета. Притом что НДФЛ с доходов и так в 2,3 раза больше: российский работодатель должен начислять его по ставке 30%. Так из-за нерезидентства можно потерять сотни тысяч рублей.

Как определяют резидентство в общем порядке

Налоговыми резидентами признаются физические лица, которые находились в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 183 дня могут идти с перерывами, главное — чтобы в общей сложности их было не меньше. А 12-месячный период — это не обязательно календарный год, могут учитываться и разные годы. Но месяцы должны быть последовательными.

Для налогового статуса учитывается 12-месячный период до даты получения дохода — он может начаться в одном году, а продолжиться в другом. Окончательный статус налогоплательщика, который влияет на налогообложение его доходов, определяется по итогам года.

Независимо от фактического времени нахождения в России, налоговыми резидентами признаются российские военные, которые служат в других странах, а также сотрудники ведомств в командировках за границей.

Что нового в 2020 году

В 2020 году стать резидентом можно на специальных условиях.

Сокращенный срок. Если с 1 января по 31 декабря физическое лицо находится в России от 90 до 182 календарных дней включительно, этого достаточно, чтобы стать налоговым резидентом — со всеми вытекающими последствиями.

Оформление по заявлению. Чтобы стать резидентом при сокращенном сроке пребывания в России, нужно подать заявление в налоговую инспекцию.

Как подать заявление, чтобы стать резидентом

В обычном порядке, при нахождении в России от 183 дней, заявление подавать не нужно. Но можно написать заявление, чтобы налоговая подтвердила статус резидента: такой документ пригодится для уплаты налогов в других странах.

Но в случае с сокращенным сроком пребывания в России заявление нужно писать обязательно. С его помощью налоговая поймет, хотите вы считаться налоговым резидентом РФ, если были в России меньше 183 дней, или нет. Такой статус получают добровольно. Если в 2020 году вы были в России 110 дней, то по желанию можете стать налоговым резидентом, а можете и не становиться.

Срок подачи заявления для резидентства — до 30 апреля 2021 года, то есть до последнего дня подачи декларации о доходах за 2020 год. Время на раздумья и расчет выгоды еще есть.

Стать налоговым резидентом РФ таким способом можно только на 2020 год. Для сделок 2019 или 2021 года это условие не действует.

Какими документами можно подтвердить нахождение в России

Для резидентства важна не прописка и даже не вид на жительство: эти документы дают право находиться в России, но сами по себе не подтверждают, что человек этим правом воспользовался и реально находился в стране положенное время.

Конкретного перечня подтверждающих документов в законах нет. Вот что можно использовать, чтобы доказать налоговой, что вы на самом деле находились в России как минимум 90 дней в 2020 году:

  • миграционные карты с данными о въезде и выезде;
  • справки с места работы;
  • приказы о командировках;
  • путевые листы;
  • проездные документы;
  • договоры на лечение или обучение;
  • справки, которые выдают по месту жительства.

Работодатель определит статус по табелю учета рабочего времени.

Что дает налоговое резидентство

Ставка НДФЛ. Налоговые резиденты РФ платят налог на доходы по ставке 13%. Нерезиденты с того же дохода заплатят 30%. С каждых 100 000 Р дохода экономия составит 17 000 Р .

Например, в российской компании работают два менеджера по рекламе — Иван и Герман. У них одинаковая зарплата — 80 000 Р в месяц. Но Иван ведет проекты в России, а Герман часто ездит за границу и считается нерезидентом. У Ивана за год удержат 124 800 Р НДФЛ, у Германа — 288 000 Р . Хотя оба они россияне, работают в одной фирме и получают одинаковую зарплату.

Повышенная ставка НДФЛ для нерезидентов касается не только налога с зарплаты, но и продажи имущества, когда речь может идти о миллионах рублей дохода единовременно.

Возврат НДФЛ с помощью вычетов. Налог по ставке 13% можно вернуть или уменьшить с помощью налоговых вычетов. Подойдут расходы на лечение, обучение, ДМС. Больше всего налога можно вернуть при покупке жилья. Вычет можно получить, если просто есть ребенок, и так уменьшить налог к уплате. Или если вносили деньги на ИИС. Но это сработает только для налога, который платят по ставке 13%, а не для любого НДФЛ.

Менеджер по рекламе Иван потратил на свое лечение 120 000 Р и еще 300 000 Р заплатил за дорогостоящее лечение мамы. Он использует социальный вычет и вернет за год 54 600 Р из уплаченных в качестве НДФЛ 124 800 Р . Менеджер Герман заплатил за свое лечение 150 000 Р , потратил на учебу сына в вузе 200 000 Р , отдал 100 000 Р на благотворительность и купил квартиру в ипотеку за 2 000 000 Р . Но уплаченные им в том же году 288 000 Р останутся в бюджете, потому что Герман — нерезидент. У него будет шанс вернуть налог с покупки квартиры позже — когда он вновь станет резидентом РФ. Расходы на лечение и учебу использовать в будущем не получится.

Уменьшение доходов при продаже имущества. Когда резидент продает квартиру, машину или унаследованный от дяди земельный участок, он может уменьшать доход на вычеты. При продаже квартиры — на ее стоимость при покупке или 1 000 000 Р , при продаже машины — на ее стоимость при покупке или 250 000 Р , при продаже участка — на 1 000 000 Р или расходы дяди. Нерезиденты так делать не могут, вычеты для уменьшения дохода при продаже имущества им не положены. А с дохода от сделки надо заплатить не 13, а 30% НДФЛ.

Иван продал машину за 800 000 Р . Покупал он ее за 900 000 Р , поэтому налога к уплате у Ивана нет: он уменьшит доходы на расходы, подаст декларацию, но в бюджет ничего не заплатит. Герман продал такую же машину за 650 000 Р . Он должен заплатить в бюджет 30% от всей суммы дохода — 195 000 Р , хотя фактически потерял на сделке больше Ивана.

Пересчет НДФЛ. Может быть так, что с начала года работник считался нерезидентом и у него удерживали НДФЛ по ставке 30%. А потом он использовал новые условия, подал заявление в налоговую и стал резидентом, пробыв в России 92 дня. Налог пересчитают с начала года по ставке 13%. Ранее удержанный налог по ставке 30% зачтут, а если будет переплата — ее можно вернуть в следующем году. В нюансах разберется работодатель. Если получаете доходы от иностранных источников и сами считаете налог, для пересчета НДФЛ лучше обратиться за помощью к эксперту, чтобы не оставить лишнего в бюджете.

До 2019 года нерезиденты не могли использовать минимальный срок владения, чтобы продавать имущество без налога и декларации. Но с 2019 года им дали такое право.

Если не получается стать резидентом, но есть доходы в России, используйте другие способы экономить на налогах:


А если у не резидента открыт брокерский счет в Тинькофф и имеются как иностранные так и российские акции, будет ли он платить 13% с прибыли при продаже акций, дивидендов и купонов или нет?

Дмитрий, конечно, будет, если не будут применены специальные льготы, например, льгота по долгосрочному владению. Причём от налога на дивиденды не избавиться никак. На купоны можно применить налоговый вычет.


а это только на 2020й год акция, или потом тоже можно?


«Налоговые споры»

  • Какой закон нужно применять при определении резидентства в первую очередь – национальный или международный?
  • Когда лицо признается налоговым резидентом РФ?
  • Как правильно определить период пребывания на территории России?
  • Чем подтвердить статус налогового резидента?

Резидент – нерезидент. Конец игры?

Статус налогового резидентства определяет, распространяется ли на физлицо российское налоговое законодательство, должно ли оно уплачивать налоги на доходы в РФ и по какой ставке, необходимо ли ему уведомлять налоговый орган о наличии КИК.

По общему правилу налоговыми резидентами РФ являются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Например, иностранные студенты, приезжающие на учебу, лица, прибывшие в РФ на работу.

Сам по себе факт нахождения физического лица в РФ менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ. Это неоднократно подчеркивала ФНС России в разъяснениях (например, письмо ФНС России от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@). Но так ли это? Позиция налоговой службы вызывала немало споров.

Как известно, международные правила и нормы имеют преимущество перед законодательством РФ (ст. 7 НК РФ). Договоры об избежании двойного налогообложения РФ с иностранными государствами, основанные на положениях Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития и на официальных комментариях к ней, при определении налогового статуса физического лица принимают во внимание:

  • место нахождения постоянного жилища в собственности;
  • центр жизненных интересов (личных и экономических связей);
  • место обычного проживания и гражданства.

Так утрачивает ли гражданин статус налогового резидента, если находится в РФ менее 183 дней в течение года? Финансовое ведомство внесло ясность: при решении вопроса о резидентстве РФ нужно четко придерживаться норм национального законодательства, т. е. ст. 207 НК РФ. Причем действие разъяснений ФНС России, содержащих иную позицию, отменено (письмо Минфина России от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009).

Когда же речь идет о принадлежности лица к законодательству обеих стран, т. е. о двойном резидентстве, статус определяется в соответствии с нормами конкретного международного соглашения, где указаны побочные признаки принадлежности к резидентству той или иной страны.

Пример 1

По законодательству России и Швейцарии физическое лицо является одновременно резидентом обеих стран. Для определения резидентства применяется п. 2 ст. 4 Соглашения между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. В нем прописан алгоритм анализа следующих условий (по нисходящей):

  • физическое лицо считается резидентом того государства, в котором оно располагает постоянным доступным для него жильем;
  • если постоянно доступное жилье есть в обоих государствах, тогда физическое лицо считается резидентом той страны, в которой оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
  • далее при необходимости определяется обычное место жительства физического лица и затем гражданство.

Если использование такой схемы не помогло определить резидентство физического лица, компетентные органы договаривающихся государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

Аналогичный принцип содержится в ряде международных соглашений, подписанных Россией, в т. ч. в Соглашении об избежании двойного налогообложения с Кипром, Австрией, Германией, Италией, Испанией и многими другими странами.

Говоря о международном сотрудничестве, важно уделить внимание Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., заключенному Республиками Беларусь, Казахстан и Российской Федерацией, к которому присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика (далее – Договор).

По его условиям доходы в связи с работой по найму в РФ, полученные физическими лицами – налоговыми резидентами указанных стран, с 1 января 2015 г. облагаются в РФ по налоговой ставке 13%. Ее применяют в отношении налоговых резидентов РФ, начиная с первого дня их работы на территории нашей страны (письма Минфина России от 10.03.2015 № 03-08-05/12342, от 05.05.2015 № 03-04-05/25727).

Следует отметить, что по данному Договору при налогообложении доходов граждан стран-участниц от трудовой деятельности применяются налоговые ставки, предусмотренные для налоговых резидентов этих стран. Важно не путать и не рассматривать автоматически таких лиц как налоговых резидентов в соответствующем государстве (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-04-06/20223).

Пример 2

Гражданин Армении приехал в РФ для работы по найму в сентябре 2015 г. В ноябре 2015 г. он получил в дар квартиру. В соответствии с положениями Договора, начиная с первого рабочего дня его заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13%. А налог с такого имущества должен быть посчитан и уплачен по итогам года (периода по НДФЛ) по ставке 30% как для нерезидента по п. 3 ст. 224 НК РФ.

Вопрос признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов данным Договором не урегулирован. Нужно пользоваться положениями национального законодательства соответствующей страны.

Порядок признания налоговым резидентом РФ

Важно учитывать, что период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Пример 3

Сотрудника направили для работы в Бельгию. Его не признают налоговым резидентом, если за рубежом он пробудет более 183 дней в течение 12 месяцев подряд. Это касается также членов семей сотрудников органов государственной власти, командированных за рубеж (письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-04-05-01/1019).

Как рассчитать период пребывания на территории РФ

Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени нахождения на территории РФ и за ее пределами. Причем 12-месячный период может начинаться в одном календарном году (налоговом периоде по НДФЛ) и заканчиваться в другом.

Налоговый статус физического лица точно определяется на начало налогового периода, но в конце требует уточнения (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

Пример 4

Физическое лицо при получении дохода с января по апрель 2016 г. было налоговым резидентом РФ, ставка НДФЛ – 13%. В мае 2016 г. резидент утратил данный статус в связи с продолжительными отъездами за границу. С этого месяца НДФЛ надо уплачивать по ставке 30%.

Возможна обратная ситуация, когда нерезидент становится резидентом.

Пример 5

Гражданин Болгарии приехал в Россию 1 ноября 2014 г. Начиная с декабря 2014 г. он работал по найму. В период с декабря 2014 г. по апрель 2015 г. доход облагался по ставке 30%. На конец мая 2015 г. количество дней пребывания гражданина в РФ за последние 12 месяцев будет не менее 183, и ставка налога с этого месяца составит 13%. Организация-работодатель вправе, начиная с мая 2015 г., при расчете суммы НДФЛ по ставке 13% зачесть налог, ранее удержанный по ставке 30%.

Если компания вовремя не обнаружит утрату статуса налогового резидента РФ работника, командированного в другую страну, и посчитает НДФЛ не по той ставке, ей грозит штраф (ст. 122 и ст. 123 НК РФ).

Если ставка налога не пересчитывалась или сумма НДФЛ, удержанная по ставке 30%, зачтена не полностью, то физическое лицо вправе вернуть излишне уплаченный налог. Для этого нужно подать декларацию по окончании календарного года (налогового периода) по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ в этом году (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Данный порядок подсчета сроков подтверждает судебная практика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2014 № Ф07-8864/2012).

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

Получить документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, можно в Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД) (письмо Минфина России от 15.10.2015 № 03-08-05/59204). Налоговый статус в России определяется исходя из фактического нахождения лица в РФ. Потому документ об этом за текущий год выдается не ранее 3 июля. Подтверждение за прошлый истекший налоговый период можно получить в любое время.

Срок рассмотрения заявлений о выдаче подтверждения – 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в МИ ФНС России по ЦОД.

Перечень документов, необходимых для подачи в налоговый орган, указан в Информационном сообщении ФНС России «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации». Основными являются документы, подтверждающие длительность фактического нахождения лица в России.

Для россиян это могут быть:

  • сведения из табеля учета рабочего времени;
  • копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
  • данные миграционных карт;
  • документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Если требуется подтвердить налоговый статус за налоговые периоды от 1 года до 3 лет, можно представить копии деклараций по форме 3-НДФЛ с отметкой инспекции и платежных документов об уплате налога по операциям, в отношении которых плательщик собирается применить соглашение об избежании двойного налогообложения.

Для иностранцев (лиц без гражданства, прибывших с территории иностранных государств), с которыми у РФ существуют действующие соглашения о безвизовом режиме, потребуется справка с места работы в РФ, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и другие документы.

Часто российские организации являются работодателями иностранцев. Чтобы избежать двойного налогообложения по НДФЛ доходов иностранных работников, налоговому агенту необходимо сделать следующее.

  1. Определить, заключен ли со страной гражданства иностранного работника международный договор по вопросам налогообложения.
  2. Выяснить, предусмотрено ли полное или частичное освобождение от налогообложения в РФ соответствующего вида дохода иностранца.
  3. Запросить у работника паспорт иностранного гражданина либо другой документ, удостоверяющий личность.

Если паспорт не позволяет подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, налоговый агент запрашивает официальное подтверждение статуса налогового резидента другой страны. Подтверждение выдается компетентным органом иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких документов на основании международного договора РФ по вопросам налогообложения. Документ, составленный на иностранном языке, должен быть переведен на русский язык и заверен нотариально (абз. 3 п. 6 ст. 232 НК РФ).

Отметим, что требований, обязывающих налогоплательщика уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента РФ, а также о подтверждении статуса нерезидента России, в законодательстве РФ нет.

Статус налогового резидента РФ в целях исполнения норм о КИК

Статус налогового резидентства РФ важен не только в целях налогообложения дохода физического лица, но также для целей применения норм о КИК (контролируемых иностранных компаниях) – ст. 25.14 НК РФ. Критерии определения статуса налогового резидента РФ, предусмотренные ст. 207 НК РФ, применяются и к этим положениям.

Таким образом, статус налогового резидента определяется исходя из количества дней, проведенных физическим лицом в РФ на дату, на которую возникает обязанность подачи уведомления об участии в иностранных организациях.

Пример 6

И.И. Иванов – налоговый резидент РФ, он владеет 30% доли в австрийской компании. По российскому законодательству на него распространяются требования НК РФ, в т. ч. обязанность уведомить ИФНС о подконтрольной ему КИК.

В марте 2016 г. Иванов И.И. уехал из России до конца года, т. е. он проведет в РФ менее 183 дней в году. Тогда он потеряет статус налогового резидента РФ, а контролируемые им компании – статус КИК по российскому законодательству. Изменив свой налоговый статус, Иванов И.И. будет обязан отчитываться и уплачивать налоги в стране нового резидентства.

Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России (письма от 21.04.2015 № 03-08-05/22689, от 30.04.2015 № 03-01-11/25295).

Татьяна Гераскина, ведущий юрист АКГ «Градиент Альфа»

«Градиент Альфа» - это оптимизация издержек и минимизация рисков Вашего бизнеса, повышение его эффективности и инвестиционной привлекательности.

  • О нас
  • Эксперты
  • Благотворительность
  • Градиент Альфа в СМИ
  • События
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Логистика
  • Бухгалтерия
  • Аудит
  • Консалтинг
  • Оценка активов
  • Медиация
  • Аутсорсинг ВЭД

+7 (495) 740-12-64
Наш e-mail
115280, Россия,
г. Москва,
1-й Автозаводский
проезд, дом 4, к. 1

Мы обещаем высылать вам только самые полезные материалы и не чаще, чем 2 раза в месяц. В любой момент вы сможете отписаться от нашей рассылки.

image_pdf
image_print

Илья Назаров

Многие российские граждане имеют зарубежный доход. В сентябре 2018 года состоялся первый автоматический обмен налоговой информацией за 2017-й год. Неизвестно, как он прошел на практике, однако, многие иностранные государства (в частности Кипр) заявили о полной передаче сведений о счетах российских налоговых резидентов в Россию.

Вопрос о самостоятельном декларировании дохода, получаемого на зарубежные счета, становится все более актуальным. В настоящей статье будут рассмотрены основные вопросы, затрагивающие налоговые и валютные обязательства лиц, получающих доходы от источников за пределами РФ.

Зарубежный доход — основные виды

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

  • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
  • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
  • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
  • доход в виде нераспределённой прибыли КИК (при определенных условиях)
  • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
  • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
  • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
  • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
  • доход от оказания услуг нерезиденту;
  • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;

Налоговые последствия

В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог — НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов — 13%. С 2021 года — 13% с доходов до 5 млн руб. и 15% с суммы превышения.

Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало «набирать» указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

Какую сумму налога необходимо доплатить в России

В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое может происходить при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости, выплате заработной платы и т.п.) и с этим государством у России имеется соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения (Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке, с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13-15%. Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13-15%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога — также не предусмотрено). Если сумма уплаченного за рубежом налога — меньше 13-15%, то в РФ необходимо будет доплатить до 13-15%.

Какие документы необходимо приложить в качестве подтверждения уплаты налога за границей

В соответствии с п.3 ст.232 НК РФ в качестве подтверждения уплаты налога за пределами РФ к декларации 3-НДФЛ необходимо приложить любой из следующих документов (нотариально удостоверенный перевод на русский язык без апостиля):

  • документ, подтверждающий сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданный (заверенный) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства. В таком документе должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве (для данный целей подойдет, например, справка из местного налогового органа, в которой было бы указано, что Вы за такой-то отчетный период получили определенную сумму дохода, с которой был удержан налог в таком-то размере);
  • копия налоговой декларации, представленной в иностранном государстве вместе с копией платежного документа об уплате налога;
  • если налог был удержан у источника выплаты дохода налоговым агентом (например в случае с заработной платой от работы по трудовому договору) — необходим документ, выданный таким налоговым агентом, в котором содержались бы сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве;

При этом, суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, могут быть заявлены в декларациях 3-НДФЛ в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы — п.2 ст.232 НК РФ.

Какие расходы возможно принимать к вычету при определении базы по НДФЛ

Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы — например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы — сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве — и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

Необходимо ли подавать декларацию 3-НДФЛ, если сумма удержанного за границей налога — больше 13%

Налоговая рассматривает возможность зачета зарубежного налога как ПРАВО налогоплательщика, для реализации которого налогоплательщик в обязательном порядке должен задекларировать полученный за рубежом доход и сумму удержанного там налога (с приложением подтверждающих документов) в декларации 3-НДФЛ даже если сумма налога превышает 13%. Если не задекларировать доход и налог, то существует большой риск того, что налоговая откажет в праве на зачет зарубежного налога и обяжет уплатить в России 13%.

Как я писал выше, место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды — в стране — источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

Ответственность за неуплату налога

1) ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога (40% — если будет доказан умысле на неуплату налога)

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

ПРИМЕР:

Срок давности привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога с доходов, полученных в 2017 году, начинается исчисляться с 01.01.2019 и составляет 3 года, т.е. решение о привлечении к ответственности не может быть вынесено позднее 01.01.2022 года.

При этом, решение в рамках налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. То есть в 2021 году налоговый орган может вынести решение о проведении проверки только в отношении 2020, 2019 и 2018 периодов.

Единственный случай, когда в 2021 году возможно привлечь к ответственности за неуплату налога с доходов, полученных в 2017 году — если решение налогового органа о проведении проверки вынесено в 2020 году.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание. ВАЖНО! При этом, в случае, если Вы планируете заплатить/доплатить просроченный налог — Вам необходимо ВНАЧАЛЕ заплатить сумму налога и пени по квитанциям и только ПОТОМ подать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ . В таком случае будет считаться, что Вы самостоятельно исполнили обязанность по уплате налога ДО выявления нарушения со стороны налогового органа, что повлечет освобождение от ответственности за неуплату налога по ст.122 НК РФ.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности — 2 года

Валютное регулирование и валютный контроль

Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

  • налоговые резиденты — п.2 ст.207 НК РФ — лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
  • валютные резиденты — ст.1 ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» — граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

Валютное законодательство РФ — ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» — устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС — п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции — ст.15.25 КоАП РФ.

Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.

Читайте также: