Счетная палата это налоговый орган

Опубликовано: 26.04.2024


  • Органы финансового контроля в РФ
  • Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой
  • Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
  • Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат
  • Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
  • Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
  • Банк России как контрольный финансовый орган
  • Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
  • Итоги


Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

  • контроль за исполнением статей бюджета;
  • контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
  • контроль за использованием федеральной собственности;
  • проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
  • участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.

Основные направления деятельности Счетной палаты:

  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • экспертно-аналитическая деятельность;
  • информационная деятельность.

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

  • Минфин России;
  • ФНС России;
  • Росфиннадзор;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

date image
2014-02-05 views image
15579

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации – его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;
  • контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Важнейшими направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется в следующих формах:

  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;
  • определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;
  • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов;
  • контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга РФ.

Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они:



  • получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
  • используют федеральную собственность либо управляют ею;
  • имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные аудиторские фирмы и отдельных экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.

При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам Счетной палаты предоставлены следующие права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к делу прилагается опись или копия изъятых документов. Вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе.

О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания. Эти материалы публикуются в периодическом издании “Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации”, а также на официальном сайте www.ach.gov.ru.

Если в ходе ревизии были выявлены нарушения, наносящих государству прямой ущерб и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание подписывается Председателем Счетной палаты или его заместителем. Оно является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.

Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий:

  • предварительный контроль проекта бюджета будущего года;
  • оперативный контроль в процессе исполнения бюджета текущего года;
  • последующий контроль (комплексная документальная ревизия исполненного бюджета).

Таким образом, в течение каждого года Счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет – прошлого, текущего и будущего. Бюджет прошлого года находится в стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в проект бюджета на очередной год, проходят экспертную проверку. Они сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов и расходов, внешних и внутренних заимствований. Учитывается информация о социально-экономическом положении страны, прогнозы развития экономики в целом, отдельных отраслей и регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения:

  • соответствие законопроекта Бюджетному кодексу и другим нормативным актам;
  • прогноз исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета;
  • основные характеристики бюджета и его особенности;
  • доходы и расходы федерального бюджета;
  • государственный долг и заимствования, обслуживание и погашение долговых обязательств;
  • взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней и внебюджетными фондами;
  • программная часть проекта бюджета, и др.

Счетная палата может также вносить предложения по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.

Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата в проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Основными приемами оперативного контроля являются:

  • анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками бюджетного процесса;
  • обработка копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством финансов и Центральным банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;
  • анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Центрального банка и кредитных организаций, осуществляющих операции со средствами федерального бюджета;
  • обобщение результатов контрольных мероприятий, проводимых по поручениям Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;
  • выборочные экспресс-проверки, необходимые для уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;
  • экспертные оценки.

На основе данных оперативного контроля Счетная палата составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета. Форма отчета утверждена Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. В нем отражаются фактические показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим итогом, то есть за истекший период с начала года. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и после этого направляется обеим палатам парламента.

После окончании финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Для этого создается специальная рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счета казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.

По результатам комплексной ревизии составляются первичные акты, число которых измеряется несколькими сотнями, и сводный акт. На этой основе Счетная палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

Экспертно-аналитической деятельность Счетной палаты заключается в экспертизе проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также в подготовке аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

Счетная палата проводит экспертизу проектов:

  • федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;
  • законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;
  • международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.

По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых решений.

Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.

Счетная палата РФ – это парламентский орган, осуществляющий финансовый контроль в Российской Федерации.

Структура и задачи Счетной палаты РФ

Счетная палата РФ — это действующий государственный орган, осуществляющий контроль над финансами страны; образуется Федеральным Собранием РФ.

К задачам Счетной палаты относятся:

  • Организация контроля исполнения доходных и расходных статей бюджета страны, внебюджетных федеральных фондов;
  • Оценка эффективности и целесообразности расходов, использования федеральной собственности;
  • Определение обоснованности как доходных, так и расходных статей бюджета;
  • Проведение финансовой экспертизы законопроектов федерального значения, нормативных правовых актов, касающихся распределения бюджетных средств;
  • Анализ отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложения по их устранению и совершенствованию бюджета в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Счетная палата как государственный финансовый контроль 400 руб.
  • Реферат Счетная палата как государственный финансовый контроль 240 руб.
  • Контрольная работа Счетная палата как государственный финансовый контроль 250 руб.

Объектом контроля Счетной палаты являются средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также федеральная собственность.

Счетная палата РФ также имеет полномочия в контроле за состоянием государственного долга страны и использованием кредитных ресурсов.

К субъектам, на которые распространяются контрольные полномочия рассматриваемого государственного органа, относятся:

  • Государственные органы и учреждения;
  • Предприятия, банки, органы местного самоуправления, страховые компании, иные финансово-кредитные учреждения;
  • Негосударственные фонды, общественные объединения и т. д.

Организационная структура Счетной палаты включает следующие звенья:

  • Председатель Счетной палаты, его заместитель;
  • Аудиторы Счетной палаты;
  • Аппарат Счетной палаты.

В компетенции председателя входит руководство деятельностью Счетной палаты, предоставление отчетов о проделанной работе Совету Федерации, Государственной Думе.

Аудиторы в Счетной палате — это должностные лица, которые возглавляют конкретные направления ее деятельности.

Аппарат в Счетной палате включает инспекторов и других штатных сотрудников, которые занимаются непосредственной организацией и контролем в рамках компетенции Счетной палаты.

Особенности контрольной деятельности Счетной палаты

Реализация контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты РФ происходит в таких областях:

  • Своевременное исполнение доходных/расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объему, структуре, целевому назначению, обоснованность проектов бюджета страны;
  • Эффективность и целесообразность использования государственной собственности, поступление в бюджет денежных средств от использования государственной собственности;
  • Состояние государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, использование кредитных ресурсов;
  • Состояние банковской системы страны: получение, перечисление, использование средств федерального бюджета, использование федеральной собственности.

Контрольно-ревизионная деятельность — это основной вид деятельности Счетной палаты, который осуществляется по всем направлениям.

Можно выделить наиболее серьезные нарушения, которые способна выявить Счетная палата:

  • Нецелевое расходование средств бюджета;
  • Неэффективное расходование денежных средств, имеющихся материальных ресурсов;
  • Недостача не только денежных средств, но и материальных ресурсов;
  • Неполное поступление соответствующих платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • Наличие излишков денежных средств и материальных ценностей;
  • Неправомерное расходование материальных ресурсов, денежных средств;
  • Иные финансовые нарушения.

Характеристика экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ

К экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты относится экспертиза законопроектов, международных договоров, программ федерального значения и других документов, которые так или иначе касаются федерального бюджета, внебюджетных фондов государства, федеральной собственности. Счетная палата использует единую систему контроля федерального бюджета, основой которой является непрерывный контрольный цикл в три года. Данный цикл состоит из трех стадий:

  • Осуществление предварительного контроля проекта бюджета на будущий год;
  • Осуществление оперативного контроля при исполнении бюджета в текущем году;
  • Осуществление последующего контроля, что выражается в комплексной документальной ревизии исполненного бюджета.

При предварительном контроле показатели, которые были заложены в проект бюджета на будущий год, проверяются экспертами. В ходе проверки проектные показатели сопоставляются с показателями исполнения бюджета в текущем году при учете социально-экономического положения страны, прогнозов развития экономики и т. д. На основании сопоставления составляется заключение о проекте федерального бюджета, утверждаемое Коллегией счетной палаты, в котором отражается следующее:

  • Соответствие законопроекта бюджета Бюджетному кодексу;
  • Прогноз базовых макроэкономических показателей;
  • Важнейшие характеристики бюджета;
  • Статьи доходов и расходов бюджета;
  • Величина государственного долга и объем заимствований и т. д.

Оперативный контроль выполнения бюджета проводится в текущем году. Счетной палатой проводится проверка полноты и своевременности поступлений денежных средств, расходования бюджетных ассигнований, сопоставляются фактические данные с утвержденными показателями, вносятся предложения по совершенствованию бюджета.

В ходе оперативного контроля анализируются специальные формы отчетности, обрабатываются копии первичных платежных документов, обобщаются результаты контрольных мероприятий, дается экспертная оценка.

По окончании финансового года Счетной палатой проводится комплексная документальная ревизия уже исполненного бюджета. С этой целью создается специальная рабочая группа, которая проверяет все платежные документы, лицевые счета казначейства и т. д.

МОСКВА, 14 янв /ПРАЙМ/. Двадцать пять лет назад создана Счетная палата России.

Ниже приводится справочная информация.

Кудрин назвал главные риски для роста российской экономики

Согласно Конституции РФ (статья 101), Счетная палата Российской Федерации образована Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Датой основания Счетной палаты России принято считать 14 января 1995 года – в этот день вступил в силу Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", подписанный первым президентом России Борисом Ельциным.

Образованию Счетной палаты предшествовал ряд учреждений в России, осуществлявших контрольно-ревизионную функцию. Первым органом государственного финансового контроля был Счетный приказ, созданный в 1647 году. Однако он был не постоянно действующим учреждением, а, скорее, временной комиссией.

В 1717 году царем Петром I была создана Ревизион-коллегия, упраздненная в 1788 году в связи с губернской реформой. В XIX – начале ХХ веках ее функции осуществлял Государственный контроль Российской империи. После Октябрьской революции в советское время были созданы Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин, РКИ), Комиссия советского контроля при Совете народных комиссаров СССР, затем Комитет народного контроля СССР и другие высшие контрольные органы.

В 1992 году Верховный Совет Российской Федерации образовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации, на который возлагался контроль за исполнением бюджета, соблюдением законности и повышением эффективности расходования государственных средств. В 1993 году он был передан в ведение правительства, в апреле 1994 года – Государственной Думы. 30 декабря 1994 года Контрольно-бюджетный комитет был ликвидирован в связи с принятием Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

В 2013 году был принят новый закон о Счетной палате России. Необходимость в нем была связана с тем, что с 1995 года в стране серьезно изменилась практика бюджетного процесса и управления федеральной собственностью, а также понимание роли внешнего государственного аудита в системе госуправления. В законе 2013 года был принципиально изменен статус Счетной палаты. Если в законе 1995 года Счетная палата характеризовалась в качестве просто органа государственного финансового контроля, то теперь она является "высшим органом внешнего государственного аудита (контроля)" с исключением термина "финансового", был существенно расширен функционал Счетной палаты.

Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ. Она обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Ее деятельность не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы.

Миссия Счетной палаты – содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

— определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам России порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;

— анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;

— оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов;

— определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов России;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях России;

— обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Согласно "Стратегии развития Счетной палаты на 2018-2024 годы", стратегической целью Счетной палаты является расширение возможностей достижения национальных целей за счет совершенствования системы государственного аудита в Российской Федерации.

Счетная палата РФ входит в Международную организацию высших органов аудита ИНТОСАИ. Как председатель ИНТОСАИ в 2019-2021 годах и вице-председатель в 2022-2024 годах играет ведущую роль в установлении лучших практик и разработке стандартов на мировом уровне.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой, заместитель председателя Счетной палаты – Советом Федерации по представлению президента сроком на шесть лет. Также по представлению президента России Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет. Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.

Председателем Счетной палаты с мая 2018 года является Алексей Кудрин, заместителем с сентября 2019 года – Галина Изотова.

В 2018 году Счетной палатой было проведено 419 мероприятий, из них 278 контрольных, 67 экспертно-аналитических. На основании поручений и обращений президента РФ, постановлений, предложений и обращений палат Федерального Собрания, а также обращений органов прокуратуры, правоохранительных органов и органов государственной безопасности было осуществлено 78 мероприятий.

Помимо контрольной деятельности Счетная палата курирует ряд наиболее социально важных тем в проектах "Штрих" (лесное хозяйство и экология, дети-сироты, незавершенное строительство и др.).

Счетная палата РФ

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Соответственно, она не относится ни к одной ветви власти. Одни считают это основным недостатком в правовом регулировании данного органа 1 См.: Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М., 1998. С. 297. , другие, напротив, видят преимущества — организационно-функциональная самостоятельность Счетной палаты и ее равноудаленность от соответствующих ветвей государственной власти может стать одним из наиболее важных условий для оперативного и результативного устранения выявляемых нарушений бюджетного законодательства 2 См.: Степашин С. В. Конституционный аудит. М., 2006. С. 176. .

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества

Закон прямо не распространяет на физических лиц право Счетной палаты РФ на проведение контрольных мероприятий, однако в Таможенном и Налоговом кодексах РФ предусмотрено предоставление таможенных и налоговых льгот физическим и юридическим лицам. В связи с этим в литературе ставится вопрос, может ли Счетная палата РФ осуществить проверку физического лица или индивидуального предпринимателя в случае предоставления им налоговых и таможенных льгот. И дается утвердительный ответ, но только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых (таможенных) льгот 3 См.: Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ // Финансовое право. 2007. № 5. .

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты.

В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

  • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

Известно, что нормативного определения ревизии нигде не приводится. Существуют лишь отдельные попытки закрепить на уровне инструкций определение, порядок, цель и задачи ревизии и проверки.

В литературе ставится и вопрос о подконтрольности самой Счетной палаты и поиске действенной процедуры проверки, не противоречащей конституционному принципу разделения властей. Один из вариантов — назначение аудитора для проверки финансовой деятельности Счетной палаты на конкурсной основе. Другой интересный опыт — проверка контрольно-счетных органов аналогичными органами иностранных государств (например, устоявшейся практикой стала проверка финансовой деятельности Счетной палаты США аналогичным органом Канады, Счетный суд Франции проверяет Генеральная счетная палата Нидерландов) 4 См.: Окулич И.П., Усатов Д.Н. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. .

Читайте также: